Домашнее задание Заполните таблицу о соотношении Евангельской истории с историей св. Стефана (в Приложении 9). Из чего следует, что проповедавший в Самарии Филипп не апостол из Двенадцати, а один из Семи мужей? (См. Деян. 8. 1, 14–17 ). Проследите по карте из Библейского атласа маршрут миссионерских путешествий св. Филиппа. Конечный пункт – Кесария, где, судя по указанию Деян. 21.8 , св. Филипп остался жить. эпизоды в Евангелии связаны с Самарией? (См. таблицу о соотношении Лк. и Деян. Приложение 3). соотнести указание на невозможность для евнухов присоединиться к народу Божию во Втор 23. 1 и пророчество Исайи: «Господь так говорит об евнухах, которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис 56.4–5 )? См. другие его пророчества о возвеличении тех, кто унижен людьми ( Ис 52–53 , а также 35 и 54. 1.). С чем связывается исполнение этих пророчеств? Найдите на карте из Библейского атласа области и города, связанные со служением ап. Петра. значение имели постановления ВЗ, запрещающие вступать в тесные контакты с язычниками? Как соотнести их с откровением ап. Петру о призвании язычников в Церковь ? В чем значение крещения Корнилия как переломного момента в жизни ранней Церкви? сообщение о символическом значении видения ап. Петру (см. Приложение 12). Сравните повествования об обращении Савла в 9, 22 и 26 главах книги Деяний. К). сообщение об ап. Варнаве (см. Деян. 4, 9 и 11 гл.). сообщение о прозелитах (см. Приложение 10). сообщение о римской армии (см. Приложение 11). Словарь, Антиохия Сирийская, Аравия, Газа, Кесария, Таре, Ирод Агриппа I, Симон волхв. План семинара I. История первомученика Стефана (см. Приложение 9) 1. Соотношение с евангельской историей (Приложение 9.1) Множественные совпадения повествования об убийстве св. первомученика Стефана с евангельской историей говорят о том, что Христос есть Глава нового, возрожденного человечества (см. Рим 5 – Христос как новый Адам), и поэтому путь каждого христианина подобен пути Христову. Память первомученика Стефана празднуется на третий день Рождества Христова и открывает ряд празднования памятей мучеников. «Преследование и смерть христиан есть неизбежный результат пришествия Христа. Иисус Христос пришел, чтобы умереть за истину Божию, которая наиболее полно выражается в принесении в дар, в жертву своей жизни, для того чтобы другие могли жить. И ученики Христа следуют Его примеру, находя в этом величайшую радость и удовлетворение». ( Хопко Ф. , протопресв. Зимняя Пасха. М. Паломник, 2005. С. 175–176)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ин. 6:53–54 Свое обещание о даровании верным пищи бессмертия Господь наш Иисус Христос исполнил на Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти, установив таинство Святого Причастия. Совершая это таинство, Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28; Мр. 14:22–24). После причащения учеников на Тайной Вечери Господь заповедал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Таинство Тела и Крови, совершенное Христом в Сионской горнице, не должно было быть единичным событием. Этому таинству надлежало продолжиться в истории. Господне завещание стало исполняться апостолами с первых дней существования Церкви. Первоначально Причащение завершало совместную трапезу, за которой христиане пели псалмы, читали Писание, произносили поучения, и по молитве Церкви совершалось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (Деян. 2:42–46; 20:7–11). Но постепенно, со временем, совместная трапеза уступила место торжественному богослужению, за которым последователи Христовы сподобляются пищи бессмертия. «Для православных христиан Евхаристия — не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, ежедневно и непрерывно возобновляемая Христом и непрерывно, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками, продолжающаяся в Церкви» (еп. Иларион (Алфеев)) . Таинство Причастия будет совершаться до второго пришествия Господня, доколе Он придет, по слову апостола (1 Кор. 11:26), чтобы каждое поколение людей смогло приобщиться спасительных Тела и Крови Господа, единожды принесшего Себя в жертву за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

О храме Евр.9:5 . «О чем» – относится к светильнику, трапезе, предложению хлебов, кадильнице, ковчегу завета, стамне, жезлу Аарона и херувимам: ст.2–4, о чем не нужно было говорить подробно потому, что христиане из евреев устройство своего храма знали: ст.6. Не подробно о сем говорить, а в коротких словах, здесь же освятил своим примером сам Апостол Павел. Если бы о херувимах нельзя было и говорить, то он не назвал бы их херувимами славы: ср. Лев.16:2 . В Откровении 11:19 говорится о ковчеге завета, значит, говорится опять и о херувимах славы, составляющих его принадлежность: Исх.37:1–9 . Об иконах Евр.9:8–10 . Чтобы понять слова «до времени исправления» ( Деян.19:18 ), нужно начать читать 9-ю главу к Евреям выше, с 6-го стиха, тогда видно будет, что здесь идет речь не о «херувимах славы», а о кровавых жертвах, которые были установлены «до времени исправления», то есть до тех пор, пока Христос не упразднил их Своею крестною жертвою, что видно из дальнейших стихов всей 9-й главы. Об обрядах Евр.9:9–10 . Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, напр., телесное обрезание: Деян.15:24 и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой». Мф.5:24 . Еще чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: 56:7. О таинствах Евр.9:10 . О причащении и других таинствах христианских здесь и речи нет. Под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными, между тем, без таинств св. крещения и причащения нет и спасения: Ин.3:5; 6:53–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

10 . Наличие гражданского развода супругов, ходатайствующих об официальном признании Церковью их освященного в церковном венчании супружеского союза распавшимся, не является фактом, имеющим обязательное значение для Церкви. Трактуя гражданский развод как факт юридически авторитетный, церковный суд тем не менее должен видеть в нем только компетентную предпосылку для самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по канонам церковном и по долгу пастырского попечения. Поэтому в судопроизводстве церковным по делам о признании супружеского союза, освященного Церковью, распавшимся должны иметь место следующие моменты: а) увещание о примирении супругов; б) исследование дела по существу; в) в случае установления факта распадения супружеского союза, вынесение определения с указанием епитимий виновной стороне; г) предоставление права недовольной стороне обжаловать в апелляционном порядке решение Епархиального Суда в Епископском Суде при Священном Синоде. Приложение 1. препятствия к браку в древней церкви Законодательство древней Церкви о браке слагалось в соответствии с Божественным Откровением. Положив в основу законодательства о браке учение о чистом и полном единобрачии, как идеале брака для христиан, древняя Церковь поставила ряд условий ищущим освящения брачного союза благословением Церкви. Неисполнение поставленных условий являлось препятствием к этому. Свидетельства Св. Писания, канонических правил и истории церковной позволяют сделать заключение, что эти препятствия были таковы: 1 . Состояние в непрекратившемся браке ( Мф.19:9 ; Лк.16:18 ; Mk.6:18; VI Вс. с. 87; Вас. В. 77). 2 . Обручение с другим лицом, благословленное Церковью. 3 . Близкие родственные отношения (происшедшие как от законного брака, так и от незаконного сожительства: Мф.19:5–6 ; Мк.10:7–9 ; 1Кор.6:16 ; Вас. В. 67), а именно: все степени родства по прямой линии, родство кровное в боковой линии, сначала, вслед за ветхозаветным законодательством, до третьей степени включительно ( Лев.18:12–13;20,17 ; Ап. 19) и свойство от двух родов в первых двух степенях (Ап. 19; Неок. 2; Вас. В. 78, 87; Тим. 11), со времени же Шестого Вселенского собора (пр. 54) – как боковое родство, так и двухродное свойство до четвертой степени включительно. 4 . Духовное родство (запрещался брак между восприемником и вдовствующей матерью воспринятого младенца: VI Вс. с., 53). 5 . Наличие в прошлом трех браков. Второй и третий браки допускались лишь из снисхождения к немощи человеческой (Ап. 17; Вас. В. 4, 12, 87; Неокес. 3, 7; VI Вс. с. 3), четвертый же категорически запрещался (Вас. В. 80). 6 . Пребывание в духовном сане (Апост. 26; Анкир. 10; VI Вс. с. 3, 6; Неокес. 1; Вас. В. 12) и пребывание в монашестве (IV Вс. с. 16; Вас. В. 18 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—13— добиться у Римского начальника утверждения и исполнения синедрионского приговора над Христом. Этот вывод имеет тем большее значение в виду того, что евангелисты, особенно Матфей и Марк, выразительно называя всех членов синедриона – архиереи, старшины (князья) народные и книжники, умалчивают совсем о книжниках и часто и о старейшинах, когда говорят о суде у Пилата. Так у Мф.27:1, 12, 20 ο ρχιερες κα ο πρεσβτεροι το λαο – у Пилата, а в синедрионе, кроме архиерея Каиафы, упоминаются выразительно ο γραμματες κα ο πρεσβτεροι 26:57. То же у Мк.14:53–54 и 15:1 о синедрионе: кроме архиерея Каиафы «все архиереи и старшины и книжники – весь синедрион», – а у Пилата 15:3. 11: обвиняют одни «архиереи». У Лк.22:66 о синедрионе: τ πρεσβυτριον το λαο ρχιερες τε κα γραμματες – τ συνδριον ατν, – а Пилат созвал только τος ρχιερες κα τος ρχοντας κα τν λαν – без «книжников» (23:13). У Иоанна называются вообще и неопределенно «иудеи» (18:39, 19:7, 12, 14, 15), – тем выразительнее его сообщения, что «распни, распни» кричали именно «архиереи и слуги» их – ο ρχιερες κα ο πηρται κραγασαν, а цинично нигилистичное «не имеем царя кроме Кесаря» отвечали одни «архиереи» – ο ρχιερες ( Ин.19:6, 15 ). Несомненно по крайней мере то, что книжники и фарисеи не принимали никакого деятельного участия ни в обвинении Христа пред Пилатом, ни в возбуждении толпы требовать распятия Иисуса. Но сверх ожидания Пилат выступил на сей раз решительным представителем правосудия и закона. Одну из интимных причин этой, вероятно необычайной для Пилата, энергии в защите Обвиняемого от самоволия влиятельных главарей нации евангелист вскрывает нам в жене Пилата, иудеянке родом, сочувствовавшей галилейскому Праведнику и во сне страдавшей за Него этой ночью. Привыкшему к строгой закономерности суда римлянину не могли также не броситься в глаза эта уж чересчур торопливая быстрота, отсутствие законной мотивировки и нахальная требовательность в столь важном деле, как смертная казнь. Из слухов о Христе, из беседы с Ним на суде и из поведения обвинителей более беспристрастный и привыкший уважать законы язычник увидал, что все дело не в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), которым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в Константинополе совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в Константинополе занял чин поклонения св. копью, которое было перенесено в Константинополь в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне которого пели тропари " Покланяемся копию " и " Распеншуся ти Христе " ; следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал ради оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла (Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов византийского огласительного цикла сохраняется в православных богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение). Вечером в Великую Пятницу совершалась вечерня, за которой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в прочие дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13-53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в Великую Пятницу в Константинополе, по сообщениям паломников, уже не совершалась). Богослужение Великой Пятницы в Православной Церкви в XI-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

860. См. Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 37. 861. На эти три части обычно делят и богослужебные пасхальные чтения, распределяя их для чтения «между разными языками». 862. Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 44. 863. Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 44. 864. Кассиан, еп. Водою и кровию и духом. С. 47. 865. См. Сорокин А., прот. С. 278. 866. Cм. Charpenmier E. P. 98. 867. Продолжение и завершение этой новизны христианства, точнее, его богословия воплощения, обнаружилось в спорах по поводу иконопочитания, разгоревшихся в Церкви несколько столетий спустя после Христа и приведших к краеугольному исповеданию VII-ro Вселенского собора. 868. «И Евангелие от Иоанна, и Первое Послание Иоанна настойчиво подчеркивают реальность земной жизни Иисуса и, таким образом, сохраняют единство и преемственность между земным Иисусом во плоти и превознесенным Сыном Божьим». — Данн Д.Д. С. 89. 869. См. Гатри Д.С. 189. 870. Перевод ТОВ: Fatigué du chemin, Jésus était assis tout simplement au bord du puits. 871. Данн Д.Д. С. 68. 872. Особенность, которую не решился передать ни один из русских переводчиков Нового Завета: если в ст. 26, 31, 49-53, 58б употребляется нейтральный глагол fagei/n («есть»), то в ст. 54, 56, 57, 58в — trwgei/n («грызть, жевать»). Л. Лутковский (Евангелие. Киев. 1990), напротив, перевел trwgei/n более вежливым глаголом «вкушать» — прим. перев. 873. Данн Д.Д. С. 210; ср. С. 324. 874. Данн Д.Д. С. 325. 875. «Не нужно показывать, что антидокетическая полемика — главное в четвертом Евангелии. Этого нет». — Данн Д.Д. С. 326; ср. Гатри Д.С. 218. 876. Шнакенбург Р. С. 147. 877. Не по отношению ко Христу — в Лк. (7, 12; 8, 42; 9, 38), но чтобы это увидеть, нужно обратиться не к СП, а к славянскому тексту. Также см. Евр. 11, 17. 878. См. Шнакенбург Р. С. 150. 879. См. Сорокин А., свящ. Имя Божие в изречениях Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Курсовое сочинение. СПб. 1995 г. а также глава из него: Сорокин А., свящ. Об имени Божием в Евангелии от Иоанна.//Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб. 1998. С. 33-9.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

В Евхаристии соединено все, что Господь Иисус Христос соделал для нас, что Он всегда хочет совершать для нас в Своей Церкви и что Он обещал совершать для нас в будущем. а) Евхаристия есть прежде всего воспоминание о совершенном некогда Господом Иисусом Христом искуплении нашем. «Сие творите в Мое воспоминание», – заповедал Господь апостолам и всем верующим ( Лк.22:19 ; ср. 1Кор.11:26 ). б) Но она не есть только воспоминание о прошедшем и минувшем; она есть, каждый раз, и обновление для нас совершенного Господом Иисусом Христом великого дела; она представляет нам это дело и в настоящее время действующим и спасающим нас. Тот Самый Христос, Который сказал: «Сие творите в Мое воспоминание», сказал также: «Се, Аз с вами во вся дни» ( Мф.28:20 ). Он заповедал нам воспоминать Его не как отсутствующего, а как присутствующего, не как умершего, но и как воскресшего из мертвых и живущего среди нас. в) Участвуя в Таинстве Евхаристии, мы теснейшим образом соединяемся с Господом Иисусом Христом и получаем духовную жизнь. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6:56 ); «ядый Мя, той жив будет Мене ради» ( Ин.6:57 ); «аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). г) Но действие Евхаристии не ограничивается душевной областью. Как принимаем мы в себя в Таинстве Причащения всего неразделенного Христа и по Духу, по Телу Его ( «приимите, ядите, – сказано, – сие есть Тело Мое»), так и влияние этого Таинства простирается и на телесную область. Потому это Таинство есть залог воскресения тела и вечной жизни с прославленным телом. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Вообще, Евхаристия поставляется в Свящ. Писании в теснейшую связь с эсхатологическими (т. е. последними) судьбами человека, например: «не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во Царствии Отца Моего» ( Мф.26:29 ); она есть пророчество и предобразование того соединения верующих со Христом, которое последует в будущей жизни, по воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В строго-историческом духе, с выяснением пророческого и нравоучительного смысла книги, понимала и толковала книгу пр. Ионы и древнехристианская церковь . Нет сомнения, что как чистую историю, имеющую пророчественно-прообразовательное значение, понимал книгу пр. Ионы и И. Христос, как то ясно открывается из Его слов, приведённых в Мф.12:39–42 ; Мф.16:4 и в Лк.11:29–32 52 . Отцы и учители древней христианской церкви, всегда верно понимавшие, толковавшие и раскрывавшие слова и Заповеди Своего Господа, и в отношении к книге пр. Ионы восприняли Христово понимание, внесли его в Символ веры 53 и богослужебные книги 54 , и в своих творениях развивали и раскрывали его, уже как несомненное, не затрагивая даже в своих рассуждениях о книге Ионы вопроса об её достоверности. Так по свидетельству Григория Нисского , Ефрем Сирин († 372), написал буквальное толкование на всю книгу пр. Ионы с указанием пророческого смысла её, хотя это толкование и не дошло до нас, как и многие другие его толкования 55 ; взамен этого нам осталась его «Беседа на слова второго и третьего стихов третьей главы книги Ионы»; в ней Св. Отец делает прекрасный психологический анализ всей истории Ионы с нравственными выводами из неё 56 . У Св. Иоанна Златоуста († 407), в его толковании на Евангелие от Матфея 12, 39–42 , выяснено, хотя и не особенно подробно, историко-прообразовательное и нравоучительное значение проповеди Ионы в Ниневии 57 . Зенон Веронский в своём размышлении об Ионе после краткого изложения в своём размышлении об Ионе после краткого изложения содержания книги говорит точно так же о прообразовательном и нравоучительном значении её 58 . Блаж. Иероним Стридонский († 419) вместе с множеством других толкований написал толкование и на книгу пр. Ионы. В этом толковании, при небольшом объёме его, полно и отчётливо разъяснён исторический буквальный и пророческий прообразовательный смысл книги пр.Ионы 59 . Есть толкование на книгу пр. Ионы и у Св. Кирилла Александрийского († 444) 60 . Блаж.Феодорит, еп.Кипрский († 457), точно также написал толкование на нашу книгу, которое представляет собой немногословное парафрастическое объяснение буквального исторического смысла содержания книги 61 . Только у бл.Августина Иппонийского в его письме к Астерию 62 , и из XI b. у Феофилакта, еп.Болгарскаго († около 1085), в его enarratio in Ionam proph., представляющем собой несколько видоизменённое сокращение древне-отеческих толкований, наряду с выяснением положительного смысла содержания книги пр. Ионы встречаются и некоторые рассуждения об исторической достоверности её. Рассуждения их касаются собственно чуда трёхдневного пребывания Ионы во чреве рыбы и появления и исчезновения клещевины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010