Выпуск 2 → Содержание Предисловие Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф.21:33–44; Марк. 12:1–11; Лк. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф.22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лк.15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19)     Предисловие В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих. Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина ( Ин.14:6 ). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи ( Лк.14:16 ). Кто это человек некоторый? – Бог Отец. Хотя Бог есть Дух, но в свящ. откровении Он и представляется нам часто человекообразно и вот даже именуется человеком. Конечно, дух ни плоти, ни костей, ни форм не имеет. Но, по снисхождении к человеку, Сам Бог Свои совершеннейшие свойства благоволил обозначить доступными и ясными для человека формами. Так Бог приписывает Себе руки, очи, сердце и др. Не думайте, что Бог Дух может иметь таковые члены. Значит, под ними только нужно разуметь свойства Божии. Руки означают всемогущество Бога, очи – всеведение, сердце – благость и любовь Его к тварям. Мы часто говорим: десница Всевышнего хранит человека. Толкуй это так: Господь, по Своему благому всемогуществу, сохраняет и спасает человека от бед. Вот и в притче Господь наш Иисус Христос Своего единосущного Отца назвал человеком. Но по действию сего человека мы сейчас приметим, что не человек это делает. Он устрояет великую вечерю и зовет многих. Нередкое явление составляют званные вечери. Как будто и нет ничего в этом достойного удивления. Да для притчи и требовался образ близко знакомый слушателям. Но раскройте покров приточный. Что же будет означать велия вечеря? Царство Божие от начала мира предопределенное или святая Церковь . Велико это царство и необычайно. Царем в нем Сам Бог . Члены его суть тьмы ангелов и спасающиеся люди ( Евр.12:22–24 ). Да и уготована эта вечеря на все времена. Она уже открылась в раю для безгрешных прародителей. Преслушание праотцев лишило их блаженства на вечери Божией до времени. Вход был закрыт. Но неложно было слово Бога о том счастливом времени, когда настанет год вечери. Во весь ветхозаветный период времени вечеря как бы уготовлялась. Избранный Богом народ еврейский получал звание на вечерю. Приходили посланники Божии и возвещали людям о сем. Прошли тысячи лет после печального события падения прародителей. Когда исполнилось предопределенное время, явился на землю Бог Сын во плоти, Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 31-я по Пятидесятнице Лк., 76 зач., 14, 16–24 Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир.  «Один человек сделал большой ужин и звал многих». В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

http://pravoslavie.ru/3880.html

Беседа на Евангелие двадцать восьмой недели по Пятидесятнице Притча о званных на вечерю (Должно земным жертвовать для духовного) Какое евангельское чтение предложено было нам, братие, сегодня? Притча о званных на вечерю, коею Господь показал, что к вере Своей, а чрез нее и в Царство Небесное, призывал Он сначала Евреев и, когда они отвергли и распяли Его, то чрез апостолов призвал язычников ( Лк. 14:16–24 . Зач. 76). 4 ... «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господину сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных.» ... В начале Евангелия в притче говорится, что некто сделал ужин и звал многих: «когда же наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотришь ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти». Кто такой некоторый человек, сделавший большой ужин и звавший многих на оный? Что такое за ужин? Кто такой раб, посланный звать на ужин? Кто такие те званные на ужин и отказавшиеся? И что за предлоги: купил землю, волов, женился, из-за которых они отказались?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Вежливый отказ Вы знакомитесь с каким-то человеком, и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. Вы не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)»… 16 декабря, 2012 Вы знакомитесь с каким-то человеком, и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. Вы не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)»… В неделю 28-ю по Пятидесятнице — Лк 14:16–24 (зач. 76): Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Сходную притчу из Евангелия от Матфея (22:1–14) мы слышали несколько месяцев назад. Но полного совпадения, конечно, нет. В той притче званые гости вели себя крайне агрессивно: они не только отказались прийти на пир — иные из них набросились на рабов пригласившего их господина и убили их. Здесь же описана несколько иная ситуация: получив приглашение, эти люди предельно корректно и вежливо отказываются. В самом деле, у каждого столько важных дел, не всё же по гостям ходить. У одного благоприобретенная недвижимость, у другого — новые средства производства, требующие срочного тестирования, а у третьего — простое человеческое счастье: он женился, обрел свою половину. Что же -господин, хоть и разгневался, но нашел удачный выход из положения: велел рабам созвать всех нищих, хромых, увечных и слепых. Казалось бы, конфликтная ситуация благополучно разрешилась.

http://pravmir.ru/vezhlivyj-otkaz/

Кто — избранные? Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных… 25 декабря, 2010 Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных… Лк., 76 зач., XIV, 16-24. Притча о званых на вечерю Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных… Господь, Который сотворил мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, Божественной радостью, встречается, однако, в этом мире с холодным отказом; Он призывает всех – но избрание зависит от нас; Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни – но мы должны ответить любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь. И картина, которая нам дается в сегодняшнем Евангелии , такая простая и так точно описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам на Бога нет времени, к вечности нет интереса. Приготовил Господь пир веры, пир вечности, пир любви, и посылает Он за теми, которых Он давно предупредил, что будет такой пир и чтобы были готовы к нему.

http://pravmir.ru/kto-izbrannye/

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученицы (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й: «В страдании твоем...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен великомученицы: «Яко шипок краснейший...», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 1-й глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы. Кондаки великомученицы и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученицы, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученицы. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученицы. Апостол и Евангелие – дня и великомученицы. Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), так как на Неделю 29-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак («Любовию Христовою...») и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праотцев, глас 2-й. По 6-й песни – кондак («Рукописаннаго образа...») и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен праотцев: «Адама восхвалим...». «Слава» – светилен святителя: «Тя от безсловесныя паствы...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое…» (см. в службе праотцев). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи…», «Яко праведен еси о всех…»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак праотцев: «Рукописаннаго образа...». На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя . Кондак святителя: «Любовию Христовою...» . На Литургии блаженны гласа – 4, праотцев, песнь 3-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...», тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праотцев, глас 6-й: «Рукописаннаго образа...». Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших…», стих: «Яко праведен еси о всех...»; и прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...»; и святителя, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.) и святителя (Евр., 335 зач.; Лк., 24 зач.).

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

Горе тому, кто не предавался подвигам, потому что он предан будет неумолимым Ангелам (40,945). Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление (38,572). Вступи на путь, ведущий к Небу, вступи на путь и тесный, и узкий (33,48). Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще, а по окончании земной жизни бесполезно плакать и рыдать (41,230). Жила в Александрии одна монахиня, постилась, молилась, ночи проводила в бдении и много раздавала милостыни. По искушению диавола один юноша воспылал к ней блудной похотью. Не давал ей прохода, нашептывал ей всякие мерзости, так что ей нельзя стало выходить из дома. Однажды монахиня позвала этого юношу в дом и спросила: «Чем же я так привлекла тебя?» «Глаза твои пленили меня», – ответил юноша. Услышав это, монахиня взяла гребень и в присутствии юноши выковырнула себе глаза. Пораженный ее поступком, юноша удалился в скит и стал добрым монахом (70,76). СРЕДА. Лк. Зач. 37. (8,22–25) О ПАМЯТИ БОЖИЕЙ Бога имей началом и концом всякого дела (12,209). Поскольку единственное охранение и врачевство души – с любовью памятовать о Боге и держаться всегда добрых мыслей, то не будем отлагать такового рачения (30,335). Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их как праведно тебя постигающие. Ибо терпение каждым случаем пробуждает память о Боге… (61,550). Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что на земле будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и любовью (22,525). Кто всегда перед очами имеет Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому (24,230). Кто Тебя, Господи, имеет перед очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух (25,148). Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника – диавола… (46,356)… Ни в какое время не следует нам изгонять из своей души памятование о Боге, но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага, заграждать ему все входы (памятью о Боге)… (35,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010