Записки, собственноручно писаные Иосифом, Архиепископом Литовским Часть первая (писана в октябре 1850 года) Вот мне минуло пятьдесят два года, а из них тридцать лет самого трудного служения Церкви Святой. Пора, и очень пора, сказать нечто об этой жизни, пройдённой по тернистому пути, среди партий неприязненных доброму делу, свершённому ко благу России и Церкви Православной – и Бог да будет мне судьёй, если сказание сие допустит в чём-либо малейшую неправду. Родился я в Киевской губернии Липовецкого уезда в деревне Павловке, 1798 года в 25 день декабря, когда благовестили к заутрене. Это обстоятельство отозвалось впоследствии, когда совершилось воссоединение Униатов. Отец мой, не знавший ничего предварительно, сказал: «видно недаром родился он в тот же день, что Иисус Христос … должна быть правда на его стороне» – и покорился Православной Церкви. Дед мой Тимофей Семашко был приходским священником в Павловке. Странная была его участь. За Польши, он подвергся заключению и едва случайным покровительством спасся от виселицы, как приверженец Русских; а с поступлением той страны во владычество России, лишился прихода, оставшись с семейством в Унии, когда тамошнее население за малым исключением возвратилось на лоно Православной Церкви. Впрочем, я был ещё малюткой, когда помер дед мой; и мне остались в памяти только его важная наружность, его седые волосы и борода – так что в детском моём понятии представлялся он мне после всегда Православным священником. С другой стороны, родители мои, благодарение Всевышнему, чужды были предубеждений против Православия. Отец иногда посещал местную Православную церковь , пока в 1811 году не поставлен Униатским священником; а мать, обыкновенно летнею порою, во время богослужения в сей церкви, которой предки мои были пастырями, молилась в саду нашем, находившемся от церкви в десяти только шагах. Отец столь не чужд был Православия, что похоронил возле сказанной церкви мать свою, а мою бабку, хотя она была Униатка. Кроме того он всегда посылал меня в детстве, до двенадцатилетнего возраста, в сию церковь на богослужение со служителями и непременно требовал по возвращении, чтобы я ему рассказал содержание читаного Евангелия и Апостола. Эти впечатления детства сроднили меня сердцем и душою с Православною Церковью и с Русским богослужением, так что, когда меня начали возить в Латинский костёл, по недостатку в той стране Униатских церквей, мне всё казалось странным, и самоё богослужение скорее комедией, нежели молитвою. В этих впечатлениях детства должно вероятно искать основание приверженности моей к Православной Церкви, которая впоследствии столь гласно обнаружилась самим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Книга называемая Новый летописец Приводится по изданию: Хроники Смутного времени.— М.: Фонд Сергея Дубова. 1998. с. 263-410 Оглавление I 1. 2. О побоище, как убили Ермака и казаков, и о памяти Сибири. 3. О войне казанской и о походе бояр и воевод на Казань. 4. О знамении на небесах. 5. О преставлении царя Ивана. 6. О Нагих и приближенных царя Ивана, о задержании и о ссылках. 7. Об уделе царевича Дмитрия. 8. О царстве царя Федора Ивановича, как сел на царство. 9. О приходе черни в город и о Богдане Вельском. 10. О покорении казанских людей царю Федору Ивановичу. 11. О розни и недружбе боярской. 12. Об измене Михаила Головина, который отъехал в Литву. 13. О Шуйских, и о митрополите Дионисии, и о казни гостей и торговых людей. 14. О сведении с престола и о ссылке митрополита Дионисия и архиепископа крутицкого. 15. О приезде к царю Федору крымского царевича Малат-Гирея со снохою и с племянниками и со многими татарами. 16. О поставлении в Москве каменного города 17. О послах литовских. 18. О послах московских в Литву 19. О приходе патриарха цареградского. 20. О явлении и чудесах блаженного Василия 21. О первопрестольнике на патриаршество и отпуске патриарха ерусалимского. 22. О митрополитах и епископах 23. О походе царя Федора Ивановича под Ругодив. О послах литовских. II 24. О смерти царевича Малат-Гирея. 25. Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и запустении града Углича. 26. О пожарах московских. 27. О приходе царя крымского под Москву и о пророчестве царя Федора. 28. О поставлении монастыря Пречистой Богородицы Донской. 29. О поставлении деревянного города в Москве. 30. О Сибири и о приезде царей и царевичей и воеводичей из различных земель. 31. О приезде архиепископа галасунского Арсения. 32. О речах на царя Бориса и о неповинной крови. 33. О войне с каинскими немцами и разорении Печенского монастыря. 34. О походе под Выбор. 35. О походе царя Федора Ивановича по монастырям молиться. 36. О приходе крымских царевичей на Украйну. 37. О рождении царевны Феодосии Федоровны.

http://sedmitza.ru/lib/text/439308/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества , Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в. I. Издание «Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией»» (СПб., 1846-1875. 12 т.) (ДAU-I) является продолжением издания «Акты исторические» (СПб., 1841-1842. 5 т.). В ДAU-I, подготовленных в значительной части Я. И. Бередниковым и М. А. Коркуновым (1846-1858), опубликовано ок. 1,8 тыс. документов кон. X-XVII в. из архивов и рукописных собраний императорской Публичной б-ки (ныне РНБ), Б-ки АН, Румянцевского музеума (ныне РГБ), Синода, Сената, МИД, Оружейной палаты, ряда рус. монастырей, губ. и обл. архивов, архива графов Строгановых, по спискам, сделанным С. В. Соловьёвым в Стокгольмском архиве в 1838-1840 гг., а также по документам из коллекции Археографической комиссии , частных собраний и др. В ДAU-I наряду с широким кругом источников кон. X-XVII в. по истории России и Великого княжества Литовского напечатаны материалы, связанные с РПЦ, ее взаимоотношениями со светской властью и вост. Патриархатами: устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ; жалованная грамота Юрьеву новгородскому муж. мон-рю вел. кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ; уставные грамоты Смоленской епархии; вкладная грамота прп. Варлаама Хутынского ; духовные, договорные и жалованные грамоты рус. царей, великих и удельных князей и княгинь; послания и поучения Киевских митрополитов Фотия и св. Ионы , Новгородских архиепископов Геннадия (Гонзова) , св. Макария и Феодосия , труды прп. Иосифа Волоцкого, послание старца Филофея к дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю); «уставы о трапезах» Троице-Сергиева и тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей 1590 г.; ряд документов, связанных с начальным периодом Патриаршества в России: известия о начале Патриаршества, чин поставления патриарха Филарета 1619 г., грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV ; акты мон-рей: Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Спасо-Каменного в честь Преображения Господня , Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова , новгородского Юрьева, Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова , Соловецкого в честь Преображения Господня , Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы , нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня; материалы, связанные с Большим Московским Собором 1666-1667 гг. , документы 1668-1676 гг. об осаде Соловецкого мон-ря; акты Вологодской и Вятской кафедр; документы, связанные с колонизацией и христианизацией Сибири и Дальн. Востока; материалы, отражающие борьбу духовенства с пережитками язычества в Сев.-Зап. Руси в XVI в., и др. К первым 10 томам ДAU-I были изданы именной и географический указатели (СПб., 1875).

http://pravenc.ru/text/178967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк) . Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению. Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества , затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан : Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича ) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ († ранее 9.12.1484), еп. Суздальский и Тарусский. Биография Впервые Е. упомянут в грамоте, посланной 13 дек. 1458 г. 5 архиереями Сев.-Вост. Руси правосл. епископам Литовского великого княжества , «которые рукоположение приняли от Ионы митрополита», в т. ч. названному 1-м «Еуфимью, епископу Черниговскому и Дьбрянскому», о неподчинении униату Григорию , поставленному 15 окт. 1458 г. в Риме на Киевскую митрополичью кафедру, и о сохранении верности митр. св. Ионе (РИБ. Т. 6. 84. Стб. 631-634). Е. мог быть хиротонисан митр. Ионой только в тот период, когда польск. кор. Казимир IV Ягеллончик признавал юрисдикцию свт. Ионы в отношении правосл. епархий на территориях Польско-Литовского гос-ва, т. е. между 31 янв. 1451 и 13 дек. 1458 г. Кафедра Е. находилась в Брянске. Архиерей, по-видимому, не подчинился Григорию и поддерживал связь со свт. Ионой. В письме, посланном ранее 1461 г. в Литву, митр. Иона благодарил не названного по имени епископа, имевшего намерение переселиться в Московскую Русь, вероятно Е., за то, что «стоал еси за святыа Божия церкви... велие попечение имея», и информировал митрополита о ситуации в Киевской митрополии (Там же. 89. Стб. 671-674). В этом же письме свт. Иона сообщал своему адресату, что вел. кн. Василий II Васильевич согласен на его переселение в Московское гос-во. Источники 2-й пол. XV в. сохранили данные о неск. княжеских вкладах в этот период в храмы Черниговской епархии (преимущественно в ее зап. и сев.-зап. городах и землях), но ни один из них не упоминает о благословении вкладчика Е. В нач. 60-х гг. XV в. Е. бежал в Москву. Осенью 1464 г. на Соборе в Москве «Дьбрянскы епископ Евфимеи» участвовал в избрании митрополитом Московским и всея Руси Суздальского еп. Филиппа I . В тот же день (11 нояб.) Е. получил Суздальскую кафедру (ПСРЛ. Т. 8. С. 151; Т. 22. Ч. 1. С. 468; Т. 23. С. 191; Т. 25. С. 279). Нек-рые летописи участие Е. в Соборе не подтверждают (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Согласно оригинальному известию Типографской летописи, Е. «пребеже на Москву... покиня свою епископью» уже после поставления Филиппа митрополитом. Епархия Е. включала «Соуждаль, и Колугу, и Торусоу» (Там же. Т. 24. С. 186). В актах 60-х - нач. 80-х гг. XV в. Е. обычно титулуется епископом «Суждальским и Торусским». Впервые с таким титулом он упомянут в формулярном изводе ставленой грамоты Геннадия (Кожина) , хиротонисанного во епископа Тверского 22 марта 1461 г. (РИБ. Т. 6. 91. Стб. 679-682; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65). Имя Е. внесено в этот формулярный извод позднее, поскольку на хиротонии он отсутствовал (РФА. Ч. 4. С. 885-886).

http://pravenc.ru/text/187694.html

Н.И. Ильинский Исследование Священника Николая Ильинского. Посвящается блаженной памяти высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Литовского Содержание Введение. О сборниках церковных правил и гражданских законов, относящихся к церкви, – составленных прежде Синтагмы Матфея Властаря I. Краткие сведения о лице Властаря и соображения о времени его жизни II. О времени составления Синтагмы III. О цели и побуждении к труду составления Синтагмы IV. О расположении Синтагмы Властаревой V. Об общем содержании Синтагмы VI. Об источниках содержания Синтагмы I. Постановления церковные II. Гражданские законы VII. Об изложении церковных правил и гражданских законов, в Синтагме VIII. Об употреблении Синтагмы IX. О печатных изданиях Синтагмы     Настоящий труд по исследованию Синтагмы Властаревой, равно как и другой – по переводу её на русский язык,– посвящается «блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Алексея, Архиепископа Литовского». Под его руководством, в бытность его профессором по кафедре церковного права в Московской Духовной Академии, положено было начало труду исследования книги; по его предложению и неоднократным побуждениям, в бытность его викарием Московской митрополии, предпринят был труд перевода Синтагмы и веден был по его указаниям; ему же и отправлены были эти труды, по окончании их, Его Высокопревосходительством, Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым , – на рассмотрение; им они и препровождены в «Московское Общество Любителей Духовного Просвещения», – для напечатания. Свое желание относительно напечатания этих трудов почивший Святитель выразил в двух своих письмах «Обществу», из которых одно писано было накануне его внезапной кончины. «Последний предсмертный завет приснопамятного Святителя Алексия нашему Обществу», читаем мы в отчете о деятельности Общества Любителей Духовного Просвещения за 1889–1890 год, «разъясненный в двух письмах на имя Секретаря, от 21 сент., и 8 ноября 1890 года, – это напечатать обширное ученое исследование священника Николая Ильинского о Синтагме Матфея Властаря с переводом самой Синтагмы, и темь закончить издание в русском переводе последнего – 6-го тома Афинской Синтагмы» (Моск. Церк. Вед. 1890 г. 52, от 23 дек., стр. 582–583). – Во исполнение этой последней – предсмертной воли незабвенного для Общества Святителя Алексия и предпринято было Обществом издание настоящего труда. Что же касается побуждений к труду исследования и перевода Властаревой Синтагмы, то они достаточно открываются из «Введения» и Глава VIII-й предлагаемого исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» принадлежит к числу произведений, созданных в Новгороде на рубеже XV–XVI вв. с целью подчеркнуть значение местных новгородских святынь и утвердить начавшее рушиться в результате объединительной политики московского княжества независимое положение Новгорода. «Повесть» сохранилась в списках не ранее XVI в. Бурные политические события конца XV в. (борьба Василия Темного с Дмитрием Шемякой, сложные отношения с Великим княжеством литовским и др.) отразились в новгородском и московском летописании. «Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» входит в круг повестей агиографического характера ο новгородских владыках, прославившихся не только своим благочестием и верным служением церкви, но и игравших весьма заметную роль в политической жизни города и княжества. Так, по словам «Повести», при посредничестве новгородского архиепископа Евфимия I (Емелиана Брадатого) удалось отвести утрозу разорения Новгорода литовским князем Витовтом, а Иона выхлопотал у московского князя мир с Новгородом и независимость и поддержку своей обители. Однако Я. С. Лурье в одной из последних его работ «Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода» (ТОДРЛ, т. 48. СПб., 1993) показал, что, судя по летописным источникам, отношения между архиепископом Ионой и Москвой не были столь благополучны и что летописные факты противоречат тому, что изложено в «Повести». Жанр «Повести об Ионе» обусловил и выдержанные в агиографическом стиле сцены встречи Ионы с великим князем Василием и беседы с ним в московском Кремле, эпизод переписки архиепископа Ионы с Ионой митрополитом московским. На самом деле Новгород не признавал московского митрополита Иону, и отношение к нему новгородского архиепископа было не столь благодушным. Немаловажным сюжетным звеном явились в «Повести» пророчества-предсказания Михаила Клопского отроку Ионе, Ионы – будущему великому князю Ивану, которые вообще характерны для житийного повествования этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения к пятой части собственноручных записок Иосифа, Митрополита Литовского 1. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 8 февраля 1852 года за 472, о преобразовании по Высочайшему повелению управления воспитательного в Вильне дома «Иисус Младенец» На указе Святейшего Синода, от 30 января за 262, с объявлением Высочайшего в 12-й день января состоявшегося повеления, о преобразовании управления Виленского воспитательного дома «Иисус Младенец»: 1) чтобы в Виленском попечительном совете всегда присутствовал член из местного Православного духовенства по назначению епархиального преосвященного; 2) чтобы попечитель, смотритель и учитель тамошнего воспитательного дома под названием «Иисус Младенец» были непременно Православного исповедания; 3) чтобы в училище сего заведения помещаемы были дети как Православного, так и Римско-католического исповедания, соразмерно количеству призреваемых в оном детей того и другого исповедания; 4) устроить в заведении Православную церковь , на что отпустить 500 рублей серебром из Виленского приказа Общественного Призрения; и 5) объявить Римско-католическим монахиням, имеющим ближайший за питомцами надзор, чтобы они воздерживались от вредных внушений детям Православным, а начальству заведения поручить иметь за сим наблюдение, и в противном случае немедленно представить об удалении из оного монахинь, – причём Святейший Синод присовокупляет, чтобы донесено ему было о последующих распоряжениях; – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Для присутствования в Виленском Попечительном Совете назначаю я кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого и предлагаю консистории сделать о сем надлежащее распоряжение. При сем препровождаю в списках рапорт мой Святейшему Синоду от нынешнего числа и отношение к местному губернатору. Дальнейшие распоряжения будут сделаны за получением ответа г-на губернатора. 2. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 25 мая 1852 года за 1915, о собрании сведений насчёт богослужебных книг прежних Униатских типографий, находящихся ещё при церквах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Приложения к четвёртой части собственноручных записок Иосиф, Митрополита Литовского 1. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 7 марта 1844 года за 443, касательно новых штатов для Виленских Св. Духова и Троицкого монастырей и переименоваия первого лаврою В Вильне имеется два первоклассных монастыря; но как штат для них такой же, как и для других сего класса монастырей, тогда как содержание в Вильне гораздо дороже, иногда вдвое против других епархий, то, естественно, приглашение сюда хороших иноков всегда встретит непреоборимые затруднения, как показал совершенный неуспех недавнего вызова иноков в Литовскую епархию. С другой стороны, Виленский Святодухов монастырь, бывший центром противоборства пагубной для Православия Унии, устоявший в Православии при всех гонениях и превратностях и хранящий нетленные мощи трёх первых мучеников в Литве: Антония, Евстафия и Иоанна, – заслуживает, чтобы его не только поддержать, но и возвысить в тамошнем крае. Напротив, Виленский Святотроицкий монастырь, потерявший своё значение чрез принятие Унии и не имеющий ныне никакого влияния, может быть обращён к более полезному назначению, – тем паче, что огромные здания оного не могут быть заняты и в половине, хотя бы в них поместить полный штат первоклассного монастыря. По сим причинам, для обеспечения Вильна хорошими иноками и возвышения здесь Православной иерархии, я полагаю весьма полезными следующие меры: 1) Виленский Святодухов первоклассный монастырь возвесть в звание лавры, с тем, чтобы священно-архимандритом оной был всегда местный преосвященный; 2) для лавры сей назначить новый штат, по прилагаемому при сем проекту; 3) Виленский архиерейский дом соединить в хозяйственном отношении с лаврою; 4) Виленский Святотроицкий монастырь обратить на помещение епархиальной семинарии, переводимой из Жировиц, с оставлением здесь только штата третьеклассного монастыря, коего настоятелем должен быть всегда ректор семинарии; 5) штатную сумму, остающуюся от перечисления Виленского Святотроицкого монастыря из первоклассного в третьеклассный, обратить на штат Виленской Святодуховой лавры, в соединении с прежнею её штатною суммою; и 6) при Виленском Святотроицком третьеклассном монастыре оставить из принадлежавших оному до сего домов: а) Прокшинский, б) Шарипинский, в) на монастырском дворе состоящий, и г) плац, Кособудзким арендуемый; а прочие все дома перечислить к лавре, на усиление средств её в предстоящем соединении с архиерейским домом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010