Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

2008. С. 220). На прориси, сделанной с неизвестного образа XVII в. (БАН. СВ. 751. Л. 10) представлены обращенные в 3/4-ном повороте вправо головы преподобных И. и Павла Комельского; возможно, фрагменты икон с изображением моления преподобных Богородице (ниже - монограмма Богоматери) или, что менее вероятно,- Собора святых. И. показан в преклонных летах, волосы короткие, слегка вьющиеся, на лбу залысины, борода округлая, над головой надпись: «    » ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 284-285. 138). Эпизоды Жития И. включены в Лицевой летописный свод 70-х гг. XVI в. (Шумиловский том - РНБ. F.IV.232). Сообщение о закладке Иосифова Волоколамского мон-ря («…Иосиф старец начат строити монастырь на Ламском Волоце в пустыни, в лето 6986») проиллюстрировано миниатюрой с неск. сценами (Л. 277). В верхней части справа в окружении деревянной монастырской ограды в центре находится одноглавая церковь, рядом с ней изображены 2 строителя (в руках топоры) и И.; святой представлен вполоборота вправо, старцем с бородой средней длины, в серой рясе, коричневой мантии и черном клобуке, перстом правой руки указывает на строителей. На др. миниатюре (Л. 441) И. показан пишущим «обличительные словеса от свидетельства Божественных писаний» против новгородских еретиков: И. изображен в нижней части миниатюры сидящим вполоборота вправо перед столом, на котором находятся раскрытая книга с красным нижним обрезом и чернильница, на коленях - развернутый лист, на середине которого он пишет пером; на заднем плане - 5-главый храм. Еще один вариант изображения И. представлен в списке «Просветителя» XVIII в. (РНБ. Q.771. Л. 4 об.). Миниатюра по размещению (листовая, предваряет текст) и иконографии восходит к выходным миниатюрам Евангелий с образами пишущих евангелистов. И. изображен в келье, сидящим перед столом на табурете с подножием, в его правой руке - перо, левой - придерживает листы. Облачен в рясу, мантию и схиму, борода округлая, справа у нимба надпись: «    ». Иосиф Волоцкий в молении Пресв. Богородице на фоне мон " ря.

http://pravenc.ru/text/578410.html

В качестве же центральной темы этого “собирания” все более выдвигалось утверждение Москвы как “Третьего Рима”, а Русской Церкви – как оплота вселенского Православия. Такие предприятия Макария, как небывалая по масштабам канонизация отечественных святых и составление Великих Четьих Миней, помимо их огромного значения для Церкви, еще более оттеняли выдающуюся роль нового царства, предзнаменованную коронацией Ивана, и равную ему славу Московской митрополии. Новым свидетельством благоволения Божия над последним православным монархом и его землей, где не заходит померкшее над Константинополем солнце истинной веры, становятся почивающие здесь мощи новопрославленных чудотворцев. По словам одного из литературных сотрудников митрополита, это доказывало, что “Русская Церковь хотя и в единонадесятый час выступила , но превосходила своим усердием даже делателей первого часа. Не в тернии и не на камени падали ее семена, но на доброй и тучной земле, и приносили плод сторицею. Она воспитала таких святых и великих мужей, что вселенная удивляется их добродетельному житию” 159 . Канонизация, предпринятая “Макариевскими” Соборами 1547–1549 гг., пополнила святцы Русской Церкви тридцатью девятью новыми именами, так что число прославленных к тому времени русских святых почти утроилось 160 . “С того времени, – говорит другой современник Макария, – церкви Божии в русской земле не вдовствуют памятями святых, и русская земля сияет православием и учением якоже вторый вселенский Рим и царствующий град, там бо вера православная испроказися Махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых отец наших учением” 161 . Ту же цель преследовали в конечном счете и другие меры – кодификация правовых норм, как светских (новый “Судебник”), так и церковных (Сводная Кормчая), и, в еще большей степени, составление летописных сводов. Последнее позволяло выстроить все накопленные исторические сведения в единую схему мировой и русской истории, где та и другая оказывались прелюдией к торжеству Третьего Рима. Из памятников этого рода наиболее известны Царственная и Степенная книги, Летописец начала царства и Никоновская летопись, включающая также Лицевой свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нападение предпринято было, как считает В. О. Ключевский, в основном не с грабительскими целями: «оно вызвано было, по словам Фотия, тем, что греческий народ нарушил договор, предпринято было Русью с целью отмстить за обиду, нанесенную ее землякам, русским купцам, по-видимому, за неуплату долга, – следовательно, имело целью силой восстановить торговые сношения, насильственно прерванные греками» . Косвенным свидетельством о том, что торговые связи россов с ромеями поддерживались издавна, служит следующее место из договора, заключенного посланцами князя Олега с ромеями в 912-м г.: «на удержание и на извещение от многыхъ летъ межю християны и Русью бывшюю любовь... Наша светлость боле инехъ хотящихъ же о Бозе удержати и известити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью многажды, право судихом... такую любовь известити и утвердити по вере и по закону нашему». Аскольд и Дир подходят на ладьях к Константинополю, Лицевой летописный свод, XVI век Поход на Константинополь и его катастрофический финал в «Повести временных лет» охарактеризован предельно лаконично: «Иде Асколдъ и Диръ на Грекы, и приде въ 14 лето Михаила Цесаря. Цесарю же отшедъшю на агаряны, и дошедшю ему Черное рекы, весть епархъ посла ему, яко русь идеть на Цесарьград, и воротися Цесарь. Си же внутрь Суда вшедъше, много убийство християномъ створиша, и въ двою сту кораблий Цесарьград оступиша. Цесарь же одва в городъ вниде, и с Патриарьхом Фотиемъ къ сущий церкви Святий Богородици Вълахерни всю нощь молитву створиша, такоже божественую ризу святыя Богородица с песьнеми изнесъше, в реку омочиша. Тишине сущи и морю укротившюся, абье буря с ветром въста, и волнамъ великымъ въставшим засобь, и безъбожных руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ от таковыя беды избыти и въсвояси възвратишася» . Ввиду очевидных параллелей этого места из Летописи с византийскими источниками, нет сомнения, что этот рассказ основан не на предании о походе, дошедшем до Летописца, а на переводах греческих текстов, в частности, на хронике Продолжателя Георгия Амартола. О нападении руси на Константинополь известно также из посвященных этому событию проповедей Патриарха Фотия и других источников. Найденная в 1894-м г. анонимная византийская хроника позволила точно датировать набег 18-м июня.

http://pravoslavie.ru/154988.html

Прошел мастер-класс по каллиграфии октября 2021 Мастер-класс по каллиграфии " Полуустав Лицевого летописного свода " художника, каллиграфа, преподавателя Университета промышленных технологий и дизайна и иконописного отделения СПбДА Дарии Джемс-Леви в рамках проекта " Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии " , посвященного 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, состоялся 7 октября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора . Участников приветствовала ведущая - руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-центра Александро-Невской лавры Наталья Родоманова . Она объяснила, что можно как задавать вопросы очно и присылать онлайн. Мероприятие транслировалось на сайте проекта, на УоиТиве-канале , в соцсетях. Дария Джемс-Леви объяснила, что мастер-класс обращен прежде всего к тем, кто будет работать практически, присутствовать лично. Она показала презентацию о Лицевом летописном своде. " Думаю, все знакомы с этим объемным памятником книжного искусства, - сказала она. - В каждом томе более тысячи страниц, на каждой присутствуют иллюстрации и текст. Ничего подобного в мире, по крайней мере, на тот момент, не было. В Лицевом летописном своде заключена вся информация о мировой истории, известная человеку XVI века. Возглавлял эту работу самый образованный человек того времени - митрополит Макарий. Он приглашал художников, писцов, собирал материалы. История начинается с Сотворения мира. Первые три тома посвящены мировой истории, древним царствам: Трое, Риму, Византии. Семь томов отражают русскую историю от Владимир Мономаха до времени создания Свода; есть и страницы, посвященные житию святого Александра Невского. Лицевой летописный свод создавался с 1568 до 1576. Это длительная, кропотливая, очень объемная работа. Долгое время он хранился в виде отдельных листов, лишь в XVII-XVIII веках разрозненные листы собрали и сброшюровали в книги. Три места сохраняют этот труд: РНБ, Государственный исторический музей и Библиотека Академии наук " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались. Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье. 6 Что за братья-князья покоятся в монастыре? В церкви во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом находятся мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого и благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского. Иоанну было 13 лет от роду (по другим данным, 16), а Димитрию — 12, когда их дядя, великий князь московский Иван III, опасаясь междоусобиц и желая утвердить в государстве единодержавие, заковал племянников в цепи и сослал в заточение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Случилось это в конце XV века. Арест сыновей князя Андрея Васильевича. Лицевой летописный свод Княжичи, виновные лишь в том, что родились в семье, впавшей в немилость у знатного родственника, лишились родителей и провели в тюрьме всю оставшуюся жизнь. Иоанн, дожив в заключении до 45 лет и проведя в темнице 32 года, перед кончиной принял схиму с именем Игнатий. Это было 19 мая 1522 года. У гроба благоверного князя Игнатия стали происходить исцеления. Князь Димитрий пробыл в заключении почти пятьдесят лет и, забытый всеми, умер в тюрьме. Оковы с него сняли только в последний год жизни. Погребен Димитрий Андреевич был в Спасо-Прилуцком монастыре при ногах брата. 7 Как живет обитель в наше время? Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Именно с 1380 года Константинопольский Патриарх уже не назначал церковных иерархов Руси без согласования с князем Московским. Это создавало основу для государственности, и, конечно, после падения старой империи, когда Московское царство было поставлено во главе православного мира, концепция Москвы как Третьего Рима стала, пожалуй, первой нашей крупной объединяющей национальной идеей. Вот этот колоссальный духовный, религиозный и культурный посыл, который был дан изначально, привел нашу страну на берега Тихого океана, и позволил создать крупнейшее христианское государство в истории человечества. Митрополит Иларион: То, что наш народ дал богатейшее литературное наследие, действительно подтверждается многими фактами и очень многими сохранившимися литературными памятниками. Но, как Вы правильно сказали, еще больше памятников не сохранилось. Я вспоминаю, как еще в советское время, в 80-е годы, один за другим выходили тома под названием «Памятники литературы Древней Руси». И тогда многие люди впервые для себя открывали интереснейшие памятники древнерусской литературы: жития, сказания, хождения во всякие заморские земли. Будучи школьником, я каждые из этих томов прочитывал от корки до корки. Это было необыкновенно увлекательное чтение. Причем слева публиковался славянский текст русскими буквами, а с правой стороны высококачественный русский перевод. Не так давно была впервые издана репринтным способом рукопись «Лицевой летописный свод». Ее можно сравнить с нашей «Православной энциклопедией», ибо в этом многотомном собрании представлена вся история мира, начиная от Адама и Евы, включая ветхозаветную и новозаветную истории, историю Руси. Оно богато иллюстрировано, на каждое событие есть картинка и описание самого события. Вот какие грандиозные и впечатляющие памятники создавались руками людей. И мы ведь понимаем, что тогда не было книгопечатания, а были писцы, в основном монахи (ибо именно Церковь стояла в авангарде просвещения всего народа), которые от руки переписывали с оригинала литературные произведения. Совместными усилиями Церкви и людей культуры созидалась наша отечественная культура. И если теперь от времен Древней Руси перекинуть мостик к нашей современности, то разве мы можем сказать, что выбор был сделан неправильно? Кто вообще может судить выбор, сделанный нашими предками?

http://patriarchia.ru/db/text/4108019.ht...

В Александровской Слободе, центре опричнины, государственные дела чередовались с изуверскими пытками, казнями, разорительными походами на Новгород, Тверь, Торжок, Клин. Но Слобода вошла в историю не только как " кровопийственный град " . Под влиянием византийских идей и обычаев, носителем которых была бабка царя Софья Палеолог, московский государь, принял титул самодержца всея Руси, старался облечь его в соответствующие царские формы. Ярчайшим примером этого стал " русский Версаль " . Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие, воздвигнувшие удивительный по красоте и величию дворцово-храмовый ансамбль, который уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи - фресковыми росписями, изысканными резными белокаменными деталями. В Александровской Слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня, где ученик Ивана Фёдорова - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 году " Псалтирь Слободскую " . При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. В Александровской Слободе была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения - Иван Нос и Фёдор Христианин. Сам государь также принимал участие в " сочинительстве " музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью: " Творение царя Иоанна " . Государев двор в Слободе включал в себя царские хоромы, дворцы бояр и дворян, хозяйственные постройки, царский сад, уникальную систему прудов и шлюзов, заполнявшую водой оборонительный ров. В Александровской Слободе работали различные дворцово-казённые ведомства, опричная Дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. В новой царской резиденции Иван IV принимал послов из Швеции (1567 г.), из Австрийской империи (1572 г.), из Речи Посполитой, только Слобода ведала сношениями с Англией.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Но было бы ошибкой полагать, что в жанровой системе, в самом характере древнерусской литературы произошли кардинальные перемены и что литературу высокую и учительную сменила развлекательная беллетристика. Вспомним, что произведения об Александре Македонском и Троянской. войне воспринимались как исторические повествования, и даже при этом Сербская Александрия, например, в XVI веке исчезла из читательского обихода. Если в XV веке, как убедительно доказала исследовательница памятника Е. И. Ванеева, существовало несколько ее списков, то от XVI века не сохранилось ни одного, и только XVII век с его светскими устремлениями поражает нас обилием списков и редакций этого памятника. Троянскому циклу повезло больше: «Повесть о создании и попленении Тройском» вошла в Русский хронограф – памятник чрезвычайно авторитетный и широко распространенный, а полный текст перевода романа Гвидо де Колумна хотя и встречается в списках редко, но зато удостоился быть включенным в Лицевой летописный свод, гигантскую хронографическую компиляцию, созданную в 60–70-х годах XVI века по инициативе Ивана Грозного. Однако самое главное в другом: исторические (точнее – псевдоисторические) повествования – лишь сравнительно небольшая часть репертуара переводной литературы XIV–XVI веков. Книжники этого времени, как и их предшественники, стремились к расширению своих богословских и философских познаний. Появлялись новые переводы книг Священного Писания , и именно в конце XV века был собран первый полный кодекс библейских книг – Геннадиевская библия, в которую, помимо переводов с греческого, осуществленных у южных славян и на Руси в X–XIV веках, вошли и переводы нескольких книг с латыни. В новых переводах появляются творения Василия Великого , Нила Синайского , Исаака Сирина и других отцов Церкви. Важное место в этом ряду занимает перевод корпуса сочинений Дионисия Ареопагита , атрибутируемый первому афинскому епископу, ученику апостола Павла, но созданный, однако, как полагают современные исследователи, неизвестным автором в V–VI веках, поэтому говорят обычно о Псевдо- Дионисии Ареопагите .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. Мстёра (ц. Благовещения Богородицы в с. Павловская слобода) Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. Мстёра (ц. Благовещения Богородицы в с. Павловская слобода) В Новое время житийные циклы прп. Сергия отличаются разнообразием. Напр., верхний ряд клейм иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона. М., 2004. С. 611. Кат. 263. Ил. 420) начинается с композиции, представляющей чудо троекратного возглашения младенца на литургии в утробе М., изображенной, как и К., в нек-рых сюжетах с нимбом. В 5-м клейме рассказано о том, как Варфоломей после смерти родителей (написан в гробу только К.) раздал свое имение нищим. Как святые, с нимбами (в мирской одежде), К. и М. изображались и на старообрядческих иконах, напр. в сюжете «Приведение святого для обучения грамоте» на ветковском образе прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Из новых поступлений: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева, 1988-1992. М., 1995. С. 42-43. Кат. 67. Ил. 71). Редчайшим является комплекс краснофонных икон кон. XVIII в. с отдельными композициями из Жития прп. Сергия, к-рые первоначально составляли, возможно, праздничный ряд иконостаса (на оборотах надписи: «Алтарь Сергиевского придела»; находятся в Покровском соборе при Рогожском кладбище в Москве). Так, одна из них иллюстрирует чудо прп. Сергия прежде его рождения, причем рядом с М. в храме изображен К. (Древности и духовные святыни. М., 2005. С. 140. Кат. 93). В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в начале «Повести о прп. Сергии» неск. миниатюр посвящено разорению ростовских бояр и переселению К. с семьей в Радонеж (2-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-2. Л. 380-382 об.; см.: Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 7). К. и М. в боярских одеждах изображены также беседующими с Варфоломеем о выборе монашеского пути (Л.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010