Случаев прелести вообще можно встретить в жизнеописании подвижников много, например в прологе на 9 января и др. Оградить от козней диавола и прелести, направить правильный полет ввысь может только духовный руководитель. Посему-то всеми отцами решительно и заповедуется не приступать к созерцательной жизни без знающих, прошедших этот путь руководителей. «Если видишь юного, по своей воле восходящего на небо, то удержи его ибо польза ему будет от сего (от удержания)» (Святой Ефрем Сирин , сл. 35; Иоанн Колов — Варсануфий Великий, отв. 701). «Итак, мы хотим выйти из Египта и бежать от Фараона, то и мы имеем необходимость, нужду в некоем ходатае Моисее, который, стоя посреди деяния и видения, воздевал бы за нас руки к Богу» (Лествица, ст. 1, гл. 7). Стоя за духовное руководство другого, святые отцы рисуют всю пагубность одиночного самочинного жительства. Так, приведя место из притчей Соломона: «имже несть управления, падают, якоже листвия, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ). Авва Дорофей спрашивает: чему в данном месте учит Святое Писание? Оно увещевает нас, говорит он, не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Бозе. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете. Ибо мы, когда держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибнем… Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того падает человек или от того, а я, как уже сказал, не знаю другого падения человека, кроме сего, когда человек последует самому себе. Нет ничего опаснее, нет иного губительнее сего (Авва Дорофей. поуч. 5 стр. 80, 81, 85) 2 . «И кто исчислит все падения, которые случаются с теми, кои не хотят прибегнуть к руководительству мужей, угождающих Богу?» (Святой Григорий Нисский, т.

http://azbyka.ru/starchestvo

Вообще, невозмутимо стоящий выше житейских дрязг и треволнений старец должен снисходить к немощам послушника, бережливо охранять», как нежный цветочек от сильного и раннего мороза, его неокрепнувшую веру и любовь от соблазнов. «Если иные юны, — говорил преподобный Иоанн Лествичник, — или немощны, то необходимо нам поднять и нести их на своих раменах, пока не пройдут эту дверь подлинно узкого входа…» (Сл. к паст., гл. 14). «Вопросил некто авву Пимена: «Если я увижу прегрешение брата моего, то подобает ли мне покрыть его?». Преподобный отвечал: «Если покроем прегрешения брата, и Бог покроет наши прегрешения» (Житие 27 августа). Преподобный же Пимен на вопрос старцев; если мы увидим братии, дремлющих во время службы, позволишь ли толкать их, чтобы они проснулись и бдели, отвечал: «Если я увижу брата дремлющего, то положу голову его на колена мои и упокою его» (Достопамятные сказания, стр. 248). Но снисхождение старца, конечно, должно быть не в ущерб справедливости. И старцу нет нужды прибегать ко лжи и притворству: его искренность и правдивость — всепобеждающая сила. Они обнаруживаются в речах и в обращении: он говорит просто и искренно, не нуждается, как выразился старец Леонид Оптинский, в ученого штиля политике и непритворство, нековарство, откровенность души — вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете, яко дети, не внидите в царство Божие. За что он, старец, купил, за то и продает» (Жизнеописание старца Леонида, стр. 69). Пастырская отеческая любовь старца, по которой он берет на себя обязанность окормления других, и его духовная опытность указывают ему и самый путь окормления. «Любовь, — по словам святого Тихона, — сыскивает слова, коими можно созидать ближнего, она представляет и способ, и ум и язык направляет» (Творения, т. 2, стр. 319). Ясное дело, что старец, как и всякий воспитатель, сообразуется с нравственною природой и развитием послушника. Он прежде всего терпеливо, ласково и внимательно выслушивает всякого обращающегося к нему за советом, определяет недуг и соответственно этому дает потребное каждому. «У него, старца, есть время и смиренномудрию, и власти, и обличению, и утешению, и дерзновению, и снисхождению, и строгости и вообще всякому делу» (Творения Василия Великого, т. 5, стр. 268) Одному нужно лишь только, чтобы его внимательно выслушали, за неимением сочувствующего слушателя он не знает, кому высказать накипевшее на душе: другому нужен совет, как поступать в известном случае, третьему нужно сострадание и врачевство духовное и т.п., старец всем дает потребное: первого внимательно выслушивает, второму дает совет, третьему приписывает врачевство, колеблющегося поддерживает и ободряет, слабохарактерного укрепляет и отчаявшегося утешает, согрешившего приводит к покаянию и исправлению и т.д.

http://azbyka.ru/starchestvo

Сила послушания да сохранит тя во всех путех твоих; и страх Божий да сопутствует тебе и споборствует на невидимые ратники. Страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). Тецы с благим произволением и смиренным мудрованием; сила Вышнего поможет тебе беспреткновенно исполнить долг твой. Уклонения же мысленные или чувственные случаются с нами за возношение наше и за осуждение ближних. Где бы то ни было, нигде нельзя оных избежать; а оные бывают многообразны и многоразличны, по мере каждого возможности и устроения. Св. Иоанн Лествичник пишет: «идеже последовало падение, тамо предварила гордость». Сей-то корень старайся ежедневно исторгать из земли сердца твоего, то ветви сами отпадут. Не упускай свободного времени, поучайся в слове Божием и в отеческих писаниях, да удобнее наставишься в страхе Божием. Да поможет Господь тебе во всех делах твоих, и сохранит тя от всякого зла противна. Усердно желаю и молю о сем Его благость, и остаюсь богомолец твой, многогрешный И. М. 14 ноября 1850 года. 179 Пишешь, что был в скорби и потом получил облегчение. Вся жизнь наша в том состоит, что вечер водворится плач и заутра радость ( Пс.29:6 ). Скорби нигде с нами не разлучны, и оные, по всепремудрым судьбам Божиим, посылаются нам к нашему спасению. Ежели бы все была одна отрада душевная, то мы и забыли бы себя, пришли бы в гордость, и, вместо спасения тщету приобрели себе, а находясь в скорби, невольно смиряемся и к Богу прибегаем, прося Его помощи и заступления. Куда бы ни сокрылись, но нигде скорбей не избежим; ежели видимых избавляемся, то внутренний крест посещает нас. Св. Исаак Сирин пишет: «егда обрящеши на пути твоем мир неизменен; тогда убойся, занеже не ходиши по стези, коею ходили отцы наши страдательными ногами» (Сл. 78, стр. 430). Итак, предайся в волю Божию; в скорбех не унывай и проси помощи Его в деле твоего спасения. Он хощет тебе спастися. Прошу не оставить в молитвах меня, многогрешного И. М. 18 декабря 1850 года. 180 Все это время я был нездоров, да и теперь не похвалюсь здоровьем: день похожу, и опять свалит; но за все благодарение Господу! Хотя вкратце пишу тебе, не хотя пропустить почты, на твое письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Итак, для настоящего послушания нужен Духоносец, иначе …когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов 5 . Или того хуже: Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! – Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, есть сеть! “Не будите раби человеком”. ( 1Кор.7:23 ), – завещавает Апостол 6 . Есть о чем задуматься и “послушникам” и “старцам”. Современное положение Пимен Великий … живший в 5ом веке говаривал: “О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два”. Святой Иоанн Лествичник аскетический писатель 6го века свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати… причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом; утратившим простоту и заразившимся лукавством (Сл. 26, гл. 52). Святой Григорий Синаит , писатель 14-го века решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (Добр. Гл. 118, ч. 1). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас! Эти строки 7 написаны Святителем о наставниках умной молитвы; можно ли их отнести к наставникам не менее важного дела – всего духовного пути человека? Можно: Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя Боговдохновенного… Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное и святое Писание и Отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности, и уже решительно завещевают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий 8 .

http://azbyka.ru/mladostarchestvo

Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 13.//Творения. М., 1996. - С. 575. О том, что любовное целование может соединять телесно, пишет св. Иоанн Златоуст в Толк. на 1-е посл. к Кор. 16;20. Само понятие целования очень тесно примыкает к понятию целого. Св. Климент Римский. 2Кор. Гл. 12.//Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. - С. 92. Авва Фаласий. Добротолюбие. Т. 3. О любви. 1-я сотница. Сл. 1. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 291. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I. 3. § 20. М.: Канон. 1996. - С. 80-81. Св. Диадох Фотикийский. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 57. С. 37. Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению.1994. С. 271. Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 1994. С. 196. Св. Григорий Чудотворец называет ее слабой умом (Творения. Т. 2. На благовещение. М., 1996. - С. 132). Блаж. Августин. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 11. М., 1994. - С. 31. Там же. С. 32. Блаж. Феофилакт. Толк. на посл. Ап. Павла. Скит. 1993. - С. 496. Рупышев Понтий, прот. Не оставлю вас сиротами. М., 1999. - С. 168. Кровью Свящ. Писание называет душу животного организма (Лев. 17;14). В крови находится жизнь (Быт. 9;5) и именно кровь представляет собой условие всех жизненных проявлений души, но души животной, чувствующей. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 5. Приношение современному монашеству. Гл. 42. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.  1991. -С. 318. Св. Феофан Затворник. Толк. посланий ап. Павла. 1-е послание к Тимоф. 2;2. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 1995. - С. 264. Отношение христианства к физической красоте самой по себе безусловно положительно. Женская красота ниспосылается самим Богом. Книга Песнь Песней воспевает с восторженностью все физические прелести женской природы. И если аскетические творения указывают на великую опасность, возникающую от женской красоты, то это равносильно тому, как если бы указывали на опасность солнечного луча для больных глазами или пагубность родниковой воды для страдающего горячкой. Здравые чувства не могут не восхищаться женской красотой. Безразличие в таком случае неуместно, а ненависть - противоестественна. И то, и другое - следствие душевной или телесной страстности. Безразличие или даже отвращение мужчины к женщине и наоборот, часто является следствием искаженной половой ориентации (см.: Розанов В.В. Люди лунного света. М., 1990. - С. 211-214). Имеющий здравые, чистые чувства при встрече с женской красотой обращает свой ум к Виновнику этой чудной красоты и весьма прославляет Его премудрость, благость и красоту (Лествица. 15;59).

http://bogoslov.ru/article/506019

ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Святоотеческие толкования 1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского . 2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807. 3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование? 4) Св. Иоанн Златоуст . Смерть души. «Духовная беседа». 5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833. 6) Преп. Исидор Пелусиот . на тот же стих. «Творения свв. отцов». 7) Св. Григорий Богослов . Гнев позволителен нам на одного диавола. 8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов». 9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36. 10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя. 11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11. 12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению. 13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве. 14) Св. Григорий Богослов . И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду. 15) Св. Василий Великий . Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику. 16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39. 17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29 . 18) Преп. Максим Исповедник . Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821. 19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам. 20) Св. Иоанн Лествичник . О кротости. Лествица, сл. 24. Новейшие толкования в духовных журналах 21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837. 22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825. 23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853. 24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855. 25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Смотри же, отнюдь не обращай ока ума своего на эту плотскую нечистоту, так как и одно представление о ней не безопасно; и не останавливайся на беседу с сими искушениями, или о сем искушении, чтоб определить, произошло ли у тебя согласие на него, или нет. Такое исследование, хотя на вид кажется хорошим, на деле же поистине есть кознь диавола, покушающегося сим способом или отяготить тебя, или ввергнуть в малодушие и отчаяние, или удержать тебя сколь можно долее в сих помыслах и чрез них ввести в грех делом или по роду их, или в другой какой. Вместо всяких таких исследований о помыслах сих, смущающих тебя, поди, исповедуй все подробно духовному отцу своему, и пребудь потом покоен в помышлении своем и в сердце своем, не мутя себя никакими вопросами, упокоеваясь на решении отца своего. Только все ему открой, что смущало и смущает ум твой и твое чувство в сем искушении, ничего не утаивая и не позволяя стыду связать язык твой, а паче смиряясь самоуниженно. Ибо если во всякой борьбе с врагами имеем мы нужду в глубоком смирении, чтоб победить их; сколь много паче потребно оно нам во время плотской брани? так как и самое искушение сие большею частью бывает или порождением гордыни, или вразумлением и наказанием за нее. Почему и говорит святой Иоанн Лествичник, что кто впал в блуд или другой какой плотский грех, тот прежде того впал в гордость; и что впасть ему в грех попущено для того, чтоб он смирился: «где совершилось падение, там прежде водворялась гордость; ибо гордость есть предвозвестница падения.» И еще: «наказание гордому есть падение» (Сл.23:4.10). Когда наконец утишатся срамные помыслы и искушение пройдет, вот что должно тебе делать: как бы ни казалось тебе, что ты свободен уже от плотской брани, и как бы уверенным в том ни имел ты себя, всячески однакож пекись далеко держать ум свой и внимание свое от тех вещей и лиц, которыя были причиной возстания на тебя такого искушения; и отнюдь не поблажай позыву повидаться с ними, под тем предлогом, что оне родственницы, или что благочестивы и благодетели твои; вразумляй себя напоминанием, что и это есть греховное обльщение растленнаго естества нашего и сеть вселукаваго врага нашего диавола, который тут преобразуется в ангела света, чтоб ввергнуть во тьму, как говорит святой Павел. ( 2Кор.11:14 ). Святитель Игнатий Брянчанинов О хранении от знакомства с женским полом

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Но наше слово здесь не о тех великих дарованиях Господних, которые получаются чрез молитву и в молитве, а только о пути к ним, о самой молитве, требующей большого и всегдашнего понуждения себя. Молитву Господь назвал первым и сильнейшим оружием против невидимого врага, сказав: сей род не исходит токмо молитвою и постом ( Мф. 17:21 ). И по воскресении Своем, беседуя с учениками Своими о верующих, сказал: именем Моим бесы ижденут ( Мк. 16:17 ). «Именем Иисусовым, пишет св. Иоанн Лествичник , бей супостатов, ибо нет сильнейшего орудия ни на небе, ни на земле (Слово 22-е § 7)». Несть бо иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ). В молитве Иисусовой заключается: и исповедание веры в Богочеловека, Иисуса Христа, и сознание своей греховности, и чувство покаяния – содержится и смиренное прошение о помиловании. Подобно молитве мытаря, упоминаемой в Евангелии, и эта молитва, заключающая в себе спасительное имя Господа Иисуса Христа, если произносится с верою и смирением, сильна низвести на нас милосердие Божие и оправдание, данное некогда мытарю ( Лк. 18:14 ). Но молитва Иисусова есть обоюду острый меч. Много написано о ней святыми Отцами подвижниками 109 и желающий найдет в их писаниях все необходимое и полезное для себя. Однако и то не самовольно, но лишь при указании и руководстве опытных в духовной жизни мужей. Мы же остановимся здесь только на молитве Иисусовой, приличной иноку, проходящему еще деятельную, а не созерцательную жизнь, ибо такая жизнь есть начало и ведет к созерцательной, по словам церковной песни о подвижниках веры: «деяние обрел еси в видения восход». Всякий христианин, подвизающийся о своем спасении, тем более инок, монах и послушник обязан «внимать себе» ( Втор. 15:9 . Ср. Лк. 21:34 ) и бодрствуя над собою, употреблять молитву Иисусову, по сл. св. Иоанна Лествичника и других св. Отцов, как оружие против нападения невидимых врагов, чрез страстные помыслы и как средство для очищения своего сердца от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Молитва умно-сердечная — самая лучшая проверка себя, особенно на молитвенных правилах по ночам. Молитва, как читаем в Псалтири, есть “время благоволения” Божия к молящемуся (Пс. 68,14). Когда человек молится усердно, без сожаления, и чисто, без помыслов, тогда от Бога подается ему бодрость и сила, просвещение и вразумление. Как св. Иоанн Лествичник говорит: “Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех безплотных, будущее веселие, безконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовнаго возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевнаго устроения, предвозвестница будущаго воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшнаго суда. Возстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: " Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и обрящете покой душам вашим " и исцеление язвам вашим. " Иго бо Мое благо " и исцеляет великия согрешения (Мате. 11, 28)”. (Св. Иоанн, “Лествица”, сл. 28). Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве Мы знали отца Никодима в последние годы его жизни. Хотя он был очень прост и часто подчеркивал недостаток своего светского образования, в словах его всегда чувствовались собственный молитвенный опыт и богатейшая начитанность святоотеческой письменностью. Он вел огромную переписку с православными людьми, рассеянными по всему земному шару. Его подкреплением в этом подвиге была строгая отшельническая жизнь, регулярная молитва и пост. С 77 лет до конца своей жизни старец Великим постом по 40 дней не принимал никакой пищи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=109...

   Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 135—136. (Беседа 15, § 48).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 95 (святитель Иоанн Златоуст).    «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник).    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6.    Там же. С. 139, § 10.    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2).    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57.    Там же. С. 142.    Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376.    Там же. С. 60.    Там же. С. 342.    Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62.    Там же. С. 234—235.    Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42.    Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348.    Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369.    Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8.    Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243.    Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132.    Там же. Слово 80. С. 13.    Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176.    Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010