Из учения о присутствии Иисуса Христа в Евхаристии вытекают следующие заключения, которыми еще точнее определяется образ присутствия Его в сем Таинстве и которые надобно твердо помнить при изъяснении Литургии: a) Хотя хлеб и вино в Евхаристии претворяются собственно в Тело и Кровь Господа, но так как с Его Телом и Кровью нераздельно соединена Его душа, a с Его человечеством нераздельно и ипостасно соединено Его Божество: то явно, что Иисус Христос присутствует в Евхаристии не одним только Телом Своим и Кровью, но всем существом Своим, т. е. и душою Своею, и самим Божеством. ( Ин. 6:56–57 . – Иоан. Дамаск «Точн. излож. пр. веры», кн. IV. гл. 13. См. «Бесед. о Таин.» архиеп. Евсев. стр. 175). b) Хотя освященные дары раздробляются и разделяются в Евхаристии, но собственно это бывает только с видами хлеба и вина, а не с самим Телом, которое, вместе с Кровью, как тело духовное, прославленное, бессмертное, «ктому уже не умирает» ( Рим.6:9 ; 1Кор.15:43–44 ), следовательно, не может подвергаться разделению, разрушению, раздроблению. Отсюда, в каждой части освященных даров находится не одна какая-либо часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда и во всем целое, и в каждой части – до малейшей частицы – присутствует весь Христос по существу Своему, т. е. с душою и Божеством, совершенный Бог и совершенный человек. («Посл. восточ. патр. о прав. Вере», чл. 17); см. слова в чинопослед. Литургии при раздроблении Агнца. c) Равным образом, хотя Евхаристия совершалась и совершается в бесчисленных местах вселенной, но Тело Христово всегда и везде одно, и Кровь Христова всегда везде одна, и повсюду в Евхаристии присутствует один и тот же Христос, совершенный Бог и совершенный человек. («Посл. вост. патр. о пр. вере» чл. 17). d) Так как хлеб и вино, чрез таинственное освящение, пресуществляются в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, то значит, со времени освящения даров, Он присутствует в Евхаристии постоянно, т. е. присутствует не только при самом употреблении и принятии Таинства верующими, но и до употребления, и после употребления. («Посл. вост. патр. о пр. вере», чл. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

173 Петр (Троицкий), магистр VII курса киевск. дух. академии; в 1853 г. инспек. той же акад.; в 1856 г. рект. киевск. дух. сем.; в 1858 г. наст. посольской церкви в Константинополе, а потом в Афинах; 29 мая, 1869 г., еписк. аккерманский, викарий кишиневской епархии; † 10 октяб., 1873 года. 175 Борэ, иезуит, папский викарий в Константинополе, автор сочинения: «Вопрос о святых местах»., напеч. в Константинополе в 1851 г., в коем доказывается, что греки со времени патриарха Фотия, как схизматики, потеряли право на св. места. На это бывш. констант. патр. Константий отвечал Борэ: «не потому ли, что греки не хотят признавать папу главою епископов всего мира? Друг! Фанатизм ввел тебя в заблуждение. Как! Едва в памяти людей исчезли времена суеверия, и ты снова их хочешь вызвать? Не прельщайся; они не возвратятся». См. Лет. церк. соб. 1880 г., стр. 819. 184 Кирилл 7 й, из митрополитов аммассийских, избран на патриарший престол 20 сент. 1855 г., а 4 июля 1860 г., отказался от престола. 185 Константий 1-й, из архиеп. синайских, избран на патриарший престол 6 июля, 1830 г., 14 августа. 1834 г., оклеветанный в приверженности к России, низложен; † 5 янв., 1859 г. Свед. о нем в журн. Странн. за 1860 год. 188 Разумеется секр. посольства Евг. Петр. Новиков, впослед. посол. в Константинополе и Вене. В 1859 г. он издал в Москве сочинение, в двух томах, под заглавием: «Гусс и Лютер. Критические исследования». 192 См. выше, Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому, с мнением по поводу предприятия низложить вселенского патриарха, и об удалении геронтов из константинопольского синода. 193 С собственноручного чернового подлинника, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 95. Т. I; докум. 3. 196 3 апреля, 1860 г., в день Светлого Воскресенья, когда епископ макариупольский Иларион совершал торжественное богослужение, собравшиеся во множестве в церковь болгары с шумом и криком потребовали от Илариона, чтобы он не воспоминал имени патриарха константинопольского на литургии, и Иларион уступил, начав поминать «всякое епископство православных». Русск. Вестн., 1882 г., май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

§ 174. Когда начнется пение: «Ныне силы небесныя...» диакон, если есть, а без него сам священник кадит св. престол, жертвениик и алтарь, читая тайно псалом 50-й. После каждения священник и диакон (а если нет диакона, то священник один) читают по обычаю: «Ныне силы небесныя…» трижды, целуют – священник св. антиминс и престол, а диакон только престол, и отходят оба к жертвеннику для перенесения св. даров на престол по уставу (Сравн. руков. для С. П. 1864 г, т. 1. стр. 313, 31). § 175. Подойдя к жертвеннику, священник прежде всего берет кадильницу, кадит ею дары и, отдав кадильницу диакону, возлагает на его плечо большой воздух, а если нет диакона, то себе на плечо, по обычаю. Затем священник берет дискос, поставляет его на голове своей и держит правой рукой, левой же рукой берет потир с вином и, держа чашу при груди, т. обр. совершает великий вход чрез северные двери в царские врата, как и на обыкновенной литургии. Только при этом ни священник, ни диакон никого не поминают, а только могут тихо читать: «Помилуй мя, Боже…», и диакон, предшествуя со кадильницею, кадит пред св. дарами, по возможности часто. По перенесении св. даров священник должен прежде поставить св. потир на антиминс, а потом уже обеими руками снимать с головы дискос, чтобы избегнуть при этом каких либо опасных случаев. Затем малые покровцы снимаются с дискоса и чаши, и св. дары покрываются большим воздухом, как и на обыкновенной литургии, только без всяких решительно молитв (как напр. «Во гробе плотски…» и т. д.), употребляемых при этом на литургии Иоанна Златоустог о, или Василия Великого , священник окаживает св. дары, тоже не говоря ни слова, и преподав простое благословение диакону (без произнесения обычных слов: «Помяни брате, и сослужителю…» и т. д.) совершает снова три земных поклона с известной молитвой: «Господи и Владыко живота моего…» и совершается дальнейшее чтение ектении, и «Отче наш» но уставу. § 176. На литургии преждеосвященных даров, по великом входе задергивается обыкновенно не вся катапетасма или завеса, а только половина ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Слова». В-4-х: допущенное Н.И. Субботиным распубликование частного интимного письма для целей обостренной полемики оставляем без ответа, – на суд читателей и на совесть почтенного старца, автора статьи. В-5-х: просьбу редактора «Братск. Слова», – «оставить в покое наше старое дело», (т.е. борьбу с расколом?), не считаем возможным исполнить, так как дело борьбы с всесильным расколом не признаем делом только вашим ( Н.И. Субботина ); это многотрудное, вековое дело и не ваше и не наше, а всякого ревнующего об интересах родного православия и посильно могущего служить пользе Матери-Церкви… Наоборот, строгая критика многоопытного профессора–расколоведа, за два года его молчаливого наблюдения за «Миссионер. Обозр.», усмотревшего в глазу брата лишь два-три сучка мелких убеждает, что посильный труд наш и в области расколо-обличения не тщетен пред Господом. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает… Впрочем, к успокоению Редакции «Братск. Слова» считаем не лишним объяснить ей, что в числе редакционных соработников наших по вопросам раскола есть весьма сведущие люди, есть и бывшие сотрудники «Братск. Слова», следовательно, – надеемся люди – «искушенные». Редакция. 174 Исключенная статья 199 гласила: «За допущение малолетних христиан производить духовные обряды по жидовской вере, или иной какой-либо ереси, или же участвовать в оных, родители сих детей или воспитывающие их подвергаются, так же как за совращение совершеннолетних в раскол: наказанию, выше сего в статье 197 определенному. Сами же малолетние, производящие сии обряды, отсылаются на казенные фабрики». Это же законоположение, с незначительным дополнением, заключалось в виде статьи 209 в Улож. о нак., изд. 1845 г. 175 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Издано Н.С. Таганцевым Спб. 1895, стр. 209 и 210. 176 Если газета имеет в виду специальный журнал г. Субботина, то действительно, «Братск. Слово» почему-то «хранило молчание» даже и о самом Синодальном распоряжении относительно созыва съезда миссионеров в Казани; не обмолвился противо-раскольничий журнал также и о ходе занятий, а равно и о результатах совещаний съезда… И только лишь одному вопросу о Тираспольской секте проф. Субботин уделил свое просвещенное внимание. Ред. 177 Первую литургию по приезде в Киев Савватий служил в старой молельне, так как за отъездом Поповой ее молельня была заперта, а оставленные ею заместитель старосты отказался отпереть Савватиеву церковь без разрешения Поповой. Савватий испросил у последней разрешение и после собора совершил здесь литургию. 178 На ектеньях царствующая фамилия поминается по формуле старопечатных служебников: «Еще молимся о благочестивом царе нашем» и т.д. и после прошения поется Господи помилуй 12 раз. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в Формуле согласия, два последние акта – обновления и освящения выделяются из члена об оправдании, но вместе с тем, однако, признаются следствиями оправдания и как таковые рассматриваются в связи с первыми двумя моментами оправдания – оправданием в собственном смысле и возрождением (Müller. S. 615). В своем сочинении, при раскрытии лютеранского учения о сущности оправдания г. Н. Тереньтев почему-то говорит только об оправдании в тесном смысле и обновлении, умалчивая о возрождении и освящении, и потому не дает вполне ясного понимания лютеранского учения по данному вопросу. К числу недостатков сочинения г. Н. Терентьева далее следует отнести отсутствие детальной разработки некоторых более или менее существенных пунктов лютеранства, нашедших для себя выражение в символических книгах последнего. Сюда напр. следует отнести: отсутствие раскрытия вопроса о значении закона, в первый период реформаторской деятельности отвергнутого Лютером и Меланхтоном в деле оправдания и затем во второй период той же деятельности принятого ими как необходимого для оправдания (Müller. S. 536–538, 639–645); отсутствие той же детальной разработки при раскрытии вопроса о взаимоотношении между Евангелием и Законом, очень резко разделяемыми Лютером и Меланхтоном (Müller. S. 87–88, 106, 65–67, 175, 53, 55, 638 и др.); отсутствие детального раскрытия учения Лютера и Меланхтона о церкви, поскольку автор напр. упоминает не о всех свойствах, усвояемых церкви Лютером и Меланхтоном (Müller. S. 178) и пр. Встречаются, наконец, в исследовании г. Н. Тереньтева и некоторые неточности. На стр. 238-й он напр. говорит, что «о диаконской степени священства в символических книгах ничего не говорится». Это не совсем точно. В символических книгах лютеранства не раз говорится о диаконском служении, в частности, что это служение имеет Божеское происхождение (Müller. S. 203) 11 , о том, что диаконы по заповеди Божией должны были вести брачную жизнь (Müller. S. 49) 12 , о том, что диаконы должны приобщаться во время литургии после епископов и пресвитеров (Müller.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Ср. также протопр. И. Л. Янышева Православно-христианское учение о нравственности, 2 изд., стр. XI: «Сущность нормально-нравственной жизни, её на земле относительное совершенство и блаженство – во всяком случае не во внешних обнаружениях, а в одушевляющем их внутреннем духовном строе. Достоинство внешних форм, чего бы они ни касались, церковной ли жизни или форм индивидуального быта, общественного и государственного устройства, всегда и везде условно». Впрочем, последние строки требуют некоторого ограничения. – Архиеп. Антоний Волынский как будто говорит иное, когда (в своей статье Нравственная идея догмата Церкви) определяет Церковь , как «восстановленное Христом единство естества верующего человечества», однако и по его мнению «внедрение новой природы (благодати) в душу каждого христианина происходит не столь непосредственно, как развитие человеческой личности невинного Адама на почве человеческой природы, но прежде всего чрез сознательное усвоение жизни Христовой или христианства» (IV, 175–176). 1602 Отсюда легко видеть, в какие группы (по времени прохождения в академическом курсе) должны соединяться богословские науки: священное писание (с вспомогательными), патристика и церковная история – первая группа, к которой должны быть отнесены и философские науки; догматика и нравственное богословие – центральная группа; гомилетика, пастырское богословие, литургика, каноническое право – последняя группа. Замечу кстати, что все эти предметы должны проходиться в первые три года, а на четвертый курс должны быть отнесены те светские предметы, которые не имеют ближайшего значения для богословской науки и преподаются в академии исключительно по мотивам приготовления преподавателей для семинарии. У нас на этот счет царит какой-то бюрократический взгляд: чем предмет важнее, тем он должен преподаваться безусловно позднее и лицами наиболее высокого сана. Так в семинариях священное писание Нового Завета преподается в 5 классе инспектором и в 6 классе ректором, – вследствие чего, во-первых, семинарское образование не имеет новозаветно-библейского характера и, во-вторых, священное Писание преподается прескверно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. Подробнее см. Русск. Вестн. 1873 г. к. IV, стр. 651, прим. 170 На первых порах своей подвижнической жизни св. Савва, «имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположение» (pag. 248) и даже прямо говорил, что «желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей» (pag. 244), но позднее, по необходимости, был рукоположен во священника (pag. 246), даже возведён был архиепископом Саллюстием в сан архимандрита и «поставлен начальником и законодателем всех отшельников и всех, кои хотят жить в кельях» (pag. 262:333). Уступая запросам времени и имея в виду благо церкви, св. Савва, очевидно, согласился и на то, чтобы воспитанные им ученики занимали епископские и митрополичьи кафедры. 171 Из лавры преп. Саввы Освященного монахи делались епископами не только в иерусалимском патриархате, но даже и в александрийском. Так, некто Георгий, брат лавры, потом монах обители пещерной, отправившись однажды в Александрию и сделавшись там хорошо известным архиепископу Зоилу (541–551), был рукоположен в епископа Пелусийского. (pag. 277). 172 Настоятелей других киновий вышло очень много из лавры преп. Саввы. Многих своих учеников св. отец сделал настоятелями, ещё при жизни своей, а другие заняли настоятельские места потом (pag. 140:277). 175 Словом σναξις обозначаются очень нередко в аскетической литературе богослужебные собрания братий. С этим значением настоящее слово неоднократно употреблено и преп. Кириллом Скифопольским в биографии св. Саввы (pag. 264 et cet.). 176 Сам св. Савва был большой любитель уединённой жизни – жизни келиотской, но в уединении он пребывал лишь пять дней недели, а на субботу и воскресение приходил в лавру (pag. 232). При жизни святого отца, все келиоты собирались в эти дни тоже в лавру. По окончании литургии, для братии, собравшихся из келий, находящихся в окрестностях монастыря, предлагалась экономом лавры трапеза (δικλυσμα) из хлеба, оливкового масла, мёда, сыра и других яств (pag. 323). 178 Св. Савва, при жизни своей, испытал много неприятностей и пишет в своём завещании картину, так сказать, с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

172 Между тем, г. Киприанович согласен признать протоиерея Гоголевского ревностным православным пастырем, несмотря на тот соблазн, который подавала прихожанам его собственная семья и несмотря на уличение его самого в вымогательстве. См. его «Жизнь Иосифа Семашки», стр. 290. 174 Уже пр. Макарий в 1869 году обратил внимание консистории на то, что в семействах священно-церковно-служителей, по небрежности священников и благочинных, лица женского пола часто носили имена латинские. 175 В 1852 священника Ганутской церкви Андрея Корниловича и Спягельской – Фаддея Снитку за то, что они ездили в понедельник и вторник первой недели поста в гости к помещику поляку и там ели мясо, а жены их танцевали, пр. Иосиф наказал однонедельною эпитимией при кафедральном соборе и обязал подпиской, что впредь не будут дозволять себе подобных поступков, а Корниловича, как состоявшего духовником в своем благочинии, отрешил от сей должности. 179 Консистория ограничилась, по сему поводу, только тем, что поставила это обстоятельство на вид всему духовенству Литовской епархии. 180 Один из наших учеников выпуска 1890 года из Литовской духовной семинарии, уже в сане священника, передавал вам, что он не стесняется говорить по-польски в домах помещиков-поляков, которые его за то особенно любят. 181 Это особенно нужно сказать относительно несоблюдения духовенством постов, что заставило в 1893 году Литовскую духовную консисторию циркулярно предписать духовенству подавать своим прихожанам в этом отношении пример. Впрочем, это предписание не помешало одному священнику в Петровский пост, после литургии 24 июля и после проповеди, произнесенной им народу, в которой он указывал на св. Иоанна Предтечу, как на образец поста, осмелиться предложить преосвященному ревизору скоромное угощение в своем доме, при многочисленном собрании присутствующих. А в другом месте также священник предложил пр. ревизору скоромное угощение и Успенский пост. 182 Точно также, но наблюдению одного пр. ревизора, у многих священников не было икон в передней, а у одного даже и в гостиной, отлично благоустроенной разными картинами, даже из области балетной, а у некоторых священников икона помещалась прямо на комоде, или столе, рядом, например, с туалетом и разною домашнею утварью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

38 СовершениюТаинства крещения не может служить препятствием под известными условиями отправление служб церковных, даже литургии (если последует приглашение священника крестить младенца до великого выхода – до перенесения Св. Даров с жертвенника на престол, то он должен оставить на время службу в храме и поспешить для крещения слабого младенца Учит. Извест. при служебн.), не только что какие-либо частные домашние занятия. Но что делать священнику, когда одновременно пригласят его и для крещения слабого младенца и для напутствования св. Тайнами больного, находящегося при смерти? В таком случае священник не иначе может поступить, как таким образом: крещение слабого младенца предоставить кому-либо из членов причта или даже мирян, а самому немедленно отправиться к опасно больному для напутствования последнего св. Тайнами. Так должно поступать потому, что крещение в крайней нужде предоставляется и мирянину совершать, тогда как напутствовать больного никто не может, кроме священника, даже и диакон не может преподавать св. Тайны другим. 39 Православная наша Церковь хотя и признает действительность и неповторяемость крещения, правильно совершаемого посторонними лицами, без священника в действительной нужде, «но совершенно иначе смотрит на те случаи, когда не священные или даже и священные, но иноверные лица берут на себя совершение этогоТаинства или по легкомыслию, или по небрежению к установленным властям церковным, или по другим каким нечистым побуждениям». Тут непризванный совершитель крещения является уже самозванцем, так сказать, узурпатором Божественной благодати, присутствие которой поэтому, очевидно, не может быть, признано и на самом крещеном (Номокан. при больш. треб. А. Павлова стр. 175, 176; Срав. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 88 и 89, которыми запрещается иноверным священникам совершать требы для православных, и – ст. 95 (прим.), по которой священники римско-католические за окрещение по обрядах их веры детей православного исповедания и вообще за совершение треб для православных подлежать суду общих судебных мест, на законном основании). Понятно, что под это правило должны быть подведены все иноверные акушерки и по преимуществу те из полек и раскольниц, которые всегда так падки крестить новорожденных младенцев у православных по нужде и без нужды (Срав. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 85, которая обязывает «всяную духовную власть и всякое частное лице иностранного христ. исповедания не прикасаться в делах веры к убеждению совести последователей других вер»). Потому, если бы православный священник положительно мог убедиться, что то или другое лицо, та или другая акушерка, особенно неправославного вероисповедания, крестили младенца без всякой видимой надобности, то должен снова крестить его без всякого прекословия, по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010