В 4 и 5 Недели Четыредесятницы, когда бывает кондак Триоди святому (преподобному Иоанну Лествичнику и преподобной Марии Египетской), он не поется на «И ныне»: на Литургии после входа его надо петь на «Славу», а на «И ныне» петь кондак храму (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) 347 . По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели о Мытаре и фарисее, и до Недели Всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на Литургии в таком порядке: рядовое субботы, затем – святого (Типикон, последование Недели о Мытаре и фарисее). От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Неделю Православия и Неделю Крестопоклонную – припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет. СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ В эту Неделю евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32 ), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Сама благодать исходит в сретение души, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога; она лобызает душу, торжествует примирение с ней, как бы душа ни была греховна. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует: и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе), заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» 348 . Церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. «О, коликих благ окаянный себе лиших! О, какова царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив (расточив), еже приях, заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее (потом) осудишися. Тем же прежде конца возопий Христу Богу: яко блуднаго сына, приими мя, Боже, и помилуй мя» 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди) ВВЕДЕНИЕ ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней. О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним , святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням. Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский ). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

После канона – «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, на «И ныне»: «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен «Господь Просвещение мое и Спаситель мой», причастен «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВАИЙ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ Эта Неделя посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырех евангелистов ( Мф. 21, 1–11 ; Мк. 11, 1–11 ; Лк. 19, 29–44 ; Ин. 12, 12–19 ). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее упоминание о празднике датируется III веком и принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (Тирскому), который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует святой Епифаний Кипрский . Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня во Иерусалим. Начиная с VII века многими песнопевцами был прославлен праздник Входа Господня: святыми Андреем Критским (VII в.), Космой Маиумским , Иоанном Дамаскиным (VIII в.), Феодором и Иосифом Студитами (VIII-IX вв.), епископом Феофаном, Патриархом Никифором (IX в.), а также императором Львом Философом. Песнопения эти и сегодня поет Православная Церковь . Праздник Входа Господня во Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет дней предпразднства, как дней с особым и более торжественным богослужением, однако богослужение всей предыдущей седмицы Ваий, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено Входу Господню во Иерусалим и, таким образом, вся предшествующая празднику седмица служит приготовлением верующих к самому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Страстн а я седьмица... Изрядно крестьянских обычаев и обрядов породила Страстн а я седмица Великого Поста, согласно евангельским событиям предшествующая Воскресению Христову. Со дня Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) крестьяне ставили освященную вербу на божницу, вербой же ласково били друг друга и выгоняли скот со двора, вербные пушинки крошили в семенное зерно, - и все сие творили в память о том, как Иисус Христос, сидючи на осляти, въезжал в Иерусалим, и восторженные иудеи устилали дорогу ветвями пальмы, что на Святой Руси обратилась в пушистую вербу. Увы, те же иудеи, уже не восторженные, озлобленные, вопили, глядя на поруганного Иисуса Христа: «Распни!..» Но вернемся к Страстн о й седмице Великого поста... В чистый четверг в память о Тайной вечере в обрядовом ходу была четверговая соль, ибо «омочивый на тайной вечери руку в солило, в знак предстоящего отступничества и предательства, вызвал обычай очищать ту соль, которая некогда была осквернена прикосновением нечистых рук нечестивого Иуды. Пережженную, сероватого и черного вида соль перемешивают с квасной гущей, кладут в старый лапоть и бросают в огонь. Пережженную соль столкут, просеют и затем считают настолько чистою и священною, что приписывают ей даже целебную силу, помогающую как людям, так и скоту. Эта соль считается в особенности пригодной для того, чтобы присолить ею первые освященные после заутрени пасхальные яйца. (...) В воспоминании о преломлении хлеба каждый крестьянин подаёт в церкви заздравную просфору, по силе своей равнозначную с благовещенской. В иных местах этой просфоре (в Александровском уезде Владимирской губ.) приписывается иное значение, так как крестьяне верят, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собираются и хранятся как святыня, пригодная и полезная к употреблению во время болезни.» (С. Максимов). А в Приангарье «накануне Великого четверга, как лечь спать, хозяйка дома ставит на стол в «переднем углу» ковригу (хлеб) и соль, а под стол - пепел и смолу; соль и хлеб как воспоминание о «вечерней трапезе» Христа с Его учениками и предательстве Иуды; смола - как указание на смоляные факелы, с которыми искали Христа в Гефсиманском саду; значение пепла не удалось выяснить (Ангара). Перечисленные вещества получают название «четверговых» («четвергова соль» и т. д.) и применяются в сибирской народной медицине и ветеринарии... (...) Восставши на следующий день до солнца, «четверговой смолой» мажут «хресты» на дверях изб и скотских «клевов» (хлевов), чтобы колдуны и колдуницы не могли войти; «смоляны хресты» мажут на детишках, на коровах и овцах - во избавление от «порчи», чар «волхиток»...» (А. Макаренко).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

Таблица 14 Литургия Иоанна Златоуста Литургия Преждеосвященных Даров Погод. 36 17.12.1 Син. тип. 42 Погод. 36 Син. 601; МДА 79 Арх. Д. 9 Полный состав последования в уставе Божественной службы Полный состав последования (с молитвами антифонов, входа и Трисвятого) Неполный состав последования (без молитв антифонов, входа и Трисвятого) Полный состав (с вечерними молитвами) Неполный состав (без вечерних молитв) Полный состав последования в уставе литургии Преждеосвященных Даров казъ службы иановы Бж ствна литурги иже въ ст хъ ца нашего ст л великаго василь бж ствна литурги прежес щныхъ Как видно из таблицы, изучаемая редакция характеризуется нестабильным составом последования. Литургия Иоанна Златоуста пока известна только в одном списке Погод. 36, где она находится в составе устава литургии (Диатаксиса Филофея Коккина). Литургия Василия Великого известна в двух вариантах. Первый вариант – полное чинопоследование, содержащее молитвы антифонов, трисвятого и входа. Второй вариант – неполное чинопоследование, начинающееся с молитвы об оглашенных. Неполный тип характерен для подавляющего большинства южнославянских и только двух русских служебников XIII–XIV вв. (O.n.I.5 и Q.n.I.67), полный тип – в основном для русских служебников XIV в., содержащих древнерусскую редакцию этой литургии ( Соф. 520 , Соф. 521 , Солов. 1016). Ближайшим к архетипу Чудовской редакции следует признать неполный вариант, находящийся в рукописи Син. тип. 42 по следующим причинам. Во-первых, неполный состав последования, начинающийся с молитвы об оглашенных, характерен для греческих евхологиев XIII–XIV вв. и Афонской редакции этой литургии, например, Погод. 37, Q.n.I.48; Попов 101, Хлуд. 114. Чудовская редакция, составлявшаяся на основе греческих и славянских правленых текстов литургии, должна была по составу соответствовать именно им. Во-вторых, лингвистическая правка, характерная для этой редакции, прослеживается начиная с молитвы оглашенных. Начальная часть литургии в новгородской рукописи 17.12.1 (молитвы антифона, Трисвятого и входа), а также особые молитвы, читающиеся на Великом входе и перед анафорой 44 , разделяют чтения древнерусской редакции. Они, по-видимому, появились в исправленном тексте литургии Василия Великого при распространении его в Новгороде, где еще прочно сохранялась древнерусская редакция службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если мир создан, значит, он некогда не существовал, и, следовательно, существует не от вечности. Творец и его творение и не могут быть совечными: причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее произошло. Таким образом за созданным нужно признать начальность или временность. Мало этого, Бог сотворил все существующее не только не от вечности, а во времени, но и вместе с временем, — формой бытия конечного и условного. Церковь и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. исп. 33). Откровение утверждает истину ο временности миротворения, когда упоминает прямо ο начале вселенной: в начале сотвори Бог небо и землю, и указывает, что ее некогда не было: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней (Пс 89, 3), или — ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин 17, 5). Творение самого времени усвояется Богу в словах апостола ο Сыне Божием: Им же и веки сотвори (Евр 1, 2; ср. Притч 8, 22–23). Здравая мысль может убеждаться в том, что мир не безначален, из наблюдаемой в нем изменяемости, из постоянного возникновения и возрастания, распадения и разрушения (Пс 101, 26–28). Что изменяемо, то не может быть вечно; изменение совершается во времени и не может быть представлено без начала. И, напротив, то составляет общепризнанную истину: «что существует от вечности, то должно вечно и оставаться таким, каким оно от вечности существует», т. е. должно быть вечно неизменяемым, и при том — не только по существу, но и по состоянию. Поэтому являлось бы несообразностью со здравым мышлением допускать вечность мира, подверженного постоянным изменениям во всех своих частях. С другой стороны, признавать безначальность или вечность мира значило бы признавать его в этом отношении равным Богу. Но «если Бог не один вечен, замечает, Тертуллиан, в таком случае Он и не Бог» (Прот. Гермог. 4; Прот. Марк 1, 15). Тогда неизбежны или дуалистические или пантеистические представления ο Божестве, одинаково ложные. В этом особенное значение откровенного учения ο временности мира и превосходство его перед учением (материализма и пантеизма) ο вечности мира. § 38. Образ божественного творения мира

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1211. Страстный – Богородицы – Одигитрии – Новодевичий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, у Тверских ворот, на бульваре. Основан в XVII ст. царем Алексеем Михаиловичем при церкви, построенной в 1641 г. по случаю принесения сюда из села Палец Нижегородской губ. чудотвор. иконы Одигитрии Божией Матери, называемой Страстной, празднество которой совершается в шестое воскресенье после пасхи. Самая икона около 1681 г. возвращена обратно в село Пальцы. Здесь находится честная глава Анастасии Узорешительницы. “Краткий истор. очерк Моск. Страстн. м-ря» напечатало в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1876 г., II, смесь, 61–67; “Ист. Росс. Иер.», VI, 331; Ратшин, 263; “Опис. монаст.», 1817 г., 106; Проценко, “М-ри в России», 50; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 78; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1850 г., 87 (сооруж. колокольни с 2 при ней корпусами для келий); 1855 г., 12 (освящ. церкви св. Алексия челов. Божия над св. вратами); “Нижегор. губ. в.», 1852 г., 44 (о принесении иконы Бож. М.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 220, 37; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр. 116, принесение иконы Богород. Одигитрии); IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 331); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 48 (Нашеств. франц. 1812 г. при игум. Тавифе); 1865 г., III, смесь, 10 (в 1731 г. дано старицам по 10 коп. на помин цар. Евдокии); “Дворцов. разряды», III, 305 (встреча мощей патр. Иова 1652 г.), 670 (встреча образа Богород. Бож. М. Одигитрии из Польши 1667 г. 16 октяб.), 1351 (посещ. цар. Алексеем Мих. в апр. 1675 г.), 1355 (посещ. цар. Натальею Кирил. 11 апр. 1675 г.), 1402 (сюда сослана в мае 1675 г. под начало к игум. Дарье жена Пушкина Настасья Петр.); Ивановъ, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 53 (указ 1720 г. о возобновл. выдачи м-рю хлебн. и денежн. жалованья), 55 (указ 1720 г. о назнач. жалованья и пособия для содерж. старицы Акулины Облеуховой, помещенной здесь за службу и раны ее мужа); II, ч. 1, 125 (прошение 1722 г. игуменьи Памфилии о возобновл. выдачи м-рю ружного жалованья), 231 (дальнейший ход этого прошения), 888 (вотчина м-ря в Вологод. уез.), прилож , XII, IV (письмо А. И. Макарова о назначении м-рю денежн. и хлебн. жалов.); III, прилож., XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа; в 1722 г. 40 руб. на строение кровель м-ря); IV, 1724 г., 326 (дело о дьяке Кульбицком; в 1697 г. игум. Юлия); VIII, 255 (Дело о пострижении вдовы рейтара Домны Байковой), 372 (прошение 1728 г. вдовы иродиакона Ксении Яковлевой в м-ре; тогда здесь было монахинь 71 и вкладчиц белиц 55), 466 (прошение игумении Евпраксии Рыковой о пострижении в м-ре 58 белиц); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 295 (церкви м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н.И. 24 апреля 2019, 18:46 Удивительным образом обители Дивеевская и Воскресенско-Покровская(Плюсский район)оказались соединены преподобным Серафимом,недаром пустынька Преподобного была у Нежадовск монастыря.Временный иконостас,сделанный по эскизу кн.Путятина для Дивеевского Петергофского подворья,по просьбе Матушки Ефросинии был передан оттуда в Воскресенско-Покровский.Обе Игумении оказались в Муроме с сестрами своих обителей.Кстати,и Псково-Печерскому монастырю Воскресенско-Покровская обитель-не чужая: " в 1911г служащим священником был иеромонах Антоний из Псково-Печерского монастыря.На Страстн и Светлую седмицы из этого монастыря ради большей торжественности богослужений приезжал иеродиакон " (plussa-region.narod.ru) Н.И. 24 апреля 2019, 15:16 " Незримая обитель " ,с.39: " На подворье[Дивеевском в Москве]жил тот,к кому им следовало явиться:проницательный,неподкупный и всемогущий Евгений Александрович Тучков,поставленный новой властью на разорение Церкви.Почему он выбрал для проживания именно Дивеевское подворье-загадка. " В статье в Википедии прочла его должность-впечатлила.Там же в статье любопытное предание: " Зная, что умирает,Тучков 15 апреля 1957 года пригласил в больницу патриарха Московского и всея Руси Алексия " (правда,ссылка пуста).Может,разгадка примерно в том же направлении- " какой невероятной ценности должны бы были быть получаемые...сведения... " Н.И. 24 апреля 2019, 11:01 Там на коллаже есть и преподобный Серафим: как-то неярко его иконочка,но основа всему. Н.И. 24 апреля 2019, 10:10 При третьем чтении книги " Незримая обитель " привлекла внимание интересная Пасхальная открыточка за фотографией игуменского дома в Муроме в коллаже на с.129: " [Поздра]вляю всех своих дорогих...с [праз]дником... " Уж так напомнила это " всех своих дорогих " те же слова в письме Александры Федоровны Анне Вырубовой: " всех своих дорогих Богу отдала и Святой Божией Матери " .Письма после этого коллажа в книге читала не очень внимательно,но вроде там такой открыточки не видела.

http://pravoslavie.ru/110565.html

С. 265–274. [Книга подарена Цесаревичу митрополитом Питиримом (Окновым), о чем свидетельствует вложенный в нее листок]. 18-го Декабря. Воскресение. Приехали в Царское Село в 6.10. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. 25-го Декабря. Рождество Христово. […] Были у обедни и молебна по случаю изгнания галлов и дванадесяти язык. В 2 часа с Ольгой и всеми детьми отправился в Манеж на елку Конвоя и Сводного полка. По обыкновению были песни и балалаечники. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. При Алексее Николаевиче состояли тогда няня Мария Ивановна Вишнякова и дядька боцман Деревенько, но няня была скоро сменена, и на ее месте появился гувернер-швейцарец м-сье Жильяр, образованный и удивительно милый человек, которого сразу все полюбили, а Алексей Николаевич завязал с ним тесную дружбу и вскоре заговорил по-французски лучше своих сестер. Мельник Т. (рожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье. М., 1993. Четверг. 5 Января. Павловск. 1912 г. Который раз приезжали играть с Георгием и Верой маленький Наследник, Мария и Анастасия Николаевны. После чаю у Веры они приходят в мой кабинет и играют у нас. Мы с женой опасались, что им это скучно, что на приход к нам смотрят, как на скучную обязанность. Но оказывается, они это очень любят. Милейшие дети. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Вербное Воскресенье. 18 Марта. (Страстн. Понедельник.)[…] Недавно, 14-го, жена завтракала у Их Величеств и возмущалась поведением Наследника, который однако почти на 2 года старше Веры: он сидел развалившись, плохо ел, облизывал тарелки, дергал других. Государь часто отворачивался, может быть, чтобы не иметь необходимости выговаривать, а Императрица журила старшую дочь Ольгу за то, что она, сидя рядом с братом, не унимала его. А Ольга не может с ним сладить. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Я не стану говорить о тех условиях, среди которых росла Императрица, о тех влияниях, которыми определилось Ее развитие и которые повлияли на формирование Ее характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Под богами разумеются, как иудейские князи, так и подобные им. Здесь обращает внимание то, что день воскресения Христова хотя есть всерадостный день, но и в этот день при торжественном богослужении, и при ликовании Церкви, она не может не упоминать о противящихся Господу. Подобно тому, как со словами: «Да воскреснет Бог», взывается: «расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его». И в Евангелии на литургии читается: «В мире бе, и мир тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша» 1009 . Во время пения «Воскресни, Боже» и т. д. в алтаре иереи и диаконы извлачаются черных одежд и облачаются в белые (Тип., послед. субб.) или в облачение воскресное (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Усп. соб., л. 14). Обыкновенно в это время снимаются темные одежды с жертвенника, с престола и аналогия 1010 . И, таким образом, к времени чтения (также читаемого за Плащаницей) Евангелия, которое возвещает о воскресении Господнем ( Мф.28 , зачало 115), все облачается в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всякая плоть человеча». Обыкновенно, чтец читает паремии на средине храма, за Плащаницей (т. е. имея ее пред собой). Там же и диакон произносит ектении. Малый Вход – с Евангелием и великий – с дарами бывают около Плащаницы. За Достойно поется: «Не рыдай Мене, Мати» и причастен: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас». И заамвонную молитву священник читает за Плащаницей. Отпуст литургии обычный (Особ. кн. Служб, на кажд. день страстн. седм.). После литургии 1011 бывает благословение хлебов и вина, которыми в древности подкрепляли себя 1012 для слушания чтения книги Деяний апостольских, затем – на бдение нощное. Книга Деяний апостольских повествует о последствиях и о значении воскресения Христова. О чтении ее сказано, что сперва «глаголет чтец начало» (λγει α=ναγνστης προομων) (Тип., послед. Вел. субб.), т. е. говорит: «Деяний святых апостол чтение». Иерей же глаголет стих (Тип., там же): «Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» (Триодь Постная, послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010