Сергий II (Воскресенский Димитрий Николаевич), митр. Литовский и Виленский Родился 26 октября 1897 года. Сын священника гор. Москвы. Окончил Московское духовное училище. С 1918 по 1922 г. служил на гражданской службе. В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. В 1925 году пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха. В 1930 году – настоятель собора в г.Орехово-Зуево. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии. С 1931года – редактор журнала Московской Патриархии. 1932–1933 гг. – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Возведен в сан архимандрита. 16/29 октября 1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, вик. Московской епархии. Хиротония состоялась в храме Воскресения, что в Сокольниках г. Москвы. Хиротонию совершали: митр. Сергий, митр. Серафим (Чичагов) , архп. Дмитровский Питирим, епископ Орехово-Зуевский Иоанн, епископ Волоколамский Иоанн и епископ Каширский Иннокентий. С 1934 года – епископ Бронницкий. С февраля 1936 года – епископ Дмитровский. 8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа. 2 ноября 1938 года награжден крестом на клобук. В марте 1941года возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, Экзарх Латвии и Эстонии. В 1942 году в результате неподчинения юрисдикции Экзархата митрополита Рижского Августина и митрополита Таллинского Александра он создает свой епископат на автономных началах, поминая за богослужением митрополита, а потом Патриарха Сергия. В том же году он перешел на сторону фашизма и был предан церковному суду православных епископов. Скончался трагически, будучи убит 28 апреля 1944 года. Погребен около храма на Покровском кладбище в Риге. Это был иерарх, у которого имелся «кладезь» неисчерпаемой энергии. Опытный администратор и хороший проповедник. Литература: «ЖМП” 1934, 18–19, стр.8. “ЖМП» 1934, 20–21, стр.3, 4. «Правдао религии в России”. МП, 1942, стр.62, 64. “Русск. Прав. Церковь и Вел. От. война”. Сборник церк.документ., стр.33–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слова и проповеди Скачать epub pdf Жизнь владыки Митрофана Митрофан Константинович Зноско-Боровский родился 4/17 августа 1909 года в городе Брест-Литовске в семье священника. В годы Первой мировой войны его отец был полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку, и за доблесть был награжден рядом орденов, а также золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Мать владыки умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Двое из его братьев – Арсений и Алексей – также послужили Богу в сане священника; старший Арсений был расстрелян коммунистами в 1925 году, младший Алексей, ныне покойный, служил в Польской Православной Церкви, и также немало потерпел от богоборцев за свою церковную деятельность, проведя в советском концлагере восемь лет. Окончив гимназию в Брест-Литовске и решив стать на путь служения Церкви, студент Зноско поступил на богословский факультет Варшавского Университета. В то время Православная Церковь в Польше переживала тяжелый период в связи с насильственной полонизацией Церкви, проводимой польским правительством. Молодому Митрофану, отстаивавшему русские интересы на богословском факультете, пришлось вынести немалую борьбу, которая окончилась его переводом на богословский факультет Белградского Университета, в качестве личного стипендиата патриарха Варнавы. Помимо прохождения богословских наук, Митрофан Константинович за послушание ежедневно посещал блаженнейшего митрополита Антония во все время своего пребывания в Белграде. Эти назидательные встречи с великим иерархом дали юному Митрофану едва ли не больше, чем формальное изучение наук. В этот же белградский период своего бытия молодой студент сблизился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) , бывал в доме его родителей и присутствовал на его хиротонии во епископа Шанхайского. Духовная и дружеская связь отца Митрофана и святителя Иоанна продолжалась до блаженной кончины последнего. Окончив Белградский Богословский Факультет в 1934 году, Митрофан Константинович вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены и удовлетворив все требования богословского факультета Варшавского университета, был удостоен ученой степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Филарет, епископ Нижегородский и Арзамасский (Малишевский Фома Фёдорович) Родился в 1807 году в селе Рогино Рогачевского уезда Могилёвской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Полоцкой духовной семинарии, а затем в Главной духовной семинарии при Виленском университете. 1 июня 1830 года окончил курс семинарии со степенью магистра богословия. 1 сентября того же года определён учителем французского и славянского языков в Полоцкую духовную семинарию. 8 ноября 1830 года рукоположен во священника целибатом. С 1830 по 1833 год, по распоряжению высшего начальства, был слушателем словесных наук в Санкт-Петербургском университете. 14 февраля 1833 года назначен профессором статистики, французского и немецкого языков в Полоцкую семинарию, а 14 июня 1833 года переведён профессором церковной истории, греко-восточных обрядов, церковного пения и французского языка в Литовскую семинарию. В 1834 году определён секретарём Правления Литовской семинарии. С 1836 года состоял членом Литовской духовной консистории с увольнением от должности секретаря. 15 июля 1837 года возведён в сан протоиерея. 15 сентября 1837 года назначен в Полоцкую семинарию на должность инспектора и профессора библейской и церковной истории и нравственного богословия. 12 февраля 1839 года протоиерей Фома Малишевский вместе с униатским духовенством подписал соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года он был принят в общение с Православной Церковью. В 1839 году награждён орденом святой Анны III степени. 13 февраля 1840 года назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и председательствующим Полоцкой духовной консистории. 10 августа 1840 года принял монашество, а на другой день. 11 августа1840 года возведён в сан архимандрита. В 1841 году назначен членом Епархиального попечительства. С 1843 года состоял благочинным монастырей Полоцкой епархии и по должности ректора не раз ревизовал окрестные духовные учебные заведения. Награждён орденом святой Анны II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Царь Феодор Иоаннович, получив весть от воевод своих и грамоту святительскую, немедленно отправил в Смоленск, на встречу Патриарху, почетного пристава Семена Пушечникова с указом к воеводам, чтобы отпустили с честью к Москве святейшего Иеремию и пришедших с ним, и дало бы им в дорогу почетный корм и подводы, и детей боярских из Смолян для провожания, а Епископу Сильвестру указал принять Патриарха в соборе Пресвятой Одигитрии Смоленской с возможным благолепием, как бывает при встрече Митрополитов Всероссийских, и чтобы в церкви было людно и нарядно, и от себя велел послать также почетный корм к Патриарху и к Митрополиту и к Архиепископу. Но, изъявив благочестие свое радушным приемом великого Святителя, не оставил прозорливый Самодержец принять и нужные меры предосторожности правительственной. В грамоте царской к воеводам Смоленским изъявлено неудовольствие за их оплошность, ибо узнали они о приходе Патриаршем тогда только, когда пришел уже в их пристань, а от рубежа Литовского, до семидесяти верст, шел он как бы чужой землей, нигде не встречая стражи, чего не бывало прежде; да и не расспросили, каким обычаем проехал он чрез Литовскую землю, и с приговору ли всех Патриархов оставил Царьград? и о самой встрече не известили Государя. Расспрашивать о том Патриарха более им не велено, но только впредь быть осторожнее и прислать на казенный двор опись всего товара и имущества, которое с ним и у людей его. И приставу дана от Государя память, как приветствовать Патриарха, и с возможною бережностию ему сопутствовать; на дороге же стараться выведывать тайно, от старцев его и людей, с чем идет к Государю святейший Иеремия? и имеет ли какое слово к нему от прочих Патриархов? и кто на его месте стал в Царьграде? и где Феолипт, который прежде него был Патриархом? о кто из них двух, по возвращении его, будет патриаршествовать? И о том велено расспросить: послана ли куда рать Турецкого Салтана? есть ли война с Кизилбашским Шахом, и в миру ли с Франкским и с Испанским Королем и с Цесарем? А как шел Патриарх через Литовскую землю, видел ли Короля, и кто там ныне, и был ли у Панов Рады? и чт о ведает вестей Литовских и нет ли с ним Литовских людей? Обо всем подробно должен был он известить Государя с пути от Можайска и еще с последнего стана под Москвою, где ждать разрешения о въезде. (Стат. список 3, листы 20–44)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Состав Межсоборного присутствия 1) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия 2) Митрополит Киевский и всея Украины Владимир — член президиума; 3) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир — член президиума; 4) Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, — член президиума; 5) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — член президиума; 6) Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир — член президиума; 7) митрополит Виленский и Литовский Хризостом; 8) митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; 9) митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней — член президиума; 10) митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; 11) митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви; 12) митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий; 13) митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 14) митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; 15) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; 16) Митрополит Рижский и всея Латвии Александр; 17) митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; 18) архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии, — член президиума; 19) архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, — член президиума; 20) архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк — член президиума; 21) архиепископ Берлинский и Германский Феофан; 22) архиепископ Хустский и Виноградовский Марк; 23) архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий; 24) архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; 25) архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх; 26) архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон; 27) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий;

http://e-vestnik.ru/docs/sostav_mezhsobo...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 43-84 заседания Священного Синода от 21 августа 2007 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 27 марта 2007 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Виленский и Литовский Хризостом; архиепископ Тульский и Белевский Алексий; архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан; архиепископ Томский и Асиновский Ростислав; епископ Кагульский и Комратский Анатолий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Журнал СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

http://mospat.ru/archive/86318-zhurnaly-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской митрополии Рецензия на книгу: Gil A., Skoczylas I. Kocioy wschodnie v pastwie Polsko-Litewskim w procesie przemian i adaptacji: Metropolia Kijowska w latach 1458–1795. Lublin; Lwów: Instytut Europy rodkowo-Wschodniej, 2014. 684 p., ill., CD (Г иль А., Скочиляс И. Восточные церкви в Польско-литовском государстве в процессе изменений и адаптации: Киевская митрополия в 1458–1795 годах. Люблин; Львов: Институт Центральной и Восточной Европы, 2014. 684 с., ил., CD). В последнее время все большее внимание привлекает к себе история Киевской митрополии, на канонической территории которой на протяжении столетий сосуществовали разные церковные организации и общины верующих различных христианских конфессий: православной, униатской, католической, протестантской. Киев был важнейшим церковным центром Руси с начала христианизации, а на постоянно происходившие процессы переформирования епархии оказывали влияние политические процессы в Восточной Европе, от которых зависели и раздел митрополии, и перенос (с последующим переименованием) кафедр. Новая книга об истории Киевской митрополии, написанная в сотрудничестве Анджеем Гилем (Люблин, Институт Центральной и Восточной Европы) и И. Я. Скочилясом (Украинский католический университет/Львовское отделение Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского) позволяет проследить происходившие здесь процессы с середины XV до конца XVIII столетия. Однако авторы книги предварили исследование и кратким очерком истории христианства на территории митрополии, специально остановившись на терминологии источников, относящихся к церковным общинам в русских княжествах, позже – на землях Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского и, наконец, в Речи Посполитой, а также постепенного становления церковной структуры, оформления прав и канонического статуса Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199087/

“Миссионерская разведка” отца Николая Трубецкого Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 26 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001   Как начиналась Псковская миссия К концу июня 1941 г. войска вермахта оккупировали Прибалтику, занятую красной армией меньше чем за год до того. Митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии, был арестован, но через четыре дня отпущен. За сохранение канонического общения с Московской Патриархией ему пришлось заплатить заверениями в лояльности германским властям, но добился митрополит Сергий многого. Уже в первые месяцы войны в госпитали и лагеря для военнопленных и беженцев, которые начали скапливаться около Риги, получили доступ православные священники. Там совершались исповеди и Литургии, на которых “испове­довались и причащались тысячи человек одновременно”. Там “начиналось возрождение веры, возрождение человека, у которого была отнята вера” 1 . Так начиналась Внутренняя миссия по окормлению военнопленных и беженцев . В октябре 1941 г. доступ священников к военнопленным был запрещен немецким командованием, однако помощь им одеждой и продуктами продолжалась и позднее 2 . Другому начинанию митрополита Сергия была суждена более долгая жизнь. К августу 1941 г. относится начало работы Внешней миссии в освобожденных областях России или, как она обычно именовалась по месту расположения ее Управления, Псковской миссии . Перед ней стояли задачи окормления жителей соседних с Прибалтикой российских областей. В период ее наибольшей активности в ее состав входили 84 священника 3 , а тер — Митрополит Сергий (Воскресенский) ритория, на которой они работали, охватывала юго-западную часть Ленинградской области (за исключением Ямбургского и Волосовского райнов), Новгородскую и Псковскую области 4 . При этом митрополит Сергий действовал строго канонично: на богослужениях миссионерами поминался Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), на канонической территории которого действовала Миссия.

http://pravmir.ru/missionerskaya-razvedk...

Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пн Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018) 15 жовтня 2018 р. 23:17 Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям  утвержден  решением Священного Синода от 15 октября 2018 года ( журнал 80 ).   Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — секретарь 3. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 4. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин 5. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан 6. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 7. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 8. архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии 9. архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви 10. архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 11. епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата 12. епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии 13. епископ Уссурийский Иннокентий 14. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 15. епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря 16. епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 17. епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии 18. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии 19. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303448...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010