Закрыть Состоялось очередное заседание Священного Синода Назначен новый управляющий Бишкекской епархией, назначены архиереи на вакантные кафедры Белорусского экзархата, учреждена комиссия для рассмотрения вопроса об изменении статуса Виленско-Литовской епархии 27.05.2022 947 Время на чтение 12 минут Фото: Patriarchia.ru 27 мая 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня. Для участия в летней сессии Синода (март-август) приглашены: митрополит Виленский и Литовский Иннокентий; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий; епископ Каменский и Камышловский Мефодий. В связи с международной обстановкой на заседание не прибыли Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий и митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Челны Синода выслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о ситуации на Украине и о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям на Украине и Донбассе. C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам с Украины и Донбасса, а также пострадавшим мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта. При Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) создан общецерковный штаб помощи. Были разработаны и направлены в епархии рекомендации по организации помощи беженцам. В российских регионах, куда прибыли беженцы, организованы епархиальные штабы помощи, священники и волонтеры посещают пункты временного размещения, оказывают духовную помощь, передают питание, одежду, средства гигиены и другие вещи первой необходимости. Всего в России Русская Православная Церковь помогает более 33 000 беженцев, которые проживают в пунктах временного размещения на территории 65 епархий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/so...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий рассказал о помощи верующим УПЦ 18:43 11.09.2023 444 Фото: пресс-служба Литовской Церкви Предстоятель Литовской Церкви Митрополит Иннокентий в интервью газете «Православная Литва» заявил, что УПЦ сегодня переживает беспрецедентные гонения, сообщает Союз православных журналистов. «Массово и беззаконно захватываются храмы, принадлежащие УПЦ, запрещаются крестные ходы, против церковных иерархов под сомнительными предлогами возбуждаются уголовные дела. Митрополит Онуфрий изгнан из своей резиденции в Киево-Печерской лавре. Предпринимаются шаги для законодательного запрета УПЦ», – констатировал архипастырь. Он заявил, что «на верующих и духовенство оказывают давление с целью вынудить их к переходу в неканоническую Православную Церковь Украины (ПЦУ) – структуру, которую признают лишь четыре из пятнадцати Поместных Православных Церквей». Митрополит Иннокентий заявил, что в Украине по отношению к УПЦ «творится большая несправедливость».

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/11/...

38. 1415 г. ноября 15. Соборная грамота литовских епископов об избрании и поставлении на киевскую митрополию Григория Цамблака Ср. примечание над текстом предыдущего Старшие издания – в Никоновской Летописи, т. V, стр. 59–64, и в Древ. Росс . Библиотеке, т. XIV, стр. 122–128. Приводит разночтения этих изданий, как сделано в «Актах», мы считаем излишним на том основании, что предлагаемый текст имеет все признаки подлинности, к числу которых относится, между прочим, свидетельство, находящееся в грамоте митрополита Фотия 39); напротив списки, изданные в Летописи и Библиотеке, искажены позднейшими вставками (см. Акт. Зад. Росс., т. I, стр. 34, примеч. 14). Таков же точно список в Толстовском сборнике XVI в. Импер. Пуб. Библиот., отд. XVII, 50, л. 95. Всяк дар совершен 1578 , свыше исходяй от Отца светом, достиже и до нас смиренных, егоже мы держащеся, ныне тем даром многой нашей издалече скорби, еже о церкви нашей матери, утешение обретохом, сицевым образом последовавшим вещам. Мы смиренные епископы русских стран и братья друг ко другу по Духу Святому, Феодосие архиепископ полоцкий, Исакие черниговский, Дионисие луцкий, Герасим володимерский, Геласей перемышльский, Савастиян смоленский, Харитон холмский, Евфимие туровский, понеже видехом презираему от митрополита Фотия церковь киевскую, яже глава есть всей Руси, и стадо Христово небрегомо и к погибели готово, скорбяхом о том и в печали бехом, имуще убо пастыря именем, делом же не имуще: ниже бо хотяше седеть у церкви, данной ему от Бога, и править людьми Божьими, якоже достоит митрополиту, но точию приходы церковные сбирая и живяше инде, и старые устроения и честь киевской церкви на ино место полагаше. И тако нам скорбящим о церкви и о людях Божьих, подвиже милостивый Бог сердце великого князя Александра, зовомого Витовта, литовского и многих русских земель господаря; и того убо митрополита Φοтия изгна, посла же в Царьград, к царю и патриарху, просяще дать ему митрополита, хотящего быть людям Божьим на спасение, достойна, и тоя церкви на утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Список зарегистрированных участников Архиерейского собора Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел Митрополит Рижский и всей Латвии Александр Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман Митрополит Токийский и всей Японии Даниил Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион Митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Митрополит Калужский и Боровский Климент Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь Митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий Митрополит Омский и Тарский Феодосий Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Митрополит Виленский и Литовский Хризостом Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Архиепископ Львовский и Галицкий Августин Архиепископ Костромской и Галичский Александр Архиепископ Тульский и Белевский Алексий Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Архиепископ Керченский Анатолий Архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх

http://sedmitza.ru/lib/text/429589/

39. 1415–1416 г. Окружное послание митрополита Фотия о незаконном поставлении литовскими епископами Григория Цамблака на киевскую митрополию Из сборника московской синодальной библиотеки 562, л. 336 об.–359; напечатано было (неисправно) в I томе Актов Исторических, под 19. В настоящем издании основной список сравнен с находящимся в рукописи XVI в. той же библиотеки 216, л. 344–351, принадлежащей к составу Макарьевских Миней Четьих по синод. списку (в вариантах называется сокращенно: Мин.); кроме того последняя часть послания, представляющая обширные выписки из Кормчей, крайне испорченные переписчиком, сверена с двумя пергаменными синодальными Кормчими: 227 и 132. Поучение Фотия, митрополита киевского и всея руси, к епископам и к всякому священническому и иноческому чину, и к благочестивым князьям и властелям, и всем христоименитым господним людям, избрано от Ветхого и Нового Завета, и от святых Апостолов и святых Отцов правил, о нынешнем новом разрушении и мятеже церковном, бывшем 1580 от несмысленных и суетословных и несвященных епископов, иже святые правила поправших 1581 , паче же не святые правила, но себя поправших. 1582 Древние убо ни, и преже закона, божественные мужи не писанием и книгами учимы бываху, но чистого имуще смысла, Духом Святым просвещахуся, и тако извещение приимаху и научахуся Божьего хотения, самому Богу беседующу к ними и повелевающу и вещающу к устам усты. Таков бо беаше Ное, Авраам, Исаак, Иаков и сих правнуки: Иов, Моисей. А понеже изнемогоша человеки и не достойные беша просвещаться и учиться от Духа Святого, даст Премудрость первому 1583 Моисею божественный закон, человеколюбец Бог, еда како сего ради воспоминают и начнут учиться Божьего повеления. Такоже и Владыка наш Христос Апостолом убо лицом к лицу беседова и свою благодать учителя им дарова. А понеже по семь ереси и мятежи и 1584 смущения церковные 1585 хотяху прозябать [и] починаться, и обычаи наши православные 1586 растлеться, благоволи написаться евангелиям, и апостольские предания и правила святых Отцов, яко да от сих научаемы истине и не потерзаемы 1587 будем лживыми лестьми мятежетворных и несвященных до конца растлеть 1588 христианские наши обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

IV. Время святительства митрополита Фотия и его преемники (1410–1448) К оглавлению По смерти святого Киприана снова открылись нестроения в Русской митрополии. Великие князья московский и литовский вели тогда между собою войну. Согласия между ними относительно выбора нового митрополита быть не могло и не было. Московский князь Василий Дмитриевич прямо отнесся к Царьградскому патриарху и императору с просьбою, чтобы они и избрали и прислали в Россию митрополита по прежним примерам. Литовский князь Витовт, напротив, сам избрал кандидата на митрополию — Полоцкого епископа Феодосия, родом грека, и, отправив его в столицу Греции, просил: «Поставьте его нам митрополитом, чтобы он сидел на столе Киевской митрополии по старине и строил Церковь Божию по-давнему, как наш, потому что, изволением Божиим, мы обладаем тем городом Киевом». Желал ли тогда Витовт разделения Русской митрополии или не желал, но то очевидно, что он обращался в Царьград только от собственного лица и ходатайствовал о митрополите только для себя, для своих владений, вовсе не упоминая о Москве. Просьба Витовта не была уважена: в Киев и для всей России (2 сентября 1408 г.) поставлен был митрополитом Фотий, грек из Мореи, с юных лет воспитывавшийся в пустыне под руководством знаменитого благочестием старца Акакия . Через год (1 сентября 1409 г.) Фотий прибыл в Киев, но огорченный Витовт не хотел было принять его и принял уже тогда, когда Фотий дал клятвенное обещание посещать часто Церковь Киевскую и заботиться о ней. На этот раз Фотий прожил в Киеве около семи месяцев . В апреле 1410 г. новый митрополит достиг Москвы и в самый день Пасхи торжественно встречен был великим князем и освященным Собором при несметном стечении народа. Первое внимание свое святитель обратил на свою паству, которая в продолжение четырех лет лишена была непосредственного водительства архипастыря. Он не только словесно учил и наставлял всех, но и писал послания к мирянам и духовенству, убеждал их исправиться, оставить вкоренившиеся дурные обычаи и свято исполнять долг свой .

http://sedmitza.ru/lib/text/435870/

Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович) Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии. Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь . С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь. Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников. В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей. 6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России. По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией Источник Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. «Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 57 1942 г. 5 ноября. – Указ митрополита Литовского Сергия, экзарха Латвии и Эстонии, о митрополите Александре 80 С сентября месяца прошлого года мы терпеливо и спокойно ждали мирного сотрудничества с нами митрополита Таллиннского в устроении епархий православного экзархата Прибалтики. После большевистских угнетений и насилий над Церковью германский порядок обеспечил не только нормальную церковную жизнь, но и дал возможность нового, свободного устроения в соответствии с каноническими положениями. Епархиальная жизнь в Латвии и Литве вошла в свое нормальное жизненное русло, однако мы этого не можем сказать в отношении Эстляндской епархии. Наше мирное строительство в течение всего прошедшего времени нарушалось самочинным поведением митрополита Александра. Вначале он не отвечал на все наши письменные к нему отношения. Затем мы стали угадывать по доходившим до нас отрывочным сведениям, что он порвал молитвенное общение с нами и всеми верными нам епископами экзархата, словом, решил вновь выйти из канонического повиновения Церкви-Матери. Свое намерение не замедлил митрополит Таллиннский подтвердить и действиями. Он издал обращение к пастве, где объявлял к сведению клира и мирян, что «он признан гражданскими властями единственным главой Эстонской Церкви», и, не обинуясь, угрожал ответом пред гражданскими властями тем, кто не подчинится ему. Вопреки 10-му апостольскому правилу принял в каноническое молитвенное общение протоиерея Печерского благочиния Пяхкеля. Пяхкель за похищение власти благочинного в своем округе и за вторжение в жизнь древней Печорской обители был мною запрещен в священнослужении впредь до раскаяния и отказа от своих бесчинных действий. Об этом я своевременно уведомил митрополита Таллиннского, прося его воздействовать на самочинника, но сам митрополит оказался соучастником похитителя. На просьбы Преосвященного Нарвского и целого ряда благомыслящих клириков Эстляндской епархии не толкать епархиальную жизнь на раздор и новую схизму митрополит рассылал разъяснения и приказания не подчиняться требованиям законного священноначалия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Характеристику, данную эстонскому расколу митрополитом Александром и членами Синода, нельзя не признать изложенною очень смягченно. Правда, конечно, что эстонская иерархия пошла на раскол под давлением тогдашних политических обстоятельств (и, вероятно, еще более под давлением политических деятелей) и вопреки желанию православной паствы. Правда и то, что имя Святейшего Патриарха Тихона по-прежнему возносилось митрополитом Эстонским (конечно, лишь до кончины Святейшего 25 марта/7 апреля 1925 г.), а «в храмах Эстонской Церкви не переставали возносить молитвы о Русской Церкви и поминать ее святых». Но не подлежит сомнению и то, что из двух сторон, образовавшихся вследствие раскола: с одной стороны, Московская Патриархия, а с другой, отколовшиеся от нее Латвийская, Польская, Финляндская Церкви и эмигрантские группы в Европе, Америке и пр. – Эстонская Церковь все время неизменно держалась второй стороны, а не первой. Наиболее яркие примеры. А) По смерти архиепископа Латвийского Иоанна (Поммера) управление церковной Латвией Московская Патриархия поручила митрополиту Елевферию. Вопреки этому поручению латвийские политики приглашают Эстонского митрополита и он отнюдь не отказывается. Б) Хиротония нового Латвийского митрополита была грубым нарушением канонических прав Московской Патриархии и вместе вызывающей демонстрацией против Русской Церкви вообще. И среди совершителей хиротонии мы опять видим эстонских архиереев, хотя ни в первом, ни, в особенности, во втором случае участвовать им никакой необходимости не было: приехавшие греки совершили бы хиротонию и без эстонцев. Не будем доискиваться других примеров, чтобы показать, что Церковь Эстонская держалась раскола не в теории только, но и весьма практически, активно. Этой подробностью и нужно дополнить покаяние, принесенное Преосвященным митрополитом Эстонским и Синодом. Посему, имея полную уверенность, что такое добавление благодушно приемлется кающимися, предписать Преосвященному митрополиту Литовскому – экзарху Эстонии еще раз посетить г. Таллинн и по соглашению с Преосвященным митрополитом Эстонии совершить совместное с ним, с членами Синода и др. представителями православного духовенства Эстонии Божественную литургию, перед началом которой прочитать употребляющуюся у нас в таких случаях молитву и передать от Матери Церкви лобзание о Христе мира и любви воссоединяющимся как присутствующим в храме, так и отсутствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010