—162— ственныт машины, ценные бумаги и т. д. В общем все состояние оценивается свыше 90 мил. крон... Признавая монастырское хозяйничанье крайне неудовлетворительным, комитет на основании полномочий народно-церковного конгресса 1902 г. постановил, чтобы монастырские и вообще все церковные имущества отдавались в наём, подлежали при этом строгому контролю, и чтобы остатки чистого дохода вносились в народно-церковные фонды 229 . Однако монастыри не изъявили согласия на решение комитета конгресса, который в свою очередь нарядил следствие против настоятелей монастырей, почему они не вносят, что положено, в фонды, отчего нет доходов. Возник таким образом сложный монастырский вопрос, состоялись съезды монастырских настоятелей, не приведшие впрочем к соглашению 230 . Что касается состояния церковно просветительных фондов карловицкой митрополии, то, по сообщению «Српског мumponoлujckor Гласника» (1904, 24), выдано в 1903 г. на церковные потребности 31343202 кроны, именно – на содержание епископов 1590000, на жалованье духовенству 9888502, на ремонт церквей 55547 крон. На просветительные потребности выдано 351317704 кроны. Из этой суммы карловицкое богословское училище получило 3903538 крон, три препарандии 7480575 крон, две гимназии (в Карловцах и в Новом Саде) 9468031 крону. Остаток употреблён на женские школы, стипендии, печатание школьных книг и т. д. Вся сумма расходов составляет 114819088 крон, а полная сумма доходов – 134481654 кроны, так что к 1 января 1904 г. на приходе оставалось 196.625 крон 231 . Духовенство в карловицкой митрополии в общем хорошо —163— обеспечено. Священники получают до двух тыс. крон ежегодно жалованья, не считая доходов за исправление церковных треб. Кроме того, им даются бесплатная квартира и часть земли для обработки. Епископы получают по 24 тыс. крон, доходы же патриарха-митрополита простираются до 600 т. крон 232 . В заседании Св. Синода карловицкой митрополии 27 ноября 1903 г. состоялось избрание епископа в вдовствующую темишварскую епархию (темишварский епископ Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г.) 233 . Из нескольких кандидатов 234 единогласно был избран Георгий Летич, архимандрит и профессор карловицкого богословского училища. 21 января 1904 г. избрание это было высочайше утверждено. 14 и 15 марта 1904 г. состоялись наречение и хиротония (хиротонию совершил патриарх Георгий Бранкович в сослужении епископов Лукиана Богдановича и Митрофана Шевича), a 28 апреля новопосвящённый епископ прибыл в свою резиденцию, и после торжественной интронизации вступил в отправление своих архипастырских обязанностей 235 . Новый епископ темишварский Георгий Ле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Кафедра в Темишваре. Епископ Георгий Летич (с 1904 г.). Преосвященный Георгий Летич, племянник по сестре покойного патриарха Георгия Бранковича, родился 19 апреля 1872 г. в С. Бечее, где отец его Милош служил в то время учителем. Основ­ную школу прошел на родине и в Фельдварце, гимназию в Новом Саде (сербскую) и в Темишваре (венгерскую): богословские науки слушал в Карловнах и на богословском факультете черновецкого университета, где в 1897 г. получил степень доктора богословия. 1895 г. 28 марта Геор­гий Летич принял монашеское пострижение в монастыре Беочине и 25 марта рукоположен в диакона. Прошедши затем последовательно степени патриаршего протодиакона, архидиакона, синкелла (пресвитера) и протосинкелла, Георгий в 1901 г. 25 апреля произведен в должность придвор­ного архимандрита. В начале 1897–1898 учебного года доктор богословия Георгий Летич определен профессором церковного права, катихетики и педагогики в карловецком богословском училище. Кроме преподавательской должности исполнял многие другие: был патриаршим скевофилаксом, состоял членом митрополичьей консистории, патроната карловецкой гимназии, экзаменационной катихетской комиссии и т. д. Некоторое время управлял монасты­рем Беочином, не оставляя преподавания в „богословии». На народно-церковном конгрессе 1902 г. состоял священ­ническим депутатом от с.-андрейского округа. Лите­ратурные труды свои помещал большею частью на стра­ницах „Богословского Гласника». Составленный им „Катихизис православне цркве» принят как учеб­ное руководство в школах 30 . Сербский духовный журнал Весник“ в свое время обратил внимание нового епископа на тяжелое положение православной церкви в за­пущенной темишварской епархии. Епархия эта одна из не­спокойных, по причине возникших в ней в последнее время недоразумений и споров между православными сер­бами и румынами по вопросу о дележе движимых и не­движимых церковных имуществ. „Может быть – гово­рит Весник“ – ни в одной епархии карловецкой митрополии сербско-православный элемент так быстро не опадает и не пропадает, как в темишварской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

—164— тич родился 19 апреля 1872 г. в С. Бечее, где отец его Милош, ныне заведующий двором патриарха, служил в то время учителем. Основную школу прошёл на родине и в Фельдварце, гимназию в Новом Саде (сербскую) и в Темишваре (венгерскую); богословские науки слушал в Карловцах и на богословском факультете черновицкого университета, где в 1897 г. получил степень доктора богословия. 1895 г. 28 марта Георгий Летич принял монашеское пострижение в монастыре Беочине и 25 марта рукоположен в диакона. Прошедши за тем последовательно степени патриаршего протодиакона, архидиакона, синкелла (пресвитера) и протосинкелла, Георгий в 1901 г. 25 апреля произведён в должность придворного архимандрита. В начале 1897 – 1898 учебного года доктор богословия Георгий Летич определен профессором церковного права, катихетики и педагогики в карловицком богословском училище. На этом месте застало его и избрание в епископа. Кроме преподавательской должности исполнял многие другие: был патриаршим скевофилаксом, состоял членом митрополичьей консистории, патроната карловицкой гимназии, экзаменационной катихетской коммиссии и т. д. Некоторое время управлял монастырём Беочином, не оставляя преподавания в богословии. На народно-церковном конгрессе 1902 г. состоял священническим депутатом от сент-андрейского округа. Литературные труды свои помещал большею частью на страницах «Богословского Гласника». Составленный им «Катихизис православне христьанске цркве» принят как учебное руководство в школах 236 . Сербский духовный журнал «Христ. Весник» в своё время обратил внимание нового епископа на тяжёлое положение православной церкви в запущенной темишварской епархии. Епархия эта одна из неспокойных, по причине возникших в ней в последнее время недоразумений и споров между православными сербами и румынами —165— по вопросу о дележе движимых и недвижимых церковных имуществ. «Может быть – говорит «Христ. Весник» – ни в одной епархии карловицкой митрополии сербско-православный элемент так быстро не опадает и не пропадает, как в темишварской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После восстановления Сербского Патриаршества входил в состав комиссии по составлению Устава СПЦ. Был членом Архиерейского Собора СПЦ и Патриаршего совета, разрабатывал наиболее важные решения Собора и совета. В 1928-1929 гг. участвовал в составлении Устава Американско-Канадской епархии СПЦ. Помимо «Катехизиса», к-рый выдержал 9 изданий и был переведен на чеш. язык, написал много статей, рецензий и пастырских посланий (Пастирске посланице. Темишвар, 1907; Велика Кикинда, 1908 и 1928; Сремски Карловци, с 1909 по 1934 - 14 изданий). Был сторонником проведения нек-рых церковных реформ, в т. ч. частичного введения серб. языка в богослужение. Особой заботой Г. были мон-ри, церковное строительство и школьное образование. Им был обновлен мон-рь Кусич, сожженный в 1788 г. турками, основан жен. мон-рь во имя св. Мелании в Велики-Бечкереке (совр. Зренянин), построены храмы в Велике-Ливаде (совр. Александрово), Руско-Село и др. местах. Для учащихся средней школы Г. открыл интернаты в Велика-Кикинде и Тимишоаре, в 1934 г.- воспитательные дома во Вршаце и в Велики-Бечкереке. О теплом отношении Г. к рус. эмигрантам сохранились воспоминания в мемуарах митр. Евлогия (Георгиевского) ( Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 334). Похоронен в соборной ц. во имя свт. Николая во Вршаце. Соч.: Mitrovits Dr. T. Nomokanon der slavischen morgenländischen Kirche oder die Kormtchaja Kniga: Приказ//ЛетМС. 1901. Т. 206. С. 88-97; Прокошев П. Церк. судопроизводство в период Вселенских Соборов (accusatio) и влияние на него римско-визант. процессуального права: Приказ//Там же. 1901. Т. 207. С. 117-120; Катихизис, или наука правосл. цркве за српске правосл. ученике 4 или 3 и 4 разреда осн. школа. Сремски-Карловци, 1902. М. М. Розинская Георгий (Летич), еп. Банатский. Фотография. 30-е гг. XX в. Георгий (Летич), еп. Банатский. Фотография. 30-е гг. XX в. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/164273.html

235 Георгий Летич – близкий родственник патриарха Георгия Бранковича (племянник по сестре). В виду этого в венгерском сейме одним из депутатов внесена была интерпеляция, требовавшая, чтобы избрание его на темишварскую епархию не получило высочайшего утверждения (Застава, 1903, 282). И позднее «Застава» – орган радикальной партии – с недоверием относилась к деятельности епископа Георгия, назвав его даже «мадьяризатором» за избрание его в покровители темишварского отделения южно-венгерского просветительнаго общества (Застава, 1904, 140, статьи: «Српски епископ – патрон друштва за помаджариванье»). Однако оказлось, что избрание это состоялось без согласия епископа Георгия, и этот последний не принял предложенного ему почётного звания. Там же, 143. 236 Богосл. Гласник, 1904, V: 1 69–70; Гласн. Прав. Ц. у крал. Cpбuju, 1904, янв.-февр., 109–110; Весн. Срп. Ц. 1904, февр., 181–182. 239 Богосл. Гласник, 1905, VII: 3, 229–230; Весник срп. ц. 1905, март, 283–285; Христ. Весник, 1905, май, 253–256; Магарашевич, И. проф. Педесет година свештенства ньегове светости Гeopraja Бранковича архиепископа и митрополита карловачког и патрицарха српског (1855–1905). Ср. Карловци, 1905, стр. 100–105. Эта книга (282 стр.), с портретом патриарха, издана ко дню пятидесятилетнего его юбилея и состоит из введения и трех частей: 1) Жизнь патриарха Георгия Бравковича; 2) Патриарх Георгий Бранкович и сербская народно-церковная автономия, и Патриарх Георгий Бранковнч и србское народно-церковное просвещение. – В 1906 г. вышло еще новое издание: „1855–1905. Спомевица о педесетогодишньици свештеничке службе ньегове свтости Teoprnja Бранковича, архиепископа карловачког, митрополита и nampujapxa српског. Ср. Карловци, 8°. стр. 348“. 240 Предварительное извещение об юбилейном торжестве (напеч. в Богосл. Гласн. 1905, VIII: 4, 284–286 адресовано было как к властям и чинам церковным и гражданским, к учреждениям, корпорациям, так и ко всем православным сербам карловицкой митрополии, а равно к почитателям патриарха и вне митрополии, с испрошением молитв о здравии и долгоденствии юбиляра. Нарочитых приглашений прибыть в Карловцы не делалось в виду тесноты помещения, зимнего времени и других причин, но желающие принять личное участие приглашались заблаговременно о сем уведомить, чтобы своевременно могли быть приняты меры к их помещению и содержанию (из королевства сербского был депутат от епископа шабачского Сергия). – Подробная программа напеч. в Богосл. Гласн. 1905, VIII: 5, 367.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В заключение патриарх призывал всех чле­нов конгресса к единению и мирной согласной деятель­ности. Намеченные патриархом вопросы и были предметом занятий конгресса. На 11-м заседании 3 (16) июня 1910 г., по поводу отказа средств на содержание богословского общежития („семинара“), Георгий Летич, епископ темишварский, горячо защищал права архиерейского синода как на устройство общежития, так и на содержание его из средств клирикального фонда, причем архиерейский синод хотел взять из этого фонда только 1/5 часть со­держания общежития. Конгресс согласился с этим заявле­нием епископа Георгия. Несколько заседаний посвящено было рассмотрению доклада ревизионного комитета о народно­церковных фондах за период времени с 1890 до 1909 года и о монастырском хозяйстве. Отмечена была значительная убыль в фондах за период времени 1902–1909 гг., а в ведении отчетности по монастырскому хозяйству за 1909 год отмечено много неправильностей, часто, например, недо­стает соответствующих оправдательных документов на произведенные расходы и т. д. Предложения ревизионного комитета по поводу этих неправильностей приняты боль­шинством голосов. На 22-м (38-м) заседании 3 июня 1911 г. королевский комиссар Ю. Рохоньи прочитал на мадьярском языке, а его заместитель П. Иованович на сербском языке сле­дующее заявление: „Почтенный собор! при открытии с вы­сочайшего дозволения его императорского и апостолического королевского величества от 22 мая 1910 г. созванного этого собора я выразил желание и надежду, что собор найдет пути и средства выработать окончательное устройство серб­ской православной народной церкви, при сохранении её иерархического характера и вероисповедных начал. В то же время при общем одобрении собора заявил и то, что на этот предмет собор сам установит свой дневной порядок дел. Согласно с сим собор установил на своем 7-м заседании прошедшего года свою программу дел, на основании которой затем в 11-м заседании про­сил отложить собор до осени 1910 г. для того, чтобы могли быть в согласии со всеми главными факторами приготовлены, выработаны и представлены проекты, необходимые для обязательного упорядочения автономного устрой­ства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Монастырь Сопочани подвергся обстрелу HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Монастырь Сопочани подвергся обстрелу По сообщению информационной службы Рашко-Призренской епархии СПЦ, за последние несколько дней монастырь Сопочани несколько раз был обстрелян из огнестрельного оружия, в то время как в близлежащем г. Нови Пазаре на прошедшей неделе было избито несколько граждан сербской национальности. Все нападения были мотивированы их национальной принадлежностью. Нови Пазар, 28 ноября 2002 г. Монастырь Сопочани По сообщению информационной службы Рашко-Призренской епархии СПЦ, за последние несколько дней всемирно известный монастырь Сопочани на юге Сербии несколько раз был обстрелян из огнестрельного оружия. В это же время как в близлежащем г. Нови Пазаре на прошедшей неделе было избито несколько граждан сербской национальности. В сообщении подчеркивается, что все нападения были мотивированы их национальной принадлежностью. В понедельник, 25 ноября 2002 года, в 13 часов 5 минут на рынке Энад Личина избил преподавателя начальной школы «Вук Караджич» Дусимира Милошевича. После нанесения ударов нападавший скрылся. В среду, 27 ноября 2002 года, на автобусной станции, при входе в автобус Боян Летич (1985 г.р.) получил удар ногой по лицу, в результате чего получил тяжелые телесные повреждения и был госпитализирован. В этот же день приблизительно в 14 часов 30 минут около монастыря Сопочани группа неизвестных лиц произвела большее количество выстрелов из пистолета. Осмотр места проишествия произвели представители правоохранительных органов иминистерства внутренних дел из Нови Пазара. На месте событий найдено восемь гильз. 28 ноября в непосредственной близости от монастыря Сопочани слышались выстрелы. Подобный инцидент произошел на том же месте месяц назад. В четверг, 28 ноября 2002 года, Алия Зумберович, отец ученицы гимназии Нови Паза, избил преподавателя сербского языка Славко Марковича. Инцидент произошел перед кабинетом сербского языка на глазах у учеников. Комитет по защите прав человека Рашской области ознакомил общественность с инцидентами произошедшими с 25 по 28 ноября 2002 года и потребовал от соответственных государственных органов принять меры к виновным. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ [Егор] Егорович Седов (1883-1960), исп. (пам. 3 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ (Бранкович Джордже; 1830-1907), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии ГЕОРГИЙ (Летич Джордже; 1872–1935), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931–1935 гг. ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕОРГИЙ ВАРДАН († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [серб. Гeopruje] (Летич Джордже; 19.04.1872, Стари-Бечей (совр. Бечей), обл. Бачка, Сербия - 8.11.1935, Белград), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931-1935 гг. Род. в семье свящ. Милоша, преподавателя Закона Божия. Получил образование, окончив школу в Бачко-Градиште, гимназию в Нови-Саде, семинарию в Сремски-Карловци и богословский фак-т университета в Черновицах (ныне Черновцы, Украина), где получил степень д-ра богословия. 4 апр. 1895 г. в мон-ре Беочин пострижен в монашество, в Вербное воскресенье того же года рукоположен во диакона. 8 нояб. 1897 г. поставлен архидиаконом, 20 марта 1898 г. рукоположен во иерея и возведен в сан синкелла. На Рождество 1899 г. возведен в сан протосинкелла, а 7 мая 1901 г.- в сан архимандрита. С 1897 по 1903 г. был преподавателем церковного права и катехизиса в семинарии в Сремски-Карловци, настоятелем мон-ря Беочин и смотрителем патриаршей ризницы. 27 нояб. 1903 г. избран епископом Темишварской епархии СПЦ. 10 марта 1904 г. в соборной церкви г. Тимишоара (венг. Темешвар) хиротонисан во епископа, 10 мая вступил на кафедру. По его инициативе в 1907 г. была проведена реформа преподавания Закона Божия в духовных школах Карловацкой митрополии, а написанный им «Катехизис» стал использоваться в качестве учебника в школах Боснии, Герцеговины и Далмации. С 1918 по 1920 г. Г. был хранителем патриаршего престола, к-рый вдовствовал после смерти в 1913 г. Сербского патриарха Лукиана (Богдановича) . В 1920 г. избран епископом Бачским, но по его просьбе оставлен на Темишварской кафедре. После передачи по условиям Трианонского мирного договора от 4 июня 1920 г. вост. части обл. Банат и г. Тимишоара Румынии епархия Г. оказалась на территории 2 гос-в - Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Г. переселился в Велика-Кикинду (совр. Кикинда), откуда продолжал управлять епархией. 1 янв. 1931 г. назначен администратором Вршацкой епархии. В том же году, вероятно по инициативе Г., приходы Темишварской епархии, находящиеся в серб. части Баната, были объединены с Вршацкой епархией в Банатскую епархию, а Г. был избран ее епископом. При этом он продолжил окормление румын. части Темишварской епархии.

http://pravenc.ru/text/164273.html

  001     002