Глава VI. Меры правительства в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием католицизма Внешние меры, принимавшиеся правительством в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием римско-католицизма и полонизма на православное население, а именно: разбирательство прихожан между православным и римско-католическим духовенством, закон о смешанных браках и ограничение права строить и починять римско-католические храмы и часовни. Недостаточность сих мер. При том невысоком уровне, на котором находилось религиозно-нравственное состояние православного населения в Литовской епархии, благодаря указанным нами причинам, естественно было ожидать со стороны духовной и гражданской власти употребления тех или других мер, которые, с одной стороны, должны были парализовать враждебное влияние на православных латинства и полонизма, а с другой – способствовать утверждению их в истинах православия, дабы они сознательно представляли себе превосходство исповедуемой ими веры пред католическою. В настоящей главе мы коснемся только лишь одних внешних мер, какие были принимаемы правительством для ограждения православных прихожан от нежелательного влияния на них со стороны римско-католичества, и к числу коих прежде всего следует отнести разбирательство прихожан, предпринятое для более точного определения лиц, долженствовавших числиться в списках прихожан православных церквей и римско-католических костелов, и имевшее своею целью содействовать тому, чтобы эти прихожане знали только своих пастырей и не знали гласа чуждого пастыря, а последний не вторгался бы в чужое стадо, «прелазя инуде».  В основе сей меры лежал синодальный указ с Высочайшим повелением, состоявшийся в 1842 году, коим духовенству епархии предписывалось приступить к возвращению в православие из латинства некогда совращенных в него бывших униатов. 488 Митрополит Иосиф, по представлению которого и состоялся вышеозначенный синодальный указ, делу разбирательства прихожан придавал очень важное значение и потому, когда в 1841 году возникло было предположение у правительства оставить в латинстве всех давно совращенных униатов, он в составленной им записке по сему делу указывал на необходимость предоставить власти и усмотрению местных православных преосвященных оставлять в латинстве совратившихся униатов в том случае, если они найдут это удобным и полезным, по давности совращения, или же по другим причинам. Относительно же остальных совратившихся из унии в латинство, по мнению пр. Иосифа, следовало предписать вести дело о сем в присутственных местах на общем основании о совращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Параграф I II «По человеческой природе действия необыкновенного моего поприща должны были подвергаться превратным суждениям от незнания и от пристрастного недоброжелательства партий. По той же природе естественно и мне желать, чтобы память моя осталась чистой пред человеки. Я вполне уверен, что мне отдадут полную справедливость»... Митр. И. Семашко. Вне всякого сомнения личность литовского митрополита Иосифа Семашко , несшего более «тридцати лет» по его собственным словам «самое трудное служение церкви», пройденное по тернистому пути, среди партий, неприязненных доброму делу, свершенному ко благу России и церкви православной, должно занимать одно из самых первых мест в церковной истории нашего западного края. Время, в которое жил и действовал маститый иерарх литовский, так близко к нашему, что теперь трудно дать пока полную и беспристрастную оценку широкой и плодотворной деятельности митрополита Иосифа на поприще православия. И в настоящее время едва ли утратили свой буквальный смысл те слова, с которыми обращался маститый иерарх литовский в период своей деятельности при жизни к московскому митрополиту Филарету: «еще не время» писал Иосиф в 1844 г., к митрополиту Филарету, чтобы ход и обстоятельства благополучно совершившегося воссоединения к православной церкви бывших в Империи униатов могли быть вполне раскрыты: и я не могу ожидать, чтобы оценено было по всей справедливости участие мое в совершении сего дела. Думаю однако ж, что участие это не столь безызвестно, чтобы я не мог на него указать и призвать Бога в свидетели чистоты моих намерений и побуждений. В порыве пламенной ревности я считал себя как бы призванным свыше для совершения этого дела; и если иногда мечтал о земной награде – то оно представлялось мне лишь в мирном уединении, защищенном высшей властью от предстоявших мне неприятностей (ч. 3, 157 стр.) Изданные академией наук по завещанию покойного митрополита на оставленные им для этой цели средства три обширные тома его собственноручных записок представляют из себя весьма богатый и разнообразный исторический материал для характеристики, как времени, в которое жил и действовал митрополит Иосиф, так и отдельных лиц во главе с самим митрополитом, послуживших высокому делу воссоединения униатов с православной церковью в первой половине текущего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Вопрос о православных жителях Речи Посполитой на русско-литовских переговорах 1672 г.   Андрусовский мирный договор, которым в январе 1667 г. закончилась многолетняя русско-польская война, в его 3-й статье фиксировал обязательства польско-литовской стороны, что «всякого чину русским людям» на землях Речи Посполитой «волное имеет быть употребление веры греческой без всякого в отправовании службы Божией Однако эта самая общая формулировка, не сопровождавшаяся конкретными установлениями, не могла стать препятствием для властей Речи Посполитой, которые приступили к репрессивным действиям по отношению к православному духовенству на землях Белоруссии, вернувшихся по Андрусовскому договору в состав Речи Посполитой. С 1669 г. в Москву стали поступать жалобы на преследования и просьбы о защите. Советникам царя были переданы «Статьи, народу Церкви православной Русской... зело нужные», которые следовало предложить польской стороне на будущих мирных переговорах, чтобы добиться заключения нового, более действенного мирного В силу разных причин вопрос о положении православных в Речи Посполитой не рассматривался на русско-польских переговорах конца 1669 — начала 1670 г., но все же он был затронут, когда глава русской делегации А. Л. Ордин-Нащокин предложил присоединить Киевскую митрополию к Московскому патриархату. Это вызвало резкую реакцию польско-литовских представителей: А. Л. Ордин-Нащокин хотел добиться того, чтобы царю «вольно было... заступати» православных в Речи Посполитой, но это «разрушает самое основание заприсяженного покою, когда во владение и строение чюждаго государства вступатися Решение спорных вопросов было отложено, но это не могло удовлетворить православных и на Правобережье, и на Левобережье. Предполагалось, что вопрос о положении православных будет обсуждаться на новых польско-русских переговорах. Соответствующие «статьи» привез в Москву 21 мая 1671 г. полтавский полковник Ф. В них отмечалось, что православные в Речи Посполитой «последние места святые утеряти близки суть», и содержалось предостережение: «И будет таких статей и оберегательств на комиссии у ляхов царского величества послы не вымогут, и православных духовных, и веру, и церкви... в Украине и везде все искоренят и разграбят ляхи». До созыва новой «комиссии» дело, однако, не дошло, и вопрос стал обсуждаться на переговорах с «великими» послами Польско-Литовского государства, приехавшими в Москву в начале 1672 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8001021/

Глава V. Религиозно-нравственное состояние паствы в Литовской Епархии Воссоединение с православною церковью униатов и присоединения римско-католиков, Нетвердость в православии воссоединенных и присоединенных и разные причины того, а именно: самый способ воссоединении униатов и присоединения католиков, враждебное отношение к православной церкви со стороны римско-католического духовенства, поляков-помещиков и простого римско-католического населения и не всегда надлежащее отношение к его интересам и правам со стороны местной гражданской власти. Присоединения к православной церкви, на правах единоверия, раскольников и обращения из иудейства. Как известно, воссоединение униатов в 1839 году состоялось помимо всякого участия в нем народа. По плану пр. Иосифа Семашки, простой народ был оставлен совершенно в стороне в деле такой величайшей важности, как перемена исповедания веры, на основании того соображения, что он, с одной стороны, не понимал исторического и догматического разногласия между православною и римско-католической церковью, а с другой, что он должен был последовать за своими пастырями и также сделаться православным, как и они. Посему, не признавая нужным и удобным действовать отдельно на воссоединение прихожан, 367 пр. Иосиф считал бытие их у исповеди и св. причастия у воссоединенных священников достаточным доказательством принадлежности прихожан к православной церкви. Неумеренные панегиристы митрополита Иосифа находят, что указанная система воссоединения униатов, выработанная сим иерархом и состоявшая, между прочим, в оставлении народа в стороне и даже скрывании от него некоторое время самого факта присоединения, из боязни возмущения, увенчалась блестящим успехом. К сожалению, действительность далеко не оправдала тех надежд, которые митрополит Иосиф возлагал на свою систему воссоединения. Если само духовенство униатское далеко не все добровольно дало подписку в своей готовности присоединиться к православной церкви, а после присоединения продолжало тяготеть, 368 особенно в лице членов женского пола к своей семье, к оставленной официально унии, то тем труднее можно было ожидать, что простой народ возгорит в скором времени любовью к оставленной его предками православной вере и забудет унию. Даже более того, по справедливому замечанию г. Владимирова, воссоединение сделало то, чего напрасно добивались папы от унии столько лет: народ в огромном количестве перешел в католичество. А оставшиеся при воссоединенных церквах числились по бумагам православными, а на самом деле были тайными католиками. Здесь сбывалась поговорка: «лошадь можно подвести к воде, но заставить пить ее нельзя». 369

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Часть четвёртая Писана в октябре 1861 года Прошло пять месяцев пребывания в Тринопольском загородном доме, на которые возлагал я надежду и которые, однако же, весьма мало подействовали на укрепление сил моих. Нужно воспользоваться и этими силами, авось, не удастся ли довершить сии Записки, хотя в таком виде и объёме, в каком продолжались доныне. С выездом в 1844 году из С.-Петербурга у меня имелись в виду следующее важные предметы, способные поглотить самую напряжённую деятельность. Во-первых . Большая половина воссоединённых распределены к древлеправославным епархиям Минской, Полоцкой, Могилёвской, Волынской, Киевской и Подольской, где учебная часть и епархиальное управление с давнего уже времени были нормально устроены. Моя Литовская епархия была чисто воссоединённая. В ней нужно было всё устроить применительно к другим Православным епархиям. Во-вторых. В прочих епархиях воссоединённые вошли в соприкосновение и смешение с преобладающею массою древлеправославного духовенства и народа; а, следовательно, преобразование их и защита от иноверческого влияния были легче и удобнее. Литовская епархия состояла почти из одних воссоединённых, и преобразование их, с одной стороны, было затруднительнее, с другой, для сего менее представлялось средств. В третьих . В других епархиях Латиняне были слабы и по своей численности, и по сравнению с Православными. В Литовской епархии, три губернии в себе заключавшей, полтора миллиона Латинян, то есть почти две трети всех Римских католиков российской империи, тяготеют на семьсот тысяч воссоединённых, ещё в Православии не довольно утвердившихся, а тем самым более подверженных влиянию и наущениям Латинян. В четвёртых . Другие епархиальные управления утвердились долговременным существованием и приобрели нужное влияние в своих местностях. Мне предстояло перевести епархиальное управление в Вильно и устроить оное там со всеми его частями, среди преобладающего, неприязненного и фанатического Римско-католического населения и духовенства. В пятых . Нужно ещё прибавить, что Литовская епархия соприкосновенна с запада более, нежели на пятьсот вёрст, с Царством Польским и подвержена влиянию господствующего там католицизма и полонизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Шантаж Священноначалия Русской Церкви Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий осудил действия России, Патриарха Кирилла и выступил в поддержку Украины 18.03.2022 2378 Время на чтение 3 минуты Фото: ru.wikipedia.org Вчера митрополит Виленский и Литовский Иннокентий выступил с обращением в связи с событиями на Украине , сообщает официальный сайт Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви. Среди прочего, он заявил, что «позиция Православной Церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны». Здесь примечательно не только то, что православный архиерей оценивает ситуацию, как «войну России против Украины», но и зачем-то специально подчёркивает, что его политические взгляды отличаются от взглядов Предстоятеля Церкви. К чему такая нарочитость?! Более того, митрополит Иннокентий делает довольно опасные намёки, заявляя, что «мы, православные в Литве, имея на сегодня возможность независимо решать свои внутрицерковные дела, будем и дальше стремиться к ещё большей церковной независимости, веруя, что Господь дарует таковую в своё время». «Мы живём в свободной, демократической стране. Литва – это не Россия, – гордо заявил митрополит, родившийся и большую часть жизни проживший в России. – Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом. Православные Литвы составляют пусть небольшую – активных прихожан по всей Литве едва ли наберётся более трёх тысяч человек – но неотъемлемую часть этого общества, и являются полноправными гражданами своей страны, свободно исповедующими традиционную религию. Наши прихожане – честные и скромные люди, добросовестно многие годы трудившиеся на благо страны Литовской и внесшие свою лепту в дело строительства свободной Литвы».

http://ruskline.ru/politnews/2022/03/18/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Митрополит Иннокентий как пособник раскольников Глава Литовской епархии, осудив позицию Патриарха Кирилла, усилил агитацию за уход в Константинопольский патриархат 22.04.2022 2639 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Украинс кий пример раскольнической деятельности против Русской Православной Церкви не даёт покоя прозападным режимам в Литве и остальных прибалтийских государствах. Запад, Ватикан, Константинопольский патриархат и марионеточные прозападные прибалтийские власти, похоже, одержимы идеей раскола. И вот, находясь под прессом врагов Церкви, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий утерял благоразумие. Как сообщала РНЛ , глава Виленско-Литовской епархии РПЦ 17 марта этого года соизволил своим официальным обращением осудить действия России, Патриарха Кирилла и выступил, по сути, в поддержку Украины. «У нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны», – наряду с прочим дерзновенно провозгласил митрополит Иннокентий. Думается, что обращение 17 марта не в полной мере отражает внутреннее состояние самого митрополита. Как отмечают люди немного его знающие, не мог он в одночасье поменять свои принципиальные позиции и вообще осмысление происходящего в мире. Но перед лицом раскола Церкви в Литве решил, как предполагаю, проявить некую изворотливость-оборотистость, пойдя на соглашательство с врагами, податливость их основным требованиям по отвержению освободительного похода Русской армии на Украину, желая сбить уровень раскольнических явлений РПЦ в Литве. Враги России, как понятно, выступают рьяно против спецоперации России на Украине, в их первых рядах – раскольники. И вот митрополит Иннокентий, жертвуя принципиальностью в вопросах денацификации Украины, решил «задобрить» самих раскольников, предполагая, что те урезонятся хотя бы на какое-то время. В результате, что неудивительно, обхитрил всех, и самого себя, только – не врагов, введя в смущение и полное непонимание своё духовенство, паству, патриотическую общественность. Ибо, как известно, неправедной позицией правда не достигается. А соглашательство, да ещё в данном случае – инициативное соглашательство, ни к чему кроме худа привести не может.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/22/mi...

Часть 2-я Глава I Между тем воротились в город Збараж посланные к королю чиновники князя Вишневецкого и привезли рескрипт королевский, повелевающей князю, просить Хмельницкого о заключении мирного трактата и присылки для того своих полномочных комиссаров в местечко Зборов, куда высланы от короля его полномочные: воевода киевский Кисиль, и воевода смоленский Грабовский. Потому от стороны малороссийской высланы Хмельницким на конгресс Зборовский, писарь генеральный Кривонос, есаул генеральный Демьян Многогрешный и секретарь гетманский Иван Выговский. Трактат Зборовский был заключен по наставлению и наказу Хмельницкого и полномочными с обеих сторон подписан, сентября 7-го дня, 1649 года; он состоял в следующих, статьях: 1. Народ Русский, со всеми его областями, городами, селениями и всякой к ним народной и национальной принадлежностью, увольняется, освобождается и изъемлется от всех притязаний, и долегливостей польских и литовских на вечные времена, яко из веков вольный, самобытный и не завоеванный, а по одним добровольным договорам и пактам в единость польскую и литовскую принадлежавший. 2. Обоюдная вражда, помета и все неприятельское, между сими народами бывшее, прекращается, уничтожается и предается вечному забвению, и амнистии всему тому дается и утверждается полная и совершенная, служащая взаимно всем трем народам; теж и убытки альбо потери, войной и незлагодством починенные и понесенные каждой нацией к каждой особой, да зостают без поврачения, поиску и упоминку на вечные часы. 3. Народ Русский от сего часу есть и ма буть ни от кого, кроме самого себе и правительства своего, независимым; а правительство тое избирается и установляется общей порадой, добровольно от всех станов, и приговором чинов и товариства, по стародавним правам и обычаям русским, и никто им в том да не мешает, ни посредствует, ни яким колвек способом, ни тайным, ни явным, а наибарзей усильством. 4. Религия Кафолическал Русская альбо Греческая, маеть зупельное равенство с религиею Католическою Польскою альбо Римскою, и в справах церковных и заседаниях где колвек, митрополита русский киевский мае первое место по примасу польском, а епископы русские с епископами польскими заровно заседают и так ся лагодять, як издавна бувало за круля Батория и инших до начатку в земли русской унии, которую до хундаменту касуем и нивычим, яко смутившую народы, породившую в них вражду, и откипелую бесмерною кровию христианскою; а в инших народах альбо землях польских и литовских мае воня подлеглость доброй воли мирян и их шацунку; а без того нихто ее да не приметь и держати не мусит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

II. Униатская иерархия Права и власть митрополита . – Униатские митрополиты именовались киевскими, галицкими и всея России, и сначала жили в Киеве, а после того, как в 1632 г. Киев оставлен православным митрополитам, – в Вильне, Новогрудке литовском, в Минске, или же в тех епархиях, которыми управляли до возведения в сан митрополита. Митрополиты имели также дворец в Варшаве. В 1744 году русские епископы жаловались римскому престолу на различные неудобства, происходящия из того, что митрополит киевский (униатский) не имеет постоянной резиденции, вследствие чего священные принадлежности теряются, архив в беспорядке, всем труден доступ к митрополиту, живущему иногда на окраине царства, и просили назначить для митрополита одну определенную кафедру – владимирскую, луцкую или львовскую, с тем, чтобы перемещение на оную уже было обязательно для назначаемого митрополита: 1127 но и после этого дело осталось в прежнем положении. При самом начале унии звание митрополита облечено было очень большими правами. Митрополиту предоставлено было папой право назначать и посвящать епископов, не требуя утверждения папы; обозревать епархии; судить и наказывать виновных епископов и давать разрешения во многих случаях и обстоятельствах, подлежащих апостольскому престолу (в преступлениях, возбраняющих принятие священного сана, в нарушении обетов, разрешении браков в близких степенях родства и в родстве духовном и расторжении браков, разрешении от ереси и раскола и т. п.). Но это была только завлекающая политика римского двора. С усилением, при содействии базилиан, папской власти в униатской церкви, митрополит все более и более был ограничиваем в своих правах и, наконец, со времени Замойского собора, власть его почти совершенно упала. Папа привлек к своей непосредственной юрисдикции множество дел, которые прежде разрешал митрополит. Избрание и посвящение епископов. – При начале и в первое время унии, епископы избираемы были из белого духовенства и мирян. Епископы первого поставления, посвященные м. Поцеем, когда только что введенная уния еще не приобрела доверия, не отличались ни образованием, ни порядочностью жизни. Большей частью это были люди низкого происхождения, недостойные сана, который они носили. 1128 Светские люди, как напр. канцлер литовский Сапега, ставили это в вину Поцею, и митрополит оправдывался тем, что ему рекомендовали этих лиц королевские чиновники, и что он должен был спешить посвятить хотя каких-нибудь, чтобы не заняли епископских мест схизматики. 1129 Но после учреждения в 1616 году базилианского ордена и по постановлению Замойского собора (Titul. VI de episcopis), епископы избираемы были почти исключительно из монашествующих этого ордена, который потому назывался Praelaticum, большей частью из иезуитов, перешедших в униатство. Способ избрания был не одинаков. Большей частью епископы были назначаемы митрополитом; но иногда избираемы были при участии духовенства, братств и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.А. Половцов Сестренцевич-Богуш, Станислав (Siestrzencewicz-Bogusz), митрополит Сестренцевич-Богуш, Станислав (Siestrzencewicz-Bogusz) – митрополит всех римско-католических церквей в России, архиепископ Могилевский, администратор Виленской епархии, председатель Римско-католической духовной коллегии, род. 3 сентября 1731 г. в литовской шляхетской семье; отец его был кальвинист, мать – католичка. С. отличался слабым телосложением и в детстве так часто был подвержен болезням, что родители отчаивались за его жизнь. Семилетним мальчиком он был отдан к соседу-помещику Конарскому в Бурняны, где его учил некий странствующий учитель Косарин, впоследствии переселившийся в дом С., а 12 лет отправлен был в Кейданы, где кальвинисты содержали пансион, состоявший под управлением ученого ректора Цука. На похоронах стародубского хорунжего Волка (родственника С.) молодой питомец кейданского пансиона произнес блестящую надгробную речь, и члены кальвинской общины, вынесшие самое выгодное впечатление о талантах юноши, решили дать ему средства на поездку за границу для обучения в заграничных университетах, надеясь впоследствии видеть в его лице проповедника и ученого апологета своего исповедания. С. отправился за границу, провел год в Кенигсберге, потом слушал лекции во Франкфурте, Амстердаме и Лондоне. Не чувствуя расположения к духовному званию, С. хотел посвятить себя профессии домашнего учителя в дворянских семействах, но простая случайность дала совершенно другое направление его жизни. Посланный отцом в Кенигсберг для продажи пшеницы, С. был обокраден ночью в гостинице; в отчаянии, не смея возвратиться к отцу, он дал себя уговорить какому-то вербовщику поступить волонтером в прусский гусарский полк. Здесь С. дослужился до офицерского чина, но вследствие дуэли, на которой он был ранен в руку, принужден был выйти в отставку; в 1751 г. С. поступил хорунжим в литовскую гвардию и вскоре получил чин капитана, чем и закончилась военная карьера его. Исполняя свое давнишнее намерение, С. поступил домашним учителем в семью кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010