В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10:34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божий по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей. В притче о десяти девах Спаситель говорит о достатке елея в светильниках у мудрых дев и нехватке его у неразумных. Елеем здесь, по толкованию преподобного Серафима Саровского, обозначена накопленная в течение жизни посредством верного служения Богу из чистой любви к Нему благодать Духа Святого Божия. Наконец, гора, на которой проповедовал Спаситель и часто бывал со Своими учениками и с которой Он вознесся на Небо, носит название Елеон: исторически оттого, что ее склоны были засажены садами оливковых деревьев (маслин), а духовно оттого, что название этой горы означает вершину милости к людям Бога, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни. В Православной Церкви одним из семи таинств является таинство Елеосвящения, то есть особого освящения елея, которым помазуются люди для исцеления от болезней. По смыслу таинства, елей содержит в себе в этом случае милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего, человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу. Свеча также выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил и поликандил.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/032svet.htm

– Как сохранить святость после Причастия? – Если ты причастился, это еще не значит, что ты стал святым. Что мы читаем в молитвах ко Святому Причащению? «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй». Когда мы причащаемся, внутри нас является Христос, мы это чувствуем и только таким образом можем быть сопричастны Его святости. Своей «святости», а значит – жизни вечной, у нас нет. Но нам дарована сопричастность, которая зависит от того, насколько мы достойно приобщились. Ты еще только призван уподобляться Христу – тебе дан Его образ в Евангелии, а в Причастии даются для этого силы. – Владыка Марк (Арндт) говорит, что в Причастии мы еще только авансом получаем своего рода задание, которое и должны потом реализовать в общении с ближними. – В христианстве нет «я», есть «мы». В опыте Евхаристии мы все едины. Тогда-то и проверяется, насколько мы близки друг другу. Когда Господа искушали: кто мой ближний? (Лк. 10: 29), вспомните, что ответил Христос? Хорошо собеседовать с Господом в сердце своем. Принимать каждого человека как посланного к тебе Христом. Вот ты говоришь с братом или сестрой, насколько ты свое сердце открываешь? Можешь ты хотя бы улыбнуться тому, кто подошел к тебе? Тихо, по-мирному ответить на его вопрошание? Любовь – и больше нет ничего другого на свете, что могло бы нам показать святость – Как святость Божия себя являет в наши дни? – Святых канонизируют в Православной Церкви уже после преставления человека, но безошибочно святость еще при жизни можно определить по любви. Любовь – и больше нет ничего другого на свете, что могло бы нам показать святость. Если мы действительно имеем святость в наших сердцах, то мы не сможем ранить ближнего. Господь заповедовал: да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13: 34). – Возлюбил-то Он нас любовью крестной – то есть принял раны на Себя… – И нам говорит: Не бойтесь (этот призыв в Евангелии упоминается чаще всего). Самого Его поносили, бесноватым называли, усмехались над ним, распяли… На Кресте Он молился (см.: Лк. 23: 34). Его слова и наш ответ на все то зло, которое во славу Божию успеют причинить нам.

http://pravoslavie.ru/112841.html

Откуда взялось народное поверье, что после таинства соборования человек вскоре умирает? Таинство Соборования (или, как его еще называют, Елеосвящения) существовало в Апостольской Церкви как таинство исцеления. Как мы читаем у апостола Иакова, Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5 :14—15). Елей — масло — в древности использовался как лечебное средство. Ветхозаветный пророк Исаия говорит о ранах народа, неочищенных и необвязанных и не смягченных елеем (Ис 1 :6), в притче о милосердном самарянине мы читаем, как он позаботился о раненом и перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк 10 :34). В греческом языке, на котором написан Новый Завет, слово елей ассоциируется с милостью — по-гречески «Господи помилуй» звучит как «Кирие елейсон». Поэтому в Церкви елей утвердился как материя Таинства Елеосвящения, в котором Церковь особо просит о телесном и духовном исцелении человека. Поскольку к этому Таинству прибегали в случае серьезной болезни, которая могла привести к скорой кончине, со временем Соборование стало восприниматься как «предсмертное», напутственное Таинство. Это восприятие не совсем верно. В Таинстве испрашивается прощение неосознанных, забытых или неумышленно не исповеданных грехов, что необходимо и совершенно здоровому человеку, а особенно — больному или перед лицом близкого исхода души из тела, ведь Соборование — это прежде всего таинство исцеления. Если мы к нему прибегнем, оно ни в коем случае не приблизит нашу смерть. Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы  увидеть в этой рубрике? Пишите: vopros@foma.ru   Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/prostyie-voprosyi-5.html

Масло и вино в древности использовались как лекарства. Милосердный самарянин, найдя при дороге избитого человека, «сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10: 33-34).   Чтение канона 4. Чтение канона Все священники, участвующие в таинстве, становятся перед алтарем. Соборный характер таинства сообщил ему народное название «соборования». В требнике написано, что его должны совершать семь священников, но на практике бывает по-разному (меньше или больше). Иногда таинство совершает только один батюшка. Священники зажигают свечи, и мы слышим возглас: «Благословен Бог наш». Звучит 142-й псалом: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей…» В этой первой части совершения таинства, которая на самом деле является сокращенной великопостной утреней, поется канон, в котором просится у Господа исцеление от болезней душевных и телесных.   Освящение елея 5. Освящение елея Помазание больных в таинстве совершается не обычным маслом и не маслом из лампады (каким, например, нас помазывают на всенощных бдениях). Масло соборования освящено призыванием Святой Троицы и наитием Святаго Духа. Читая специальную молитву на освящение елея, священник просит Бога, чтобы через елей помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Поются тропари Христу, святым и Богоматери.   Семь евангельских чтений 6. Семь евангельских чтений Начинаются семь апостольских и семь евангельских чтений, каждая пара из которых будет завершаться особой молитвой и помазанием освященным елеем с тайносовершительной молитвой. Каждый раз апостольские чтения и чтения из Евангелия, как и молитвы об исцелении, будут разные, поэтому полезно иметь при себе чинопоследование таинства, чтобы можно было следить за текстом и молиться вместе со всеми. Апостольские и евангельские чтения подобраны в соответствии с характером совершаемого богослужения. Здесь и тексты, связанные с темой елея: отрывок из послания апостола Иакова, притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и рассказы о совершенных Христом чудесах исцеления больных, а также тексты, призывающие больных людей к смирению, терпению и любви.

http://pravmir.ru/tainstvo-miloserdiya/

Святой Иоанн сказал золотые слова: «Не говори, что предан Церковью тот, кто предан; если бы он не оставил Церкви, то не был бы предан. Не говори, что он искал убежища и был предан; не Церковь оставила его, но он сам оставил Церковь; не в Церкви он был предан, но вне ее. Зачем он оставил Церковь? Ты хотел спастись? Тогда ты должен был держаться жертвенника» (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен). Церковь – это всеобщая лечебница В-четвертых, вы, христиане, вынуждены ходить в церковь , потому что она всеобщая лечебница, где лечатся все грешники, получившие мысленные раны от дьявола. Подобно тому как получившим телесные раны приходится обращаться к врачу, чтобы вылечиться и не умереть, так и те христиане, страдающие от мысленных язв пороков и страстей, крайне нуждаются в помощи всеобщей лечебницы Церкви, где они могут показать свои раны духовнику и получить действенные лекарства и пластыри, дабы исцелиться. Ведь если они будут пренебрегать походом к врачу, тогда раны у них загниют и приведут к душевной и вечной смерти. Потому-то и сказал Златоречивый о Церкви: «Этот дом есть духовная лечебница, устроенная для того, чтобы в ней врачевали мы те раны, которые получаем отвне (в мире) (см.: Ин.2:5 )» (Беседа 2 на Евангелие от Иоанна). « Церковь Божия, – добавил он, – есть врачебница душ... и мы должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства, и с ними уже выйти отсюда» (Беседа 22 на книгу Бытия). А потому, рассказывая притчу о человеке, попавшем в руки разбойников, Господь назвал Церковь гостиницей, то есть больницей (см.: Лк.10:34 ). Вот краткое изложение 140 этой притчи. Человек – это Адам и всякий грешник. Иерусалим, из которого он шел, – рай и добродетель. Иерихон – мир и грех. Разбойники – бесы. Раны – страсти. Самарянин – Христос. Елей и вино – человеколюбие и справедливость. Вьючное животное – человеческая природа нашего Господа. Гостиница – Церковь . Гостинник – Павел и другие апостолы и преемники апостолов архиереи и священники... а два динария – Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Христиане должны ходить в церковь с охотой, ибо она общая Мать для всех христиан Вы, христиане, должны ходить в церковь с большой охотой и рвением. Во-первых, потому, что Церковь – это общая Мать для всех православных, которая возродила их в купели святого Крещения и вскормила их словесным молоком благочестия, веры и Божественных таинств. И подобно тому как дети с большой охотой и любовью бегут к своей родной матери, так и христиане с чрезвычайной радостью, огромной любовью и непреодолимым желанием должны спешить в объятия их духовной матери, Святой Церкви, чтобы увидеть свою необыкновенно нежную мать и насладиться ее небесными благами. Поэтому божественный Иоанн Златоуст сказал: « Церковь есть мать своих детей, которая и их принимает, и чужим открывает недра» (Беседа о святом священномученике Фоке...). Церковь – общая обитель всех христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Лк.10:31–21 .  «По случаю же священник некий схождаше путем тем: и видев его, мимоиде. Такожде же и Левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде.» Священник означает Моисейский закон, содержащий все, что касается до священнослужения; а Левит – Пророков, так как помазанных служителей Божиих и учителей откровений пришествия в мир единородного Сына Его. Ибо прешел закон, благодати пришедшей. От небес хотя происшел закон и дан на Синае Богом, и Пророки пророчествовали: однако ни закон, Пророки не могли загладить греха и восставить человеческое естество от бедственнейшего оного падения. «Не возможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи» ( Евр.10:4 ). Проходили убо и закон и Пророки путем тем, и были на том месте, в которое изгнан человек, то есть на земли, и видели достойноплачевное его состояние; но мимо шли, то есть, прочь отошли, не могше исцелить язв его. Лк.10:33–34 .  «Самарянин же некто грядый прииде над него, и видев его, милосердова. И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, прилежа ему.» Самарянин означает единородного Божия Сына и Слово, Господа нашего Иисуса Христа, Коего Иудеи Самарянином называли: «Самарянин еси Ты, и беса имаши» ( Ин.8:48 ). Сей грядый, то есть, исшедший из Отеческих недр, хотя от оных и не отлучился, «прииде над него», то есть в мир: видя же бедственное человеческое состояние, «милосердова». Что же сие есть дело милосердия? Ибо «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас» ( Тит.3:5 ). Он, приступив, то есть обращаясь с людьми, обвязал благодатию Своею струпы душевные, так как искусный врач перевязками раны телесные, возливши на них масло, как то: человеколюбивое и радостное учение, «приидите ко Мне», говоря, «вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф.11:28 ); и вино, то есть, учение грозное и жестокое, как то: «отступите от Мене вси делателие неправды» ( Лк.13:27 ). Можно чрез масло и вино разуметь тела и крови Его приобщение. Он всадил уязвленного на Свой скот, то есть, восприял падшее человеческое естество, сотворив нас, уверовавших в Него, членами Своими. Почему и блаженный Павел написал: «вы есте тело Христово и уди от части» ( 1Кор.12:27 ). Привел же нас в гостиницу, то есть, Церковь Свою, которая гостиницею называется, так как приемлющая всякий народ, и роды, и поколения, и языки, и всякого человека, с верою к оной приходящего. Прилежал же находящимся в Церкви Его, подав им дар Духа Святого, и благодать чудодейственную, и причащение Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Второе условие состоит в том, что цель христианства – достичь блаженного состояния обожения. Обожение и подобие Божие отождествляются между собою. Но, чтобы достичь этого подобия и созерцания Бога и чтобы само это созерцание оказалось для нас не «огнем поядающим», но животворящим светом, от человека предварительно требуется очищение. Это-то очищение и исцеление является делом Церкви. Если же христианин принимает участие в обрядах, не подвергаясь животворящему очищению, хотя сами внешние проявления культа имеют целью именно очищение человека, он не живет в Церкви по-настоящему. Христианство без очищения – это утопия. Итак, говорить о религии (благочестии) мы можем только очищаясь и, главное, стремясь к своему исцелению, что согласно и со словами Иакова, брата Божия: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак.1:26–27 ). Из этого места хорошо видно, что благочестивым является тот, кто обуздывает язык и не обманывает свое сердце, но очищает его от внутренней скверны, и что религия – это не только проявление заботы о страдающих, но главным образом хранение себя в чистоте от мирских дел. Тот, кто заботится о своем очищении, является религиозным и принадлежит к религии. Это отличие дает нам право утверждать, что христианство – это не философия и не религия в том смысле, как «естественные» религии, но прежде всего врачевание. Это исцеление человека от его страстей, служащее для достижения в дальнейшем общения и единства с Богом. Господь явил нам несколько истин в притче о добром самарянине. Этот последний, увидев человека, попавшего в руки разбойников, которые избили его и оставили полуживым, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем ( Лк.10:33–34 ). Христос исцелил израненного человека и привел его в гостиницу, то есть в больницу, которою является Церковь . Христос изображен здесь как врач, исцеляющий немощи человека, а Церковь – как больница.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

4)Христос есть бальзамное древо, разрезанное не костяными или стекольными ножами, (коими обыкновенно разрезываются бальзамные древа) но многим тростием, и копием, и гвоздием, и другими поносными биениями, по всему телу был изранен и от главы до ног уязвлён. 5) Повествуют о бальзаме, что он чрез три дня врачует раны: Христос – пока продолжится благодатное Его Царствие – будет врачевать раны, по сему то и врачом называется: язвою его мы исцелехом ( Ис.53:5 ). Врачует же без болезни (что и о бальзаме поведают) ибо даст слуху нашему радость и веселие ( Пс.50:10 ), чтоб смиренные наши кости возрадовались. Чем же веселит слух наш? – Евангелием, радостною вестью об отпущении грехов. Моисей врачует, но с болезнью и угрозами: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней ( Гал.3:10 ): Христос врачует, но кротко и неболезненно; и есть истинный Самарянин ( Лк.10:34 ) бальзам любви Своей и милосердия на раны наши душевные изливающий. § IV Покаяние есть целебный бальзам; ибо 1) сохраняет нас от гнилости греха. Покаяние приводит нас от грехов к прощению от тьмы к свету, от диавола к Богу. Так Христос говорил Павлу: востани и стани на ногу твоею: на се бо явихся ти, сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе, изъимая тя от людий Иудейских и от язык, к нимже аз тя послю, отверсти очи их, да обратятся от тмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою, яже в мя ( Деян.26:16–18 ). 2). Покаяние подаёт новый свет грешнику, да разумеет, сколькими грехами осквернил жизнь свою, как Павел говорит: кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся? ( Рим.6:21 ), и уразумевши, да исправит житие своё: и яко во дни, благообразно да ходим ( Рим.13:13 ), во еже отложити ему, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума ( Еф.4:22–23 ). 3) Как бальзам укрепляет силы телесные, так покаяние укрепляет грешника в душе, производит в нём радость о мире, имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом ( Рим.5:1 ) – и да грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана ( Ин.3:21 ). А по сему 4) покаяние вошедшее в сердце грешника: α) издаёт приятное благоухание пред Богом, ибо Бог о покаянии радуется, Сам приводит к оному, и не хочет от грешников быть прославляем, как говорит к Иудеям чрез Амоса: возненавидех и отвергох праздники вашя и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете ми всесожжения и жертвы вашя, не прииму, и на спасителная явления вашего не призрю. Отстави от мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю ( Ам.5:21–23 ). β) Издаёт благоухание пред Ангелами, ибо те радуются о покаянии грешника: радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). γ) Даёт благовоние пред человеки; поскольку они примером кающихся исправляются ( 1Тим.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе ( Пс.26:12 ); но Той не отверзает уст своих: яко овча на заколение поведется, и яко агнец прямо стригущаго Его – безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53 ); враги поскрежещут нань зубами своими, a Он не воспротивится и не воспротивоглаголет: плещи своя вдаст на раны, и ланите на заушания, и лица своего не отвратит от студа заплеваний ( Ис.50:5–6 ); чрез древо предадут Его смерти ( Иер.11:19 ), – ископают руце Его и нозе Его, и изочтут вся кости Его; разделят ризы Его себе, и о одежде Его метнут жребий ( Пс.21:18 ); дадут в снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом ( Пс.68:2 ); вси видящии Его поругаются Ему и – покивая главою – возглаголют устами: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, аще хощет Его ( Пс.21 ). Так Христос Старейшина – святый святых умрет ( Дан.9 ); но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его ( Зах.12:10 ), душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления ( Пс.15 ): в третий день Он воскреснет, и явится живым пред всеми ( Ос.6:2 ). Тогда все будут повторять: где ти, смерте, жало, – где ти, аде, победа?! ( Ос.13:14 ). Так Господь на земле явится, и с человеки поживет! Потом на высоту обратится паки: взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ); возьмут врата князи своя, и возьмутся врата вечная, и внидет Царь Славы; и речет – наконец – Господь Господеви: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя под ножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Так ясно и подробно святые Божии провидели весь путь, которым имел пройти на земле Господь наш! (Из проповедей преосвящ. Феофана). История догмата о Лице и деле Иисуса Христа и основанное на ней полное учение о Нем Православно-Христианской Церкви Пророчество о Иисусе Христе Св. Симеона Богоприимца Се лежит сей (Младенец) на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открываются от многих сердец помышления, – сказал св. Симеон Богоприимец ( Лк.2:34–35 ). То есть многим предстоит соблазниться о Иисусе Христе и пасть нравственно в неверие, a чрез неверие – в развращение; другим же многим предстоит восстать, чрез веру в Иисуса Христа, в новую святую, нравственную – духовную жизнь. Лежит Он на падение неверным, на восстание верующим. Лежит в знамение пререкания, – в спорное знамя, которое одна сторона будет стараться отбить, a другая – защитить, как это бывает во время войны. Одни – неверующие – будут стараться уничтожить Лицо и дело Господа; другие же верующие – будут стоять под этим знамением, ратовать за него и защищать его. И тогда-то, во время споров и борьбы за это знамение, ясно откроются тайные, сердечные мысли и чувства веры или неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010