– Да скажите пожалуйста, о чем начали говорить, т.е. какие правила преступают православные? Если это докажете, можно будет и о всем прочем верить вам, а если не хотите этого показать, то это есть знак, что вы напрасно клевещете на православных. – Как же тебе показать? Тебе показали; а ты говоришь, мы клевещем. -Именно клевещете, когда не хотите указать, какие правила преступают православные. – Нашел православных! А почему мы для тебя стали неправославны? – Я не говорю, что вы неправославны; а говорю, что вы раскольники, хотя и вы и больше заслуживаете на самом деле. – А почему больше? спросили они. – Потому, – ответил я, что вы не верите самому Евангелию Христову, апостольскому и отеческому учению. Вы говорите, что Христу верите, а почему же словам Его не верите? – Укажи, укажи, где мы словам Христовым не верим. – Я вас просил для примера указать мне хотя одно правило, которое преступают православные, и вы не соизволили, а посему клевета ваша остается при вас, а вы хотя и во многом преступаете Евангелие, но я приведу вам для примера только некоторые места, которые падают прямо на вас. Именно Господь сказал: «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя» (Луки зач. 51). Этим словам Христовым вы не верите. Книга о Вере говорит, что слова эти Христом сказаны к патриархам, архиепископам и епископам, и тут же утверждает, что кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто от метается из, самого Христа Бога отметается той (Глав. 35 л 222). Вот писание свидетельствует, что вы непослушанием святителей Божиих самого Христа Бога отметаетесь. В какой тяжкий грех подвергаете себя, грех Христо отметства! Да и нас тому учите. А когда Христа отметаетесь, стало быть и Евангелию не верите: Вот и этим словам Христовым вы не верите. Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач. 6). И еще: «Глаголю вам, велика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. зач. 76). Вы связаны этой властью вот уже более двухсот лет, а спросите сами себя, кто вас развяжет от этих духовных уз?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

11-го дек.). Но если в Неделю праотец случится день памяти пророка Даниила и св. трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, то читаются Апостол и Евангелие святому (Тип., послед. 17-го дек.). Рядовые зачала апостолов и Евангелий, при чтении особых зачал, в упомянутые Недели читаются иногда «под зачало». Выражение «под зачало», встречаемое в богослужебных книгах, означает то, что два апостола или два Евангелия читаются так, как будто составляют одно зачало, т. е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки. Таким образом читаются Апостол и Евангелие в те дни, в которые полагается чтение трех Апостолов или трех Евангелий, и три зачала читаются как два 636 . К выражению «под зачало» иногда присоединяется слово «утренний». Оно указывает на Апостол и Евангелие следующего, завтрашнего дня 637 , на Апостол и Евангелие рядовые. О чтении особых зачал Апостола и Евангелия в некоторые из указанных дней должно сказать несколько слов. Касательно Недели праотец в Типиконе есть особое замечание: «Блюди Неделю праотец, в кое число прилучится, аще и прежде Недели 28-я, или послежде. И на литургии Евангелие чти Недели 28-й от Луки, зачало 76: «Человек некий сотвори вечерю велию», непременно едино. А в 28-ю Неделю чти рядовое, кое прилучится иныя Недели» (Тип., послед. 11-го декабри). Смысл этого замечания такой: в Неделю праотец непременно читается Евангелие о вечери – Луки, зачало 76, как имеющее отношение к празднику Рождества Христова и при том лишь одно это Евангелие, а рядовое не читается. Это Евангелие то самое, которое и Недели праотец (Лук., зач. 76), 28 Недели. Но в 28-ю Неделю оно лишь в том случае читается, если Неделя 28-я случится в самую Неделю праотец. В те же годи, в кои Неделя праотец случится в 27, 29, 30 и 31-ю Недели, в те годы читается в 28-ю Неделю Евангелие не Луки, зачало 76, а Евангелие 27, или 29, 30 и 31-й Недели, т. е. той Недели, в которую случится Неделя праотец. Г. Петров, руководствуясь этим замечанием Типикона о Евангелии Недели праотец, говорит, что так как и апостол 29-й Недели есть один и тот же, что и Недели праотец, то, если Неделя праотец случится сряду после 29-й Недели, – не должно читать его в обе Недели, а следует читать только в Неделю праотец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так о сем пишет Бароний. 65 Со инеми всеми, сиречь ересьми и Архиерейства сан у Иудеи истлися. Отнеле же бо по мзде быша власти. К тому не вся лета живота, но на всяко лето Архиерействоваша кийждо, но убо и тако расстленну святительства чину, обаче и еще прихождаше дух святый в помазанных действуя. И ниже: смотри же убо Архиерейскакого сана силу, как полно духа благодати. Аще и тии носящии суть недостойнии чести Архиерейства, но обаче достойни сущего в них дара, аще и произволение их зло бяше; не токмо убо Каиафа пророчествует, но и иннии мнози недостойнии хотящая быти“. Так о сем говорит благовестник. 66 Святого крещения вода, освящение и дарование духовное приемлет ... единственно молитвами Иерейскими, а не простолюдинскими. 67 Зри, коль велию важность имеет, освященная священнодействием святого крещения купельная вода, какового освящения кроме священства, оной от простолюдинства иметь отнюдь не возможно. 69 Разумеется, до скончания века всемирного, до второго Христова пришествия, Луки зач: 95. Корм. зач: 149. А еже се аз с вами есьмь во вся дни, понеже даже до тогда чрез таинства невидимо с нами будет. Симеон Фессалонит., глава 68. 70 Сущность святого крещения совершается от священства погружениями в воде с приглашением триипостасного божества, по Евангельскому заповеданию. – Прочая же вся при крещении действии от священника служат точию ко благолепию и украшению и наказанию, а не существу тайны крещения. 72 Должно заметить, крещает Иерей, а не простолюдин, следовательно в Символе священные веры исповедается крещение во оставление грехов, единственно священнодействуемое, а не простолюдинствуемое. 73 Еретики названные Пепузани, кои начальника своего Монтана утешителем именуют. По чему всяк, во имя его крещающийся не крещен есть. Кормч., лист 229. 74 Кроме Священства, то есть, кроме Епископского посвящения по узаконению Христовы я церкви. Катихизис малый, лист 34. 76 На камени, сиречь, на исповедания от Апостола Петра объявленном им: ты еси Христос, сын Бога живого, пребывающий неизменно; которое исповедание объяснительно изображено в священном символе православные веры 12-ю членами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Напротив, в Требнике митр. Петра Могилы , в чине «како приимати от еретик приходящих» говорится, что «от еретик разрешати и и церкви совокупляли свойственне надлежит точию епископу», который может дать благословение на это священнику. В самом чине помещена разрешительная молитва , «еже разрешати еретики от клятвы и от грехов», но читать её может «святитель или на сие от него власть имый» (Треб. П. Мог., стр. 167, 182–3). б) О таинстве покаяния; возражения «Покаяние есть вторая дщица по разбиении крестительнаго корабля и нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереем даруется» (Б. Кат., л. 389 об.). В этом таинстве две существенных части: а) исповедание, т. е. раскрытие кающимися своих грехов «на срам себе» и б) разрешение их, «даруемое от Бога иереем». Последняя часть составляет «видотворение тайны» (Б. Кат., л. 390), т. е. такое действие, без которого исповедь не есть таинство. Власть совершать это таинство Господь И. Христос дал св. апостолам, сказав: якоже посла Мя Отец и аз посылаю вы. И сия рек, дуну и глагола им: приимите Дух свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин. 20:21–23 , зач. 65; Мф. 18:18 , зач. 76). Св. апостолы передали эту власть своим преемникам – епископам, а те чрез рукоположение – пресвитерам или священникам. В 54 гл. Кормчей, на вопрос: «аще подобает духовныя дети приимати не пресвитеру сущу?», дается такой ответ: «И весьма убо о сем речем, яко онем достойно есть приимати и вязати дети духовныя и разрешати, иже от духовныя благодати власть прияша, иже суть первое епископи, и потом презвитери, иже от епископов повеление о сем приемше. Сии бо известнейшии правители и к рассуждению помыслов прехитри, ими бо исповедания ради оставление грехов бывает. А ему же несть достойно оставляти, вотще отнюдь к таковому исповедание. Рече бо и Великий Василий, в 54 гл. мнишеских книг, яко нужда есть, имже поручено строение таин Божиих, к тем и исповедати грехи» (л. 581). «Разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник», говорится в М.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

76 «Я думал тогда, говорит о. Павел, что в городах и сёлах, дети живя при отцах, под их надзором, могут проводить безбрачную жизнь безбедно (как о том и Гнусин пишет в своих Пандектах) и огорчался на тех наставников, которые поблажку молодым людям жить развратно». 77 «Я хотя и читал Евангелие, говорит в своей трогательной исповеди о. Павел, но не внимал евангельскому учению, глаголющему о девстве, яко не вси вмещают словесе сего (от Матф. зачало 78) и говорил о сих словах евангельских (как и все федосеевцы говорят), что следовать сим словам евангельским ныне не время, ныне все должны вмещать безбрачную жизнь. Мимо ушей моих без внимания проходили и сии слова Христовы, яко (только) в воскресение мертвых ни женятся, ни посягают (от Луки, зач. 102). Не внимал я и апостольскому законоположению и рассуждению о браке, что брак избавляет от блуда, что блудодеяния ради (т. е. еже не впасти кому в блуд), кийждо свою жену да имать и каждо жена своего мужа да имать (к Коринф. зач. 136). Не внимал я, хотя и читал, словам вселенского учителя Иоанна Златоустог о, повелевающего родителям детей своих в сохранение целомудрия браком совокупляти, (на послание к Солунянам нравоучение пятое и на первое послание к Тимофею нравоучение девятое). Не внимал я и сему наказанию св. Златоуста, яко блуд убийство родит и убийство презлейшее: ибо там бывает прежде рождества убийство (на послание к Римлянам нравоучение двадесятьчетвертое). Следуя федосеевским учителям, я мнил, что возможно весь мир, всю вселенную подклонить под одно безбрачное узаконение и от брачного пути отклонить, покушался удержать и остановить великую реку всемирного, Богом установленного чадорождения». 78 Но «недоуменное пребысть недоуменным до времени». 79 Не успел Павел из своего уединения переступить за порог мирской жизни, как скрытое до сих пор федосеевство развернулось пред ним во всём своём ужасе. В Климоуцах, куда он прибыл вскоре после оставления Преображенского кладбища и где к Павлу за его защиту против обличения поповцев относились с такой любовью, с таким искренним расположением и уважением, многие однако не соглашались с его учением о браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

75 Образ, указываемый словом: «дориносима», таков: святые ангелы-воины небесные сопровождают Царя царей, Господа Иисуса Христа, подобно воинам земных, вооруженным копьями, как они сопровождали в древности римских императоров, при их вступлении на престол (Смотри выше, прим. 73-е). 76 При пении, Херувимская песнь делится на две части: первая, – оканчивающаяся словами: «оставим заботу», поется до перенесения св. Даров с жертвенника в Престол; вторая, – начиная со слов: «чтобы поднять Царя»... и до конца, поется после перенесения. Священник читает тайную молитву во время пения первой части, пока диакон кадит алтарь, солею, клиросы и народ. 77 Обыкновенно, священник произносит первую половину Херувимской песни, а диакон – вторую. Священник, читая Херувимскую песнь, поднимает обе руки вверх, как бы распростирая их, на подобие херувимских крыльев (См. видение Ис. 6:2 ). 78 Иначе: «приложите руки ваши к святыне и благословите Господа». В «Уставе Литургии 14-го века, составленном Филофеем, патриархом Константинопольским» (1354–1376 г.), это выражение читается: «възмете роукы ваша святая», т. е. «возьмите руками вашими святыню». По «Уставу Литургии 15-го века» (Рукописи Иерусалимской Патриаршей и С.-Петербургской библиотек, изданные Н. Ф. Красносельцевым : «Матерьялы для истории чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоустог о». Вып. Казань 1889 г. стр. 89), диакон произносит: «приложи, владыко, руки наши к святыне». Священник же, сделав кадильницей знак креста над святыми Дарами, говорит «приложите руки ваша к святыне и благословите Господа». 79 Во время великого входа верующие стоят, наклонив головы и просят Бога упомянуть их в Царстве Своем». В «Требнике» митрополита Киевского Петра Могилы по вопросу о том, как следует стоять православным христианам во время перенесения святых даров с жертвенника на Престол, сказано следующее: «Иерей должен учить своих прихожан тому, чтобы на литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, на великом входе, не творили бы поклонов до земли, а стояли бы, только главу преклонив, молясь со священником, переносящим Дары, чтобы Господь помянул их во Царствии Своем. И так надо делать потому, чтобы еретики, отступники, поганые и жиды не оболгали бы нас, называли нас хлебо-вино-поклонниками; ибо все православные должны остерегаться быть преткновением Иудеям и Еллинам и Церкви Божией, и не полагать преткновения, или соблазно брату (1Кор. гл. 10, зач. 147; Рим. гл. 14, зач. 114). В преждеосвященной Литургии, на великом выходе, поскольку совершенно освящены божественные Тайны, должны все христиане боголепное поклонение до земли творить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

20 . «Поющие, или пляшущие христиане на свадбах, таковые должны быть отлучены от общения церковного донележе исполнят епитимию отца духовного». 21 . «Отцам духовным не обходимо предупреждать прихожанам в необычной одежде ходить на молитву». 22 . «А так же запрещать всем находившимся в общении церковном (кроме необходимых нужд, для лакомства) ходить в своими сосуды кольми паче без своих: во все места увеселительных домов, а за ослушание облагать таковых эпитимиею». 23 . «Христианам не должно покупать внешнего писания иконы, Аще и добре изваяны» 56 . 24 . «Отцам духовным всячески удаляться чаепития, а так же воспрещать и прихожанам кольми паче в постные дни с сахаром». 25 . «Аще кто из христиан яве обличен будет в табачном курении и не оставит таковое за прослушание церкви осужден будет словом Христовым яко язычник и мытарь» (Мат. зач. 75) 57 . 26 . «Отцы духовные во всех важных предметах т. е. приятиях и отлучениях, неоходимо должны иметь совет с церковию 58 , а тем более о тех причинах которые нарушают церковное спокойствие, и делают вражду между братии». «При заключении всего рассмотренного нами славу и хвалу воссылаем Всемогущему Богу давшему нам, благую ревность к начинанию и богатую милость к совершенному исполнению, о всех обще-полезных предметах для душевного спасения ибо Сам Владыка законодавец сыи презирая на общие советы во имя его бывающие и деже бо (рече) еста два или трие собрани во имя Мое ту есть по среде их» (Мат. зач. 76). «Тому слава и держава ныне и присно и во веки веком Аминь». Затем идут следующие подписи: «Настоятель старообрядцев г. Самары Пётр Иванов Белов; настоятель Никифор Александров Удалов; за настоятеля Саратовских старообрядцев Карл Варнаков; настоятель Корнилий Иванов Ерофеев; настоятель Фёдор Григорьев Сороков; настоятель Пётр Яковлев Галкин, настоятель Григорий Прокофьев Шилин; настоятель Алексей Степанов Скрыпин; за настоятеля Царицынских старообрядцев Кондратий Скворцов; за настоятеля с. Черно-булака Никита Бурмистов; настоятель Афонасий Перфильев; настоятель Павел Бочкарев; настоятель Михаил Никитин Комаров; настоятель Иван Нестеров; настоятель Тимофей Алексеев Балашов; настоятель Димитрий Иванов Пронин; попечители Самарского молитвенного дома Алексей Ушанов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В новом издании даны также практические задания для тех, кто проходит реабилитацию: возможные темы бесед и семинаров, аналитические, дидактические и творческие задания. Сегодня в России действуют 239 подразделения общецерковной системы помощи наркозависимым, 59 центров основного периода реабилитации, пять подготовительно-мотивационных центра, 19 центров ресоциализации. Работают 13 амбулаторных программ, 76 православных групп поддержки для зависимых и созависимых, 67 консультационных пунктов. В 2019 году в Москве при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках открылся первый бесплатный негосударственный центр амбулаторной реабилитации зависимых «Реабилитация LIVE». Центр организован Синодальным отделом по благотворительности и Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского. Создана интерактивная база данных реабилитационных центров. На сайте  protivnarko.ru  доступен поисковик, с помощью которого можно самостоятельно подобрать центр. Также действует единый телефон церковной помощи наркозависимым 8 800 600-16-93. Книгу «Преодолеть страсть наркозависимости: методика реабилитационного процесса, основанного на святоотеческом опыте борьбы со страстями» в формате PDF можно  скачать  на сайте Синодального отдела по благотворительности. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5733545...

662 В Чиновнике указано каждение и икон, именно: диакон кадит святую трапезу округ, и святое предложение, и святыя иконы, и благочестивейшаго императора, и архиерея, и вся по обычаю. В греческом Ευ=χολγιου μγα (Benetia 1885, p. 58) назначено кадить Господни иконы и народ, и каждение указано совершать выступя немного из Царских дверей (Βημοθρων ). Именно: [Lαβιν ερες tòn θυμιατn, θυμιa α=γαν τρπεζαν γρωβεν τ ι=ερατει ον ’λον ’στερον δε τς Δεσποτικς ει=κνας, λαν μικρν προσελθν τω ν βημοθρων . Таким образом, не назначается хождение go солее для каждения всем иконам в иконостасе. 663 Обыкновенно иерей произносит начало Херувимской песни до слов: «Яко до царя». С сих же слов произносит диакон. 664 Во время Великого Входа должно держать сосуд правою рукою (Определ. Моск. Собора 166 6 / 7 г. Прав. Соб. 1863 г., декабрь, стр. 357–358 – Деяния Москов. Собора. Псков, 1874 г., л. 76. 665 В монастырях, после имени епархиального архиерея, поминается имя архимандрита или игумена монастыря, а в женских монастырях – имя игуменьи и прибавляется: «И о всей еже во Христе братии нашей, – или сестер наших». В ставропигиальных монастырях имя епархиального архиерея нт возносится (Указ 1721 г. июня 7). 666 В Требнике м. Петра Могилы сказано, что иерей должен учить своих прихожан тому, чтобы на литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о на Великом Входе, когда бывают переносимы божественные дары, не творили бы поклонов до земли, и стояли бы только главу преклонив, молясь со священником, переносящим дары, чтобы Господь помянул их во царствии Своем. И так делать потому, чтобы еретики, отступники, поганые и жиды не оболгали бы нас, называя нас арто-инолатрами, т. е. хлебо-вино-поклонниками, ибо все православные должны остерегаться быть преткновением (как божеств. апостол говорит – 1Кор.10 , зач. 147) иудеям и эллинам и Церкви Божией, и не полагать преткновения или соблазна брату ( Рим.14 , зач. 114). В преждеосвященной литургии на великом выходе, поскольку совершенно освящены божественные Тайны, должны все христиане боголепное поклонение до земли творить (О достодолжной чести и боголепном поклонении, подобающем божественным Тайнам и Крови Господней, Требн. м. Петра Могилы) .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В показание неправильности сего учения беспоповцев о прекращении священства и Таинства Тела и Крови Господни я не буду теперь представлять доказательства, что последний антихрист еще не пришел: достаточно будет, если докажу, что священство и приношение Таинств Тела и Крови Господни даже и во время последнего антихриста не прекратятся, но существовать будут до дня второго Христова пришествия. Ибо и тогда, во время антихриста, Церковь пребудет неодоленной, якоже глаголет апостол: «по толику лучшего завета бысть испоручник Иисус, и они (Ветхого Завета) множайшии священницы быша, зане смертию возбранени суть пребывати: сей же (сиречь Христос), зане пребывает во веки, непреступное имать священство (к Евр. зач. 317). Полагая основание на сих словах апостольских, списатель книги Кирилловой (на л. 76) пишет сице: «Якоже Сам (Христос) не умирает, такожде и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает. (Ниже:) Престало тогда архиерейство Аароново временное, возстало же Христово вечное, иже из мертвых возстав, апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением». Видите, как писание свидетельствует о вечности священства, Христом преданного! Такожде и о вечности приношения жертвы Тела и Крови Христовы в той же книге Кирилловой (на л. 76) писано сице: «Се есть жертва, которую Церковь христианская, от язык избранная, приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его». Из вышеприведенных свидетельств явственно показуется, яко священство и приношение жертвы Тела и Крови Господни до второго Христова пришествия пребудут, якоже и апостол в послании к Коринфом, в зачале 149, пишет: «елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет». И когда божественное Писание свидетельствует, яко священство и жертва Тела и Крови Господни до второго Христова пришествия существовать будут: то не явственно ли для всякого, сколь несправедливо утверждают беспоповцы, будто у них жертвы и священства потому нет, что акибы ныне время антихристово? Ежели священство и жертва Тела и Крови Господни будут существовать до второго Христова пришествия, как явствует из указанных свидетельств священного Писания, то ясно и то, что они будут существовать и во время последнего антихриста. Христом преданное священство и жертву антихрист не прекратит: он точию гнати Церковь Божию будет, но не победит ее, и не отымет у нее Священства и Таинств. Ежели бы он возмог отъяти сию благодать у Церкви, то одолел бы Церковь . Но о Церкви своей сам Господь сказал: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И в Писании вы нигде того не найдете, чтобы антихрист Церковь Христову одолел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010