Скачать epub pdf ЧАСТЬ 1 СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА «Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим». 385 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии – в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы. ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем. Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой – расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Второй большой период (зимний) начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября/5 октября) до субботы перед Неделей о блудном сыне, за исключением времени от предпразднства Рождества Христова (20 декабря/2 января) до отдания Богоявления (14/27 января). Второй период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерне – 18 кафизмы, а на воскресной утрени пением вместо Непорочнов (т. е. 17 кафизмы) – полиелея «Хвалите Имя Господне» (Типикон, гл. 17). Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря/2 января по 14/27 января чтение кафизм и пение в воскресенье Непорочнов (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, как в первый (летний) период. Но если праздник Рождества Христова случится в воскресенье, то бывает полиелей. (О чтении кафизм в период подготовительных Недель к Святой Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано при рассмотрении служб Святой Четыредесятницы). Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды (Цифрами обозначены рядовые кафизмы)   I (летний) период II (зимний) период От Фоминой Недели до отдания Воздвижения, а также от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления (с 20 декабря по 1 4 января) От отдания Воздвижения до Субботы перед Неделей о блудном сыне (за исключением периода от 20 декабря по 14 января) Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресение 2, 3 и 17-я (Непорочны) 2, 3 и полиелей Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота Полиелей «Хвалите Имя Господне» поется в седмичные и в воскресные дни, как в летний, так и в зимний период Устава, если в эти дни случаются праздники Господские, Богородичные и святых с бдением и полиелеем. ОБ «ОТСТУПКЕ» Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича 327 ) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным – это колебание зависит от дня празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В целом же при характеристике курса лекций архимандрита Иоанна можно отметить его существенную зависимость от Г.И. Шиманского . План конспекта архимандрита Иоанна полностью повторяет план книги Г.И. Шиманского , во многих параграфах мы имеем дословное или почти дословное совпадение. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, сравнить главы, посвященные празднику Благовещения Пресвятой Богородице в обеих книгах: в книге архимандрита Иоанна только один самостоятельный параграф («Практическое отправление службы праздника»), все же остальные части – сокращенное воспроизведение конспекта Г.И. Шиманского. Вообще же создается впечатление, что архимандрит Иоанн (Маслов) взял за основу текст книги Г.И. Шиманского, сократил в ней те части, которые относятся к исторической литургике и литургическому богословию, и дополнил ее более подробным изложением уставных особенностей богослужения и практическими заметками. В связи с этим к недостаткам руководства архимандрита Иоанна можно отнести (кроме несамостоятельности) неоправданно поверхностное внимание к истории двунадесятых праздников и богословию их литургических текстов. Кроме того, в тех параграфах, где архимандрит Иоанн «повторяет» текст Г.И. Шиманского, он дублирует некоторые недочеты своего предшественника. Например, в той же главе, посвященной Благовещению, он также в одном параграфе соединяет все Марковы главы праздника и перечисляет особенности, относящиеся к разным случаям. Наконец, встречаются спорные утверждения автора и даже явные ошибки в аутентичных фрагментах книги. Так, излагая особенности 2-й, 3-й и 4-й суббот Великого поста, архимандрит Иоанн говорит о пении катавасии по каждой песни и отмене «Достойно есть…» в конце канона с. 236–238] , что выглядит странно для последования вседневной утрени. Явной ошибкой выглядит утверждение, что в первые три дня Страстной седмицы на утрене после хвалитных стихир читается «Тебе слава подобает…» с. 252] , хотя всем известно, что в случае пения хвалитных стихир молитва «Тебе слава подобает…» всегда отменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его» 309 , приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий 310 . И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте». Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл. Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» 311 . И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, ...Егоже послах спасти» людей в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» 312 . Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ 2 ДВУНАДЕСЯТЫЕ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (25 декабря/7 января) Тропарь (глас 4) Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе. Кондак (глас 3) Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии. Господь наш Иисус Христос родился непреложно, непостижимо, несказанно от Пречистой Девы Марии в царствование Римского императора Августа в Вифлееме Иудейском. Император Август велел совершить всенародную перепись в Сирии и Палестине. И именно поэтому Пресвятая Дева Мария и праведный старец Иосиф, которому Пресвятая Дева была обручена, пришли из Назарета, где они жили, в Вифлеем. По случаю переписи в Вифлееме собралось множество народа, и не было места в гостиницах – старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария смогли найти убежище лишь в пещере, куда на зиму загоняли скот. Здесь и родился Господь наш Иисус Христос, и положен Он был в яслях. Весть о Рождестве Христа Спасителя первыми услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, который есть Христос». В то же время явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2, 1–14 ). ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточной и Западной Церкви праздник Рождества Христова праздновался 6 января, именовался Богоявлением и относился, собственно, ко Крещению Спасителя. Церковь установила празднование Богоявления по следующим причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Гермоген Иванович Шиманский (1915–8 марта 1970) Литургика Нравственное богословие Гермоген Иванович Шиманский Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер. Биография Родился в марте 1915 г. в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В крещении он был наречен Гермогеном — в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех ... троих сыновей» . Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 г. в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 г. в Харьковский машиностроительный институт. Этот институт он окончил с отличием в 1939 г. и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки. В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 г. в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской духовной академии вспоминали, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т–34. В начале 1943 г. талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В 1945 г. Гермоген Шиманский был принят на первый курс Богословского института и ревностно взялся за изучение богословских наук. Уже с первых месяцев учебы у него проявился интерес к изучению богослужения и богослужебных книг. Он был уставщиком академического хора и знал церковный устав до мельчайших подробностей. По воспоминаниям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), он был образцовым студентом: не только его успеваемость, но и его духовная жизнь была очень высокой. Он был самым глубоким из студентов и всегда носил в кармане четки. Он был весь — система, и в то же время был душой курса. Конспекты Шиманского, написанные каллиграфическим почерком, были образцом для всех. Литургику в Богословском институте, а затем в академии, преподавал протопресвитер Николай Колчицкий, который был, по воспоминаниям учившихся у него студентов, выдающимся совершителем богослужения. Свой предмет он преподавал по «Закону Божию» для светских учебных заведений, в котором содержались, конечно, только самые элементарные, предварительные сведения о богослужении. Отец Николай восполнял недостающее рассказами из собственной практики, делясь со студентами своим богатым литургическим опытом, а благоговейной и величественной манерой совершения богослужения умел пробуждать к нему любовь студентов. Гермоген Шиманский неизменно был первым на курсе по литургике, которая стала одним из его любимых предметов. Но к сожалению, здоровье одаренного студента не позволяло ему с полной силой отдаваться учебе. Как явствует из сохранившихся документов, вскоре после поступления он перенес туберкулез в тяжелой форме. Болезнь на долгое время оторвала Гермогена Шиманского от учебы и впоследствии постоянно напоминала о себе. В своем прошении от 22 октября 1948 г. на имя ректора академии, епископа Гермогена (Кожина), Шиманский просит «ввиду состояния здоровья (после перенесенной болезни)... разрешить жить на частной квартире». В 1950 г., через пять лет после поступления в Богословский институт, Шиманский числился только на третьем курсе Московской духовной академии, и в этом же году он перенес еще одну тяжелую болезнь и операцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Некоторое пространство от Варшавы нёс мощи епископ Шиманский, а после суфраган Тваровский. Чем ближе к Янову подвигалось шествие, тем торжественнее оно становилось, тем многочисленнее было собрание народа, так что, при самом внесении мощей в местечко Янов, считали несколько сот хоругвей и более ста Римских священников. Ещё за несколько недель до сего, по сопредельным уездам Царства Польского и Гродненской губернии, Римские ксёндзы возвещали своим прихожанам о несении мощей в Янов, о назначенном по сему поводу восьмидневном торжественном богослужении и о данном папою стодневном разрешении от грехов каждому, прибегающему в это место с молитвою. Накануне Троицына дня, т. е. 30-го числа мая, мощи в 11 часов ночи при великолепной иллюминации были принесены в Яновский костёл, в котором встретил оные епископ Шиманский с епископом Униатским Тарашкевичем и ещё каким-то Римским епископом. К этому дню, а равно и в последующие, стекалось такое множество народа, что в костёле и двадцатая часть не могла поместиться; поэтому епископ Шиманский велел по полю в недалёком расстоянии от костёла устроить 12 престолов с 12-ю кафедрами для проповедников, и с раннего утра до полудня во всех сих местах беспрерывно совершались читанные литургии, произносились проповеди, исповедовался и причащался народ. Для этого торжества были вызваны капуцины, реформаты, доминиканцы, миссионеры, базилиане (Униатские монахи) и ксёндзы большей половины Подляской Римской епархии. Столь великолепная обстановка, а без сомнения и проповеди, имели столь поразительное влияние на народ, что одни толпы сменялись новыми, а возвращавшиеся в дома самыми рассказами побуждали других спешить туда. Гродненский губернатор, посылавший в Янов чиновника, говорил протоиерею Гомолицкому, что каждый день бывало там народа не менее пятидесяти тысяч. Местечко Янов только в 20 вёрстах от пределов Литовской епархии, и священники приходов, сопредельных с Царством Польским, замечали, что многие из их прихожан отлучались к сказанному выше богослужению; но в проезд протоиерея Гомолицкого ещё не было известно, какие последствия на сих прихожан произвели обстоятельства, сопровождавшие богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей. Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи. Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола 118 . Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010