Таким образом, если нас донимает уныние, то из этого явствует, что мы искушаемы тщеславием. Далее, печаль и гнев «рождаются от трех главнейших страстей, а матерь гордости – тщеславие». Кроме того, преподобный узнал, что в неразумных людях «нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство». Так, безвременный смех «иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия... Многий сон происходит иногда от насыщения, иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества. Многословие происходит иногда от объядения, а иногда от тщеславия. Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что страха Божия нет в человеке. Хула есть собственно дщерь гордости, а часто рождается и оттого, что мы ближнего в том же осуждали, или от безвременной зависти бесов. Жестокосердие рождается иногда от насыщения, иногда от бесчувствия, а иногда от пристрастия». Пристрастие же, то есть привязанность к чему-либо чувственному, происходит от блуда, сребролюбия, тщеславия и иных причин. " Лукавство происходит от возношения и от гнева. Лицемерие – от самоугодия и самочиния». Вообще же родители всех страстей – наслаждение и лукавство (Лест.26:39—48).    В этой связи нам необходимо узнать, каким образом какой-либо грех развивается в страсть. Ведь святые отцы, знатоки внутренней брани, не довольствуются простым перечислением страстей, но переходят к описанию происхождения и развития каждой страсти. По словам преподобного Фалассия, «страсти приходят в движение от следующих трех вещей: от воспоминания о предметах их, от довольства и покоя плоти и от чувств» (Добр. Т.3. С.305). Человек, который пригвождает свой ум к чувственным вещам, отчуждаясь духовной любви и воздержания и уступая бесовскому воздействию, испытывает приражеие страстей. «Чрез чувства тогда приходят в движение страсти, когда нет воздержания и любви духовной» (Добр. Т.3. С.305).    «Когда ослабнут бразды владычественных чувств, тогда тотчас поднимается восстание страстей и приходит в движение действо раболепнейших чувств».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь ( Nc. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники. I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31, 7 ) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми ( Пс. 62, 2 ). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко). 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16, 17 ). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разрешение. Иже убо присно Богу приражающиися, и хулящии жидове сугубо на Господа хуления имеяху. ови о плоти его, сиречь Сына человеческаго претыкающеся. пророка его а не Бога быти непщеваху. имже и прощение дал есть. начало бо бе проповеданию. и еще не вмещаше мир Бога веровати видима человека, темъже и рече Христос, яко иже аще речет слово на Сына человеческаго. рекше о телеси его, оставится ему, дерзаю бо глаголати. яко ни самыя ближния его ученицы совершенное имеху мудрование в Божестве его. дóндеже Дух Святый к ним в пятдесятный день прииде ( Деян.2:1 ). елма. и по воскресении его видевше и поклоншеся ( Мф.28:17 ), овии же усумнешася. но от сего не осудишася. на Святый же Дух рекше, на Христово Божество. хуляще и глаголюще яко о велзауле князе бесовстем изгонит бесы, сим рече, яко не оставится ни в нынешнем веце ни в будущем. обаче знаменати подобает. яко несть рекл Христос, яко похулившему и покаявшуся не оставится, но хулящему и пребывающему в хулении. понеже несть греха непрощаема от Бога, во иже прилежне и по достоянию кающихся. Вопрос 73. И что убо, имать ли оставление покаянием иже во Христа отвергийся и похулит на Дух Святый. Ответ. Три (Небеса сл.35) крещения чистителна, всякого якова либо греха, Бог естеству человеческому дарова. глаголю же еже водою. и еже мучением, рекше своею кровию, и (Патерик скит. сл.4) третие еже слезами, в немже и блудница очистися ( Лк.7:48 ). паче же и той сам верховный святый апостол Петр по отвержении плакав, прият бысть и спасеся. Аще ли Христово отвержение имать прощение, Святаго же Духа не имать, обретается прочее. сын мний Святаго Духа. Слыши от Писания свидетельство, и уверися не быти никоему же греху побеждающу Божие человеколюбие. глаголет убо Бог пророком Иезекиилем сице: живу аз глаголет Господь ( Иез.18 ), яко аще сотворит человек вся грехи и обрящу его в правде, не воспомяну всех беззаконий его. обрящу его, яве яко в день смерти его. (Лест. сл.7, Пат. печер. гл.32, Григория Беседа кн.4, гл.33, Пат. скит. сл.4). Достоит бо ведети, яко подобно крещению слезный источник очищает человека. тем же мнози согрешенми осквернивше себе по святом крещении слезами очистишася, и праведни показашася.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает поразительное происшествие с одним подвижником синайским Стефаном, проводившим жизнь в посте, слезах и других добродетелях сначала в сожительстве с учениками, потом в строгом отшельничестве. Незадолго до кончины Стефан возвратился в прежнюю келью к своим ученикам и за день до кончины впал в исступление, с открытыми глазами озирался на правую и на левую сторону одра своего и как бы допрашиваемый кем вслух всех предстоящих говорил: «так, правда, но за это постился я столько-то лет», а потом опять: «нет, совершенно лжете, не делал я этого». И еще: «правда, точно так, но я плакал и служил братиям». И еще: «нет, совершенно клевещете на меня». Иногда же говорил: «точно так; не знаю, что и сказать против сего: но Бог милостив». И подлинно, говорит преподобный Лествичник, ужасно было зрелище сие невидимое и беспощадное истязание. И что всего страшнее – обвиняли его и в том, чего он не делал. Не чудно ли? Безмолвник и отшельник о некоторых грехопадениях своих говорил: «не знаю, что и сказать на сие», – тогда как около сорока лет был монахом и имел слезы и живя в пустыне кормил из своих рук леопарда. Так истязуемый разлучился с телом, оставив нас в неизвестности, какой был суд, какой приговор ему, или чем кончилось сие истязание (Лест. Ст. 7-ая). В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» рассказывается следующее о предсмертных видениях, бывших преподобному Иосифу Панефосскому и авве Сисою. Когда преподобный Иосиф был при смерти и у него сидели старцы, то смотря на дверь, увидел сидевшего у ней диавола. Подозвав ученика своего, препод. Иосиф сказал: «подай мне палку, он думает, что я стар и не могу одолеть его». Как скоро преподобный взял палку, старцы увидели, что диавол как собака прокрался в дверь и исчез (стр.139). – Об авве Сисое: когда он сделался болен и сидел с учениками в келье, послышался стук в двери. Старец поняв, в чем дело, говорит ученику своему Аврааму: «скажи тому, кто стучит: Сисой на горе, Сисой и на рогоже» (т. е. так же не боится козней бесовских на смертном одре, как не боялся их на горе, где подвизался). Стучавший, услыхав сие, исчез (стр. 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

игумена и братий наших, но многих и мирских, пользовавшихся его наставлениями». 2) Переписка с отцом Моисеем Миртовским С поступлением в ученики старцев Льва и Макария, Родион Никитич пошел уже по пути, который чем дальше, тем более и более расходился с путями, которыми продолжали идти бывшие его Саратовские единомысленные, не обеспеченные от заблуждений «водительством опытных старцев». Потому бывшее их с Родионом Никитичем согласие и единомыслие естественно перешло в разномыслие и несогласие. Живя в миру, Родион Никитич был укрепляем в своей решимости принять монашество отчасти также и советами игумена Николаевского, что в г. Петровске, монастыря о. Моисея Миртовского. Но в вопросе о выборе монастыря Родион Никитич поступил не согласно с видами о. Моисея, который по расположению своему к Родиону Никитичу охотнее бы предпочел видеть его не в Оптиной или другой какой пустыни, а у себя в Николаевском монастыре. Это отражается в приводимых при сем выдержках из переписки Родиона Никитича с о. Моисеем. Весною 1840 г, Родион Никитич писал к о. игумену: «Памятую вашу любовь ко мне, худейшему, чувствую в сердце моем всегдашнюю к вам благодарность, ибо ваши благие наставления и укрепления много способствовали мне к оставлению мира для искания спасения, в обучении себя монашескому жительству. Но к сердечному моему соболезнованию заметил я, что вы, при отъезде моем от вас, остались недовольны за удаление мое от тех мест. Хотя оно происходило и от любви Вашей ко мне, но я решился на отшествие из своих мест не потому, чтобы хотел вас оскорбить, но находя себя не способным понести жительство сие в своем отечестве (см. Иоанна лест. степень 3-я, стих 22-й и другие) и, проехав по разным обителям, видел жительство в оных и познал, что и в нынешнее время есть старцы опытные, могущие наставить на истинный путь спасения, показуя десныя и шуия сети вражия, о чем прежде сего я был в недоумении, полагая, что в нынешнее время уже нет опытных наставников; но много ошибся. Доложу Вам о себе, что я нахожусь Калужской епархии, в Козельской Введенской Оптиной пустыни, где о. игумен весьма искусный старец и братия благоговейные; желающие своего и ближних спасения. Живу я в стоящем при оной обители ските, в послушании находящимся там отцам и братиям; обучаюсь познавать страсти, сопротивляться им и видеть свою немощь. Здесь вседневным откровением и исповеданием пред старцем получают всегда успокоение своей совести, и сие основано на учении Святых Отцов, предавшях нам оное. Всепокорнейше прошу Вас удостоить меня по-прежному отеческого Вашего расположения и любви, и, ежели что мною учинено для Вас оскорбительного, то в оном прошу всенижайше прощения, в знамение чего не лишите меня Вашего писания и о себе уведомления».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Защита принципов Православия также составляла один из важнейших компонентов монастырской реформы. Касается этой темы и митрополит Киприан: при крещении следует не обливать водой, «яко же латыни творят, но погружати в реце или сосуде чистом», в отношениях с еретиками – «не достоить християнину со еретиком общатися, но отвращатися их достоить». В подобном же духе изложил правила общежития архиепископ Суздальский Дионисий в послании 1382 г. монахам псковского Сне- тогорского монастыря 211 . Общность имущества обосновывается ссылкой на Номоканон: «Мнихом ничто же подобаеть своего имети, но все свое предати монастырю во власть». Авторитетом святоотеческих правил ( Василия Великого , Ефрема Сирина , Иоанна Лест- вичника, Федора Студита ) вводится общая трапеза («ести же и пити в трапезе вкупе всем, опричь же тряпезе ни ясти, ни пити никако же, ни до обеда, ни по обедех, а до пияна никако же не пити»), настаивается на однообразии и скромности одежды («а одеяние потребное имати у игумена, обычный, а не немечьскых сукон, а шюбы бораньи носити без пуху, и обувь и до онущь имати у игумена, а лишних одежь не держати»). Кроме того, Дионисий старается внедрить строгую дисциплину и утвердить авторитет и власть игумена: «А в церкви по правилу и по уставу святых отець да поють. А на службу, иде же аще послеть мниха, без ослушания да идеть: а без благословенна игуменя никако же не ходить никуды. Послушание же и покорение имети в всем игумену: аще кто въпреки начнеть глаголати игумену и въздвигати начнеть свары, заперт таковый да будеть в темници, донде же покается, а непокориваго мниха, по первом и вторем и тре- тием наказании, выженуть его из манастыря, да не вдадуть ему от внесенаго в монастырь ничто же». Сам Иерусалимский устав являлся богослужебным уставом и правил, касающихся распорядка монашеской жизни, не содержал. Алексеевская версия Иерусалимского устава, правда, включила указания относительно монастырской трапезы, а Киприановская – большое количество выписок из Тактикона Никона Черногорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(31) Архимандрита МАКАРИЯ (Тайара) натему: «Малабар- ская Церковь . (История и современное состояние)». 1969 г. 138 (32) Священника Павла ПРОКОПОВА на тему: «Евсевий/Памфил – отец Церковной Истории». 1969 г. 143 (33) Священника Павла ПРОКОПОВА на тему: « Евсевий Памфил – отец Церковной Истории». (Вторичный отзыв) 1970 г. 147 (34) Священника Константина КОРОБОВА на тему: «Иеру- салимская Церковь с I no VI век». 1970 г. 150 (35) Священника Петра ФЕДЧИШИНА на тему: «Томос святого Льва и его значение в Христологических спорах». 1970 г. 153 (36) Протоиерея Феодора НЕНАРТОВИЧАнатему: «Грехо- падение человека и его следствия. (По творениям церковных писателей первых веков)». 1971 г. 156 (37) ИгуменаАНТОНИЯ (Темникова) натему: «Антрополо- гия преподобного Антония Великого ». 1971 г. 159 (38) ИВАНОВА Михаила на тему: «Святой Иоанн Лест- вичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству». 1971 г. 162 (39) Протоиерея Владимира БЕРЕЗОВСКОГО на тему: «Святой Иоанн Златоуст как вселенский Учитель Церкви и значение его творений для пастырской деятельности». 1972 г. 166 (40) Священника Михаила ПАВ КО на тему: «Антропология святого Григория Нисского ». 1972 г. 169 (41) ЖИГАНОВА Евгения на тему: «Учение святого Григо- рия Богослова о Богопознании». 1972 г. 171 (42) Протоиерея Владимира ЗАЯЦ на тему: «Святой Ана- • стасий Синаит и его богословские труды». 1972 г. 174 (43) Священника Георгия МУЛЬКО на тему: «Блаженный : Феодорит , епископ Киррский, как церковный писатель». (Вторичный отзыв см. ниже) 1972 г. 177 (44) Иеромонаха ПАНТЕЛЕЙМОНА (Долганова) на тему: «Образ святого апостола Павла по творениям Святителя Иоанна Златоуста ». 1973 г. 178 (45) Архимандрита СЕВАСТИАНА (Пилипчука) на тему: «Христианская этика по святому Григорию Богослову ». 1973 г. 180 (46) Священника Петра ДМИТРУКА на тему: «Христоло- гия святого Григория Богослова ». 1973 г. 183 (47) Протоиерея Петра НЕЦВЕТАЕВА на тему: «Святой Григорий, Патриарх Антиохийский, как церковный писа- тель». 1973 г. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   3-е поучение св. Феодора Студита. 4 т. Русского Добротолюбия.    Св. Симеона Нов. Богослова, Москва 1800 г. вып. II. поуч. 53.    По учению св. Григория Синаита, всякий подвиг телесный и душевный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Мф.11:12). Многие много лет неболезненно трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и непричастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней. (Письма о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188).    Такое же правило имел от о. Макария монах Иероним, умерший иеросхимонахом, и говорил, что оно первоначально исходило от игумена Филарета. Его держали и другие Глинские подвижники.    Заменявшая кровать.    Только ввиду надежды исправления любовь отцов терпит самовольных братий; в противном случае «лучше изгнать послушника из обители, нежели позволить ему исполнять свою волю» (Лест. слово к паст. 14, §4).    26-е слово Лествицы.    Пометка настоятеля в послужном списке о. Макария.    Ибо этот закон воплотился в нем и сам праведник сделался для других законом.    Отец Исихий — монах Тульского Щеглова монастыря, подвиги свои начал в Глинской пустыни и сказанное про о. Макария передавал при посещении прежней своей обители.    Женщин старец принимал в коридоре потому, что Глинский устав не дозволяет женскому полу входить в помещения иноков.    Все сказанное Л.М. о келлии старца относилось к этому посещению.    Л.М. П-ов это говорил в Глинской пустыни в 1896 году.    Прозорливый старец знал ее несчастное будущее, потому и не благословлял.    Упоминаемый на стр. 14 и 30 настоящего жития. (В данном издании на стр. 247 и 255. — Примеч. издат.). (У нас см. житие иеросхимонаха Макария, rл.IV и IX — Примеч. ред. Азбуки веры).    Падений или смертных плотских грехов.    К постоянству богоугождения.    В этих кратких словах богомудрого подвижника заключена вся сущность и программа жизни христианина, и тем более инока.    Сир.7:39.    Св. авва Дорофей, объясняя слова «Спасение есть во мнозе совете» (Притч.11:14), пишет: «Не говорить (писание): в совете многих, чтобы с каждым советоваться но что должно советоваться обо всем с одним» (старцем).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Спрашиваешь, какие исповедовать надо помыслы. – Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более смущать. Неужели жить в такой суете, вопрошаешь, полезно для души твоей, когда жаждешь совсем другого занятия? У Нила Сорского и в книге св. Иоанна Лест. сказано, что уединенная жизнь не всякому полезна, особенно не победившему страстей, высокоумия, гнева, лукавства и подобных, ибо им должно прежде в сообщении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с их учением. На вопрос твой о хранении помыслов и ума, прочти во 2-ой гл. у Никифора, статью св. Иоанна Лествичника . Не худо бы прочесть и все статьи у Никифора и Феофана Митрополита. 48. Как поступить, если неудобно исполнять все правила аккуратно. Нам надо всегда ожидать скорбей. Козни бесовские. В день принятия Св. Тайн не следует спать совсем. Надо покаяться священнику в помыслах “что-нибудь над собой сделать” и взять от него епитимию. Молитвы после бдения. Можно ли научиться молитве Иисусовой, живя в суете? Почему чем больше начинаешь противиться страстям, тем они более восстают? Много доверять своей совести не должно Писала, что в бытность твою с м. игуменией в Москве неудобно тебе было исполнять все правила аккуратно. В подобных случаях, если когда опять случится вместе с ними быть, сообразуйся во всем с ними, не надо выставлять себя особняком. Молитву можешь лежа читать. За благорасположенность к тебе м. игумении и сестер благодари Бога и взаимно старайся им услуживать. А счастливое состояние свое понимай так: Бог видит, что ты не можешь еще понести скорбей, потому, как отец, бережет тебя и утешает. А между тем, нам надо ожидать всегда скорбей и быть готовыми благодушно переносить всякую, которая найдет. В отношении веры и усердия к тебе сестер при откровении, отнеси все эти успехи к тайне откровения – ты здесь не без Бога, только Его действующее орудие. В принятии же сестер на откровение не отказывай, но надо, чтобы это было с благословения и соизволения м. игумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

Спрашиваешь, какие исповедовать надо помыслы. — Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более смущать. Неужели жить в такой суете, вопрошаешь, полезно для души твоей, когда жаждешь совсем другого занятия? У Нила Сорского и в книге св. Иоанна Лест. сказана, что уединенная жизнь не всякому полезна, особенно не победившему страстей, высокоумия, гнева, лукавства и подобных,… ибо им должно прежде в сообщении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с их учением. На вопрос твой о хранении помыслов и ума, прочти во 2–ой гл. у Никифора, статью св. Иоанна Лествичника… Нехудо бы прочесть и все статьи у Никифора и Феофана Митрополита.   48. Как поступить, если неудобно исполнять все правила аккуратно. Нам надо всегда ожидать скорбей. Козни бесовские. В день принятия Св. Тайн не следует спать совсем. Надо покаяться священнику в помыслах “что-нибудь над собой сделать” и взять от него епитимию. Молитвы после бдения. Можно ли научиться молитве Иисусовой, живя в суете? Почему чем больше начинаешь противиться страстям, тем они более восстают? Много доверять своей совести не должно Писала, что в бытность твою с м. игуменией в Москве неудобно тебе было исполнять все правила аккуратно. В подобных случаях, если когда опять случится вместе с ними быть, сообразуйся во всем с ними, не надо выставлять себя особняком. Молитву можешь лежа читать. За благорасположенность к тебе м. игумении и сестер благодари Бога и взаимно старайся им услуживать. А счастливое… состояние свое понимай так: Бог видит, что ты не можешь еще понести скорбей, потому, как отец, бережет тебя и утешает. А между тем, нам надо ожидать всегда скорбей и быть готовыми благодушно переносить всякую, которая найдет. В отношении веры и усердия к тебе сестер при откровении, отнеси все эти успехи к тайне откровения — ты здесь не без Бога, только Его действующее орудие. В принятии же сестер на откровение не отказывай, но надо, чтобы это было с благословения и соизволения м. игумении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002   003     004    005    006    007