Далее автор пособия на протяжении 50 страниц касается вопросов оправдания во Христе, искупления, веры, закона. Делаются следующие выводы: «Грешников Бог не слушает! Но если я праведник, я буду иметь совсем другие права и льготы… Святой – это статус христианина» 86 , – и далее все в таком же духе, то есть христианин в их понимании должен считать себя святым и праведным в силу своей веры и искупительной жертвы Христа. Впрочем, в этом вопросе нет ничего нового. Типичный протестантский тезис – спасение по вере в искупительную жертву Христа. Итак, как сказано в Библии: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). на каком основании православный считает себя грешником? Чтобы получить ответ, обратимся к Божественному Откровению и зададим себе вопрос: как Иисус Христос относился к грешникам и к людям, которые считали себя праведниками? В Евангелии есть история, которую рассказывает Спаситель народу. О том, как два человека вошли в храм помолиться. Один был мытарь, другой – фарисей. Фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» ( Лк.18:11, 13–14 ). Перед нами два человека. Один – фарисей с сознанием праведника, а другой – мытарь с сознанием грешника. Мытарь, по словам Христа, считающий себя грешником, уходит оправданным, покаявшимся, в какой-то степени праведником. Другими словами, оправдан тот, кто считает себя грешником, кается в этом и носит в себе это покаянное состояние и сознание. Но автор пособия не согласен с Евангелием и со словами Иисуса Христа. По мнению новопоколенцев, все совсем наоборот. «Сознание грешника, – утверждает автор, – перечеркивает работу и подвиг Иисуса Христа. А «говорить “Я праведник” – это не гордость, это глубокое смирение перед Богом 87 . А когда говорят: “Я грешник, я недостоин, я не заслуживаю”, то это гордость, отвержение Искупительной Жертвы Иисуса Христа» 88 . Но, во-первых, само Св. Писание учит говорить, что мы грешны:«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.8–10 ). «Вся праведность наша – как запачканная одежда» ( Ис.64:6 ). Во-вторых, учит говорить о собственном недостоинстве. Снова и снова обратимся за ответом к Библии, где сказано: «Говорит ли кто, говори как слова Божии» ( 1Пет.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Далее автор пособия на протяжении 50 страниц касается вопросов оправдания во Христе, искупления, веры, Закона. Делаются следующие выводы: «Грешников Бог не слушает! Но если я праведник, я буду иметь совсем другие права и льготы… Святой – это статус христианина» , – и далее все в таком же духе, то есть христианин в понимании «Нового поколения» должен считать себя святым и праведным в силу своей веры и Искупительной Жертвы Христа. Впрочем, тут нет ничего нового. Типичный протестантский тезис: спасение по вере в Искупительную Жертву Христа. Сказано в Библии: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Итак, на каком основании православный считает себя грешником? Чтобы получить ответ, обратимся к Божественному Откровению и зададим себе вопрос: как Иисус Христос относился к грешникам и к людям, которые считали себя праведниками? В Евангелии есть история, которую рассказывает Спаситель народу, – о том, как два человека вошли в храм помолиться. Один был мытарь, другой – фарисей. Фарисей молился так: «“Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…” Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18: 11, 13–14). Перед нами два человека. Один – фарисей с сознанием праведника, а другой – мытарь с сознанием грешника. Мытарь, считающий себя грешником, уходит, по словам Христа, оправданным, покаявшимся, в какой-то степени праведником. Другими словами, оправдан тот, кто считает себя грешником, кается в этом и носит в себе это покаянное состояние и сознание. В «Новом поколении» убеждены: «Говорить: “Я праведник” – это глубокое смирение перед Богом». Всё перевернуто с ног на голову! Но автор пособия не согласен с Евангелием и со словами Иисуса Христа. По мнению новопоколенцев, все совсем наоборот. «Сознание грешника, – утверждает автор пособия, – перечеркивает работу и подвиг Иисуса Христа»; а «говорить: “Я праведник” – это не гордость, это глубокое смирение перед Богом» . А когда «говорят: “Я грешник, я недостоин, я не заслуживаю”, то это гордость, отвержение Искупительной Жертвы Иисуса Христа» . Но, во-первых, само Священное Писание учит говорить, что мы грешны: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1: 8–10). «Вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64: 6). Во-вторых, Писание учит говорить о собственном недостоинстве. Снова и снова обратимся за ответом к Библии, где сказано: «Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1 Пет. 4: 11).

http://pravoslavie.ru/107458.html

Евангельский отрывок Методический материл Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 18 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18:10-14) Методический материал В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 89 (Лк 18:10-14), притча о мытаре и фарисее, откуда и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение). В притче рассказывается о двух людях, вошедших в храм. Один из них был ревностным фарисеем, тщательно выполнявшим предписания закона Моисея; войдя в храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря. А другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. Мытари очень часто злоупотребляли своим положением и брали лишнее, обижая иудеев (например, Закхей мытарь); поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Обличая фарисеев, Иисус Христос в своих беседах мытарей ставил в один ряд с блудницами. Мытарь не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, читая собственную молитву: «Боже, милостив буди мне грешному». В конце притчи говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Это первая подготовительная неделя к Великому посту. Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся. Притчею о мытаре и фарисее, которая звучит на богослужении в начале недели — в воскресенье, Церковь показывает нам верные пути к очищению сердца:

http://bible.predanie.ru/pervaya-podgoto...

егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк 17,10) . Господи! без Тебя мы не можем творити ничесоже (Ин 15,5) . Дай Ты нам это смиренномудрие мытаря и изгони из нас всякий помысел гордости фарисейской. Да памятуем мы всегда, что мы все Твои со всем что мы имеем и что видим вокруг себя, и нам нечем, совершенно нечем похвалиться. Аминь. БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ Нынешняя неделя в церковном порядке недель называется неделей мытаря и фарисея. Так названа она оттого, что в нынешний день читается из Евангелия притча Господня о мытаре и фарисее. В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение. Молитва — великое дело: через молитву человек сообщается с Богом, получает от Него разные дары благодати; благодарит Его, как Благодетеля за непрестанные Его милости, или славит Его, как всесовершенного Творца. Фарисей и мытарь молились в церкви. " Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь " . Фарисей молился так: " Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю " . Мытарь молился совсем не так. Он говорил не много, но много скорбел о грехах своих; не поднимал перед другими голову, но, поникши лицом в землю, от сильной скорби ударял себя в грудь и говорил только: Боже милостив буди мне грешнику . Которого из них молитва была приятна Господу и которого — нет, всякий знает: мытарь пошел из церкви домой более оправданным, хотя был грешник, а фарисей — нет, хотя и делал дела правды законной (Лк 8, 10) . Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он был смирен и имел на молитве сердце сокрушенное; а давно уже сказано святым пророком и царем Давидом, что

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Кем они считали себя? Кого называли мытарями? Почему мытарей не любили? и за кого их считали? Как молился этот фарисей? и чем он хвалился? Что говорил он про других людей? На кого он указывал, как на великого грешника? Какой грех совершал фарисей, когда указывал на недостатки других людей? Как же молился мытарь? Почему он боялся поднять глаза на небо и остановился у входа в храм? Какую молитву он повторял? На что надеялся мытарь, думая получить прощение от Отца Небесного? Кого же оправдал Отоц Небесный? Господь не принял молитвы фарисея за его гордость, за то, что он возвышал себя перед ближними и унижал их. Мытаря же Бог простил, потому что он раскаялся в своих грехах и усердно просил прощения. Поэтому Спаситель, сказав притчу, прибавил, что мытарь пошел в дом свой оправданным более, нежели фарисей, потому что Бог унижает всякого, кто сам себя возвышает, а унижающего Бог возвышает. Кто тут гордился своими делами и возвышал себя перед другими? А кто же унижающий себя? Чья же молитва была угоднее Богу? и почему? Как об этом сказал Спаситель? Теперь вы видите, что одних собственных заслуг недостаточно для того, чтобы Бог принял нашу молитву. Фарисей, кажется, всё сделал – и постился, и молился, и милостыню подавал, а между тем Отец небесный не принял его молитвы, потому что он надеялся на свои заслуги и осуждал других. Мытарь же ничего хорошего не знал за собою, но надеялся на милосердие Божие, и Бог оправдал его. А вы знаете, что Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы пострадать за нас и спасти нас от греха. И Он пострадал. Его распяли на кресте, Он умер и в третий день воскрес. Смертью Своею Иисус Христос спас нас от греха, и вот ради этих заслуг Иисуса Христа Отец Небесный простит нам, если мы попросим Его об этом. Для чего пришел Иисус Христос на землю? Как Он пострадал за нас? Ради чего Бог прощает нас, если мы Его просим? Повторим еще раз всю притчу. Чему же учит нас эта притча? как мы должны молиться Богу? Мы должны молиться, как мытарь, с искренним раскаянием в своих грехах и с упованием на милосердие Божие и просить во имя крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. И если мы сделаем что-нибудь хорошее, то не будем гордиться и хвастаться нашими добрыми поступками, а также не будем осуждать своих ближних за грехи, потому что мы сами постоянно грешим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Многие приходят в храм уже сформировавшимися людьми. Например, открывается новый приход, и убеленной сединами бабушке дается послушание следить за подсвечниками. Так вместо того, чтобы объяснять людям, как ставить свечу, вместо того, чтобы рассказать, что свеча символизирует человеческую душу, что это наша жертва Богу, что воск – это наши добрые дела и молитвы, а огонь – это пламя нашей веры, она настолько буквально воспринимает послушание, что просто отгоняет всех от подсвечника. «Любовь не мыслит зла…» Глава из новой книги архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» – Владыка, мы говорили о том, что грех возникает как результат нарушения богоданного Закона, а сам Закон, по словам апостола Павла, это прежде всего «детоводитель» ко Христу. Достаточно ли буквально соблюдать заповеди, чтобы прийти к Богу? – У нас есть притча о мытаре и фарисее, рассказанная Самим Христом (Лк. 18. 10–14): «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Фарисей – человек, притязавший на святость, всеми уважаем, он гордо стоит в первых рядах и всем своим видом показывает свою праведность. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», – говорит он. А мытарь, сборщик налогов, человек, всеми презираемый, – мытарей считали притеснителями, людьми греховными, нередко им даже не позволяли входить в храм, – так вот, мытарь приходит к Богу с осознанием своей греховности. Он, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо, твердит только одну молитву: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!». Она так и называется молитвой мытаря, и в ней отражено то состояние души раскаявшейся, которое и должно быть у человека, если он желает избавиться от греха. Мытарь, понимая свою греховность, обнажает перед Богом душу и просит Его о милосердии. И Христос говорит, что Бог его прощает. А фарисей уходит непрощенным: соблюдая все заповеди, он формально чист, но своим поведением он пытается поставить Закон выше самого Бога.

http://pravmir.ru/lyubov-ne-myslit-zla/

На могильном памятнике одного купца в Даниловом монастыре есть такая надпись: «Все, что он потратил для себя, то пропало. Все, что он раздал нищим, пошло за ним». Вот об этом нужно все время думать и помнить о том часе, когда предстанем пред Судом Божьим. Чего в нашей жизни окажется больше: доброго или злого? Эгоизма, самолюбия, сластолюбия или милосердия, сострадания, доброго и милующего сердца? Потому что именно по нашему сердцу, по нашим делам будет судима и вся наша жизнь. Это важно помнить! Заповеди блаженства Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла и греха. Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди, изложенной в главе 5й Евангелия от Матфея, дал наставления о том, что должен делать христианин, чтобы обрести блаженство в будущей вечной жизни. Кто ты, мытарь или фарисей? Евангельская притча рассказывает о том, как в храм Божий вошли два человека — фарисей и мытарь. Пришли они за одним и тем же — получить от Бога благословение и прощение своих грехов. Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь ( Лк.18:11 ), — показывая на человека, который стоял рядом с ним. Называя его в этом ряду грешников, фарисей подвел итог всей его жизни, потому что мытари в те времена в еврейском народе считались людьми последними, они жили неправедно, грабили, обманывали и были, как правило, корыстолюбивы, лицемерны и злобны. А мытарь, стоя в храме, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! ( Лк.18:13 ). И далее Евангелие говорит нам о том, что он ушел домой оправданным, а фарисей — осужденным. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, — говорит нам Господь, — а унижающий себя возвысится ( Лк.18:14 ). Эта притча всем нам великое вразумление, чтобы каждый из нас уже сегодня положил начало покаянию, начало очищению своей души, чтобы мы посмотрели внутрь себя, в свое сердце. Нет такой высоты, с которой невозможно было бы не упасть, и нет такого греха, беззакония и неправедной жизни, с которых не было бы восстания. Поэтому Господь в Евангелии укоряет фарисея не за праведные дела, но за то, что он превозносится этими делами и свое спасение души полагает на внешние добродетели. Мытаря Он отнюдь не хвалит за то, что он пришел с бездной беззаконий. Мытари были ставленниками римских оккупантов: они собирали подать со своего народа, были жестокими, немилосердными и кровожадными. И вот этот мытарь одумался и решил, что не может так дальше продолжаться, нельзя жить в беззаконии и грехах, на чужом несчастье своего счастья не построишь — сколько бы денег ни собирал, каким бы богатым ни был, все равно счастья в жизни не будет. Счастья без Бога еще никто не построил.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Но вернемся к мытарю и фарисею и прикоснемся к тайне каждого. Господь приоткрывает, о чем «сам в себе» молился фарисей: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Слышишь эту молитву, и чувствуешь, что перед фарисеем все время стена чужих грехов. За этой стеной уютно, потому что на этом фоне растешь и растешь в своих глазах. Но Бога-то за этой стеной совсем не видно! А что же мытарь? А перед его глазами тоже только стена грехов. Но – грехов собственных. И ему не от кого отворачиваться, не от кого брезгливо отодвигаться. Стоя в храме, он все время помнит, кто он, где он, перед Кем он. Поэтому он не смеет даже «поднять глаза на небо», и только, «ударяя себя в грудь», без конца повторяет: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Господь рассказал эту притчу для тех, «которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других» ( Лк.18:9 ). Он показал, что как нельзя одновременно смотреть вперед и назад, так невозможно видеть одновременно и свои, и чужие грехи. Когда занимаешься разглядыванием чужих, то не видишь своих, и не испытываешь нужды в покаянии. А когда по-настоящему увидишь свои, то обо всем забудешь, и начнешь, как мытарь, бить себя в грудь и плакать: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Мытарь ощутил духовную нищету, и Бог ему необходим, чтобы хоть во что-то одеться, и «чтобы не видна была срамота наготы» его ( Откр.3:18 ). Мытарь открыт Богу, и стоит перед бездной Божьего милосердия, и в этом залог его будущего бесконечного обогащения. А фарисей ушел ни с чем, потому, что у него итак все есть, и Бог ему не нужен. Господь же, как в песне Пресвятой Девы, «алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем». Ладно, если бы фарисей хоть благодарил за помощь в борьбе с грехами. Но чувствуется, что он и не боролся, и не пролил ни пота, ни крови. Все досталось ему с рождения, даром. И он, как тот нерадивый раб, который получил от своего господина один талант, но не преумножил его, гордо заявляет: «вот тебе твое» ( Мф.25:25 ). Фарисей хвалится, что у него нет таких грехов, как у «прочих людей». Но что же у него есть? А есть лишь то, что он постится два раза в неделю и дает десятину от всего, что приобретает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Нынешний воскресный день называется в церковном порядке неделею о мытаре и фарисее; мытарь – символ лихоимца и кающегося грешника, а фарисей – высокомерного ученого, или надменного поклонника своего разума, презирающего прочих людей. Замечательно, что оба они вошли в церковь помолиться, и каждый по-своему молился Богу. Молитва фарисея была похвальба своими добрыми делами. Господи, говорит, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, буди милостив ко мне грешнику ( Лк. 18:10–14 )! Каков же был истинный, непогрешительный суд Божий о том и другом? – Говорю вам, сказал Господь народу, слушавшему Его, что мытарь пришел в дом свой оправданным больше чем фарисей. Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Вот праведное суждение Испытующего сердца и внутренности Господа, подобное тому, какое Он произнес в другом случае о людях, клавших свои приношения в церковный ящик, между коими была одна вдова, положившая в него две последние свои полушки, которые признаны большими многих рублей, положенных богатыми. Фарисей погубил свои добродетели гордостью и бахвальством, а мытарь угодил Богу своим смирением, покаянием и сознанием своей духовной бедности, своих многих грехов. Несомненно, что с одной стороны Господь имел здесь ввиду известные отдельные личности, а с другой стороны как праведный всех Судия, имеющий судить весь мир, Он зрел сердца и согрешения людей всех веков и всех мест из всех народов земного мира, и обо всех подобных мытарю и фарисею – произнес Свой непогрешительный суд. Какой отсюда урок всем нам? Тот, что никто из нас, кто бы он ни был, ученый или неученый, знатный или простой, богатый или бедный – ничем не должен возноситься, потому что нет у нас ничего своего, как своей собственности, а все – Божие – душа и тело, все способности и всякие преимущества, а наши только бесчисленные грехи и немощи, общие всем без различия, которые мы должны всегда знать и помнить, и в коих всегда каяться смиренно, творя плоды покаяния, никого не осуждая, и себя почитая хуже и ниже других, и благодаря Бога за то, что Он не наказует нас праведно по грехам нашим и щадит нас отечески.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

От того-то истинно смиренными всегда бывают только люди с совершенствами, люди великие и святые; только у таких людей достанет духу говорить о себе: «я земля и пепел, я червь, а не человек». Итак, слушатели благочестивые, смирение не есть признак слабого и малодушного человека. Гордые люди всегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы, смиренная выя есть признак величия духа, а гордое чело отпечаток малой души. И потому не будем смущаться, хотя бы нам довелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизит высокого человека. Впрочем, смиряя себя пред другими, не будем раболепствовать им, как это делают люди низкие и слабые пред высшими; истинное смирение и в унижении не унижается, и во мраке сияет святостью. Господи Боже наш, показавый меры смирения в Твоем крайнем снисхождении, облагодати нас в служении друг другу и вознеси Божественным смирением. Аминь. 44. В неделю Мытаря и Фарисея Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется ( Лк.18:14 ). К некоторым людям, которые уверены были о себе, что они праведны, и других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу: «Два человека пришли в храм молиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! милостив буди мне грешному. Я вам сказываю, – прибавляет Иисус Христос, – что сей мытарь пошел оправдан в дом свой, а не тот фарисей! Ибо всяк, возвышающий сам себя, унизится, а унижающий себя возвысится». Итак, вот что значит хвалиться собой, а других унижать! Посмотрите на этого фарисея, молящегося в храме Божием. Он ни у кого ничего не отнимал, никого ничем не обижал, вел жизнь целомудренную; два раза в неделю постился; десятую часть из имения отдавал в Церковь и на бедных. Кто не скажет, что фарисей этот – человек праведный? Однако же не он пошел оправдан в дом свой, а мытарь. Да, этот фарисей добродетельный погубил все свои добродетели тем, что похвалил себя, а ближнего унизил.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010