Другая конфликтная ситуация сложилась в апреле 1916 года во время богослужения в Успенском соборе. Протопресвитер Н. А. Любимов в письме к прокурору Ф. П. Степанову от 16 апреля сообщал: «В понедельник за литургией Преждеосвященных Даров певчими Синодального хора (под управлением Голованова) пропето было только три стихиры, с повторением каждой до трех раз, вместо положенных шести стихир, из которых первые четыре положено петь по два раза. То же почти повторилось в среду за литургией, совершенной архиерейским служением: певчие под управлением Голованова пропели только первые три стихиры, каждую по три раза, вместо положенных в этот день девяти стихир. Кроме того, певчие упорно хранили молчание во время пения «Свете тихий» при входе архиерея в алтарь. Объяснение Голованова было маловразумительно. За все время моего служения в соборе – это первый случай молчания певчих в сие время – при пении входного «Свете тихий», всегда исполнявшегося одним и тем же напевом, как священнослужащими, так и хором (также было это и в четверг, и в первый день Пасхи). В понедельник Святой Пасхи певчие под управлением Голованова с самого начала полунощницы обнаружили стремление к такому же поспешному и прямо неблагоговейному пению (слов не разобрать, стали даже прямо пропускать – вместо трех раз «Воскресение Христово видевше» пропето только единожды). О. сакелларий Пшеничников вышел к певчим из алтаря и просил их петь неспешно и не делать пропусков (пели все равно быстро и с пропусками – на четвертой песни канона «Богоотец убо Давид», на восьмой – «Яко воистину священная», на девятой – оба богородична, эксапостиларий «Плотию уснув» совсем не пели). Во время пения первого часа просил Голованова взойти ко мне в алтарь, он же заявил: «Не пойду». Пример Голованова, видимо, заразителен – певчие при начале литургии в тот же понедельник уже без всякого отдельного регента стали невозможно частить антифоны Пасхи. [Я сказал, что] попрошу их совсем замолчать и заставлю петь на левом клиросе одного дежурного о. диакона всю литургию». В ответе Степанова сказано, что ни сокращение стихир или канона, ни поспешность в пении совершенно недопустимы в Успенском соборе, что старшему регенту Синодального хора Голованову в соответствии с параграфом 42 устава училища и хора объявлен строгий выговор (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 972, 10)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зазвонные колокольца Используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делятся на несколько видов: 1. Праздничный (большой). 2 . Воскресный. 3. Полиелейный. 4 . Простодневный (будничный). 5 . Малый. 6 . Зазвонные колокольца разной величины. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений, перед которыми этот звон совершается, различают несколько его видов: 1 . Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один (обычно самый большой) колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и к часам перед Литургией. 2 . Перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. 3 . Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними. Трезвон бывает к Литургии. Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». «Красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение особого торжества. «Звон в двои» совершается перед малой вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после утрени и в других случаях. 4 . Перебор – погребальный звон. Производится по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Особые звоны выделяют важность совершаемой в данный момент части богослужения. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. Звоны меняются в зависимости от того, какую службу в данный момент совершают в храме: одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни. Кроме того, существуют особые звоны к заупокойным службам. Часовни

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Д.В. Дементьев Понедельник первой седмицы Великого поста Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а  богослужения недели – продолжительностью. Первая седмица Великого поста – это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз –  в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Мы знаем это и участвуем в предвкушении этого дня: мы участвуем теперь в Царстве, которое должно еще придти. Мы предвидим и предвкушаем его славу и счастье, но мы все еще на земле, и все наше земное существование поэтому длинный и часто трудный путь к завершающему все Дню Господню. На этом пути нам нужны помощь, поддержка, сила и утешение, потому что «князь мира сего» еще не «сдался»; наоборот, зная, что он побежден Христом, он предпринимает последнюю, отчаянную борьбу против Бога, стараясь оторвать от Него насколько возможно больше душ. Так трудна эта борьба и так велика власть у «Врат Адовых», что Христос Сам говорит нам про «узкий путь», немногим доступный. И в этой борьбе именно Тело и Кровь Христовы наша главная помощь, та «насущная пища», что поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которой, несмотря на все искушения и опасности, мы следуем за Христом. Вот почему, причастившись, мы молимся: … даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякого сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение… … дай, чтобы эти (Святые Дары) были мне для исцеления души и тела, для отгнания всякого противника, для просвещения очей моего сердца; да будут они миром душевных моих сил, непостыдной верой, нелицемерной любовью, исполнением премудрости, соблюдением Твоих заповедей, прибавлением Божественной Твоей благодати для того, чтобы достичь Твоего Царствия… … да не опалиши мене, Содетелю мой: паче же пройти во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть… … не опали меня, Создатель мой, — но пройди в члены мои, во все составы, в утробу, в сердце… чтобы от входа Причастия в мое сердце, как в Твой дом, бежало от меня все дурное, все страсти, как от огня… Если Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, это потому, что — согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу.

http://pravmir.ru/liturgiya-prezhdeosvya...

Ветхий Завет дает нам ясное понимание того, что всё — от Бога, в том числе власть человеческая. Это налагает очень большую ответственность на носителей власти — нравственную и даже духовную. Если же власть теряет духовную ответственность, ответственность пред Богом, то происходит ее девальвация, утрата ее авторитета. Поэтому каждый правитель, у которого сохраняется вера в сердце, должен помнить о своей зависимости от Бога, и это памятование духовной связи с небом, особой ответственности пред Господом укрепляет авторитет земных правителей. Когда мы говорим о властолюбии, речь, конечно, идет не только о тех, кто имеет власть политическую, государственную, судебную, военную, церковную. Мы говорим и о самих себе, поскольку человеческое общество состоит из множества групп, начиная с семьи, а ведь в семье тоже есть глава, обладающий властью. Власть может быть и в небольших коллективах, когда у одного человека больше авторитета и ответственности, чем у других. Это означает, что прошение, которое мы обращаем к Богу через молитву преподобного Ефрема, имеет отношение ко всем нам, в том числе простым людям, которые по закону человеческого общежития участвуют в разного рода группах и иногда получают формальную или неформальную власть над другими. Никогда, ни при каких обстоятельствах, исполняя свои обязанности по отношению к другим людям, мы не должны наслаждаться, тешить себя, развивать в себе похоть власти. Не власть греховна сама по себе, но похоть власти, наслаждение ею является тяжким грехом пред Богом и всегда приносит скорбь. Поэтому исполнение обязанностей должно сочетаться с глубочайшим смирением и пониманием того, что Бог есть источник власти над людьми. Тогда наслаждение властью уйдет, и на его место придет чувство ответственности за справедливое и угодное Богу исполнение тех властных полномочий, которые оказались в наших руках. И да поможет нам Господь следовать словам, которые мы произносим в молитве святого Ефрема Сирина, испрашивая помощи в правильном устроении отношений с окружающими нас людьми. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5150236.ht...

В таком случае, первое и последнее его желание – освободиться от грехов и страстей, и сколько можно исправить зло, им допущенное. Для сего кающийся, как отчаянный больной, желающий выздоровления, готов бывает на все пожертвования, самые тяжкие: лжесвидетель готов бывает перед целым светом сознаться, что он предал кровь неповинную; владеющий чуждым стяжанием готов бывает возвратить все по принадлежности с лихвой; невер и кощун согласен употребить все силы ума на укрепление в умах, колеблемых им дотоле, истин. Но печальный опыт и даже то же размышление, скоро открывают бедному грешнику, что он, при всем желании своем освободиться от темной власти греха и изгладить следствие прежних пороков, не в состоянии сделать ни того, ни другого. Не может исправить своей природы; ибо для сего надобно не только оставить порочные действия (в чем он иногда успевает), но и очистить источник злых действий – сердце; но для сего в нем нет силы: для сего нужно действие Того, Который более сердца нашего, и потому может изменить на лучшее самое основание его. Не может грешник изгладить следствий своих грехов; ибо следствия сии простираются далеко за круг наших действий, даже за круг наших познаний: они видимы одному Всеведущему, доступны силе одного Всемогущего. Убеждение в сей сугубой невозможности – освободиться собственными силами от греха и его ужасных последствий, препровождает грешника к последней ступени покаяния, к смиренному упованию на милость Божию. Вера внушает грешнику, что невозможное для него возможно для его всемогущего Спасителя; что если Он подаст крепость, то наша воля утвердится в добре; если Он подвигнет премудрость и силу Свою, то изгладятся все следствия грехов наших, как бы они ни были бесчисленны. И здесь-то кающемуся грешнику предстает во всем величии Божественное лицо Спасителя человеков; он готов бывает пасть, подобно блуднице, к стопам Его и омочить их слезами, дабы услышать от Него отпущение грехов и принять благодатную силу на сражение с пороком. Священнослужитель Христов, со своей властью вязать и решить, с чашей завета Тела и Крови Господней, есть для него истинный видимый представитель незримой благодати небесной; и он спешит к сим таинствам, как к последнему врачевству от грехов, как к знамению Нового Завета с Богом, как к источнику новой благодатной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

2). В среду Великую там же читаем: «стихологисуем кафизму: Ко Господу внегда скорбети ми; без поклонов». Эта последняя цитата совершенно равносильна выражению: «поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов». Аналогичные же выражения есть в 35 храм. Главе. стр. 346 Здесь, после изъяснения, когда на 1-м часе произносится великий отпуст, сказано: «Таким образом, на великопостных часах всегда отпуст великий». – Это, – неверно; на часах положено произносить малый отпуст (Служ., Отпусты дневные). Но что значат слова «таким образом»? Разобрав то, о чем говорилось пред этими словами, мы поймем, что именно на великопостных часах должно произносить малый отпуст, а не великий, так как великий, произносится в конце литургии преждеосвященных Даров, когда сперва иерей поминает «празднуемого святого, потом наставшего» (Тип., 24 февр., аще в понед. 2 седм. поста, после 3-го зри). стр.      347 На этой странице сказано, что священник на Пасхальных часах отпуст говорит и после 9-го часа, – пред вечерней и после 6-го часа, – пред литургией». Тут же и ссылка на книжку «Последование в день св. Пасхи», которая есть ни что иное, как перепечатка из Триоди Цветной и на которую поэтому и ссылаться неосновательно, как на не принадлежащую к кругу Богослужебных книг. Да и собственно об отпустах как и в этой книжке, так и в Триоди вовсе и речи нет, чем еще более неосновательной является ссылка. Если автору не хотелось сравнить пасхальные часы с обыкновенными, на которых нет отпуста, кроме 1-го часа, которым заканчивается служба, то важно было бы прямо обратиться к Ирмологиону (простому), где очень ясно сказано, что на 3, 6 и 9 Пасхальных часах отпуст не положен (Ирмол., в Отделе: «Канон в святую неделю Пасхи», после 1-го часа). стр. 389 О трисвятом, мы читаем, что сначала поет «Святый Боже» 1-й лик, «потом оба лика трижды тоже поют» и т. д. – Кажется всякий из практики даже знает, что трисвятое поется трижды, а не четырежды, затем «Слава и ныне» и т. д. Если же мы обратимся к уставу и проверим ту ссылку, на которую указывает «Пособие», то только подтвердим действие практики. Мы там читаем: «Первый лик: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас». Оба лика трижды» «Слава и ныне» и т. д. (Ирм. прост.). Отсюда мы не должны видеть, чтобы Трисвятое полагалось петь четырежды, так как здесь вовсе нет тех добавочных слов, которые видим в «Пособии»: «потом… то же поют». А опустив эти слова или придерживаясь точного выражения устава, мы убедимся, что первый лик должен начинать Трисвятое, которое должно быть пето попеременно обоими ликами трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сделал покупку, а через неделю меня перевели на другой приход. Дали мне направление в Духовную академию, и столько болячек навалилось, что я стал развалиной. Спрашиваю у отца Григория: «А как же быть с учебой?» Он в ответ: «Благочестивая жизнь выше любой академии». Когда он так сказал, то отлегло от сердца. Великим постом начались у меня приступы, так что пришлось лечь в больницу. Но заранее были приготовлены для богослужения «Агнцы» – Тело и Кровь Христовы на литургию Преждеосвященных Даров. Думал, думал, как поступить, все-таки ушел из больницы, еле доехал, пять километров до храма добирался пешком шесть часов. Отслужил среду, пятницу, субботу и воскресенье. Вечером уснул, снится мне приснопоминаемый отец Серафим. Я под благословение, он благословляет. Утром еду к отцу Григорию, а он отправился в Ракитное, где похоронен отец Серафим. Я следом. По болезни даже день кончины старца перепутал. На панихиде так меня проняло слезой, что потом наступило облегчение. С того дня мне становилось все легче и легче, отменили все операции. И я по молитвам двух старцев стал поправляться. Через два года отец Григорий опять благословил меня лечь в больницу, и снова мне дважды отменяли операции. Батюшка передал: «Повремени с операцией». Так что ножа я избежал, и все обошлось. Приезжаю в Покровку. Батюшку не застал, сказали, что он уехал в Харьков. Я следом за ним, встретились. Поговорили. Время уходить, а он останавливает: «Давай помолимся». Помолились. Уезжаю на поезде. Примерно час уже были в пути, как состав вдруг резко остановился среди поля. Выхожу, смотрю, а на нашем пути стоит встречный поезд. Едва не произошло столкновение. Думаю, что именно молитвой старцы спасли от катастрофы». Архимандрит Нектарий. Из проповедей О милосердии, приближающем нас к Богу Милостыня заключается не только в том, чтобы оказать какую-то материальную помощь. Милостыня – емкое понятие. Снисхождение, оправдание, прощение, услужливость... все это милостыня, не перечислить всех ее видов. Без девства можно видеть Царство Небесное. А без милостыни нет никакой к тому возможности. Не только молитва, но и пост от милостыни заимствуют свою твердость. Подавать деньги могут многие. Но чтобы самому услужить нуждающемуся и делать это с готовностью, любовью и – главное – с братскою расположенностью, это у нас сейчас только на языке. Да и то редко. Зато обижаться, осуждать – это мы умеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

НН 25 февраля 2015, 15:02 Статья, как всегда, замечательно написана, читается легко, на одном дыхании. ... " Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение... " . Может быть, это и очень хорошо, но на мой критический взгляд, в таком случае и прихожане должны вернуться к нормам жизни древних христиан; например, продать квартиры и дома и всем жить общиной (и в больших городах), деньги раздать нищим; все литургии должны служить епископы; при гонениях с радостью принимать мучиническую смерть... В современной Москве есть приход, где священник возомнил себя епископом и служил с открытыми вратами, оглашение длится 1,5 года, после оглашения - очередные этапы, Всенущную не служили, не пускали в храм тех, кто не причащался и незнакомых людей, причащали без исповеди и женщин в нечистоте, пресвитеры из прихожан принимали в алтаре оставшиеся Святые Дары... Закончили тем, что в алтаре избили и разоблачили присланного второго священника и отправили его в психушку. За то, что служил на церковнославянском (а не на русском языке), не причащал без исповеди и вообще пытался служить литургию по правилам. Простите! Андрей Егозов 25 февраля 2015, 13:46 Татьяна, вы пишете " А если человек крайне остро нуждается в таком укреплении Святыми Тайнами не только в субботу и воскресенье, но он не то, что не хочет потерпеть, а не может по состоянию здоровья держать Евхаристический пост до вечера. " Во-первых, для болящих и немощных благословляют сокращать евхаристический пост, например можно не есть только после 12.00, это уже легче. Во-вторых, служение ЛПД утром в среду и пятницу лишает возможности посещать её тех, кто работает или учится, в эти дни. А это, думаю, большинство прихожан. Поэтому если хотя бы в части храмов были такие вечерние службы было бы замечательно. И если вы в живете городе, где больше одного храма, у вас мог бы быть выбор: идти туда, где служат утром, или где вечером. Елена 25 февраля 2015, 12:53 спаси Вас Христос, о. Андрей! аминь! Вы помогаете меняться и это радует!

http://pravoslavie.ru/46030.html

Спасибо. наталья 8 марта 2014, 00:05 Да уж, готовилась всю неделю ,предвкушала,отпросилась сегодня с работы, пришла в 8 на службу, исповедовалась, ждала,а в 10 началась новая служба, и сказали, причастие то ли в 12, то ли в 16.....ну вот как так????? Как работающему мирянину причаститься???и зачем эти службы по многу часов в наше время? В общем, ушла, не приобщившись Христу, не представляете, что я чувствовала...а ведь Христос предупреждал, чтоб не молились подолгу, а тут служба на целый день, ну вот зачем такиемытарства? Отвратить последних? Плакала, не пустили меня ко Христу, зато пели красиво и долго, эх.... Алексей Марчук 7 марта 2014, 14:49 Мне тоже кажется что было бы хорошо если бы в большинстве храмов хотя бы часть Литургий Преждеосвящённых Даров служилась бы вечером. Виктор Зубов 6 марта 2014, 14:59 рекомендую Ирина 6 марта 2014, 14:48 Батюшка, огромная Вам благодарность! Как же приятно, что Вы ответили на наши вопросы. Буду жадать Ваших статей. Спаси Вас Господи. священник Сергий Бегиян 6 марта 2014, 12:17 Попробую кратко ответить всем. Ирине и Нине. О списке литературы для " начинающих " думаю уже давно. Постараюсь в ближайшее время все-таки опубликовать их у себя на сайте. Но лучше, чтобы литературу вам советовал ваш духовник, который знает ваш интеллектуальный и духовный уровень. Анастасии. Общее правило такое: среду и пятницу поститься строже, чем в другие дни. Отказаться от того, от чего можно отказаться без ущерба для здоровья. От чего нельзя - принимать в малом количестве как лекарство. За подробностями - к приходскому священнику. Алексею. В свое время, хоть и недолго, я тоже стоял у станка. Бывает работа и тяжелее. Мне кажется, как строго поститься рабочему, - это в конечном итоге вопрос его веры. Наши предки работали больше, чем мы, и постились строже. Юлии. Конечно, на Преждеосвященной Литургии могут причащаться здоровые. Не могут только новорожденные дети. Дмитрию. Да, я ошибся - 2 кг. Но калории посчитаны верно. Чипсы оставляю вам. У меня гастрит.

http://pravoslavie.ru/68934.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010