123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

238 Слово 11. 239 Слово 11. 240 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе – наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 241 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 242 Слово 28, гл. 17. 243 Там же, гл. 19. 244 Слово 4, гл. 93. 245 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие, ч. 1. 246 Слово 28, гл. 51. 247 Гл. 14. 248 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 249 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 250 Ответ 115-й. 251 То есть, по действию Божественной благодати. 252 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 253 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 254 Наставление 32. 255 Наставление 29. 256 Наставление 4. 257 Наставление 11. 258 Наставление 11. 259 Наставление 6. 260 Слово 28, гл. 56. 261 Слово 28, гл. 56. 262 Доброт., ч. 4. 263 Ответ 177. 264 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 265 Лествица, Слово 28, гл. 64. 266 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

5. Отец современного иночества. М., 1996. С. 57. Письмо казначею Сергиевой пустыни иером. Нектарию. 6. Далее цитаты из брошюры иером. Доримедонта «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о послушании в свете святоотеческого предания» (М, 2002) мы будем приводить мелким шрифтом, указывая в скобках только номер страницы. 7. Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 96. 8. От лица Божия куда убежим.//Православная беседа. 2002. 2. С. 9. 9. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) — духовник Курско- Белгородской епархии, один из самых почитаемых старцев последнего времени. В Комиссии по канонизации Белгородской епархии сейчас собираются материалы для прославления его в лике святых. 10. Вып. 5. Письмо 917. С. 208 11. Преподобный Феодор Санаксарский. Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 59. В русском переводе: «Отвергнись своей воли и будь послушным игумену и духовному наставнику во всем, кроме зла». 12. Там же. С. 52. В русском переводе: «Послушание есть отсечение своей воли и покорность во всем должном и не вредном для души как настоятелю, так и всей братии, и исполнение всего, что кто-либо повелит сделать, если это не будет душевредным». 13. Творения свт. Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 261. 14. Творения свт. Игнатия Ставропольского. Т. I. М., 1996. С. 226, 275-276. 15. Творения свт. Игнатия Ставропольского. Т. I. М., 1996. С. 226, 275-276. 16. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Т. II. М., 2001. С. 148. 17. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. М.— СПб., 1995. Письмо 84. С. 163. 18. Творения свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Т. V. М., 1998. С. 19. 19. Творения святителя Игнатия Ставропольского. Т. I. М., 1996. С. 559-560. 20 . «Лествица», Сл. 27, гл. 11-12. 21 . Творения свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Т. V. М., 1998. С. 77. 22. Творения свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Т. V. М., 1998. С. 76. 23. «Лествица». Сл. 4, гл. 6.  Глава 2. Противоречие или единство? — Какие, кроме приведенных, святоотеческие наставления легли в основу учения святителя Игнатия о послушании ? В каких случаях, по указанию древних Отцов, безусловное, буквальное послушание является неправильным и слова наставника не обязательны к исполнению?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9.    Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234.    Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130.    Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5-15; 2 Езд. 8:71-87), Неемии (Неем. 1:5-11), пророка Иеремии (Иер. 14:19-22) и пророка Варуха (Вар. 3:1-8).    Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118.    Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201.    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130.    Там же. С. 130.    Там же. Т. 5. С. 46.    Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).    Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 112.    Творения. Т. 3. М., 1899. С. 117, § 10.    Слова и речи. Т. 6. М., 1882. С. 590.    Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия ХХХ. СПб., 1896. С. 321.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111.    Ср: молитву священника Иофора (Исх. 8:10-11), благодарность священника Ездры (1 Езд. 7:27-28), песнь царя Езекии по выздоровлении (Ис. 38:9-20), благодарность Зоровавеля за дарованную ему Богом мудрость (2 Езд. 4:58-60) и др.    Ср.: Ин. 11:41-42; 2 Кор. 1:3-11; Еф. 1:3-14 и др.    Творения. Т. 11. Толкование на послание к Колосянам X. СПб., 1905. С. 440.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111. (святитель Иоанн Златоуст).    Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 131.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 328, § 246.    О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 45.    Творения. Ч. 1. СПб., 1847. Апология. Гл. 30. С. 68—69.    Там же. С. 69.    Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. Прошение о христианах. С. 92, § 37.    Там же. К Автолику. Кн. 1. Гл. 2. С. 135; Кн. 3. Гл. 14. С. 180.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7, стр. 388). «Возможно ли о том, кто живет иначе, т.е. без руководителя, самоугодливо и самовольно думать, что он живет Божественною жизнию, — спрашивают преподобные Каллист и Игнатий — Никак отнюдь». И преподобный Иоанн Лествичник говорит (сл. 26 и 237): «Как идущий без проводника легко сбивается с пути и заблуждается, так самочинно проходящий монашескую жизнь легко погибает, хотя бы он знал всю мудрость мирскую» (Добротолюбие. т. 5, гл. 14). Свяшенномученик Петр Дамаскин прочитав книги Писания и многих отцов, осматривая всех людей всех веков, бесконечно различных по возрасту, положению и званию, и размышляя об их участи, делит их на два разряда: на спасаемых и погибающих — и задается вопросом, что за причина сему, и какое начало нашему спасению или погибели? «После долгих трудов и сокрушений нашел я, — говорит он, — вот какое у святых отцов рассуждение: начало всякого блага и всякого зла есть данный человеку разум, и по разуме — воля. Начав спасение: да оставит человек своя хотения и разумения и сотворит Божия хотения и разумения. Прежде закона, и в законе и во благодати много обретается спасенных потому, что они предпочли разум Божий и волю Его паче своих разумений и хотений; и опять во все те времена много обретается погибших, поелику своя хотения и разумения предпочли паче Божиих. Волю же Божию (и частных случаях) узнать иначе нельзя, как чрез рассуждение, и рассуждение не свое, а утвержденное вопрошением имеющих дар рассуждения и опытных. Только сим образом узнаем, какая хощет Бог, чтоб мы проходили делания. Если же не так, не можем спастися никак. Без сего даже и то, что мы почитаем благим, не бывает на добро. — или потому, что неблаговременно, или потому, что не нужно» (Творения святого Петра Дамаскина , кн. I. стр. 5. Москва, 1894 г.). Итак, святые отцы, рассматривавшие немощь новоначальных, побеждаемых страстями, сиречь гневом, яростию, тщеславием, завистью, мнением и прочим (ведь «пустыня усыпляет страсти, — по Исааку Сирину (сл. 55), — но не искореняет их»), и многоразличные прелести вражии самоличному желанию последующии, запрещают пустынное житие («не советуют ниже след безмолвия видеть» (Лестица, ст.

http://azbyka.ru/starchestvo

Тела многих иноков сего времени почивают в святом нетлении. Какъ всегда были, так и ныне есть не только в пустынных, но и в городских, в штатных и общежительных монастырях, старцы и старицы, опытные в духовной жизни, строгие исполнители правил иноческих, великие постники, девственники, крепкие молитвенники, терпящие ради Господа всякую скорбь и всякие нужды и лишения, особенно в девичьих монастырях; и ныне сохраняются более или менее в обителях: кротость, смирение, полное послушание, девство и целомудрие, принуждение себя ко всякому доброму делу и отказ себе во всем ради царствия Божия, непоколебимое упование на Бога, произвольная нищета, твердая правая вера, любовь к ближним, прощение обид и оскорблений и другие добродетели. И так монашество есть учреждение, установленное Богом для блага Церкви и общества и для достижения высшего совершенства. Сам Спаситель и Апостолы изображают исполнение обетов иноческих, как высшую степень христианского совершенства. Св. отцы не находят слов к выражению достоинства монашества. Так св. Исаак Сирин говорит: «иноческое жительство – похвала Церкви» (сл. 63). «Свет иноков суть – Ангелы, свет всем мирским людям суть – иноки» говорит Лествичник (сл. 26). Бл. Иероним: «сословие монахов есть красота, приятнейший цвет, драгоценный камень в украшении Церкви (послание к Марцеллу). «Монашеские обеты, говорит Григорий Великий папа Римский, суть спасение мира, ими война и моровая язва отвращаются; и присовокупляет, что молитвами святых дев, которых было в Риме до пяты тысяч, Рим спасся от оружия Лонгобардов (Ind. L. 14. Epist. 23). Св. Димитрий утверждает, что молитвами иноков Господь содержит сей мир (ч. 2 стр. 268). Св. Златоуст, основываясь на опытах собственной жизни, говорит: «иди и учись у иноков. Они светильники, сияющие по всей земле, стены, которыми ограждаются и поддерживаются самые города... Ходи чаще к инокам, чтобы очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся тебе скверн, ты мог и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ». (Бесед. 62 на Мф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) 10. Мч. Кодрата и дружины его: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискеита, Хариессы, и проч. – Мч. Кодрата Никомидийск., и с ним: Саторина и Руфина, и проч. Преп. Анастасии, переименовавшейся Анастасием. 11. Св. Софрония, патр. Иерусал. С.мч. Пиония, пресв. Смирнск. – Св. Евфимия, архиеп. Новгор., чуд. Сл. Святит. 12. Пр. Феофана испов., Сигрианского Св. Григория двоеслова , папы Римского. Пр. Финееса, игум. 13. Св. Никифора, патр. Царегр. Муч. Александра, Савина, Африкана, Терентия. Мчц. Христины. 14. Преп. Венедикта. Прест. Феогноста, митр. Киевск. 15. Муч. Агапия, Тимолая, Ромила и др. С.мч. Александра героя. Мч. Никандра и др. 16. Муч. Савина и Папы. Муч. Трофима и Фала. – Ап. Аристовула. Св. Серапиона, еп. Новгор. 17. Пр. Алексия, человека Божия. – Пр. Макария, игум., Колязинского чуд. (Сл. Препод.) Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Преп.) 18. Св. Кирилла, архиеп. Иерусал. Преп. Анина монаха, чудотв. 19. Муч. Хрисанфа и Дарии, и с ними: Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра. 20. Преп. Отец, в обители гв. Саввы избиенных: Иоанна, Сергия, Патрикия и проч. Мчц. Фотины Самарянки. 21. Преп., испов., Иакова еписк. Св. Кирилла, еп. Катанск. Св. Фомы, патр. Константиноп. 22. С.мч. Василия, пресвит. Анкирск. Преп. Исаакия. Мчц. Дросиды. 23. С.мч. Никона и 200 учеников его, с ним мучившихся. Преп. Никона Печерского. Муч. Филита и Лидии. 24 Предпр. Благовещ. пресв. Богор. Преп. Захарии. Св. Артемия, еп. Фессалонитск. Св. Артемона, еп. Селевкии. Св. Иакова исповедника. 25 21 Благовещение пресв. Богородицы. Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 26 Собор архистратига Гавриила. С.мч. Иринея, еп. Сирмийск. Преп. Малха. Пр. Василия нового. – Муч: Вафусия пресвит., Агна, Лариссы и др. 27. Преп. Матроны Селунской. Пр. Иоанна прозорливого Муч. Мануила и Феодосия. 28. Преп. Илариона нового, испов. Пр. Стефана. Мч. Ионы, и др. Пр. муч. Евстратия Печерского. 29. Пр. Марка, еп. Арефусийск. Мч. Кирилла диакона и иных. 30. Пр. Иоанна, списат. Лествицы. Апост. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и др. – Св. Еввулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

в) Надлежит тебе быть мирну О третьем, о том, т. е., что тебе следует быть со всеми мирну, сильное тебе дают внушение изречение блаженного Давида и громче трубы гласящее слово Христоносного Павла: то вещает: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165), – и: с ненавидящими мира бехмирен (Пс. 119, 6), – и: взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 15); а это гласит: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14), – и: аще возможно, еже от вас, со всеми мир имейте (Рим. 12, 8). г) Надлежит тебе не развлекаться О четвертом, т. е. что тебе надлежит не развлекаться, вразумляет тебя преподобный Исаак, говоря: «если похотение есть порождение чувств, то да умолкнут наконец те, которые уверяют, что хранят мир ума и при суетных развлечениях многим. С такими мятущимися не имей общения». д) Не должно тебе быть многопопечительну и многозаботливу О пятом, т. е. что тебе не должно быть многопопечительным и многозаботливым как о благословных, так и о неблагословных вещах, да послужит тебе уроком то, что говорит Господь в Евангелии: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, не телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больше есть пищи, и тело одежди; Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы: не вы ли паче лучши их есте; Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един; и о одежди что печетеся; – Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чем одеждемся; Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (Мф. 6, 25–28, 31–34). И св. Исаак говорит: «без освобождения от забот не ищи света в душе твоей, ни тишины и безмолвия при распущенности чувств твоих» (Сл. 69, стр. 508). И Лествичник: «малый волос смущает око, и малое попечение губит безмолвие, ибо безмолвие есть отложение всех помышлений, не относящихся к делу спасения, и отвержение всех попечений, даже и благословных. Воистину достигший безмолвия не будет заботиться и о теле своем, ибо не ложен обещавшийся попещись о нем» (Сл. 27, 51. 52).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2. 3), если не будем сказанного, что доброе око не узрит зла» ( Аввак 1, 13 ; Святой Исаак Сирин, сл. 21). Хорошо говорит Премудрый: видяй право помилован будет ( Притч. 28:13 ) и вся противна суть мужу безумну ( Притч. 14:8 ; авва Дорофей, поуч. 16). Не имеющий в себе любви не находит ее и в других, не обретший внутри себя Царствия Божия, не видит его вне. «Если же человек, — говорит Пимен Великий, — достигнет того состояния, о котором сказал Апостол: вся чиста чистым (Тим.1:15), то увидит, что сам хуже всякой твари» (Достопамятные сказания, стр. 249). Человек, вступивший на путь совершенства, устремляя взор свой внутрь, познавая себя, по мере этого познания считает себя худшим всех. Прежде, при страстях и миролюбии, он не видел лесу из-за деревьев, теперь же он яснее видит свое настоящее положение во тьме заблуждений, яснее видит не только лес — страсти, но и мелкие кустики — помыслы. Так солнечный луч пробившись чрез скважину в темную комнату, освещает все темные предметы и показывает даже тончайшую пыль, носящуюся в воздухе (Лествица сл. 26, стр. 223; блаженный Диадох, гл. 27). Существо человеческой природы таково, что чем ближе человек стоит — приближается к совершенству, тем далее от него это совершенство. Чем лучше, например, художник осуществляет свою идею на полотне, тем более он ею не доволен. Так и здесь: «заповедь не имеет меры: чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповедей» (Святой Феодор Студит, Добротолюбие, т. 4. гл. 36). «Чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником. Пророк Исаия, увидев Бога, назвал себя окаянным и нечистым» ( Ис. 6:5 ; авва Матой, Достопамятные сказания, стр. 194). Великий подвижник, преп. Памва, после многолетних трудных подвигов говорил пред смертью: «Я отхожу, однако, к Богу так, как будто и не начинал еще жить Богоугодно и иночески» (Житие, 18 июля). «Я только коснулся начала своего покаяния», — сказал пред смертью и преподобный Сисой Великий, прожив в пустыннических подвигах шестьдесят лет.

http://azbyka.ru/starchestvo

Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. С. 673. Св. Ефрем Сирин. Творения в 8 томах. Т. 3. Поучение падшему брату. «Отчий дом», 1994. С. 51. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 3. Гл. 5. О поведении в банях. М., 1996. С. 238. «Всех стыдится мужчина, кроме своей жены; всех стыдится женщина, кроме своего мужа» (св. Иоанн Златоуст. Т. 6. Ч. 2. О творении мира. 5. М., 2005. С. 797). Св. Исаак Сирин. Сл. 89. С. 421. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 1. Посл. к Ефес. XX. С. 179. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 10. С. 191. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 10;3. С-ПБ. 1996. С. 106. Св. Игнатий Брянчанинов. Христианский пастырь и христианский художник//Богословские труды. Сборник 32. С. 279. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 15;72. С. 133. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. Посл. к Тим. VIII. С. 675. Четьи-Минеи. 25 июня. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 552. Четьи-Минеи. 29 октября. С. 598. Четьи-Минеи. 4 мая. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 181. Четьи-Минеи. 24 августа. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 417. Одеждой души является добродетель. Следовательно, нагота души состоит в отсутствии добродетелей или, что одно и тоже, в наличии порочности (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. С. 168). Четьи-Минеи. 30 октября. С. 632. К примеру, стыдливость требует не демонстрировать различные выделения человеческого тела. Предосудительным считается и то, когда стыд отлагается ради похоти (блуд, прелюбодеяние), или ради корысти (стриптиз, проституция), или ради тщеславия (участия в конкурсах красоты и т.п.). Четьи-Минеи. 7 февраля. С. 137. Четьи-Минеи. 14 мая. С. 471-472. Четьи-Минеи. 14 июня. С. 313-314. Нечто подобное совершил и св. Симеон, Христа ради юродивый, когда один вельможа, увидев, что одна блудница носила святого старца на плечах, а другая била его ремнем, соблазнился в мысли своей. Юродивый же, заметив его соблазн, побежал к нему и, открыв свою одежду, показал, не стыдясь, свою умерщвленную плоть, сказав при этом: «Думаешь, окаянный, что тут может возникнуть похотение»? (Четьи-Минеи. 21 июля. С. 490).

http://bogoslov.ru/article/547331

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010