Мы были между себя близкими друзьями, и друг к другу имели расположение; потому и беседа была откровенная. Макар Иваныч, зная, что я инок и в иночестве намерен скончать жизнь свою, удивился, почему занимает меня вопрос, к моей собственной жизни не относящийся. «Отчего породились у тебя такие мысли?» – спросил он меня по-дружески. «Не дивно о тех, у кого есть дети: они заботятся разыскивать о состоянии браков в настоящее время по причине женитьбы детей, а у тебя ни с кем никакой связи нет, самому для себя брак не нужен, потому и разыскивать нечего – нужен ли брак в настоящее время, или не нужен, можно его составить, или не можно». Я ответил: «Правду вы сказали, что для меня лично, брак не нужен; но мы в целости общества составляем одно общее тело. В нем есть члены, сильные понести тяготу безбрачия, а большая часть немощных, которые понести сего не вмещают. Вы отделены от мира 8 , да и в духовное управление не вступаетесь 9 : Вы не видите и не знаете юных жизни, как она происходит, и что по невмещению безбрачия в малосильных порождается; потому Вы и не помышляете о потребности для них брака. Но вы занимаете лицо первого учителя; вам не по себе надо судить о других и не по внешнему виду безбрачия, а вникнуть в настоящее положение вашего безбрачного общества». Макар Иваныч, вместо рассмотрения общественной нужды и пользы, притек к обычному увертливому федосеевскому ответу: «Не должно судить чужой жизни, кто как живет: каждый за себя даст ответ Богу». Я сказал: «У нас не о личных недостатках идет речь; мы не судим, кто именно и как живет: мы говорим об устройстве пользы церковного положения; потому и нужно смотреть, что полезнее и согласнее с Писанием, и от чего порождается злое, от того взять предохранение. А вы дали ответ, несогласный с евангельским. Евангельское учение законополагает о девстве, что не вси вмещают словесе сего (Евангелие от Матф., зач. 78); и учители церковные, особенно Златоуст святой, свидетельствуют, что в юных задержание брака родит худое последование (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Решиться на такой поступок кто может без содрогания сердца? И в таком мучительном положении находиться весь век, сколь великое есть бедствие? Отказаться же от брачного сожития, проводить в мире девственную жизнь, не многие могут, по слову Господа: не вси вмещают словесе сего (Мат. зач. 78); а вне брака проводить нечистую жизнь не только пред Богом преступно, но и пред людьми зазорно, и человеку не до конца затмившему совесть крайне тяжко. Столь прискорбно положение Федосеевцев, и каждого старообрядческого общества, отвергающего браки! Отлучившись от св. церкви, прежде будущего суда несут они от Бога страшное наказание. Если бы им было такое наказание, т. е. запрещение брака, от гражданской власти, они вопияли бы, что это наказание тяжчае всякой казни, и все от этого наказания последствия оценили бы в точности; а теперь, сами себя наказуя, и будучи преданы от Бога за своё отступление от святой церкви в неискусен ум творити неподобная, они не разумеют тяжести наказания. Мняся проводить жизнь девственную, они, поправ совесть, предаются большею частью порокам и впадают в тяжкие преступления, которые, однако не почитают тяжким грехом, тогда как законный брак, по их мнению, есть грех непростительный. 10. Титловщина Известный под этим названием беспоповщинский толк составляют в сущности чистые Федосеевцы: они строго хранят предание Феодосия Васильева о поклонении кресту Христову с надписанием титлы Пилатовой на дщице четырьмя Литерами И. Ц. %]тогда как московские Федосеевцы, часто сталкиваясь с Филипповцами, в уважение их, дабы с ними более иметь мира, поклонение кресту Христову с таковым надписанием отложили; также строго наблюдают и другое предание Феодосия – молиться за покупаемое на торжище брашно. От того, что они ревнуют о поклонении креста с титлою и не молятся совокупно с теми Федосеевцами, которые кресту с титлой не покланяются, они получили название „Титловцев“, или „Титловщины“. Титловщина существует в губерниях Новгородской и Петербургской. 11. Польские Федосеевцы Федосеевцы в губерниях Ковенской, Сувальской, Виленской и Витебской изменили обычные у Федосеевцев правила относительно „новоженов“ на следующие: новопоженившихся они не допускают до общения с собою в молении и в пище, пока у них родятся дети, однако на исповедь их принимают и приношения от них – свечи и ладан – приемлют, и молебны по их прошению поют; а когда у супругов дети родиться не будут, тогда велят им вынести шестинедельный пост (по их выражению „попрощаться в рабы“), и по исполнении поста принимают их в общение, даже дозволяют становиться на крылос; если же по „прощании в рабы“ опять явится чадородие, тогда назначают им снова нести пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такой душе, обитает и пребывает в ней, и делается как бы стражем и прочь гонит все ужасы (25,97). Страх Божий составляет истинное блаженство (36,310). Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя все они были доведены до крайней бедности (34,190). С того времени, как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собою, потому что подчиняет себя закону Божию (42,942). Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судию в собственной совести (45,965). Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойствие и скорби (43,543). Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, равно как наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров сюда (43,684)… Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его (54,213). Умножение страха Божия есть начало любви (54,248). Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, – как он провел день, и каждое утро – как шла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога (55,60). Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь (52,392). Боящийся Бога не боится устремлению против него бесов, ни их немощных нападений, равно как и угроз злых людей, но будучи весь как пламень некий и огнь палящий, когда даже проходит по скрытым и неосвященным местам, – обращает в бегство демонов, которые больше, чем от них, бегут от него, чтобы не стать опаленными от исходящего из него пламеновидного луча Божественного огня (58,522). Так говорил авва Софроний: «Я молил Бога, чтобы демоны не приближались к моей пещере. И я видел, что они на три стадии подходили к пещере, но не могли ближе приближаться» (70,189). СУББОТА. Мф. Зач. 78. (19,3–12) О БРАКЕ И ДЕВСТВЕ

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Не упоминая их прежния творимые с правоверными раздоры о четырех буквах, пишемых на кресте Христове: . Н. Ц. . «О воздевании рук во дни святые Пасхи и прочих несогласиях с древне-православными. А воспоминаю токмо нынешния: «Многие из них святейшую евхаристию, от лет древних аще где хранимую, не приемлют. И говорят, хотя бы где она и действительно была, но уже своей святости и силы лишилась; чего ради и безчестными и злохульными нарицаниями именословят. В чем я с ними не соглашаюсь. «Святых угодников Божиих мощи, находящияся в обладании инославных, именуют лишившимися Божия благодати и святости неимущия. Но я такового мнения не имею, а паче уверясь словесами Пророка, вещающего: хранит Господь вся кости их (Псалом 33). «Святые иконы, хотя где и древлеписанные, имеющияся в домах православно-христианских, но токмо в несогласующихся с ними, оные иконы поклонением не почитают, и никаковые чести первообразного ради не воздают. Но я таковое (их) мнение не приемлю, и с таковым разумом не соглашаюсь. «Многие святое Писание не согласно разсуждают, и сущую историю ясно что сказующую, на иносказательный разум темно прелагают; и тем сущее деяние и бытие, как небывшее, вменяют. Но я таковых мыслей не оправдываю, и сам с ними не соглашаюсь». «За предержащую власть 11 (то есть за Государя Императора и весь Царствующий Дом) установленную от Бога, о мире, здравии, спасении, благополучии и победе на врагов, Господа Бога не молят, и сим противляются Апостольскому, Пророческому и Святоотеческому повелению и учению. Ибо молитися за властей непременно подобает, хотя бы и невернии были. А молящихся за властей папежниками называют, и общемоления отлучают. «Но я таковое их развращенное учение не почитаю быть правым, но сопротивным Святоотеческому учению, и в сем я с ними не соглашаюсь. «Брак законный не приемлют, ради того, что самое свойство, или сущность его полагают только в одном единосогласном священнодействителе, не разсматривая времени, возможности, свободы и нужды, полноты и недостатка, и сравнения одного деяния с другим и не разсуждая, что есть необходимое и случайное, и что естественное и самопроизвольное. И тако Божие всемощное благословение отлагают; и таковою воздержностию не приводят ли многих в слабость и распутство? Ибо невозможное возможным быти определяют, и не всем вместимое вмещати установляют, несогласно самому Христу Спасителю, рекшему: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть» (Мф. зач. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/...

Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда приемлешь странников ради Христа, тогда видишь Христа; когда ради Него упокоеваешь немощных, тогда же видишь Его; когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: Бог любы есть ( 1Ин. 4,8 ). Если имеешь любовь, – видишь, Кого имеешь в себе. Как же ты видишь? Слушай опять: радуешься ты, делая добро; услаждаешься, творя дела любви, веселишься, исполняя послушание. Итак, любовь есть радость и веселие; она содействует тебе в добрых делах; ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто одно с ним делает доброе дело. Любовь невидима плотским очам… но она видима очам духовным. Радуясь и веселясь о сделанных тобою добрых делах, видишь ты Бога и не отрицайся, что видишь Бога. Ужели потому, что не видишь целомудрия, не усматриваешь его в делах? Так, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако же видишь Его в любви. Ибо всякий, кто делает добро, радуется (24,165). Если даже плотскими очами мы и не можем видеть (Господа), но, при условии воздержанной жизни, мы можем непрестанно созерцать Его очами мысли и не только созерцать Его очами мысли, но собрать оттуда великий плод, потому что самое размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем Вечной Жизни и нескончаемого Царствия. Имея попечение о таковом созерцании сладостном и устремляя мысленный взор на как бы присутствующего с нами Христа, каждый из нас говорит, как говорил Давид: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» ( Пс. 26, 3 ) (60,234). НЕДЕЛЯ 12-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 79. (19,16–26) О БОГАТСТВЕ И ЛЮБОСТЯЖАНИИ Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Богатства земные недолго повеселят тебя, потом утекут и исчезнут, но у тебя потребуют строгого отчета в этом (4,78).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто же здесь добрыми делами приносит славу и честь Господу, тот сам себе сокровиществует славу и честь во время праведного воздаяния Судии (1,198). Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия (5,51). Должно втайне служить Господу и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога… (5,55). Что пользы человеку во вчерашней сытости чрева, если нынче, при возродившемся голоде, не находит свойственного утешения снедями? Так и в душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды (6,91). Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-либо доброе. Если этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых (42,710). Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: «Отойди – после». Это хотя говорит он человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет другого благодетеля, а отказавший Ему небезответен (59,131). Что для тела пища и питие, которыми поддерживается естество, то для души – иметь в виду добро и, как это есть истинный дар Божий, возводить непрестанно взор к Богу (15,358). Пребывайте в добре или паче преуспевайте в добре, став для ленивых побуждением к приобретению того же, в чем сами преимуществуете… приимите от Владыки сугубую или даже трегубую похвалу (45,168). Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность (38,392). ВЕЛИКАЯ СРЕДА Мф. Зач. 108. (26,6–16) О ПАГУБНОМ СРЕБРОЛЮБИИ Заметьте вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем Иудою. Как он и денег лишился, и душу свою погубил. Таково тиранство сребролюбия. Ни деньгами не воспользовался, ни жизнью настоящею, ни жизнью будущею, но вдруг лишился всего… (38,848)… Удивляюсь тем, кто не пренебрегает деньгами. Это признак души, исполненной крайней лености, ничем не отличающейся от мух и комаров, привязанной к земле, валяющейся в грязи, не представляющей себе ничего великого (40,78).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Младенец, воспитывающийся у своих родителей «новоженов», состоящих в отлучении от общества, отлученных от общения в молитве, пище и питии, не может с отцом своим и материю вкупе молиться, есть и пить, и невозможно ему сказать родителям: благословите; ибо иначе, сообщившись с ними в молении, ястии и питии, и сам должен будет подвергнуться отлучению. Принужденные таким образом с юных лет смотреть на родителей своих как на публичных блудников, отлученных от церкви, могут ли дети питать в сердце своем и оказывать родителям подобающее уважение? Очевидно, федосеевское учение о всеобщем безбрачии подрывает первые основы семейной жизни, на которой зиждется жизнь общественная и государственная. И когда потом дети Федосеевцев приходят в возраст, общее роду человеческому природное влечение побуждает их вступить в брачное сожитие; но по учению Федосеевцев вступить в брак значит решиться на явное весь век свой любодеяние и осудить себя до смерти на церковное отлучение и на отлучение от совокупного с христианами ядения и пития. Решиться на такой поступок кто может без содрогания сердца? И в таком мучительном положении находиться весь век, сколь великое есть бедствие? Отказаться же от брачного сожития, проводить в мире девственную жизнь, не многие могут, по слову Господа: не вси вмещают словесе сего (Матф. зач.78); а вне брака проводить нечистую жизнь не только пред Богом преступно, но и пред людьми зазорно, и человеку не до конца затмившему совесть крайне тяжко. Столь прискорбно положение Федосеевцев, и каждаго старообрядческого общества, отвергающего браки! Отлучившись от св. церкви, прежде будущего суда несут они от Бога страшное наказание. Если бы им было такое наказание, то есть запрещение брака, от гражданской власти, они вопияли бы, что это наказание тяжелее всякой казни, и все от этого наказания последствия оценили бы в точности; а теперь, сами себя наказуя, и будучи преданы от Бога за свое отступление от святой церкви в неискусен ум творити неподобное, они не разумеют тяжести наказания. Мнясь проводить жизнь девственную, они, поправ совесть, предаются большею частью порокам и впадают в тяжкие преступления, которые однако не почитают тяжким грехом, тогда как законный брак по их мнению есть грех непростительный. 10. Титловщина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

18 и 42, и ко Евреем, зач. 312). Едина и таяжде есть тайна: миропомазание и возложение рук. Священничество же, и божественную Литургию, и божественное Причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лука, зач. 108; Евреем, зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местах (к Титу, зач. 300). Брак от Бога уставлен бысть (Матфей, зач. 78), от Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан. зач. 6): есть Тайна велия (Ефесеом зач. 231). Покаяние сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8), и тайну Покаяния глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65: Матф. зач. 76). Исповедание грехов прежде 122 апостолы (Деян. зач. 42), исповедание пред священниками (Послан. Иаковле, зач. 57: Первое Иоанново. зач. 69). Посдеднее елеосвященнопомазание сам Господь устави, егоже святый апостол Иаков, брат Господень, повелевает употребляти, еже бы не дерзать кроме; Господня завещания (Послан. Иаковле, зач. 57)». Там же далее еще: «веждь убо без всякого сомнения, яко в Церкви Божией не две точию Тайны, но все совершенно седмь». В заключение я сказал наставникам: Видите, как ясно Писание свидетельствует, что Церковь Христова от начала своего создана с тремя чинами священства и с седмию Таинствами, и по неложному гласу Господню такова, с теми же седмию Таинствами, пребудет до скончания века. Наставники изъявили согласие, что Церковь , какою создана от Христа, такою должна и пребывать до скончания века; но при этом заметили, что будто бы я несправедливо под Церковью разумею одни освященные храмы: Церковь , – говорили они, – не стены и покров, но собрание верных. Я ответил: Слова Христовы: созижду церковь мою, и я разумею сказанными не о храмах, созданных человеками, каменных или деревянных, но также о собрании верных, имеющем от Христа устроенную иерархию, то есть от Христа установленное священство в трех чинах, которому дарована благодать совершать все Таинства, и вручены от Господа ключи Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010