Непосредственно к Воронежскому ведомству принадлежали крепости: 1) Тавровская земляная, 2) Хоперская, 3) Павловская, 4.) Траншамент на берегу Дона ниже Черкасска, что после переименован крепостью Св. Анны. Тавровская земляная крепость. О ней поле особенно говорено будет. Хоперская крепость также земляная, регулярная с бастионами, рвом окруженная, находится на реке Хопре. Оная построена в 1710 году; или, как по другим запискам значится, в 1716 году; населена была из ближних городов купцами и разночинцами; имела; свой магистрат и коменданта. Пушек на валах 20. Повыше оной на той же реке устроены были верфь, магазины для материалов и припасов и госпиталь. О Павловской крепости говорено будешь после в особой статье о городе Павловск. Траншамент на берегу реки Дона ниже Черкасска сделан и укреплен был по отдаче Азова туркам в 1712 году. В него перевезена была Азовская артиллерия, и в 1725 году оставалось в нем разного калибра пушек 134 и три мортиры медных. При оной 1 офицер, унтер-офицеров, рядовых и мастеровых 301, да Донской казачий полк, в коем людей было 237. Какие, кроме сего, подсудны были тогда непосредственно Воронежу, яко провинции, уездные города, то показано уже во Всеобщем Истор. Сведении о Воронежской Губернии. Кроме оных, прямо к Воронежу приписаны были адмиралтейского ведомства литейные заводы Липецкий, Корминский и Боренский. На них лились пушки, делались ружья, штыки, алебарды, якоря; проволока, сталь, осьмигранное железо и разные к флоту принадлежащие вещи. Заводами управляла контора под смотрением двух комисаров‚ над магазинами особый комиссар и 10 магазинвахтеров. Мастеров доменных, пушечных‚ якорных и проч. 61; их подмастерьев 70; мастеровых 398; для караулов унтер-офицеров и солдат 30 человек, не включая в сие число работавших по нарядам помянутых приписных к заводам городов и татар. В 1725 году было на оных пушек 533. Да при разных верфях находилось построенных по указу 1723 года 400 будар и знатное число заготовлено леса, хранившегося в сараях. Полки на число ревизских Воронежской губернии (кроме приписных к адмиралтейству и заводам) а именно 71.147 душ содержались: Воронежский, Коротоякский и Елецкий. Доходов в казну таможенных, кабацких и всяких мелочных, кроме заводских, в 1724 году было 23.101 рубль 42 копейки 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Там бывает знатная лошадиными торгами Вознесенская ярмарка, продолжающаяся около недели. Продаются также всякие красные и крестьянские товары. Впрочем, по причине лежащей через сие селение большой Танбовской дороги, бывают там и беспрестанные торги съестными и дорожными припасами. Жители там военные, приказные, посадские, однодворцы, помещичьи, дворовые и крестьяне. Там есть и две суконные фабрики. К сему прибавляются и замечательнейшие в Воронежском уезде реки: V Дон река, о коей говорено уже выше. Она в Воронежском уезде входит из Задонского, а выходит в Коротоякский. VI Воронеж река. О ней довольно говорено уже выше. VII Усмонь река начинается в Танбовской губернии в Липецкой округе близ села Дрязгов, и оттуда, протекая мимо бывшего города Усмони, входит через 5 верст от оного в Воронежский уезд, в коем на оной лежит вышеупомянутый бывший город Орлов, а потом многие села, из коих больше всех есть называемое по ней Усмонью с проименованием Собакиной для отличия от города Усмони. Река сия впадает в реку Воронеж с левого берега оной. Имя Усмонь есть татарское и значит красавицу. VIII Хава река начинается в Танбовской губернии в бывшей Усмоньской округе, и, входя в Воронежский уезд, впадает с левого боку в реку Усмонь. Слово Хава на татарском языке значит девица, и есть предание, что по сей реке, лежащей в татарской Нагайской степи, кочевала с Ордой своей в конце 16 и начале 17 столетия одна храбрая татарская принцесса, дочь знаменитого некоего Нагайскаго князя; от коей получила имя свое и река. По сей реке, кроме других многих сел и деревень, лежит 7 сел, именующихся Хавами, а именно: 1) Верхняя Хава 2) Хава просто или деревня. 3) Хава другая, деревня, 4) Хава третья, деревня. 5) Хава Рождественская. 6) Хава Новоуспенская. 7) Хава Казанская. В реку Хаву втекает еще с левого бока речка, именуемая также Хавой с различием правой. Все земли, лежащие по сим рекам Хавам, весьма хлебородны и для скотоводства способны. IX Девица река, начинаясь в Нижнедевицком уезде, вытекает в Воронежский и в оном впадает с правого бока в Дон.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 6  голосов:  5.0 из  5) В ночь с 31 октября на 1 ноября многие в России, и прежде всего молодежь, будут отмечать Хэллоуин. Этот «праздник нечисти» пришел в нашу страну лет 20 назад, наряду со Днем влюбленных и Днем святого Патрика, отмечает Regions.ru. Из года в год его празднование вызывает протесты верующих. В этом году митрополит Липецкий и Задонский Никон обратился к начальнику управления образования и науки администрации Липецкой области и председателю Департамента образования администрации Липецка с настоятельной просьбой не допускать проведение в школах епархии языческих религиозных праздников и обрядов. Отметим, что подобные выступления священнослужителей часто расцениваются как стремление Церкви запретить любое веселье и невинное удовольствие. А в Краснодарском крае на днях на одном из сайтов сообщили, что школам якобы разрешили справлять Хэллоуин. Однако когда представители епархии связались с министром образования Краснодарского края Наталией Наумовой, она заявила: «Минобразования края не только не разрешает, но и напоминает о недопустимости в учебных заведениях Кубани проведения мероприятий, посвященных Хэллоуину». Еще в прошлом году школы получили от Минобразования письмо, где говорилось: «Наличие в мероприятия Хэллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся. По мнению многих ученых – психологов и психиатров – Хэллоуин несет большую опасность для детей. Принимавшие в подобных мероприятиях дети нередко испытывают страх, подавленное настроение, агрессию и склонность к суициду. В учебных заведениях Краснодарского края не следует допускать проведения Хэллоуина. Необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями русской культуры».

http://sueverie.net/dolgo-delat-vid-chto...

Итоговый документ семинара “Отношения Русской Православной Церкви и властей в России в 20–30-е годы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 27 мая 2002 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата под председательством митрополита Мин­ского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, состоялся семинар “Отношение Русской Православной Церкви и властей в 20–30-е годы”. Семинар был проведен совместно Синодальной Богословской комиссией и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и явился одним из этапов подготовки богословской конференции Русской Православной Церкви “Православное учение о Церкви”, запланированной на осень 2003 года. Руководство Отдела внешних церковных связей в отсутствие митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла представлял заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Участники семинара заслушали следующие доклады: “Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое осмысление и историческое наследие” (О. Ю. Васильева, заведующая Центром истории религии и Церкви Института Российской истории РАН) 1 ; “Каноническая оценка церковных разделений 20–30-х годов” (протоиерей Владислав Цыпин) 2 ; “Церковно-политический аспект разделений и перспективы их преодоления” (А. В. Журавский, сотрудник Церковно-науч­но­го центра “Православная энциклопедия”). В силу невозможности лично присутствовать на семинаре митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, председатель Историко-правовой комиссии, направил приветствие участникам и текст своего выступления 3 . На семинаре имела место оживленная и заинтересованная дискуссия. Деятельность митрополита Сергия (Страгородского), направленная на легализацию Патриаршей Церкви, восстановление церковного управления и устроение церковной жизни, была рассмотрена в различных аспектах — историческом, каноническом, церковно-политическом, духовно-нравственном. Обсуждение велось в перспективе развития диалога Русской Православной Церкви с представителями Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с целью преодоления существующего ныне разрыва церковного общения.

http://pravmir.ru/itogovyiy-dokument-sem...

В Петербурге прошла международная конференция для священнослужителей по проблемам ВИЧ и СПИДа 29 февраля 2008 г. 15:03 С 27 по 28 февраля в Санкт-Петербурге проходила международная конференция для священнослужителей по проблемам ВИЧ и СПИДа. Тема форума была заявлена как «Проблематика и профилактика ВИЧ и СПИДа в свете христианского мировоззрения». Мероприятие проводилось по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . Организаторами встречи выступили международная благотворительная организация World Vision, сектор по работе с ВИЧ-инфицированными Отдела благотворительности Санкт-Петербургской епархии и Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга (ХМДС). Финансовую поддержку мероприятию оказало Агентство по международному развитию США (USAID). Участие в конференции приняли священнослужители и миряне из различных областей России, Украины, Армении, Белоруссии, США, активно вовлеченные в работу с ВИЧ-инфицированными. Одной из целей форума был поиск путей решения проблемы ВИЧ и СПИДа в современной России. В этой связи участниками конференции был представлен ряд новых социальных проектов. Так, исполнительный директор ХМДС Елена Рыдалевская выступила с презентацией Программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения детей и подростков. Глава филиала World Vision в России Шван Кристин Киммерли, клирик Софийского собора в г. Пушкине Глеб Грозовский, протоиерей Дмитрий Сурай из Оренбургской епархии и преподаватель Оренбургского госуниверситета Сергей Щербаков представили международный проект по реабилитации ВИЧ-инфицированных «Открывая путь надежде». По основным вопросам проблематики ВИЧ и СПИДа выступили с докладами настоятель Свято-Георгиевского прихода Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии игумен Мефодий (Кондратьев), руководитель сектора по работе с ВИЧ-инфицированными отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии священник Максим Плетнев, уполномоченный по работе с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми Липецкой и Елецкой епархии священник Андрей Суриков.

http://patriarchia.ru/db/text/371810.htm...

Arhiva La Universitatea rus de prietenie dintre popoare a avut loc conferina dedicat problemelor de cultur spiritual-moral în coala superioar 30 ianuarie 2019 10:00 29 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Российском университете дружбы народов прошла шестая научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность». Организаторы конференции — Учебный комитет Русской Православной Церкви , Московская духовная академия и Российский университет дружбы народов. На открытии были оглашены приветственные слова: председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункиной; заместителя начальника Управления делами Президента РФ по внутренней политике М.В. Белоусова; заместителя министра науки и высшего образования М.А. Боровской; президента Российской академии образования Ю.П. Зинченко; председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона . С приветствием к участникам конференции обратился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . С докладом «Что может сказать христианство современному молодому человеку» в первой сессии «Цивилизационный выбор: свобода и ответственность студенческой молодежи» выступил ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий . Свои доклады также представили профессор кафедры социологии РУДН Ж.В. Пузанова, ректор МПГУ А.В. Лубков и ректор КГМУ В.А. Лазаренко. Во второй сессии была организована дискуссия на тему «Современная молодежь и ценности православной культуры». В ней приняли участие студенты Московской духовной академии, Сретенской духовной семинарии , Российского университета дружбы народов, Казанской духовной семинарии, Воронежского государственного медицинского университета. На третьей сессии «Пастырско-педагогическая помощь студентам в выборе жизненных ценностей» выступили преподаватели и сотрудники российских вузов, а также священники. Свои доклады огласили представители МДА, Московского государственного областного университета, Ярославского государственного университета, Липецкого государственного технического университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Казанского кафедрального собора города Волгограда, Владимирского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Академии социального университета, Волгоградской государственной академии постдипломного образования, Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии , Российского технологического университета (МИРЭА).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5363479...

Закрыть Макариевский фонд начал свою просветительную деятельность Беседа с Высокопреосвященнейшим МЕФОДИЕМ, митрополитом Воронежским и Липецким, председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 01.11.2000 370 Время на чтение 9 минут - Нашу эпоху, на мой взгляд, можно назвать эпохой возвращения утраченных и забытых исконно русских и православных ценностей. Хотя, конечно, мы наблюдаем и иное: агрессивное стремление искоренить те ростки духовности, которые начали произрастать на нашей почве. Так вот, возрождаются ценности, возвращаются из забвения многие имена. В ряду таких отрадных явлений нашей жизни можно назвать и Макариевский фонд, который уже начал действовать. Расскажите, Владыка, подробнее об этом новом начинании в деле поощрения российской науки и распространения духовного просвещения. - Да, наше время сложное и противоречивое. И отличительная его особенность заключена в том, что это - эпоха стремлений и попыток. Стремления к возвращению потерянного, попыток возрождения утраченных православных и нравственных ценностей. Делается много усилий, но часто они далеки от совершенства. Да и само это возрождение есть процесс, который должен пройти через определенные этапы в своем развитии. Вот в таком контексте можно говорить о возрожденном Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). До событий 1917 года это была одна из престижных премий, которая вручалась за выдающиеся работы в области истории государства Российского, церковной истории, в области военных и точных наук, за издание учебников. Например, я хотел бы упомянуть профессора В.В. Докучаева, который получил Макариевскую премию за выдающуюся работу " Русский чернозем " . Казалось бы, далеко от церковных проблем, но труд выдающегося ученого был отмечен именно Макариевской премией. Получали эту премию и военные деятели. Митрополит Макарий, живший в 1816-1882 годах, - видный иерарх Русской Церкви, ученый, действительный член Российской Императорской Академии наук,

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

В Воронеже пройдет Международный фестиваль духовной авторской песни 8 ноября 2006 г. 13:38 Открытие 4-го международного Фестиваля духовной авторской песни «Ковчег» состоится 17 ноября в Воронеже. Организатором фестиваля является Фонд поддержки духовного просвещения и культуры «Служение» при содействии Воронежской епархии , управления культуры городского округа г. Воронеж, управления культуры и туризма Воронежской области, администрации Воронежской области, Общественной палаты Воронежской области по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия . Об этом сообщили в пресс-службе Общественной палаты Воронежской области. Целью фестиваля, который проходит в Воронеже несколько лет подряд, является развитие и поддержка духовного песенно-поэтического творчества в авторской песне и создание условий для знакомства, творческого общения и роста ценителей авторской песни. «Песни духовного патриотического содержания, звучащие в авторской манере, делают доступными для широких масс людей, особенно молодёжи, высокие истины, вечные вопросы бытия — красоту мира и человека, доброту, милосердие, любовь, патриотизм. И, тем самым, служат возрождению веры, разумного, доброго, вечного в наших сердцах», — отметили в пресс-службе Общественной палаты. В прошлых трех фестивалях принимали участие авторы-исполнители духовной песни, поэты из Москвы и Петербурга, Новосибирска и Харькова, Вологды, Твери и Белоруссии, а также из Липецка, Ельца, Старого Оскола, Калача, Павловска, Острогожска и других мест. Результатом фестиваля стали 3 музыкальных альбома. В этом году в рамках фестиваля впервые будет работать детская молодежная мастерская и выставка народных промыслов, состоится награждение победителей фестиваля в заключительном гала-концерте и награждение ежегодной премией «Живая весть» в номинациях «Духовное просвещение», «Культура» и «Служение детям», учреждённой Фондом «Служение». Конкурс пройдет по следующим номинациям: автор-исполнитель (стихи и музыка автора), авторский дуэт, композитор (автор музыки), исполнитель-солист, исполнители — вокальный дуэт, исполнители — ансамбль, поэт.

http://patriarchia.ru/db/text/158454.htm...

Переходя от погрома татарского к изложению внутреннего удельного устройства пограничных пределов юго-восточной России того времени, заметим, что в верхней донской речной системе в XIII веке пограничными русскими княжествами были Липецкое и Воргольское 5 , а на исходе XIV века – Елецкое, удел Великого князя Рязанского 6 . Местность же, занятая монастырем Задонским Богородицким, как и все дикое безлюдное прибрежье р. Дон вместе с воронежской стороной, хотя и причиталось в XIV веке к области Елецкого княжества, но как удел князей Рязанских зависела полностью от Великого князя Рязанского и в XV столетии была во владении князей Рязанских. Это обстоятельство объясняется договорной взаимной грамотой, писанной в 1496 году, где говорится: «Цна... Воронеж верхний, Тешев весь и в Дону реце жребий, с прочими доходы по старине закреплен и отдан в удел Великим князем Иваном Васильевичем Московским 7 князю Федору Васильевичу Рязанскому». Понятно, что князь Рязанский, будучи зависим от Великого князя Московского, как неполный хозяин не мог дать своему бедному жребию Тешевскому благоустройства подобно Московскому, который свободен был от набегов татар и оставался долгое время малозаселенным. Ненаселенность и пустынная дикость Воронежского края свидетельствуется Московским митрополитом Пименом, ознакомившимся с этой местностью в 1389 году во время своего путешествия в Константинополь водным путем по волнам извивающегося Дона. Сему знаменитому священному путешественнику по наказу Великого князя Олега Рязанского елецкий князь Юрий со своими боярами на берегах Дона, близ устья реки Воронеж, делал почетную встречу, о которой впоследствии путешествующий святитель достохвально отзывался: «Приспехом до усть Воронежа реки, на утрие прииде к нам кн. Юрий Елецкий с боляры своими и со многими людьми... и воздаде нам радость и честь велию». Описатель этого путешествия (диакон Игнатий) изображает современное ему состояние края безотрадной пустыней; но замечает также, что некогда берега Дона, хотя не везде, но имели значительную населенность, по всей вероятности составляющуюся пришельцами Азии. Вот его собственные слова: «Влезши в суды и поплыхом рекою Доном на низ; бысть же сие путное шествие печально и унынливо, бяше бо пустыня зело; не бяше бо видети тамо ни града ни села, (аще бо и бяше прежде тамо грады красны и нарочиты зело видением), точию место пустошь все и не населенно; не бяше бо видети человека, точию пустыня велия и зверие множество и птицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

— Предполагаете ли Вы, что сегодня духовным учебным заведениям требуется перестройка? — Такая перестройка уже происходит. Она действительно требуется, потому что многие наши учебные заведения продолжают жить по старым схемам, которые существовали еще в советское и даже в дореволюционное время. Сегодня процесс обучения в странах Запада основан, прежде всего, на стремлении воспитать в студенте способность самостоятельной работы. У нас процесс образования в основном сводится к тому, что студент слушает лекции, а потом на экзамене он должен максимально точно воспроизвести то, что он услышал. Это пассивный и нетворческий процесс. В Оксфордском университете, где я учился, вообще нет понятия предмет, а есть понятие модуль, на которых основывается так называемая Болонская система. Модуль — это некий предмет или сюжет, который изучается не только при помощи лекций, но в основном за счет того, что студент должен самостоятельно прочитать большое количество литературы и написать работу. Совокупность этого и составляет модуль, за который ставится оценка. Это приучает самостоятельно мыслить и организовывать свое время. В Оксфорде нет обязательного посещения лекций. За прогулы не наказывают, но студенты сами рвутся на лекции, потому что понимают, что иначе экзамен будет невозможно сдать. — Продолжая тему молодежи, хотел бы вспомнить Вашу пресс-конференцию в Липецке в марте этого года. Отвечая на вопрос, возможно ли предсказать конец света, Вы ответили: «Я считаю, что очень невыгодно предсказывать конец света. Если ты предскажешь конец света, а этого не произойдет, тебя назовут обманщиком, а если предскажешь, что конец света не произойдет, а это случится, то всем все равно будет не до тебя». Спасибо Вам за такой ироничный ответ. А не нужно ли сегодня нашим священнослужителям проявлять больше остроумия? — Чувство юмора у человека или есть, или нет. Священнослужитель никогда не должен превращаться в шута. Он не должен надевать на себя маску остроумия. Юмор — это естественная составляющая человеческой жизни, подобная приправе к блюдам. Некоторые блюда требуют того, чтобы их приправить перцем или солью, а другие не требуют. Поэтому, если священнослужителю в нужной ситуации вспоминается что-то остроумное, он может это сказать, и здесь не будет греха, поскольку это естественное проявление человеческого мышления. Но не нужно искусственно стараться пересыпать свою речь перцем или солью, если они там не требуются.

http://patriarchia.ru/db/text/1227606.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010