В строгом смысле слова поставленных семь лиц нельзя назвать диаконами 50 . Если их служение в приведенном известии и называется διαονα (Ср. Деян.6:1, 2 ), то этим же термином означается здесь и апостольское служение слова ( Деян.6:4 ). Их собственное имя было „семь“ ( Деян.6:3 ). Это имя осталось за ними и впоследствии. Один из них, Филипп, в Деян.21:8 назван одним из „семи“. Можно думать, что число поставленных для служения при столах и их имя были заимствованы из иудейской организации. Как мы знаем из Иосифа Флавия, в малых иудейских городах и деревнях, местная власть состояла обыкновенно из семи лиц. Учреждение такой власти Иосиф приписывает Моисею 51 , о чем пятокнижие однако не говорит. Очевидно это число в иудейской организации было твердо·установлено. Сам Иосиф, по его словам, ставил в галилейских городах в начальники семь мужей 52 . Талмуд также упоминает о семи представителях города, управлявших имуществом общины 53 . „Семь“ – было у иудеев так же известным титулом, как теперь „пять“ в Индии 54 . Вводя новые учреждения, вызванные нуждами общины, иерусалимская церковь бессознательно воспроизводила отчасти некоторые формы иудейского строя, в которых воспиталась и к которым привыкла 55 . Но это не значит однако, что вместе с именем и числом была заимствована и самая сущность учреждения. В то время, как „семь“ у иудеев отправляли преимущественно судебные функции и составляли вообще местную власть, „семь“ иерусалимской церкви имели своим специальным назначением служение при столах, ежедневную раздачу пищи и, в частности, попечение о вдовах, причем они не занимали высшего положения в общине, а являлись лишь помощниками апостолов. Следует обратить внимание при этом еще на одно весьма важное обстоятельство. Ежедневные общие трапезы, устроявшиеся в иерусалимской первообщине, стояли в тесной связи с преломлением хлеба (евхаристией). Как Сам Господь преломил хлеб во время самой вечери и преподал чашу после насыщения (μετ τ δειπνσαι – Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ), так и апостолы, верные завету Господа, совершали вечерю Господню одновременно и нераздельно с ежедневной братской трапезой. Последняя являлась, таким образом, как бы живым воспроизведением тайной вечери и потому сама имела богослужебный характер 56 . „И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца“ ( Деян.2:46 ). Отсюда следует думать, что обязанности „семи“ относились не только к трапезе, но и к евхаристии, что они раздавали и разносили верующим не только кушанья, но и евхаристийные дары и вообще оказывали помощь апостолам при богослужении. На это указывает и требование, чтобы избранные для служения при столах лица были исполнены Духа и мудрости ( Деян.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В четырех местах II части книги пророчества о «Рабе Господнем» изложены в форме гимнов: 42, 1–9; 49, 1–6; 50, 4–9; 52, 13–53, 12. Эти места называются «Посланиями Раба Господня», а пророчества, содержащиеся в них, в Новом Завете отнесены к Иисусу Христу ( Лк. 22, 19–20; 37 ; Мк. 10, 25 и др.). Общий фон 40–55 глл. книги – Вавилон, а не Палестина. Пленение изображается как исторический факт. Иерусалим и храм лежат в развалинах и должны быть восстановлены через освободителя Кира (44, 26–28; ср. 45,13). Пленники ограблены вавилонянами (42, 22–26; 47, 6), на земле которых они находятся (48, 20); приближается их скорое возвращение (40, 1–11; 46, 13; 51, 3, 14), Вавилон же будет наказан и уничтожен (43, 14) (об Ассирии в этой части книги не говорится кроме 52, 4 – неопределенное прошлое). При чтении II части (40–55 глл.) создается впечатление, что они отражают время между приходом к власти Кира персидского и завоеванием им Вавилона (т.е. между 556–539 гг. до Р.Х.) и что они написаны автором-пророком, знакомым с Вавилонией, ее богатствами (45, 3), судоходными каналами и пересыхающими реками; наблюдавшим процессии ношения идолов напрасно молившихся им язычников (45, 20); видевшим вавилонских чародеев–обманщиков (47–9–15), а также хорошо знавшим духовное состояние вавилонских пленников: их страх (41, 10–13; 44, 2, 51, 7, 12; 54, 4), отступничество (46, 8, 48, 1), духовную слепоту и равнодушие (42, 18), склонность к идолопоклонству (48, 3–11). В связи с этим большинство современных экзегетов полагают, что 40–65 главы написаны в Вавилоне в VI веке неизвестным по имени пророком, которого условно называют Исаией II (Девтеро-Исаией) или Исаией Вавилонским, – учеником и последователем школы Исаии Иерусалимского, хорошо знакомым с его богословием. III ч. Исаия 56–66. Основная тема 3-й части книги мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56–66 гл. – Палестина, а не Вавилон. Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Всяк убо, иже слышит слова Мои сия и творит их, говорит Господь, уподоблю его мужу мудру, иже создал храмину свою на камне: и сниде дождь и пришли реки, и возвеял ветер, и напали на храмину ту, и не упала, основанная на камне ( Мф.7:24, 25 ). Приобщайтесь страстям Христовым – внимательным, и благоговейным и умиленным предстоянием в храме Божием, преимущественно тогда, когда священнодействуется здесь страшная жертва, вознесенная о грехах наших во всесожжении крестном, в великом священнодействии Голгофском. Эта священнейшая жертва – тело и кровь Господа нашего, есть наша жизнь и бессмертие: Аминь, аминь глаголю вам, ядый мою плоть и пияй мою кровь имеет жизнь вечную; аще же не снесте плоти Сына человеческого, не пьете крови Его, жизни не имеете в себе ( Ин. 6:53–54 ). Не оставляйте же надолго душу вашу в алчбе и жажде – без общения сего хлеба животного. Пользуйтесь чаще Богодарованным врачевством покаяния к очищению всех язв совести, к измытию всех скверн греховных. Теперь, когда двери милосердия отверсты еще пред нами, – легко и удобно получить нам прощение грехов наших: глаголи ты беззакония твои, говорит Пророк ( Ис.43:26 ), и оправдишься: аще бо исповедаем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши ( 1Ин. 1:9 ). Но настанет час, когда двери милосердия Божия затворятся перед нами на веки; и если бы мы воззвали тогда, подобно девам юродивым: Господи, Господи, отверзи нам! Господь скажет и нам: аминь глаголю вам, не вем вас ( Мф. 25:12 ). Наконец, пребывая с нами невидимо, Господь не оставил нас и без видимого руководства. Пребывая Сам вечным Архиереем и Ходатаем нашим пред Богом Отцом, Он дал есть в Церкви своей овы убо Апостолы, овы же Пастыри и Учители в совершении святых, в дело служения, в созидание тела Христова ( Еф.4:11–12 ) Им преподал Он Евангелие Царствия для проповедания его в мире: шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Им заповедал Он священнодействие тела и крови Своей, говоря: это творите в мое воспоминание. Им предал Он Божественную власть отпускать грехи человекам, говоря: елика аще свяжете или разрешите на земле, будут связаны или разрешены и на небесах ( Мф.18:18 ). Их поставил Он духовными вождями и руководителями ко спасению, говоря: пасите, еже в вас стадо Божие, посещающее не нуждой, но волей ( 1Пет.5:2 ). Повинуйтесь убо сим Богопоставленным наставникам вашим и покоряйтесь, те бо бдят о душах ваших, яко слово воздать хотящее ( Евр. 13:17 ); ибо Сам Господь говорил Апостолам своим: слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас, Меня отвергается ( Лк.10:16 ). Паче же всего, отвращайте слух ваш от тех сожженных своей совестью лжеучителей, которые, внимая бабьим басням и учениям бесовским ( 1Тим.1:4, 4:1 ), отторгают верующих от общения Св. Церкви; ибо вне единой Соборной и Апостольской Церкви нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Ед. хр. 66. Л. 50. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 14, 15. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 19, 20. Письмо, рук. 635 “да будет Воля Твоя” — Мф. 6:10 . Ед. хр. 67. Л. 29. Письмо, рук. 636 …лекция И. А. о тебе… — вероятно, О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду цикл лекций И. А. Ильина “Россия в русской поэзии”, прочитанный в Берлине в 1935—1936 гг.  Ед. хр. 14. Л. 53, 54. Письмо, машинопись. 637 “Последний выстрел” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: В новую жизнь. No 10—11. Отд. изд.: Последний выстрел. Рассказ. М., 1912. 638 Ризнич — Амалия Ризнич (1803—1825), с ней А. С. Пушкин познакомился в июле 1823 г. в Одессе, на ее смерть написал стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…” (1826). 639 …эту мысль… высказал Гришка… — из главы XII романа “История любовная”.  Ед. хр. 15. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 640 …“оставьте мертвым погребать своих мертвецов”. — Мф. 8:22 ; “Духа не угашайте” — 1Фес. 5:19 . 641 …не отнимется от тебя… — Лк. 10:42 . Ед. хр. 15. Л. 9, 10. Письмо, рук. (четвертая страница), машинопись. 642 …“художественную задачу”… — И. С. Шмелев пользуется термином из эстетики И. А. Ильина. Ильин отдельно выделял в литературном произведении сюжет и художественную задачу (т.е. интенцию произведения, намерение автора). Более подробно см.: Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве//Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 51 — 182). 643 ..Анатоль Франс… Шиллере… — перечислены писатели: А. Франс (Анатоль Тибо, 1844—1924), Оноре де Бальзак (1799—1850), Стендаль (Анри-Мари Бейль, 1783—1842), Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), Альфонс Доде (1840—1897), Виктор Гюго (1802—1885), Чарльз Диккенс (1812—1870), Фридрих Шиллер (1759—1805). 644 “Монастырь на Казбеке” — стихотворение А. С. Пушкина (1829). 645 “Умнейший в России”… — слова императора Николая I после аудиенции с А. С. Пушкиным в 1826 г. (“я говорил с умнейшим человеком России”). 646 …Достоевский, стоявший перед смертью на “казни”… — в 1849 г. Ф. М. Достоевский был арестован как участник общества М. В. Буташевича-Петрашевского и приговорен к расстрелу, 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу ожидал исполнения приговора, по резолюции Николая I казнь была заменена четырехлетней каторгой. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

(Из письма священномученика Киприана, епископа Карфагенского к Магну) 53 Господь наш Иисус Христос в своём Евангелии свидетельствовал, что Его противники – те, которые не с Ним. При том Он не означил какого-нибудь вида ереси, но показал, что Его противники вообще все те, которые не с Ним, и которые, не собирая с Ним, расточают стадо Его, говоря: иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает ( Лк.11:23 ). Также и блаженный апостол Иоанн не отличал какой-нибудь ереси или раскола и не представлял, в частности, некоторых отделившихся, но всех, отступивших от Церкви и действующих против Церкви, назвал антихристами, говоря: слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами ( 1Ин.2:18–19 ). Отсюда очевидно, что противники Господа и антихристы суть все те, о коих известно, что они отступили от любви и единства кафолической Церкви. И еще Господь в Евангелии Своём делает следующее постановление: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Если же те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями; то гораздо более должно считать между язычниками и мытарями возмутителей и врагов, выдумывающих ложные алтари, недозволенное священство, святотатственные жертвы и обольстительные названия, 54 когда, по приговору Господа, нужно судить, как о язычниках и мытарях, о тех, которые – менее согрешают и только не слушают Церкви. А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песни-песней, говоря от лица Христова: едина есть голубица моя, едина есть матери своей, избрана есть родившей ю ( Песн.6:8 ); и о ней же опять говорит: вертоград заключен, сестра моя, невеста, источник запечатлен, кладязь воды живы ( Песн.4:12, 15 ). Если же невеста Христова, которая есть Церковь , есть вертоград заключенный; то заключенного нельзя открывать чужим и сторонним. Если она источник запечатлен, то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иисус не отвергал ни того, что Он – Мессия, ни того, что Он   – Царь. Он принимает   65.266           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   исповедание Петра, и Сам свидетельствует пред Пилатом (Мф. 27, 11, Марк. 15,2, Лк. 23, 38, Иоан. 19. 19 – 22), что Он – Царь. И Его мессианское самосознание, как бы к нему ни относиться, есть центральный факт Евангельской истории, все более признаваемый и рационалистической наукой. Но в то же время царство Его – не от мира сего, и основная апрокалиптическая идея о том, что Мессия сверхъестественнуюсвою силу должен употребить на устроение земного царства, на исторические и человеческие цели, решительно отвергается и осуждается Им вместе со всей концепцией иудейского хилиазма. Эта сверхъестественная помощь отвергается Им и в страшную ночь Гефсиманского предательства: " Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели 12 легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф. 26, 5354). Он говорит Пилату: " Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне царство Мое не отсюда " (Иоан. 18, 36). Отвергая мессианскую идею в      ее хилиастическом истолковании, Иисус в то же   65.267           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   время санкционирует эсхатологические идеи апокалиптики. Но при этом Евангелие вносит ясное различение в сливавшиеся до сих пор хилиастический и эсхатологический планы, и, устраняя первый, тем отчетливее вскрывает последний. " Царствие Божие " , это столь многозначное выражение, получает в Евангелии свой специфический, именно двоякий смысл: во–первых, Царствия Божия внутри нас , как религиозного блага общения с Богом в Церкви, как непосредственного переживания вечности в волнах временности, свободы в оковах необходимости и, во–вторых, " Царствия Божия, приходящего в силе " , вследствие приближения нуменального, а не эмпирического только переворота Бога к твари и преображения мира. Царство Божие есть лично–религиозное, мистическое прикосновение души к религиозной реальности – Церкви и в ней к Христу, но вместе с тем его окончательное наступление обозначает прекращение теперешней эмпирии, переворот метафизического характера, изменение самой основы мира в его отношении Богу. Далеко не случайно, что одним и тем же именем – ап. Иоанна, надписываются  и " пневматическое " Евангелие от Иоанна, где наиболее ясно раскрывается имманентно–религиозный характер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Конечно, книга вечной жизни для таких закрыта. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф 13:14—15). «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его (Лк. 11:53—54).» Не для того, чтобы узнать истину, слушали Спасителя книжники и фарисеи, а для того, чтобы отыскать что-нибудь против Него, особенно обвинение в гражданской измене. Это для того, чтобы отдать Спасителя на суд, а если возможно, то и убить Его, чего они, в конце концов, и достигли... А между тем как многого они лишились, эти безумцы! Ведь они слышали учение от Самого Бога, видели Его Пречистый лик, были свидетелями Его великих и многих чудес, — и все это напрасно прошло мимо души завистливой и лукавой... Сколько людей хотело бы быть на их месте! Видеть и слышать Спасителя мира: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13:17). И в наши дни враги Бога и Церкви Его — неверы, обновленцы и им подобные, тоже стараются вступать в диспуты с православными... Это они делают не для того, чтобы найти истину, а чтобы уловить христиан в чем-либо. Особенно стараются они найти у православных что-либо против внешней власти... А между тем, все эти отступники от истины Христовой живут в стране православной, то есть там, где содержится истина Христова: они всегда могут видеть православное богослужение, слышать Христово учение во всей его чистоте и неповрежденности; им предоставляется возможность стать членами Церкви Божией и наследовать вечную блаженную жизнь через отречение от своих заблуждений и вступление в лоно Православной Церкви. А какие-нибудь чистые душою младенцы — индусы, китайцы или богобоязненные скандинавы-протестанты, и не слышали о красоте нашего православного богослужения и о возвышенности, мудрости, простоте и глубине православного учения!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя. Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа (Пс. 34) и погибели предателя (8 ). В паремии чтением пророчества Исайи Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно (50, 4–11). Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды (Рим. 5, 6–10); Евангелием от Марка (15, 1–41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея. На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя (Пс. 53; 39). В паремии пророчеством Исайи Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих (52, 13–15; 53, 1–12; 54, 1). Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр. 2, 14–18): а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк. 23, 32–49), о чем на 1 и 3 часах. На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые дали, говорит пророк от лица Господа, в снед мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта (68), и предсмертную молитву Спасителя (69). Паремия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекается отмщение за смерть Праведника. Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая (Евр. 10, 19–31), а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (18, 28–19, 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«О чаше вольней спасительныя страсти Господь помолился, якоже о невольней» (воскресная служба 5-го гласа, 8-я песнь канона), показав этим два хотения двух естеств и прося Бога Отца, чтобы человеческая воля Его не поколебалась в покорности воле Божеской (Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение... Кн. 3. Гл. 24). С небес Ему явился Ангел и укреплял (см.: Лк. 22:43 ) Его человеческую природу, а совершавший подвиг самопожертвования Иисус молился все прилежнее, обливаясь кровавым потом. И за Свое благоговение, за всегдашнюю покорность воле Отчей услышан был Сын Человеческий. Укрепленный и ободренный встал Иисус от молитвы (Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение... Кн. 3. Гл. 24). Он знал, что не поколеблется более Его человеческая природа, что вскоре снимется с Него бремя человеческих грехов и что Своим послушанием Богу Отцу Он приведет к Небу заблудшее человеческое естество. Он подошел к ученикам и сказал: Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня; молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мк. 14:41–42 ; Мф. 26:41 ). Выйдя навстречу пришедшим за Ним, Господь добровольно отдал Себя в руки их. А когда Петр, желая защитить Своего Учителя, ударил мечом архиерейского раба и отсек ему ухо, Господь исцелил раба, а Петру напомнил, что Он Сам добровольно предает Себя: Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Ин. 18:11 ; Мф. 26:53–54 ) И, добровольно выпив до дна всю чашу душевных и телесных страданий, Христос прославил Бога на земле – совершил дело по величию не меньшее, чем само сотворение мира. Он восставил падшую природу человека, примирил Божество и человечество и сделал людей причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Совершив дело, которое дал Ему Отец, да сотворит (см.: Ин. 17:4 ), Христос и по человечеству Своему прославился той славой, которую, как Бог, имел, прежде мир не бысть ( Ин. 17:5 ), и сел человечеством Своим одесную Бога Отца, ожидая... доколе враги Его будут положены в подножие ног Его ( Евр. 10:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010