Отец же его изшед моляше его ( Лк. 15:28 ). Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости: просит отец чрез апостолов; просит чрез проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: молим по Христе, примиритеся с Богом ( 2Кор. 5:20 ). И в другом месте: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Он же отвещав рече отцу: се толико лет работаю тебе ( Лк. 15:29 ). Отец милостиво молит о согласии: а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божьей. Но какая же правда более той правды Божьей, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? Се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих; как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал спасению другого, что хвалился правдою пред Богом, когда никто пред ним не чист. Ибо кто может радостно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день был жития его на земле? Давид исповедует: в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). И в другом месте: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? ( Пс. 129:3 ). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! Се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих. Относительно сего говорит апостол Павел: что убо речем? яко языцы не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры. Израиль же гоня закон правды, в закон правды не постиже: чесо ради? зане не от веры, но от дел закона ( Рим. 9:30–32 ). Таким образом и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, обращался без преткновения в области правды, яже от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: Боже хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь ( Лк. 18:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мытари же были субарендаторами богатых откупщиков ( Лк. 19, 2 , старший мытарь), купивших право сбора пошлин на данной территории на аукционе. Обычай сдавать пошлины в аренду был, видимо, распространен по всей Палестине – как в областях, управляемых царями из рода Ирода, так и в тех, кото­рые были колонизированы римлянами. Понятно, почему ненависть населения была обращена именно на мытарей. Несомненно, что и сборщики налогов позволяли охранявшим и защищавшим их поли­цейским превышать свои полномочия ( Лк. 3:14 ). Однако мытари были в несравненно большей степени подвержены искушению обманывать, так как они при любых обстоятельствах должны были выбить арендную плату плюс дополнительную прибыль. Они пользовались тем, что население на знало таможенных тарифов, и беззастенчиво набивали свой карман». –Иеремиас И. С.131–2. 73 «Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок. Оно применялось не только в общем значении..., но и в специальном – к людям презираемых профессий. До нас дошли таблицы с перечнем занятий, подвергавшихся поруганию... К этой категории грешников относили, в числе прочих, игроков в кости, ростовщиков, сборщиков налогов, мытарей, а также пастухов (их подозревали в том, что они выгоняют стада на чужие поля и утаивают часть доходов)». – Иеремиас И. С. 130–1. 76 Oi(nh/pioi лучше перевести как «необразованные», «простецы» или «те, которые пока что не слишком много знают», «невежественные» – и в этом смысле «младенцы» (как в СП) или «дети». – См. Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию то Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания. Пер. с англ. РБО. 1998. С. 328. 81 «Первоначально parabolh/притча., за которым стоит арамейское matla, имело в этой логии значение не «притча», а «загадка» – как показывает параллельное musth/rion тайна.». – Иеремиас И. С. 142. 85 В этом отношении славянский перевод достоин всяческого доверия и имеет большое значение для тех, кто не имеет возможности ознакомиться с греческим подлинником. 86 Дело осложняется еще и тем, что слово «силой» Синодальный перевод вводит по смыслу там, где этого слова нет в греческом (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? Се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих; как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал спасению другого, что хвалился правдою пред Богом, когда никто пред Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день был жития его на земле? Давид исповедует: В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). И в другом месте: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? ( Пс. 129:3 ). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! Се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих. Относительно сего говорит апостол Павел: Что убо речем? яко языцы не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры. Израиль же гоня закон правды, в закон правды не постиже: чесо ради? Зане не от веры, но от дел закона ( Рим. 9:30–31 ). Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, обращался без преткновения в области правды, яже от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: Боже, хвалу Тебе, воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь ( Лк. 18:11 ). Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: сей изъядый имение твое с любодейцами? На слова сына: николиже заповеди твоя преступих – отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: Чадо, ты всегда со мною еси. Не сказал: ты говоришь правду, ты делал все, что я повелевал; но говорит: ты всегда со мною еси, – со мною посредством закона, которому ты подчинен; со мною, когда познаешь меня в пленениях; со мною не потому, что соблюдаешь мои заповеди, но потому, что я не позволил тебе отойти в далекую сторону; со мною, наконец, потому, что я сказал Давиду: Аще оставят сынове его закон Мой и в судьбах Моих не пойдут: аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них ( Пс. 88 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Человек оставляет свои прежние привычки и привязанности, отрекается от своего прошлого и начинает новую жизнь во Христе, в союзе с Богом. Так и в ныне читаемом Евангелии ( Лк. 19:1–10 ), в котором говорится о спасении Господом некоего Закхея-мытаря. сборщика податей. В то время Иудея была покорена римлянами, и иудеи обязаны были платить им подати; вот для сбора этих податей римляне ставили не своих сограждан, а иудеев же, которые отступили от Бога и не очень были разборчивы в нравственном отношении. Так вот, Закхей был не простой мытарь, а бе старейстарший, самый первый; и бе богат. Безусловно, от своего дела он имел большие барыши и таким неправильным путём нажил большое богатство, на котором сидел, удовлетворяя только свои прихоти. Но всё-таки его совесть не была совсем покойна и временами обличала его. В это время по всей Палестине уже было известно об Иисусе Христе и Его учении. Слышал об этом учении и Закхей и ещё больше тревожился духом, и наконец решился посмотреть на этого Великого и Необыкновенного Человека. Узнав, что Иисус идёт в Иерихон, он вышел на дорогу и стал ждать приближения Его, но так как Спаситель был окружён народом, а Закхей был маленького роста, то он, боясь пропустить удобный момент увидеть Христа, залез на смоковницу, чтобы с дерева взглянуть на Него. Христос приблизился к этому месту, взглянул на Закхея и тут же увидел, что из этого человека, грубо говоря, выйдет толк, а Закхея огненный взгляд Божественного Учителя прожёг, как огнём, пронизал душу и всё там перевернул, как будто взбудоражил грязную мутную воду. Я слышал от своих старцев, что, например, Амвросий Оптинский имел такой взгляд, который жёг и обличал грехи начисто, и редкие люди в состоянии были выносить такой взгляд. Вот Господь подошёл к дереву и велел Закхею слезть с него, идти скорее домой и встречать Его у себя дома. Этого Закхей, конечно, никак не ожидал. Он, презираемый всеми, не был обличён этим Великим Человеком, Который повелевает небом и землёй (чудо о прекращении бури на море было всем известно), а наоборот, услышал от Него ласковое обращение, получил доброту и любовь и, радостный, побежал домой, чтобы принять Учителя! Окружающие были поражены поступком Христа и начали даже роптать, что Христос идёт в дом грешника – мытаря, презираемого всеми, забывая Его слова, что Он пришёл не здоровых лечить, а грешников призвать на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Божество превышележащее», и θετης φειμνη, т. е. «Божество ниспускаемое»), навлекали на него обвинения в отступлении от принципа строгого единобожия (как бы два Бога — трансцендентный в сущности, имманентный в энергиях); его оппоненты ссылались на традиционное положение об абсолютной «простоте» Бога. Г. П. ссылался на самотождественное различие сущности и энергий: «Если бы к божественной и непостижимой сущности не принадлежали отличные от нее энергии, она была бы совершенно несуществующей и воображаемой» (Cap. phys. 136, PG col. 12Id). По его учению, существующее в мысли и для мысли различение не нарушает «простоты» и неделимости Божества, и единство сущности сохраняется в многообразии энергий. Антропология Г. П. включает сложные психологические наблюдения. Идеал Г. П. — такое просветление духа, которое распространилось бы и на тело: человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал широкое воздействие на традицию поздневизантийской мистики и на те области культуры православного круга земель на исходе Средневековья, которые были наиболее доступны для влияния религиозно–философских идей. ДВЕНАДЦАТЬ АП0СТОЛОВ (апостол — греч. πστολος, «посланник»), избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро нервохристианской общины. Список Д. А. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») дается в синоптических Евангелиях (Мф. 10:2–4; Мк. 3:16–19; Лк. 6:14–16) и в Деяниях апостолов (1:13), причем порядок несколько варьируется; это братья Петр (Симои) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище — Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

" Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе " (Лк. 15, 29). Отец милостливо просит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией. Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? " Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего " ,-как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал опасению другого, что хвалится правдою перед Богом, когда никто перед Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день прожил на земле? Давид исповедует: " я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя " (Пс. 50, 7). И в другом месте: " если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,-Господи! кто устоит? " (Пс. 129, 3). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! " Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего " . Относительно этого говорит апостол Павел: " Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона " (Рим. 9, 30-32). Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, без преткновения в области правды, которая от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или- как этот мытарь " (Лк. 18, 11). Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: " этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами " (Лк. 15, 30)? На слова сына: " Никогда не преступал приказания твоего " , отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: " Сын мой! ты всегда со мною " (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Для наглядности приведем некоторые выдержки из текста «моления»: «Молитву произносит священник (если присутствует несколько священников, то старший из них). Во время произнесения молитвы священник стоит рядом с избранным общиной человеком, придерживающим левой рукой жертвенное животное благодарения, а правой зажженную свечу… Закалывание жертвенного животного благодарения происходит в чистом месте неподалеку от храма. Животное валят на землю на левый бок, мордой на восток. Старший режет жертвенное животное, а тушевание поручается молодежи. После того, как шея жертвенного животного перерезана, по ране на шее и по земле, куда вылилась кровь, несколько раз проводят головешкой, вынутой из костра... После произнесения молитвы, возглавляющий моление мужчина ставит чашу с вином на ритуальный столик, туда же он кладет вареные сердце и печень жертвенного животного, нанизанные на ореховую палочку- рогатку. Затем он отрезает от вареных сердца и печени жертвенного животного благодарения по кусочку, а также вынимает частицу пирога с сырной начинкой, и, обмакнув все это вино, возжигает на углях… К ритуальному столу присутствующие подходят по очереди в порядке старшинства (вначале мужчины, затем женщины и дети). Возглавляющий моление мужчина дает каждому подошедшему по куску вареных сердца и печени жертвенного животного и по куску пирога… Рога жертвенного животного вешают на ветки близстоящего дерева…». Сложно потом объяснить людям, выросшим на народных обычаях и видящих в деятельности о. Дорофея полное одобрение своих заблуждений, что каноны церковные под угрозой отлучения от Церкви, а для священнослужителей - извержения из сана, категорически запрещают участие в языческих обрядах и праздненствах (71 правило Святых Апостолов, 39 правило Лаодикийского Собора), что апостолы умоляют новообращенных из язычников христиан хранить себя от идолов (1 Ин. 5: 21), не вкушать от идоложертвенного, свидетельствуя, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу», что невозможно «быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10: 20-21). Что, наконец Сам Господь наш Иисус Христос, определяя меру крайнего нечестия, говорит: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник или мытарь» (Мф. 18: 17).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.  Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность. Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и принял с радостью, хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова. " Половину имения моего, Господи, - говорит он, - отдам нищим " . Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. Если кого чем обидел, он возвращает вчетверо, сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Им учению и трудились бы над разумением его со смирением. Вот некоторые из Его притчей. Притча о сеятеле Вышел сеятель сеять, и когда сеял, иное семя упало при дороге, и было потоптано и склевано птицами; иное упало на каменистое место, где мало было земли, – и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от солнечного зноя погорело; иное упало между тернием, – выросло терние и заглушило его, и семя не принесло плода; а иное упало на добрую землю и дало хороший плод. Когда ученики спрашивали Иисуса, что значит эта притча, Он отвечал: «Семя есть слово Божие. Посеянное при дороге означает таких слушателей, которые слушают, но не разумеют. Упавшее на каменистое место означает слушателей, которые хотя с радостью принимают его, но не дают ему укрепиться в сердце своем. Упавшее между тернием семя означает тех, которые заглушают слово Божие житейскими заботами. То же семя, которое упало на добрую землю, означает людей, которые приемлют слово Божие с чистым и добрым сердцем, которые хранят его неуклонно с верою, и тогда оно приносит им плоды во спасение. Притча о блудном сыне У одного человека было два сына, младший из них сказал отцу: отче, дай мне следующую мне часть имения. Когда отец исполнил его желание, младший сын отправился в далекую сторону и промотал там все свое достояние. Чтобы не умереть от голода, нанялся он к одному жителю той страны пасти свиней. Тут, ведя трудную жизнь пастуха, он раскаялся и решился идти к отцу, чтобы наняться к нему в работники. Отец, увидев его издали, сжалился над ним, побежав, пал ему на шею, поцеловал его, дал ему лучшую одежду и приказал заколоть откормленного теленка. Старший сын, который находился при отце безотлучно и вел жизнь примерную, упрекнул за это отца, но тот отвечал ему: «ты был всегда со мною и достояние все твое, а брат твой был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся; как же мне не радоваться и не веселиться?» Притча эта поучает, что Бог всегда прощает истинно раскаивающихся грешников. Притча о смирении Два человека пришли в храм молиться. Один так говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой грешник, как прочие – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь, который пришел вместе со мной.» А мытарь, стоя вдали, молился Господу, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному!» Второй был прощен и оправдан от Бога, а не первый, ибо всяк возвышающий сам себя, унизится, а унижающий себя, возвысится. Притча о богатом и Лазаре

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику». Как вы думаете, чья молитва была более приятна Богу? Гордого фарисея, который превозносил себя и унижал мытаря? А может, всё-таки того, кто смиренно признавал свои грехи и искренне молил Господа о милости? Христос открыл ученикам разгадку: «Знайте, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей». 39. Притча о блудном сыне Вот ещё одна притча, рассказанная Господом. У одного отца было два сына. Старший брат был послушным и во всём помогал отцу, работая по хозяйству целыми днями. А у младшего был другой характер: он завёл весёлых друзей, часто пропадал подолгу, развлекаясь с ними, и домашние обязанности стали ему надоедать. Тогда младший сын взял свою часть наследства и ушёл в другую страну жить самостоятельно. Но скоро все деньги были растрачены на друзей и увеселения, ведь молодой человек не знал, как ими распоряжаться и как их зарабатывать. Начал тогда блудный сын просить помощи у весёлых друзей, но те отказались с ним знаться — он же теперь стал бедным и не мог их больше развлекать. Что же делать? Юноша устроился пасти свиней к жестокому и скупому хозяину. Но жизнь его там была так тяжела, что от голода юноша был готов есть в месте с животными их еду. Тогда он решился на возвращение в отчий дом. Как встретит его отец? Очень стыдно было младшему сыну… Чем ближе подходил он к родным местам, тем сильнее совесть обличала его: «Что же скажут мне отец и брат?» Но любящее отцовское сердце уже почувствовало возвращение блудного сына! Издалека увидел его отец, побежал навстречу, обнимал и целовал без остановки. Затем велел слугам принести лучшую одежду и утроить пир: «Приведите откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И в доме начался настоящий пир… К сожалению, среди пирующих не было старшего сына: он работал в поле. Вечером пришёл он домой и, узнав, что вернулся брат, возмутился и с упрёком сказал: «Отец, я столько лет служу тебе и всегда был послушен, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, растративший все твои деньги, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010