147 M SB добавл.: «О помыслах очень хорошо и подробно с длинною последовательностию пишет епископ Игнатий Брянчанинов, об этом многое можно найти у аввы Варсануфия — и у других святых отцов». 148 См.: Приложение I, 1: «О послушании при отсутствии старца». 149 M SB добавл.: «когда Вы поживете согласно учению Православной Церкви». 150 См.: Прп. Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово к Феодулу о трезвении и молитве. Гл. 1. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 157. 151 M SB исправл.: «человеку дана заповедь любви, превышающей справедливость». 152 Письмо не сохранилось. 153 Продолжение письма, согласно M SB , см. в Приложении I, 2: «О благодати и душевном-духовном». 154 В-11 согласно нумерации G 1 . 155 Иоанн Креста (1542–1591) — один из наиболее известных западных мистиков, представитель течения так называемых «кармелитов». Среди западных христиан наибольшей популярностью пользуются его трактаты «Духовная песнь», «Восход на гору Кармил» и «Живое пламя любви». 156 M SB добавл.: «что Господь привел Вас к совершенной истине ». 157 M SB добавл.: «непрелестному». 158 Прп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Правило веры: М., 1995. С. 494. 159 M SB добавл.: «о том же, то есть чтобы мне не ошибиться в самом существенном в данном случае для нас (оставив, конечно, в стороне все очевидное и общеизвестное — то есть расхождение в догматическом отношении)». 160 Продолжение письма, согласно M SB , см. в Приложении I, 3: «О Божественной благодати и свободе человека». 161 В-12 согласно нумерации G 1 . 162 Письма не сохранились. 163 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 28, 1. С. 246. M SB добавл.: «Писать о молитве в письмах к Вам излишне, думаю, при наличии великого изобилия творений и святых отцов, и новейших некоторых аскетических писателей, которые приняты, и испытаны, и одобрены поколениями подвижников в этом делании». 164 См.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 145 и 146. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 224. M SB исправл.: «Я уже писал Вам о том, что молитва духовная есть высочайшее из деланий, и что за нее, по слову прп. Нила Синайского, у человека вся брань с демонами, и что всякий незаконно стремящийся приноровить себя к этой ПРЕЕСТЕСТВЕННОЙ молитве навлечет на себя гнев Божий. А так, ничего не поняв толком, устремиться, как это думали Вы, — это уже просто безумие (простите за дерзость). Прилагаю выписку из прп. Исаака Сирина».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

    M добавл.: «О помыслах очень хорошо и подробно с длинною последовательностию пишет епископ Игнатий Брянчанинов, об этом многое можно найти у аввы Варсануфия — и у других святых отцов».    См.: Приложение I, 1: «О послушании при отсутствии старца».     M добавл.: «когда Вы поживете согласно учению Православной Церкви».    См.: Прп. Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово к Феодулу о трезвении и молитве. Гл. 1. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 157.     M исправл.: «человеку дана заповедь любви, превышающей справедливость».    Письмо не сохранилось.    Продолжение письма, согласно M , см. в Приложении I, 2: «О благодати и душевном-духовном». В-11 согласно нумерации G .    Иоанн Креста (1542–1591) — один из наиболее известных западных мистиков, представитель течения так называемых «кармелитов». Среди западных христиан наибольшей популярностью пользуются его трактаты «Духовная песнь», «Восход на гору Кармил» и «Живое пламя любви».     M добавл.: «что Господь привел Вас к совершенной истине».     M добавл.: «непрелестному».    Прп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Правило веры: М., 1995. С. 494.     M добавл.: «о том же, то есть чтобы мне не ошибиться в самом существенном в данном случае для нас (оставив, конечно, в стороне все очевидное и общеизвестное — то есть расхождение в догматическом отношении)».    Продолжение письма, согласно M , см. в Приложении I, 3: «О Божественной благодати и свободе человека». В-12 согласно нумерации G .    Письма не сохранились.    См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 28, 1. С. 246. M добавл.: «Писать о молитве в письмах к Вам излишне, думаю, при наличии великого изобилия творений и святых отцов, и новейших некоторых аскетических писателей, которые приняты, и испытаны, и одобрены поколениями подвижников в этом делании».    См.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 145 и 146. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 224. M исправл.: «Я уже писал Вам о том, что молитва духовная есть высочайшее из деланий, и что за нее, по слову прп. Нила Синайского, у человека вся брань с демонами, и что всякий незаконно стремящийся приноровить себя к этой ПРЕЕСТЕСТВЕННОЙ молитве навлечет на себя гнев Божий. А так, ничего не поняв толком, устремиться, как это думали Вы, — это уже просто безумие (простите за дерзость). Прилагаю выписку из прп. Исаака Сирина».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Правила пространно изложенные 2: PG 31, 909ВС. 91 Св. Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1137С. Иначе и не может быть в подлинной молитве, продолжает Лествичник: «Если в теле от соприкосновения с другим телом происходит действенная перемена, то неужели останется без перемены тот, кто чистыми руками прикоснулся к Божиему телу?» (схолия к этому месту: «Говорит об освещениях»). 92 Св. Исаак Сирин неоднократно говорит о преображении человека во время молитвы, в том числе о внешнем преображении. См., например, Слова 31 и 32: Επετσιερη, 34 слл.; Слово 85: Θεοτοκις, 498. Сходные мысли у Диадоха Фотикийского (Главы 68: des Places, 128). 93 О божественных именах IV 6: PG 23, 701В. 94 О терпении и рассудительности 13: PG 34, 876D. 95 Хотя в точности эти слова не найдены в известных творениях св. Макария Великого, он во многих местах говорит о бессмертном свете, его сиянии на лице Моисея и его явлении достойным христианам, — например в начале 1–й Беседы, особенно в 5–й Беседе (гл. 17–21) и в переложениях Симеона Метафраста (О свободе ума 2, 2; О терпении и рассудительности 4; О возвышении ума 1; 2). Полнее всего с приводимыми Паламой словами Макария Великого совпадают два места из недавно найденной беседы «О воскресении мертвых» (Беседа 2 в собрании: Neue Homilien des Makarius/Symeon, herausgegeben von E. Klostermann und H. Beithold, Berlin, 1967 — в дальнейшем мы обозначаем это издание только именем издателя: Klostermann, с указанием страницы): «Как глаза чувственного зрения видят чувственное солнце, так глаза души видят умный свет солнца правды» (гл. 4) и «Скрываемая их [праведных] душой Божия красота в воскресении внезапно и изобильно раскроется и осияет внешнее тело вечным светом» (гл. 1). См. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. Пер. В. Вениаминова. М.: Интербук, 1990, с. 22, 25 и др. 96 От знания отличается озарение, в котором это знание приходит: озарение дается духовно (умно), знание лишь рассудочно и постепенно усваивает то, что открылось в мгновенном озарении, см. об этом ниже I 3, 4–5. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Св. Исаак Сирин говорит: «Если просишь чего у Бога, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не мудрее Бога. Бывает же сие с тобою или потому, что не достоин ты получить просимое; или потому, что пути твоего сердца не соответственны, но противны твоим прошениям; или потому, что не пришел ты еще в меру, чтобы принять дарование, которого просишь. Ибо не должно нам прежде времени касаться великих мер, чтобы дарование Божие, от скорости принятия его, не сделалось бесполезным; потому что легко полученное скоро и утрачивается, все же приобретенною с сердечною болезнью и хранится с осторожностью» (преп. Исаак Сирин . Цитир. соч. Слово 5, стр. 28). Преп. Нил Синайский пишет: не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что может быть выше, как не простирать беседу к Богу и духом соединяться (общаться) с Ним в молитве. Потому не молись, чтобы все было по твоим желаниям, ибо они не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше во всяком деле проси: «да будет на мне воля Твоя» ( Мф. 6:10 ; преп. Нил Синайский . Слово о молитве, §§34, 31 – Добротолюбие в русск. пер., т. II, стр. 210, 211. Сравн. преп. Иоанн Лествичник , слово 28, §29; преп. Макарий Вел. Наставления. – см. Добротолюбие в русск. пер., т. 1, §§121, 122, стр. 199). В молитве нашей, чтобы ее совершать должным образом, надлежит совершать четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий : сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления Его заповедей и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче потребного в деле твоего спасения» («Невидимая брань», ч. 1, гл. 46, О молитве, стр. 188; сравн. стр. 188–193. Сравн. преп. Иоанн Лествичник – Сб. «О молитве и трезвении», изд. 2, стр. 154, §7). Благоуспешности нашей молитвы действеннейшую помощь оказывают ходатайства за нас пред Богом св. угодников, ангелов и особенно Пресв. Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Творения. Слова подвижнические. Сл. 52. Сергиев Посад, 1911. С. 230.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 208 (преподобный Нил Синайский).    Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 358. (Слово 1. Гл. 13).    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 358.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 326—327, § 244.    Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 19.    Т. 1. С. 146, ср.: Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 12 , 14.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 16.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 33.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 186.    Там же. С. 84.    Там же. С. 77—78.    Там же. С. 197.    Там же. С. 221.    Там же. С. 131.    Там же. С. 18.    Там же. С. 25—26 (святитель Василий Великий).    Там же. С. 37, 56 (святитель Иоанн Златоуст).    Рафаил, архимандрит. Размышление о молитве. М., 1891. С. 17.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. Указ. изд. С. 36.    Творения. Ч. 5. М., 1850. Слово 142. С. 416.    Добротолюбие. Т. 2. С. 139, § 208.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 28.    Там же. С. 66 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 397—398 (святые Варсонофий и Иоанн).    Там же. С. 361.    Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 146.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 51, ср.: С. 157 (преподобный Иоанн Лествичник), С. 210 (преподобный Нил Синайский), С. 351 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 196 (преподобный Нил Синайский), ср.: С. 350 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 132 (преподобный Ефрем Сирин).    Там же. С. 158 (преподобный Иоанн Лествичник).    Творения. Ч. 3. Сл. 66. М., 1849. С. 290.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 55.    Там же. С. 245 (преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   Если же христианин окажет пренебрежение к этому последнему, многомилостивому призванию Божию: то возвещается ему от Бога окончательная погибель. «Благость Божия, — говорит Апостол, — на покаяние тя ведет» (Рим.2:4). Бог видит твои согрешения: Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя; Он ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих. И благостию и долготерпением Божиими ты злоупотребляешь! Нет в тебе исправления! Нерадение твое усиливается! Усиливается в тебе пренебрежение и к Богу и к твоей собственной, вечной участи! Ты заботишься только о умножении грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и сугубые! «По жестокости твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного Божия суда», на котором воздается «коемуждо по делом его; овым убо по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев. Скорбь вечная и теснота вечная на всяку душу человека, творящаго злое» (Рим.2:5-9). Аминь.    Пимен Великий. Смот. Патерик Скитский.    Преподобный Макарий Великий, Слово 7, гл. 2.    Преподобный Макарий Великий, Слово 7, гл. 2.    Святой Иоанн Лествичник. Слово 4.    Исаак Сирский. Слово 90. 4. Видение Христа    Хочешь ли увидеть Господа Иисуса Христа? — «Прииди и виждь» (Ин.1:46), говорит Его Апостол.    Господь Иисус Христос дал обетование пребывать с учениками Своими «до скончания века» (Мф.28:20). Он — с ними: в святом Евангелии и таинствах Церковных (Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое, и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но внутри себя, то есть, телом и душею быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой»). Его нет для тех, которые не веруют в Евангелие: они не видят Его, будучи ослеплены неверием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

" Представь себе, - отвечал Афонец, - сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афон! " Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словами молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы ( Лествица, Слово 28, гл. 17.). При этом, сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: " Ум, неразвлеченно молящийся, утесняет сердце: сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижить " (Псал. L, 19. Слово о молящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротол. ч. 1.). " Когда ты испытаешь над собою, - сказал я Афонцу, - то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною " . Афонец охотно согласился на мое предложение. Чрез несколько дней приходит он ко мне и говорит: " Что сделал ты со мною? " . " А что? " - " Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним " . Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил даже желание услышать для себя мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию (Лествица, Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса, Патерик Алфавитный.): то он снял с себя вериги и отдал их мне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания Лук. XVШ, 9-14. Иоан. VШ, 44. Матф. IX, 13. Ос. VI, 6. Матф. XVI, 7. О законе духовном, гл. 32. Римл. XII, 2. Пр. Симеона Нового Богослова, главы деятельные и богословские, гл. 4. Добротол. ч. I. Пс. CXLII, 10. Пс. CXVШ, 12. Пс. CXVШ, 19. Пс. CXVШ, 28 Пс. CXVШ, 29. 1 Кор. XV, 10. 1 Тим. I, 15. Матф. IX, 13. Алфавитный Патерик. Иоан. VIII, 44. Матф. XXVII, 42. Рим. IV, 1, 6. Святой Исаак Сирский, Слово 55. Пс. XXXVII, 7, 8. Благовестник. Матф. ХХШ, 5. Лук. XII, 1. Матф. VI.  Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии  В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом. Почему мытарь не избрал для излияния сердца своего пред Богом какого-либо величественного и умилительного псалма, но обратился к столь краткой молитве, и повторял ее одну во время всего Богослужения? Отвечаем, заимствуя ответ у святых Отцов “Когда прозябнет в душе истинное покаяние, когда явится в ней смирение и сокрушение духа по причине открывшейся очам ее греховности: тогда многословие делается для нее несвойственным, невозможным. Сосредоточась в себе, устремив все внимание на бедственное положение свое, она начинает вопиять к Богу какою-либо кратчайшею молитвою. Обширно зрелище греховности, когда оно подается человеку Богом: неизобразимо оно красноречием и многословием; точнее, изображает его воздыхание и стенание души, облекаясь в кратчайшие и простейшие слова. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением. Оставление многих слов, хотя и святых, способствует уму вполне освободиться от развлечения, и всею силою своею устремиться к самовоззрению. “В молитве твоей не позволяй себе многословить, сказал святый Иоанн Лествичник, чтоб ум твой не уклонился к рассматриванию слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно верное изречение спасло разбойника. Многословие в молитве часто приводит ум в рассеянность и мечтательность, а малословию обычно собирать его”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 167.  Там же. С. 167-168.  См.: Ин. 1:18, по славянскому тексту, на который и ссылается святитель.  См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 31; Приношение современному монашеству. Гл. 14. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 107.  По славянскому тексту: Явих имя Твое человеком сказах им имя Твое, и скажу, да любовь, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них .   Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 14. С. 106-107.  Об этом пойдёт речь в последующих статьях.  Напр., он ссылается на Лествичника. См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28: 61. СПб.: Светословъ, 1996. С. 242.  Подтверждающих и объясняющих святоотеческое учение, см., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы//Творения. Т. 1. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 305.  Об этом см. в следующей статье.  Ср.: «Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 2//Творения. Т. 2. С. 359-360).   Хондзинский Павел, прот., Бежанидзе Г. В., Сухова Н. Ю., Яковлев А. И., Большакова С. Е. Игнатий (Брянчанинов)//Православная энциклопедия. Т. 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/293401.html (дата обращения: 7.10.2021).  Ср.: Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова): ВКР по специальности Теоология. Белгород: НИУ «БелГУ», 2017. С. 18. URL: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 26.08.2021).  Жизнеописание Епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1881 году.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Изд. имени свт. Льва папы Римского. Киев, 2001. С. 107, 44). Итак, человек может обуздать страсти и даже воцариться над ними, но никогда не может полностью освободиться от их нападений. «Смерть, одна смерть вполне освобождает даже святых Божиих от влияния на них греха. Бесстыдны страсти: могут восстать они и в лежащем на смертном одре» (Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты. Т. 1. Отношение христианина к страстям его). 28 «Князь тьмы, желающий вовлечь весь род человеческий в свою погибель, приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха» (Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Слово о смерти. Т. 5, гл. 43). 30 Итак, наш путь – это отсечение прилогов. Люди святые постоянным упражнением достигали на этом поприще удивительного искусства. Так, к прп. Паисию Величковскому однажды подошел монах, жалуясь, что помыслы тревожат его. «Почему вы такие глупые? – удивился старец. – Делайте так, как я делаю: я с вами весь день спорюся, а с иными и плачу, с иными радуюсь и другие дела делаю. Когда же выгоню всех вас из кельи, то вместе с вами выгоняю и все помыслы. Тогда возьму в руки книгу и ничего не слышу, как будто в Иорданской пустыне безмолвствую» (Прот. Сергий Четвериков . Старец Паисий Величковский . Изд. Свято-Елисаветинского монастыря. Минск, 2006. С. 156). 31 «Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день; потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного» (Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 15, гл. 22) 32 И древние, и практически современные нам Отцы согласно воспевали внимательность и осуждали рассеянность. «Страсти не могут получить власти над тем человеком, который бодрствует над собою и обращает на себя внимание. Человек невнимательный подобен ослу, на которого всегда можно садиться и класть тяжести» (Прп. Антоний Великий . Поучения. Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010