57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Один любитель Сибирской старины, но не совсем знакомый с нею, сказал: «Нужно думать, что театр в Сибири существует с давних пор, но известий о нем за старые годы не сохранилось.» Вместо этих неопределенных слов, сообщаю самые точные известия о театре в Сибири в старые годы. Может быть, они для кого-нибудь, со временем, и пригодятся. Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов 18-го столетия. Начало ему здесь, по крайней мере в главном Сибирском городе, Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно Митрополитом Тобольским, Филофеем Лещинским, с учениками его Архиерейской школы. Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской Академии; был современником Симеона Полоцкого , Св. Дмитрия Ростовского , Феофана Прокоповича  и других духовных драматургов семисотых годов, и потому, между прочим, был страстным любителем театральных представлений. Сам ли сочинял 1 комедии, трагедии и драмы, или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа Экономом Киево-Печерской Лавры, только он, вскоре по приезде (4-го Апреля, 1702 года) в Тобольск, начал заставлять учеников учрежденной им Славянорусской школы разучивать и представлять оные, при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами. Сцена устроилась почти подле самого Архиерейского дома, между настоящим холодным Софийским собором и Сергиевской, ныне уже не существующею, церковью 2 к Прямскому взвозу. Пред началом представлений обыкновенно ударяли несколько раз в Соборный колокол, и народу собиралось множество. Все, доселе сказанное, основано, между прочим, на словах краткого жизнеописания Филофеева, помещенного под 1727 годом в рукописной Сибирской Летописи, которая находится в Библиотеке Тобольской Семинарии. Там сказано: «(Филофей) был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, Владыка, в Соборные колокола на сборе (т. е. так, как обыкновенно благовестят к литургиям в храмовые, престольные известной церкви праздники) благовест производит; а театры были между Соборною и Сергиевской церквами к взвозу, куда народ собирался».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.), архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру. И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы имеющие обучаться в них, с получением священства, могли не только учить вере и благочестию своих прихожан из русских, но и обращать к вере в истинного Бога неведающих Его сибирских туземцев. – С целию обращения в христианство сибирских инородцев и даже соседей их монголов и китайцев со времен Петра великого, Елисаветы Петровны и Екатерины II, учреждались и доселе учреждаются миссии духовные. Обращения сибирских инородцев-язычников, а отчасти и магометан бывали и прежде, и бывали иногда в значительных размерах; напр. Тобольским митрополитом Филофием Лещинским с сотрудниками, с 1712 по 1727 год, было окрещено сибирских инородцев до 40 тысяч. От чего в настоящее время, да и довольно уже давно, исповедуют веру христианскую некоторые племена сибирских туземцев уже целыми массами. Таковы якуты, таковы вогулы и пр., да почти таковы же и остяки, а также тунгусы в особенности Якутской области. Обращение неверующих сибирских инородцев к вере в Иисуса Христа, совершавшиеся прежде, совершаются и ныне, и совершаются иногда не отдельными только личностями или частными семействами, а вдруг целыми сотнями и даже более! Такие обращения, т. е., в больших количествах людей, были в недавнее время в иркутской епархии при преосвященных Ниле, Евсевии, Парееше и Мартиниане; такое обращение (- вдруг более 300 человек) было лет 8 или 9 тому назад, и в Тобольской епархии, совершенное покойным Сургутским священником Василием Алекс. Кайдаловым; 1 такое же было раз в енисейской епархии во время одного обозрения ее первым тамошним преосвященным Никодимом; такое же, только в гораздо еще более обширных размерах, обращение инородцев в енисейской епархии совершилось и в истекшее лето настоящего года, при обозрении же епархии, управляющим ныне ею, епископом Антонием. Вот выписка об этом удивительном и для сердца верующего радостном событии из письма ко мне (от 31 июля) одного жителя города Красноярска, человека притом вполне знакомого с местными епархиальными делами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Киприан (Старорусенков) архиепископ, рукоположен с 8.09.1620 по 12.12.1624 митр. Сарский и Подонский Макарий (Кучин) епископ, рукоположен с 19.12.1624 (1625) † 24.07.1635 Нектарий (Теляшин) архиепископ, рукоположен с 7.02.1636 по 7.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни; † 15.01.1667 Герасим (Кремлев) архиепископ, рукоположен с 31.05.1640 †16.07.1650 Симеон архиепископ, рукоположен с 9.03.1651 по 16.02.1664 на покое; † позже 1678 Корнилий архиепископ, рукоположен с 24.07.1664 митрополит с 25.05.1668 † 23.12.1678 (1677) Павел митрополит, рукоположен с 21.07.1678 † 4.02.1692 Игнатий (Римский-Корсаков) митрополит, рукоположен с 3.04.1692 по 1700 † 13.05.1701 Димитрий (Туптало) митрополит, свт., рукоположен с 23.03.1701 по 4.01.1702 митр. Ростовский и Ярославский Филофей (Лещинский) митрополит, рукоположен с 4.01.1702 по 1711 на покое, в схиме с имен· Феодор, с 1715 вновь управлял епархией Иоанн (Максимович) митрополит, свт., бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с 11.03.1711 † 10.06.1715 Филофей (Лещинский) митрополит, повторно с 1715 по 1721 (прибыл 20.03.1717) на покое; † 31.05.1727 Тобольская и Сибирская (Тобольская и всея Сибири) Антоний (Стаховский) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с декабря 1721 † 27.03.1740 Никодим (Скребницкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 29.05.1740 по 1741 (на епархии не был) на покое, с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Арсений (Мацеевич) митрополит, рукоположен с 26.03.1741 по 28.05.1742 митр. Ростовский и Ярославский Антоний (Нарожницкий) митрополит, рукоположен с 26.09.1742 † 9.10.1748 Сильвестр (Гловацкий) митрополит, рукоположен с 6.07.1749 по 9.10.1755 митр. Суздальский и Юрьевский Павел (Конюскевич) митрополит, свт., рукоположен с 23.05.1758 по 11.01.1768 на покое; † 4.11.1770 Варлаам (Петров) епископ, свт., рукоположен с 5.10.1768 архиепископ с 6.11.1792 † 27.12.1802

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКОЕ И НЕРЧИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия . Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии. В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский) , архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря . Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы . Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/674065.html

Салехард Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 66.529866; 66.614507 Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Салехард Салехард, Тюменская область Россия Салехард Проект Кафедрального Преображенского собора - город в России, административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, третий (после Нового Уренгоя и Ноябрьска) по размеру город округа. День города отмечается 14 сентября. Содержание История [ править править код ] Строящийся в Салехарде кафедральный Преображенский собор. Православие на территории нынешнего Салехарда (ранее называвшегося Обдорском ) появилось благодаря русским переселенцам. В начале XVIII века сибирский митрополит Филофей Лещинский неоднократно совершал миссионерские поездки по многим селениям коренных народов Севера, расположенных в бассейнах Иртыша и Оби, внеся значительный вклад в распространение в их среде православия. Однако, после его смерти в 1727 году, миссионерская деятельность на территории Ямала долгое время не носила систематического характера, и, чаще всего не получала заметного отклика у его коренного населения. После образования Обдорской миссии миссии в 1853 году, рядом служивших в ней миссионеров была предпринята большая просветительская работа с местными жителями. Прослуживший более 20 лет в Обдорской миссии священник Пётр Попов совершал многочисленные миссионерские поездки на оленях по тундре, хорошо изучив нравы и обычаи северных народов. Большой вклад в развитие Обдорской миссии внес игумен Иринарх (Шемановский). Во время его настоятельства были построены каменная церковь Петра и Павла, приют, богадельня. В Обдорске была организована библиотека с читальней и этнографической коллекцией, положившие впоследствии начало городскому музею. 30 мая 2011 года решением Священного Синода в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа была образована Салехардская епархия с выделением её из состава Тобольско-Тюменской епархии. Епископом Салехардским и Ново-Уренгойским назначен епископ Звенигородский Николай (Чашин), викарий Московской епархии. 5 июня прибыл в епархию. Одна из главнейших проблем новой епархии — нехватка священнослужителей. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Салехард

Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

Ямало-Ненецкий автономный округ Материал из Азбука паломники Храм в честь свт. Николая архиепископа Мир Ликийского в г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. Входит в состав Тюменской области, но является равноправным субъектом Российской Федерации. Входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр округа — город Салехард . Образован 10 декабря 1930 года. Содержание Православие в Ямало-Ненецком автономном округе [ править править код ] Православие на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа появилось благодаря русским переселенцам. В начале XVIII века сибирский митрополит Филофей Лещинский неоднократно совершал миссионерские поездки по многим селениям коренных народов Севера, расположенных в бассейнах Иртыша и Оби, внеся значительный вклад в распространение в их среде православия. Однако, после его смерти в 1727 году, миссионерская деятельность на территории Ямала долгое время не носила систематического характера, и, чаще всего не получала заметного отклика у его коренного населения. После образования Обдорской миссии (Обдорском назывался Салехард) миссии в 1853 году, рядом служивших в ней миссионеров была предпринята большая просветительская работа с местными жителями. Прослуживший более 20 лет в Обдорской миссии священник Пётр Попов совершал многочисленные миссионерские поездки на оленях по тундре, хорошо изучив нравы и обычаи северных народов. Большой вклад в развитие Обдорской миссии внес игумен Иринарх (Шемановский). Во время его настоятельства были построены каменная церковь Петра и Павла, приют, богадельня. В Обдорске была организована библиотека с читальней и этнографической коллекцией, положившие впоследствии начало городскому музею. 30 мая 2011 года решением Священного Синода в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа была образована Салехардская епархия с выделением её из состава Тобольско-Тюменской епархии. Епископом Салехардским и Ново-Уренгойским назначен епископ Звенигородский Николай (Чашин), викарий Московской епархии. 5 июня прибыл в епархию. Одна из главнейших проблем новой епархии — нехватка священнослужителей. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Ямало-Ненецкого автономного округа [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ямало-Ненецкий...

В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Пётр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией. Указ Петра I застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. 20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск. Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна. В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провёл оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии. Наконец, в 1726 году, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее своё проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей. 31 мая 1727 года последовала блаженная кончина митрополита Филофея в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, «дабы мимоходящии попирали прах его ногами». «Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40.000 язычников и построил для них до 37 церквей», призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами». В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: «Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел». В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: «Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. Зато ещё при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Роспись в начале была выполнена темперой, позднее прописана масляными красками. В 1829 г. в приходе Спасской церкви числилось 82 двора, более половины из которых составляли купцы и мещане. Общее количество прихожан составляло 981 человек. В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви (исключая восточную) на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. Галерея была разобрана в 1861 г. во время ремонта храма. В это же время была заложена пустота в северной стене колокольни, устроенная раньше для лестницы на хоры Дмитриевского придела, восточная сторона церкви (апсида) была опоясана железными обручами. Этот ремонт уберег храм от сильных разрушений во время землетрясения 1861-1862 г.г. В 1866 г. в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил Городской думе снести Спасскую церковь и на ее месте поставить новый собор. В 1869 г. покрыли листовым золотом все три креста церкви - на алтаре, церкви и в притворе. А еще через десять лет в Иркутске произошел самый сильный и разрушительный пожар, и 1879 г. стал новой вехой в истории церкви. Спасский приход выгорел дотла, не осталось ни одного жилого дома. Устояла Спасская церковь, находясь в эпицентре пожара. Огонь воспламенил деревянные стропила крыши северного придела, но вскоре был погашен. После пожара церковь была отремонтирована. В 1880 г. на пожертвования И.Н. Трапезникова выстроена каменная ограда с железной решеткой. 3 декабря 1909 г. Спасская церковь впервые была освещена электричеством, а в 1912 г. вблизи церкви были проведены первые археологические раскопки. За два столетия в Спасской церкви служила целая плеяда сибирских иерархов. В 1720 г. в соборном храме служил митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). В память о служении Свт. Иннокентия (Кульчицкого) хранился указ от 27 августа 1727 г., извещающий о назначении Святителя епископом Иркутским и Нерчинским. Указ этот висел до революции в нижнем храме. Служил в Спасской церкви архиепископ Камчатский, будущий митрополит Московский, ныне апостол Америки и Сибири Иннокентий (Вениаминов). В 1885 г. состоялось сослужение трех преосвященных: Вениамина (Благонравова), Мелетия (Якимова) и епископа Камчатского Гурия.

http://sobory.ru/article/?object=14401

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010