Все таинство смотрения своего соверши Господь: воплотися, пострада, погребеся, попра ада, и воста от мертвых ради нашего спасения, да нас, мертвых сущих, совоскресит с собою, да мы, избывше смерти, живот имамы и лишше, сиречь Царство Небесное, имамы. Како же и чесо ради изливаются на нас, и нами восприяты быть могут сии спасительные смотрения Христова плоды, сии, наследие жизни вечной имущие, Дары Господа Спасителя нашего? Изливаются не ради наших дел праведных, но по велицей его милости; восприемлются не трудами нашими и не по праву наших собственных заслуг, по туне, единою верою во Христа, чрез крещение во имя Его и подчинение святым Его заповедям. »Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет« (Мар. зач. 71). Так по слову самого Господа, без веры и без Таинств несть спасения. »Како же уверуют, егоже не услыша? Како же услышат без проповедающего? Како же проповедят, аще не послани будут?» (Римл. зачало 104). Из сих слов апостола Павла ясно зрится, что без апостольского послания на проповедь не уверовали бы языцы, а не веровавше не получили бы спасения. И тако без послания апостолов на проповедь великое таинство смотрения Бога Слова, ради нашего спасения содеянное, было бы не доведено до окончания, подобно тому, как если бы кто уготовал вечерю велию, учредити любимых своих, а ихже ради уготова, сим не возвестил бы о вечери. Но якоже домохозяин в притче евангельской, устроив вечерю велию, «посла рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся» (от Луки, зач. 76): так и Сын Божий, исполнив все еже о спасении нашем смотрение, посылает апостолов своих в мир весь проповедати Евангелие, научити вся языки, крестяще их. Како же проповедят, аще не послани будут? И Господь апостолов своих посылает на проповедь; равно и каждый истинный проповедник Евангелия должен иметь послание свыше. Но и сего недостаточно. Посылаемому на проповедь надлежит получить еще и силу свыше, дабы с успехом совершить великое дело проповеди, и вместе служить преданным от Христа Таинствам, каковою силою и были облечены апостолы: «Аз избрах вы, и положих вы, – говорил Господь, – да вы идете, и плод принесете. Без мене не можете творити ничесоже» (Ев. Иоан. зач. 50 и 51). И не облеченным еще силой свыше Он не повелел им исходити на проповедь: «Седите, – рече, – во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся сплою свыше» (от Лук. зач. 114). И паки: «повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетованиа Отча». И паки: «приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели» (Деяи. зач. 1). Здесь яве показуется, что на дело проповедаиия могут исходить точию приемшии Духа Святого и облеченные силою свыше; а не приемшим Духа и не облеченным силою свыше Господь не повелевает проповедати. Ко апостолом изреченные слова сии, на них первее и исполнились: посланные от Господа и облеченные силою Духа, они вышли на проповедь Евангелия, и все концы вселенныя ко Христу привели, и дело созидания Церкви Христовой совершили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

литургии мы сошли с Фавора, часто озираясь на него, привлекаясь его любовью. Тивериадское море находится среди гор: потому его не видно было до тех пор, пока мы подошли к самому берегу этого моря. Тут возле моря расположен небольшой городок Тивериада, вокруг обнесенный стенами, которые местами уже полуразрушены. Мы остановились в греческом приюте на краю города. В угольной башне города над морем, к которой примыкает приют, устроена небольшая церковь . Мы взошли в нее; я прочитал св. Евангелие (Ин. зач. 66): Во время оно, явися Иисусъ учеником Своим, востав от мертвых, на мори Тивериадстем и проч. Потом сказал ектенью, и мы сошли на море пить воду и купаться. После ходили смотреть теплые воды, выходящие из горы почти у берега моря, от Тивериады верстах в трех к той стороне, где истекает из Геннисаретского озера Иордан, впадающий в него у Капернаума и протекающий чрез все озеро. Озеро это, или море длины около 20, а ширины около десяти верст. По ясности Палестинского воздуха оно кажется весьма маленьким; но когда бывает осенено тучами, тогда увеличивается. В священных Евангелиях оно нарицается различными именами: морем Галилейским, озером Геннисаретским и морем Тивериадским. Морем Галилейским называют его Евангелисты Матвей и Марк: ходя Иисус при море Галилейстем, виде два брата, Симона, глаголемаго Петра, и Андрея брата его (Мф. зач. 9, Мк. зач. 3). Так называется оно потому, что лежит в пределах Галилеи. Галилея в священном Писании разделяется на иудейскую и языческую. Из слов пророка Исаии: земля Завулоня, и земля Невеалимля, путь моря обон пол Иордана, Галилея язык (гл. 9, ст. 1), видно, что обон-пол Иордана, а потому и обон пол-моря, или пути морского, находилась Галилея: ибо Иордан своим течением пресекает море Галилейское, – а по сю сторону моря Галилея Израильская. Итак, по обе стороны моря страны именовались Галилеями, потому Евангелисты именуют его морем Галилейским. Лука Евангелист именует его озером Геннисаретским: и той бе стоя при озереГеннисаретсте (зач. 17). Иоанн Евангелист это море именует Тивериадским: посем явися Иисус паки учеником своим, востав от мертвых, на мори Тивериадстем (зач. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Заповеди Божии неотменно для всякого человека обязательны, без творения бо их спастися невозможно, по слову Спасителя: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мат. зач. 79); и паки: аще разорит кто едину от заповедей сих малых... мний наречется в царствии небеснем (Мат. зач. 11). По толкованию св. Феофилакта: «мал наречется в царствии небеснем, сиречь на воскресение, последний и отвержен в геенну огненну». Также и в великой книге Никона Черногорца (в главе 50) сказано, яко без сохранения заповедей Господних невозможно спастися. Посему, ежели монашество есть догмат веры и заповедь Божия, как именует его инок Никодим, возражая сочинителю книги «Обличение», то уже без монашества невозможно спастися. Но монашество требует обязательного девства; о девстве же сам Господь глаголет: не вси вмещают словесе сего (Мат. зач. 78), и Апостол Павел глаголет: о девах повеления Господня не имам (Коринф, зач. 138), то есть не имею повеления от Господа законополагать девство. А св. Златоуст пишет даже, что девство законополагает, т. е. поставляет для всех обязательным, диавол, чтобы вселить разврат среди людей. «Ничто же диавола сквернейте, – говорит он в беседе второй на послание к Филиппийцам, –сице везде труды неполезными своих си облагает и растерзает... Не точию бо проповедь , но и пост сицевый, и девство им законополагает, еже не точию мзды лишит, но и велие зло наведет то проходящим, о нихже глаголет инде: сжени своею совестию». Итак девствовать, а следовательно и иночествовать, заповедь не полагается; но только советуется сие желающим и вместити могущим, по слову Апостола: совет же даю (зач. 138). И св. Дорофей пишет в слове о отвержении мира: «девство от произволяющих его есть дар Богу, а не заповедь». Также и пострижение нигде в церковных преданиях в число седми церковных таинств не вчисляется. И посему несправедливо инок Никодим обвиняет писателя книги «Обличение» за то, что он не полагает иночество за догмат веры, за Божию обдержную для всех заповедь, и не вносит в число таинств; напротив сам он погрешает, утверждая так решительно, что монашество есть именно догмат веры, Божия заповедь и таинство. Хотя монашество весьма потребно церкви Божией, обаче церковь Божия не полагает его обязательным обдержно для всех, но точию произволяющим, по слову Апостола, советует на оный подвиг себя посвящать. И все, приведенные иноком Никодимом, святоотеческие свидетельства о происхождении и значении иночества показывают только, сколь великий и спасительный подвиг приемлют на себя произволившие принять иночество, а не доказывают того, что иночество есть догмат веры, обязательная для всех заповедь Божия и одна из тайн церковных. Если же все сии свидетельства инок Никодим привел как бы укоризну грекороссийской церкви, желая обвинить ее в непочтении к иночеству, то он клевещет на церковь , ибо церковь всегда чтила и чтит иночество, как о том ясно свидетельствуют существующие в ней многочисленные иноческие обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Св. отцы и учителя Церкви не определяют с точностью времени пришествия антихриста, а указывают лишь признаки, по которым можно узнать близость его. Признаки эти следующие: а) народ, к которому антихрист придет, б) учение, какое он будет проповедовать, в) печать антихриста, г) чудеса, которые он совершит и д) ужасное состояние мира и всего рода человеческого, особенно же христиан, в его царствование. а) Иисус Христос однажды сказал иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете ( Ин. 5:43 ). " Ин же, рече, приидет, говорит бл. Феофилакт Болгарский , антихрист яве... Мене убо во имя Отчее пришедша не приемлете, оного же во имя свое приходяща приимете» (Благов. на Ин. зач. 17, л. 86; ср. Богосл. И. Дамаск. гл. 26) Из этих слов видно, что как Христос пришел к иудеям, так и антихрист придет к ним же: Христа они не приняли, а антихриста примут. За это, как сказано в Б. Соборнике, «еврейский род паче всех возлюблен будет от самого мучителя» (л. 129). Ту же мысль повторяют многие оо. и уу. Церкви, напр., св. И. Златоуст, бл. Феодорит Кирский , бл. Иероним и др. (см. свидет. в Вып. Алекс. стр. 265–270). Чтобы сильнее уверить иудеев, что он – обещанный Мессия, антихрист восстановит в Иерусалиме храм и пообещает восстановить их царство (Б. Соборн. л. 129–130). Безпоповцы говорят, что под иудеями нужно разуметь не иудеев по плоти, а иудеев по духу, т. е. нечестивых людей, еретиков. 101 Но Спаситель обращал Свою речь к иудеям по плоти, значит, им же сказал и то, что они примут антихриста, только, «щадя слышащих» (Злат. Бес. 41 на ев. от Ин.), сказал это условно. Затем, в иносказательном смысле иудей не значит «нечестивый человек», а, скорее, исповедующий учение истинное, человек благочестивый. «Иудеа бо сказуется исповедание», говорит бл. Феофилакт Болгарский (Благов. на Мф. зач. 3, Ин. зач. 39). Св. ап. Павел называет христиан в духовном смысле чадами Авраама ( Рим. 4:16 ; Гал. 3:7 ). 102 б) Относительно учения, которое будет антихрист проповедовать, в Св. Писании говорится не много. Спаситель сказал, что ин приидет во имя свое ( Ин. 5:43 ). По объяснению бл. Феофилакта, это значит, что антихрист «себе единого хощет явити, яко един Бог есть» (Благ. на Ин. зач. 17. л. 86 об.). Св. Иоанн Златоуст , при объяснении слов ап. Павла: показующу себе яко Бог есть, замечает, что антихрист, хотя прямо не будет называть себя богом, но будет покушаться своими «чудными делами» показать, что он бог (Бес. на 14 посл., 2 Сол. зач. 275, ст. 2334). А св. Иоанн Дамаскин прямо утверждает, что он богом назовется (Богосл. кн. 4, гл. 26). Понятно, что, проповедуя такое учение, он будет требовать себе божеского почтения ( 2Сол. 2:4 ). Кроме того, в Ипполитовом слове делается замечание, что у последователей его не будет крещения; они будут говорить: «отрицаюся крещения» (Собор. л. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Оканчивая праздник Рождества Христова, в следующую после него неделю, если бывает она прежде нового года, или в следующий день после праздника Рождества Христова, т. е. 26 числа декабря 680 , Церковь совершает память св. Богоотец, т. е. прославляет и благодарит Пресв. Богородицу, святых и праведных Иосифа обрученника, Давида царя и Иакова – брата Господня по плоти, и называет эту неделю неделью по Рождестве Христове. В Евангелии этой недели Церковь благовествует об удалении Иосифа, по повелению Ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею Матерью Его во Египет, – от Ирода, искавшего погубить вечнобезлетнаго Младенца ( Мф.2:13–23 . Зач.4). Чтение Апостольское предлагается в сию неделю указанное в XX неделю по Пятидесятнице ( Гал.1:11–18 . Зач.200). Неделя пред Просвещением или Богоявлением Господним Приготовляя христиан после праздника Рождества Христова к торжеству Богоявления Господня, Церковь предначинает воспоминание этого события в своих песнопениях в предшествующую ему неделю, которая всегда бывает после нового года 681 и называется неделею пред Просвещением (Крещением). Она есть воспоминание явления Иоанна в пустыне и первой всенародной проповеди о Мессии, уже пришедшем. В эту неделю читается Евангеле об Иоанне Предтече и Крестителе Господнем, предвозвещенном пророками и предвозвещавшем о грядущем за ним Спасителе мира ( Мк.1:1–8 . Зач.1). Чтением Апостольским Церковь внушает избранным на дело благовестия совершать св. служение с терпением, по примеру Предтечи и Ап. Павла ( 2Тим.4:5–8 . Зач.298). Неделя по Просвещении В неделю после праздника Богоявления Господня, Церковь в своих священных песнопениях провождает событие Богоявления Господня, и эта неделя называется неделею по Просвещении. В эту неделю новопосвященные крещением в последний раз являлись в Церковь в белых крещальных одеждах чистоты и непорочности. На литургии недели по Просвещении читается Евангелие о вступлении Господа Иисуса, по крещении и четыредесятидневном пребывании в пустыне, посте и молитве, и после победы над искусителем, в дело проповеди Евангелия, начатое из Галилеи и Капернаума ( Мф.4:12–17 . Зач.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А такой церкви, которая бы могла пребывать и без дарований Духа Святого, чрез возложение рук священства подаемых, сиречь без власти отпускать грехи и прочие тайны действовать, Христос не созидал, и общество, без приношения тела и крови Господни пребывающее, признать имущим живот вечный – противно гласу Христову, глаголющему: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин. зач. 23). Вопрос второй Верховное священство ветхозаконное всегда ли управлялось в содействии благодати, или влеклось одной обрядовой формальностью? Ответ Хотя в сем вопросе говорится только о священстве ветхозаветном, но в сущности вопрос имеет в виду новозаветное священство, которому беспоповпы приписуют оскудение благодати по примеру священства ветхозаветного. Посему в ответе мы скажем о том и о другом священстве. Евангелие от Иоанна (зач. 40) поведает о Каиафе, первосвященнике иудейском, что он предрек о Христе, яко тому единому подобает умереть за людей, и, по уверению Евангелиста, сие прорече «не о себе, но архиерей сый лету тому». В толковании сих слов пишет: «Со инеми убо всеми и архиерейства сан у иудеев истлися: отнележе бо помзде быша власти, ктому не вся лета живота, но на всяко лето архиерействоваше кийждо. Но убо и тако растлену святительства сану, обаче и еще прихождаше Дух Святой, в помазанных действуя» (Благовест. от Ин. зач. 40, 191). Итак, по свидетельству святых отец, Дух Божий действовал в помазанных на архиерейство по чину Ааронову до самого времени отложения сего священства и настатия священства Христова, в каковое время и первосвященствовал прорекший о Христе Каиафа. О новозаветном же священстве, яко с оным неотступно пребывает благодать Святого Духа, не воспящаемая недостоинством лиц, приявших священство, Благовестник в толковании на притчу о десяти рабах и десяти мнасах (Евангелие от Луки, зач. 95) сице пишет: «аще кто и не достоин будет, дар имать от поставления: и есть се велие воистинну Божия человеколюбия таинство». Подобно сему и в толковании на 65 зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

е. ратующих на Церковь Божию, подобно как и он будет ратовать. Сих предшественников антихриста учители церковные называют антихристовыми предотечами (Книга о вере, слово 30), а в посланиях апостольских они называются и прямо антихристами: »и ныне антихристи мнози быша. И паки: кто есть отметаяйся, яко Иисус несть Христос, сей есть антихрист» (1 Иоан. зач. 71). Называются также слугами сатаны и слугами антихриста: «И служителие его (сатаны) преобразуются яко служители правды» (2 Коринф. зач. 192). И паки: «всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа в плоть пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов» (1 Иоан. зач. 73). Но Священное Писание также ясно свидетельствует, что собственно антихрист есть лицо, особенное от предотеч его, имеющее явиться пред кончиной века: «дети, якоже слышасте, антихрист грядет» (1 Иоан. зач. 71). И паки: «открыется человек беззакония, сын погибели» (2 Сол. зач. 275). Беспоповцы же, пользуясь сходством имен и действий, усвояемых в Писании предотечам антихристовым и самому последнему антихристу, сливают их воедино, свидетельства о предотечах антихриста приводят как свидетельства о самом антихристе, и отсюда выводят заключение, что якобы по указанию самого Писания антихрист уже явился во многих лицах, и царствует духовно, а однолично и чувственно не придет. Таким образом запутав людей малосведущих, они удобно увлекают их в свое лжеучение. Не так удобно беспоповцам превратить свидетельства о пришествии пророков Илии и Еноха: о приходе их в Писании говорится кратко, прямо и решительно. Если и находятся некоторая иносказательные уподобления. то, в сравнении с ясными и прямыми указаниями, не имеющие силы. И потому беспоповцам крайне трудно, или, сказать лучше, невозможно истолковать в духовном, иносказательном смысле свидетельства Писания о пришествии пророков Илии и Еноха. А между тем пришествие их на землю Священное Писание поставляет в неразрывной связи с явлением, или пришествием антихриста. Притом же и Священное Писание, и учение святых отец согласно и ясно свидетельствуют, что пророки своим пришествием предварят явление антихриста: сначала приидут пророки, а потом явится антихрист, которого и будут они обличать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

а) Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? нивочтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки ( Мф. 5:13 , зач. 10). Эти евангельские слова безпоповцы толкуют в смысле предсказания Спасителя всем учителям церковным, солью названным, возсмердетися, быть иссыпанным вон и стать ни во что. При этом они утверждают, что теперь уже священство иссыпано вон, а потому они и остаются без священства. 121 – Действительно, солью Спаситель называет учителей церковных, «учением и обличением осоляющих согнитие» (Благов., толк. на Мф. зач. 10: сн. на Мк. зач. 42), чтобы показать в них необходимую нужду: «да не породят черви бесконечные», почему и заповедует иметь соль в себе и всяк дар и жертву осолят солью. Но имеют ли эту соль безпоповцы, когда не имеют священства? Осоляется ли их дар и жертва? 122 В ответ на это они говорят словами Спасителя: «аще соль обуяет, т. е. учитель аще возсмердится» (Благов., толк. на Мф. зач. 10), то изсыпана будет вон и попираема человеки». Но Спаситель не сказал, что когда-нибудь вся соль обуяет и будет иссыпана вон, а сказал условно: аще соль обуяет... и не прибавил слова вся. Бл. Феофилакт говорит: «учитель бо, аще возсмердится, сиречь аще нерадит учити, и обличати и лютити, но разленится, чим осолится? Прочее же вон извержен будет от сана учительскаго, и попираем бывает, сиречь презираем всеми» (зач. 10, л. 78). Таким образом, он не говорит: если все учителя возсмердятся, то простые люди должны быть без священства, а говорит: «учитель, возсмердев, извержется», т. е. частное какое-либо лицо или церковное общество, а не вся Церковь , как понимают безпоповцы. Эту же мысль высказывает и св. Афанасий Великий словами: «аще епископ или пресвитер неподобне живут и соблажняют люди, подобает изврещи их», т. е. обуялую соль иссыпать. 123 Но сделать это имеют право только епископы, а не простолюдины (12 и 108 прав. Карф. соб.). По извержении недостойных, для осоления тела церковного следует возводить на их место достойных, а если соль вся обуяет, то некому будет и иссыпать её. Наконец, по тексту Евангелия, следует обуявшую соль прежде иссыпать, а потом уже она бывает попираема человеки. «Аще узриши сего (священства) мя обнажена, тогда пренебрези, тогда ниже аз приемлю повелевати», говорит св. И. Златоуст (Бес. на 14 посл. ап. Павла, к Кол. нравоуч. 3, ст. 2068). Безпоповцы же прежде соборного суда и извержения попирают православное священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

192. Что крещение без миропомазания несовершенно, как об этом говорится в Книге о вере? «Святая восточная церковь при тайне крещения, миропомазания тайну сотворяет абие. Великое таинство, еже есть печать Святаго Духа и, без того, крещения тайна несовершенна есть» (Кн. о вере лист 245). 193. Как говорил святой Иоанн Златоуст , что об остающихся без миропомазания следует плакать? «Плачися неверных, плачися иже ничтоже онех отстоящих, – иже без просвещения отходящих, иже без печати» (Св. И. Злат. на посл. к Филипп. бесед. 3, стран. 1882). 194. Чего не бывает без миропомазания, по словам Святого Климента Римского ? «Святый Климент, папа римский (послание 4-е), глаголет: всяк со тщанием да ускоряет ко крещению. Посем же, печатлен быв от епископа, приятии мать седмеричную благодать Святаго Духа, зане глаголет: без сея тайны никтоже совершен христианин может быти» (Большой катехизис, лист 376). 195. что миропомазанием подается духовное совершенство, как об этом говорится в Большом катехизисе? «Сподобившимся пресвятаго пакирождения тайны, помазание миром подает Святаго Духа пришествие, содевающее совершенство» (Больш. катех. лист 378). 4. О таинстве священства 196. Что говорится в священном Писании о таинстве священства? «Сшедый – той есть и всшедый превыше всех небес, да исполнит всячьская. И той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророкы, овы же благовестники, овы же пастыря и учителя» (Ефес. зач. 224. Главы 4, ст. 10, 11. По Острож. библ. лист 46 на обор.). «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога» (Деян. зач. 41. Гл. 20, ст. 28 по Острож. библ. лист 12). «Вспоминаю тебе взгревати дар Божий, живущий в тебе взложением руку моею» (2Тим. зач. 190. Гл. 1, ст. 6. По Острож. библ. л. 56). «Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши во всех градех попы» (Тит. зач. 300. Гл. 1, ст. 5. По Острож. библ. лист 57 на обор.). " Руки скоро не взлагай ни на когоже» (1Тим. зач. 287. Гл. 5, ст. 22. По Острож. библ. лист 55 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Возле народа – двенадцать коробов остатков. В елисаветградском Евангелии композиция сокращена: опущены детские забавы, уменьшено число коробов (десять). Сходны миниатюры: в том же Евангелии 74, л. 76 об. (елисав., зач. 25–26 Марка), 127 об. (елисав., зач. 42 Луки.) и 178 (насыщенный народ на берегу голубого озера, стилизованного в виде пятиугольника. Елисав., зач. 18 Иоанн.); в гелатском Евангелии л. 50, 109, 175 и 237 1653 ; в Евангелии нац. библ. 54 1654 ; в Евангелии лаврентиевском, л. 29, 30, 74; в Евангелии коптском, л. 41 (Иисус Христос сидит); в Евангелии публ. библ. 105, л. 130 1655 ; Афоноиверского монастыря 5, л. 63 об.; в Евангелии нац. библ. 115, л. 70 об. Ипат. Евангелия 1, 2. Сборник И.А. Вахрамеева, л. 730. Сийское Евангелие: апостолы держат хлебы голыми руками – признак забвения византийских преданий (л. 124); группы народа сидят вокруг позолоченных столов, на которых расставлены золотые сосуды (л. 300): церемониальность, несоответствующая историческому рассказу об обстановке события и объясняемая присущей миниатюристу тенденцией к идеализации картин, передаваемых в миниатюрах. Сходны с византийским типом стенописные изображения в Монреале 1656 , афонских соборах Дохиарском (сев. стор.), Иверском (южн. стор.) и Филофеевском (алтарь), в греческом подлиннике 1657  и в кодексе Эгберта 1658 . Второе чудо насыщения народа имеет те же основные формы, но: перед Иисусом Христом согласно с текстом Евангелия семь хлебов и две рыбы; остаток хлеба – в семи коробах. Евангелие 74, л. 32, 80; елисаветградское Евангелие, зач. 64 Матф., зач. 32 Марк. Гелатское Евангелие, л. 53 об., 113 1659 . Лаврентиевское Евангелие, л. 32. Сийское Евангелие, л. 312=300. Греческий подлинник 1660 . Ахенский кодекс 1661 . Совокупность евангельских чудес не исчерпывается сполна чудесами, разобранными выше; но общий состав иконографических композиций их определяется на основании сказанного с достаточной полнотой. То же следует заметить и относительно некоторых других исторических событий Евангелия, не вошедших в наше обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010