Существующий обычай – после литургии священнику и диакону, как сподобившимся причащения св. Таин, не полагать сейчас земных поклонов, а диакону, напр., даже не целовать вследствие этого руки у священника, когда берёт благословение на потребление св. Даров во время молитвы: «Исполнение закона и пророков " …, не имеет ничего предосудительного, но подобное положение священнослужащих должно продолжаться до выхода из церкви; по выходе же каждый священнослужитель может вступать в своё обычное положение и в особенности после принятия обыкновенной пищи в доме, почему и священник, и диакон могут опять класть земные поклоны, диаконы лобызать руку священника и проч. (Рук. д.с.п. 1887, 8). Приготовление запасных Даров и их хранение Приготовление запасных св. Даров обыкновенно совершается на литургии в Великий четверток, потому что в этот день воспоминается св. Церковью самое установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено на полной литургии и во всякое другое время (Уч. Изв.). В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Божественных Даров ежедневно могут быть оставляемы ради смертных случаев в св. дарохранительнице 166 от одной литургии до другой; на этой последней оставшиеся запасные Дары потребляются, оставляются новые, и так ведётся изо дня в день; поэтому в приходах таковых церквей особенного приготовления этих Даров, какого требуют запасные Дары на продолжительное время, не требуется. Агнец для запасных Даров приготовляется «по чину, якоже в великий пост ко преждеосвященной литургии». 167 На проскомидии той литургии, на которой имеют быть приготовлены запасные Дары, кроме того Агнца, который изъемляется из просфоры для совершения означенной литургии, из другой просфоры таким же точно образом, т.е., с произнесением всех проскомидийных слов, как и первый, изъемляется для запасных Даров другой Агнец и поставляется рядом с первым на дискосе. На самой литургии в положенное время освящение обоих этих Агнцев совершается вместе, а не порознь, т.е., не над каждым произносятся совершительные слова и делается благословение. По освящении Даров, пред причащением, священник берёт Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицею напояет его Кровию Христовою, держа над потиром. При этом требуются великая осторожность и опасение, как бы не перемочить св. Агнца и как бы от излишества не упала куда-либо капля Христовой Крови. Напоённый Агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Почему не положено причащать младенцев на Литургии преждеосвященных Даров? На Литургии преждеосвященных Даров не происходит Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, а священник причащает людей Святым Агнцем, освященным на предыдущей Литургии, где Тело Христа напоено Его Кровью. На Литургии преждеосвященных Даров заранее освященный Агнец раздробляется и опускается в чашу с вином, которое от этого не становится Святой Кровью (Кровь в Самом Агнце). Младенцы причащаются Кровью Христа, поэтому на Литургии преждеосвященных Даров они к Причастию не допускаются. О покаянии и исповеди Скажите, пожалуйста, что такое богобоязнь? Страх перед Богом или боязнь впадения в грех ? Как нужно понимать это слово? И еще, скажите, Покаяние должно идти сразу после совершения греха или же лучше, когда придет некое равновесие эмоций? Например» в случае драки, вообще любого греховного поступка? Страх перед Богом имеет несколько духовных ступеней! низшая – боязнь наказания за грехи; затем – страх потери благодати и награды за добрые дела; а третья – страх огорчить Бога и потерять Его любовь. Святые отцы говорят, что после совершения греха нужно постараться немедленно принести Покаяние: чем раньше лечить рану, тем скорее она заживает. Батюшка рекомендовал исповедоваться только перед Причастием из-за того, что совершаем не тяжкие грехи, а «обыденные», но ведь каждый грех отягощает душу, и от осознания этого хочется очищаться чаще. Также сказано, что частая Исповедь (больше одного раза в неделю) ведет к исповеданию помыслов. Действительно ли бывает вредна частая Исповедь и Исповедь помыслов? Не сообразила расспросить священника подробнее, так как ожидала услышать другой ответ на заданный вопрос об Исповеди. Я думаю, что священнослужитель физически не может принимать частую Исповедь, будучи занят другими приходскими делами. А сама по себе частая Исповедь так же полезна, как ежедневное умывание своего лица. Что касается Исповеди помыслов, то их исповедуют кратко, в общих словах. Только те помыслы надо подробно исповедовать, через которые диавол особенно сильно борется с Вами, кроме блудных помыслов, разбор которых не полезен, так как влечет за собой скверные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Первая пятница Великого поста - Литургия Преждеосвященных Даров. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ [ Великий пост - 1-ая неделя ] Первая пятница Великого поста - Литургия Преждеосвященных Даров. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим. Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св. Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христанскую веру вкушением идоложертвенного. Св. великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии в Малой Азии и пострадал за Христа в 306 году. Его замучили, несмотря на его большие военные дарования, в которых нуждался Рим, за твердость в исповедании христианской веры и категорический отказ почтить языческие капища не только принесением жертвы, но даже самим присутствием в них. Филипп Тараторкин, Страна.Ру [ Торжество православия ] [ Великий пост ]      [ новоначальному ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/p-ned1pt.htm

Златоуста на великом входе предложенные дары только предуготованы быть телом и кровию Христовою, по существу же своему суть хлеб и вино, суть только вместообразные тела и крови Христовых, а не сущие тело и кровь Христовы. А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения св. даров, но предлагаются дары, освящённые прежде, на литургии св. Златоуста или Василий Великого. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии Златоустовой или Василия Великого он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец и по благословении и освящении даров напояет сей совершенный и освящённый агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся та часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары преждеосвященные. Итак, в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол св. дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы, потому они и почитаются Божескою честию, а не образно – народ повергается ниц на землю и так пребывает во вся время перенесения даров 107 . Засим не достоит умолчать и о различии в самом перенесении св. даров на литургии Василий Великого или св. Златоуста и преждеосвященной. На литургии Василия Великого и св. Златоуста св. дары, как ещё только вместообразные и несоединённые, переносятся на великом входе тот и другой вид особно: диакон предшествует с дискосом, имущим на себе образный хлеб, а за ним последует священник с чашею, имущею образное вино. В литургии же преждеосвященных даров тело и кровь Христовы соединены, ибо святый агнец напоен Божественною кровию на литургии св. Василия Великого или св. Златоуста после освящения оного; в чашу же на литургии преждеосвященных вливается простое вино. Посему на литургии преждеосвященных сам иерей должен нести соединённые св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Между этими двумя основными течениями существуют еще и промежуточные оттенки второстепенного значения. Литургия Преждеосвященных Даров, конечно, не может существовать в отрыве или вне евхаристической жертвы как самостоятельное «таинство причащения», ибо такового и вообще не существует. Она должна рассматриваться как выделенное в отдельный чин причащение запасными Дарами. Будучи литургически самостоятельной, сакраментально литургия Преждеосвященных Даров принадлежит к предыдущей полной литургии, на которой Святые Дары были «преждеосвящены», есть как бы ее часть и продолжение, а вне этой связи и не может существовать. Однако проблема евхаристического преложения тем самым отнюдь не исключается, она получает здесь лишь особую постановку, благодаря которой вскрываются некоторые новые ее стороны. Это относится преимущественно к тому, что именно бывает с содержанием Святой Чаши на литургии Преждеосвященных Даров. Единогласного ответа на этот вопрос не имеется, но существует, по крайней мере, два разных, доходящих до противоположности, мнения. Согласно первому, с вином в Чаше просто ничего не делается, оно остается таким же, каким оно было и до его употребления в литургии Преждеосвященных Даров; согласно же второму, существо вина изменяется в такой мере, что возможно даже говорить о его преложении, хотя и в своем особенном смысле. Впрочем, даже и в первом случае нельзя говорить о полном отсутствии всякого изменения в вине, хотя и отсутствует преложение, которое было бы осуществляемо соответствующими возглашениями и молитвами или действием. Нечто все-таки совершается, – хотя не словами, но действием: именно в Чашу опускается Святой Агнец, напоенный (или же в иных случаях и не напоенный) Кровию. Как же точнее может быть определено это свершение? Вино в чаше освящается. Как говорится в «Изъявлении», «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществлено в Кровь Божественную». Как же ближе определяется мера этой священности и освящения? Отрицательно тем, что священник или диакон, имеющий по окончании литургии потребить Святые Тайны, после причащения Тела и Крови Христовых, чрез вкушение напоенной частицы, из чаши «да не пиет», так что в этом смысле вино приравнивается всякому иному вкушению, заграждающему собою уста для потребления Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Завеса бывает затворенною до тех пор, пока диакон или иерей возгласит: «Двери, двери, премудростию вонмем». Тогда пением Символа возвещается вслух исповедание веры и таинства Христовы, прежде сокровенные, открываются, делаются известными всему миру, и потому открывается завеса (Дмитр. Толк. на лит. см. у Симеона Фессал. 50 и прим. и Нов. Скр., ч. II, гл. 7, § 34. См. далее о литургии). Завеса остается отверстою до возглашения: «Святая святым» (Тип.: гд. 23). И тогда паки затворяется (Тип., гл. 23). Закрытие же совершается, егда диакон увидит священника, простирающа руце и прикасающася святому хлебу, во еже, сотворити святое возношение и возглашает: «Вонмем» (Служебн., лит. св. Иоан. Злат, и св. Вас. В.). Ибо при возношении Святых Даров, при раздроблении агнца и следующих священнодействиях и молитвословиях Царь царствующих и Господь господствующих закалается и дает Себя в снедь верным, – совершается таинство, которое не только для людей остается непостижимым, но в которое не могут проникнуть и Ангелы. Посему, как по Входе, перенесении честных даров на престол, при таких воспоминаниях закрывается завеса, так она закрывается и при совершении самого таинства но пресуществлении Святых Даров. С тем вместе причащение священнослужителей в алтаре в то время знаменует тайную вечерю Спасителя с учениками, которая была закрыта от глаз людей. На Литургии Преждеосвященных даров по Великом Входе, обыкновенно, затворяется не вся завеса, а только половина ее. Это полузакрытие завесы соответствует закрытию и открытию ее на полной литургии. На полной литургии, по перенесении Св. Даров, до возгласа: «Святая святым», завеса то бывает закрыта (до Верую), то открыта (до «Святая святым»). На Литургии Преждеосвященных даров, по перенесении Св. Даров, завеса отчасти закрыта (первая половина ее), то открыта (вторая половина ее). Закрыта потому же, почему она бывает закрыта и на литургии полной по Великом Входе, именно Вход напоминает шествие Господа на страдание и есть непостижимая тайна спасения людей, сокровенна от многих веков и родов ( Колос.1:26 ), – тайна бескровной жертвы Господа, «Иже есть неизреченных и невидимых тайн Бог, и у Него же суть сокровища премудрости и разума утаена» (Молитва на преждеосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

О Литургии Преждеосвященных даров. – Можно ли кроме среды и пятка служит Преждеосвященную литургию в другие дни св. Четыредесятницы? – Можно ли совершать Литургию Преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащении больных? – О заготовлении агнцев для Преждеосвященной литургии, – и как хранить оные в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? – О чтении входных молитв на Преждеосвященной литургии. – Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать оную, как начинается литургия обыкновенная? – О перенесении Св. Даров на жертвенник в начале Литургии Преждеосвященных даров, – и нужно ли читать какие-либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при влиянии вина и воды в чашу? и т.п. О малом входе и пении. «Да исправится молитва моя»... и нужно ли открывать Царские врата во время этого пения? – О перенесении Св. Даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? – О способе закрытия катепетасмы после великого входа на Преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. – Об окончании литургии Преждеосвященной и о том можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие-либо поминовения о верующих? §159. Вообще у нас принято совершать Литургию Преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели Великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию 1) в Четверток 5 недели Великого поста после Андреева-стояния, (сравн. выше §149); 2) На обретение Главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который-либо из этих двух последних праздников не случится в Субботу или Неделю. Сюда же 4) надобно отнести также и храмовые праздники, когда который из них случится в Великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. выше §152). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение Главы Предтечи и Сорок мучеников литургия Преждеосвященная совершается с чтением Апостола и Евангелия, после «Да исправится.. как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмов. главах). Впрочем если бы по какой-либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни Великого поста на пр. ради множества говеющих, для их причащения, (за исключением, конечно, Субботы и Недели), то и сие не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь Великий пост , за исключением Суббот и Недель, ежедневно, и сие никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени , о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен. Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, который также будет прочитан в русском переводе. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, —  молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Сегодня такое чтение уставом не положено, а значит, его не будет. Перед сугубой ектенией мы с Вами сделаем еще одну остановку, для того чтобы лучше понять дальнейший ход богослужения. Помогай всем Господь! После «Да исправится…» Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров . Сейчас диаконом будет возглашена сугубая ектения , когда мы с вами должны усилить наши молитвы. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

1964. Vol. 77. P. 65-119; Janeras V. M. La partie vespérale de la liturgie byzantine des Présanctifies//OCP. 1964. Vol. 30. P. 193-222; Θουντολης Ι. Μ. Η λειτουργα τν προηγιασμνων κα α εχα τν ντιφνων το λυχνικο//Επιστημονικ πετηρς Θεολογικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης. Θεσ., 1966. Τ. 11. Σ. 269-301; idem. Λειτουργα Προηγιασμνων Δρων. Θεσ., 1971. (Κεμενα λειτουργικς; 8); Winkler G. Der geschichtliche Hintergrund der Präsanktifikatenvesper//Oriens Chr. 1972. Bd. 56. S. 184-206; eadem. Uber den Busscharakter der byzantinischer Missa Praesanctificatorum//EphLit. 1974. Vol. 88. P. 117-123; Breslich-Erickson H. The Communion Hymn of the Byzantine Liturgy of the Presanctified Gifts//SEC. 1973. P. 51-73; Taft R. F. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1975. Vol. 2: The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom; 2000. Vol. 5: The Precommunion Rites; 2008. Vol. 6: The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. (OCA; 200, 261, 281); idem. Home-Communion in the Late Antique East//Ars Liturgiae: Worship, Aesthetics and Praxis: Essays in Honor of N. D. Mitchell. Chicago, 2003. P. 1-25; Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении рус. богослужебных книг в XVII в.//БТ. 1975. Сб. 13. С. 148-171; он же. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров//ЖМП. 1976. 2. С. 71-78; он же. Литургия Преждеосвященных Даров: Ист.-литург. очерк//БТ. 1976. Сб. 15. С. 146-184; Parayday T. A Communion Service in the East Syrian Church: Diss. R., 1980; Arranz M. La liturgie des Presanctifiés de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1981. Vol. 47. P. 322-388; Mitchell M. Cult and Controversy: The Worship of the Eucharist Outside Mass. N. Y., 1982; Слуцкий А. С. Чинопоследование вечерни литургии Преждеосвященных Даров в слав. Служебниках XII-XIV вв.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 119-132; idem. ( Slutskij A. S.) Early Slavonic Versions of the Liturgy of the Presanctified Gifts//Scrinium.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Не лишним будет заметить, что освящение через соединение освящаемого с освященным совершалось не только на литургии Преждеосвященных Даров. Таким же образом в Константинополе совершалось освящение мира. В Великий Четверг до литургии священник с диаконом шли в скевофилакию, где стояли сосуды с приготовленным для освящения миром. По возгласе «Благословен Бог наш» диакон подносил к священнику сосуд с прошлогодним святым миром. Священник особой ложкой разливал из этого сосуда миро в сосуды с приготовленным для освящения миром, минуя первый сосуд. Вливая в каждый сосуд первую ложку освященного мира, священник говорил «Во имя Отца» (диакон – «Аминь»), вливая вторую ложку – «И Сына» (диакон – «Аминь»), и третью ложку – «И Святаго Духа» (диакон – «Аминь»). Если после вливания трех ложек в сосуде еще оставалось миро, священник продолжал то же священнодействие, пока не будет розлито все миро. Певцы в это время пели медленно «Вечери Твоея тайныя». Освятив таким образом новое миро, мыли опорожненный сосуд из-под прошлогоднего мира и переливали в него новое миро из того, первого, в который не вливалось освященное миро. Этот сосуд с неосвященным миром поставлялся на особый стол, а затем на великом входе его переносили в алтарь и поставляли на престоле слева от дискоса. По освящении Даров протодиакон возглашал «Вонмем»; епископ, стоявший слева от престола, снимал покров с сосуда, патриарх трижды осенял сосуд крестным знамением и читал молитвы «Господи милости, Отче щедрот» и главо-преклонную «Тебе, Богу и Владыке всяческих». Епископ снова покрывал сосуд покровом. По окончании литургии сосуд с освященным миром торжественно относили в скевофилакию, где он стоял, покрытый драгоценным покрывалом, до будущего Великого Четверга, так что никто не мог касаться его 35 . Заметим, что юго-западная православная Русь почти до середины XVII века держалась греческого порядка причащения священнослужителей на литургии Преждеосвященных Даров по чину литургии Златоустовой. Сам Петр (Могила) в Служебнике указывал причащение священнослужителей на литургии Преждеосвященных Даров по чину литургии Златоустовой, с той лишь разницей, что испивание от чаши полагалось не троекратное, а однократное. Но у православных греков однократное испивание допускается и на полной литургии. Только в Евхологионе, изданном Петром (Могилой) в 1646 году, появляется статья «О некиих исправлении в служении Преждеосвященныя службы» (с. 253). Она значительно более кратка сравнительно с аналогичной статьей нашего Служебника. Петр (Могила) не отменяет обычных реплик при исполнении чаши и вливании теплоты и не запрещает диакону испивать от чаши, но последняя фраза его звучит во всяком случае неподобающе для языка церковного устава: «Егда же от чаши пиеши, или диакону подаваеши, ничтоже глаголи; ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точию церимониялнаго ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010