... В Евангелие в начале притчи говорится, что некто имел двух сыновей и младший из этих сыновей вздумал отделиться от отца и просил у него следующую ему часть имения. Отец принужден был сделать это, и сын получил имение, отправился в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Кто такие отец и два его сына? Что означает, что младший из сыновей просил отца о разделе имения и, получив свою часть, ушел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно? " Отец» – это Бог, наш Отец Небесный. «Сыновья» – это люди. «Старший сын» – это мнимые праведники: фарисеи и книжники Иудейские; «младший» – это грешники. «Имение», о разделе которого просит младший сын – это дары, сообщаемые человеку от Бога, каковы, например, естественные (жизнь, здоровье, способности, богатство) и духовные, или благодатные, получаемые христианином, как-то: в Таинстве Крещения – дар очищения от грехов, в которых родился, в Таинстве Миропомазания – силы Духа Святаго к деланию добра и неделанию греха. «Удаление» младшего сына от отца «в дальнюю сторону» и «расточение» им там «имения» означает увлечение человека грехом, когда он, начав тяготиться законом Божиим, подобно как сын тяготился волею отцовскою, оставляет закон и живет по своей воле, забывает о вездеприсутствии Божием и предается греху и, таким образом, теряет дары Божии: духовные (чистоту и силы Духа Святаго, а с этим и надежду на небесное блаженство) и естественные (здоровье, богатство и т. п.). «Дальняя сторона» – это образ удаления человека чрез грех от Бога. Далее в притче говорится, что когда младший сын прожил на стороне отцовское наследство и стал очень нуждаться, тем более еще, что там случился в это время голод, пристал он к одному из жителей той стороны, и тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему и сего. Тут он пришел в себя и сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

В пятницу 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. ( Ин.10:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Каким глубоким смыслом наполнено для нас каждое слово Святого Евангелия. В отрывке, прочитанном сегодня за Божественной литургией (см. Ин.10:17-28 ), Господь наш Иисус Христос раскрывает тайну великого значения Своей смерти и искупительного жертвенного подвига. Прежде всего, мы узнаем и осознаем, что совершается это событие добровольно и по великой любви. Именно любовь к роду человеческому побуждает Небесного Отца пожертвовать ради спасения человечества Единородным Сыном. Именно любовь приводит Сына Божия к добровольному, осознанному самопожертвованию на пользу верующих, которых через искупительную смерть Свою на Кресте спасет Он от вечной погибели. Господь наш Иисус Христос говорит: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Загадочные слова. Как можно отдать жизнь, чтобы потом опять принять ее? А меж тем Господь говорит о своей добровольной грядущей смерти и преславном Воскресении. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Так как часто замышляли убить Его, то Он говорит: без Моего соизволения напрасен ваш труд.» Господь говорит, что Отец любит Его за готовность по Собственному желанию, без принуждения жертвовать Своей жизнью. Настоящая любовь всегда жертвенна, любящий человек решается на любой подвиг, на любое, даже самое страшное и тяжелое лишение ради любимого. Ради спасения людей Спаситель готов отдать жизнь и претерпеть смертные муки. Но нужно помнить о том, что так заявляет не просто чудотворец и пророк. Эти слова произносит Господь, Сын Божий, Который имеет жизнь Сам в Себе: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). От Небесного Отца Господь наш Иисус Христос облечен властью и силой распоряжаться жизнью.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Земная жизнь Иисуса Христа была состоянием униженным. Он и молится, чтобы Бог Отец извел из сего состояния и с воспринятым человечеством возвел в вечную Его славу, которую Он имел еще до сотворения мира, т. е. от вечности. «Сын Твой прославит Тебя», т. е. Иисус Христос научит людей познавать Бога Отца как Единого истинного Бога. Далее в словах «Я прославил Тебя на земле, совершил дело,которое Ты поручил Мне исполнить» Иисус Христос говорит, что Сам Он уже и прославил Бога Отца. Чем прославил? Тем, что совершил дело, которое Он поручил Ему совершить, т. е. научил людей истинной вере, остается только пострадать на кресте за грехи их. Что значат дальнейшие слова Евангелия: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» ? Это Иисус Христос говорит об апостолах, которым Он открыл учение о Боге Отце и которых Бог Отец, отделив от мира, препоручил Иисусу Христу для научения их первых вере и для дела проповедания Евангелия. «И они сохранили Твое слово», т. е. и научены, и приготовлены Иисусом Христом, сколько было можно. «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня», т. е. ученики Христовы узнали, что дело искупления мира, которое Богом Отцом поручено Иисусу Христу, совершается по премудрой воле Бога Отца. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них». Хотя Иисус Христос есть искупитель всего мира, но в настоящий раз молится Он не о всем мире, а только о учениках Своих, которых Бог Отец вверил Ему. И это Он делает потому, что апостолам предстоит великое дело – обращать неверующих к вере. «О них молю, – говорит Иисус Христос, не как о чужих, т. е. не ведающих Бога Отца, но как о Его близких, – потому что они Твои». " Они Твои», – говорит Иисус Христос Богу Отцу об апостолах, потому что послушались Его, Бога Отца, оставили все и пошли за ним, Иисусом Христом. «Они – Твои потому, что, – продолжает далее Иисус Христос, – «все Мое Твое, и Твое Мое», т. е. если они близки Мне, то близки и Тебе. «Я прославился в них», т. е. прославился чрез то, что они исповедали Его учителем и Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Знаменательно, что Талмуд связывает застольные благодарения с именами раввина Гамалиила, о котором книга Деяний апостольских говорит, что он «законоучитель честен всем людем» ( Деян.5:34 ), и раввина Акибы (II век) 15 . Это говорит о глубокой древности благодарений. Тайная вечеря была вечерей пасхальной ( Мф.26:19 ; Мк.14:16 ; Лк.22:13 ). По Талмуду, пасхальная вечеря имеет следующий ритуал 16 . Участвующие в ней моют руки и садятся за стол. Отец семейства или почетный гость поднимает чашу с вином и читает над ней обычное благословение: «Благословен Ты, Господи Боже». Затем разламывает опреснок и раздает трапезующим, часть же его оставляет на столе. Эта часть когда-то предназначалась для нищих во исполнение предписания Второзакония: «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя… помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии» ( Втор.16:11, 12 ). Совершая пасху в условиях вавилонского плена, иудеи не закалали агнца в силу слов Второзакония «не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» ( Втор.16:5, 6 ). В этих условиях слагаемая часть опреснока получила значение символа пасхального агнца. Вернемся к ритуалу пасхальной вечери. После первой чаши и вкушения опресноков, которые съедались с горькими травами, подавалась вторая чаша. По традиции сын спрашивал отца: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» Отец в ответ на это произносил длинное историческое повествование об установлении пасхи, которое заканчивал традиционной фразой: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса: Он вывел нас из рабства на свободу, из печали – на радость, из траура – на праздник, из тьмы – на великий свет, из подчиненности – на волю. Да возгласим ему „Аллилуиа " ». После этого пели часть халлела ( Пс.112–117 ) и затем вкушали пасхального агнца и различные блюда. Потом отец семейства брал со стола кусок отложенного опреснока, разламывал его на кусочки, съедал сам частичку, давал кусочки сотрапезующим. Затем подавалась чаша «благодарения», и отец семейства читал над ней благодарение за трапезу. После этой чаши полагалась еще пасхальная чаша, после которой заканчивали петь халлел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И они кланялись ему и наперебой рассказывали что-то. Потребовалось какое-то время, чтобы он понял всё, что они пытались рассказать. Танечка и Егорка живы! И не только живы, а уже переведены с первого этажа реанимации на второй, в детское отделение. И случилось выздоровление мгновенно. Так мгновенно, что весь медперсонал больницы говорит о чуде. У Тани и Егорушки сидели по медсестре, которых к ним приставили как к умирающим, в ожидании агонии. И внезапно обе медсестры одновременно увидели, как показатели обоих умирающих пришли в полную норму, а сами умирающие очнулись. Татьяна стала спрашивать о ребёнке, а Егорка начал реветь, требуя кормёжки. Медсёстры, находящиеся в разных палатах, бросились к дежурному врачу и столкнулись у него на пороге. Главное, в одно и то же время – в час ночи! Вот чудо – так чудо! Отец Борис служил Литургию, а потом говорил проповедь. И его слушали внимательно Елизавета, и двое мужчин, молодой и постарше, и две молоденькие девушки, и сияющая старушка. Фёдор с Клавдией стояли довольные и радостные. И бабушки на клиросе пели необычно слаженно. А когда отец Борис договорил проповедь, и все пошли ко кресту, он понял, что ни разу не сбился. И даже не заикался. Потому что не думал о том, как он говорит. И как выглядит. А думал он о людях, которые стояли перед ним и ждали его пастырского слова, его молитвенного предстояния за них перед Богом. Смотрел на них, своих первых настоящих прихожан, и чувствовал любовь к ним. Так вот в чём дело! Нужно почувствовать эту любовь, и тревогу, и боль, и тогда рождается пастырь… И овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их… и идёт перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса… Пастырь добрый душу свою полагает за овцы… А когда отец Борис возвращался домой, ему казалось, что он стал старше лет на десять. И ещё он чувствовал сильную усталость. А на душе было светло и радостно. Когда подошёл к дому, то сначала не мог понять – что не так. А потом понял: в доме горел свет, а из трубы валил дым. Отец Борис почувствовал, как защипало в носу и захотелось плакать. Он не спешил заходить, а стоял на крылечке и слушал, как доносятся до него милый голос Саши и щебетанье Кузеньки. Падал снег, и небо и земля становились совсем другими – новыми и белоснежными. Путь к Богу

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-dnevn...

Молитва, когда смешивается вода с вином Христе, воистину Бог наш, пришедший на брак, когда пригласили Тебя, в Кане Галилейской, и благословивший его и претворивший воду в вино, сделай так же и с этим вином, предложенным передо мной, благослови и освяти его, чтобы оно было в радость, веселье и жизнь душам и телам нашим и чтобы всегда были с нами Отец, Сын и Дух Святой; ибо у нас нет иного Бога, кроме Тебя. И исполни также вино это веселья и радости в сладость жизни, спасение, мудрость и разумение Святого Духа, ныне, и всегда, и вовек. Аминь. Благословен Господь Бог Отец всемогущий, благословен Единородный Сын Иисус Христос, родившийся от Девы Марии; благословен Дух Утешитель, Бог наш, Которым, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит истинная держава во веки веков. Аминь. Потом (священник) повторит над Чашей молитву: Господи Боже наш, принявший и проч. Как выше во время приношения жертвы. Священник, воздев руки горé, впрочем, не выше головы, нараспев говорит: Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят. Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика ми­лость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек ( Пс. 116: 1–2 ). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон говорит: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Диакон опять: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ Господи, помилуй нас. С духом твоим. Священник говорит молитву благодарственную: Будем благодарить благодетеля нашего, Господа милосердного, Отца Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, что Он покровительствовал нам, помог, и сохранил, и помиловал нас, сподобил приступить к Нему, принял нас, укрепил и умножил нас, даже до этого часа. Помолимся же Ему опять, чтобы Он сохранил нас в этот святой день и во все дни жизни нашей в мире, всемогущий Господь Бог наш. Молитесь. Священник Господи, Господи всемогущий, Отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя обо всём, за всё и во всём, что Ты покровительствовал нам, помог нам, сохранил нас и помиловал нас, принял, укрепил и умножил нас даже до этого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Молиться об усопших " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе " Сегодня сороковой день кончины почетного настоятеля нашего собора, почетного профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Николая Гундяева, - сказал владыка в проповеди. - Совсем недавно мы здесь отпевали его, Святейший Патриарх Кирилл был с нами, молился за брата, и вот - быстро прошло время! - сороковой день, когда определяется, где душа будет находиться до Страшного Суда. Апостол Павел в одном из посланий говорит: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7). И мы, помня эти слова, молимся за своих наставников - тех, кто принял в нашей жизни участие, помог определиться с выбором жизненного пути, наставлял. Думаю, у отца Николая много последователей, которые сегодня вспоминают его. Он дал им дорогу в жизнь, особенно тем, кто учился в духовных школах, где он преподавал, был ректором, профессором. Многих он привел ко Христу, в том числе мирян. Когда служил на приходах, говорил блестящие проповеди, об этом вспоминают люди. Наш долг - молиться о сродниках, близких, тех, кто нас привел ко Христу " . " Отец Николай был ревностным пастырем, - продолжил архипастырь. - Эта ревность имела глубокие корни: его дед, иерей Василий, был замечательным священником. Прекрасным священником был и его отец, протоиерей Михаил Гундяев, а его брат стал Патриархом. Такое это было семейство, члены которого в трудные времена решили принять священный сан. Тогда это было непросто - над верующими, а тем более священниками, издевались, смеялись. Уже не было таких репрессий, как в довоенные годы, но после войны тоже приходилось несладко. Тем не менее, находил Господь людей по сердцу Своему, ставил у Своего престола, чтобы они заботились о пастве. Отец Николай ревностно трудился и здесь, и на послушаниях в Москве, отдал все силы на это. Он совершил подвиг служения у престола Господня, и сегодня Бог воздает ему за труды. Конечно, хорошо было бы, если бы Господь встретил нас словами: " Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего " (Мф. 25:21). Сегодня отец Николай входит в радость Господа нашего, потому что много отдал Ему - да, можно сказать, всю жизнь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас (Гал.4:5) и мы приняли усыновление. л . Мы — все люди — были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас — подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу. В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству Он — человек, такой же как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому — так как Тот, Кто в яслях возлежит есть человек и в то же самое время — Сын Божий, — то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он — Сын Божий, а мы — братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения. Вы, вероятно, хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнавши Его, Он сказал ей, чтобы она пошла к (Ин.20:17) Его, — к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек. Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. «Пойди к братии моей, — говорит Господь, — и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему». Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель мира: ? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря . Но дальше Он добавил , а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал , как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова Он сказал как человек для которого Бог есть — Бог одинаково с другими людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Отец Варсонофий погребен в маленьком склепе, принадлежащем нашей церкви " Приложение 1. Архиепископ Полтавский ФЕОФАН (Быстров). Бесноватый отрок и многострадальная Россия. Слово в Неделю 4 по Пятидесятнице " Когда же наступил вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: " Он взял на себя наши немощи и понес болезни " (Мф.8:16-17) Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в ныне читаемом Евангелии об исцелении слуги капернаумского сотника. При чтении сих слов может кто-нибудь спросить: а существуют ли бесноватые в настоящее время и если существуют, то возможно ли их исцеление? На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно произошло в наши не столь отдаленные времена и чему современниками и свидетелями мы сами были. В 1909 г. по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний юноша, Павел Ильинов, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного, его взяли и принесли к гробнице отца Иоанна Кронштадского. Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему отец Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные в слух во время сна: " Отец Иоанн. Прости, помолись, исполню " , то возможно, что все это скрылось бы, но когда он услышал от окружающих эти слова и понял, что они знают о происшедшем, то все открыл. Вот что произошло с ним. Он увидел отца Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы. При этом отец Иоанн сказал: " Ты видишь меня в таком виде, в каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как то установлено Церковью. Но великому Богу угодно меня прославить. Придет время, и мне служить будут молебны " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Причастие ( κοινωνα) Святаго Духа есть всё то, что Отец через Сына в Духе Святом даёт нам, то есть само причастие и общение Животворящей Троицы с людьми в Церкви, которое осуществляется ( πραγματοποιεται становится реальностью) через Христа Духом Святым, причастниками ( κοινωνο) Которого мы становимся в Церкви ( Евр. 6:4 ; Флм. 2:1 ; Рим. 5:5 ) 70 . Ибо «то, что Дух дарует, – говорит святой Иоанн Златоуст , – то же и Бог (Отец) действует, то и Сын повелевает и даёт» 71 . 2 . Всецелое Домостроительство Троического Бога для нас, по своему характеру и содержанию, несомненно – Триадоцентрично 72 . Божие Вечное Евангелие о творении Его осуществляет Единородный Сын Божий, в Котором как в Возлюбленном почивает всё благоволение Отчее ( Еф. 1:5, 5:9 ; Кол. 1:19 ) 73 , а осуществляется и проявляется в содействии единосущного Отцу и Сыну Духа Святого 74 . Ибо, как говорит святой апостол: Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного, мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им ( 1Кор. 8:4–6 ) 75 . Выражение апостола Павла из Послания к Римлянам ( Рим. 11:36 ): Ибо всё из Него, Им и к Нему, и другое выражение из Послания к Ефесянам ( Еф. 4:6 ): Который над всеми, и через всех, и во всех нас 76 , ясно показывают Триадоцентричный характер совместного Божественного творчества, а особенно Божественного Домостроительства ради нас, то есть Церкви 77 . Всё, следовательно, «от Отца через Сына в Духе Святом», согласно древнему святоотеческому выражению 78 . Такая же Триадоцентричность проявляется и в божественной Евхаристии нашей Церкви, конкретно, в Литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста , которая представляет собой краткое мистагогическое изложение и осуществление всей спасительной Икономии Троичного Бога 79 . В Икономии (Домостроительстве) спасения все и вся делает Животворящая Божественная Троица: Отец через Сына в Святом Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010