Глава 9 Зач. 40-е. Послание Иисусом Христом 12-ти Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Читается в субботу 24-й недели по Пятидесятнице. Об этом повествуется и у евангел. Матфея ( Мф.10:5, 42 ) и Марка ( Мк.6:7, 13 ); у первого повествуется пространно, а у Марка и Луки кратко и у обоих почти в одних и тех же словах. Еванг. Лука далее повествует еще ( Лк.10:1 и дал.) о послании Иис. Христом на проповедь 70-ти учеников, что Матфей и Марк опускают, и при этом передает также некоторые Его им наставления. Нет сомнения, что Господь, посылая 12 и 70 Апостолов, давал им в оба раза наставления, и наставления сходные между собою. Еванг. Лука приводит наставления в двух местах, при послании 12-ти и 70-ти, а еванг. Матфей соединил те и другие наставления в одном, при послании на проповедь одних 12-ти. Вот чем разрешается некоторое, по-видимому, разноречие в повествованиях Евангелистов о послании Апостолов на проповедь. Лк.9:1 . Созвáв же обанáдесяте, дадé им силу и влáсть на вся бесы, и недýги целити: Лк.9:2 . и послá их проповедати цáрствие Бóжие и исцелити болящыя. (Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.) Как Сам Господь соединял проповедь с чудотворениями, т. е. такими делами, которых человек не может сделать ни собственною силою, ни искусством, но только всемогущею силою Божиею, напр., исцелить больного, без лекарства, одним словом, – соединял для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а Божественное, принесенное с неба и чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника ( Мф.4:23 ); так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – «дабы, удивляя чудесами, пишет блаженный Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей». Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий, и что учение, которое он проповедует, не простое, а Божественное. Дал (даде) силу и власть над всеми бесами (на вся бесы). О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Послал проповедывать царствие Божие. О царствии Божием чит. в объясн. 43 ст. 4-й же гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 5 Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице. Повествование о чуде исцеления Иисусом Христом бесноватого в стране Гадаринской находится и в Евангелии Матфея ( Мф.8:26–4 ). Но здесь у евангелиста Марка оно отличается особенными подробностями. Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. Это было после укрощения бури (чит. 4 гл. 35–41). На другой берег моря. Море это – Галилейское (иначе Тивериадское или Геннисаретское озеро. Чит. о нем в объясн. 16 ст. 1 гл.). Другой берег, это – юго-восточный берег от Капернаума (4 гл. 1 ст.). В страну Гадаринскую. Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 ). У еванг. Матфея названа она Гергесинской от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что Евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собой, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, разноречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его из гробов человек, одержимый нечистым духом, У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа ( Мф.27:44 ; Мк.15:32 ); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем ( Лк.23:39–43 ). Человек, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 7 Зач. 29-е. Исцеление слуги сотника в г. Капернауме. Читается в субботу 22-й недели по Пятидесятнице. Об исцелении слуги сотника в Капернауме повествуется и у еванг. Матфея ( Мф.8:5, 13 ); но Лука повествует о сем с значительною разницею против него, так что некоторые полагают, что это – два разные события. Различие состоит в том, что у еванг. Матфея сотник сам говорит с Иисусом Христом, а у Луки не сам, а чрез других. По Матфею, сотник говорит, что он недостоин, чтобы Христос вошел в дом к нему, а по еванг. Луке, он посылал просить Господа к себе. Но первое разногласие объясняется тем, что еванг. Матфей употребляет в своем повествовании такой оборот речи, по которому сказанное кем-либо чрез других или при посредстве других представляется сказанным прямо от него самого, как равно и ответ, получаемый чрез других, представляется ответом, данным ему самому (Мих.); второе – тем, что, когда сотник хотел идти к Христу, то иудеи воспрепятствовали ему, ласкательствуя ему и говоря: «мы сходим и приведем Его». А затем сотник посылает сказать Христу: «не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой, а потому сам и не пошел (Злат, и Феоф.). Лк.7:1 . Егдá же скончá вся глагóлы своя в слýхи людем, вниде в Капернаýм. Лк.7:2 . Сóтнику же некоему рáб боля зле, хотяше умрéти, иже бе емý чéстен. (Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.) О Капернауме см. в объясн. 31 ст. 4 гл. Сотнику некоему (у одного сотника). Иудея пред пришествием Спасителя была покорена римлянами и в городах ее стояло гарнизонное или сторожевое римское войско. Сотник был начальником над сотнею солдат такого гарнизона. Он был язычник (см. Мф.8:10 ), но был расположен к иудейству и иудеям (3 ст. и дал.), а потому и к вере во Христа, с каковою верою он обратился ко Господу с просьбою об исцелении своего слуги. Некоторые толкователи думают, что сотник был так называемым прозелитом, т. е. обращенным из язычников в еврейскую веру. Иже бе ему честен (которым он дорожил). Из этого видно, что слуга сотника был хорошим человеком и потому заслужил внимание к себе со стороны своего господина, также и сам сотник был человеком доброй души. Не виден ли здесь пример и для слуг, и для хозяев между нами?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Беседа на Евангелие двадцать первой недели по Пятидесятнице Притча о семени (Должно не слушать только, но и исполнять Слово Божие) Сегодня мы, братие, слышали из Евангелия притчу о сеятеле, сеявшем семя на различной земле. В этой притче Господь преподает учение о Своем Божественном Слове и о различных действиях оного Слова на сердца людей ( Лк. 8:5–15 . Зач 35). ... «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходить диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ... Сам Иисус Христос, как вы, братие, слышали, в самом сегодняшнем Евангелие объяснил притчу о семени Своим ученикам, когда они спрашивали Его о значении притчи. Нам необходимо только присоединить к объяснению Христову некоторые подробности. «Сеятель», сеявший семя – это Сам Иисус Христос, Его апостолы и апостольские преемники, пастыри и учители Церкви Христовой. «Семя» – это Слово Божие, учение христианской веры, Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседа на Евангелие двадцать третьей недели по Пятидесятнице Изгнание легиона бесов (Еще здесь Бог наказывает нас за предпочтение телесного и земного Небесному и духовному, а награждает за противоположное сему) Какое Евангелие сегодняшнего дня? О чуде изгнания Иисусом Христом бесов из бесноватого с повелением по их просьбе войти в стадо свиное ( Лк. 8:26–39 . Зач 38). Евангелие о сем чуде, изложенное евангелистом Матфеем, с тем только различием, что евангелист Лука говорит об одном бесноватом, а он – о двух, о чем вы, братие, уже слышали. Оно читалось в 5-ю неделю по Пятидесятнице. ... «Приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Иисус Христос на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом ум; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Скачать epub pdf Седмица 19-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 16. (4,37–44) О ПОМОЩИ БОЖИЕЙ Всего более уповай на руку Великого Царя, на руку, которая, едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных… (5,33). Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему (30,201)… Спаситель наш отовсюду подает и надежду, и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим (25,166). К Тебе прибегаю, Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что Ты снял с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя и Отца Твоего и Духа Святого (25,310). От Тебя всякая сила, Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни, Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, не проходит бесполезно (25,232). Великое нечто человек, когда помогает ему Бог, а коль скоро оставлен он Богом, познает немощь естества своего. Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления, Его милости, во всяком искушении – Его помощи (33,341). Ведущий сокровенные помышления наши как скоро видит, что мы являем себе здравый ум и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества (35,460). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (35,510). Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так и с другой стороны, без приложения от себя собственных усилий мы не можем удостоиться и внешней помощи (35,634). Не только в том, что не в нашей силе… но и в том, что в нашей силе, не возможем привести сего к совершенству окончания, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые без уклончивости принесут от себя все от них зависящее и не упустят ничего, служащего к тому. Ибо помощь сия, побуждая нехотящих и тех, которые хотят и все делают и употребляют все средства, непременно возведет на самый верх преуспеяния (49,88).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сортировать по Исключить новости Непрямое назидание Притча, не предлагая в конце морали, как это мы привыкли видеть в басне, отпускает слушателя в опасный путь собственных размышлений. 30 октября, 2011 Притча, не предлагая в конце морали, как это мы привыкли видеть в басне, отпускает слушателя в опасный путь собственных размышлений. Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Притча о сеятеле Сказал Господь притчу сию: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Притча о сеятеле присутствует в каждом из трех первых Евангелий – у Матфея (13:3–9), Марка (4:3–9) и Луки. Она – одна из немногих притч, значение которых раскрывает сам Спаситель. Вот как это звучит в изложении евангелиста Матфея: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф 13:19–23).

http://pravmir.ru/nepryamoe-nazidanie/

Сортировать по Исключить новости О том, что вредит душе богачей Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых людей мира. 31 января, 2016 Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых людей мира. Проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (Лк., 91 зач., XVIII 18-27.) святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Вы слышали сегодня Евангельское чтение о богатом юноше, который не пожелал раздать имение свое, чтобы наследовать Царство Небесное. Тогда Господь сказал, что богатому труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти через игольное ушко. Как будто нам теперь не благовременно говорить о богатстве, потому что в стране нашей не стало богатых, все равны. Но думаю, что, выслушав слово мое, вы увидите, что всегда и во все времена благовременно говорить о богатстве. Прежде чем разъяснить вам слова Христа, обращенные к богатому юноше, послушайте то, что написал св. ап. Иаков о богатых: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; Он не противился вам» (Иак. 5,1-6). Видите, какие страшные слова сказал св. ап. Иаков о богатых, как грозно обличил их? А что может быть более грозным, чем слова Господа Иисуса Христа о том, что богатому трудно войти в Царство Божие? Почему же это так? В те времена, когда Господь пришел на землю, в народе израильском господствовало мнение, что богатство — это Божие благословение; богатых почитали, уважали и воздавали им великую честь. Когда Господь сказал эти Свои удивительные слова о богатстве, мешающем войти в Царствие Божие, ученики Его с удивлением спросили: «Кто же может спастись?» Ведь и они считали богатых благословенными Богом, значит, если уж богатые не спасутся, то кто же? Господь им сказал: «Невозможное человекам возможно Богу».

http://pravmir.ru/o-tom-chto-vredit-dush...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк., 35 зач., 8, 5–15 Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

http://pravoslavie.ru/3729.html

Выпуск 2 → Содержание Предисловие Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф.21:33–44; Марк. 12:1–11; Лк. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф.22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лк.15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19)     Предисловие В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих. Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина ( Ин.14:6 ). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010