3)Учение Иисуса. У синоптиков Иисус много учит о Царстве Божьем, причем часто говорит притчами. В Евангелии от Иоанна о Царстве упоминается только один раз ( Ин.3:5 ), притч же нет вообще; здесь Иисус говорит большей частью о самом себе и в форме длинных речей. За последние два столетия о четырех Евангелиях было написано колоссальное количество исследований. В том, какой путь проделала наука, можно выделить несколько стадий. Литературная критика. На начальном этапе ученые занимались преимущественно литературным анализом Евангелий в той письменной форме, в какой они до нас дошли. История/анализ/критика форм (форманализ) 19 . После первой мировой войны внимание ученых переключилось на изучение долитературных стадий Евангелий и на так называемую «историю форм» (или «анализ/критику форм»). Это направление изучает единицы преданий об Иисусе, как они циркулировали в устной форме до своей записи в Евангелиях. Анализ Евангелий как самостоятельных и цельных произведений. Впоследствии акценты снова сместились. Сейчас больше внимания уделяют изучению каждого Евангелия как целостного про из ведения, выясняя его богословские акценты и точку зрения. (i) Литературная критика синоптических Евангелий Если поместить текст синоптиков в параллельные колонки, легко увидеть, что между ними есть пространные сходства в плане содержания, последовательности и даже словесных формулировок 20 . Рассмотрим также следующие факты: Общий материал. Материал 606 из 661 стиха Марка появляется в несколько сокращенной форме у Матфея; примерно 350 из 661 стиха Марка появляются также у Луки. Иначе говоря, из 1 068 стихов Матфея около 500 содержат материал 606 стихов Марка, тогда как более половины материала Марка (около 350 из 661 стиха) включено в 1149 стихов Луки. Далее: у Матфея и Луки есть 235 общих стихов; они охватывают преимущественно речи, которые у Марка не приводятся. Ветхозаветные цитаты. Иногда ветхозаветные цитаты приводятся в форме идентичной у всех трех синоптиков, хотя и отличающейся как от греческого перевода Ветхого Завета, так и от еврейского оригинала (например, Мф.3:3 ; Мк.1:3 ; Лк.3:4 ; также Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

– . Лк.6:25 . Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете Далее, «горе» возвещается «пресыщенным,» в противоположность алчущим. Под пресыщенными разумеются предавшиеся наслаждению всяческими благами житейскими, которые притупляют в них сознание необходимости спасения в Царстве Христовом и препятствуют им быть истинными христианами. Таковым возвещается горе потому, что они взалчут, т. е. когда уже нельзя будет удовлетворять чувственным влечениям, стремлениям, наслаждениям, тогда откроется в них эта неудовлетворимая ничем алчба и будет составлять предмет их постоянного, нескончаемого мучения. Или – они взалчут тогда добродетельной жизни, но будет уже поздно. – Потом, «Горе» возвещается «смеющимся,» в противоположность плачущим. Так как под плачем разумеется постоянное сокрушение о грехах: то под смеющимися разумеются такие люди, которые о грехах своих не думают, наслаждаются удовольствиями мира, и, не сокрушаясь о своих грехах, проводят жизнь легкомысленно и беспечно. Таковым возвещается горе потому, что они восплачут и возрыдают, когда увидят, что беспечность и легкомыслие лишает их блаженства в Царстве Божием; восплачут и возрыдают, когда подвергнутся вечному мучению за то, что не были по легкомыслию и беспечности истинными последователям Христа Спасителя.  Лк.6:26 . Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Наконец «горе» возвещается тем, о ком «все люди будут говорить х о р о ш о,» в противоположность тем, кого будут гнать и поносить за имя Христово. Все люди, или весь мир берется здесь как враждебный учению и духу Христову и потому ненавидящий Христа и проповедников Его учения ( Ин 15, 17–19 ). Если этот злобный против Христа и последователей Его мир будет о ком говорить хорошо, это значит, что такой не проповедует и не следует истине Христовой, иначе его этот мир стал бы ненавидеть и гнать. Само собой разумеется, что этим не исключается добрая похвала от христиан же тому, кто достоин ее. – «Так поступали с лжепророками:» лжепророки те лица, которые свое учение выдавали за откровение Божие, за божественное истинное учение. Своим ложным учением они льстили народным страстям, применялись к народным воззрениям, говорили угодное народу, а не то, что согласно с волей Божией (см. обличительные против них речи пророка Иеремии 33, 11–32), а потому народ, т. е. худшая часть его, их хвалил, прославлял, говорил о них хорошо. Людям, ищущим подобных похвал, Спаситель и возвещает «горе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Примечательно, что характер Иоанна, сына Зеведеева, обрисованный в синоптических Евангелиях, удивительно соответствует чертам личности человека, который мог быть автором Откровения. Его и его брата Иисус назвал «сынами громовыми» ( Мк. 3:17 ). Это он запретил человеку, не принадлежавшему к группе апостолов, творить чудеса (Л к. 9:49–50); он хотел призвать огонь с небес на враждебно настроенных самарян ( Лк. 9:52–54 ); он был свидетелем преображения Иисуса и Его воскресения. Возможно, что существовала «школа Иоанна», и позднее различные книги, вышедшие из нее, приписывались апостолу. Таким образом можно объяснить несомненную связь между этими книгами, а также и различие между ними. Если в этом вопросе нельзя достичь абсолютной ясности, то несомненным остается более важное: ни для какой другой книги Библии идентификация автора не является столь же несущественной, как для Откровения. Эта книга – не «откровение Иоанна», но «откровение Иисуса Христа», которое дал ему (т. е. Иоанну) Бог» ( в синодальной Библии – «Ему», т. е. Христу). Содержание книги представляется как «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа» (1:2). Подлинность этого утверждения удостоверяется не именем человека, который записал его, но сутью его произведения, которое, по провидению Божьему, завершает Священное Писание на кульминационной ноте. Структура книги Книга открывается прологом (1:1–8), в котором сообщается ее название и кому она адресована, после чего следует видение Сына Человеческого. Иоанн получает повеление записать все увиденное и послать книгу семи церквам римской провинции Асии (1:9–20). Далее идут послания семи церквам (гл. 4–5), а затем – видения Бога и Агнца (гл. 4–5), дающие ключ к пониманию Откровения и представляющие собой ось, вокруг которой вращается вся структура, призванная указать направление, ведущее к окончательному установлению царства Божьего (гл. 6–19). Особо выделяются три фазы суда, метафорически изображенные в виде снятия семи печатей с книги Бога о грядущих судьбах мира (6:1 – 8:5), семи труб (8:6–11:19) и семи чаш гнева (гл. 15–16). По–видимому, эти три фазы нельзя рассматривать как следующие одна за другой, поскольку последний компонент каждой фазы ведет к завершению истории. Мессианские суды приводят к падению империи безбожников («Вавилон») и завершаются вторым пришествием Христа (гл. 17–19). Повествование достигает своей кульминации в видении триумфальной победы царства Божия (20:1 – 22:5) и завершается эпилогом (22:6–21). Дополнительная литература

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Вот как передает названное Евангелие историю явления Христа апостолу Иакову: Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, подошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как. он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим, из спящих (мертвых). И далее: Принесите, — сказал Господь, — стол и хлеб. И затем: Взял хлеб и благословил, и преломил, и. дал Иакову Праведному и сказал ему: Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих (3, кн. 3, 1936, с. 217). Факт явления Христа апостолу Иакову подтверждается святым апостолом Павлом: Потом явился Иакову (1 Кор. 15, 7). Если даже подвергнуть сомнению достоверность описания этого явления, придется признать несомненным, что слова Христа к апостолу Иакову пронизаны подлинно евангельским духом, ибо, являясь Своим ученикам по Воскресении, Спаситель познавался ими в преломлении хлеба. В Евангелии от евреев более подробно, чем у евангелиста Матфея (Мф. 19, 16–26), излагается рассказ о богатом юноше: И сказал ему Господь: Как ты говоришь, я соблюл закон и пророков, ибо написано в законе: люби ближнего твоего как самого себя; а вот, многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается (там же, с. 220). Принадлежность этих слов Христу засвидетельствовал Ориген, Еще один замечательный пример аграфы из Евангелия от евреев приводит блаженный Иероним: Кто огорчевает дух брата своего, повинен в величайшем грехе (там же). Косвенным доказательством подлинности аграф Евангелия от евреев служит тот факт, что в нем содержится рассказ о жене-грешнице (Ин. 8, 11), которого нет у первых трех евангелистов, а Евангелие от Иоанна, вероятно, было создано позднее неканонического Евангелия от евреев. К этой же группе аграф можно отнести текст, имеющийся в так называемом Кодексе Безы (или по месту хранения, Кембриджском кодексе), не вошедшем в Четвероевангелие. В поучении о выборе места на брачной вечери, кроме известных слов, приводимых евангелистом Лукой (Лк. 14, 8–11), содержатся следующие слова Христа: Вы. же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим (1, с. 301). Это выражение есть также в италийском переводе Нового Завета — одном из древнейших (примерно середина II века).

http://pravmir.ru/agrafy/

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Зачем же штундисты бегут от него? Значит, не Святой Дух живет в них, а злой, когда он отводит их от храма Господня. Смотрите, как опасно ходите ( Еф.5:15 ). Смотрите, в вере ли вы, штундисты. 14) «Он (Симеон) взял его (Христа младенца) на руки, благословил Бога, а далее «и благословил их (Младенца и Матерь Его) Симеон» ( Лк.2:28–34 ), видите, штундисты, величие наших священников, их благословения не возгнушался принять Бог во плоти и Пречистая Матерь Его, честнйшая Херувим и славнейшая Серафим; им же Христос – Господь передал Свою власть на земле, кого они введут, кому отворят двери Царствия Божья, тот и будет там, перед кем, затворят, тот во веки туда не попадет ( Мф.16:19, 18:17–18 ) и хуже будет, чем Содомлянам и Гоморрянам тем, кто не послушает их ( Мк.6:11 ). За непослушание Господь лишает таких ослушников всякой Своей благодати, Своих милостей, Своего братства и равняет их, – хотя бы они отличались всеми добродетелями – язычникам мерзким и нечистым, и хотя бы они положили за Него душу свою, не увенчает их Славой Своей ( 2Тим.2:5 ). А нам, возлюбленные во Христе братья, если пребудем своему Спасителю верными, готовятся такие блага, которых мы не можем представить никакими чувствами своими, и даст нам в пришествие Свое сесть рядом на престоле с Собой. Господи, не лиши нас милостей Своих, паче же тех, которые будут уготованы в будущем веке любящим Его; но и братий наших, отступивших от Тебя, спаси, ими же Сам веси судьбами. 15) «Пьяницы царствия Божья не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Это место Свящ. Писания, требующее нравственной чистоты и трезвой жизни от последователей Христовых, сильно смущает некоторых Христиан, не по разуму ревнующих о благочестии. Видя некоторых братий, предавшихся пороку пьянства, так сильно возмущаются, что оставляют веру православную, вне которой, как вне ковчега Ноева во время потопа, нет спасенья, и не поймут несчастные, что здесь обольщение дьявола, который умеет губить людей, как посредством порока и греха всех, так и посредством добродетели некоторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

И Спаситель сказал ученикам: идите, научите все народы, следовательно, все народы призваны знать учение Христово и исповедать Его своим языком. Между знамениями для верующих Он поставил и то, что они будут говорить новыми языками, чтобы таким образом славился Христос на всех языках, для всех и у всех народов. А вам, смело и строго выразился Константин, вам я готов бы сказать: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам... вы взяли ключ разумения; сами не вошли, и входящим воспрепятствовали ( Мф.23:13 ; Лк.11:52 ). Но послушайте еще св. Павла: если я приду к вам, братие, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь?.. Если вы произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... И если я не разумею значения слов говорящего, то я для него чужестранец, и он для меня – чужестранец. Если ты будешь благословлять духом (т.е. про себя, на непонятном для народа языке), то стоящий на месте простолюдина, как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим – на знакомом языке, чтоб и других наставить, нежели тму слов на незнакомом языке ( 1Кор.14:6,9,16:19 ). Этими сильными обличениями и вразумлениями Константин, по-видимому, не успел одолеть предрассудков латино-венецианского духовенства. После этого не могло быть более речи и о посвящении в Венеции его учеников. Святые братьям не оставалось другого исхода, как искать защиты своему делу в Риме, где между тем папа Николай уже сведал о них, и куда он и позвал их. Это было до ноября 867 года. Ко времени этого вызова отношения между Царьградом и Римом значительно изменились. Папа Николай, далее своих предместников простерший притязания на главенство или верховную власть своей кафедры в церкви, воспользовался делом Игнатия и Фотия, чтобы выставить себя верховным судьей в церкви и потребовать от Византии возвращения иллирийских епархий с солунской митрополией, считавшейся некогда как бы наместничеством римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Пс.121:1 ), а также и тех благочестивых христиан, которые имеют добрый обычай на всякий случай молитвенно призывать имя Божие; которые, например, веруя слову Христа Спасителя: «именем Моим бесы ижденут» ( Мк.16.17 ), часто, при всяких опасных случаях, читают молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», или же произносят часто краткую молитву Иисусову, чем самым эти люди отгоняют от себя силу и прелесть невидимого врага и привлекают к себе помощь Божию. И они же, эти благочестивые христиане, говорит далее псалмопевец, во свете лица Твоего, Господи, пойдут, т.е. будут просвещаться Духом Святым и ходить в заповедях Христа Сына Божия (см. Пс.118:32,35 ). Произнося же часто имя Твое, Господи, зная, как спасительно воскликновение Его, они возрадуются весь день (с евр.: «всякий день»), потому что, если праведный человек, при всяком «воспоминании Бога, веселится» (см. Пс.76:4 ), то не гораздо ли более возрадуется он, когда призовет имя Твое (воскликнет)? И правдою Твоею вознесутся. По выражению апостола, Христос стал для нас «правдою и освящением» ( 1Кор.1:30 ). Значит, Он возвысил христиан, и, удалив их от всего земного, чрез проповедь Евангелия возвел их на небо, и потому, предсказывая о будущей судьбе их, псалмопевец говорит: правдою Божией, т.е. Христом, Сыном Божиим, они вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси,– сила христиан есть Христос, как укрепляющий их, а похвала Христа есть Бог Отец, Которым Он столько хвалится, что везде, в каждой части Евангелия, исповедует Его Отцем Своим и Ему приписывает все Свои успехи. Благоволение Божие, или, что то же, благая воля Отца, есть вочеловечение Сына и все к нему относящееся. Рог в одних местах Писания означает силу ( Лк.1:69 ; Иез.29:21 ), в других – достоинство, или славу ( Пс.131:17 ). И потому изречения стихов 18 и 19 нужно понимать так: верные рабы Твои, Господи, как чада Божии, имеют похвалу от Тебя, чрез Единородного Сына Твоего, «к Которому Ты благоволишь» ( Мк.1:11 ), а чрез Него и ко всем верующим в Него. И какая же может быть большая для них похвала, как не благоволение и благость Единородного Сына Божия, со Отцем и Духом Святым? А где есть благоволение, там и заступление Господне и Святого Израилева Царя нашего, Который так же называется и в Пс.77:41 , и Который есть един всесильный Заступник не только Израиля, но и всего мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” 17 . Глагол ‘находить’ употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Пенни отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 — Деян 2:4, Лк 3:16 — Деян 1:5) и на этом материале показывает структурные и тематические связи между ними 18 . Так, святой Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у апостола Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 19 . Помимо Деян 2:2–4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” 20 . Только у апостола Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:24, 9:3, Ис 33:14)” 21 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:22). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе; новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается Евангелистом также как “исполнение” (Лк 4:1). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р 45 (III в.) содержит в Лк 10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо Синодального духом) и сказал… Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом — ниже подобное мы встретим в Лк 11:20 и Деян 1:2.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Посему слово Христа в слушателей, которые могут его принять, мы влагаем, как закваску, под действием коей они разделяются, но и соединяются; именно, отделяются и разлучаются от грубой массы мира, соединяются же со Христом, Который устрояет общение церкви. У кого великий венец, у того должен быть также и великий подвиг. Хотя (обыкновенно) и бывает так, однако слава (нашей) победы не может быть сравниваема с незначительностью борьбы. Будем же остерегаться, чтобы коварное заблуждение не проникло к нам и не облеклось нашим оружием, потому что оно —123— подменяет свой вид под все цвета и всякого рода питьем растворяет свою чашу. Мы христиане таинственно являем собой Иудеев, будучи обрезаны духом, благословенны возрождением и пользуясь полным здоровьем ради крови Христа и вследствие исцеления. «Оттрясите прах от ног ваших ( Мф.10:14 )», чтобы показать, что Господь подвергнет их наказанию, поскольку даже прах, приставший к ним на пути, отбрасывают на них, дабы отсюда они знали, что те, которые проходят по их пути, возвратятся к ним. 1513 Кто принимает прах, оттрясенный праведниками, тот, если не обратится, достоин становится отмщения за праведников, которые прахом, а не грязью их оскверняются. «Отраднее будет земле Содомской ( Мф.10:15 )», то есть, так как ангелы, явившиеся в Содом, не совершили знамения, но посредством самого города Содомского дали знамение всему миру. Эти 1514 видели знамения, как написано: «слепые видят ( Мф.11:5 )», но в Содоме ангелы сделали слепыми тех, которые (их) видели ( Быт.19:11 ). Итак, отраднее будет городу Содомскому, который совершил всякое зло этого рода. Далее, городу, не принимающему учеников Его, будет дан приговор более суровый, чем тем, 1515 потому что Содом согрешил против ангелов, этот же город, не принимающий учеников, отвергает Самого Господа: «отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 )». «Итак будьте просты, как голуби, и мудры, как змии ( Мф.10:16 ». Что говорит (далее): «остере- —124— гайтесь людей» ( Мф.10:17 ), это значит (остерегайтесь) не тех людей, которые предадут вас, а тех, которые «приходят к вам в одежде овечьей, а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010