Разрешается и применяется иногда в практике особый чин елеосвящения, совершаемого в храме одновременно над многими лицами в особо назначенный для этого день для общего исцеления немощей душевных и телесных; но этот чин не тождественен с Таинством елеосвящения. Приступающим к Таинству Елеосвящения надо помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления» . Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу. В этом смысле можно сказать, что Елеосвящения приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от вечных мучений. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: в данном случае болезнь, сама по себе являющаяся злом, становится добром для человека, который через нее приобщается к страдающему Христу и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу. При совершении таинства Елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницей, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни — выздоровления, и жизни по смерти тела — воскресения (Ин.12:34; 1Кор.15:36—38). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк.6:13), и вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистым, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачеству, какое употребил для болящего самарянин: «И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк.10:34).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

4)Христос есть бальзамное древо, разрезанное не костяными или стекольными ножами, (коими обыкновенно разрезываются бальзамные древа) но многим тростием, и копием, и гвоздием, и другими поносными биениями, по всему телу был изранен и от главы до ног уязвлён. 5) Повествуют о бальзаме, что он чрез три дня врачует раны: Христос – пока продолжится благодатное Его Царствие – будет врачевать раны, по сему то и врачом называется: язвою его мы исцелехом ( Ис.53:5 ). Врачует же без болезни (что и о бальзаме поведают) ибо даст слуху нашему радость и веселие ( Пс.50:10 ), чтоб смиренные наши кости возрадовались. Чем же веселит слух наш? – Евангелием, радостною вестью об отпущении грехов. Моисей врачует, но с болезнью и угрозами: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней ( Гал.3:10 ): Христос врачует, но кротко и неболезненно; и есть истинный Самарянин ( Лк.10:34 ) бальзам любви Своей и милосердия на раны наши душевные изливающий. § IV Покаяние есть целебный бальзам; ибо 1) сохраняет нас от гнилости греха. Покаяние приводит нас от грехов к прощению от тьмы к свету, от диавола к Богу. Так Христос говорил Павлу: востани и стани на ногу твоею: на се бо явихся ти, сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе, изъимая тя от людий Иудейских и от язык, к нимже аз тя послю, отверсти очи их, да обратятся от тмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою, яже в мя ( Деян.26:16–18 ). 2). Покаяние подаёт новый свет грешнику, да разумеет, сколькими грехами осквернил жизнь свою, как Павел говорит: кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся? ( Рим.6:21 ), и уразумевши, да исправит житие своё: и яко во дни, благообразно да ходим ( Рим.13:13 ), во еже отложити ему, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума ( Еф.4:22–23 ). 3) Как бальзам укрепляет силы телесные, так покаяние укрепляет грешника в душе, производит в нём радость о мире, имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом ( Рим.5:1 ) – и да грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана ( Ин.3:21 ). А по сему 4) покаяние вошедшее в сердце грешника: α) издаёт приятное благоухание пред Богом, ибо Бог о покаянии радуется, Сам приводит к оному, и не хочет от грешников быть прославляем, как говорит к Иудеям чрез Амоса: возненавидех и отвергох праздники вашя и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете ми всесожжения и жертвы вашя, не прииму, и на спасителная явления вашего не призрю. Отстави от мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю ( Ам.5:21–23 ). β) Издаёт благоухание пред Ангелами, ибо те радуются о покаянии грешника: радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). γ) Даёт благовоние пред человеки; поскольку они примером кающихся исправляются ( 1Тим.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе ( Пс.26:12 ); но Той не отверзает уст своих: яко овча на заколение поведется, и яко агнец прямо стригущаго Его – безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53 ); враги поскрежещут нань зубами своими, a Он не воспротивится и не воспротивоглаголет: плещи своя вдаст на раны, и ланите на заушания, и лица своего не отвратит от студа заплеваний ( Ис.50:5–6 ); чрез древо предадут Его смерти ( Иер.11:19 ), – ископают руце Его и нозе Его, и изочтут вся кости Его; разделят ризы Его себе, и о одежде Его метнут жребий ( Пс.21:18 ); дадут в снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом ( Пс.68:2 ); вси видящии Его поругаются Ему и – покивая главою – возглаголют устами: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, аще хощет Его ( Пс.21 ). Так Христос Старейшина – святый святых умрет ( Дан.9 ); но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его ( Зах.12:10 ), душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления ( Пс.15 ): в третий день Он воскреснет, и явится живым пред всеми ( Ос.6:2 ). Тогда все будут повторять: где ти, смерте, жало, – где ти, аде, победа?! ( Ос.13:14 ). Так Господь на земле явится, и с человеки поживет! Потом на высоту обратится паки: взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ); возьмут врата князи своя, и возьмутся врата вечная, и внидет Царь Славы; и речет – наконец – Господь Господеви: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя под ножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Так ясно и подробно святые Божии провидели весь путь, которым имел пройти на земле Господь наш! (Из проповедей преосвящ. Феофана). История догмата о Лице и деле Иисуса Христа и основанное на ней полное учение о Нем Православно-Христианской Церкви Пророчество о Иисусе Христе Св. Симеона Богоприимца Се лежит сей (Младенец) на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открываются от многих сердец помышления, – сказал св. Симеон Богоприимец ( Лк.2:34–35 ). То есть многим предстоит соблазниться о Иисусе Христе и пасть нравственно в неверие, a чрез неверие – в развращение; другим же многим предстоит восстать, чрез веру в Иисуса Христа, в новую святую, нравственную – духовную жизнь. Лежит Он на падение неверным, на восстание верующим. Лежит в знамение пререкания, – в спорное знамя, которое одна сторона будет стараться отбить, a другая – защитить, как это бывает во время войны. Одни – неверующие – будут стараться уничтожить Лицо и дело Господа; другие же верующие – будут стоять под этим знамением, ратовать за него и защищать его. И тогда-то, во время споров и борьбы за это знамение, ясно откроются тайные, сердечные мысли и чувства веры или неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

В другом отрывке из Евангелия от Луки рассказывается о рождестве Иисуса Христа. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Иосиф был родом из Вифлеема, но жил в Назарете. Когда вышло повеление кесаря Август о переписи, Иосифу пришлось вместе с обрученной ему Марией, которая была на последнем месяце беременности, отправиться в Вифлеем. Это путешествие в девяносто миль по очень холмистой местности наверняка заняло несколько дней. Кроме Иосифа и Марии в Вифлеем стекалось множество народа; все, кто родился в этом городе, должны быть вернуться на родину для участия в переписи. Жители Вифлеема получили возможность увидеться со старыми друзьями и навестить родственников. В стихе 7 мы читаем: «…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице [ kataluma ]». Греческое слово « kataluma » переводится как горница, комната в доме, которая обычно предназначается для гостей. Слово « kataluma » также встречается в Лк.22:1 и Мк.14:14 , где рассказывается о том, как Иисус и ученики вкушали Пасхальную вечерю в горнице. В греческом языке есть еще одно слово, означающее «гостиница», «pando», и его мы встречаем в Евангелии от Луки, в притче о добром самаритянине: «…подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу [pando] и позаботился о нем» ( Лк.10:34 ). Почему же в отрывке о рождестве Христа переводчики настаивают на переводе слова «kataluma» как «гостиница», а не как «горница»? Будет ли предложение связным и понятным, если в Лк.2:7 перевести слово «kataluma» как горница? «…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в горнице [ kataluma ]».

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

«Верующие ведь братья (в исламе). Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть вы будете помилованы» (Сура 49:10). Но в то же время Мухаммед призывал мусульман к абсолютно противоположному отношению к неверующим. До того, как был введен джихад, Мухаммед предостерегал мусульман от дружбы с немусульманами: «О вы, которые уверовали! Не берите друзьями Моего и вашего врага (неверующих и тех, кто поклоняется множеству богов). Вы обращаетесь с ними с любовью, а они не уверовали в то, что пришло к вам из истины. Они изгоняют посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, Господа нашего!» (Сура 60:1). После начала джихада он призывал мусульман принять участие в Священной войне против неверующих и, если потребуется, убивать их, для того, чтобы они подчинялись исламу. Иисус В последней беседе с учениками перед Своей смертью, Иисус сказал им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34-35 ). Всегда ли христиане придерживаются этой заповеди? Иногда так не кажется. Но это есть норма, которую установил Иисус. Чтобы наследовать Царство Небесное, вечную жизнь, надобно «возлюбить» безусловной любовью «Господа Бога твоего», «и ближнего твоего, как самого себя» (см. Лк.10:27 ). Один религиозный лидер хотел оправдать свое отношение к людям, так как не любил иноплеменников, и поэтому задал вопрос Иисусу: «Кто мой ближний?», Иисус ответил: «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостинницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Пьянство Пьянство а) запрещено: Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь пьянству ( Рим.13:13 ). Говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старицы не порабощались пьянству ( Тит.2:1,3 ); б) запрещается священнослужителям: Епископ должен быть не пьяница ( 1Тим.3:2–3 ; Тит.1:7 ). Диаконы также должны быть не пристрастны к вину ( 1Тим.3:8 ). Пьянство приводит а) к бедности: Кто любит веселье – обеднеет; а кто любит вино – не разбогатеет ( Притч.21:17 ). Пьяница обеднеет ( Притч.23:21 ). б) к ссорам и драке: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? у тех, которые долго сидят за вином ( Притч.23:29–30 ); в) к распутству: Не упивайтеся вином, от которого бывает распутство ( Еф.5:18 ); г) к неправде: Не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых ( Притч.31:4–5 ). д) к презрению дел Божиих: Гусли и свирель и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют ( Ис.5:12 ). Избегайте общества пьяниц: Не будь между упивающимися вином ( Притч.23:20 ). Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается пьяницею; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ). Пьянство лишает неба: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Дела плоти известны, они суть: ссоры, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют ( Еф.5:19–21 ). Угрозы пьяницам: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино ( Ис.5:11,22 ). Наказание за пьянство: Если будет сын буйный и непокорный, то отец его и мать скажут старейшинам города своего: сей сын наш буен, мот и пьяница; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти. И так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся ( Втор.21:18–21 ). Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Ибо пришел на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него как у львицы ( Иоиль.1:5–6 ). Если раб начнет пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его в одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.24:48–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фома, один из двенадцати Апостолов, называемый Близнец, не присутствовал при этом явлении Христа. Когда он пришел к ним, то они поспешили сообщить ему радостную весть: мы видели Господа! Фома, как и прочие Апостолы, не верил в возможность воскресения Иисуса, и потому сказал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Принято считать, что Фома обнаружил большее неверие, чем другие Апостолы. С тех пор всякого не верующего даже вполне достоверным свидетелям, но домогающегося лично, посредством чувств своих, удостовериться в истинности их слов, принято отождествлять с Апостолом Фомой, называть Фомой неверующим. Но так ли это? Не домогались ли того же самого и другие Апостолы? Не рассматривали ли и они раны Иисуса, и не осязали ли ребра Его? То же общее неверие выразил и Фома, но только в более точной, определенной форме, а это могло зависеть как от его характера, так и от принятого им способа выражения своих мыслей. Другие явления Иисуса Прошло восемь дней после первого явления Христа десяти Апостолам. Являлся ли Он в эти дни кому-нибудь еще — неизвестно. Евангелист Лука, рассказывая о явлении Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, говорит, что когда эти ученики вернулись в Иерусалим, то нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону(Лк. 24, 33—34). Об этом явлении Господа Симону Петру говорит только один Лука, и говорит так, как будто Господь явился Петру до явления Своего десяти Апостолам, но когда и где — об этом умалчивает. Судя по порядку изложения Евангелистом Лукой повествования о явлении Христа двум ученикам, шедшим в Эммаус, можно заключить, что о явлении Христа Симону сообщили этим двум ученикам сами Апостолы в то время, когда эти ученики рассказывали им, что видели Господа. Между тем Петр, при явлении Господа десяти Апостолам, не только не укрепил в них веру в Воскресение Христа, но вместе с ними принял явившегося Господа за призрак, дух, и, чтобы рассеять свое недоумение, своими руками

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Человек получил достоинство образа изначально, но подобие ожидало исполнения… Св. апостол Иоанн еще яснее и поразительнее возвещает эту истину, говоря: Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему (1 Ин. 3. 2). Господь же в Евангелии называет это подобие будущим благом — точнее, благом, которое мы обретем через Его посредничество, — когда просит у Отца Своего за Своих учеников: Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, они были со Мною (Ин. 17, 24). Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21) В этих словах можно угадать, как это подобие некоторым образом возрастает вплоть до того, что становится единством, открывая перед нами будущее свершение, или предел, всех вещей, когда Бог станет все во всем. Ориген О началах, 3, 6, 1. Часть вторая ПОСВЯЩЕНИЕ И БОРЬБА Глава I ЭККЛИСИЯ: МЕСТО ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Супруга и мать Экклисия, Церковь не зависит от социологии ни в первом приближении, ни по существу. Институция — не более чем эмпирический след «таинства». Церковь прежде всего есть сила воскресения, таинство Воскресшего, сообщающего нам свое воскресение. Новая Ева, Церковь возникает из отверстого бока Христа подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама. Из пронзенных ребер Христа истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода крещения, кровь Евхаристии. Христос затопил вселенную Божественными и освящающими потоками Из раны, отверстой копьем в Его боку, надлежало истечь, как из источника, живой воде, чтобы напоить жаждущих. Из раны в теле Христовом вышла Церковь, и Он сделал ее своей супругой. Ориген Комментарий на Псалом 77, 31;  Комментарий на Притчи, 31, 16. По существу Церковь не что иное, как мир на пути к преображению, мир, обретающий во Христе прозрачность Для райской полноты. Рай Присутствия есть поистине сам Христос, сказавший распятому рядом с Ним уверовавшему разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Мир–во–Христе, новое небо и новая земля, приходит к нам в таинствах Церкви, в Писании, которое тоже есть таинство. Таинства представляют собой различные аспекты глобальной сакраментальности Церкви, средоточие, солнце которой — «таинство таинств», Евхаристия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

В Ветхом Завете Божественная благость является предметом молитвенного славословия: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс 117:1 ); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс 33:9 ); «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс 85:5 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Боге: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф 5:45 ). Благость Божия показывается через сравнение с действиями человека: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф 7:11 ). По словам Христа, Бог «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк 6:35 ). Благость Бога проявляется в Его милости к человеку, порабощенному грехом. Бог как Верховный судия имеет власть не только карать, но и миловать. Ибо Он желает, чтобы грешник обратился к Нему ( Ис 55:7 ; Иер 18:8 ; Иез 18:21; 33:11 ). Он — «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов» ( Исх 34:6–7 ). Пророки Ветхого Завета постоянно возвещают милосердие Божие: Бог «не вечно будет негодовать» ( Иер 3:12 ); Он помилует обратившегося грешника ( Ис 55:7 ); «перевяжет наши раны» ( Ос 6:1 ); «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» ( Мих 7:18 ). В притчах Господа Иисуса Христа о пропавшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне ( Лк 15:1–32 ) говорится о Боге, Который не наказывает за грехи, а прощает их. Господь Иисус Христос не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин 8:3–7 ). Распятый на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ). Бог милосерд по отношению к грешникам. Апостол Павел именует Бога «Отцом милосердия и Богом всякого утешения» ( 2Кор 1:3 ). Обращаясь к народу, Господь Иисус Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк 6:36 ). Лишь упорство и нераскаянность грешника вызывают праведный гнев Божий ( Рим 2:5 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Распятый однажды на Кресте, принявший страдание и смерть, Христос распинается за нас и теперь. И сегодня Он несет Собственное орудие казни, поднимаясь на тот же Голгофский холм – но теперь ведем Его мы сами. Отцы Церкви учат, что, согрешая, мы всякий раз заново распинаем нашего Спасителя, наносим Ему новые и новые раны. Более того: мы сами, по своей греховной воле, оказываемся тем Крестом, на котором жестоко распинаем нашего Спасителя… Однако, как мы хорошо помним, в день Распятия Христова среди стоявшей возле Креста толпы находились не только жестокие распинатели Господа, но и любящие Его, плачущие о Нем и сострадающие Ему. В тот день там были Его гонители: иудеи, желавшие смерти Спасителя, римляне, прибивавшие Его ко Кресту, и, наконец, насмехавшаяся над Ним толпа. Но там стояла и Богоматерь, плачущая о Своем Божественном Сыне, и любимый ученик Христов Иоанн, единственный из всех апостолов, не убоявшийся ареста и смерти и пришедший ко Кресту Учителя, и жены-мироносицы, оказавшиеся сильнее и жертвеннее апостолов; был там и благоразумный разбойник, из бездны своих преступлений обратившийся ко Христу и тем восшедший – первым среди всего человеческого рода – в Рай. Быть может, мы, разжигаясь ненавистью и злобой, начнем кричать согласно с иудеями: кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 )? Или же станем насмехаться над Ним вместе с римскими солдатами, издевательски говорившими: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого ( Лк.23:37 )? Или мы сами предадим Христа на Распятие заодно с Пилатом, умыв руки вместе с прокуратором (см. Мф.27:24 )? А быть может, мы начнем поносить распятого на Кресте и безвинно страждущего Господа вместе с хулившим Христа разбойником (см. Лк.23:39 )? Но тогда мы услышим с высоты Креста только одно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Или же мы, напротив, преисполненные верой и любовью, восплачем вместе с Богоматерью? Окажемся верны Христу вместе с женами-мироносицами? Исповедуем Его Богосыновство с сотником, восклицая: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:54 )? Или даже окажемся усыновлены Самой Богоматери с Иоанном Богословом, услышав от Господа вместе с Его любимым учеником: се, Матерь твоя! ( Ин.19:27 )? Или обратимся к Нему с искренней и покаянной молитвой благоразумного разбойника – помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 )? И тогда, в ответ на такую молитву, мы сможем услышать с вершины Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Святые отцы о Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010