Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас». Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С нимиже помилуй нас». Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе». По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...». Хор: «Аминь». (Трисвятое не поется.) Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое – концы земли». Апостол – Евр., зач. 303. Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих »; стих: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих»; стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается». Примечание. Существует традиция совершения каждения перед чтением Евангелия (как на полной Литургии). Евангелие – Лк., зач. 5 . (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.) После чтения Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; молитва главопреклонения и возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» . Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах : «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

Лк.19:9 . Речé же к немý Иисýс: яко днéсь спасéние дóму семý бысть, Занé и сéй сын Авраáмль éсть: (Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,) Днесь спасение дому сему бысть (ныне пришло спасение дому сему) и пр., т. е. ныне душе Закхея и всему его семейству даруется отпущение грехов и с этим наследие царства небесного; потому что он оказался совершенно другим человеком, а не таким, каким считал его народ – он явил такие качества: веру и святость, какими отличался патриарх Авраам, почему Господь и называет его сыном Авраамовым. «Если бы и не был Закхей по плоти сыном Авраама, замечает один из духовн. писателей, то теперь, когда обратился ко Христу, по нраву и делам соделался и познан был с большим правом сыном Авраамовым, чем кто другой, происшедший от чресл Авраама (Астерий). Лк.19:10 . прииде бо Сын человечь взыскáти и спасти погибшаго. (ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.) Этими словами, как равно и предшествующими: ныне пришло спасение дому сему и пр. Господь обличает роптавших на Него за посещение Закхея. «Закхей вовсе не таков, каким его считают, как бы так говорил Господь народу. Притом же Я пришел на землю взыскать и спасти не праведников – их нечего взыскивать и спасать, – но погибающих грешников». Эти самые слова были сказаны Господом у еванг. Матфея в притче об овце заблудшей ( Мф.18:11 ). Сын человеческий – Он, Христос (чит. в объясн. 24 ст. 5 гл.). Зач. 95. Притча о минах. Читается в пяток 27-й недели по Пятидесятнице. Лк.19:11 . Слышащым же им сия, прилóжь речé притчу, Занé близ емý быти Иерусалима, и мняху, яко áбие цáрство Бóжие хóщет явитися. (Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.) Приложь рече (присовокупил Иисус Христос) притчу и пр. Притча эта была о минах. Мина, это – сумма, по еврейскому счету, в 150 руб. Она заключала в себе 100 сиклей. Притчу о минах предложил Господь в доме Закхея, начальника мытарей. Евангелист указывает на причину, по которой Господь предложил ее и из которой виден самый смысл притчи. Иисус Христос находился близ Иерусалима, за Ним следовало множество народа. Ученики Его принимали Его за Мессию, но имели неправильное понятие о Его царстве: они ожидали, что Господь освободит иудеев от ненавистного им римского ига и, покорив Своей власти прочие народы, оснует могущественное царство; в этом царстве сделает иудеев господствующим народом, а всех язычников подданными их. Ожидали этого царства скоро, как только Господь вступит в Иерусалим с царственным величием. Чтобы рассеять это заблуждение, Господь, находясь близ Иерусалима, произносит притчу о минах. Притча взята из современных почти событий, которые еще живо могли храниться в памяти и тем помогали понимать смысл ее (чит. дал.); основная же мысль этой притчи сходна с основною мыслию притчи о талантах в Евангелии от Матфея ( Мф.25:14, 28 . Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Такова миниатюра Евангелия нац. библ. 74, л. 113 об.; елисаветград. Евангелия, зач. 13; в гелатском Евангелии оба момента проповеди – в двух отдельных миниатюрах: л. 156 об. и 157. Ср. лаврентиевское Евангелие, л. 109 об.; ипатьевское Евангелие 2 (Евангелие Луки); в коптском Евангелии нац. библ. (л. 147 об.) согласно обычаю Востока Учитель и ученики сидят на полу; налево жертвенник с лампадой. Из памятников нового времени укажем на стенописи ярославской Николонадеинской церкви (в сводах) и греческий подлинник, в котором рекомендуется лишь первый момент проповеди 1454 . Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 ; Лк. 6 ): в Евангелии 74 (л. 8 об.) Спаситель, в типе юноши, в розовой тунике и голубом иматии, с благословляющей десницей и свитком в шуйце, сидит на золотой кафедре; перед Ним апостолы и народ в двух отдельных группах. Юношеский тип Спасителя есть или архаическая форма, унаследованная Византией от искусства древнехристианского, или случайное подражание типу двенадцатилетнего Иисуса Христа, поучающего в иерусалимском храме. То же самое и в елисаветградском Евангелии. Продолжение проповеди иллюстрируется еще двумя миниатюрами, из которых одна (л. 9) повторяет ту же схему, лишь с заменой юного типа Спасителя типом зрелого мужа, а другая, относящаяся к учению о молитве Господней, опускает группу народа (л. 11). В гелатском Евангелии ослаблен церемониальный характер изображения: Иисус Христос сидит просто на возвышении, означающем гору (л. 24), равно как и в лаврентиевском Евангелии (л. 9 об.). Ср. Евангелие нац. библ. Suppl. gr. 914, л. 8 об. и 9. Для выражения слов проповеди «воззрите на птицы небесныя… смотрите крин сельных» ( Мф. 6:26  и след.) художник прибавляет к основной схеме золотых и красных птичек, летающих по воздуху; зеленую мураву и деревья с золотыми корнями и роскошной листвой (л. 11 об.). Ср. превосходный ландшафт Нагорной проповеди в живописи Сикстинской капеллы. Посольство апостолов на проповедь ( Мф. 10 ; Мк. 6:7–11 ; Лк. 9:1–5 ). Иисус Христос стоит или сидит на троне и благословляет стоящих перед Ним, иногда с преклоненными головами и с задрапированными в мантии руками апостолов (Евангелие публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«На ужине были два разряда возлежащих – звавшие и званные, пишет блаженный Феофилакт. Господь прежде обратился с увещанием к званным, научил их спасительному смиренномудрию, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, дабы он не делал угощения из-за какого-либо людского благоволения и не ожидал тотчас воздаяния.» Таким образом Господь после назидания гостям, позванным на обед или вечерю, дает назидание и самим хозяевам: глаголаше (сказал) к звавшему Его. Нужно думать, что у этого, пригласившего Иисуса Христа, начальника фарисеев были на обеде только люди знатные, как и он сам, также родственники и друзья; и больной, которого Иисус Христос исцелил пред обедом, не был оставлен обедать. Господь и воспользовался этим случаем, чтобы сделать назидание. Не зови другов (друзей) твоих... зови нищия и пр. Этими словами Господь, конечно, не запрещает звать к себе друзей и родственников – не зови не есть полное отрицание, а только ограничение (чит. в объясн. Мф.6:19, 25:31 ), – но предохраняет от своекорыстия, которое и в гостеприимстве рассчитывает найти себе выгоду; только учит, что нужно больше благодетельствовать тем, которые не могут нам отплачивать, такие благодеяния будут вознаграждены в воскрешение праведных, учит также не гнушаться бедными и незнатными, как то делали фарисеи. Сущность наставления Христова в этих словах та же, что и в следующих из нагорной Его беседы: если любите любящих вас и если делаете добро тем, которые вам делают добро и пр., – какая вам за то благодарность? ( Мф.6:32, 35 ). В воскрешение праведных, т. е. при всеобщем воскресении и суде Христове ( Ин.5:28, 29 ; Мф.25:34, 36 .). Лк.14:15 . Слышав же некий от возлежáщих с ним сия, речé емý: блажéн, иже снесть обед в цáрствии Бóжии. (Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!) Блажен иже снест обед в царствии Божии – т. е. в земном царстве Мессии, так как царство сие нередко Самим Господом изображалось под видом вечери или брачного пиршества, и иудеи представляли его земным царством. Но Иисус Христос, как бы в ответ на эти слова, предлагает притчу о званных на вечерю, в которой высказывает, что не все будут участвовать в блаженстве Его царства, тем более фарисеи, которые так рассчитывали на него, и в числе коих, быть может, был и сам воскликнувший сказанные слова, а только одни достойные. Это Господь и разъясняет весьма наглядно в притче о званных на вечерю. Зач. 76-е. Притча о званных на вечерю или ужин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Они говорят: «Не знаем». И это звучит как «и знать не хотим». Потому что они лгут — они знают, что крещение Иоанново было от Бога. Так Христос избегает сетей, которые они поставили Ему, и по праву отказывает им в их домогательстве: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю». Они не могли постигнуть власть Христа, потому что им не нужна была истина. Кто отвергает истину и правду, уже известную ему, никогда не узнает большего. Кто не хочет жить по закону совести и стыда, не прикоснется благодати. Заберите талант от скрывшего его в землю. Кто не хочет прозреть, останется слепым. Четверг Лк, 100 зач., 20, 9—18 Сказал Господь такую притчу: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Эту яркую притчу мы все хорошо знаем. Она в немногих словах раскрывает судьбу Израиля, и не только его. Но прежде всего — Израиля. Виноградник, который насадил Господь, возлюбленный виноградник, как говорит пророк Исаия (Ис. 5, 1), есть Израиль. А Господин виноградника — Сам Бог. И Бог отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник, — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь, долготерпеливый и многомилостивый, снова и снова посылает слуг, чтобы устыдились виноградари и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, Которого посылает Господин виноградника, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.

http://moral.ru/седмица-28-я-по-пятидеся...

Хотя исцеленный от проказы должен был хранить молчание, чудо не могло сокрыться, и молва о Христе все более распространялась. Чем меньше подлинно достойные похвалы люди говорят о себе, тем больше другие говорят о них. Но для Христа честь была не в том, что о Нем распространялась молва, а в том, что «великое множество народа стекалось к Нему». Они шли не только «врачеваться у Него от своих болезней», но «слушать Его». «Но Он уходил в пустынные места и молился». Служение людям и сокровенные молитвы не препятствуют друг другу. Однако тайные молитвы должны совершаться тайно. И мы должны знать, что источник благодатного слова и сила исцелений Христовой Церкви — всегда в постоянной близости к Богу, в молитве. Среда Лк, 21 зач., 5, 33—39 Тогда приступили фарисеи к Иисусу, говоря: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

http://moral.ru/седмица-19-я-по-пятидеся...

Что должно делать тому, кто удостоен именоваться великим именем Христовым? Что иное, как не тщательно различать в себе мысли, и слова, и дела: относится ли каждое из них ко Христу или чуждо Христа?… Что совершается или мыслится под влиянием какой-либо страсти, то совершенно чуждо Христу и носит на себе черты противника, который страстями, как бы грязью, пачкает жемчужину души… А чистое от всякого страстного расположения имеет отношение к Началовождю бесстрастия, Который есть Христос. Кто из Него как из чистого источника почерпает для себя мысли, у того окажется такое сходство с Первообразом, какое у воды, струящейся в источнике, с водою, которая оттуда налита в сосуд… Христос источает, а приобщающийся почерпает, переводя в жизнь красоту, (заключающуюся) в мыслях, так что происходит согласие внутреннего человека со внешним, как скоро благовидность жизни совпадает с направлением мыслей по Христу (20,260). Если определение говорит, что христианство – подражание Богу, то не приявший еще слова таинства какою увидит у нас проводимую жизнь… таковым будет почитать и наше Божество. Так что если увидит примеры всего благого, то уверует, что Божество, нами чтимое, благо. Коли же кто будет предан страстям и зверообразен, и в своих нравах сообразно различным страстям будет отображать виды различных зверей… и затем станет именовать себя христианином, тот, поскольку его имя обещает и возвещает подражание Богу, своею жизнью подает неверным повод порицать Божество, в Которое мы веруем. Посему и Писание возвещает таковым страшную угрозу, говоря: «Горе тем, ради кого имя Мое хулится во языцех» (20,218). СРЕДА. Лк. Зач. 69. (12,48–59) 1. О ДЕЛАХ ХРИСТИАНИНА Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свои исповедания (10,228). (Христианину должно) никогда не оправдывать самого себя, сознавать себя виновным паче всех пред Богом и пред людьми, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, прислуживать недужным, заботиться о странноприимстве и братолюбии… (5,53).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3-й час – Мф., зач. 1–17 ( 1 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–42 ( 22 – 11, 26). 9-й час – Мф., зач. 43–66 ( 27 – 16, 12). Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 ( 13 – 21, 17). 6-й час – Мф., зач. 84–105 ( 18 – 25, 30). 9-й час – Мф., зач. 106–116 ( 31 – 28, 20). Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 ( 1 – 6, 45). 6-й час – Мк., зач. 26–51 ( 45 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–71 ( 27 – 16, 20). Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 ( 1 – 4, 44). 6-й час – Лк., зач. 17–38 ( 1 – 8, 39). 9-й час – Лк., зач. 39–62 ( 40 –12, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 ( 2 – 16, 18). 6-й час – Лк., зач. 83–105 ( 19 – 21, 11). 9-й час – Лк., зач. 106–114 ( 12 – 24, 53). Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня: 1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 ( 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 ( 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 ( 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 ( 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 ( 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 ( 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 ( 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 ( 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 ( 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 ( 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 ( 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 ( 27 – 24, 53). 1 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 28 февраля). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-06/

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 6-й: «Саровскому чудотворцу тезоименит быв...» . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе! Яко крин посреде терния...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...» (см. в Минее на ряду). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 5-й: «Воинство Царя Небеснаго...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика. Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.). 1 Службу сщмч. митр. Серафима (Чичагова) можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Серафима см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 125.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-11/

Лк.18:8 . глагóлю вáм, яко сотворит отмщéние их вскóре. Обáче Сын человеческий пришéд ýбо обрящет ли [си] веру на земли? (сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?) Обаче (но) Сын Человеческий, т. е. Он, Христос (чит. о сем 24 ст. 5 гл.) пришед вообще и в особенности при разрушении Иерусалима и конце мира, так как это разрушение служит прообразом конца мира. Обаче и пр. Эти слова значат следующее: несмотря на несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Можно скорее опасаться за то, что христиане ослабеют в своей вере, чем за то, что Бог не окажет помощи своим верным. Но в этих словах обрящет ли веру на земле не разумеется совершенное оскудение веры на земле пред вторым пришествием Спасителя: так как слово вера в Священ. писании имеет смысл и более широкий и ограниченный – означает и вообще религию, и твердость, постоянство (Мих.). Зач. 89. Притча о мытаре и фарисее. Читается в неделю о мытаре и фарисее. Лк.18:9 . Речé же и ко другим уповáющым собóю, яко сýть прáведницы, и уничижáющым прóчих, притчу сию: (Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:) Здесь указывается цель, с которою высказана Господом притча, подобно как также указана цель притчи о судье и вдове (ст. 1). Притча о мытаре и фарисее имеет тесную связь с тою притчею: она служит как бы продолжением ее – в притче о судье указывается, что молитва , для того, чтобы быть услышанною, должна быть постоянною, неустанною, а в этой – смиренною. Эта притча, подобно как и та, имеет цель и общую, и вместе частную – именно относительно времени второго пришествия Христова. К другим, уповающим собою, яко суть (к некоторым, которые уверены были о себе, что они) праведницы и пр. Это – черта фарисеев (о них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.), но евангелист не называет именно их, как таких, к которым обращена притча. Может быть, закваска фарисейская так глубоко проникла и в народ, что и он был заражен самомнением о своей праведности, и Господь поэтому обращает притчу не к фарисеям только, а и к народу (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010