в катакомбах Калеподия были выполнены росписи на сюжет Мученичества святого. Несмотря на плохую сохранность росписей, определяются сцены казни и погребения К. ( Nestori. 1971; Idem. 1972; Verrando. 1984. P. 1077-1083; Jessop. 1999. P. 272-278). К 1140-1143 гг. относятся мозаики в конхе апсиды ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, где Христос и Богоматерь, восседающие на престоле, изображены в окружении святых. С левой стороны представлены ап. Петр, Римские папы Корнелий и Юлий I и св. Калеподий, с правой - К., св. Лаврентий и папа Иннокентий II. К. представлен в рост, фронтально. На святом епископское облачение, правой рукой он благословляет, в левой руке закрытая книга. Подложные послания К. к некоему еп. Бенедикту и к епископам Галлии сохранились среди Лжеисидоровых декреталий , созданных ок. сер. IX в. в Сев. Франции (Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lipsiae, 1863. P. 135-142). Ист.: Hippolytus. Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B.; N. Y., 1986. P. 349-357, 403-404; Idem/Ed. P. Wendland// Hippolytus Werke. Lpz., 1916. Bd. 3. S. 245-252, 283-284; Euseb. Hist. eccl. IV 23; V 28; Hieron. Chronicon/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. Lpz., 1913. Bd. 7. Tl. 1. S. 214-215; Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 268-271, 634-635; LP. T. 1. P. XCII-XCIII, 4-5, 62-63, 141-142; ActaSS. Oct. T. 6. P. 401-448; BHL, N 1523-1525; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. IV 8//PL. 135. Col. 655-660; MartHieron. P. 131-132; MartHieron. Comment. P. 555-556; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 378; MartUsuard//PL. 124. Col. 573-576; MartRom. Comment. P. 452-453; Corpus orationum/Ed. E. Moeller e. a. Turnhout, 1992-2004. T. 1-14. (CCSL; 160-160M); Deshusses J. Le Sacramentaire Grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits: Éd. comparative. Fribourg, 19923. T. 1. P. 282, 663; Liber Sacramentorum Gellonensis/Ed. A. Dumas. Turnholti, 1981. Vol. 1: Textus. P. 202. (CCSL; 159); Liber Sacramentorum Augustodunensis/Ed.

http://pravenc.ru/text/1320099.html

переводе на первом месте поставил 50 (из 85) первых апостольских канонов, затем каноны Соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского. Ок. сер. V в. в Италии был составлен сборник канонов, переведенных с греческого на лат. язык неизвестным автором. Этот сборник назван, однако, именем св. Исидора, архиеп. Севильского, жившего в 1-й пол. VII в., потому что именно в этом переводе читаются помещенные здесь правила в позднейшем сборнике, приписанном Исидору (Collectio canonum Isidori Mercatori). В наст. время признается, что мн. статьи сборника фальсифицированы, и теперь он получил соответствующее название - «Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора» (Collectio falsarum decretamm Isidori Mercatori) (см. в ст. Лжеисидоровы декреталии ). В XVI в. Пасхазий Кинель издал «Кодекс канонов Римской Церкви» (Codex canonum ecclesiae romanae). Этот кодекс считается офиц. кодексом Римской Церкви кон. V в. В нем помещены правила Никейского, Сардикийского, Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Халкидонского, К-польского, Антиохийского и Лаодикийского Соборов, канонические послания (декреталы) пап, относящиеся к V в., неск. имперских законов по церковным делам и различные статьи религ. содержания. Н. С. принял 15 правил для церковного устроения, в основном касавшиеся церковного благочиния и чистоты супружеской жизни клира и мирян. Никакие др. решения этого Собора неизвестны. Прав. 1 запрещает жениться тому, кто принял священный сан,- эта практика, распространенная во мн. древних Церквах, была канонически утверждена Трулльским Собором (прав. 6). А 26-е Ап. прав. повелевает: «…да из вступивших в клир безбрачными желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». Желающий вступить в клир и иметь супругу должен жениться еще прежде своего поставления в иподиаконы. «…Женитьба духовного лица после рукоположения показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания, приличествующей его сану, и, служа соблазном народу, она низводила бы его до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян.

http://pravenc.ru/text/2564920.html

Другие напротив думают, что хорепископы появились уже во времена апостолов, и притом как отличающиеся по своим правам от городских епископов. Первый, кто высказал такое мнение был Рабан Мавр 14 , утверждавший, что после сошествия Святого Духа апостолы, отправившись из Иерусалима проповедывать о Христе по всем странам, везде поставляли не только епископов, но также и хорепископов. Подобное же читается и в Лжеисидоровых декреталиях 15 . Из ученых более позднего времени к такому мнению склоняется напр. Augusti 16 . В доказательство обыкновенно ссылаются на то, что уже в писаниях апостольских можно находить некоторые намеки на хорепископов. Указывают напр., что апостол Павел во время своего первого путешествия «рукополагал пресвитеров в каждой церкви» ( Деян. 14:23 ), а также повелел Титу поставлять в Крите пресвитеров по всем городам ( Тит. 1:5 ). Так как, – разсуждают, – в апостольское время точная терминология для обозначения епископов и пресвитеров еще не установилась, то под пресвитерами в приведенных двух местах можно разуметь епископов, и при том как городских, так и деревенских. Однако если нельзя отрицать, что при апостолах словом «пресвитер» действительно иногда назывался и епископ, и что епископы поставлялись в то время как в города, так и в деревни, то отсюда еще не следует с необходимостью, что уже тогда деревенские епископы чем-либо отличались от городских. Чтобы утверждать это, требуются твердые основания; но их нет. Ничего не могут говорить о хорепископах и следующие слова св. Климента Римского в его первом послании к Коринфянам; «κατ χρας ον κι πλεις κηρσσοντες (ο πστολοι) καϑστανον τς παρχς ατν… ες πισκπους κα διακνους τν μελλντων πιστεειν» 17 , «проповедуя по странам и городам, апостолы первенцев (из верующих)... поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих». Правда, здесь слово χρας противополагается слову πλεις, и поэтому под епископами, поставленными κατ πλεις (по городам), можно разуметь городских епископов, а под рукоположенными κατ χρας (по странам или деревням) – деревенских; но опять ничем нельзя доказать, что права последних были не те же самые, что и первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Через идеализированные типы, как через призму, Исидор фокусирует свои представления о благом устройстве государства и общества. Не случайно он этимологию слова «царство» производит от «царей» 148 , а свою историю называет все-таки не историей народов, но историей королей. В своих трудах Исидор упоминает многие типы верховных правителей: caesar, imperator, augustus, doininus, tyrranos, dictator, princeps, inonarcha, rex 149 . Самое главное для верховного правителя, считает Исидор,– «правильно действовать», сам титул «гех» к этому обязывает, ибо происходит от слов, обозначающих правильный образ действий. Правители бывают «добрые и злые» 150 . Оцениваются же цари не по их словам, а по их деяниям. Дело, государственный труд доминирует в делах королевства, он должен быть направлен на благо державы и подданных. Настоящий правитель, король – это защитник народа, защитник веры, глава подданных, отец бедным 151 . Царское достоинство предполагает полноту власти над подданными, но в то же время оно не только дает власть и почет, но и налагает всю полноту обязанностей. Царь должен быть примером для подданных 152 . Если же царь таковым не является, будь то с человеческой или государственной точки зрения, неповиновение подданных не может быть осуждено, ибо дурному примеру не стоит следовать 153 . Исидор требует от идеального государя таких качеств, как справедливость, благочестие, мудрость, терпение, мягкосердечие, милосердие 154 . Подробно эту тему он разрабатывает в третьей книге «Сентенций». Благочестие, обязанность утверждения истинной веры проистекают из того, считает Севилец, что государь – держатель власти от бога, который своей волей вознес его над подданными, но отнюдь не избавил его от смертной человеческой природы 155 . Однако хотя Исидор и подчеркивает, что власть земных государей от бога, он все же категорически нигде не утверждает, что она должна быть политически подчинена власти церкви. В этом он резко расходится с папой Григорием Великим . Авторитет церкви для мирской власти, полагает он, должен быть моральным 156 . Более того, часто небесное царство проявляет себя через земные царства 157 . Так Севилец «смягчает» в пользу государственной власти концепцию Августина. Его практическая деятельность также была направлена на поддержание государственной власти. Тем более изощренным представляется предпринятый католической церковью в IX в. ход: именно Исидору был приписан сборник декреталий, санкционировавших теократические устремления папства (так называемые Лжеисидоровы декреталии), хотя сочинения Исидора и его политическая концепция не давали оснований для этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

При составлении «Испано-галло-отёнского собрания» были исправлены неверные чтения из «Испано-галльского собрания»: искаженный текст декреталий восстановлен на основе «Собрания Дионисия-Адриана», сделаны вставки, которые должны были прояснить смысл текстов. Сборник содержит интерполяции, характерные для Лжеисидора, а также 3 подложные папские декреталии (см.: Fuhrmann. 1972-1974. Bd. 1. S. 151-161). По-видимому, существовало не менее 7 версий «Испано-галло-отёнского собрания» ( Knibbs. 2013. S. 16-19, 25-27). 2. «Лжеисидорово собрание» (Collectio Pseudo-Isidoriana) фактически является расширенной редакцией «Испано-галло-отёнского собрания». В него включены постановления Соборов (почти все тексты содержат интерполяции) и ок. 100 папских декреталий от сщмч. Климента I до Григория I Великого и Григория II (715-731) (бóльшая часть текстов подложные, остальные содержат интерполяции). В предисловии составитель сборника называет себя Исидор Меркатор (это имя образовано из имен Исидора Севильского и Мария Меркатора ). В средние века «Лжеисидорово собрание» нередко приписывали Исидору Севильскому; термин «Лжеисидор» впервые использовал протестант. историк и полемист Д. Блондель в трактате о подложности Л. д. ( Blondellus D. Pseudo-Isidorus et Turrianus vapulantes. Gen., 1628). Исследователи выделяют неск. редакций «Лжеисидорова собрания» (известно не менее 115 рукописей; см.: Williams. 1971; Mordek. 1978; K é ry. 1999. P. 100-114). В полных редакциях А1 и A/B сборник состоит из 3 частей: в 1-й собраны папские декреталии от Климента I до Мильтиада (311-314), во 2-й - постановления Соборов от Никейского (325) (см. Вселенский I Собор ) до XIII Толетского (683) (см. Толедские Соборы ), в 3-й - папские декреталии от Сильвестра I (314-335) до Григория II. Самая ранняя рукопись редакции А1 (Vat. Ottob. lat. 93) была создана во 2-й пол. IX в. в Сев. Франции. Рукопись Paris. lat. 9629, в к-рой содержится лишь 3-я часть сборника в этой редакции, находилась в распоряжении Гинкмара, еп. Ланского (858-875), к-рый использовал Л. д. в полемике со своим дядей архиеп. Гинкмаром Реймсским (845-882) ( Contreni. 1982). Редакция A/B ближе всего соответствует «Испано-галло-отёнскому собранию» (ркп. Vat. lat. 1341); ее важнейшая рукопись - Vat. lat. 630, создана во 2-й пол. IX в. в аббатстве Корби (см.: Williams. 1971. P. 63-65). Возможно, из Корби происходит также фрагмент Lips. II.7, IX в. ( Williams. 1971. P. 27-28). Впосл. на основе редакции A/B были составлены редакции В и С. Краткая редакция А2 содержит только декреталии Римских пап от Климента I до Дамаса I, снабженные нумерацией и рубриками. В клюнийскую редакцию «Лжеисидорова собрания» включены только 1-я и 3-я части сборника; самая ранняя рукопись относится к 3-й четв. IX в. (New Haven. Beinecke Rare Book and Manuscript Lib. 442). По мнению К. Г. Шона, клюнийская редакция восходит к тому же образцу, что и редакция A/B ( Schon. 1978), но Э. Ниббс считает ее ранней версией редакции А1 ( Knibbs. 2013. S. 64-71).

http://pravenc.ru/text/2463631.html

В частности относительно суда над епископами в декреталиях приводятся следующие положения: 1, суд над епископами принадлежит папе, и посредствующие инстанции не иначе могут осудить епископа, как с одобрения папы 1082 ; 2, каждый епископ может тотчас же перенести дело к апостольскому престолу, если объявит своих судей пристрастными 1083 ; 3, епископ, низложенный без согласия папы, должен быть восстановлен 1084 ; 4, епископ, лишенный кафедры и имущества, может быть привлечен к ответственности по искам только после полного восстановления его прежнего положения (так называемая exceptio spolii) 1085 . Все эти положения лже-Исидор доказывает ложными декреталиями, как документами, которые свидетельствуют о том, что эти положения установлены самим Основателем Церкви Иисусом Христом, Его апостолами, или первым вселенским собором, наиболее уважаемым, который будто бы издал не 20 только правил, во гораздо больше. Подложные документы составлены лже-Исидором именно для того, чтобы сделать ложные ссылки на эти сами по себе бесспорные авторитеты в доказательство вышеприведенных главных положений папской системы. Созданием этой системы создана была в сущности и так называемая римско-католическая церковь , как институт. Итак, Лжеисидоровские декреталии положили основание новому папскому праву и новой собственно римско-католической церкви. В этом состоит их церковно-правовое и церковно-историческое значение на Западе. 13. Отрицательное значение Лжеисидоровских декреталий в отношении к Церкви вселенской. – Но в отношении к Церкви вселенской Лжеисидоровские декреталии могли иметь и имели только отрицательное значение. Создавая через подлог новое папское право, какого не знала древняя вселенская Церковь , Лжеисидоровские декреталии отрицали тем самым начала общего права вселенской Церкви. Основывая на этом новом праве римский католицизм, лже-Исидор самым существенным образом способствовал отторжению от единства церковного древнейшей и старейшей поместной церкви. Так называемое разделение церквей, рассматриваемое с внутренней принципиальной стороны, сложилось из двух моментов: разделения на почве вероучения и разделения на почве практической, разделения в догматической и обрядовой сфере и разделения в сфере правовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Римских пап, выдержки из «Дигест», Институций и Кодекса Юстиниана ( K é ry. 1999. P. 237-238), а также «Книга о милосердии и правосудии» (Liber de misericoridae et justitiae), приписываемая льежскому канонику Альгеру, ставшему ок. 1121 г. монахом Клюни. В «Книге о милосердии и правосудии», датируемой между 1095 и 1121 гг., собраны 125 папских декреталий, выдержки из творений отцов Церкви, прежде всего свт. Григория I Великого. Материал был заимствован из «Собрания 74 титулов», «Собрания, посвященного Ансельму» и др. Произведение Альгера Льежского имеет систематический характер, автор преследовал цель примирить противоречия в канонах, для чего снабдил тексты большим количеством комментариев и примечаний ( K é ry. 1999. P. 272-273). Альгеру Льежскому также приписывается авторство др. важного северофранц. сборника - «Высказывания магистра А.» (Sententii magistri A.; 1-я пол. XII в.), посвященного вероучительным и теологическим вопросам, в т. ч. литургическому богословию. Сборник состоит из высказываний отцов Церкви (гл. обр. блж. Августина), папских декреталий, постановлений Соборов ( K é ry. 1999. P. 273-275). В Испании в кон. IX - нач. XII в. в основном использовались заальпийские и григорианские сборники. Так, были хорошо известны «Собрание 74 титулов», «Поликарп», в б-ках хранились списки «Собрания Дионисия-Адриана», Лжеисидоровых декреталий, Декрета Бурхарда Вормсского, Декрета и «Панормии» Иво Шартрского и др. Влияние Декрета Бурхарда Вормсского и правовых сводов Иво Шартрского заметно в составленном после 1120 г. в Сев. Испании или Аквитании «Сарагосском собрании» (Collectio Caesaraugustana) (известно ок. 10 списков; K é ry. 1999. P. 260-261). В Англии получил широкое распространение сборник «Собрание Ланфранка» (Collectio Lanfranci), или «Выдержки из декретов Римских понтификов» (Excerpta ex decretis Romanorum Pontificum), приписываемый теологу и канонисту Кентерберийскому архиеп. Ланфранку (1070-1089). В «Собрании Ланфранка», составленном после 1059 г. в монастыре Бек, содержатся нормы из Лжеисидоровых декреталий, капитуляриев Псевдо-Ангильрамна, постановлений Соборов, в т.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

«Лжеисидорово собрание» (Collectio Pseudo-Isidoriana) открывается предисловием, где назван составитель свода - Исидор Меркатор (имя образовано от имен Марий Меркатор и Исидор Севильский). В 3 книгах собраны 50 апостольских правил, ок. 90 папских декреталий до времени правления папы Григория II (715-731) (почти все неподлинные), а также соборные каноны - от I Вселенского до XIII Толедского (683) Собора со значительными исправлениями и интерполяциями. При создании свода были использованы «Испано-галло-отёнское собрание», «Собрание Кенеля» и «Собрание Дионисия-Адриана». При составлении отдельных декреталий авторы свода опирались на «Ирландское собрание канонов», капитулярии, пенитенциалии, творения отцов Церкви, каролингских церковных деятелей и других христ. авторов, на Liber Pontificalis , «Константинов дар» , монашеские уставы и памятники рим. права ( K é ry. 1999. P. 100-114). «Лжеисидорово собрание». IX в. (Cod. Sang. 670. P. 4) «Лжеисидорово собрание». IX в. (Cod. Sang. 670. P. 4) Канонические предписания, содержащиеся в Лжеисидоровых декреталиях, согласуются с намерениями каролингских церковных реформаторов. Составители свода стремились укрепить позиции церковной иерархии, объединенной вокруг Папского престола, утвердить независимость Церкви от светской власти и пресечь посягательства на церковные привилегии и имущество. Особое внимание уделено поддержанию дисциплины среди духовенства и разработке вопросов юрисдикции церковного суда. Многие требования направлены на укрепление авторитета диоцезальных епископов в ущерб полномочиям хорепископов (приравненных здесь к пресвитерам) и митрополитов (их юрисдикция ограничивается привилегиями примасов), а также провинциального синода и светских властей. Исключительное право суда над епископом принадлежало папе Римскому, процедура низложения епископа была существенно усложнена. К защите прав Церкви и укреплению авторитета епископа сводятся основные положения сборника капитуляриев Псевдо-Ангильрамна, к-рый дан во мн. рукописях в приложении к своду Лжеисидоровых декреталий.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Полные версии «Лжеисидорова собрания» открываются предисловием Исидора Меркатора, в к-ром говорится о происхождении источников канонического права и о необходимости собрать их тексты воедино. В начале 1-й части помещено послание Аврелия , еп. Карфагенского, папе Дамасу I и ответ понтифика, в к-ром сообщается, что Дамас отправил Аврелию канонические тексты (оба послания подложны). Далее помещен чин проведения Собора (Ordo de celebrando concilio; заимствован из «Испано-галльского собрания»), оглавление 1-й и 2-й частей сборника, Апостольские правила (из «Испано-галло-отёнского собрания» и «Собрания Дионисия-Адриана») и 60 папских декреталий, в основном составленных Лжеисидором (среди них есть более ранние псевдоэпиграфы, напр. 1-е и 2-е послания Климента). Содержание 2-й части «Лжеисидорова собрания», где помещены постановления Соборов, в целом соответствует «Испано-галло-отёнскому собранию» (эти тексты восходят к 1-й части «Испанского собрания», в которую также включены соборные каноны). В начале помещены краткий трактат «О первоначальной Церкви и Никейском Соборе» и «Постановление Константина» (см. Константинов дар ). В 3-ю часть сборника, имеющую особое оглавление, вошли папские декреталии и постановления Римских Соборов. Этот раздел соответствует 2-й, «декретальной», части «Испано-галло-отёнского собрания», но бóльшая часть включенных в него текстов является подложной, а подлинные тексты содержат многочисленные интерполяции; есть и псевдоэпиграфы, составленные до Лжеисидора (напр., «Постановление Сильвестра», одна из т. н. фальшивок папы Симмаха ). Часть подлинных текстов, напр. декреталии Иннокентия I, Льва Великого и Геласия I, заимствована из «Собрания Кенеля» (Collectio Quesnelliana); нек-рые послания, в т. ч. интерполированные декреталии Льва Великого, отсутствуют в редакции A/B. Последний текст, включенный в «Лжеисидорово собрание»,- постановления Римского Собора, состоявшегося в 721 г., при папе Григории II (эти постановления завершают также «Собрание Дионисия-Адриана»).

http://pravenc.ru/text/2463631.html

А у вас, в Константинополе собравшийся собор, не обращая вникания на это, не побоялся наложить руку на сказанное узаконение, ибо этот собор, без согласия римского первосвященника, лишил патриарха Игнатия подобающей ему чести 98 . Что за узаконение такое, на которое ссылается папа, и которое обязывает, в случае суда над епископом, окончательного решения дожидаться от римской церкви? Многие историки думают, что здесь разумеются так называемые лжеисидоровы декреталии. Лжеисидоровы декреталии – это был в многом самоизмышлённый сборник папских определений, благоприятных для папской системы, только что появившийся около времен Николая. Лживость его для современной нам науки не подлежит сомнению. Но в темные века средней истории они нашли себе прием и пользовались большим авторитетом. Понятно, как мало подобные декреталии могли иметь смысла в приложении к церкви Константинопольской и её делам. Это была со стороны папы попытка привлечь под свою власть и церковь Константинопольскую; но такое желание папы, как показали последствия, было тщетным в отношении к Константинополю. Отвергая в своем письме к императору, на указанном основании, устранение Игнатия от константинопольской кафедры и таким образом принимал это дело в свои руки, Николай с другой стороны хочет ваять в руки и Фотия и с этою целью он усиливается доказать, что как Игнатий неправильно низложен, так Фотий неправильно возведен на кафедру, ибо он возведён прямо из мирян, что папа считает непозволительною дерзостью, явных нарушением законов. «Также незаконно»,– рассуждает папа, – «что управлявший толпою, одевавшейся в мирские одежды, избирается в пастыри. О несказанная дерзость! Как будет управлять божественным стадом, кто не научился господствовать над своею душою?» «Ибо кто не умеет управлять жизнью своею, как слишком скоро проведенный по церковным степеням, каким ·образом, вдруг избранный, он может управлять жизнью других? И в преподавании светских наук никто не получает имени учителя, если он не станет ученым, проходя степени наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010