Он испил свою мученическую чашу 17 мая 1945 года – был убит на глазах своей 16-летней дочери Сони, которая, не выдержав потрясения, умерла год спустя. 17 июня. Священномученик Георгий Джордже Богич, приходской священник Родился 6 февраля 1911 года в городке Суботска. Гимназию закончил в Новой Градишке, духовную семинарию – в Сараево. Рукоположен во священники в Пакраце 25 мая 1934 года. Служил в приходах Маяр и Боломачи, откуда в 1940 году переведен на приход в Нашице, где его застала война. К мученической кончине отца Джордже (Георгия) причастен католический священник Сидоний Шольц из Нашице. Виктор Новак рассказывает, что Шольц «предал на сатанинское по жестокости убийство местного настоятеля Джордже Богича». Подробности этой чудовищной трагедии таковы: ночью 17 июня 1941 года в квартиру священника ворвался усташ Феликс Лахнер, нашицкий молочник, с двумя усташами и сказал, что Богич должен немедленно явиться для допроса. Отец Джордже вышел из дома и сел в машину, стоявшую у подъезда. Машина направилась в сторону поля. Отец Джордже был вывезен из города и недалеко от часовни святого Мартина подвергся жесточайшим пыткам. Усташи, привязав священника к дереву, отрезали ему нос, уши, язык, рвали бороду вместе с кожей. После этого с самыми циничными оскорблениями выкололи глаза. Затем один из усташей распорол ему живот, и вытащив внутренности, обмотал их вокруг шеи мученика. Когда отец Джордже уже был без сознания, усташи перерезали веревку, которой он был привязан к дереву, мученик упал на землю, и палачи расстреляли его. Тело священника оставалось на месте убийства всю ночь, на следующий день около четырех часов его подобрали цыгане и похоронили на кладбище в колонии Брезик. 3 сентября. Священномученик Рафаил, игумен Шишатовацкого монастыря Монастырь Шишатовац, так же как и все монастыри Сремской епархии и Фрушской горы, с самого начала Второй мировой войны и после нее был свидетелем геноцида сербов и истребления Православия. Пусть этот небольшой очерк об игумене-мученике, преподобномученике Рафаиле (Момчиловиче), станет фрагментом огромного шишатовацкого и сремского мартиролога.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Кафедра в Темишваре. Епископ Георгий Летич (с 1904 г.). Преосвященный Георгий Летич, племянник по сестре покойного патриарха Георгия Бранковича, родился 19 апреля 1872 г. в С. Бечее, где отец его Милош служил в то время учителем. Основ­ную школу прошел на родине и в Фельдварце, гимназию в Новом Саде (сербскую) и в Темишваре (венгерскую): богословские науки слушал в Карловнах и на богословском факультете черновецкого университета, где в 1897 г. получил степень доктора богословия. 1895 г. 28 марта Геор­гий Летич принял монашеское пострижение в монастыре Беочине и 25 марта рукоположен в диакона. Прошедши затем последовательно степени патриаршего протодиакона, архидиакона, синкелла (пресвитера) и протосинкелла, Георгий в 1901 г. 25 апреля произведен в должность придвор­ного архимандрита. В начале 1897–1898 учебного года доктор богословия Георгий Летич определен профессором церковного права, катихетики и педагогики в карловецком богословском училище. Кроме преподавательской должности исполнял многие другие: был патриаршим скевофилаксом, состоял членом митрополичьей консистории, патроната карловецкой гимназии, экзаменационной катихетской комиссии и т. д. Некоторое время управлял монасты­рем Беочином, не оставляя преподавания в „богословии». На народно-церковном конгрессе 1902 г. состоял священ­ническим депутатом от с.-андрейского округа. Лите­ратурные труды свои помещал большею частью на стра­ницах „Богословского Гласника». Составленный им „Катихизис православне цркве» принят как учеб­ное руководство в школах 30 . Сербский духовный журнал Весник“ в свое время обратил внимание нового епископа на тяжелое положение православной церкви в за­пущенной темишварской епархии. Епархия эта одна из не­спокойных, по причине возникших в ней в последнее время недоразумений и споров между православными сер­бами и румынами по вопросу о дележе движимых и не­движимых церковных имуществ. „Может быть – гово­рит Весник“ – ни в одной епархии карловецкой митрополии сербско-православный элемент так быстро не опадает и не пропадает, как в темишварской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Немане удалось, не без великих трудностей, объединить сербский народ в рамках единого государства, хотя и не полностью. Но после его смерти национальная держава, им созданная, легко могла развалиться, если бы не было у нее богоданного защитника. Таким защитником стал младший сын Немани, князь Растко, в монашестве Савва. Своею могучей интеллектуальной и духовной силой Савва сумел умирить старшего брата Вукана, привести его к покаянию и монашеству. Потом святой учил и наставлял великого жупана Стефана. Теперь Савве приходилось иметь дело уже не с братьями, а с племянниками, что было намного сложнее. У святителя Саввы было семеро племянников: трое – сыновья Вукана, четверо – сыновья Стефана. Сыновей Вукана звали Джордже, Стефан и Дмитар. Джордже (скорее всего, по настоянию Саввы) отрекся от своего королевского титула, признал Стефана Первовенчанного законным королем, а себя назвал великим жупаном. Все три брата были преданы Церкви и, подражая своему деду Немане, возводили храмы. Двое из них даже стали иноками. Джордже обновил несколько старых церковных зданий. Стефан выстроил в Черногории большой монастырь Морачу, являвшийся великой национальной святыней. Дмитар также построил церковь , которая называлась Давидовица по его монашескому имени Давид. Сыновей короля Стефана звали Радослав, Владислав, Урош и Предислав. Первые трое, один за другим, правили Сербией как короли; Предислав же, вдохновленный дядей, принял постриг и впоследствии стал архиепископом Саввой II. После смерти короля Стефана сыновья Вукана, благодаря мудрому влиянию дяди-святителя, не претендовали на сербский престол. Савва желал закрепить порядок престолонаследия по линии Стефана Первовенчанного, причем первенство всегда должно было принадлежать старшему сыну. Потому святой и короновал в Жиче Радослава. Король Радослав был человеком мирным, мягкого характера, но слабым государем. Он был воспитан своею матерью, византийской царевной Евдокией, и женат также на принцессе-гречанке, звали ее Анна Дука и была она дочерью сильнейшего из тогдашних балканских правителей, царя Феодора Ангела, упоминавшегося ранее. Королева Анна была очень красивой, но чрезвычайно самовлюбленной женщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подожгли нам конак, а мы должны молчать, как будто ничего не случилось. За несколько дней до пожара милиция запретила собор в патриархии. Традиционное собрание на Торжество Православия. Объяснили, что сейчас народу лучше не собираться из-за демонстраций в Приштине. Весть о запрещении собора была разослана верующим. Тяжело в тот день было видеть пустой двор. В прежние годы иголку брось – негде было ей упасть. Церковь полна. Причащали до полудня – столько было народа! После службы – крестный ход с иконой Богородицы. Во дворе песни, танцы, по три коло переплеталось веселье до поздней ночи. Но кто тогда знал, что будет и хуже? Будет… Вот сейчас это, сегодня. Мы обрадовались, когда к нам после вечерней службы приехали игумения Параскева из Девича, отец Дамаскин и преподаватель семинарии Джордже Ковач и монахиня Иустина. Дамаскин собирался в Вучитрн, в духовную академию. Божий Промысл его сюда привел и оставил здесь на ночь. На рассвете вспыхнул пожар. Началось с гостевой комнаты, где ночевал Джордже. “Горим, есть тут кто?” – кричал он и стучал в двери. У него было плохое зрение, и он метался от стены к стене и повторял: горим, горим! Мы за секунду были все на ногах. Пламя охватило почти всю крышу старого конака и часть нового, который строился. Гасим пламя, каждый как может: и Параскева, и Дамаскин, и Джордже, всё сестричество. Примчались и наши люди из печской больницы и священники Станко и Радоман. Никто не думал о жизни, спасаем ризницу, которая находилась в конаке, рукописи, древние экспонаты. Приехали пожарные, и, когда подняли шланг, огонь еще сильнее разгорелся. Вижу, что они его раздувают, во второй цистерне воды меньше половины. – Подсоедините к нашему источнику, – говорю. Как будто и не слышат. И пожар бушевал. Старый конак полностью сгорел в том пожаре. Подожгли, подожгли. Я говорила это и когда от меня требовали, чтобы я подписала заявление, что сам загорелся. Говорили: “Молчи, пока тебя (река) Быстрица не унесла”. В патриархии в тот же день собрался народ – потрясенный, взволнованный. Зовут нас жить в свои дома; некоторые монахини согласились, другие спали под открытым небом. Нет покоя в чужом доме, за чужим порогом, когда твой дом сожжен. Это был для нас страшный удар и большая боль.

http://pravoslavie.ru/68941.html

—164— тич родился 19 апреля 1872 г. в С. Бечее, где отец его Милош, ныне заведующий двором патриарха, служил в то время учителем. Основную школу прошёл на родине и в Фельдварце, гимназию в Новом Саде (сербскую) и в Темишваре (венгерскую); богословские науки слушал в Карловцах и на богословском факультете черновицкого университета, где в 1897 г. получил степень доктора богословия. 1895 г. 28 марта Георгий Летич принял монашеское пострижение в монастыре Беочине и 25 марта рукоположен в диакона. Прошедши за тем последовательно степени патриаршего протодиакона, архидиакона, синкелла (пресвитера) и протосинкелла, Георгий в 1901 г. 25 апреля произведён в должность придворного архимандрита. В начале 1897 – 1898 учебного года доктор богословия Георгий Летич определен профессором церковного права, катихетики и педагогики в карловицком богословском училище. На этом месте застало его и избрание в епископа. Кроме преподавательской должности исполнял многие другие: был патриаршим скевофилаксом, состоял членом митрополичьей консистории, патроната карловицкой гимназии, экзаменационной катихетской коммиссии и т. д. Некоторое время управлял монастырём Беочином, не оставляя преподавания в богословии. На народно-церковном конгрессе 1902 г. состоял священническим депутатом от сент-андрейского округа. Литературные труды свои помещал большею частью на страницах «Богословского Гласника». Составленный им «Катихизис православне христьанске цркве» принят как учебное руководство в школах 236 . Сербский духовный журнал «Христ. Весник» в своё время обратил внимание нового епископа на тяжёлое положение православной церкви в запущенной темишварской епархии. Епархия эта одна из неспокойных, по причине возникших в ней в последнее время недоразумений и споров между православными сербами и румынами —165— по вопросу о дележе движимых и недвижимых церковных имуществ. «Может быть – говорит «Христ. Весник» – ни в одной епархии карловицкой митрополии сербско-православный элемент так быстро не опадает и не пропадает, как в темишварской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В часовню он почти не заходил, чтобы не слышать нелепых суждений о себе или еще более нелепых восторгов. Однажды понадобилась ему кожаная сумка с бумагами и письмами, забытая в ящике среди хлама и сброшенных лесов, которые не успели убрать из капеллы. К счастью, в этот день народу было мало: все пошли на большой праздник в церковь св. Петра. Микеланджело рылся в ящике; никто его не видел. Нагроможденные доски и бревна сваленных подмостков закрывали его. Художник с тайным сожалением смотрел на пыльные развалины своей неприступной крепости, где он провел столько памятных дней. Отыскивая нужную сумку и разбирая хлам, тщательно сложенный бережливым Козимо, он услышал вблизи спор двух посетителей. Судя по говору, один из них был чужеземец, приехавший в Италию с далекого севера, вероятно, фламандский художник. В другом Буонарроти узнал венецианца, ибо тосканское g он выговаривал по-детски смешно и мягко, как z. Мессера Джордже, своего собеседника, он называл мессером Зорзо. Буонарроти старался не обращать внимания на их разговор, но отдельные слова и выражения споривших поразили его, и он с любопытством прислушался к беседе. – Как? И вы еще спорите, мессер Зорзо, – горячился венецианец, – нет, нет, всеми комментариями Аверроэса к Аристотелю вы не докажете, что когда-либо Рафаэль создаст что-нибудь подобное этому потолку. – Почем вы знаете, мессер Федериго, что он создаст? Рафаэль молод, – возразил медлительный и хладнокровный фламандец. – Да, молод годами, мессер Зорзо. Но он себя показал до конца. Он тут весь как на ладони. Рафаэль всегда подражает. – Подражает природе, тем лучше! – возразил Джорджо. – В том-то и дело, что не одной природе. Сперва он подражал своему учителю Перуджино, потом Леонардо да Винчи, потом древней живописи, которую отыскал в римских подземных гротах. Теперь – увидите, как усердно начнет он подражать Микеланджело: Рафаэль берет у всех. – Берет у всех и всем возвращает сторицею, – перебил Джордже, – старое делает новым, чужое – своим. – О, я не спорю, это – великий художник, самый великий и неподражаемый из подражателей… А кстати, слышали вы, мессер Зорзо, что, когда потолок еще не был окончен, он хлопотал через Браманте, чтобы его святейшество отнял работу у Буонарроти и поручил расписать другую половину потолка ему, Рафаэлю… Видите ли, он чувствует свою слабость и боится – иначе он не стал бы прибегать к таким средствам!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Духовная «оптимизация» и противостояние ей В середине 1960-х в селе Велика Хоча был замечательный молодой священник – отец Джордже Аджанчич. Все его очень любили: искренний, горячий, свой. Но тамошние коммунисты (увы, сербы!) во время «дружеской» беседы за столом составили против него обвинение в оскорблении власти и существующего государственного устройства и передали его властям в город Печ, а то начальство состояло уже сплошь из шиптаров. Джордже сидел в тюрьме, его страшно пытали, священник плевал кровью после пыток. Через какое-то время его выпустили, но он скончался от туберкулёза, оставив супругу и пятерых детей. Владыка Павел взял на себя содержание и траты на обучение детей священника. Когда я однажды приехал служить в это село, коммунисты тоже попытались устроить провокацию: потребовали, чтобы я не смел проводить панихиды и отпевания на местном кладбище. Я им сказал, что их требования противоречат Конституции, гарантирующей свободу отправления религиозных обрядов. Не подействовало – они продолжали настаивать на прекращении службы. Тут не выдержал собравшийся народ: «Убили одного хорошего священника, а теперь хотите убить и другого? Хотите, чтоб мы жили как скотина – без священника, службы и Бога?!» Взяли в руки мотыги, и если бы эти «активисты» не ретировались, всё могло бы кончиться для них печально. Незаконченная война …В тот вечер, в 20 часов 24 марта 1999 года, начались бомбардировки. Самолеты врага летели из Средиземного моря, Ионического, Адриатического, с американских авианосцев и военных баз в Италии, Хорватии, Венгрии. Сначала бомбили Белград, Нови Сад, Приштину, Призрен, Ниш, Чачак и другие города и села. В апреле я был в Новом Саде и помню, как разрушили мост через Дунай: рано утром две ракеты ударили в оба конца моста, он перевернулся и рухнул в реку. От взрывной волны вылетели все стекла в городе. Мы собрались и пошли на утреннюю службу в соборный храм. Когда вернулись с литургии, нашли во дворе епархии осколки от бомб и снарядов. С самого первого дня, с одобрения Патриарха Павла, я начал вести дневник – в назидание потомкам. Потом на его основе появилась книга «Дневник под бомбами». Тогда мы считали, что от Сербии будут отрывать не только Косово и Метохию, но и Воеводину, северную часть: запустят туда хорватских усташей и венгров, и вот тогда сербы снова увидят их действительное «международное союзничество»… В те дни я носил с собой два радиоприемника, чтобы слушать новости, где идут бомбардировки, и записывал данные о разрушениях, гибели людей, изгнании их со своей земли.

http://pravoslavie.ru/133380.html

8) Православный собеседник. 1872.  июль    (1505) содержание июльской книжки православного собеседника 1872 год    Деяния вселенских соборов, том VI. Собор константинопольский 3-й , вселенский шестый, ( продолжение )      (529–560). Слово в день преображения Господня, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, в Спасском монастыре 6 августа 1869 г (265–272). Мохаммеданское учение о духовном мире. Н. Остроумова . ( окончание ) (273–295). Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П.Знамеского ( продолжение )     (296–384). В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1872 год. ( продолжение ) (143–158). Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар – мухаммедан. Н. Красносельцева . ( продолжение )     (113–176). 9) Православный собеседник. 1872.  август    (1741) содержание августовской книжки православного собеседника 1872 год    Деяния вселенских соборов, том VI. Собор константинопольский 3-й , вселенский шестый, ( продолжение )     (561–592). Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П. Знаменного ( продолжение )   (385–458) Новое издание сочинений игумена Павла. Н. Ивановского      (459–489). Слово в день успения пресвятые Богородицы, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским и свияжским (490–497)                     (1880–1887) В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1872 год. ( продолжение )    (159–190).            (1891) Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар – мухаммедан.   Н. Красносельцева . ( окончание)    (177–242).       (1923–1988) 10) Православный собеседник. 1872.  сентябрь  (1741) содержание сентябрьской книжки православного собеседника 1872 год    Деяния вселенских соборов, том VI. Собор константинопольский 3-й , вселенский шестый, ( продолжение )       (593–624).        (1999–2030) Слово, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, по освящении в городе Козмодемьянске нового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, 10 сентября 1872 г. (3–12).   (2033–2042)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осуждение филетизма/этнофилетизма на Константинопольском Соборе 1872 г.: критические замечания Источник Скачать epub pdf Содержание 1. Ересь этнофилетизма как инструмент обвинения инакомыслящих 2. Святой и Великий Собор 1872 г. versus Болгарский Экзархат 3. Обвинение в ереси этнофилетизма от Анфима IV (Тамвакиса) 4. Заключение комиссии от 12 сентября 1872 г.: основная логика 5. Орос Собора 1872 г.: русский перевод с комментариями «Святого и Великого Собора, в Константинополе созванного в 1872 году, в первый индиктион, в месяце сентябре. 6. Оценки и исходное значение Ороса Константинопольского Собора 1872 г. Выводы Послесловие Источники Литература Список сокращений     Ряд современных греческих богословов, сторонников теории первенства Константинопольского Патриарха, настаивают на том, что: этнофилетизм – это самая страшная ересь современности, которая состоит в доминировании национального начала над религиозным; этнофилетизм противоречит идее земного первенства Константинопольского Патриарха; именно этнофилетизм был соборно осуждён на Константинопольском Соборе 1872 г., и это осуждение сохраняет своё значение на все оставшиеся времена; в современном мире увеличивается как роль Константинопольского Патриарха, так и роль национализма, который вступает в противоречие со вселенским церковным началом в лице Константинопольского Патриархата. В действительности же оказывается, что сторонники неумеренного первенства Константинопольского Патриарха: во многом отождествляют «вселенскость» Константинопольского Патриархата с греческой национальной идентичностью; отождествляют свои нынешние «права» и «привилегии» Константинопольского Патриарха с теми правами и привилегиями, которые действительно существовали в прошлом, но носили ограниченный характер по сравнению с декларируемыми сейчас; настаивают на земном первенстве Константинопольского Патриарха в очевидном противоречии с церковной традицией 1 ; ограничивают в правах другие Поместные Церкви; для сохранения своих позиций преувеличивают значение этнофилетизма, как и значимость Константинопольского Собора 1872 г., который не был Вселенским (и к тому же не был поддержан главами других Поместных Церквей – об этом чуть ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Т. IX. С. 652. 179 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 293:12 – 20. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М. 2001. Т. IX. С. 652. 180 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 354:1 – 7. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 701. 181 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 351:1. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С.699. 183 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 136:20. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 870. 184 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 127:19. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X. С. 864. 186 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 136:21. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X. С. 870. 187 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 118:217. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X С. 856. 189 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 171:6. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 556. 191 Толкование св. Кирилла этого евангельского сюжета является ярчайшим примером аллегорического метода Александрийской школы. Воскресший Господь утешает Марию Магдалину, плачущую у Его гроба ( Ин. 20; 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010