Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ПЛАТКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Платковский) (1682? - 1746 ), архимандрит , начальник второй Пекинской духовной миссии , один из первых китаеведов России В миру Платковский Андрей Германович, родился в 1682 (?) году в семье казака, ставшего священником в Киеве. В 1701-1710 годах учился в киевских школах. После переезда в 1710 году в Москву к родной тетке Екатерине Борзаковской (монахине, жившей в доме царевны Екатерины Алексеевны) в связи с болезнью в 1712 году он был пострижен в монашество с именем Антоний. Служил в московском Богоявленском монастыре , затем в Заиконоспасском московском монастыре , в 1715-1719 годах - в Тобольске в сане иеродиакона . С 1719 года - в свите тобольского (сибирского) митрополита Филофея (Лещинского) в качестве архидиакона . Из Тобольска был переведен в Восточную Сибирь, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского монастыря Вознесения Господня . С 1720 года, по настоянию тобольского митрополита Филофея, служил в Монголии у правителя-хутухта, затем - в Китае в составе свиты посла Л. В. Измайлова. По возвращении в Москву вновь отправился в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря для организации «мунгальской школы» с целью подготовки переводчиков-монголистов. Он составил устав школы, собрал учеников, нашёл учителя и обустроил помещение. Также он убрал с монастырских земель питейные заведения . По рекомендации российского посла С. Л. Владиславича-Рагузинского в 1727 году архим. Антоний был назначен главой 2-й русской духовной миссии в Пекине , вместо свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Некоторые источники прямо обвиняют архим. Антония в интригах против святителя . Необходимо отметить, что уже при отправке русского посольства графа Владиславича-Рагузинского в Китай Антоний Платковский изначально рассматривался русскими светскими и духовными властями как альтернативная фигура в случае необходимости замещения кандидатуры Иннокентия .

http://drevo-info.ru/articles/13676518.h...

В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского. В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским. В 80-е годы XVII века при митрополите-строителе Павле I в Тобольске были возведены первые за Уралом каменные сооружения - Кремль и Софийско-Успенский собор (1686 г.). Тогда же в Абалаке по указу царя Фёдора Алексеевича построили каменный Знаменский собор в честь чудотворной иконы Божией Матери, в тобольские церкви царями делались богатые вклады. К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича) , по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края. Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

Для большего укрепления новокрещенных в истинах веры, Филофей заботился и о просвещении их. С этою целью он брал у крещеных инородцев детей и обучал их в Тобольске. После некоторого обучения, одни из инородцев опять возвращались к своим родителям, а другие, продолжив образование в славяно-латинской школе, назначались в причетники, диаконы и священники в места своей родины, где и содействовали, как обращению в христианство, так и утверждению в нем своих сородичей. В сентябре 1721 года митрополит Филофей был снова уволен на покой. Удалившись в Тюменский монастырь, он и теперь, не смотря на свою старость и болезненность, не переставал заботиться о новокрещенных. На этот раз деятельность святителя выразилась в защите последних от обид со стороны неблагонамеренных русских людей – главным образом, сборщиков податей, извлекавших свои выгоды из простоты инородцев. Жизнь митрополита Филофея догорала, но пламя ревности к распространению христианства еще не погасало в нем; – и вот, в конце своей многотрудной и многоплодной жизни, святитель в последний раз (1726 г.) отправился в Обдорск, чтобы проповедать там евангелие остальным остякам. Проезжая по Иртышу и Оби мимо остяцких селений, он обозревал устроенные церкви, заповедовал священником достойно пасти врученное им стадо, беседовал с новокрещенными о началах воспринятой ими веры и т. п. Остяки везде выходили к нему на встречу и приветствовали его, везде принимали его, как благодетеля своего, как человека, посланного от Бога. Наконец, судно митрополита Филофея достигло Обдорска. Но здесь он увидел более сотни вооруженных остяков, которые с бранью кричали, чтобы архиерей не подъезжал к ним, и даже стреляли в него из луков. Сколько ни убеждал их Филофей, сколько ни старался склонить их к принятию христианства, но фанатики не желали и слушать его, не допустив судна к берегу. Тогда незлобивый старец повернул обратно, а 31 мая 1727 года его не стало. Митрополит Филофей Лещинский бесспорно может быть назван апостолом западной Сибири. Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по митрополичьей кафедре, Антоний Стаховский, – труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою: окрестил в Сибири до 40,000 язычников и построил для них до 37 церквей. Все инородцы призваны им в христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедью и своими трудами». И, действительно, ни прежде, ни после Филофея на Тобольской кафедре не было личности, равной ему по ревности обращения инородцев в православную веру. Он объехал с проповедью о Христе большую часть западной Сибири и даже побывал и восточной. Благодаря его неутомимым трудам, десятки тысяч не знавших имени Христа познали Его и были введены в Его благодатное царство; 37 церквей, среди этих познавших истинную христианскую веру, сделались для них необуреваемым пристанищем; 37 пастырей поставлены были к этим церквам, которые и доканчивали дело обращения язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день выездная экспертная группа посетила Свято-Троицкий мужской монастырь г. Тюмени. Членов комиссии встречал архимандрит Зосима (Горшунов). В монастырской библиотеке архимандрит Феофилакт (Безукладников) провел беседу с будущими слушателями курсов — братией монастыря, которые не имеют семинарского или иного базового богословского образования. После беседы на этой учебной площадке также состоялась проверка наличия основной учебной литературы для курсов и материально-технического оборудования. В Троицком соборе монастыря члены комиссии поклонились мощам просветителя Сибири — святителя Филофея (Лещинского; +1727). Далее члены выездной экспертной комиссии вместе с ректором протоиереем Михаилом Безукладниковым посетили Тюменское духовное училище. После знакомства с училищем комиссия направилась в Знаменский мужской монастырь с. Абалак Тюменской области. Комиссию встретил председатель епархиальной комиссии по делам монастырей, наместник обители игумен Серафим (Краснов). 29 ноября в Знаменском монастыре архимандрит Феофилакт (Безукладников) провел беседу с братией — слушателями курсов базовой богословской подготовки монашествующих. На встрече присутствовали игумен Серафим (Краснов) и преподаватели Тобольской семинарии и монашеских курсов игумен Филарет (Сковородин) и иеромонах Макарий (Ющенко). Беседа состоялась в архондарике обители. Здесь была представлена основная учебная литература курсов. После беседы состоялась проверка материально-технической базы данной учебной площадки. Наместник монастыря показал членам комиссии храмы обители: Знаменский, святителя Николая Чудотворца, преподобной Марии Египетской и храм-усыпальницу Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Члены комиссии поклонились чтимым спискам иконы Божией Матери «Знамение» Абалакской. В советское время на территории монастыря располагался пересылочный лагерь НКВД, в котором в 1927 году пребывал Местоблюститель Патриаршего престола священномученик Петр (Полянский). В тот же день комиссия посетила Иоанно-Введенский женский монастырь. Обитель расположена в поселке Прииртышском, рядом с Тобольском. Беседа с настоятельницей игуменией Анной (Куртовой) и сестрами прошла в библиотеке монастыря. После также состоялась проверка библиотечного фонда и материально-технической базы данной учебной площадки.

http://patriarchia.ru/db/text/5983013.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКОЕ И НЕРЧИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия . Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии. В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский) , архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря . Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы . Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/674065.html

Роспись в начале была выполнена темперой, позднее прописана масляными красками. В 1829 г. в приходе Спасской церкви числилось 82 двора, более половины из которых составляли купцы и мещане. Общее количество прихожан составляло 981 человек. В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви (исключая восточную) на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. Галерея была разобрана в 1861 г. во время ремонта храма. В это же время была заложена пустота в северной стене колокольни, устроенная раньше для лестницы на хоры Дмитриевского придела, восточная сторона церкви (апсида) была опоясана железными обручами. Этот ремонт уберег храм от сильных разрушений во время землетрясения 1861-1862 г.г. В 1866 г. в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил Городской думе снести Спасскую церковь и на ее месте поставить новый собор. В 1869 г. покрыли листовым золотом все три креста церкви - на алтаре, церкви и в притворе. А еще через десять лет в Иркутске произошел самый сильный и разрушительный пожар, и 1879 г. стал новой вехой в истории церкви. Спасский приход выгорел дотла, не осталось ни одного жилого дома. Устояла Спасская церковь, находясь в эпицентре пожара. Огонь воспламенил деревянные стропила крыши северного придела, но вскоре был погашен. После пожара церковь была отремонтирована. В 1880 г. на пожертвования И.Н. Трапезникова выстроена каменная ограда с железной решеткой. 3 декабря 1909 г. Спасская церковь впервые была освещена электричеством, а в 1912 г. вблизи церкви были проведены первые археологические раскопки. За два столетия в Спасской церкви служила целая плеяда сибирских иерархов. В 1720 г. в соборном храме служил митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). В память о служении Свт. Иннокентия (Кульчицкого) хранился указ от 27 августа 1727 г., извещающий о назначении Святителя епископом Иркутским и Нерчинским. Указ этот висел до революции в нижнем храме. Служил в Спасской церкви архиепископ Камчатский, будущий митрополит Московский, ныне апостол Америки и Сибири Иннокентий (Вениаминов). В 1885 г. состоялось сослужение трех преосвященных: Вениамина (Благонравова), Мелетия (Якимова) и епископа Камчатского Гурия.

http://sobory.ru/article/?object=14401

3 . НЕКТАРИЙ хиротонисан в 1636 году, Февраля 4, из Селижаровских Строителей. По 3-летнему и 9-месячному правлению в 1640 году, Января 7, уволен от Епархии на покой в оный Селижаров монастырь, и скончался в 1665 году. 4 . ГЕРАСИМ Кремлёв хиротонисан в 1640 году, Мая 31, из Игуменов Тихвинского монастыря. По 9-летнему правлению, в 1650 году, Июля 16, скончался. 5 . СИМЕОН хиротонисан в 1681 году, Марта 9, из Игуменов Боровского Пафнутьева монастыря. По 13-летнему правлению, в 1664 году оставил Епархию. II. Митрополиты 6 . КОРНИЛИЙ в 1664 году, Июля 24, хиротонисан в Архиепископа из Архимандритов Хутынских, в 1668 году, Мая 25, пожалован Митрополитом. В 1678 году, Декабря 23, по 14-летнему правлению, скончался в Тобольском Знаменском монастыре в схиме, а погребён в Тобольском Софийском соборе. 7 . NABEЛ I хиротонисан в 1678 году, Июля 21, из Архимандритов Чудовских. По 12-летнему правлению, в 1692 году, Января 4, скончался. 8 . ИГНАТИЙ Римской-Корсаков хиротонисан в 1692 году, Апреля 3, из Архимандритов Новоспасских. По 7-летнему правлению, в 1699 году отбыл в Москву, и там, в 1701 году, Мая 13, скончался в Симонове монастыре. 9 . ДИМИТРИЙ Тултало, Святой хиротонисан из Спасских Новгород-Северских Архимандритов в 1701 году, Марта 23, переведён в Ростов 4 Января 1701 года, не бывши в Тобольске. 10 . ФИЛОФЕЙ Лещинский хиротонисан в 1702 году из наместников Брянского Свенского монастыря, в 1711 году посхимился в Тюменском монастыре, и принял имя Феодора. 11 . ИОАНН Максимович переведён из Архиепископов Черниговских в 1713 году и по 4-летнему правлению, в 1715 году, Июля 10, скончался. Филофей по указу Государеву из схимников вступил в правление Епархией паки в 1715 году и правительствовал по 1721 год. Потом отошёл в Тюменский монастырь и там, в 1727 году, Мая 3, скончался. 12 . AHTOHUЙ I Стаховский в Декабре 1721 года переведён из Архиепископов Черниговских. По 18-летнему правлению, в 1740 году, Марта 27, скончался. 13 . НИКОДИМ Сребрицкий в 1740 году, Мая 29, назначен был из Епископов Черниговских, но в 1743 году переведён в Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Пётр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией. Указ Петра I застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. 20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск. Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна. В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провёл оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии. Наконец, в 1726 году, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее своё проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей. 31 мая 1727 года последовала блаженная кончина митрополита Филофея в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, «дабы мимоходящии попирали прах его ногами». «Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40.000 язычников и построил для них до 37 церквей», призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами». В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: «Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел». В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: «Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. Зато ещё при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010