9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15 – см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9 – см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Гл. 9. Бог никоим образом не презирает человеческой плоти: благость Бога и Христа простирается и на нее, несмотря на ее немощи. Гл. 10. Св. Писание, не смотря на все упреки, которые оно делает ей за ее слабости, не отнимает однако же от нее и достоинств. Гл. 11. Переход к теме этой статьи. Могущество Творца. Для воскресения плоти достаточно только восстановления ее, что гораздо возможнее, нежели ее первоначальное сотворение. Гл. 13. Аналогии, взятые из природы, служащие примерами воскресения. Гл. 13. Птица Феникс – образ воскресения. Гл. 14. Существуют дальнейшие основательные причины, служащие доказательством воскресения плоти. Гл. 15. Все действия человека добрые и злые принадлежат одновременно плоти и душе, следовательно, и наказание и награда должны быть возданы обеим. Гл. 16. Еретики для того, чтобы обессилить этот вывод, говорят, что плоть представляет из себя неразумное орудие души, которое само по себе не имеет в себе никакой воли. Гл. 17. Хоти по психологии Тертуллиана душа и имеет свою оболочку, из этого еще не следует, что нет надобности в воскресении плоти. Напротив, для полноты возмездия необходимо допустить его, так как плоть принимает участие во всех действиях души. Гл. 18. Обзор сказанного. Истолкование слов воскресение мертвых. Гл. 19. Еретики стараются свести это выражение к аллегории или к образному способу выражения. Гл. 20. Они утверждают и, конечно, неосновательно, что пророки всегда говорили образно и никогда прямо. Гл. 21. Однако на основании здравого смысла нельзя принимать, что воскресение плоти было выражением аллегорического свойства. Гл. 22. Некоторые еретики понимают под воскресением – достижение истинного познания Бога. Но это не имеет основания, потому что и пророки, и Христос относят исполнение этого предсказания ко времени конца мира. Гл. 23. Правда, Св. Писание знает воскресение и в смысле духовном, но это воскресение не есть собственно то последнее воскресение, о котором идет речь, и о котором в посланиях Апостолов говорится, как о факте, имеющем совершиться в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Пишет Георгий Пахимер, великий церкви протедикт. Книга 3 истории, гл. 3. 12) 13) Тот же две царевны выдал за двоих Латинского исповедания мужей. Пахимер, книга 3, гл. 6. 14) Иоанн Ласкарь, царь Греческий, имел жену королевну Сицилийскую Латинского исповедания. Пахимер, книга 7. гл. 7 и Никифор Григорас, книга 2, гл. 7. 15) Михаил, царь вышеименованный, другую дщерь свою Евфросинию выдал за хана Татарского. Пахимер, книга 5, гл. 3 и Никифор Григорас, книга 4, гл. 4. 16) Михаил Греченин, деспота Епиротский, выдал дщерь свою за Манфреда, короля Сицилийского исповедания Латинского. Пахимер, книга 1, гл. 32 и Никифор Григорас, книга 4, гл. 3. 17) Михаил вышепомянутый выдал дщерь свою натуральную за Ногая, князя Татарского. Никифор, книга 5, гл. 7. 18) Андроник Палеолог поял себе в жену королевну Гишпанскую. Никифор Григорас, книга 6, гл. 2. 19) Иоанн Кантакузин , царь Греческий, выдал племянницу свою за Гима, Арменина, еретика, который потом был королём Арменский. Никифор Григорас, книга 12, гл. 15. 20) Орхан Оттоманов, сын первого царя Турского, поял себе в жену Феодору, дщерь царя Греческого Иоанна Кантакузина . Пишет сам Кантакузин царь в своей истории, книга 3, гл. 95, и Никифор Григорас, книга 15, гл. 5, и Лаоник Халкондил, историк Греческий же, книга 1, гл. 12, и книга родословная в родословии солтанов Турских. 21) Вельможа Греческий Ватац именем выдал дщерь свою за Солимяна Турчина. Никифор Григорас, книга 14, гл. 11. 22) Амурат второй, царь Турский, поял себе в жену Елену, дщерь деспоты Сербского. В родословии солтанов Турских. 23) Елена царевна, дщерь Алексия Комнина, царя Трапезундского Греческого, была за Магометом вторым, царём Турским. Родословие солтанов Турских. От историй Славяно-Христианских 24) Великого князя Российского Ярослава дщерь Анна выдана была за Генрика первого, короля Французского, 1060 года, и родился от неё Филипп, наследник короны Французской, который и коронован на королевство ещё при животе отца своего. Пишут о сем древние истории, именованные в лексиконах исторических: Немецком, печатанном в Липске, 1679 года, и Французском, печатанном в Амстердаме, 1672 года, под именем Генрик первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гл. 9. Тело Христа имело все признаки истинной человеческой плоти, а плоть человека создана из земли, а не из небесного материала. Гл. 10. Учение Валентиниан, что тело Христово психической природы (душевное), ведет только к противоречиям. Гл. 11. Утверждение других, будто душа во Христе стала плотию, ведет также к противоречиям и непреодолимым трудностям и недостойно Бога. Христос приходил вовсе не для того, чтобы обнаружить душу, сделавши ее телом. Гл. 12. Душа человека по самой природе своей одарена самосознанием. Христос приходил для спасения человека. Гл. 13. Если, по учению ереси, душа Христова восприняла, свойство и сущность телесную, и тело восприняло сущность души, то они не являлись бы ни телом, ни душой, ни чем-нибудь третьим. Гл. 14. Христос ни воспринимал природы ангелов. Гл. 15. Человеческая природа Христа доказывается Его собственными словами и Св. Писанием так ясно, что ересь Валентиниан – нисколько по существу не отличается от неверия язычников вообще. Гл. 16. Хотя тело Христово и было человеческое, но оно не было обременено первородным грехом, и хотя произошло путем сверхъестественным, все-таки было истинным человеческим телом. Гл. 17. Христос должен был получить Свое тело от девственной матери, как это было предсказано у пророка Исаии. Гл. 18. Христос родился без участия человеческого отца. Опровержение учения Эвиона. Гл. 19. Совсем не следует из Иоанна, 1:13. «(не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога, родились)», что Христос имел пневматическое тело, как полагают это еретики. Гл. 20. Другие священные писатели говорят точно и ясно об истинном рождении Христа от Девы. Гл. 21. Мнение о том, что Христос прошел, так сказать, через Марию, ничего не получив от нее существенного, не согласуется как с природою вообще, так и со свидетельством Свящ. Писания. Гл. 22. Христос в Свящ. Писании называется сыном Давида, сыном Авраама, н – следовательно от плоти Давида и Авраама чрез Деву Марию. Гл. 23. Свидетельство Симеона Богоприимца исполняется на еретиках. Пророчество Исаии о рождении Христа от Девы и исполнение этого предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

460. Гал. 1. 8. 461. Гал. 1. 8–9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема). 462. Беседа 38, гл. I. 463. Лк. I. 15. 464. Ин. 15. 18–25. 465. Ин. 15. 18–25. 466. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 1. 467. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 468. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33. 469. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие. Ч. 1. 470. Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. Слово о трезвении святого Исихия, главы 28, 39, 62 и проч. — Преподобный Нил Сорский. Слово о блудном помысле. 471. Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2. 472. Псалтирь с восследованием. 473. Оптина Пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела. 474. Мф. 12. 31, 34, 36. 475. Мф. 12. 31, 34, 36. 476. 1 Кор. 9. 22. 477. 2 Кор. 11. 14. 478. Слово 7, глава 9. 479. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 480. Гл. 131. Добротолюбие Ч. 1. 481. Преподобный Макарий Великий Беседа 7, гл. 4. 482. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. 483. 1 Пет. 1. 17. 484. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие. Ч. 2. 485. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. 486. Святейшего Каллиста «О молитве вкратце». Добротолюбие. Ч. 4. 487. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы. гл. 15. Добротолюбие. Ч. 2. 488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Частнее в первой части (гл. I–XVI) содержатся: а) законы о жертвенных материалах и священнодействиях при приношении от верующих: в жертву всесожжения (гл. I), в жертву бескровную, или хлебные приношения (гл. II), в жертву спасения или мира (гл. III), в жертву о грехе, (гл.4 и 5:13) и в жертву повинности (гл.5:14–6:7) и законы о правах и обязанностях Аарона и сыновей его при жертвенных священнодействиях (6:8–7:38). б) Описание священнодействий и обрядов, совершенных Моисеем при посвящении Аарона и сыновей его (гл. VIII), первого богослужения Аарона и сыновей его и наказания Надава и Авиуда за нарушение богослужебного порядка (гл.9–10:1–7), а также законы, данные по этому случаю (ст. 8–20). в) Законы о чистом и нечистом и о разных обрядах очищения: во-первых, о чистых и нечистых животных для пищи, именно: из скота чисты только те которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку, из рыб чисты те у которых есть плавательные перья и чешуя, из птиц нечисты все хищные и питающиеся падалью и из насекомых чисты крылатые и вместе прыгающие, каковы все роды саранчи (гл. XI); во-вторых, о нечистоте матери-родильницы и об очищении ее (XII); в-третьих, о нечистоте от проказы на человеке, на одежде и на домах и об обрядах очищения после проказы (гл. XIII и XIV); в-четвертых, об осквернении от истечения семени у мужчин и чрез истечение крови у женщин и об очищении от осквернения этого (гл. XV), и, наконец, в-пятых, постановления об обрядах великого дня очищения (евр. кипурим-прощение), когда первосвященник должен входить однажды в год (в 10 день седьмого месяца) во святое-святых с кровью жертв для очищения всего общества Господня от всех грехов (гл. XVI). Вторая часть книги (гл. XVII–XXVII) содержит в себе следующие постановления о религиозно-нравственных обязанностях: а) об обязанностях всех сынов Израилевых, как мирян именно: закалать жертвы только при скинии во избежание идолопоклонства, с запрещением есть кровь и мертвечину (гл. XVII); не подражать Египтянам и Хананеянам в блудной жизни и предюбодеяниях, с запрещением браков в ближайшем родства: с матерью, с мачехою, с сестрою, со внукою, с теткою, с невесткою, с братниной женою, с дочерью жены своей от друг брака и с внучками ее и женитьбы на двух сестрах, и не подражать в других половых мерзостях язычников (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

1 бук. и гл. 8 бук. «δ»; 11) св. Василия Вел. 3 в гл. 7 бук. «μ» и гл. 15 бук. «π»; 7-е в гл. 5 и 14 бук. «α» и гл. 1 бук. «μ»; 8 в гл. 28 бук. «γ» и гл. 5 бук. «φ»; 9 в гл. 31 и 32 бук. «ε»; 12) Феофила Александр. 5 (6) в гл. 16 бук. «π» и гл. 25 бук. «χ». в) Между правилами встречаются и такие, которые изложены Отцами по частным случаям, касающимся изветных лиц. Излагая эти правила в своей Синтагме, Властарь обобщает их, как канонизованные Церковью и принятия в обязательное и всеобщее руководства, – каковы правила: II Всел. соб. 2 (гл. 9 бук. «α»); IV Всел. соб. 23 (гл. 9 бук. «α»); Карф. 14 (гл. 8 бук. «δ»); 87 (98) (гл. 8 бук. «δ»); св. Василия Великого 87 (гл. 1 бук. «ε») и мн. др. II. «После церковных правил я, говорит Властарь, счел полезным присоединить к Главам церковных правил сродные им краткие извлечения (βραχα τε κα συντετμημνα) из гражданского права». На сколько было возможности сверить текст законов, изложенных в Синтагме Властаря с соответствующими им – в других юридических сборниках, – приведенные слова Властаря могут быть вполне приложимы только к тексту большей части тех законов, которые первоисточником своим имеют «Книги законов» императора Юстиниана, изложенных в Василиках, – новеллы императора Льва Мудрого и законы других императоров, обозначенных именами их в самой Синтагме: в применении же к тексту законов, заимствованных из других сборников, – слова Властаря могут быть приняты только редким исключением. Многие из законов гражданских Синтагмы Властаревой заимствованных из «Прохирона» имп. Василия, Константина и Льва, «Дополненного Прохирона», «Епанагоги» императоров Василия, Льва и Александра, «Царских книг», или Василик и др., по тексту дословно согласны с соответствующими им постановлениями этих юридических сборников. Нет надобности исчислять здесь все таковые законы: все они указаны в подстрочных примечаниях к русскому переводу Синтагмы (пред указанием источников таких законов – прибавляется: «ad. verbum», или сокращенно: «ad verb.»), и частью в отделе посвященном определенно сборников, послуживших источниками гражданских законов для Синтагмы Властаревой, – а для примера сошлемся на некоторые: 1) заимствованные из «Прохирона» императоров Василия, Константина и Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Гл. 48. О фрязех и прочих латинех – такое же полемическое сочинение неизвестного автора. Гл. 49. Градский закон. Это – полный перевод известного нам Прохирона императора Василия Македонянина, современника патриарха Фотия. Гл. 50. Законы императоров Льва и Константина – вышеупомянутая Эклога, с некоторыми сокращениями. Гл. 51. О браках. Она состоит из двух частей: в первой говорится вообще об условиях и порядке совершения браков; вторая составляет руководство к определению степеней родства и свойства, препятствующих браку. Первая взята из латинского источника, вторая – из греческого. Подробное исследование об этой главе – в моей книге, над заглавием: «50-я глава Кормчей, как исторический и практический источник русского брачного права» (М. 1887). Гл. 52 О беззаконных браках – разные византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 53. Так называемый том соединения ( τμος νσεως), изданный в 920 г. константинопольским патриархом Николаем Мистиком о незаконности и недействительности 4-го брака. Гл. 54. Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, касающиеся большей частью церковного богослужения и монастырской дисциплины. Гл. 55. Канонические ответы Никиты, митрополита ираклийского, на вопросы Константина епископа памфилийского – памятник конца 11 в. Гл. 56. Правило Мефодия, патриарха константинопольского (9 в.), о способе принятия в церковь отпадших от православной веры в ересь или в какую-нибудь нехристианскую религию. Гл. 57. Отношения к церковному праву не имеет. Гл. 58. Извлечение из правил Никифора Исповедника, патриарха константинопольского, жившего в первой половине 9 в. Гл. 59. Отрывки из канонических ответов, надписанных именем Иоанна, епископа китрского – 13 в. Гл. 60. Архиерейское поучение новопоставленному священнику -единственная русская статья во всей печатной Кормчей. Гл. 61. Канонические ответы Тимофея, патриарха александрийского (5 в.), составляющее дополнение к его ответам, изданным в первой (канонической) части Кормчей (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

19. 1-20. 5). Послание начинается с рассказа о спасении, совершенном Иисусом Христом по отношению к человечеству, к-рое пребывало во тьме, не имея надежды (гл. 1). Далее автор переходит к теме Церкви, к-рая составлена из обратившихся язычников и пророчество о которой содержится в Ис 54. 1 (гл. 2). В ответ на милость, оказанную Христом язычникам, уверовавшие должны исповедовать Христа исполнением заповедей (гл. 3). Далее приводится их краткий перечень (гл. 4), после чего автор переходит к теме вечного блаженства и призывает не бояться страданий и смерти и отвергать земные блага (гл. 5). Он резко противопоставляет век нынешний и век грядущий (гл. 6) и призывает проводить жизнь в подвиге (гл. 7). Особое внимание должно быть уделено сохранению плоти в нравственной чистоте (гл. 8), поскольку каждому человеку предстоят воскресение и суд во плоти (гл. 9). Нужно избегать земных наслаждений (гл. 10), ожидая воздаяния в будущем (гл. 11). Хотя сроки наступления Царства Божия неизвестны, надо ожидать его постоянно (гл. 12) и каяться в прежних грехах (гл. 13). Далее подробно говорится о Церкви и о том, что плоть является вместообразом (νττυπος) Духа и может стать причастной нетлению (гл. 14). Главы 15-19 посвящены призывам к воздержанию и покаянию в перспективе Судного дня и обретения блаженства. Претерпевание страданий в наст. время приносит «бессмертный плод воскресения» (Ibid. 19. 3-4). В заключение автор призывает терпеливо переносить искушения и не ожидать скорой награды (гл. 20). VII. Богословие. Учение о Боге во 2-м Послании к Коринфянам может быть реконструировано лишь в самых общих чертах. Автор часто использует титул «Господь», но не всегда понятно, говорит ли он о Боге Отце или об Иисусе Христе. К Богу Отцу несомненно может быть отнесена заключительная доксология, в к-рой Он называется Единым, невидимым и Отцом истины ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 20. 5). Он Отец Иисуса Христа (Ibid. 3. 2; 9. 11; 12. 6), пославший Его в этот мир для спасения человека (Ibid. 20. 5). Бог также именуется Творцом человека (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

– Но чтобы видеть, что эта мысль действительно есть основная мысль и всей книги Исаии, необходимо сделать хотя общий обзор ее содержания, или лучше – бросить общий взгляд на содержание и смысл книги 22 . Пророк получает от Господа повеление возвестить современникам, что за нечестие их «вся земля совершенно запустеет» (6:9–13). Господь призовет «народы дальние» (5 гл. кон.), и они обратят Иерусалим в развалины (2–4 гл.). Действительно, начиная с царствования Ахаза, Иерусалим постоянно подвергался нападениям врагов. Сначала напали на Иерусалим сирияне и израильтяне (7–12 гл.), а вместе с тем он испытывал на себе вражду различных мелких народов, напр. Филистимлян, моавитян, Эдома и др. (14 кон., 15–17 гл., 21 гл., 25 кон. 34, 63 гл.). Затем страну едва не окончательно опустошил Сеннахирим (10 гл., 14 кон. с 24 стиха; 24–39 глл. и др.), а в будущем народу иудейскому предстоит испытать вражду со стороны вавилонян (13–14 гл., 21 гл., 42 кон. 45:16; 47:6; 52:4–5 и др.). Однако Господь, хотя и определил произвести совершенное истребление всех грешников на земле (6:10–13; 10:23; 28:22), Он оставил небольшой «остаток» (6:10–13; 1:9; 4:1–4; 10:20–23; 28:5...). Он сохранит непоколебимым царство Давидово (7:13–16; 9:1–7; 29:1 и дал. 37:35): «вот, Я полагаю, говорит Господь, в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (28:16). Но спасение Сиона будет состоять не в силе войска, на которую надеялись современники Озии (2–4 гл.), и не в силе ассириян, или Египтян, (или Тира), на которую полагались при Ахазе (10:20) и Езекии (18–20, 23 гл., 28–31 гл., 36 гл. и др.), так как всякая земная сила не есть истинная, а в правде (ср. особ. 6:13 кон.; 1:27; 28:17; 59:20–21; 60:21...) и в силе Божией, ибо только Господь есть Святой и истинно Всемогущий (ср. особ, отдел 40–48 гл., а также следующие главы 49, 50, 51...). Господь Сам без помощи земной силы низложит всех врагов Своего народа (см. пророчества о народах), и некогда восставит Сиону избавителя в лице Кира (41–48 гл.), которому покорит народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010