Впрочем, для нас нужно и лиственное прикровение и украшение, то есть труд телесный (Патерик, гл. X, пар. 13). И истинное послушание может быть только, если оно бывает соединено с молитвой! Истинный «послушник есть тот, – говорит св. Иоанн Лествичник , – кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвою» (Лествица, гл. 4, пар. 102). Конечно, здесь разумеется молитва не церковная, а внутренняя, и, следовательно, признается необходимость внутреннего подвижничества и для послушника. Архиепископ Феофан. (1928. конец лета. Варна) 43. М. А-ной О борьбе со страстьми Многоуважаемая М. А-на! До тех пор, пока мы не достигнем пристани бесстрастия, необходимо нам вести борьбу со страстями и помыслами. Бывают в этой борьбе и победы, и падения. Но борьбу необходимо вести до конца жизни. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой Божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа чрез непрестанное призывание имени Божия. «В добродетели две доли от Бога, – говорит св. Григорий Богослов , – а одна от меня» (т. IV, с. 209). – «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лест., сл. 21, пар. 7), – говорит св. Иоанн Лествичник . «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим» (сл. 27, пар. 61). Следовательно, когда мы или забываем призывать Господа в помощь себе, или слишком надеемся на свои силы; тогда благодать Божия отступает от нас, и мы падаем. Что нужно делать, чтобы избежать сего, отсюда само собой следует. – Когда свой дом не в порядке, не нужно заботиться о чужом, предоставляя устроение его Господу. Арх. Феофан. 1928. VIII. 17. Варна. 44. М. А-ной О хранении внутреннего Богомыслия и памяти о Боге Многоуважаемая М. А-на! Если внешние дела не позволяют соблюдать внешние благочестивые навыки, то нужно сосредоточить свое внимание на внутреннем. «Надобно всяцем хранением блюсти свое сердце» ( Притч. 4, 23 ), чтобы никак не терять мысли о Боге, и памятование о чудесах Его не осквернять представлениями суетного, но святую мысль о Боге постоянным и чистым памятованием в душах наших всюду носить с собою, как неизгладимую печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Вопрос 94. Аще кто многащи согрешит и многащи каятися начнет, паки в грех впадет. даже до колицех согрешений паки кающася Бог приемлет его. Ответ. Иже удобь превратное человеческаго естества сведый Господь. аще и тмами человек падет и тмами покается, никакоже его отгоняет ( Мф.18:22 , Лк.17:4 ) заповедавый бо Петру седмьдесять седмирицею прощати брату, множае паче той простит, тмами седмерицею человеку кающемуся. обаче и се подобает опасно ведети, яко душа во обычай пришедши еже множицею согрешати, и многащи каятися преобидящи Бога, и ко греху возвращающися, неудобь воистинну, таковая душа от греха оступает (Лест. сл.1), якоже пес на колитве 574 в смраде обыкну. прочее же яко жизни нашея конец есть не ведом, подобает нам утвержатися, да не како во гресе постижени будем бес покаяния и предани будем в муку вечную. Вопрос 95. Колико прелюбодейств суть. Ответ. Две, ибо жена мужата. идеже аще соблудит, прелюбодейство есть. и паки муж жену имея, идеже аще соблудит, прелюбодеяние есть от своея жены. Вопрос 96. Глаголют нецы (Лест. сл.15), яко милость имать телесный грех, паче всех грехов, яко (Пат. скит. сл.6) естествену сущу движению в человецех. Ответ. Сопротивне паки апостол тяжчайший всех грехов той именует глаголя ( 1Кор.6:18 ) яко всяк грех иже аще согрешит человек кроме тела есть, блудяй же во свое тело согрешает. понеже от самыя своея плоти, якоже некую жертву подает Сатане, свое семя, обаче, и еже ясти по естеству есть, и се Бог Адама преступивша осуди. Вопрос 97. Колика разсуждения и согрешения блуда суть. Ответ. Многа и различна, болшему бо суду подлежит имеяй жену и блудяй, паче неимущаго. и болшему иже добру жену имея паче иже злу имущаго. и болшему иже во старости блудяй паче иже во юности, и болшему иже непрестанно, паче иже временем. и болшему иже не сый тепла растворения, но студенаго. себе же снедми разжигая, и на сласти понуждая, инии же мнози суть. и различны о блуде иже от Бога суды. ин бо есть суд иже со единою женою согрешающему, паче иже многи и различны обтичущаго, и многи души со своею погубляющаго. ин суд паки иже со зазиранием согрешающему, паче иже безсрамно себе греху отдавшаго. ин иже сожителницу имущему, и с мужатою согрешающему, еже и сугубо прелюбодейство делающему. грех той вменяется. страшен же паки суд, еже с правилною женою смешатися, и паки еже обидиме жене помощи. мзду заступления просити, еже грех с нею творити. не токмо же, но и местом есть о гресе суд различен (Лест. сл.13) мнози бо и во церкви грех творят, сугубо суд приемлют. множицею же и другом жены оскверняют. друзи жидовскую любовь лицемерствующе. яже вся истязает и смотряет праведное Божие око по неизреченному его суду, и нелицеприемному и мерилу его опасному и непоруганному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вопрос 90. Колику часть от своих имений истязается от Бога человек дати благотворения. Ответ. Не зрит Бог даемая, но щадимая человеку. глаголющу убо апостолу. ( 2Кор.9:8 ) яко ваш избыток да дастся во убогих лишение, и яве есть, яко елико в сокровищи положим вящше нашея снеди и пития и одеяния, суд в них приимем в день судный. и таков суд, яков же убийцы приимают. занеже многих от смерти нашим имением могуще спасти, не спасохом. но презрехом. Вопрос 91. Иже нищим оставляемыя от умирающих милостыни что глаголются. Ответ. Мертвыя же жертвы, обаче аще и в животе своем милостив бе, таковая приятны суть от Бога, и яже по смерти его благотворения. Вопрос 92. Аще кто во гресех состаревся ни поститися может, ни на земли легати или побдети. или ино некое злострадание сотворити, ниже имения имать на роздаяние, то ни жития может отрещися. ким убо прочее образом таковый спастися возможет. Ответ. Имже образом спасеся ( Лк.18:13 ) мытарь, и по рекшему пророки, смирихся ( Пс.115 , Лест. сл.25) и спасе мя Господь. якоже бо безкровная жертва милостыня, во оставление грехов наших приносится Богу, сице и смиреномудрие сердца, жертва бо рече Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. и паки ( Пс.33:18 ), близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет, и паки якоже блажатся милостивии и святии сердцем. сице блажими суть, прежде всех, нищии духом, яко тех есть царство небесное. се убо путь спасения. и нищ и немощен, и стар и невежда ходити и исправити могут. Вопрос 93. Что убо есть смиреномудрие. Ответ. (Лест. сл.25, Пат. скит. сл.10,24) Смиреномудрие есть душа, не смотряюще, ниже судяще чуждая согрешения, но своя токмо единая зрящи. и повинна вечней муце себе имущи. я се к Богу глаголющи: святи мя милости твоея ради, а не моих исправлений ради. а яже себе сице повинна помышляя. ниже зло помнити на человека когда. ни осудити человека согрешающа, и прочее. От триех образ грехом оставление приемлем. яко не осудяй не осуждается, яко смиреномудрие оправдается, и яко прощая прощается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вопрос 108. Кое знамение должен есть человек держати, яко да не прелстится и приимет антихриста. мнящи яко Христос есть. Ответ. ( Мф.24:27 ) Еже наш Господь предаст рек, якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и второе пришествие Сына Божия. отнюдуже познаваем, яко всяк Христос приходяй, и не напрасно во всем мире во един час, являяся, не во стране некоей или во едином граде обитаяся. таковый без сумнения антихрист есть. во пришествие бо Христово все человечество вкупе обретается и посреде его Христос видим всеми. Вопрос 109. Истинною же ли есть, яко от Египта изыдет антихрист, знамение некако на единой руце и на едином оце имать. Ответ. (Небеса сл.47) Всякия бабския басни суть. антихрист бо никое же знамение таковое не имать. но от Галилея изыдет, отнюдуже Христос изыде, якоже рече Писание ( Втор.33:22 ), скимен лев Дан искочит от Васана, тоже есть скифопол. Вопрос 110. Глаголют нецыи, яко не может антихрист мертвецы воскрести, ина же прочая вся сотворит знамения. Ответ. ( 2Фес.2:9 , Откр.13:13 ) Еже рещи апостолу о антихристе, яко во всех знамениих и силах прелестных. яве есть, яко и мертвецы покажет востающа не истинною, но мечтанием. Вопрос 111. Како нецыи еретицы множицею творят знамение. Ответ. Се нас не должно есть удивляти. слыщахом бо Господа глаголюща ( Мф.7:22 ), яко мнози рекут ми в день он, Господи не твоим ли именем бесы изгонихом. и силы многи сотворихом, и реку им: аминь глаголю вам, николиже ведех вас, отидите от мене делателие беззакония. (Лест. сл.28) множицею, не жителство чудодеющаго есть исцеление творя, но якоже к нему вера приходящаго человека. писано бо есть, вера твоя спасе тя, иди в мире. обаче подобает и се ведети, яко множицею нецыи зловернии труды многи пощением Богу принесоша. и мзду свою прияша в нынешнем веце от Бога. исцелением и прорицанием дарованием. яко да в веце будущем услышат еже восприясте благая ваша и труды ваша. ныне же прочее ничтоже вам должно есть. Вопрос 112 578 . Аще во время праздника останет человек во стране некоей, в ней же причащение соборныя церкве 579 не обретается, что должен есть праздника ради сотворити, приобщатилися еретиком, или пребыти без приобщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Культурные мероприятия — групповые экскурсии и паломничества. Они способствуют социальной адаптации, а также помогают расширить кругозор, повысить культурный уровень, развить религиозные чувства, вводят в пространство православной традиции и культуры. Чтобы мотивировать воспитанников к активному участию в мероприятиях, нужно предварительно беседовать о содержании и смысле предстоящих мероприятий. Это поможет воспитанникам сориентироваться в содержании программы в целом и будет способствовать их адаптации к новым условиям. Мероприятия проводятся священниками, врачами, психологами-педагогами, равными консультантами и участниками программы, находящимися на выпускном этапе. Семейные мероприятия для воспитанников и их близких: г) Распределите ответственность между участниками программы Самообеспечение, самообслуживание и самоорганизация — важные аспекты жизни реабилитационного центра. Организация быта в нем является обязанностью самих воспитанников, именно они выполняют все виды домашней работы (приготовление пищи, уборка, ремонт и др.) и поддерживают все направления деятельности, в том числе и терапевтическое. Так, в Центре социальной реабилитации и адаптации «Воскресенье» разные виды трудовой активности распределены в соответствии с «социальной лест ницей» — системой иерархии в программе. Например, новички обычно являются исполнителями и выполняют несложную работу, воспитанники несут уже осознанную ответственность за выполняемую работу, а старшие воспитанники и выпускники координируют деятельность и организацию повседневной жизни Центра. Есть в Центре и вполне конкретные виды деятельности, которые также называются должностями или функциями (см. Таблицу 2). Ищите партнеров и дополнительные ресурсы для организации помощи Помощь наркозависимым людям является достаточно сложным и протяженным во времени процессом, решающим множество задач: информирование, вовлечение и удержание, душепопечение, консультативную и психологическую поддержку, формирование и укрепление мотивации, подготовку к реабилитации и последующую поддержку во время адаптации и ресоциализации. Для решения этих задач нужны соответствующие ресурсы. Не обязательно искать их только силами конкретной общины, можно использовать ресурсы епархии, митрополии, синодальных отделов, партнерских организаций, муниципальные, федеральные ресурсы и т.д.

http://azbyka.ru/zdorovie/preodolet-stra...

— Но это ужасно! — разразилась наконец Марья Александровна. — Вот эти-то чудовища и сеют пригоршнями все эти нелепые слухи! Удивительно не то, Фелисата Михайловна, что находятся такие дамы среди нашего общества, — нет, удивительнее всего то, что в этих самых дамах нуждаются, их слушают, их поддерживают, им верят, их… — Князь! князь! — закричали вдруг все гости. — Ах, боже мой! ce cher prince! — Ну, слава богу! мы теперь узнаем всю подноготную, — прошептала своей соседке Фелисата Михайловна. Глава XIII Князь вошел и сладостно улыбнулся. Вся тревога, которую четверть часа назад Мозгляков заронил в его куриное сердце, исчезла при виде дам. Он тотчас же растаял, как конфетка. Дамы встретили его с визгливым криком радости. Вообще говоря, дамы всегда ласкали нашего старичка и были с ним чрезвычайно фамильярны. Он имел способность забавлять их своею особою до невероятности. Фелисата Михайловна даже утверждала утром (конечно, несерьезно), что она готова сесть к нему на колени, если это ему будет приятно, — «потому что он милый-милый старичок, милый до бесконечности!» Марья Александровна впилась в него своими глазами, желая хоть что-нибудь прочесть на его лице и предугадать выход из своего критического положения. Ясно было, что Мозгляков нагадил ужасно и что всё дело ее сильно колеблется. Но ничего нельзя было прочесть на лице князя. Он был такой же, как и давеча, как и всегда. — Ах, боже мой! вот и князь! а мы вас ждали, ждали, — закричали некоторые из дам. — С нетерпеньем, князь, с нетерпеньем! — пропищали другие. — Мне это чрезвычайно лест-но, — шепелявил князь, подсаживаясь к столу, на котором кипел самовар. Дамы тотчас же окружили его. Возле Марьи Александровны остались только Анна Николаевна да Наталья Дмитриевна. Афанасий Матвеич почтительно улыбался. Мозгляков тоже улыбался и с вызывающим видом глядел на Зину, которая, не обращая на него ни малейшего внимания, по дошла к отцу и села возле него на кресла, близ камина — Ах, князь, правду ли говорят, что вы от нас уезжаете? — пропищала Фелисата Михайловна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

- Асинкрит, ты хочешь сказать, что все это время... - Да, Лиза, да. Все это время богдановская девочка благополучно пролежала в огромном ящике, среди полотен, дожидающихся очереди для реставрации. Думаю, пару дней назад холст перекочевал в сумку к Закряжской, чтобы затем вновь оказаться на месте – Плошкину оказалось не под силу открыть мою дверь: что может медведь, то не может кот, и наоборот... - Значит, если мы сейчас позвоним в милицию... - Завтра, душа моя, завтра. Мы и так нарушили режим Галины. А завтра, надеюсь, наступит звездный час Сергея Александровича Ракова.   Глава сорок первая Умеют ли прощать женщины? - Мне господина Лейстреда. - Вы ошиблись телефоном. - Неужели? Тогда мне Сергея Александровича. - Кто его спрашивает? - Не признали? Пасете уже какой день, и не признали? - Вы? - Я. - Во-первых, я не пасу... - Пасете, пасете. Увы, согласитесь: профессиональный уровень наших защитников резко упал. В прошлую пятницу мы от вас славно оторвались. Просто захотелось нам грибы пособирать без свидетелей, по лесу осеннему походить... - Грибы в начале октября? - Я же сказал – по лесу осеннему походить. А когда что-то ищешь, то обязательно находишь. Чего-нибудь или кого-нибудь. Впрочем, дело старое, забыли. Я к вам с подарком. - Скоро Новый год? - А вы, однако, пессимист, Сергей Александрович. Наверное, когда в лесу оказываетесь, количество будущих лет у кукушки загадываете? - А у кого же еще? У вас другая птица имеется? - Имеется. Дятел. - Смешно. Правда. Так что вы о подарке говорили? - Сергей Александрович, похоже, картина нашлась. Но сейчас, по телефону, я хотел бы минимум подробностей. - Понимаю. Где вы сейчас находитесь? - В телефонной будке, под окнами вашего управления. - Я сейчас выхожу... Уже через три минуты Раков и Сидорин сидели на скамейке в скверике. Выслушав Асинкрита, следователь долго молчал, затем протянул ему руку. - Примите мои поздравления. - Спасибо, Лест... Сергей Александрович! - Против Лейстреда не возражаю. Согласитесь, он был честный служака.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он позвонил ординарцу-грузину – одевать себя. Даже к приближенному он выходил как перед историей. Его железная воля... Его непреклонная воля... Быть постоянно, быть постоянно – горным орлом.   21   Его не то что за глаза, его и про себя-то почти не осмеливались звать Сашкой, а только Александром Николаевичем. «Звонил Поскребышев» значило: звонил Сам. «Распорядился Поскребышев» значило: распорядился Сам. Поскребышев держался начальником личного секретариата Сталина уже больше пятнадцати лет. Это было очень долго, и кто не знал его ближе, мог удивляться, как еще цела его голова. А секрет был прост: он был по душе денщик, и именно тем укреплялся в должности. Даже когда его делали генерал-лейтенантом, членом ЦК и начальником спецотдела по слежке за членами ЦК, – он перед Хозяином ничуть не считал себя выше ничтожества. Тщеславно хихикая, он чокался с ним в тосте за свою родную деревню Сопляки. Никогда не обманывающими ноздрями Сталин не ощущал в Поскребышеве ни сомнения, ни противоборства. Его фамилия оправдывалась: выпекая его, ему как бы не наскребли в достатке всех качеств ума и характера. Но оборачиваясь к младшим, этот плешивый царедворец простоватого вида приобретал огромную значительность. Нижестоящим он еле-еле выдавал голоса по телефону – надо было в трубку головой влезть, чтобы расслышать. Пошутить с ним о пустяках иногда может быть и можно было, но спросить его, как там сегодня – не пошевеливался язык. Сегодня Поскребышев сказал Абакумову: – Иосиф Виссарионович работает. Может быть и не примет. Велел ждать. Отобрал портфель (идя к Самому, его полагалось сдавать), ввел в приемную и ушел. Так Абакумов и не решился спросить, о чем больше всего хотел: о сегодняшнем настроении Хозяина. С тяжело колотящимся сердцем он остался в приемной один. Этот рослый мощный решительный человек, идя сюда, всякий раз замирал от страха ничуть не меньше, чем в разгар арестов граждане по ночам, слушая шаги на лест-нице. От страха уши его сперва леденели, а потом отпускали, наливались огнем – и всякий раз Абакумов еще того боялся, что постоянно горящие уши вызовут подозрение Хозяина. Сталин был подозрителен на каждую мелочь. Он не любил, например, чтобы при нем лазили во внутренние карманы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

XXV. В 1850 году, возвратясь в конце зимы, начал размышлять, исследовать и читать в Отцах, в исключительном отрешенном виде о сем механическом способе ко внутренней молитве, и стремился прилагать к практике, вследствие чего и написан подробный трактат (в апреле) собственно об отыскании места сердечного 64 . Сие время представляет эру отрешенного искания сердечного места, которое до сего времени производилось в совокупности со вниманием, и частостию, и ввождением Иисусовой молитвы. Это в Саввиной пустыни. XXVI. В сем же году, во дни Святого Поста, прилежал уже формленному отыскиванию места сердечного как на одре, с намерением засыпать с исканием, так и во бдении, и в церкви 65 , чувствовалось удобство, легкость, и приметна была возможность скорого достижения цели. Также в сем году, среди лета, вследствие перевода видений Василиска 66 и решительной мысли исключительно практиковать отыскивание места сердечного, приступаемо было к опытам, но несколько отстраняла от сего долговременная болезнь в левом боку. Наконец, открылось убеждение, что сия болезнь как не может препятствовать исканию сердечного места, так и сие упражнение не будет умножать болезни, а может даже и облегчать ее, что и действительно случалось, что бывало легче. В Саввиной пустыни. XXVII. В продолжении осени сего же 67 года посвящено отрешенному исканию сердечного места довольное время (10 дней) постоянно, каждодневно: сначала по 1/4 часа в каждый прием несколько раз в сутки, потом по 1/2 часа за раз 68 . Сие время, по неимению часов, измерялось четками (без слов молитвы? по лест? в 5 минут?). Последствия сего искания замечены в нижеследующих видах: 1.) Приятная тягость в сердце. 2.) Тихость ума. 3.) Пот по всему телу. 4.) Удобство искания, лежа на левом боку. 5.) Облегчение болезни (левый бок). 6.) Ощущение теплоты, по подобию кружка на сердечном месте. 7.) Постепенное умножение теплоты (от долг?). 8.) Некое приятное раздражение или щекотание в сердце, а в шее боль. 9.) Влечение к исканию сердца. 10.) Ощущение тонкой боли около сердца. 11.) Пресечение помыслов. 12.) Утешение при вхождении в сердце. 13.) Чувствование некоего пространства в груди при переводе духа. 14.) Приятное занывание сверху левой половины груди к плечу. 15.) Теплота с тонкою испариною левой половины груди. 16.) Тонкое давление в сердце, в ночи. 17.) Растепление сердца. 18.) Полукружием теплота к левому плечу, в виде луны, и тонкая боль. 19.) Ощущение точки приятной тяжести в сердце. 20.) При напряжении, и тихости, и редкости дышания ощущения являлись скорее; при воздержании бывали нежнее и тоньше; при пресыщении – грубее и меньше… 69

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Напротив, новый же фарисей, казалось, ожесточался все более и более, сделался скупым и думал, как бы побольше добыть денег, а тем скоро навлек на себя гнев Божий, от которого потерял все свое имущество. Впрочем, милосердный Бог не допустил совсем погибнуть прежнему благотворителю храмов. В несчастье он узнал свою виновность перед Богом и смиренно сознался перед другими в грехе своем; узнал и то, что наказание Божие научило его лучше знать самого себя, ценить не только дары Промысла, но и своих ближних. Так исполнились здесь слова Спасителя: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лук. 18, 14 ). («Воскресн. чтен.», 1842 г., стр. 377). Средство против гордости Некоторый подвижник, заботившийся о снискании смиренномудрия, был отвлекаем духом злобы, дьяволом , который похвалами старался возбудить в нем гордые помыслы. Подвижник, чтобы разрушить коварство дьявола, придумал средство самое благочестивое и надежное: он на стене своей келии написал имена главнейших и важнейших добродетелей, как то: любви, смирения, целомудрия и др. С этого времени, как только им начинал овладевать дух гордости и самомнения, он всегда говорил ему: «Пойдем на суд». Затем подходил к стене и, читая названия написанных добродетелей, говорил сам себе: «Доколе ты не приобретешь сих добродетелей, дотоле далек еще будешь от Бога» (Лест. Дух., степ. 25). Гордость и тщеславие Тот горд и тщеславен, кто выше всего ценит свои способности и преимущества, кто считает себя лучше других; кто в других видит одно худое, а в себе только хорошее; кто очень строг к другим и снисходителен к себе; кто хочет, чтоб все уважали его, а сам никого не уважает, никому не оказывает почтения, всех презирает, над всеми величается. Конечно, есть между нами люди с лучшими против других способностями, больше других разумеющие и порядочнее других ведущие себя, но откуда взялись у нас эти преимущества перед другими? Сами ли мы вдохнули в себя разум, вложили в грудь свою сердце? Разумеется, не сами; Бог дает дарования; без благодати Божией мы и мыслить не можем. Так что же и величаться чужим добром?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

  001     002    003    004    005    006    007