7 июня 2021 г. президент Дуда в сопровождении предстоятеля Польской Православной Церкви (ППЦ) Блаженнейшего митрополита Саввы и представителей польского православного епископата посетил Подляшье, где компактно проживает белорусское православное меньшинство. Особо стоит отметить, что Дуда, помимо посещения православных святынь, побывал и в селе Залешаны, где в 1946 г. партизаны Армии краёвой – польские националисты-католики – убили большое число православных белорусов, обвинив их в русофильстве и сотрудничестве с Советскими военными. Дуда почтил паять жертв этой этнической чистки, что является нетипичным поведением для современных руководителей польского государства. Помимо этого, президент встретился с самым состоятельным и влиятельным православным бизнесменом в Польше – Мартынюком. Визит был предпринят Анджеем Дудой с целью выяснить отношение православного духовенства и верующих к созданию подчиненной Фанару ПЦБ, определить возможность ее возникновения в Польше. В 2021 г. усилия польского руководства и Фанара не увенчались успехом из-за позиции блаженнейшего митрополита Саввы, который высказался резко против создания ПЦБ в Польше. Однако активность Константинопольской иерархии на белорусском направлении не угасла, но была перенесена из Польши в Литву. 20 марта 2023 г. Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Литовскую Республику. На следующий день – 21 марта – он провел встречи с представителями литовского правительства, руководством Католической Церкви в Литве, а также с 5-ю бывшими священниками Литовской епархии РПЦ, в начале 2023 г. перешедшими в Константинопольский патриархат, членами литовской, украинской, белорусской и греческой православных сообществ, которые проживают в Литве. Патриарх Варфоломей подписал совместно с премьер-министром Литовского правительства Ингридой Шимоните соглашение о создании в этой стране структуры Константинопольского патриархата – епархии. Соглашение предусматривает строительство и безвозмездную аренду у государства храмовых помещений, осуществление миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности. Клирики Константинопольского патриархата получат такой же правовой статус, как и священнослужители других традиционных для Литвы христианских конфессий.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/19/beloru...

Для миллиона же русских и такого же числа самогитов, между которыми знание русского языка сильно распространено, благодаря воинским постоям, рекрутским наборам и другим путям, мысль эта, т. е. введение преподавания на означенном выше языке, есть, замечает преосвященный Иосиф, продолжение усилий известной партии привить польскую народность к здешнему русскому и литовскому населению. Кроме того, введение в приходских училищах польского языка он находил вредным еще и в том отношении, что, по естественному влиянию здешнего высшего класса, оно уронило бы непременно русский язык и успешное преподавание оного и сих училищах. Нужно было, по мнению его, также обратить внимание и на то, что третья часть населения здешних губерний состоит из воссоединенного недавно с православной церковью народа, и усиление знания польского языка было бы некоторого рода ослаблением чувств сих новых чад к русской народности и православной церкви. «Что же касается языка литовского и самогитского, – замечает Иосиф, – то, если оно нужно для богослужения, – ввести латинский язык, на котором оно совершается, а если для распространения образованности, то это невозможно, при недостаточном развитии письменности на этих языках, и, кроме того, употребление оных ограничено тесной местностью и они подразделяются на разные говоры, так что правительству было бы почти невозможно найти учителя, который бы мог преподавать вместе и русский и литовский языки». По всем этим соображениям, митрополит дает совет: «лучше обратить внимание на изучение русского языка среди населения исключительно литовского, как языка правительственного и литературного, а чтение на литовском и самогитском языках дозволить местным ксендзам, что для них не будет обременительным, если этим чтением заняться после достаточного изучения детьми русской грамоты» 82 . С таким взглядом преосвященного Иосифа не мог не согласиться такой великий государственный ум, как Михаил Николаевич Муравьев, который уже с давних пор привык разделять и уважать мнения Иосифа и который сам, сделавшись генерал-губернатором в северо-западном крае, во взгляде на преподавание польского языка в школах стал вполне на точку зрения митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Между тем Шеин дал знать Шереметеву, чтоб прислали к нему человека его, если с боярами есть его человек в острожке, или человека повинных его, Салтыковых или Морозовых. Уполномоченные велели человеку Морозовых (Бориса и Глеба Ивановичей), Поздею Внукову, ехать к литовским послам в обоз, а приехав, велеть про себя сказать боярину Михаилу Борисовичу Шеину. Последний через дворянина Коробина велел сказать Внукову, чтоб уполномоченные никак не медлили разменом, потому что у литовских послов чаять мирному договору и размену нарушенья, да чтоб в обозе у бояр было бережно и осторожливо. Уполномоченные испугались, согласились на все, и последовал размен. 1 июня митрополит Филарет приехал к речке Поляновке в возке, а Шеин, Томила Луговской, все дворяне и пленные шли за возком пеши. На Поляновке сделаны были два моста: одним должен был ехать Филарет со своими московскими людьми, а другим – Струсь с литовскими пленниками. Подъехав к реке, Филарет прислал литвина Воронца сказать уполномоченным, чтоб отпустили к нему Струся наперед безо всякого спасенья, а остальных пленных с обеих сторон будут пересматривать по списку. Но уполномоченные, опасаясь обмана, отказали Воронцу: «Струся нам прежде великого государя Филарета Никитича отпустить никакими мерами нельзя, а пересматривать по росписи всех пленных на лицо некогда, время уже вечернее, и если на обеих сторонах пересматривать, то дело втянется в ночь; мы верим вашей росписи, кого по росписи и не объявится, то мы за ними тотчас в обоз пришлем». Филарет прислал в другой раз к уполномоченным, чтоб выслали наперед Струся и дурна никакого не опасались. Тогда они отправили Струся, а сами с стольниками, стряпчими, дворянами московскими, жильцами и выборными из городов дворянами дожидались Филарета у съезжего моста пеши, и как скоро Филарет, Шеин, Луговской и все дворяне по мосту пошли, то бояре велели всем литовским пленникам идти по своему мосту. Переехавши мост, митрополит вышел из возка, а Шереметев начал говорить ему речь: «Государь Михаил Феодорович велел тебе челом ударить, велел вас о здоровье спросить, а про свое велел сказать, что вашими и материнскими молитвами здравствует, только оскорблялся тем, что ваших отеческих святительских очей многое время не сподоблялся видеть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

XVIII. Имели суждение: О назначении окончившим в минувшем учебном году курс воспитанникам Академии премий: а-в) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей, протоиерея А. И. Невоструева в 157 рублей и XXIX курса в 60 рублей – за лучшие кандидатские сочинения; г) протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 80 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории; д) Архиепископа Дмитрия (Самбикина) в 76 рублей – за лучшие кандидат- —603— ские сочинения, посвящённые преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви; е) профессора И. Н. Корсунского в 55 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии; ж-з) двух премий Митрополита Московского Макария , по 96 р. 50 к. каждая, – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, представленные ими в течение первых трёх курсов, и и) протоиерея И.С. Орлова в 32 рубля – за лучшие успехи в сочинении проповедей; а также о присуждении одному из студентов II курса премии имени профессора А.П. Введенского в 23 р. 75 к. – за лучшее третное сочинение по философским предметам. Справка: 1) Относительно присуждения премии Митрополита Литовского Иосифа указом Святейшего Синода от 28 декабря 1873 года за 3778 предписано: «Премии назначать, не раздробляя их в каждой Академии за кандидатское сочинение по какому бы то ни было отделению, признанное лучшим из представленных студентами при переходе из III курса в IV, с тем, чтобы, согласно воле завещателя, выдача премий производилась не прежде, как по окончании воспитанниками полного академического курса». 2) Премия протоиерея А.И. Невоструева, согласно п. 1-му правил относительно употребления процентов с пожертвованного им капитала, присуждается за то из кандидатских сочинений, которое в этом году признано будет Советом за лучшее. – 3) Положения о премии «имени XXIX курса» § 4: «Премия присуждается по усмотрению Совета Академии за одно из лучших кандидатских сочинений». – 4) Положения о стипендии и премии имени протоиерея А.М. Иванцова-Платонова п. 10: «Остатки от процентов со всего стипендиального капитала (сверх 220, а ныне сверх 300 руб.) выдаются в одно из заседаний сентябрьской трети за одно из лучших кандидатских сочинений по предмету церковной истории по постановлению Совета Академии». – 5) Положения о премии Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия (Самбикина) § 2: «Премия выдаётся через два года, по усмотрению Совета Академии, одному из студентов за луч-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Узнав из газет о кончине Литовского святителя не ранее 28 ч., я в тот же день дал Консистории предложение следующего содержания: «1) В Субботу, 30-го числа, имеет быть соборне совершена архиерейским священнослужением в Градской Воскресенско-Рынковой церкви заупокойная литургия с паннихидою пред оной о почившем в Бозе преосвященнейшем Иосифе, митрополите Литовском и Виленском. 2) К панихиде собраться всему градскому духовенству и начальствующим духовно-учебных заведений с наставниками и учащимися. 3) Предписать и прочему городскому и сельскому духовенству Полоцкой епархии совершить молитвенное поминовение о почившем Иерархе, столь много потрудившемся в деле воссоединения бывшей Унии с православною Российскою церковию. 4) Консистория учинит по сему должное распоряжение». Вслед затем получено было из Св. Синода циркулярное указное уведомление о смерти преосвященного митрополита Иосифа, относившееся ко всем епархиальным архиереям, но спустя год после сего сделано было Св. Синодом особое распоряжение, касавшееся только тех епархий, где совершилось воссоединение униатов. По поручению Синода, преосвящ. Макарий 197 – преемник почившего в Бозе митрополита Иосифа – обратился ко всем преосвященным сих последних епархий, в том числе и ко мне, с следующим письмом от 7-го Декабря 1869 г.: «Ради особенных заслуг в Бозе почившего митрополита Литовского Иосифа, по делу воссоединения Униатов с православною церковию, высшее начальство имеет мысль установить навсегда ежегодное поминовение о нем в день его кончины, 23-го Ноября, по всем церквам тех епархий, где совершилось воссоединение Униатов. Но только Начальству желалось бы, чтобы наперед сами местные Преосвященные, каждый от своего лица, вошли в Св. Синод с ходатайством о таком установлении для церквей вверенных им епархий. И мне поручено снестись письменно с Вашим Преосвященством, как и с Преосвященными Могилевским и Минским, и предложить Вам, Милостивый Архипастырь, не признаете ли Вы возможным поступить согласно с означенным желанием Высшего Начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3) Галиция в лице своих собственных князей и потом королей Польских и Литва находили неудобным для себя и нежелательным то, чтобы состоять в церковной зависимости от митрополита, имеющего пребывание в Московской Руси; но они, по причинам, указанным выше, не видели для себя неудобства в том, чтобы им обоим состоять под властью одного и того же отдельного митрополита, почему это так и было с 1316–17г. по 1361г. 4) Великий князь Ольгерд, употреблявший все усилия доставить в обладание своего отдельного митрополита Романа истинно-кафедральный город митрополитов всея России Киев, по всей вероятности, соединял с этими усилиями тот весьма важный политический замысел, чтобы сделать центральной и настоящей Русью свою Литовскую Русь. 5) Начиная с сына Ольгердова Ягайлы великие князья Литовские перестают настоятельно заботиться о том, чтобы доставлять своей Литовской Руси отдельных митрополитов (за исключением заботы об этом Витовта при Фотии, которая, быв вызвана побуждениями не церковно-политическими, а личными, не должна быть принимаема в счёт). Это, по всей вероятности, должно объяснять тем, что великие князья, состоя под влиянием католического духовенства, находили более выгодным для католической пропаганды, чтобы подвластная им Русь не имела своего собственного митрополита, а находилась под властью митрополита, имеющего пребывание вдали от неё. А если король Польский Казимир Великий обратился в 1370г. к патриарху Константинопольскому с требованием особого митрополита для Галиции, то его поступок вероятно объяснять тем, что он был государь, отличавшийся совершенной веротерпимостью и заботившейся более о благе всех своих подданных, чем о католической пропаганде. (А окончательно отделилась от Москвы Литовская Русь с Галицией при св. Ионе не столько вследствие желания королей Польских и великих князей Литовских, сколько вследствие желания самого православного духовенства Литовской Руси и Галиции: об этом скажем ниже). 6) Принципиальное учение патриархов Константинопольских состояло в том, что вся Русь должна составлять одну нераздельную митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Киеве состоялась презентация издания «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1678-1686 годы. Исследования и документы» 28 октября 2020 г. 10:07 27 октября 2020 года в Киевской духовной академии в рамках XII Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы» состоялась презентация издания «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1678-1686 годы. Исследования и документы». Презентацию провел на пленарном заседании конференции заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви , профессор КДА протоиерей Николай Данилевич. В отличие от прежних подчас тенденциозных попыток анализа разрозненных источников, издание представляет собой полную и исчерпывающую выборку из российских архивов с 1676 по 1686 год по истории присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви в 1686 году и является наиболее полным на сегодня собранием архивных документов по данной теме. Из 246 опубликованных документов около двухсот впервые введены в научный оборот. Они содержат свидетельства о тяжелом положении православных на территории Польши и Литвы, бесценные сведения обо всех этапах переговоров, приведших к восстановлению единства Русской Православной Церкви, а также грамоты и деяния Константинопольского Патриархата . Публикуемые тексты тщательно исследованы и проанализированы ведущими российскими учеными. Тексты снабжены научным комментарием и, в случае необходимости, переводом на современный русский язык. Издание дает актуальный историко-канонический ответ на односторонние действия Константинопольского Патриархата на канонической территории Украинской Православной Церкви и его попытки пересмотреть свое историческое решение 1686 года о воссоединении Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Документы наглядно демонстрируют, что решение о передаче Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви было на тот момент единственно возможным решением для сохранения Православия на территории Польско-Литовского государства; что инициатива воссоединения с Русской Православной Церкви исходила от украинского народа, от самой Киевской митрополии, ее духовенства и верующих; что вопреки недавним претензиям Константинопольского Патриархата, его решение 1686 года о передаче Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви не имело ограничений по времени и полномочиям, то есть было окончательным и бесповоротным.

http://patriarchia.ru/db/text/5711527.ht...

Узнав из газет о кончине Литовского святителя не ранее 28 ч., я в тот же день дал Консистории предложение следующего содержания: „1) В Субботу, 30-го числа, имеет быть соборне совершена архиерейским священнослужением в Градской Во- —112— 1868 г. скресенско-Рынковой церкви заупокойная литургия с панихидою пред оной о почившем в Бозе преосвященнейшем Иосифе, митрополите Литовском и Виленском. 2) К панихиде собраться всему градскому духовенству и начальствующим духовно-учебных заведений с наставниками и учащимися. 3) Предписать и прочему городскому и сельскому духовенству Полоцкой епархии совершить молитвенное поминовение о почившем Иерархе, столь много потрудившемся в деле воссоединения бывшей Унии с православною Российскою церковью. 4) Консистория учинит по сему должное распоряжение“. Вслед затем получено было из Св. Синода циркулярное указное уведомление о смерти преосвященного митрополита Иосифа, относившееся ко всем епархиальным архиереям, но спустя год после сего сделано было Св. Синодом особое распоряжение, касавшееся только тех епархий, где совершилось воссоединение униатов. По поручению Синода, преосвящ. Макарий 888 – преемник почившего в Бозе митрополита Иосифа – обратился ко всем преосвященным сих последних епархий, в том числе и ко мне, со следующим письмом от 7-го декабря 1869 г.: „Ради особенных заслуг в Бозе почившего митрополита Литовского Иосифа, по делу воссоединения Униатов с православною церковью, высшее начальство имеет мысль установить навсегда ежегодное поминовение о нем в день его кончины, 23-го ноября, по всем церквам тех епархий, где совершилось воссоединение Униатов. Но только Начальству желалось бы, чтобы наперед сами местные Преосвященные, каждый от своего лица, вошли в Св. Синод с ходатайством о таком установлении для церквей вверенных им епархий. И мне поручено снестись письменно с Вашим Преосвященством, как и с Преосвященными Могилевским и Минским, и предложить Вам, Милостивый Архипастырь, не признаете ли Вы возможным поступить согласно с означенным желанием Высшего Начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) предписать, чтобы все находящееся по Греко-униатским приходским и монастырским церквам органы были в течение трёх месяцев проданы в пользу тех же церквей, а в случае неявки в сие время покупщиков, разобраны и уничтожены; 2) засим удалить и находящихся при означенных церквах органистов, если они стороннего ведомства, а если принадлежат ведомству духовному, определить их к другим причётническим должностям, соответственно их способностям; и 3) продажу или уничтожение органов в назначенное время, а также удаление и распределение органистов, возложить на ответственность местных благочинных и настоятелей монастырских. Получив уже от консистории донесение о сделанном оною соответственном означенному моему предложение распоряжении, я отношусь ныне и к гг. начальникам губернии, в коих находятся церкви моей епархии, прося наблюдения и с их стороны за исполнением упомянутого моего распоряжения, поименовав при том и Греко-униатские Церкви каждой губернии, в которых находятся органы. О чём долгом поставляю донести оной коллегии. В Греко-униатскую коллегию, от 20 марта за 277, об истреблении пожаром дома, в котором помещалась Литовская консистория Я получил уведомление от преосвященного Викария Литовской епархии Брестского епископа Антония, что в субботу 7 сего марта, в половине первого часа утром, сгорел деревянный дом, в котором помещалась Литовская Греко-униатская консистория, её председатель и некоторые канцелярские служители. Пожар произошёл от поджога служителем консисторским, уличённым накануне в покраже 20 руб. серебром казённых денег. Служитель этот, при поиске его облавою в лесу, найден повесившимся на сосне и похоронен сейчас по распоряжению полиции. О таковом происшествии долгом поставляю донести ныне коллегии, в ожидании подробнейших сведений о последствиях пожара. Впрочем, не излишним считаю присовокупить, что консисторский архив находится в каменном, к кафедральному собору пристроенном, здании: а, следовательно, истреблению могли подвергнуться только новейшие дела. Правлению Литовской семинарии, от 23 марта за 298, о том, чтобы воспитанники семинарии с просьбами об увольнении их из духовного звания обращались впредь в консисторию

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

О чём всём долгом поставляю уведомить ваше сиятельство, вследствие отношения вашего, от 24 истекшего июня за 1851, имея честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 11 июля за 697, об отличном состоянии Литовской семинарии С 27 дня истекшего июня месяца по настоящее число, в свободное от других занятий, особенно послеобеденное время, присутствовал я при испытаниях по семинарии Литовской, равно состоящих при ней уездному и приходскому училищах. Долгом поставляю засвидетельствовать об отличных успехах в науках по сим заведениям, несмотря, что ныне курс учения только в половине и понятия учеников ещё несовершенно развернулись. Нравственность воспитанников вообще отлична; а при всей развязности в обращении и не раболепном виде, поведение их самое благопристойное и повиновение к начальству полное. При местных формах, дух истинно русский – православный, господствует между учащимися и учащими. Мне приятно отдать здесь справедливость усердию во всех отношениях как первых, так и последних. Литовская епархия уже дождалась зрелых плодов от семинарии, с одиннадцати только лет учреждённой – в нынешнюю мою бытность в Жировицах рукоположены до 10 священников; и если их сравниваю с теми, которых принуждён был рукополагать при начале управления моего Литовскою епархией в 1833 и 1834 годах, то расстояние оказывается невероятное. Да благословит Бог все начинания всемилостивейшего Государя – его отеческому попечению Литовская епархия обязана своими учебными заведениями, истинными рассадниками пастырей, не недостойных своей церкви и своего отечества. Имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 12 июля за 708, с просьбою о разрешении на увольнение двух братьев Полухтовичей, воспитывающихся в Киевских светских училищах, из духовного звания Ратненский благочинный протоиерей Дмоховский в рапорте ко мне изъясняет, что он, по личному знакомству с бывшим попечителем Киевского университета Брадке, поместил в светских училищах двух своих родственников, сыновей покойного священника Самуила Полухтовича. Старший из них Казимир кончил учение в Киевском университете и получил степень кандидата; младший же Феликс кончил только в Киеве же гимназиальные науки на казённом иждивении, но не может быть принят в университет без увольнения из духовного ведомства. Засим Дмоховский просит увольнения из духовного ведомства для помянутых Казимира и Феликса Полухтовичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010