По местной практике в некоторых епархиях молебное Евангелие здесь, после 6-й песни, не читается, а присоединяется к Евангельскому чтению на водоосвящении. Священник и хор трижды повторяют малые припевы, оканчивая каждый раз пением: «Слава и ныне» (см. выше). Хор: Достойно есть: или ирмос 9-й песни канона праздника. Чтец: Трисвятое по Отче наш. Хор: тропари, которые пелись в начале молебна. Священник (произносит ектению): Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Еще молимся Господу Богу нашему, о еже услышати глас моления нас грешных, и помиловати рабов Своих (имена) и покрыти их от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всякия болезни душевныя и телесныя, даровати же им здравие с долгоденствием, рцем вси: скоро услыши и милостивно помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (веси сей, или: святей обители сей), и всякому граду, и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти Благому и Человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник прилагает здесь, смотря по молебну, и другие прошения. (См. Иерейский молитвослов, Книга молебных пений, Приложение.) Священник: Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных, и помиловати нас. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Священник (возглас – в зависимости от того, кому служится молебен): Господу помолимся, или: Ко Пресвятей Владычице нашей Богородице помолимся, или: Ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию помолимся и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе...» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата. Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава...»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата. Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой – северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею. Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства – впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии. По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся...» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш: Хор: Аминь. Священник и диакон: Христос воскресе: (трижды). Хор: Христос воскресе: (трижды). Священник 1-й стих. Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, – то ближайших могил.) Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут. Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: Слава: Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: И ныне: Хор: Христос воскресе: (1 раз). Священник: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Хор: И сущим во гробех живот даровав. Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду). Хор: Господи, помилуй. Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день... Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых. Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых. Священник и диакон: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих. Хор (повторяет припев): Упокой, Господи: Священник и диакон: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Хор: ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое: Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса. Хор: ирмос 4-й песни. На божественней стражи: Священник и диакон: припевы (см. выше). Хор: припевы. Хор: ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку: Священник и диакон: припевы. Хор: припевы. Хор: ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли: Диакон – малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду). Хор: Господи, помилуй. Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне: Хор: ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый: Священник и диакон: припевы. Хор: припевы. Хор: ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

После заупокойной молитвы: И ныне – и далее чтение следующей «славы» кафизмы. По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва. Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся...» (трижды). § 5. Чин освящения нового дома Обычно в начале чина освящения дома совершается водосвятный молебен. На отдельном столике приготовляется чаша с чистой водою для освящения и зажигаются с трех сторон чаши свечи. На столике также приготовляются елей для освящения и стручец для помазания стен елеем. На столике же лежит Евангелие и крест. Пред началом освящения нового дома на всех четырех стенах внутри дома рисуется восьмиконечный крест с копием и тростию по сторонам см. рисунок Водосвятный молебен. Священник, покадив воду (и иконы), обратясь к востоку (или в сторону икон), делает обычный начальный возглас: Благословен Бог наш: Певцы поют (или читает чтец): Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Далее чтец читает: Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния: поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону). Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне – южной дверью, а стоявшие на левой стороне – северной дверью). § 3. Часы и литургия После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью – чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем – священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови» 122 . После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею. При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство...») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение. После возгласа: «Молитвами святых отец наших...», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство...». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры . Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет. Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи. В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником. § 3. Крещение Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство...». И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства. Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню». Освящение елея. По освящении воды освящается елей. Священник трижды дует на елей и трижды знаменует (крестом) его и читает над ним молитву 11 . Помазание освященным елеем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза). Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, – знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия. После этого священник возглашает: «Благословен Бог , просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир...» И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова –

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников. Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. αρραβνα – залог, ср. 2Кор.1:22, 5:5 ; Еф.1:14 ), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни. Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание. В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием 42 . (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.) Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно. Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Так же с окроплением святой водою надевают на жертвенник одежды, и на него, по освящении святой водою, ставятся священные сосуды и покровцы, и накрываются пеленою. Освящение алтаря и всего храма. Окончив облачение престола и жертвенника, все священники снимают запоны. Царские врата открывают, и предстоятель с двумя другими старшими священниками совершает освящение алтаря и всего храма. Настоятель в предшествии диакона со свечой кадит алтарь и весь храм; идущие за ним священники – один кропит святой водою алтарь и весь храм, а второй крестообразно помазывает Миром стены храма: над горним местом, над западными, южными и северными дверями храма 107 . В это время певцы поют 25-й псалом. После освящения храма, войдя в алтарь, предстоятель возжигает своими руками свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола. (До сего времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась 108 ). Перенесение антиминса и положение его на престол. В это время износят на середину храма запрестольный крест и хоругви. Священники берут Евангелие, крест и храмовую икону, диаконы – кадила; второй священник берет кропило. Предстоятель возглашает: «С миром изыдем». И исходят все священнослужители на середину храма (впереди младшие, как в крестном ходе). Хор идет за хоругвеносцами. Предстоятель, выйдя на солею, кадит антиминс, лежащий на дискосе пред иконою Спасителя, творит поклон, берет дискос с антиминсом на свою главу и следует за крестным ходом вокруг храма. Второй священник идет впереди крестного хода и кропит святой водою храм и людей. Диаконы же, периодически обращаясь, кадят антиминс, носимый предстоятелем на главе, а также кадят храм на южной, северной и западной его стороне. Во время обхождения певцы поют тропари: «Иже на камени веры», «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже». Когда крестный ход придет к западным дверям, певцы входят внутрь храма, и двери закрываются (или завешиваются завесой). Предстоятель снимает дискос с головы, поставляет его на столе пред церковными вратами и поклоняется мощам трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу 8 . Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол. Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его». Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство , приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола. Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый – «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола). Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его – царство тьмы. Само отречение выражается троекратным ответом – «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника: «Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» – крещаемый отвечает: «Отрекохся».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

После этого с него снимается фелонь и, по троекратном благословении рукой архиерея, надевается стихарь. Перед облачением в стихарь архиерей благословляет стихарь (над крестом) и посвящаемого, который целует крест на стихаре и руку архиерея. По облачении архиерей говорит новопосвященному поучение об обязанности чтеца – первой, низшей, степени священства. После поучения архиерей говорит: «Благословен Господь! Се бысть раб Божий (имя) чтец святейшия церкве (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И дают ему подсвечник со свечой, которую он носит пред архиереем и с которой стоит на определенном месте (у иконостаса) пред архиереем. Посвящение (хиротесия) в иподиакона. Посвящение в иподиакона также совершается среди церкви, пред литургией, сразу же после облачения архиерея. Иногда это посвящение бывает в один и тот же день с посвящением в чтеца и певца. Иногда же, если последнее было уже совершено в другой день, посвящение в иподиакона бывает пред посвящением этого лица в тот же день на литургии во диакона. Если посвящение в иподиакона следует за посвящением в чтеца, то сразу же по облачении певца в стихарь иподиаконы подносят архиерею орарь («стихарный пояс»). Архиерей благословляет орарь, и посвящаемый, беря его, целует орарь и руку архиерея. Иподиаконы опоясуют посвящаемого крестообразно. Иподиакон изображает служение Ангелов; поэтому ему при посвящении дается орарь, которым он опоясуется крестообразно, для изображения крыльев, которыми закрываются Херувимы, предстоя Престолу Божию. Опоясуется иподиакон орарем (по Симеону Солунскому ) и в знак того, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но он может пребывать в супружестве, если прежде посвящения вступил в брак – законным образом. После опоясания орарем архиерей трижды благословляет рукой на главе посвящаемого и, возложив на голову руку, читает молитву, в которой испрашивает благословение Божие на предстоящее ему служение – «к послужению Святых и Нескверных Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010