Вот почему терпение является высочайшим христианским достоинством, наряду со смирением, кротостью, незлобивостью. Ибо все эти качества питают нашу внутреннюю свободу перед лицом утесняющих внешних обстоятельств, порождают духовную независимость и христианское самостояние личности, столь ценимые в человеческом общежитии. Современный нерелигиозный человек тоже стремится к автономии и независимости индивидуального существования, однако эта цель всегда будет оставаться для него недостижимой, потому что она преследуется при помощи греховных средств, путем угождения страстям и потакания своим слабостям и искушениям. «Говорите: слава Богу о всем! Слава Богу, что посылает что потерпеть, ибо это то же, что доставлять случай к заслужению Царствия Божия, которое обетовано терпящим и в терпении благодушествующим. Терпеть терпите, но приложите и благодушие… То от Бога, а это от вас, и будет у вас точка соприкосновения с Господом», — учит святитель Феофан Затворник. Да поможет нам Бог обрести сию великую добродетель и дарует дух терпения рабам Своим по их молитвам! Аминь. О любви. Слово за литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (28 февраля 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святой преподобный Ефрем Сирин завершает вторую часть великопостной молитвы прошением ко Господу о ниспослании духа любви, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Здесь любовь как величайшая из христианских добродетелей заключает собой перечень этих необходимейших добродетелей: целомудрие, смиренномудрие, терпение… В молитвословии преподобного Ефрема Сирина они предстают как духовные средства, которые нам необходимо употребить для того, чтобы наполнить спасительным содержанием свою внутреннюю жизнь. Эти добродетели действительно помогают сформировать духовное пространство человеческой жизни таким образом, чтобы мы имели возможность наслаждаться полнотой бытия, были счастливы, или, как говорит о том Слово Божие, обрели блаженство. Основным содержанием духовной жизни человека должна стать любовь, делающая полноту существования достоянием личности. Ибо если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Знаю, что вы идете к Отцу небесному, спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? — Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, — вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 1–13)… Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 34). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Цар. 2:2). Он вознёс рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки». Память св. 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах на Востоке и Западе относилась в кругу праздников и памятей святых наиболее чтимых (см. Полный мес. Востока арх. Сергия, т. 1, стр. 17–19; т. 2, ч. 2, стр. 75); в состав службы им входят, по Уставу, два канона; в день памяти их облегчается строгость поста, – разрешается вкушать вино и даже елей, и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи с литургией преждеосвященных даров. Пострадали св. мученики в 320 году, а в 323 году император Константин сделался единодержавным во всей Римской империи. Празднование памяти 40 мучеников совершается 9 марта, но оно иногда переносится по Уставу на другие дни, именно: если оно случится в какой либо день первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу; если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Arhiva În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров 25 februarie 2015 14:08 La 25 februarie 2015, în miercurea primei sptmâni din Postul Mare, de ziua pomenirii sfântului ierarh Alexii, mitropolitul Moscovei i al întregii Rusii, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat vecernia i prima în acest an Liturghie a Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova. Dup încheierea Liturghiei, în faa altarului în cinstea Bunei Vestiri al catedralei Preafericitul Patriarh Chiril a svârit panihida la mormântul vrednicului de pomenire Preafericitul Patriarh Alexii II. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovai i al întregii Rusii Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров»

http://patriarchia.ru/md/db/text/4002331...

В других Церквах Литургия Преждеосвященных совершалась только в некоторые дни седмицы, преимущественно в те, которые наиболее были чтимы по священным воспоминаниям. Таковы были два дня седмицы – среда и пяток, из коих первый освящен воспоминанием о предании Спасителя на вольную страсть, другой – воспоминанием спасительных страстей Господних. Но если некоторые дни седмицы, по самому знаменованию их, избираемы были для совершения в оные Литургии Преждеосвященных, то прочие постные дни оставляемы были без Литургии, в том намерении, чтобы подвиги поста и покаяния служили в сии дни приготовлением к достойнейшему приобщению преждеосвященных Христовых Таин. Такое употребление великопостной Литургии преимущественно принято было в Церквах Палестинских, которые следовали древнему уставу св. Саввы Освященного. В сем уставе Литургию Преждеосвященных положено было совершать в среду и пяток. Никон Черногорец, живший в XI столетии и собиравший правила различных древних уставов, передает такое правило типика Иерусалимского: «в великуюж Четверодесятницу в первой убо седмици же даже до среды не творим службы Прежесвященные. За еже поститися всем по преданию, могущии же и даже до пятка» 170 . В списке богослужебного устава св. Саввы, по славянскому переводу XIV века, читаем: «подобает же ведати, яко не прияхом стваряти Прежесвященные до среды (так говорится в последовании первой седмицы), понеже по преданью святых Отец постятся братия вся до среды, могущии же и до пятка », а о пятке сказано: «И прочее свершают службу Прежесвященных. Причащающижеся вкушають укропа яноже в среду. Тоже стваряють во всем святом посте... Себо прияхом от Лавры св. Отца нашего Савы и от общего житья Богоносного Отца нашего Еуфимья Великого» 171 . Так как но обычаю Церквей Палестинских некоторые дни оставляемы были без Литургии Преждеосвященных на том основании, что назначались для более строгого приготовления к принятию святых Таин в другие дни, когда она совершалась: то совершение сей Литургии вообще не могло быть строго ограничено днями среды и пятка. Так уставу святого Саввы следовали обители Афонские, в которых, по словам Алляция, Литургия Преждеосвященных вообще совершалась только в среду и пяток 172 . Однакож, на первой седмиц, Литургия Преждеосвященных совершалась только в пяток, а в предшествующие четыре дня назначался пост без Литургии, подобно как в уставе святого Саввы, могущим соблюсти строгий пост в продолжении первых четырех дней, предоставлено было приступать к святым Тайнам на Литургии в пяток 173 . Равным образом по тем же побуждениям могли быть избираемы для совершения Литургии Преждеосвященных и никоторые другие дни, кроме среды и пятка. К числу таких дней по уставу св. Саввы принадлежал, наприм., четверток пятой седмицы: в том же славянском списке устава св. Саввы в последовании сего дня сказано: «и свершаеться Прежьсвященная, на нейже причащаемся святых Христовых Таин» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот народ не находит в себе силы готовиться таким образом к причащению, так говеть довольно регулярно и часто. Особенно неприятно такое говение в дни мясоеда, когда можно все есть, а тут надо поститься. Естественным образом приурочили такое говение к Великому посту, когда все равно поститься надо. Таким образом, можно как бы сэкономить эти постные дни. Вот по этому и по ряду других соображений, и потому что, конечно, и служба покаянная Великим постом, и священник набирается сил, чтобы Великим постом сугубый подвиг понести, исповедуя и причащая до конца Светлой недели, а в другое время ему тоже хочется немного расслабиться и отдохнуть, как это было на Руси. По всем этим причинам и возникла традиция причащаться Великим постом. Даже и сейчас у нас Великим постом бывает множество причастников, гораздо больше, чем в другие времена года, хотя эта традиция все-таки в новом поколении понемногу изживается. Мы теперь, слава Богу, возвращаемся к евхаристической жизни, когда церковные люди поняли, наконец, что причащаться нужно чаще, тогда все меняется, тогда не требуется и такая покаянная дисциплина. И все требует совершенно другого восприятия и отношения. Но об этом речь впереди. Возвратимся к литургии Преждеосвященных Даров. Она назначалась на два будних дня — на среду и пятницу и те дни, когда большой какой-то праздник приходится на будние дни Великого поста. Например, есть такой день памяти 40 мучеников Севастийских, когда принято, если он приходится на будний день, совершать литургию Преждеосвященных Даров. Также и в день памяти Марии Египетской. Обычно, если нет особенных дней, литургия Преждеосвященных Даров совершается дважды в неделю, а на Страстной седмице — три раза, в понедельник, вторник и среду. В эти дни к обычному чинопоследованию суточного круга, а именно к вечерне, добавляется новый чин. Литургия Преждеосвященных Даров, так же как и литургия Василия Великого, как бы продолжает вечерню. Она начинается возгласом «Благословенно Царство», потом также предначинательный псалом, мирная ектения, стихиры на «Господи, воззвах», вход с Евангелием, если литургия, затем читаются паремии, и как вы, вероятно, помните, между первой и второй паремиями открываются царские врата и священник выходит с зажженной свечой и возглашает: «Свет Христов освещает всех!». Все молящиеся должны стать на колени и сделать земной поклон.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Так как на четверток великого канона в Типиконе назначена литургия преждеосв. даров, то уместен вопрос, следует ли ее совершать и во вторник в случае перенесения на этот день великого канона. На этот вопрос, в Типиконе оставленный без разрешения, можем ответить так: совершение литургии преждеосвящ. даров во вторник не было бы в противоречии с общим взглядом Типикона на время совершения литургии преждеосвященных даров. Хотя постоянным временем для неё он считает среду и пяток первых шести седмиц Великого поста, а для прочнх дней указывает часы с изобразительными и вечерней; однако, в 39 хр. главе, озаглавленной: „Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста крестопоклонную“, указывает на возможность совершения литургии преждеосвященных даров во вторн. 4 седм. Великого поста (л. 421 на об.); точно так же, значит, можно совершать ее и во вторник 5 седм. 779 . Седьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в день пения великого канона, т. е. в четверток 5 седм. Вел. поста. Великий канон в этом случае, по указаниям сей главы, переносится на вторник и поется с вторничным трипеснцем, а служба Благовещению в среду вечера и в самый праздник дол. быть отправляема так, как она назначена для постного дня, при чем на утрени праздничный канон следует петь с четверговым апостольским трипеснцем. – Из предыдущего ясно, что вечерние стихиры великого канона надобно петь в понедельник вечера. Восьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в пяток 5 седм. Великого поста. В ней сказано только то, что в данном случае предпразднство Благовещения с четверга 24 марта переносится на среду 23 марта, а канон святаго, бывающего в 23 число, поется на повечерии (разумеется повечерие накануне среды). Ясно, что в этом случае службу Благовещению надобно править по уставу постного дня. Девятая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в субботу Акафиста на 5 седм. Великого поста. При обозрении этой главы следует заметить, что в данном случае общий порядок богослужения такой же, какой указан в 1 мр. гл. на случай, если Благовещение будет в субботу 3 и 4 седм. Но в литийных стихирах назначено петь: Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... После первой и второй рядовых кафизм, 3 и 6 песней канона полагается чтение акафиста. Поются каноны праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и Акафиста на 6; субботний же четверопеснец: Пострадаете мученицы... и Память совершающе... переносится на повечерие в четверток. Катавасия – праздника. К тропарям 9 песни канона Акафиста припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма (140), начинающегося со стиха: “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…” Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о “просвещаемых”, т. е. “уже готовых к просвещению (озарению) “. Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению. После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших: … око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным не-входен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отрятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию. … да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздер жатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: … се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

   После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма (Пс.140), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров.    Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению.    После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших:    ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отратися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию.     ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.    Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:    ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма ( Пс.140 ), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению. После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших: ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отратитися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоею утверждая благодатию. ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове света и дне будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В среду первой седмицы на утрени Стихиры на Стиховне. Гл. 8. Постом помышлений страсти приидите поработим, духовными себе крилы покрывше; да вражию движимую бурю легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закланнаго волею Сына Божия; и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца. Приидите покорим постом страсти помыслов, покроем себя духовными крыльями, чтобы с легкостью перейдя волнующуюся бурю врага, соделаться нам достойными поклонения кресту волею закланного за мир Сына Божия и духовно праздновать воскресение из мертвых Спасителя и, восшедши на гору вместе с учениками, прославлять получившего всякую власть, человеколюбивого Сына от Отца. Слава и ныне. Крестобогородичен, гл. той же. Что зримое видение, еже моими очесы зрится, о Владыко? Содержав всю тварь, на древо вознесен еси, и умерщвлен всем даруяй живот: Богородица плачущи глаголаше, егда зряще на кресте, Всечистая, из Нея неизреченно возсиявшаго Бога и человека. Что за зрелище, которое усматривается глазами моими, Владыка? – «Держащий всю тварь, Ты повешен на древе, и умираешь, Подающий жизнь всем», с плачем говорила Богородица, когда Она, Всечистая, увидала на кресте Того, Кто неизреченно воссиял из Неё, – Бог и человек. В среду 1 недели на Литургии Преждеосвященных Даров Литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток св. Четыредесятницы, четверг 5-й нед. В. поста, в первые три дня Страстной седмицы: По прочтении 3, 6 и 9 часа и изобразительных – возглас Литургии; Пс. 103 , великая ектенья; Кафизма 18; «Господи воззвах». Из стихир на Господи воззвах. Гл. 8. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость. Братия! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, – не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010