19 томов научного издания «Лицевой летописный свод XVI века», представляющего знаменитое книжное собрание Ивана Грозного. Патриарх Кирилл благословил передать это уникальное издание в Синодальную библиотеку имени Святейшего Патриарха Алексия II. 26 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Попечительского совета Фонда единства православных народов (ФЕПН), возглавил совместное заседание собрания учредителей Попечительского совета и правления фонда. В заседании приняли участие президент ФЕПН В.А. Алексеев, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасин, первый заместитель председателя Совета Федерации А.П. Торшин, президент холдинга «Интеррос» В.О. Потанин, председатель Комитета Государственной Думы по делам религиозных организаций и общественных объединений С.А. Попов, представители отделений фонда из Белоруссии, Болгарии, Молдавии, Польши, Украины, Сербии, Черногории, представители поместных Православных Церквей при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, послы ряда иностранных государств. С докладом о работе фонда в 2008 году и о планах на 2009 год выступил В.А. Алексеев. О работе отделений ФЕПН в Болгарии и на Украине рассказали их руководители Е.Миленова и Е.Самойлик. Святейший Патриарх Кирилл одобрил работу фонда, дав положительную оценку межправославной деятельности ФЕПН и работе зарубежных отделений. Патриарх Кирилл попросил также подготовить предложения по ряду вопросов, связанных с проведением конференций Межпарламентской Ассамблеи Православия. Святейший Патриарх наградил советника Президента России М.И. Треногу орденом Даниила Московского (III степени) за содействие в реализации программ фонда. Патриаршей грамоты был удостоен президент Межпарламентской Ассамблеи Православия С.А. Попов за труды и в связи с 60-летием. Депутат Сейма Республики Польша Е.Чиквин был награжден медалью св. блгв. князя Даниила Московского.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

(XV в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Первые упоминания о святой, к-рую возможно идентифицировать с П., содержат рус. летописи XVI в. В 1531(7039) г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Москву из Ржева были привезены 2 чудотворные иконы - «преподобнаа Парасковгиа и святаа велико Христова мученица Парасковгиа, нареченнаа Пятница, ветхости ради, иже многыми леты обветшавши». Эти иконы были поновлены и стали образцами для московских списков, выполненных по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича для новой церкви, построенной в Москве близ Покровского храма «на Новом». 27 нояб. 1531 г. в присутствии государя, вел. кнг. Елены Глинской и их сына Иоанна Васильевича (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) состоялось торжественное освящение храма во имя 2 святых: прп. Параскевы и вмц. Параскевы (Пятницы). «И оттоле устави великий государь по вся лета ходити съ кресты къ храму ихъ ноября 27 и праздновати честно» (ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 277-278). События, связанные с появлением икон в Москве, запечатлены в цикле миниатюр «О поновлении икон, принесеных изо Ржевы» в Шумиловском томе Лицевого летописного свода, созданного в 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 913-915; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 19: 1528-1541 гг. С. 79-83). В рукописи помещены композиции: встреча вел. князем 2 икон; работа в мастерской над изготовлением списков и возведение церкви во имя святых; отправление икон вел. князем из Москвы и молитва в храме перед их копиями; поставление новых икон в церкви и перенесение древних святынь во Ржев; освящение новой церкви 27 нояб. в присутствии вел. князя и его семьи (крестный ход). На всех миниатюрах изображены 2 относительно крупные поясные прямоличные иконы с надписанием «пя[т]ница» на охристом фоне с более темными полями; святые показаны в одинаковых позах - с правой рукой возле груди (как бы сжимают крест), левая скрыта под красным или красно-коричневым мафорием (оттенки одеяний святых немного различаются в некоторых миниатюрах цикла).

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Богоматери – покровительница св.блгв. кн. Александра Невского К 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 12.02.2021 2610 Время на чтение 25 минут Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго , сила же его бе яко часть от силы Самсоновы , гласъ же его слышати яко труба въ народе» Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси. Спасо-Преображенский собор ( XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века). Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Икона святого благоверного князя Александра Невского 17 век

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Илл. 1. Вознесенский храм - несомненная вековечная архитектурная доминанта всего Коломенского 17 декабря 2019 г. 13:59 Великое наследие Петрока Малого ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД ОСВЯЩЕННАЯ ПРИ ВАСИЛИИ III 62-МЕТРОВАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ БЫЛА ВНЕСЕНА В СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью. 25 лет назад храм Вознесения Господня стал на тот момент всего седьмым по счету памятником на территории России и вторым в Москве (после архитектурного ансамбля Кремля и Красной площади), удостоившимся самостоятельной строчки в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. К слову, сейчас в России таких объектов тоже немного – ровно три десятка. Отчего же именно этой церкви оказали столь высокую честь? Оказывается, она интересна далеко не только как впечатляющее творение инженерной мысли или как веха отечественной историографии, зафиксировавшая обет старевшего Великого князя Василия III, который молил Господа даровать ему наследника. В Воскресенской летописи, вошедшей в Лицевой летописный свод, современник (и, скорее всего, свидетель) Великого освящения церкви 3 сентября 1532 года Митрополитом всея Руси Даниилом отметил: «...поставиша храм, какого не было на Руси».

http://e-vestnik.ru/history/voznesenie_v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Предисловие Высшей властью в Православной Церкви является Собор. В промежутках между созывами Соборов управление Церковью осуществляет ее предстоятель. История церковной власти в России остается до сих пор ненаписанной. Исследования о Соборах были написаны в первой половине XIX в. и давно уже устарели. Необходимы также монографические исследования о предстоятелях Русской Церкви с приложением всех документов, связанных с их деятельностью, с учетом современных требований исторической науки. В последнее время в историографии наблюдается вполне понятный и оправданный интерес к XX в. как малоизученному периоду нашей истории. Однако необходимо помнить и о предшествующих периодах. К этому побуждают также различные научные публикации документов прошлого. В данной книге собраны материалы о предстоятелях Русской Церкви, которые подвизались в XVI в., во времена Московской Руси. В середине XVI в. Московского государя глава Русской Церкви венчал царским венцом, а в конце XVI в. Московский предстоятель возводится в патриаршее достоинство. Это было время значительного расширения пределов Русского государства, а, значит, и поля деятельности Русской Церкви. Современный исследователь, отдавая предпочтение в именовании того времени личности первого Русского царя, пишет: «Многие памятники культуры, ставшие нашей национальной гордостью, были задуманы и созданы именно в царствование Ивана Грозного: собор Василия Блаженного, Великие Минеи Четьи, стихирарь “Дьячье око”, Степенная книга, Лицевой летописный свод, икона “Благословенно воинство Царя Небесного” и др. Все они представляют собой не традиционное повторение более древних образцов, а яркие оригинальные решения, творческое переосмысление опыта, накопленного за предыдущие столетия» (Сиренов А.В. Степенная книга. История текста. М., 2007. С. 440). Но во всем этом немалая заслуга предстоятелей Русской Церкви. Их молитвенным заступлением устроялась государственная жизнь в стране и жизнь Русской Церкви, создавалась русская культура. В данной книге собраны сведения о митрополитах XVI в., сопровождаемые различными историческими документами, которые передают дух эпохи. Всероссийский митрополит Симон (1495–1511)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Студенты изучают Летописный лицевой свод ЖМП 7 июль 2021 /  18 августа 2021 г. 11:00 Вести учащихся теми способами, коими Евангелие премудро учит СТАРЕЙШЕЙ В РОССИИ СЕМИНАРИИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ТРИ ВЕКА Патриарх Московский и всея Руси Сергий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), возглавлявший коронование на царство последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны; автор популярного учебника «Руководство к русской церковной истории» Петр Знаменский и почетный член трех духовных академий профессор Александр Катанский;  лицейский учитель Александра Сергеевича Пушкина Василий Архангельский и известный педагог, автор знаменитого «Русского букваря» Василий Вахтеров — всех этих людей объединила их alma mater, Нижегородская духовная семинария, которая в этом году отмечает трехсотлетний юбилей.  PDF-bepcuя. Скромна убранством Проблема просвещения духовенства всегда была очень важной на Руси. Отцы Собора 1667 года сетовали, что «во священство ставятся сельские невежды». И хотя давно вышло распоряжение, «дабы по городам многие училища были, грамоте и писати и читати и пети учили», толку от этой учебы было мало. Очевидцы сокрушались, что выпускники этих школ едва могли «брести по Псалтири».  Царь Петр Великий серьезно взялся за эту проблему и посчитал наиболее полезным учреждение в России «семинариума» — закрытого учебного заведения, где бы дети священнослужителей могли освоить необходимые науки.  Согласно «Духовному регламенту», положено было завести такие духовные школы по всем епархиям. Первым на призыв откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим (годы правления епархией 1719–1738). В марте 1721 года он открыл три грамматические школы: эллино-греческую, славянороссийскую и при­уготовительную букварную — и разместил всех учащихся в своем доме, в Нижегородском кремле. С этого времени и начинается отсчет истории хронологически первой в России семинарии — Нижегородской.  «Духовным регламентом» определялось в этих школах преподавание Закона Божиего, чтения, пения, скорописи и уставного письма на русском и греческом языках, а также арифметики, геометрии, церковной и гражданской политики. Устные уроки проводили до обеда, а письменные — после трапезы, «дабы малолетним отрокам большой тягости не учинилось».  Следили и за духовной жизнью питомцев. По распоряжению Преосвященнейшего Питирима по воскресеньям и праздникам ученики должны были непременно посещать богослужения, читать псалмы и каноны, петь на клиросе. 

http://e-vestnik.ru/db/nizhegorodskaja_d...

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава III. Формирование идеологии Московского царства Как памятники идеологии и политической мысли агиографические произведения не получили еще должной оценки. Но в формировании Российской государственной идеологии роль агиографии, как и других сочинений церковных писателей, является ведущей. В зависимости от исторических условий можно выделить три этапа становления концепции Московского царства. На первом этапе, охватывающем почти весь XIV век, усилия московских идеологов были направлены на оправдание политики местных князей и возвеличение Москвы, как первого среди русских городов. Второй этап, который начался по существу в конце XIV в. и продолжался до середины XV в., характеризуется известным «противостоянием» Москвы и Константинополя, складыванием воззрений о «Русском царстве» и непреодолимым стремлением к автокефалии Русской церкви. На третьем этапе (середина XV – третья четверть XVI в.) на базе успехов централизаторской политики создается в целом виде концепция Московского царства: Москва понимается как центр православного христианства, как «новый град Константина», следовательно – как новый «Иерусалим», новый «Рим», новый «Сион»; московские правители озабочены поисками «римских» корней в своей генеалогии – для повышения международного престижа царской династии. Выход был найден: московские Рюриковичи через мифического Пруса возвели свое родословие к Римскому кесарю Августу, а не оставшиеся в долгу князья Суздальские через исторического варяга Шимона протянули родословное древо к Римскому кесарю Клавдию. В области церковной политики важнейшими представляются два фактора: слежение за чистотой веры и обоснование тезиса, что Русская земля находится под покровительством Божественных сил и становится средоточием святынь вселенского масштаба. Венцом Московских идеологических предприятий следует признать Степенную книгу царского родословия и Лицевой свод Ивана Грозного. § 1. «Град славен во всех градех русских» Источники по ранней московской идеологии немногочисленны. Летописей XIV в. не сохранилось, древнейшая московская летопись – Троицкая – относится к началу XV в. и доводит изложение до 1408 г. Но из текста памятника можно понять, что летописные записи велись в Москве на протяжении почти всего XIV и начала XV в. Здесь подробно представлена семейная великокняжеская хроника, описаны храмовое и городское строительство, пожары, эпидемии, погодные катаклизмы, нападения врагов, события внутренней городской жизни. Москва в XIV веке становится местом пребывания великих князей Владимирских и митрополичьего двора, центром общерусской религиозной жизни и столицей складывающегося единого государства. Поэтому кругозор летописцев не ограничивается историей Московского княжества, их интересуют события светские и церковные в общерусском масштабе, а также политические коллизии в Византии, Золотой Орде и Великом княжестве Литовском.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Государственном историческом музее в Москве пройдет выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому 12 мая 2014 г. 18:42 13 мая 2014 года Министерство культуры Российской Федерации и Государственный исторический музей представят выставку «Обитель преподобного Сергия. К 700-летнему юбилею преподобного Сергия Радонежского». Выставка, посвященная величайшему из святых Древней Руси — святому подвижнику Сергию Радонежскому и основанному им монастырю, впервые позволяет столь масштабно показать выдающийся вклад преподобного Сергия в историю и культуру России и Русской Православной Церкви. Выставка представляет Сергия Радонежского и как святого, и как реального исторического деятеля, имя которого неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига. История Игумена Радонежского и его обители показана в контексте общерусской истории XIV-XX вв. Центральное место в разделе экспозиции «Преподобный Сергий и его эпоха. Почитание и прославление» занимают подлинные реликвии времени преподобного Сергия — легендарный «Служебник Сергия Радонежского», «Служебник» и «Евангелие» преподобного Никона Радонежского, знаменитая лицевая рукопись «Жития Сергия» конца XVI века, а также иконы, документы и лицевое шитье XIV-XV вв. Впервые будут экспонироваться все десять фрагментов уникального шитого походного иконостаса XV века. Выставка рассказывает об учениках преподобного Сергия, о знаменитых Троицких старцах, а экспозиция « Троице-Сергиев монастырь — экономический центр Средневековья. Монастырские традиции. Книжная культура XVI века» показывает высочайший уровень развития, которого обитель достигла в эпоху централизованного государства. Святой Сергий был небесным покровителем Московского великокняжеского, а затем и Царского Дома, о чем свидетельствуют памятники официального летописания и многочисленные жалованные грамоты. На выставке представлены такие раритеты как Лицевой летописный свод и Геннадиевская Библия 1499 года. Среди редких гравюр и печатных изданий XVIII века центральное место занимают подлинный указ императрицы Елизаветы Петровны из Святейшего Синода архимандриту Арсению (Могилянскому) об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврой от 22 июня 1744 года, подлинная Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой лавре на вотчины в разных уездах. На выставке будет впервые показан уникальный комплекс из десяти икон конца XVIII века с сюжетами жития преподобного Сергия и портретная галерея московских митрополитов — священноархимандритов Лавры. Большой интерес представляют альбомы, посвященные юбилейным торжествам 1892 года, когда широко праздновалось 500-летие преставления преподобного Сергия, и уникальные документы из фондов Исторического музея, относящиеся к трагическому десятилетию (1919-1929 гг.) в истории Лавры. Посетители выставки увидят подлинные рукописи и печатные книги, иконы, лубки, гравюры, портреты, документы, памятники декоративно-прикладного искусства, паломнические сувениры из различных материалов.

http://patriarchia.ru/db/text/3646898.ht...

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге открылась выставка «Александр Невский — на все времена» Санкт-Петербург, 1 сентября 2021 г.      30 августа 2021 года в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге открылась выставка «Александр Невский — на все времена». В экспозиции представлены образцы древнерусского книжного искусства, рукописи XIV-XIX веков — свидетельства о деяниях великого князя. Впервые экспонируется оригинал Лаврентьевской летописи 1377 года, древнейшей датированной летописи, а также три тома Лицевого летописного свода (XVI века), самого крупного свода событий средневековой Руси из библиотеки Ивана Грозного, сообщает Патриархия.ru . Среди ценных экспонатов — рукописи с текстами жития святого, в том числе старообрядческая книга, украшенная миниатюрой с его изображением в монашеской одежде. Представлены Царский Титулярник — рукопись начала XVIII века со стилизованным «портретом» святого в эстетике допетровского барокко, а также коллекция эстампов XVIII-XIX веков, представляющих новую иконографию — образ князя-воина. Раритеты отдела рукописей РНБ дополнены предметами материальной культуры Древней Руси. Элементы кольчуги, стрелы, боевые топоры, печати князя и другие экспонаты предоставлены Военно-историческим музеем. В открытии приняли участие реконструкторы, представляющие одежду и снаряжение русского средневековья. Директор РНБ Владимир Гронский отметил, что на выставке впервые показаны рукописные документы. Речь идет прежде всего о Лаврентьевской летописи, в которой впервые было описано житие святого. Здесь же Лицевой свод — историческая энциклопедия, подготовленная для библиотеки Ивана Грозного, в которой множество иллюстраций посвящено жизни и подвигам святого, более 300 изображений из его жизни. Документы оцифрованы и выставляются на выставках в городах России. В них раскрываются подвиги святого, которые он совершил, лавируя между Ордой и Западом. «Такие личности на многие века оставляют свой свет, — сказал наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. — Несмотря на то, что не сохранилось ни одного прижизненного документа о святом, в церковной жизни мы понимаем предание как истину. Ничего другого в церковной памяти не сохраняется. В год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского увидеть воочию сокровища Отечества, к которым прикасалась рука летописца, значит многое. Мы благодарны тем, кто сохранил эти рукописные предания о нашем небесном покровителе здесь, на Невском проспекте, названном в его честь. Пусть Господь помогает вам хранить их».

http://pravoslavie.ru/141490.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010