Св. Исаак Сирин говорит: «Если просишь чего у Бога, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не мудрее Бога. Бывает же сие с тобою или потому, что не достоин ты получить просимое; или потому, что пути твоего сердца не соответственны, но противны твоим прошениям; или потому, что не пришел ты еще в меру, чтобы принять дарование, которого просишь. Ибо не должно нам прежде времени касаться великих мер, чтобы дарование Божие, от скорости принятия его, не сделалось бесполезным; потому что легко полученное скоро и утрачивается, все же приобретенною с сердечною болезнью и хранится с осторожностью» (преп. Исаак Сирин . Цитир. соч. Слово 5, стр. 28). Преп. Нил Синайский пишет: не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что может быть выше, как не простирать беседу к Богу и духом соединяться (общаться) с Ним в молитве. Потому не молись, чтобы все было по твоим желаниям, ибо они не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше во всяком деле проси: «да будет на мне воля Твоя» ( Мф. 6:10 ; преп. Нил Синайский . Слово о молитве, §§34, 31 – Добротолюбие в русск. пер., т. II, стр. 210, 211. Сравн. преп. Иоанн Лествичник , слово 28, §29; преп. Макарий Вел. Наставления. – см. Добротолюбие в русск. пер., т. 1, §§121, 122, стр. 199). В молитве нашей, чтобы ее совершать должным образом, надлежит совершать четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий : сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления Его заповедей и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче потребного в деле твоего спасения» («Невидимая брань», ч. 1, гл. 46, О молитве, стр. 188; сравн. стр. 188–193. Сравн. преп. Иоанн Лествичник – Сб. «О молитве и трезвении», изд. 2, стр. 154, §7). Благоуспешности нашей молитвы действеннейшую помощь оказывают ходатайства за нас пред Богом св. угодников, ангелов и особенно Пресв. Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но в «Агаде» контаминация двух указанных сюжетов отсутствует. В мидраше речь идет лишь о событии «Сон Иакова и Божие ему обетование» (Быт 28: 10-17). Бунин, дает прямую отсылку к мидрашу, когда пишет «Харан» с одной «р», как в мидраше. В толковании Лопухина и в Синодальном переводе пишется «Харран». В Православном миропонимании существо этой главы, 32, состоит не в Богоборчестве, но в Благословении. Отсюда можно предположить логику поэтического движения всего цикла (в Православном миропонимании), был Иаков – стал Израиль. Была Тора – стал Новый Завет. Пламенники зажжены от Торы от первоначала Завета с Богом. Но обновлены Благословением Нового Завета. Однако важнейший элемент – «контаминация» двух событий жизни Иакова – отсутствует в источнике, можно ли говорить о переложении? Что касается формата (4) – «духи-покровители четырех царств «пленения и изгнания» Израиля (…) упорхнули духи, навевавшие на Иакова мрачные видения грядущих веков» (4) – очевидно, что формат не читается в контексте стихотворения, но прочитывается как необходимый элемент в контексте Стихи-1914 (пока отметим, в контексте хотя бы тех стихов, что мы разобрали «Плачь ночью»). Упомянутые в притче «мрачные видения» и «пленение и изгнание» как раз и станут реализацией (поводом) и Скорби, и Плача. Так, контаминирует ли Бунин два упомянутых события жизни Иакова? – Нет (!). Бунин «заимствует» (условное обозначение) принцип контаминации этих событий. – Откуда? Из Православного толкования глав книги Бытия: «При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного – Ангела Иеговы (Сущего), ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт.48:16), Сына Божия» (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Бытие. Глава 32). Сравним: «Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предувиденной Иаковом лествицей (Быт, 28, 12-15), которую окружает множество ангелов. Вспоминая здесь лествицу Иакова, кто-нибудь мог бы удивиться: почему ангелы не остались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразумевши же, что та лествица была прообразом Девы Марии, по слову церковной песни: радуйся мосте, к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде (Служба Благовещению, стих 1 на «Господи воззвав»), — он поймет, почему ангелы не оставались на лествице неподвижными. Ибо в молитвах неусыпающая Богородица (Прим.: Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы) повелевает ангелам вместе с Нею непрестанно помогать людям: восходя к Богу, возносить молитвы людей, а нисходя — приносить им от Бога помощь и благодеяния (Слово на Покров Пресвятой Богородицы 01/14 октября. – «Жития Святых» Святителя Димитрия Ростовского; http://www.pravoslavie.ru/put/49246.htm ).

http://bogoslov.ru/article/5031162

Гал. 5:22. 1592 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 1593 6, 10, 31; Ср.: 2, 15, 68. 1594 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1595 Евр. 11:32. 1596 Иоанн Синайский, Лествица, 25 — PG 88, 996А. 1597 Там же, 26 — 1033В. 1598 Там же. 1599 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 149. 1600 2 Кор. 3:11. 1601 2 Кор. 3:18. 1602 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1603 Григорий Богослов, Слово 44, 3 — PG 36, 609ВС. 1604 Ср.: Евагрий Понтийский, Деятельные главы к Анатолию, 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах, 18 — PG 79, 1221В. 1605 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 57–PG 88, 813 С. 1606 Цитата не идентифицируется. 1607 Т. е. апостолы. 1608 Тропарь Крещения Господня. 1609 Припев 9–й песни канона на утрени Пятидесятницы. 1610 Евр. 12:1. Св. Григорий Палама имеет в виду мучеников. 1611 Буквально: «священный список» (ιερς κατλογος). 1612 Ин. 14:21–23. 1613 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 1614 Ис. 6:1. 1615 На самом деле в видении Иезекииля (Иез. 1:1–28), упоминаются не колесницы, а колеса (τροχο). Колесницы же (ρματα) упоминаются в видении Захарии (Зах. 6:1–3). Однако, у некоторых отцов, которым, очевидно, и следует Палама, говорится про видение Иезекиилем «херувимской колесницы» (см., например: Иоанн Златоуст, Толкование на Пс. 76:4; Макарий Египетский, Духовные беседы, 1). 1616 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32. 1617 Цитата не идентифицируется. 1618 Григорий Богослов, Слово 41, 5 — PG 36, 436А. 1619 Ср.: 3, 1, 2. 1620 В гл. 9. 1621 Великая Лавра преп. Афанасия на Афоне. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 167.  Там же. С. 167-168.  См.: Ин. 1:18, по славянскому тексту, на который и ссылается святитель.  См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 31; Приношение современному монашеству. Гл. 14. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 107.  По славянскому тексту: Явих имя Твое человеком сказах им имя Твое, и скажу, да любовь, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них .   Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 14. С. 106-107.  Об этом пойдёт речь в последующих статьях.  Напр., он ссылается на Лествичника. См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28: 61. СПб.: Светословъ, 1996. С. 242.  Подтверждающих и объясняющих святоотеческое учение, см., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы//Творения. Т. 1. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 305.  Об этом см. в следующей статье.  Ср.: «Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 2//Творения. Т. 2. С. 359-360).   Хондзинский Павел, прот., Бежанидзе Г. В., Сухова Н. Ю., Яковлев А. И., Большакова С. Е. Игнатий (Брянчанинов)//Православная энциклопедия. Т. 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/293401.html (дата обращения: 7.10.2021).  Ср.: Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова): ВКР по специальности Теоология. Белгород: НИУ «БелГУ», 2017. С. 18. URL: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 26.08.2021).  Жизнеописание Епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1881 году.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Братья Карамазовы. Ч.2. Кн.5. Гл.5). 201 Среди древних святых в месяцеслове Православной Церкви указаны Пафнутий Иерусалимский (19 апреля/2 мая), прпмч.Пафнутий Тентирский (25/8 октября сентября), прпп.Пафнутий Александрийский и Пафнутий Преславный (15/28 февраля и суббота Сырной седмицы соотв.). Из церковной истории известен также исповедник Пафнутий, епископ г.Таиса в Верхней Фиваиде, боровшийся с арианством на I Вселенском соборе. Не включенный в месяцеслов, он, тем не менее, именуется в некоторых учебно-справочных изданиях «святым» (см., напр.: Поснов М.Э. История христианской Церкви. [Киев, 1991]. С.307). 202 Вениамин Петроградский (Василий Павлович Казанский, 1874–1922), сщмч., митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелян большевиками за «сопротивление изъятию церковных ценностей»; канонизирован в 1992 г., память 31 июля/13 августа. 226 Исаак Сирин (VII-VШ в.), прп., аскет и духовный писатель; поставленный епископом Ниневии, вскоре удалился в монастырь Раббан Шабор, где и умер. Память 28 января/10 февраля. 227 Ср.: «Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей» (Прп.Исаак Сирин. Слово подвижническое, 2-е.//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Репр. С.10). 248 Гартман (Hartmann) Николай (1882–1950), немецкий философ, основатель так называемой критической (или новой) онтологии. 255 Книга выдающегося русского микробиолога и патолога, лауреата Нобелевской премии (1908) Ильи Ильича Мечникова (1845–1916) «Этюды оптимизма» (1907), написанная в продолжение его же «Этюдов о природе человека» (1903), была посвящена вопросам старости, продолжительности жизни и естественности смерти. 256 Имеется в виду одноименный рассказ И.С.Тургенева из его книги «Записки охотника». Лукерия – героиня рассказа. 270 Из тропаря 7-й песни канона Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». Читать далее Источник: Жизнь и Свет : богословские беседы/В. И. Экземплярский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. - 284, с. (Слово исповедников XX века). ISBN 978-5-7429-0403-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Ибо если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а воображаемые без печали влагают внутрь прежнюю скверну. Когда ум чрез отвержение самого себя приобретет мысленную надежду, тогда враг под предлогом исповедания изображает прежде бывшие грехи, дабы страсти, по благодати Божией преданные забвению, воспламенить и тайно повредить человеку. Ибо тогда и твердый и ненавидящий страсти ум по необходимости помрачится, смутившись сделанными грехами. И если он еще мрачен и сластолюбив, то всячески умедлит и будет страстно беседовать с приражениями помыслов, так что воспоминание это будет не исповеданием грехов, а представлением прежних греховных впечатлений. Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай греховных изменений по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них». Преподобный марк Подвижник. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 151, 152 и 153 Алфавитный указатель на книгу святого Иоанна Лествичника, называемую «Лествица» А АВВАКИР – пример терпения, досад и укоризн. 4: 29. АВРААМ – нашедший из земли своей, и от рода, и дома отца своего, – служит примером уклонения от мира. 3:19. АДАМ. Если бы Адам сохранил заповедь воздержания, то не познал бы, что такое жена. 15: 1. Адам, доколе имел простоту, не видел наготы своей. 24: 24. АКАКИЙ – пример терпения досад и укоризн, – и смирения. 4: 10. АНГЕЛЫ. Ангел был руководителем исшедших из Содома. 1: 7. Что в сновидениях представляют нам ангелы. 3: 28. Ангелам только свойственно не падать в грехи. 4: 31. Одним ангелам свойственно не развлекаться мыслями. 4: 92. Когда приходит ангел – радуется душа смиренного. 21: 12. И ангелы имеют преуспеяние. 26: 152. Ангелы присутствуют с безмолвствующими душевно и им помогают. 27: 8. 9. Слово о любви известно и ангелам по мере их просвещения. 30: 5. Б БОГ. К рабам Божиим прилично начинать слово от Бога. 1: 1. Бог – Творец всех одаренных свободной волей, жизнь и спасение их. 1: 3. Бог радуется о чистоте нашего тела, и чистота усвояет нас Богу. 15: 35, 36. Работающие Богу сподобляются милости Его, а любящие Его – утешения. 26: 24. Через что познается имеющий в себе Духа Божия. 26: 215. Учение о Святой Троице отлично от учения о воплощении. 27: 85. Бог именуется любовью. 30: 1, 4: Выразить определенно о существе Божием невозможно. 30: 6. Совершенство чистоты есть начало Богословия; кто может утверждать догматы о Пресвятой Троице. 30: 20, 21, 22, 23, 24. БОГОЛЮБИЕ. Кто есть боголюбец и воздержник. (См. о любви). 1: 4. БДЕНИЕ. Какая польза от бдения и жажды. 6: 13. В каком случае труд заменяется бдением, а бдение рукоделием. 14: 25. Предстояние перед Богом во бдении при дневных и ночных молитвах уподобляется предстоянию перед земным царем. 20: 1, 2. О различии духовных упражнений, какие имели подвижники во время дневной и ночной бдительности. 20: 2. О пользе бдения и о вреде от многого сна. 20: 3–6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патрология, т. 88, с. 1141 Слово 28, глава 51 уу Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце, то есть познавать себя и наблюдать за собой. И иное быть епископом и начальником над страстями, что много выше первого. Начальником бывает ум, когда он тем, что в нем, и тем, что около него, то есть душевными силами и телесными чувствами хорошо управляет и направляет. Архиереем же, когда он посредством молитвы приносит Божию жертвеннику чистый и непорочный ум. Дело начальника – наблюдать вовне. Дело же архиерея – постоянно наблюдать и совне, и внутри. Патрология, т. 88, с. 1145 Иное, когда ум, подобно начальнику, охраняющему страну и место свое, охраняет сердце и удерживает, отгоняет и умерщвляет злые его пожелания. И иное, когда он, подобно архиерею, освящает и приносит сердце в жертву Богу со всеми движениями оного; ибо гораздо выше и святее приносить Богу все действия и делания сердечные, нежели удерживать только страсти и злые пожелания. Новогреч. перевод «Лествицы» Афанасия Критского, с. 466 Слово 29, глава 10 фф Не терпит тьма явления света, не остается болезнь, когда возвращается здравие, не действуют страсти, когда является бесстрастие. Патрология, т. 880. с. 1153 Слово к пастырю: глава 12, отделение 8 хх Когда же кто исповедуется перед духовным отцом, тогда следует исповедать вид и степень плотского греха, как повелевают церковные правила. Но здесь говорится о мысленном исповедании перед Богом, где плотские грехи, по виду и в подробности будучи воспоминаемы, вместо пользы приносят вред исповедующемуся, как объясняют это некоторые святые отцы. Преподобный Филофей Синайский пишет: «Многообразие всегда должны есмы сокрушати сердце, всему смиряющему обучающеся. Сокрушати же и смиряти весть сердце память древняго нашего в мире жития, аще совершение мы памятуем и память согрешений всех от младенчества по виду умом рассматриваемых, кроме плотских; сих бо воспоминание вредно есть» (Добротолюбие, ч. 2, гл. 13). И преподобный Марк Подвижник говорит: «Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патрология, т. 88, с. 1141 СЛОВО 28, ГЛАВА 51 уу Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце, то есть познавать себя и наблюдать за собою. И иное быть епископом и начальником над страстями, что много выше первого. Начальником бывает ум, когда он тем, что в нем, и тем, что около него, то есть душевными силами и телесными чувствами хорошо управляет и направляет. Архиереем же, когда он посредством молитвы приносит Божию жертвеннику чистый и непорочный ум. Дело начальника наблюдать совне. Дело же архиерея постоянно наблюдать и совне и внутри. Патрология, т. 88, с. 1145 Иное, когда ум, подобно начальнику, охраняющему страну и место свое, охраняет сердце и удерживает, отгоняет и умерщвляет злые его пожелания. И иное, когда он подобно архиерею, освящает и приносит сердце в жертву Богу со всеми движениями оного; ибо гораздо выше и святее приносить Богу все действия и делания сердечные, нежели удерживать только страсти и злые пожелания. Новогреч. перевод " Лествицы " Афанасия Критского, с. 466 СЛОВО 29, ГЛАВА 10 фф Не терпит тьма явления света; не остается болезнь, когда возвращается здравие; не действуют страсти, когда является бесстрастие. Патрология, т. 880. с. 1153 СЛОВО К ПАСТЫРЮ: ГЛАВА 12, ОТДЕЛЕНИЕ 8 хх Когда же кто исповедуется перед духовным отцем, тогда следует исповедать вид и степень плотского греха, как повелевают церковные правила. Но здесь говорится о мысленном исповедании перед Богом, где плотские грехи, по виду и в подробности будучи воспоминаемы, вместо пользы приносят вред исповедующемуся, как объясняют это некоторые святые отцы. Преподобный Филофей Синайский пишет: " Многообразие всегда должны есмы сокрушати сердце, всему смиряющему обучающеся. Сокрушати же и смиряти весть сердце память древняго нашего в мире жития, аще совершение мы памятуем, и память согрешений всех от младенчества по виду умом рассматриваемых, кроме плотских; сих бо воспоминание вредно есть " . (Добротолюбие, ч. 2, гл. 13). И преподобный Марк Подвижник говорит: " Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/682/...

18, гл. 5, § 4). [liii] Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525 – после 600; память 30 марта/12 апреля и в Неделю четвертую Великого поста) – игумен Синайского монастыря святой Екатерины. Поступил в него в шестнадцатилетнем возрасте; через девятнадцать лет, укрепившись духовно, поселился отшельником у подножия горы Синай, в нескольких верстах от обители, и подвизался в отшельничестве сорок лет, выходя лишь по праздникам в храм на литургию. В старости был избран игуменом названного монастыря, через четыре года вернулся в свое уединение. Написал знаменитую «Лествицу», где в образе 30 ступеней изложил непадательный способ восхождения к духовному совершенству. Путем, указанным прп. Иоанном, следовали и следуют православные монахи-исихасты. «Лествица» – одно из излюбленнейших чтений православных боголюбцев. В России она была издана уже в 1647 г. с толкованиями прп. Максима Грека и Нила Сорского . [liv] Преподобный Исихий Богослов, Иерусалимский (ум. ок. 432; память 28 марта/10 апреля и в субботу сырную) – учитель Церкви. Ученик свт. Григория Богослова , в 412 г. был рукоположен в пресвитера. Высоко почитался святыми отцами Церкви, как проповедник и знаменитый учитель. Им изъяснено и изложено с ясностью все Священное Писание . На русский язык переведено лишь «К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве», опубликованное во втором томе «Добротолюбия». Блж. Фотий почитал «Слово...» это «паче всякого другого писания пригодным для проводящих подвижническую жизнь ради наследия Царства Небесного». [lv] Преподобному Григорию Синаиту (ум. в 1310 или 1346; память 8/21 августа, в день собора Афонских святых – Неделю вторую по Пятидесятнице и в день Синайских святых – среду Светлой седмицы) и его ученикам принадлежит заслуга распространения древней монашеской традиции исихазма на Афоне и на всем православном Востоке. Родился прп. Григорий в Малой Азии в богатой семье, в двадцать лет был взят в плен турками, после освобождения принялпостриг в иноческий чин и подвизался на Синайской горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

От чревоугодия неминуемо возникает лютая брань плотской похоти. «Как от семени пота постов произрастает колос целомудрия, – изображает преп. Исаак, – так от сытости – распутство, и от пресыщения – нечистота. Всякая поглощаемая снедь прибавляет собою влаг, и делается естественною в нас крепостью. Если станем разыскивать, то непременно найдем, что одно чрево доводит нас до крушений, бывающих с нами» (Сл. 14, По сему-то убеждает св. отец: «из всех сил борись с чревом, и со всею трезвенностью воздерживай его. Если потрудишься немного, то Господь вскоре будет твоим содейственником» (В 4 Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии 1 . Пост, по учению св. отцов, есть необходимое условие благочестивой подвижнической жизни; так что аскет – христианин, нарушая его, отрекается тем от самого подвижничества, которое на языке св. отцов вообще называется постничеством. «Если дал ты обет Христу – идти путем тесным и узким, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – то утесняй чрево: потому что, угождая ему и расширяя его, нарушаешь свои условия. Вникни и услышишь, кто говорит: пространный и широкий путь чревоугодия, вводяй в пагубу блуда, и мнози суть входящие им; что узкая врата, и тесный путь поста, вводяй в живот непорочности, и мало их есть, иже входят им ( Мф.7:14 )» (Сл. 14, 2 . Неизбежная необходимость поста в деятельном христианском благочестии открывается из следующих опытов св. отцов-подвижников: «Плоть и дух противоборствуют друг другу», – говорит Василий Великий . Из грубой пищи, наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осияющим ум. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и значит то самое, что сказал Апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), и еще: егда немощствую, тогда силен есмь ( 2Кор.12:10 ) (Твор. св. отц. 1846г, кн. 3, стр. 13). Еще осязательнее доказывает необходимость поста блаженный Диадох : «Сатана, – говорит он, – поскольку не может по причине присутствия благодати возгнездиться, как прежде – до крещения, – в уме подвизающихся, то влетает во влажную часть человека и поселяется в теле, чтобы через удобопослушность его уловлять душу. Почему надлежит иссушать тело в должной мере, чтобы по его влажности ум не поскользался и не падал в приманчивые удовольствия» (Христ. чтен. 1827 г., ч. 28, гл. 82, стр. 79). После всего этого неизбежно заключение св. Лествичника: «Не вводи себя в обман! не освободишься от Фараона и не узришь горней Пасхи, если не будешь всю жизнь вкушать горькие зелья и опресноки. А горькие зелья, это – принуждение и труд поста, и опресноки, это – ненадмевающееся мудрование. Да сольется с дыханием твоим слово того, кто говорит: аз же, внегда стужаху ми демоны, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя прилпе недру души моей ( Пс.34:13 ) (Сл. 14,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010