В дни воскресные Евангелие полагается читать во св. алтаре (Тип. гл. 2), из которого, как бы из Гроба Господня, раздается радостная весть о Воскресении Христовом. Поэтому священник читает Евангелие на престоле, лицом на восток» (Литургика, стр. 175). В воскресенье всегда читаются воскресные Евангелия, кроме двунадесятых Господских и Богородичных праздников. В этих случаях читается Евангелие праздничное (Типикон 14 сент., 6 авг., 15 авг., аще в неделю и другие). В храмовые праздники, случившиеся в воскресенья, читается Евангелие храма. В праздники святым с бдением, полиелеем, Евангелие, указанное на утрени в эти праздники, читается только в седмичные дни. Но если эти праздники случатся в неделю (воскресенье), то Евангелие праздника оставляется и читается Евангелие воскресное рядовое и бывает обычное целование Евангелия. Воскресное Евангелие, которое не читается на всенощном бдении, в виду совпадения с воскресным днем двунадесятого праздника, пропускается совсем и на следующем воскресном бдении читается уже следующее по порядку воскресное Евангелие. «На воскресном бдении Евангелие по прочтении выносится из алтаря царскими вратами для целования. В это время поется «Воскресение Христово видевше» и читается 50 псалом. Св. Евангелие кладется на аналогии среди храма, где все прикладываются к нему по прочтении молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа, причем оно лежит там до тех пор, пока все не приложатся. Священник благословляет рукой прикладывающихся. После целования Евангелие относится в алтарь, осенив им из царских врат предстоящий народ. Изнесение Евангелия на утрени. На утрени во все воскресные дни на середину храма износится для целования св. Евангелие. Исключение к этому правилу составляют Господские праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Воздвижение Креста Господня, даже если они приходятся на воскресные дни. В неделю Крестопоклонную Евангелие также не износится ради имеющего быть выноса Креста. Относительно праздника Входа Господня во Иерусалим в Триоди Постной говорится: «Егда же целуют братия Евангелие, раздает игумен ваиа», из чего можно заключить, что в сей праздник св. Евангелие износится на середину храма.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

трапезе. Л. 170 об. В новопосвящённом храме предписано совершать 40 дней ежедневно литургию. Л. 171. По окончании всего чинопоследования приложена а) особая молитва по отпусте литургии в день освящения, «даючи людем прощение и благословение и отпущение грехов». Нач. влко хе бе нашъ, црю нбны, хе слово. сне агнче, прчтный сщенниче; телче непорочный... и б) грамота архиерейская, в которой, с свидетельством об освящении храма, приходящим праздновать оное ежегодно даруется прощение грехов и отпущение епитимий на несколько дней. Вероятно, сие сделано для отвращения православных от униатских послаблений, которые раздавались при подобных обстоятельствах в Римской Церкви. Л. 175. Под заставкою, изображающею церковь , – ставъ и чин бываемы о сты трапезы. Тоже требн. 1639. л. 47. Гоар р. 614. Л. 176 об. Чинъ на цркви и олтар, осквернены зыкъ ил еретикъ. После водоосвящения две молитвы, в печат. требн. 1850. гл. 41 и 40. Л. 178. Под заставкою с изображением нерукотворенного образа Спасителя, – чинъ на град ил храм новом. – Чинопоследование, представляющее довольно особенного в своём составе. После обычного начала и великой ектении, следуют три антифона, теже самые, какие положены на литургии, с молитвами: На вско мсте ег теб хвали ги бе на... Ги бе на изволивый внит по кро в закхеевъ... Влко ги бе вседержителю, пробразивый мосеовою палицею... (Последние две молитвы см. в печ. требнике 1850. гл. 39 и 107.). Потом вход и благословение крестом от святителя на все четыре страны, при пении: «приидите поклонимся». За тем моление: Спаси Боже люди Твоя..., Святый Боже..., Апостол к Коринф. зач. 182. и Евангелие от Мф. зач. 67, ектения сугубая, помазание св. елеем по стенам крестообразно, с окроплением св. водою, и отпуст. Л. 182. Под заставкою, представляющею трёх мучеников – воинов вооружённых, – чинъ хоргви. Ему предшествует изображение, где святитель в мантии и митре совершает моление, а перед ним стоят чиновные казаки: один держит знамя с крестом над луною, другой – булаву. Чинопоследование заключает в себе песнь: с нами Бог.., псалом 143 и две молитвы, которые находятся и в требнике Петра Могилы , ч. 2. стр. 250. Л. 184. Канонъ молебе ко г бг ншем х и къ вс сты ег, пое за ил за люди, исходи т из града против р а т ны. Тот же в старопечатн. требнике 1639 л. 445. А молитва после канона помещена и в нынешнем требнике (1850. гл. 92.). Л. 189 об. Под заставкою – млтвы пращалныи на вск клтв и на мершимъ, чтомы Две молитвы: на Греч. у Гоара р. 684. 685. – Потом л. 192. две молитвы на гробо мершаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В упрек автору можно поставить лишь некоторую невыдержанность его общего взгляда на основные принципы церковно-преобразовательной деятельности п. Никона . Во всем остальном по своим внутренним, как и по внешним – стилистическим качествам, рассматриваемое сочинение заслуживает большой похвалы. Признаю г. Троицкого вполне достойным искомой им степени». 41) Экстраординарного профессора Сергея Смирнова о сочинении студента Троицкого Петра на тему: «Киприан, митрополит Новгородский»: «Небольшой очерк г. Троицкого делится на следующие главы: I. Киприан, архимандрит новгородского Хутынского монастыря; II. Киприан, первый архиепископ Сибирский и Тобольский; III. Киприан, митрополит Крутицкий и Новгородский. Это толковая, довольно умело составленная биография русского иерарха первой половины XVII в. Без лишних слов, с внимательным изучением литературы предмета и доступных источников автор излагает жизнь и деятельность этого видного святителя русской церкви. Степень самостоятельности, проявленной автором при написании труда, не одинакова в разных его частях. Во II гл. для изображения деятельности Киприана в Сибири богатый материал представляли данные Москов. Архива Минист. Юстиции, которых, к сожалению, не выслали в академию по просьбе автора; и этот отдел г. Троицкий принужден был составить по пособиям, главным образом по статьям г. Буцинского. III гл. самостоятельна. Здесь г. Троицкий подробно занимается разбором двух челобитных дьяка Шипулина, поданных царю на митр. Киприана с жалобой на его «неправды и непригожия речи», вместе с документами, —127— приложенными в оправдание жалобы (изд. А. Зерцаловым в Чт. Общ. Ист. и Др. 1896, 1). Указанные материалы автор оценивает по своему, расходясь с их издателем. К недостаткам сочинения надо отнести, прежде всего, неполноту его. Автор не занялся, наприм., самостоятельным исследованием биографических данных о Киприане до архимандритства его на Хутыни; оставляет без разбора грамоты митр. Киприана под тем предлогом, что они содержат мелкие постановления обрядового и литургического характера (175 стр.); не говорит об участии Киприана в составлении Чиновника Новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ряде случаев вызывает вопросы лексика, не соответствующая священному значению текста. Приведем примеры из того же сборника (Молитвы и песнопения православного молитвослова: (СПб, 1912, репр.М, 1993) Хотя камень был припечатан Иудеями…( тропарь воскресный 1 гласа, с.166) Христос, Спаситель наш, пригвоздив ко Кресту запись грехов на нас, тем ее зачеркнул… (стихира воскресная 2 гласа, с.168) Все выше понимания, все преславны тайны Твои… (на стиховне Богородичен, глас 2, с. 169) …освободившись от наследственного осуждения (тропарь воскресный 4 гл., с.175) …Церковь, очищенная от бесовской скверны истекшею из бока Твоего…(ирмос 6 песни воскресного канона 4 гл., с.176 Все это, вкупе со множеством славянизмов производит весьма дисгармоничное впечатление. Еще один пример — ирмос 1 песни канона Богородице: Слав:  Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Пер. Н. Нахимова:  Открою уста мои, и они исполнятся Духа: и я изреку хвалебное слово Царице-Матери, явлюсь весело торжествующим и радостно буду воспевать чудеса Ея. (там же, стр. 151–152) Наш вариант:  Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Все изложенное показывает, насколько внимательно следует относиться к славянскому (чаще всего дословно копирующему греческий) тексту, отступая от порядка слов лишь в необходимых случаях — ради ясности смысла и сохранения ритма оригинала. Что касается лексики, то мы, приняв за основу нормы современного литературного языка, сознательно оставляем сравнительно немногие слова и обороты, характерные для нашей Богослужебной традиции. присно (…всегда, ныне и присно…) слова несущие особую богословскую нагрузку (Ипостась, Единица, сверх-существенный, со-вечный, Приснодева) привычные и понятные всем, церковным людям греческие слова, (алавастр, трапеза, елей (а не масло!) фимиам и т.п.; «Рог» в значении «сила», «семя» в значении «потомство»

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/amvrosiy_...

   В древних (XVI-XVII веков) рукописных богослужебных книгах встречается даже последование — своеобразная и умилительная служба, не имеющая, конечно, ничего заупокойного, па которой возносятся, напр, такие прошения: о еже избавитися брату нашему от всякия опасности... о еже непорочно ему течение жизни... о еже жити ему в страсе и святости (Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, стр. 133, 162, 163, 185, 191).    А если Октоих в двух книгах, то и в 5-м гласе.    Симеон Солунский. Новая Скрижаль.    По никоновскому уставу прежде начатия панихиды предстоятель прочитывал две молитвы: одна «кадилу над усопшим» и другая над кутиею в память умершим.    Стих 3.    Стихи 5—6.    Стих 9.    Стих 14.    Стих 15.    Стих 16.    На панихиде это прошение получает особый смысл в приложении к скорби о разлуке с усопшим.    Знаменательно, что Святая Церковь в данном случае в приложении к своим усопшим дерзновенно употребляет библейское выражение, в Священном Писании прилагаемое к. Господу (Ты же, Господи, вовек пребывавши и память Твоя в род и род. Пс. 101:13; 134, 13); Им Самим о Себе сказанное, как о Пребывающем вовеки.    В изложении, напр., порядка воскресной службы об исполнении Бог Господь со стихами (чему на панихиде соответствует аллилуиа) Типикон говорит: канонарх возглашает Бог Господь со стихи его в настоящий глас. Возглашает не только Бог Господь, но и стихи его В НАСТОЯЩИЙ ГЛАС, конечно, обозначает не простое чтение, а пение на соответствующий глас.    Или, как у нас обычно, диакон, а в отсутствии его, иерей.    Так и на субботней полунощнице опускаются непорочны в виду непременно предстоящего стихословия их на утрени и заменяются 9-й кафисмой.    По Уставу припев должен следовать за каждым стихом 118-го псалма за исключением последних двух стихов в каждой статии (92—93, 175—176), которые поются по два за один и повторяются по трижды (см. примечание 33 к настоящей главе). Ввиду того, что точное по Уставу исполнение 17-й кафисмы может показаться очень продолжительным для богомольцев и обременительным для певцов, возможно петь по одному стиху лишь первые стихи в каждой статии (1 и 94), а все прочие петь по два за един.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дальнейшие события жизни Архиепископа Петра отразились в прилагаемых здесь его письмах к монаху-келейнику и другим лицам. Письма эти поражают верою и духом апостольского времени и мы их приводим все полностью. Приложение к главе -й. Письма архиепископа Петра из Соловецкого заключения (Архиеп. Петр и Архим. Иннокентий, после тюрьмы, этапов и Кемского лагеря, весною 1927 г. были уже в Соловках. Сначала вместе в 6 рабочей роте 4-го отделения, т. е. в стенах или в кремле самого б. Соловецкого монастыря, а потом Владыка был переведен в 4 роту, там же, и навещал и похоронил о. Иннокентия (ум. 24 дек. 1927 г.). В то время заключенное духовенство могло ходить в церковь преп. Онуфрия Великого на кладбище, оставленную для соловецких монахов, вольнонаемных рабочих. Монахи эти были высланы с острова в 1930 году. Зимою 1928 Г. Архиепископ Петр вместе с некоторыми другими из духовенства был переведен на другой Соловецкий остров – Анзер, «уединенное и пустынное местожительство» (письмо 21), где жил в б. Голгофском скиту (6 отделение) и здесь скончался. М. 3. Никонов-Смородин в кн. «кн. Красная каторга» (стр. 175, 214–220) безусловно говорит о нем, но ошибочно называет его Митрополитом Крутицким, который (также Петр) никогда на Соловки не был заключен. Ред.). 1927г. 1. 11/24 – II. Возлюбленный о Господе о. Митрофан. Поздравляю тебя с наступающим днем твоего Ангела, молитвенно желаю тебе душевного спасения, которое приобретается доброй христианской жизнью, смирением, терпением и любовью к ближним. Я писал тебе и буду писать, жду и от тебя писем. Прошу тебя прислать мне на бумаге изображение Св. Митрофана и Тихона. Поблагодари от меня М. Марию и передай ей, м. Таисии, посл. Наталии и О. А. (через мать М.) мое благословение и благожелания. Всех сегодня поминал за Бож. литургией. Где ты живешь? Что делаешь? Как спасаешься? Я надеюсь, что ты не забываешь, что ты инок и по силе подвизаешься Богоугождением. Где брат Иоаким? Как живет он? Матери Марии не пишу только потому, что не знаю ее адреса. Прошу сообщить. Тебе и всем благословение и поздравление с праздниками. В посылку можно вложить письмо. Поклон А. М. Прошу святых молитв. С любовью А. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Воевода уже поддавался его внушениям (§ 29). Но вот супруга его теряет зрение. Воевода круто изменился: просил, умолял, плакал, рыдал, признавал свой грех и обещал исправление, оставил прежнюю суровость и сделался благорасположенным. Георгий исцелил ослепшую и получил купцов, а клеветники просили у него прощения (§ 30). – Нет возможности хотя бы и с приблизительною точностью определить время пребывания Георгия в Трапезунте: рассказ этот поставлен агиографом рядом с нашествием Сарацин лишь по однородности главной идеи – заступничества Георгия за своих земляков. Трапезунт находился в руках Византии и тамошний воевода должен был руководствоваться действующим византийским законодательством. Но в Византии за нарушение таможенных правил ни в каком случае не следовало казни мечем, а положено было телесное наказание, острижение волос в знак бесчестия и штраф; 386 в этом рассказе заметно очевидное преувеличение агиографа, столь склонного ко всякого рода эффектам; подобное преувеличение (смертная казнь вместо простого наказания) мы встретили и у агиографа Феодора Студита (стр. 175). – Одна женщина просила святого отслужить в её молитвенном доме литургию (§ 31), но при этом забыла о том, что потребно для божественной литургии, – о хлебе и вине. Когда окончилось поучение и наступило время начинать литургию и когда при этом не оказалось потребного для предложения, то святой, сотворив чудо, получил хлеб и вино (§ 32). Распространяясь о пренебрежении к телесной нужде, обнаруженном женщиною, агиограф между прочим замечает: «о, если бы с самого начала люди не изобретали ни сухопутной, ни морской торговли, ни безвременных забот, ни долгих трудов и хлопот, бессонных бдений, всех этих горьких исчадий сребролюбия, ради которого бывают ненависти, убийства и кораблекрушения, ради которого существуют разбойники, воры и хищники, ради которого – ложь, клятвы и клятвопреступления и тысячеобразный рой других преступлений!» (§ 33). Из Трапезунта Георгий вернулся с купцами в Амастриду и затем отправился в Константинополь, где тогда царствовала импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

д. (Служеб. Иосиф. 1646 г. л. 520, 534, 555 и др.); во 2-х, из того, что этим крестом мы ограждаем себя для отгнания силы вражией; в 3-х, из того, что этому кресту покланялись св. апостолы и повелевают покланяться св. отцы. Что говорит Ефрем Сирин о том кресте, которым мы ограждаем себя? Он называет его животворящим и говорит: «сей бысть водружен на месте лобнем и ниже: «сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Ефр. Сир. 102 сл., о похв. кресту, л. 262 об.). Откуда видно, что четвероконечный крест почитали св. апостолы? Это видно из следующего случая в жизни св. ап. Андрея Первозванного. Когда его подвели ко кресту для распятия (крест этот был четвероконечный, на подобие буквы х), то он «не поругася», а сказал: благословен буди кресте, иже плотию Христовою освящен» (Кир. кн. л. 174 об. 175 и в Ч. Мин. под 30 нояб.). Откуда видно, что св. отцы повелевали покланяться четвероконечному кресту? Из следующих слов св. Афанасия Великого (в ответах на вопросы Антиоха князя): «Образ крестный от двою древу совокупляюще, внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем, об древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия неищевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем» (Матф. Правил. сост. 5, гл. 6; в Скриж. 1656 г. л. 57). Почитался ли четвероконечный крест на Руси до патр. Никона? Почитался. Это видно из того, что на многих старинных храмах, напр., на Успенском и Димитриевском соборах во Владимире, на Новгородском Софийском соборе, на Московском Архангельском соборе и мн. др. крест четвероконечный (см. др. свидет. в Вып. Озер. ч. 2, стр. 301308). Почему же митр. Филипп запретил нести этот крест пред папским легатом, когда тот входил в Москву? Потому, что не желал допустить ту честь, которую легат хотел доставить себе и своей церкви несением пред собою креста (см. Никон. летоп. VI, 4950). 6) О печати на просфорах Почему православная Церковь изменила печать на просфорах, т. е. печатает на них вместо восьмиконечного креста четвероконечный? Потому, а) что во вселенской Церкви принято печатать просфоры печатью с четвероконечным крестом; б) что на прежней печати вокруг восьмиконечного креста была надпись: «се агнец Божий, вземляй грехи мира»; но не всякая просфора есть агнец Божий, а только одна; в) что под восьмиконечным крестом на прежних печатях изображалась глава адамова, но «это изображение могло быть прилично только для просфоры, приносимой за умерших, а для просфоры, из которой вынимается агнец, очень не прилично» и г) что, по смыслу наставления священнику о действии над агнцем, на проскомидии следует закалать агнец крестообразно и на литургии, после пресуществления даров, разделять и располагать его в виде четвероконечного креста, при том так, чтобы слово ic.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

92. 107 Св. Афанас. велик. О явлен, во плот. Бога Слова: твор. ч. 3, стр. 292. Москва, 1853 г. Сн. прот. Аполлинар. кн. 1: – там же стр. 301, 373, 374. 110 Св. Кирилл. александр. Письм. к монах. египет.: твор. т. 5, ч. 2, стр. 3. снес. 19. Париж, 1638 г. 113 Св. Кирилл. александр. Прот. богохульств Нестор. кн. 1: твор. т. 6, стр. 12, 13. Париж, 1638 г. 116 Св. Кирилл. александр. Письм. к Калосир. прот. антропоморф.: твор. т. 6, стр. 365. Париж, 1638 г. 117 Св. Игнат богонос. Посл. к смирнян. стр. 174–175. Казань, 1855. Св. Иустин.. муч. Аполог. 1, чл. 61: христ. чт. 1825 г. ч. 17, стр. 99. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4, гл. 18, чл. 4 и 5, и кн. 5, гл. 2, чл. 2 и 3: твор. стр. 251, 293, 294. Париж, 1710 г. Св. Кирилл. иерусал. Тайнов. слов. 4, чл. 1–6: твор. стр. 367–369. Москва, 1855 г. и другие. 118 Св. Кирилл. александр. Письм. к Калосир. прот. Антропоморф.: твор. т. 6, стр. 365. Париж, 1638 г. 120 Лаодик. собор, прав. 49: книг. правил, стр. 188. Спб. 1839 г. Выражение приносить хлеб (ρτον προσφρειν) значит здесь именно освящение Даров в Евхаристии. Это ясно видно из употребления настоящего выражения тем же собором. Так в 19 правиле его (-стр. 182–183) изображается порядок молитв, бывающих на Литургии по беседах епископских (то есть, за чтением евангелия), до освящения Даров, а после молитв предписывается подавати ему мир и тако (по лобзании мира) совершати святое приношение (προσφορν πιτελεσϑαι). В 58 правиле (-стр. 190) того же собора запрещается епископам и священникам совершати приношение (προσφορν γνεϑαι) в домах. 121 Время лаодикийского собора с точностью неизвестно. Шестой вселенский собор, исчисляя соборы, помещает его между антиохийским (341 г.) и вторым вселенским собором (381 г.). Следоват. Лаодикийский собор был около 365 года. 122 Евсев. Слов. о Пасхе: Анж. Мая Нов. собран. древн. писател. том. 1, стр. 250. Св. Васил. велик. Бесед. о посте: твор. ч. 4, стр. 9 и след. Москва, 1846 г. Гангрск. собор, прав. 19: книг. правил, стр. 165. Спб. 1839 г. Лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В описании даны заглавия молитв: 3 антифона, первой о верных (§27b), Ουδες ξιος (§29b), благодарственной (§46 b) и νυσται (§48c). 40 Там же, стр. 64. Дано заглавие молитвы предложения. Замечено о молитвах: Οδες ξιος, νυσται, заамвонной и о молитве по перенесении даров. 41 Там же, стр. 75–76. Заглавия молитв: предложения, за оглашенных (§25b), Οδες ξιος (§29b), по перенесении даров (§30с). С возгласа γαπσωμεν λλλους (§31, 3) краткий порядок литургии до конца. 42 Там же, стр. 83. В конце рукописи замечено: γρφη ββλος ατη ι χειρòς Λξεντου πρεσβυτρου τους σχξα’, α’. На стр. 85–86 там же даны: заглавие молитвы за оглашенных (§25b), начало молитвы после ξαιρτως (§36,1), особая молитва вместо Πρσχες Κριε (40b 1 ). 44 Там же, стр. 146–147. Даны заглавия молитв: Οσες ξιος (§29 b) и по перенесении даров (§30 с). 45 Там же, стр. 159–160. По встречающимся в рукописи именам императоров (Алексея I Комнина, Uoahha II Комнина, Мануила Комнина под именем Матфея, Алексея II Комнина, Алексия III Ангела) описатель относит рукопись к первой половине XIII века. На стр. 160–161 даны: заглавие молитвы предложения, мол. за оглашенных (§25b), заметка о διολοκατηχουμνη (§26b), заглавие пер. мол. за верных (§27 b), начало молитвы после ξαιρτως (§36,1), конец литургии со слов ‘Υφϑητι π τος ορανος (§45). 46 Там же, стр. 175. Литургия начинается возгласом мол. первого антифона. Замечено об ектеньи и молитве за просвещаемых (§26 b c). 47 Там же, стр. 202. Встречаются имена: ‘Ρπερτος ηγς, Γουλιλμος ηγς (XII века). На стр. 205–206 даны: заглавие мол. за оглашенных (§25b), и краткий порядок литургии после великого входа, кончая просительной ектеньи. 48 Там же, стр. 232–233. Даны заглавия молитв: за оглашенных (§25b), Οσες ξιος (§29b), νυσται (§48 c), Τ πλρωμα (§48 c 1 ). 49 Там же, стр. 249. В конце рукописи приписано: Δησις το ερως μοναχο κα ρχιπαπ το Σιν ρους N 1 . В Описании замечено о моменте пресуществления даров (§35, 23–24) и о заамовных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010