В то время, в которое жили Евер и Неврод, среди людей уже умножилось всякое зло, и всякий грех в них утвердился, став как бы естественным явлением. Посему-то люди легче склонились не к доброму совету Евера, а к злому совету Неврода, как к естественной себе некой вещи, «бывше, – по Апостолу, – естеством чада гнева». Давал им Евер добрый совет – угождать Богу, а не прогневлять Его, но сие богоугождение им казалось какою-то странною вещью, ибо они не имели навыка в добрых делах. Давал им Неврод противоположный совет, который не был угоден Богу, и они ухватились за него, как за привычное им дело, ибо они утвердились в богопрогневании, которое стало для них обычным. Так праведный Евер едва смог убедить свой род и отвести его от небогоугодного дела, а Неврод легко увлек за собою все прочие роды. Отсюда мы можем видеть, во-первых, то, что небогоугодный человек скорее послушает злого совета, чем доброго, и во-вторых, то что привыкший к некоторым смертным грехам не ужаснется совершить и многие другие смертные и богопрогневительные дела. Злой скорее послушает злого, нежели доброго, ибо зло в большем союзе находится со злом, а не с добром. Доброе нравом своим настолько же отстоит от злого, сколько отстоит восток от запада, а злое подобному себе злу столь дружественно, сколь сродны тьма с мраком и болото с калом. Посему злой скорее и послушает злого, чем доброго. Удивляется святой Иоанн Лествичник тому, что мы, грешные, имея всесильного Бога помощником и святых ангелов Его пособниками, не легко склоняемся на добрые дела, а на какое-либо злое дело нас может легко прельстить один лукавый бес. Почему так? Отказывается Лествичник исследовать причину этого. «Я, – говорит он, – о сем говорить не могу и не хочу» (Лествичник. Слово 26, гл. 133). Нам же кажется, что причина сего не иная какая-либо, как только вышеуказанная, а именно, что для человеческого естества, растленного прародительским грехом и лишившегося первого добра, зло стало как бы естественным, природным, ибо в нем человек и зачинается, и рождается: «В беззакониях, – говорится, – зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Пс. 50, 7 ). А в чем человек рождается, того с детства и желает, о том и помышляет, как свидетельствует и Писание, говоря: «Прилежит помышление человеку на злая от юности его» ( Быт. 8, 21 ). Поэтому-то мы и не склонны к добродетелям, не слушаем добрых увещаний, а на злое дело весьма скоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Удивляется святой Иоанн Лествичник тому, что мы, грешные, имея всесильного Бога помощником и святых ангелов Его пособниками, не легко склоняемся на добрые дела, а на какое-либо злое дело нас может легко прельстить один лукавый бес. Почему так? Отказывается Лествичник исследовать причину этого. «Я, — говорит он, — о сем говорить не могу и не хочу» (Лествичник. Слово 26, гл. 133).     Нам же кажется, что причина сего не иная какая-либо, как только вышеуказанная, а именно, что для человеческого естества, растленного прародительским грехом и лишившегося первого добра, зло стало как бы естественным, природным, ибо в нем человек и зачинается, и рождается: «В беззакониях, — говорится, — зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). А в чем человек рождается, того с детства и желает, о том и помышляет, как свидетельствует и Писание, говоря: «Прилежит помышление человеку на злая от юности его» (Быт. 8:21). Поэтому-то мы и не склонны к добродетелям, не слушаем добрых увещаний, а на злое дело весьма скоры.    Сколь много добрых советов и полезных увещаний, наставляющих нас на добродетель, мы имеем в книгах пророческих, апостольских и святоотеческих, сколь много их мы слышим от духовных учителей, и мало кто из нас бывает послушлив, мало кто исправляется, немногие спасаются! Для злых же дел не требуется многих учителей: если какой-либо один бес приступит и пошепчет, то тотчас ему грешник повинуется. Но и самое грехолюбное естество легко увлекает всякого к желанию своему, а дружба со злыми, какому злу она не научит человека? В большинстве случаев бывает, что один для другого служит бесом, поучая и прельщая друг друга на злое.    Кроме вышесказанного относительно повиновения людей совету Неврода, мы можем видеть также и то, что если кто войдет в греховный обычай, тот уже не боится Бога и не страшится совершать какие-либо богопротивные дела. Свыклись те люди со злыми делами, и не страшно им было сопротивляться Богу созиданием башни. Для нас же здесь пусть будет предостережение — не свыкаться с грехами, но скоро восставать от грехопадения. Если кто однажды в какой-нибудь смертный грех впадет и не скоро восстанет от него с покаянием, тот легко вторично и в третий раз впадет в тот же грех; ибо страшно согрешить только в первый раз, но согрешивший однажды не ужаснется согрешить и во второй, и в третий раз, а повторяя много раз один и тот же грех, он решится и на более тяжкие грехи. Причина же сего бесстрашия и дерзновения в повторяемых согрешениях та, что человек после своего первого падения не восстал тотчас же с покаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   «Мы очищаемся от скверн греха или произвольными трудами или невольными скорбями» (Преп. Никита Стифат. Естественные главы. Сот. 2. Гл. 9.//Добротолюбие. T. V).    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. СПб, 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 493—494.    Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные от Божест. Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса, 1905. Слово 39. С. 64.    Иеросхм. Макарий. Письма к монахам. С. 239.    Игумен Антоний. Письма. С. 7.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 133 и 518.    Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 384—385.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165.    Он же. Отв. 132.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 134; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. II. СПб., 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 489.    См. у аввы Фалласия (Сот. 2. § 75); у преп. Никиты Стифата (Естеств. главы. Сот. 2. Гл. 9//Добротолюбие. T. V); у преп. Нила Синайского (Творения. Ч. III, кн. 31. С. 381).    О скорбях иноков в монастырях см. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 142—144; преп. Иоанн Лествичник. Слово 2, § 8.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение к прост. народу о спасении. С. 327—328.    См. Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 42; также у преп. Варсонофия Великого и у преп. Марка Подвижника.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. М., 1875. О истинном христианстве. § 427. С. 497.    Мир ­ вселенная, в том числе земля с живущими на ней.    Еп. Сильвестр. Опыт правосл. догматич. Богословия. Изд. 2-е. Киев, 1889. T. III. С. 340 и далее.    Афиногор. О воскресении мертвых, § 18//Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867. С. 151.    Блж. Августин. На Евангелие от Иоанна, беседа II, § 10.    Св. Ириней Лионский. Против ересей. Отд. II. Гл. 26, § 3.    Свт. Василий Великий. Письма 97, 101; свт. Григорий Богослов. Слово 14, § 33.    «Зло в мире не от Бога, но Богом попущено; потому что цель, для которой создан мир, может быть достигнута и со злом, как и без зла» (Еп. Феофан. Собр. писем. Вып. VI. С. 167).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

409 Под этим словом не надо понимать обязательно большой обители. Монастырем в то время называлась также и простая келья с двориком, обнесенная забором. 411 Древний Патерик. С. 396–397. Гл.20, 12. Это был преп. Тимофей-пустынник. Рассказ его в более подробной редакции см. в житии преп. Онуфрия Великого: Четьи-Минеи, 12 июня. 415 Подобный же случай с некоторыми видоизменениями (из которых мы узнаем, что видевшие ангелов-хранителей сами были великие святые; да иначе, конечно, и быть не может) передается в сборнике: Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 153–154. Об авве Иоанне Колове, 31. Последний был учеником того же Паисия Великого. 417 Св. Григорий Нисский в трактате «О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве добродетели» говорит, что это учение об ангелах-хранителях и особых бесах, находящихся всегда при человеке, «заимствует достоверность из отеческого предания», и далее излагает подробно, как обстоит дело и когда оно началось (с грехопадения) (Творения. Ч. 1. М» 1861. С. 272–273). Об этом же см: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 383. Толкование на Послание к Колоссяиам. Беседа III, 4; преп. Иоанн Лествичник . Слово 26, 133. 418 Ангел покаяния, которому был поручен Ерм и который сообщал ему откровения Божии. Сам назвал однажды себя Пастырем. К тому же он и являлся в виде пастыря. Отсюда и сама эта таинственная книга видений и откровений (а написана она в начале II века) носит название «Пастырь». См.: Кн. II, предисловие. 426 Иерейский Молитвослов. Служба ангелам (канон, песнь 9, тропарь 3) и канон молебный Ангелу-Хранителю (песнь 8, тропарь 3). 428 Творения. Ч. 3. М., 1889. С. 169. Слово 36; также С. 198–199. Слово 38 на Богоявление или Рождество Христово. 429 Творения. Ч. 4. М., 1889. С. 195. Слово 6. Об умных сущностях. Ср. еще: С. 257. Плач о страданиях души своей. 431 Что именно эти две страсти лежали в основе падения Люцифера. См. также мнение преп. аввы Серена, египетского подвижника: там же. Собеседование VIII, 10. 432 Цит. по: Голубинский Ф., прот., Левитский Д. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах. СПб., 1894. С. 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 399—400.    Там же. T. IX. С. 592.    «Все, что ни встречается тебе прискорбного и горестного, — пишет преп. Нил Синайский, — принимай без всякого ропота, поклоняясь Всесовершенному, потому что без Владычнего суда не постигает нас никакая болезнь и ничего обыкновенно нас изнуряющее и опечаливающее» (Творения. Ч. III, кн. 3, п. 115. С. 274—275).    Свт. Иоанн Златоуст. С. 592; иеросхм. Макарий Опт. Письма к мир., п. 114 и 115. С. 228—229.    Четьи-Минеи, 2 марта.    Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования. Кн. V, гл. 10. С. 275—276.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 442. С. 723.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма//Душеполезн. чтен. 1903. T. III. С. 114. Афонский подвижник о. Силуан так говорил одному схимнику: «Благодари Бога за болезнь, а то плохо будешь умирать». Иером. Софроний. Указ. соч. С. 191.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 238.    Иеросхм. Макарий Опт. Там же, п. 112. С. 227; п. 114. С. 228; п. 184. С. 354.    Иеросхм. Макарий Опт. Там же, п. 109. С. 223; п. 115, С. 229; п. 110. С. 225—226.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 169; ср. с отв. 168, 507, 515.    Преп. Иоанн Пророк. Отв. 170; сравн. отв. 214.    Иеросхм. Амвросий Опт. Письма. Вып. II, п. 421. С. 134.    Там же, п. 327. С. 70.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 217. С. 401—402.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Письма.//Христ. чтение. 1895, T. V-VI. С. 560; еп. Феофан. Письма//Тамбов. Епарх. Ведом. 1894, 38. С. 726.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Там же С. 401—402; еп. Феофан. Письма//Тамбовск. Епарх. Ведом. 1896, 35. С. 84—85.    Игумен Антоний. Письма, п. 117. С. 136; п. 1. С. 1.    Иером. Софроний. Старец Силуан. С. 133.    Игумен Антоний, п. 102. С. 117.    Цветник духовный. Ч. I. С. 155.    Жизнеописание настоятеля Малоярославского мон-ря игум. Антония. С. 32—33. «В болезни, скорби, читай псалом 101-й», — советует игум. Антоний. В тяжелой болезни он же советует читать молитву св. Евстратия «Величая величаю Тя», помещенную в субботней полунощнице (Письма, п. 39. С. 48; п. 126. С. 150).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Приношения за умерших были у древних в обычае. Соб: 2, гл. 5. См. смерть. Причащение. Египетские монахи каждое воскресенье приобщались Св. Тайн. Простительные грехи не препятствуют приступать к св. причастию. Соб. 23, гл. 21. Непроизвольное истечение во сне тоже не препятствует св. причастию. Соб. 22, гл. 4—6. Бесноватым тоже не отказывали в св. причастии. Соб. 7, гл. 30. Проклятия пророческие как нужно понимать. Соб. 7, гл, 21. Промышление Божие о всех вещах. Соб. 23, гл. 20. Пророк прельстившийся подвергся смерти за ослушание. Соб. 7, гл. 15. Псалмы. Чин и образ пения псалмов. Кн. 2, гл. 7; Соб. 10, гл. 14; Соб. 17, гл. 3; Соб. 18, гл. 2. Число псалмов указано ангелом. Кн. 2, гл. 5, б. Как можно достигнуть понимания псалмов. Соб. 11, гл. 8. Пустынножительства польза. Соб. 19, гл. 5. Цель пустынножительства и уединения. Соб. 19, гл. 7, 8. Кто должен удаляться в пустыню. Соб. 19, гл. 11. 790//  Пьянство не от одного вина бывает. Кн. 5, гл. 6. Двоякого пьянства надо избегать. Соб. 9, гл. 5. В Пятидесятницу (пасхальное время) не постятся и не преклоняют колен на молитве. Соб. 21, гл. 11, 19, 20; Кн. 2, гл. 18. Р На расположение делающего надо смотреть, а не на совершение дела. Соб. 6, гл. 8, 9. Расположение неумеренное даже и к малым вещам противно ревности к нравственному совершенству. Соб. 1, гл. 6, 9. Распятым быть духовно — что значит. Кн. 4, гл. 34. Рассказ о доходе брадобрея приспособлен к открытию козней бесовских. Соб. 24, гл. 13. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником. Соб. 2, гл. 2. Она даруется от одного Бога. Соб. 2, гл. 1. Польза и необходимость ее показывается. Соб. 1, гл. 22, 23 и Соб. 2. Она должна предпочитаться всем добродетелям. Соб. 2, гл. 2. Апостол поставляет ее в числе высших даров Св. Духа. Соб. 2, гл. 4. По недостатку рассудительности прельстились и пали Саул, Ахав и многие отшельники. Соб. 2, гл. 3, 5—8. Рассудительность чем приобретается и сохраняется. Соб. 2, гл. 9, 10. Речь говорящего Бог приспосабливает к приемлемости и заслугам слушателей. Соб. 1, гл. 23.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Гл.3: Явление Моисею Господа в терновом кусте, объятом пламенем, и Его повеление сказать Израильтянам, что Он выведет их от египетского угнетения в землю благодатную. Гл.4: Дар чудотворения, данный Моисею; Моисей отказывается: «пошли другого», – но Господь понуждает его; встреча с Аароном. Гл.5: Повеление Божие фараону, царю Египетскому, переданное Моисеем и Аароном. Фараон усиливает лишь угнетение Израильтян; жалоба Моисея к Господу. Гл.6: Новое откровение Господа Моисею. Перечисляются начальники поколений Израильских. Гл.7: Моисей и Аарон пред фараоном; чудесные знамения жезлом. Первая казнь: превращение воды в реке в кровь. Гл.8: Вторая казнь: жабы. Третья: мошки; четвертая: песьи мухи. Гл.9: Пятая казнь: мор скота. Шестая: воспаление с нарывами на людях. Седьмая: град смертоносный. Гл.10: Восьмая казнь: саранча. Девятая: трехдневная густая тьма. Гл.11: Выпрашивание у египтян серебряных и золотых вещей. Угроза последнею казнию. Заключение. Гл.12: Установление праздника Пасхи. Поражение всех первенцев египетских; исход Израильтян из Египта. Устав пасхи. Гл.13: Освящение первенца. Наставление Моисея народу. Путь израильтян пустынею. Гл.14: Фараон преследует Израильтян; народ израильский спасен чудесным образом. Гл.15: Победная песнь Моисея и Мариам. В Мерре горькая вода сделана сладкою. Гл.16: Продолжение пути из Елима пустынею Син; перепела и манна. Гл.17: Рефидим: вода из скалы в Хориве. Победа над Амаликитянами по молитве Моисея. Гл.18: К Моисею приходит Иофор, тесть его, с женою и сыновьями его; совет Иофора Моисею избрать судей народных себе в помощь. Гл.19: Завет Господа Израильтянам чрез Моисея. Приготовление к принятию от Господа у горы Синая заповедей Его. Гл.20: Десять заповедей. Страх Божий. Запрещение идолопоклонства и постановление о жертвеннике Богу. Гл.21: Законы о рабах и рабынях еврейских, о человекоубийцах, о наказании за непочтительность к отцу и к матери и за причинение вреда ближнему. Гл.22: О наказании за воровство, за обольщение девицы, за ворожбу, за скотоложничество, и о милосердии к пришлецу, ко вдове и сироте, к должнику, о незлословии и о посвящении Богу первенца из сынов. Гл.23: О правде и беспристрастии во всем. О праздниках. Наставление на предстоящий путь в землю Ханаанскую. Гл.24: Торжественное заключение завета с Господом; семидесяти старейшим израильским дано лицезреть место стояния Бога; сорокадневное пребывание Моисея на горе Синае для получения каменных скрижалей с заповедями. Гл.25: Об устроении святилища (ковчега). Гл.26: Об устроении скинии. Гл.27: Об устроении жертвенника и двора скинии. Гл.28: Избрание священников из среды народа, их облачения. Гл.29: Посвящение священников и освящение жертвенника. Гл.30: Об устроении жертвенника курильного; подать на святыню; умывальник, миро для священного помазания, курильный состав. Гл.31: Назначение Веселеила для устройства скинии и ковчега; о соблюдении субботы 125 . Передача Богом Моисею двух скрижалей откровения, начертанного перстом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: «Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдume и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли (Пс. 45:9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу».    Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14.    Там же. Кн. 1, гл. 17.    Там же. Кн. 1, гл. 16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13.    Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17.    Там же, гл. 12.    Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18.    Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.).    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Там же. Кн. 8, гл. 6.    Там же. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15.    Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49.    Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II).    Лактанций. Указ. соч., гл. 24.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27.    Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32.    Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Точка логического воззрения на мышление. Отношение логики к наукам вообще и к психологии в частности. Практическое применение её к жизни. Деление логики на теоретическую и практическую части. I. Теоретическая часть: а) о начале мышления, б) о законах и в) о формах мышления. II. Практическая часть: а) о познании опытном и б) о познании умозрительном. Что касается пособий при изложении логики, то о них замечено, «что по неудовлетворительности и большей частью ложному направлению известных (собственно германских) сочинений по сему предмету, можно пользоваться весьма немногими из них и то по частям, в чём какое оказывается более основательным». Программа опытной психологии: Введение. Понятие опытной психологии. Понятие о душе. План опытной психологии. Часть первая. Жизнь животная. Отделение первое. Сила познавательная в животной жизни. Гл. I. Внешнее непосредственное воззрение или внешние чувства. Гл. II. Образование представления. Гл. III. Память. Гл. IV. Воспроизведение. Гл. V. Воспоминание. Гл. VI. Начатки самодеятельности. Отделение второе. Желательная сила в животной жизни. Гл. VII. Инстинкт. Гл. III. Желание. Отделение третье. Сила чувствований в животной жизни. Гл. IX. Общее понятие о сердечных чувствах. Гл. X. Чувствования телесные и инстинктивные. Часть вторая. Жизнь разумная. Отделение первое. Сила познавательная в разумной жизни. Гл. I. Сознание. Гл. II. Разум в сфере образности или фантазии. Гл. III. Разум в сфере отвлечённости. Гл. IV. Рефлексия сознания. Гл. V. Совершенства разума или таланты. Отделение второе. Гл. I. Чувственность и эгоизм. Гл. II. Усиленные обнаружения эгоизма – настроенности, наклонности, страсти. Гл. III. Страсти к грубым телесным удовольствиям. Гл. IV. Любостяжание. Гл. V. Страсти душевные. Гл. VI. Желательная сила под преобладающим влиянием фантазии. Гл. VII. Расчётливая деятельность желательной силы в пределах разумной жизни. Отделение третье. Сила чувствований в разумной жизни. Гл. I. Коренные чувства природы разумной. Гл. II. Сердечные волнения, или потрясения (affectus).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

8. Цит. по И. Клочков. Старовавилонская поэма из цикла сочинений о невинном страдальце. — ВДИ, 1978, с. 21. В этой работе рассмотрены сходство и различие между Кн. Иова и аналогичными произведениями древней литературы. См. также, свящ. А. Петровский. Книга Иова и вавилонская песнь страждущего праведника. ПР, 1916. «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии. Пер. с аккадского. М., 1918, с. 216—220. 9. Элифаз родом из Темана — области в Идумее (Быт 36, 34; Иер 49, 20; Иез 25, 13; Ам 1, 12), Шуах — из Наама, как полагают, города на востоке Палестины. Идумейские мудрецы издревле славились на Востоке (Авдий 1, 8; Иер 49, 7). Эдом граничил с аравийской степью, поэтому мудрость его можно назвать еврейско-арабской (не с этим ли связаны арабизмы в Кн. Иова?). 10. Известное сходство с диалогической частью «Иова» имеет вавилонская поэма (ок. XI b. до н. э.), в которой изображена беседа Страдальца с его Другом (см.: Я скажу тебе сокровенное слово, с. 235-241). Но там вопрос, поставленный автором «Иова», не имеет всей глубины библейской книги. Композиция диалогического раздела книги достаточно стройна. 1-й цикл речей: а) вступительная речь Иова гл. 3, б) речь Элифаза — гл. 4—5, в) ответ Иова — гл. 6—7; г) речь Билдада — гл. 8; д) ответ Иова — гл. 9—10; е) речь Софара — гл. 11; ж) ответ Иова — гл. 12-14. 2-й цикл речей: а) речь Элифаза — гл. 15, б) ответ Иова — гл. 16—17; в) речь Билдада гл. 18; г) ответ Иова — гл. 19; д) речь Софара — гл. 20; е) ответ Иова — гл. 21. 3-й цикл речей несет на себе следы редакции. Вставками в цикл являются: гимн в честь Премудрости (гл. 28), обычно приписываемый автору книги, и речи Элиу (гл. 32 — 37), которые библеисты относят к позднейшему редактору. Есть мнение, что и в речах Ягве есть вставки. Как полагают исследователи книги, первоначальный порядок 3-го цикла мог быть примерно таким: а) речь Элифаза гл. 22, б) ответ Иова — гл.23—24, 1—17; в) речь Билдада — гл. 25; г) ответ Иова — гл. 26, 1—4; 27, 1—12; д) речь Софара — гл. 27, 13-23, 24, 18, 24, е) ответ Иова гл. 29—31 IV часть, речи Ягве — гл 38—42.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010