Платон, митрополит Киевский и Галицкий (Городецкий Николай Иванович) Родился 2 мая 1803 года в посаде Погорелое Городище Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1811 году поступил в Ржевское духовное училище. В 1817 году перешел в Тверскую духовную семинарию. В 1823 году, по окончании курса духовной семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 сентября 1827 года окончил духовную академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию. С 9 марта 1828 года занимал должность преподавателя французского языка. С 14 апреля 1829 года – инспектор духовной семинарии, секретарь семинарского правления и ревизор духовных училищ. 25 сентября 1829 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 мая 1830 года пострижен в монашество; 25 мая рукоположен во иеродиакона; 26 мая – во иеромонаха. 5 мая 1831 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 6 ноября того же года возведен в сан архимандрита. В этот период исполнял и другие должности: библиотекаря, члена Совета духовной академии, эконома академии, редактировал академический журнал «Христианское чтение». 20 декабря 1837 года определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. Кроме того, управлял Костромским Богоявленским монастырем, был членом консистории, цензором проповедей местного духовенства и членом Комитета попечения в тюрьмах города Костромы. 28 апреля 1839 года, после воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью, поставлен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. 8 сентября 1843 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. 6 ноября 1848 года переведен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. С 27 июня 1849 года по 15 апреля 1856 года управлял Псковской епархией. С 11 марта 1850 года – епископ вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющий Псковской епархией. 21 апреля 1850 года возведен в сан архиепископа. С конца 1860 года – присутствующий в Святейшем Синоде (почти в течение четырех лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Заявление по делу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) Заявление архимандрита Филиппа (Морозова) по делу об убийстве экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) в Чрезвычайную комиссию по расследованию немецких зверств 8 августа 1944г. Начиная с сентября м[еся]ца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным м[итрополитом] Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. Прежде всего, обрисую обстановку, в которой ему пришлось работать: Первая деловая встреча с ним, по его специальному приглашению, произошла у меня 15 сентября 1943 г., в его квартире в св. Духовном монастыре в Вильно. Выслушав сначала внимательно мое подробное объяснение о том, как меня подвело под Патриархией окружение покойного м[итрополи]та Елевферия настолько, что меня Патриархия отлучила от церкви М[итрополи]т Сергий мне заявил, что он теперь вполне понимает мое положение по его личному здесь опыту и переживаниям и что он даст мне честное слово оправдать меня перед Матерью-Церковью и просил ему вполне довериться. И вот из дальнейших слов его выяснилась следующая картина: Большинство окружения м[итрополита]. Елевферия было эмигрантского духа как в Ковне, так и в Вильно, т. е. ярые враги Советской власти, прикрывающиеся только именем Московской церкви. Пока м[итрополи]т Сергий сидел в Риге арестованным через немцев в июле 1941 г,, духовенство, стоящее во главе, приняло самую прогерманскую линию, а в Риге даже назначен был без всякого его опроса, своего рода обер-прокурор над Церковью немец И в[ан] Давидович] Гримм. При таких условиях, чтобы выйти из-под ареста, он должен был сначала сделать заявление в газетах о своей лояльности Гитлеру. Вторую встречу с митрополитом я имел в конце октября 1943 года. За несколько дней перед этим Синод епископов в Риге, под его председательством, сделал протестующее постановление против безбожия Советской власти и преследования религии в Советах.

http://religare.ru/2_74173.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Выступление митрополита Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы»   Презентация прошла 16 сентября 2021 года в Храме Христа Спасителя.  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сёстры! Сегодня мы предлагаем вниманию собравшихся здесь архипастырей, пастырей, ученых, богословов из разных стран и разных Поместных Православных Церквей наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов. Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ для Сербской, для Русской Церкви её исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли «Матерью городов русских». Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли её именование в своём титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь, в юрисдикцию которой в те века ещё входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали её границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств. Ещё в 1354 г. святитель Филофей, Патриарх Константинопольский и знаменитый наставник исихастов, рукоположил в святителя Алексия Чудотворца и направил его в Москву как митрополита «Киева и всея Руси», о чём есть соответствующее соборное деяние. В конце XIV – начале XV века святители Киприан и Фотий также проживали в Москве, но по-прежнему объединяли под своим началом кафедры Киева и Москвы, несмотря на сложный, порой напряжённый характер политических взаимоотношений между Московским и Литовским княжествами.

http://mospat.ru/ru/news/88050/

Пятьдесят лет тому назад, в царствование блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича, совершилось событие, имеющее весьма важное значение в истории Русской Церкви. Разумеем совершившееся в 1839 году воссоединение полутора миллионов западно-русских униатов с Православною Церковью , отторгнутых от нее, в течении двух предшествовавших веков, насилием и происками латино-польской пропаганды. А так как отторжение это, будучи церковным событием, было в то же время и отторжением политическим (в пользу Польши), то и воссоединение, помимо церковного, имеет весьма важное и государственное значение, так как с помощью его западно-русские бывшие униаты слились во едино со всем остальным русским народом по вере, языку и образу жизни, каковое слияние было тем естественнее, что уже при Императрице Екатерине II эти униаты, принадлежавшие дотоле Польше, вошли в состав подданных Российского государства. Это вожделенное событие умножило славу царствования Императора Николая I, который живо принимал к сердцу дело воссоединения и весьма сильно способствовал его осуществлению. Главным и ближайшим деятелем в совершении этого великого события был, бесспорно, митрополит Литовский Иосиф Семашко , всею душою преданный этому делу и верно служивший ему до самого конца своей жизни (4 – 23 ноября 1868 года). Но великое участие в том же деле, равно как и во всех почти подготовительных и завершительных трудах по исполнению его, принимал и скончавшийся за год до Иосифа (именно 19 ноября 1867г.) святитель Филарет, митрополит Московский, который, по словам самого же митрополита Иосифа, «обнаружил при этом гениальное соображение и ему только свойственную мощь» 1 , помимо частных и особенных случаев помощи делу. В отношении Филарета к делу воссоединения можно различать два главных периода: подготовительный, до воссоединения в 1839 году и завершительный, после 1839 г. и до кончины в 1867 году. Первый, в свою очередь, как увидим из дальнейшего, имеет несколько фазисов развития и хода дела. Начало более усиленного движения дела воссоединения униатов в нынешнем столетии 2 относится к началу царствования Императора Николая Павловича, когда Иосиф Семашко , находившийся в составе униатского духовенства, был уже прелатом, не имея еще и 30 лет от роду 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Русская Православная Церковь ХХ век 1 апреля Митрополит Кирилл (Смирнов) 1918 год – Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля по новому стилю) и 23 марта (5 апреля по новому стилю) за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами». Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру было мерой, в некоторой степени, вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. 1992 год – Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата Украинской Православной Церкви о предоставлении ей автокефалии (1–4 апреля). После доклада митрополита Филарета (Денисенко) началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. На обсуждение вопроса о статусе Украинской Православной Церкви не могли не повлиять многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавших против автокефалии. Первым выступил архиепископ Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин). Он поддержал принципиальную необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии, но счел нецелесообразным делать это в настоящий момент, так как своими необдуманными действиями митрополит Филарет внес разлад в церковную жизнь Украины. Значительное число архиереев, выступая на Соборе, говорили о несвоевременности автокефалии Украинской Церкви – главным образом из-за того, что при полной самостоятельности Православная Церковь на Украине окажется один на один с униатской агрессией, а раскольники все равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Некоторые из выступавших напоминали, что все прошлые попытки автокефалии Украинской Православной Церкви приносили Церкви беду.

http://pravoslavie.ru/5404.html

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово в 10 километрах от Киева, в семье простого казака, дослужившегося до сотника, Саввы Григорьевича Тупталы и его супруги Марии Михайловны. Великий русский святой появился на свет на Украине, в то время фактически в другом государстве — Речи Посполитой. В этом польско-литовском государстве Украина была бесправна — у нее не было своего правительства; правда, была своя армия, командующий которой — гетман — и был главой страны. Со времени монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, отдельной от Московской Руси жизнью. Только во второй половине XVII века состоялось их объединение: в 1654 году на Переяславской раде украинские казаки присягнули московскому царю Алексею Михайловичу (1645–1676). Отметим такой поразительный факт — тогда украинцы и русские нуждались в переводчиках для общения, объединяла их только православная вера и язык богослужений. Начальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней будущий святитель всегда вспоминал с нежностью. В 1662 году, вскоре после переезда семьи в Киев, 11-летний Даниил был отдан в Братское училище при Богоявленском монастыре. В то время это была единственная школа на юге России, которая давала своим воспитанникам серьезное религиозное образование, готовя из них будущих служителей Православной Церкви. Здесь во всей полноте раскрылись дарования и незаурядные способности Даниила: он освоил польский язык (на нем вел впоследствии дневник и писал письма), греческий и латынь, которая открывала ему мир западного богословия. Полный курс обучения был рассчитан на 11 лет, но Даниил получил лишь начальное образование, так как при очередном нападении поляков на Киев училище было разрушено. 9 июля 1668 года, в 17-летнем возрасте, Даниил принял монашество с именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского в киевском Кирилловом монастыре. Почти восемь лет, до весны 1675-го, проходил здесь молодой монах иноческое послушание и продолжал свое самообразование. Здесь началась его проповедническая и литературная деятельность: вышла первая книга «Руно орошенное» — о чудесах, совершавшихся от образа Богоматери из черниговского Троицко-Ильинского монастыря.

http://pravoslavie.ru/2671.html

Состояние церковных дел при отдельных митрополитах Митрополит Григорий Болгарин (1458–1473 гг.) Григорий был протодиаконом, т. е. правой рукой и ближайшим, в случае чего, заместителем митр. Исидора, когда тот отправлялся в Москву. Очевидно, Григорий был из тех балканских славян, болгар, македонцев, сербов, которые воспитывались при вселенском центре в атмосфере греческого языка и эллинской культуры, гордились этим, но совершенствовались и в своем семейном, провинциальном, церковно-славянском языке, дабы служить этим вселенскому престолу в его объединительной дипломатической миссии. Из Рима, после Флорентийской унии, в момент краткого ее восстановления в КПле в 1452 г., Григорий вместе с Исидором прибыл в КПль и там носил титул настоятеля (аббата) монастыря св. Димитрия. Очевидно, в момент падения КПля он разделял судьбу Исидора, который, скрываясь в беженской массе, был временно арестован турецкой армией. Исидору и Григорию удалось снова ускользнуть из-под ареста и снова прибыть в Рим. Дальнейшая игра фигурами застрявшего в Риме греческого униатского патриарха Григория Маммы и теперь «безработного» «митрополита Московского и всея Руси» Исидора, естественно, направилась в сторону конкурирующей с Москвой части русской церкви под короной литовско-польской. Но временно и там политическое и церковное положение дел не было благоприятно для Рима. Политика великого литовского князя Казимира IV (1447–1482 гг.), ревнителя своей самостийности по отношению к короне польской, была благоприятна для сговоров с ним великого князя Московского Василия Васильевича. Последний сам, отвергая римского ставленника, просил о том же и Казимира, чтобы он защитил русское православие в Литве. Митрополит Московский Иона отправил по обычаю в Литву своих двух посланцев, архимандритов монастырей: св. Троицкого и Кирилло-Белозерского, с письмами ко всем Литовским владыкам, с увещанием – не принимать из Рима Григория Болгарина, приводя в пример всех епископов Московского царства, давших по этому поводу клятвенное обещание у гроба святителя Петра – отвергнуть Исидора, его продолжателя Григория и быть верными церкви Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

ЦВ 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: О моем пути Столько раз мне уже приходилось отвечать на разные вопросы о своей жизни, что, в конце концов, пришлось серьезно заняться воспоминаниями. И вот теперь к юбилею издана книга «О моем пути». Не знаю, заинтересует ли она читателей. Но немного осталось живых свидетелей церковной истории за такой значительный и долгий период. Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Меня крестили в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. С детских лет меня тянуло в храм, мальчиком я начал прислуживать в Казанской церкви, Там же я учился петь, читать, звонить в колокола. Потом я стал иподиаконом у Владыки Павла (Дмитровского), приезжавшего поначалу из Нарвы, а после бегства митрополита Александра переехавшего в Таллин. Стоял я с посохом и у митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), экзарха Латвии и Эстонии, во время его посещений Эстонии.

http://e-vestnik.ru/church/o_moem_puti/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Борьба православия с латинством и неудачные попытки к унии К оглавлению I. Митрополит Григорий Болгарин: первая попытка к унии Ряд первосвятителей Западнорусской Церкви начал собою Григорий. Мы уже знаем, кто был он, как поставлен в митрополита и как совершилось при нем окончательное отделение Литовской митрополии от Московской. Григорий происходил из Болгарии и считался учеником митрополита Исидора. С ним прибыл к нам из Греции, с ним же и бежал из России. С ним путешествовал (1452) из Рима в Константинополь и оттуда снова возвратился в Рим. В России Григорий назывался только чернецом и протодиаконом при Исидоре; в Константинополе сделался аббатом, или игуменом, монастыря святого Димитрия, того самого монастыря, в котором некогда игуменствовал и Исидор. Когда в Риме ясно увидели, что ни в Москве, ни в Константинополе не могла утвердиться Флорентийская уния, несмотря на все попытки и усилия ревнителей ее; когда Исидор потерял всякую надежду возвратиться на свою кафедру в Россию, где все еще продолжал княжить прогнавший его великий князь Василий Васильевич и много лет уже святительствовал православный митрополит Иона, тогда с общего согласия папы, Исидора и других кардиналов положено было отделить от Русской Церкви по крайней мере те епархии, которые находились во владениях литовско-польского короля, по вере латинянина, поставить над ними особого митрополита, приверженного к унии, и таким образом хотя здесь насадить и утвердить ее. Исидор указал на ученика своего Григория «яко достойна суща митрополии Русския и мудра велми в речех». Бывший Цареградский патриарх Григорий Мамма, принужденный, подобно Исидору, оставить свою кафедру за приверженность к унии и проживавший в Риме, рукоположил Григория в сан епископа-митрополита, а папа Пий II утвердил его своею грамотою от 11 сентября 1458 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436020/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010