От  идеи братского воссоединения людей в повести проходит прямая вертикальная линия к высочайшей общей идее – восстановительной связи Бога и человека, движимого не одним естественным чувством сострадания, но дорожащего также «воссоединением с Тем Хозяином, Который сверху смотрит» (1, 389), ибо «тьма проходит, и истинный свет уже светит» (1-е Ин. 2: 8).           ПРИМЕЧАНИЯ Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12. – М.: Правда, 1989. – Т. 1. – С. 339. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами. Лесков Н.С. Русские богоносцы. – СПб., 1880. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 203. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 19561958. – Т. 11. – С. 456.   Лесков Н.С. Иродова работа (Русские картины в Остзейском крае)//Исторический вестник. – 1882. – Т. VIII. Апрель. – С.  191.  Писатель показал, что во многих случаях крещение исполнялось как пустая формальность, однако же это было провозглашено в печати как «триумф Православия». См. также: Лесков Н.С. Торжество Православия//Петербургская газета. – 1881. – 90. Дурылин С.Н. О религиозном творчестве Н.С. Лескова//Христианская мысль. – Киев, 1916. – Х1. – С. 79. См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1965. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/vo-spasenie...

21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашёл Лескова бездыханным. Писатель скончался так, как ему и желалось, во сне: без страданий и без слёз. Лицо его, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчивого покоя и примирения. «Место каждому будет указано post mortem », – писал Лесков. Память о нём не умирает. С каждым годом растёт число читателей и почитателей удивительного таланта Лескова, посетителей его Дома-музея, оставляющих в «Книге впечатлений» слова благодарности и признательности. Так, например, в своё время Константин Симонов оставил в музейной книге следующую запись: «С большой радостью и глубоким удовлетворением ходил по этим комнатам, воскрешающим удивительный облик Лескова. Испытываю чувства большой благодарности к людям, которые вложили столько любви и труда в создание этого прекрасного литературного музея. Благодарность эта тем сильнее, что сейчас, уже в немолодые годы, заново читая Лескова, поражаюсь силе его таланта и мощи обуревавших его страстей». «Незримые почитатели» Лескова наверняка есть сегодня во всем мире. О них-то писатель сказал однажды: «Одна из прелестей литературной жизни – чувствовать вблизи себя, вдали, вокруг себя невидимую толпу неизвестных людей, верных вашему делу». ПРИМЕЧАНИЯ Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 19561958. – Т. 11. – С. 477. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома римской цифрой, страницы – арабской цифрой. Лихачёв Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова//Лихачёв Д.С. Литература – реальность – литература. – М.: Сов. Писатель, 1984. – С. 145. Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки//Церковно-общественный вестник. – 1878. – 19 – 34. Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки//Церковно-общественный вестник. – 1878. – 34. – 19 марта. – С. 5. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 435.

http://bogoslov.ru/article/4200947

Достоевский внимательно прочёл «Запечатленного Ангела» – уникальное творение, в котором (по восхищённой оценке Измайлова) «литературная живопись перелилась в чистую литературную иконопись!..» [xxxii] , – и в статье «Смятенный вид» (1873) присоединился ко всеобщим одобрительным отзывам: «Известно, что сочинение это многим понравилось здесь в Петербурге и что очень многие его прочли. Действительно, оно того стоит: и характерно и занимательно. Особенно выдаются в рассказе беседы раскольников с англичанином об иконной живописи. Это место серьёзно, хорошо, лучшее во всем рассказе» (12, 65). Более того, о лесковском рассказе, который «нравился и царю, и пономарю» (XI, 406), журнал «Русский мир» сообщал: «ещё до появления его в печати он читается уже по рукописи с живым и непривычным для нашего времени сочувствием» [xxxiii] . Однако литературная критика тех лет по отношению к Лескову в целом оставалась равнодушной и поверхностной, чаще – предубеждённой и несправедливой. Сознавая это, Достоевский отмечал: «Удивительная судьба этого Стебницкого в нашей литературе. Ведь такое явление, как Стебницкий, стоило бы разобрать критически, да и посерьёзнее» [xxxiv] . Северянин И. На закате//Северянин И. Собр. соч.: В 5 т. – СПб., 1995. – Т. 4. – С. 6. Цит. по: Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 1. – С. 474. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 1956–1958. – Т. 11. – С. 519. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте. Римская цифра обозначает том, арабская – страницу. [iv] Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 188. [v] Дурылин С.Н. О религиозном творчестве Н.С. Лескова//Христианская мысль. – Киев. – 1916. – XI (ноябрь). – С. 77. [xi] Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. – Л.: Наука, 1988–1996. – Т. 14. – С. 36. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами.

http://bogoslov.ru/article/5150793

Повесть о Марфе и Марии, которую Лесков намеревался написать «скоро и с любовью», осталась в наброске. Черновой автограф неоконченного произведения, действие которого происходит в Норвегии, имеет подзаголовок «Марфа и Мария». Тема евангельских сестёр переосмысливается Лесковым, звучит по-новому: «Мы уважаем Марию, которая научила нас, как надо себя понимать, но знаем, что Марии не пришлось бы всё это узнать и открыть нам, если бы её не вскормила своими заботами многопечальная Марфа, и за то мы считаем, что всё добро, которое нам открыла Мария, пришло к нам через Марфу, и без её трудов и забот не слыхать бы нам научений Марии» . Таким образом, оппозиция между Марфой и Марией у Лескова снимается, один женский тип дополняется и уравновешивается другим. Марфа у писателя уже не просто «многозаботливая», но «многопечальная»: без её забот и печалей не открылась бы дверь в духовно сконцентрированную жизнь, олицетворённую Марией. В Новом Завете сказано, что Христос любил обеих: «Иисус же любил Марфу, и сестру её, и Лазаря» (Ин. 11: 5). Знаменательно, что женщины умолили Христа воскресить их брата Лазаря. И именно Марфе сказал Господь: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11: 25–26).   Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 19561958. – Т. 11. – С. 519. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте. Римская цифра обозначает том, арабская – страницу. Лесков Н.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. – М.: ТЕРРА, 1996 – продолжающееся издание. – Т. 9. – С. 126. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 170. Marcade Jean-Claude. Обзор некоторых неизданных рукописей Н.С. Лескова//Leskoviana. – Bologna, 1982. – P.237.   Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4879210

Н. С. поражал прежде всего страстностью своей натуры; в преклонных уже годах он при внешнем бездействии сохранял постоянно кипение душевной жизни. Требовалась с его стороны немалая умственная сила, чтобы сдерживать эту страстность в должных пределах. И в произведениях Лескова чувствуется страстное, неспокойное отношение к изображаемым предметам, которое при таланте менее крупном перешло бы в явную тенденцию; у Лескова же, как сильного художника, оно ослаблено, переведено в скрытое состояние, хотя некоторая тенденциозность в ту или другую сторону остается все-таки и в его произведениях. Наблюдательный и острый ум заставлял Лескова подмечать преимущественно дурную подкладку лиц и дел человеческих, но глубокое требование нравственного совершенства побуждало его к созданию идеальных типов, которые, как, например, его «Соборяне», производят на многих читателей наилучшее впечатление. Ставши под конец последователем нравственной доктрины Льва Толстого, Н. С. делал искренние усилия, чтобы подчинить свою кипучую натуру строгим правилам воздержания и бесстрастия. Сочинения Лескова, вероятно, вызовут серьезную и обстоятельную критику, и, вопреки его завещанию, умершего писателя будут много хвалить и много порицать; но все сойдутся, конечно, в признании за ним яркого и в высшей степени своеобразного таланта, которого он не зарывал в землю, а также — живого стремления к правде. КОММЕНТАРИИ: Н. С. ЛЕСКОВ Впервые — «Неделя», 1895, 26 февр., 9, с. 282. Личные и творческие взаимоотношения Соловьева и Лескова к настоящему моменту мало исследованы. Знакомство их, по–видимому, состоялось в 1877 г. в Петербурге, во время совместной службы в Ученом комитете Министерства народного просвещения (см.: Лесков А. Н. Ж изнь Николая Лескова. Т. 2. М., 1984, с. 145; а также: Лукьянов, IV, с. 108); дружеские отношения между ними установились с конца 1880–х гг., а в начале 1890–х Соловьев вошел в близкое окружение писателя, привлек его к сотрудничеству в журнале «Вестник Европы» (см.: Лесков Н. С. С обр. соч. в 11–ти т., т. 11. М., 1958, с. 479, 511; некоторые отзывы Лескова о Соловьеве см. там же и в указ. соч. А. Н. Лескова, по указателю). Соловьев провожал Лескова в последний путь (см.: Макшеева Н. А. В оспоминания о В. С. Соловьеве. — ВЕ 1910, 8, с. 165). Яков Петрович Полонский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Пушкин на столетие предвосхитил взгляд на древнюю иконопись как на высокое искусство, получивший полное и широкое признание только в наши дни» (Васильев 1994:189). Таким образом, икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитва и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство над ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы. Литература Болотов 1917 - В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, т.4. С-Пб., 1917. Булгаков 1991 - Сергий Булгаков, прот. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Васильев 1994 - Б.А. Васильев. Духовный путь Пушкина. М., 1994. Владимирская 1995 - Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконыБогоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. М.,1995. Воспоминания 1985 - А.С.Пушкин в воспоминаниях современников, т.1-2. М., 1985. Гоголь 1994 - Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. М., 1994. Карамзин 1987 - Н.М. Карамзин. Предания веков. М., 1987. Кнапп 1926 - Dr. Fritz Knapp. Perugino. Leipzig. 1926. Кока 1967 - Г.М. Кока. Пушкин перед картиной Рафаэля. - «Временник Пушкинской комиссии. 1964». Л., 1967. Крамской 1937 - И.Н. Крамской. Письма. Москва 1937. Лесков 1984 - Н.С. Лесков. О литературе и искусстве. Л., 1984. Монастыри 1995 - Русские монастыри. М., 1995. Обители 1910 - Православныя русския обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. С-Пб., 1910. Пильняк 1930 - Борис Пильняк. Собрание сочинений, т. VII. Повести с Востока. М.-Л., 1930. Приют 1979 - Приют, сияньем муз одетый. М., 1979. Просветитель 1993 - Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. Пустозерская 1989 - Пустозерская проза.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

1994: 189). Таким образом, икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитва и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство над ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы. Литература Болотов. 1917 — В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. СПб., 1917. Булгаков. 1991 — Сергий Булгаков , прот. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Васильев. 1994 — Б.А. Васильев. Духовный путь Пушкина. М., 1994. Владимирская. 1995 — Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. М., 1995. Воспоминания. 1985 — А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1985. Гоголь. 1994 — Н.В. Гоголь. Собрание сочинений: В 9-и т. М., 1994. Карамзин. 1987 — Н.М. Карамзин. Предания веков. М., 1987. Кнапп. 1926 — Dr. Fritz Knapp. Perugino. Leipzig, 1926. Кока. 1967 — Г.М. Кока. Пушкин перед картиной Рафаэля//Временник Пушкинской комиссии. 1964. Л., 1967. Крамской. 1937 — И.Н. Крамской. Письма. М., 1937. Лесков. 1984 — Н.С. Лесков. О литературе и искусстве. Л., 1984. Монастыри. 1995 — Русские монастыри. М., 1995. Обители. 1910 — Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1910. Пильняк. 1930 — Борис Пильняк. Собрание сочинений. Т. VII: Повести с Востока. М.; Л., 1930. Приют. 1979 — Приют, сияньем муз одетый. М., 1979. Просветитель. 1993 — Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. Пустозерская. 1989 — Пустозерская проза. Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. М., 1989. Пушкин. 1974 — А.С. Пушкин. Собрание сочинений: В 10-и т. М., 1974-1976.

http://pravoslavie.ru/46917.html

С. О литературе и искусстве. Л., 1984. С. 206). Но источники повести многочисленны, как и многообразны связи с народным творчеством и литературой об иконописи. Д. Н. Корин свидетельствовал, что во время создания «Запечатленного ангела» Л. «часто приходил в мастерские предпринимателя М. С. Пешехонова расспрашивать о древних иконах палехских мастеров» ( Туниманов В. А. Валаам в творчестве Н. С. Лескова// Лесков Н. С. Очерки и рассказы. 1988. С. 13). В повести переосмыслен мотив чуда, характерный для древнерус. сказаний об иконах. Старообрядцы выкрали незаконно отобранную у них чиновником и запечатанную («запечатленную») печатью икону ангела. Отношения в повести перевернуты: чиновник, рус. человек, преследует старообрядцев, англичанин пытается им помочь; чтобы вернуть икону, старообрядцы должны ее украсть. Они создают ее точную копию, но перед подменой с копии исчезла нанесенная на нее печать. Исчезновение печати с копии иконы получает совершенно реальное объяснение: иконописец Севастьян, автор копии, не осмелился нанести на икону печать и заменил ее листком бумаги с рисунком печати, к-рый и отклеился. После неудачной попытки вернуть икону настоящим чудом оказывается воссоединение старообрядцев с правосл. Церковью. Все события в повести имеют глубоко таинственный смысл: Бог и икона ангела через ее утрату приводят старообрядцев в правосл. Церковь. Этот финал показался мн. литераторам надуманным, а старообрядцы увидели в нем, что «устранение розни между господствующей церковью и старообрядчеством может быть плодом не насилия и богословской казуистики, а взаимной любви» ( Сорский. 1908). Сам писатель относил эту повесть к «баснословиям» (Собр. соч. 1958. Т. 11. С. 291). Церковнослав. лексика повести напоминает старорус. сказы - «словесную иконопись» ( Эйхенбаум. 1931. С. LVI). Стремление писателя к документализму обусловило восприятие повести как исторического источника, отражающего старообрядческую культуру. Это верно лишь отчасти. Так, особая любовь к иконе объясняется в т.

http://pravenc.ru/text/2463591.html

Митрополит Крутицький очолив чин поховання настоятеля Бобреневого монастиря (Жидкова) 10 2013 р. 18:17 7 апреля 2013 года, после совершения Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, на 59-м году жизни отошел ко Господу настоятель Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря Московской областной епархии игумен Игнатий (Жидков). Отпевание отца Игнатия 9 апреля совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа , епископа Зарайского Константина , духовенства Московской епархии. За богослужением молились игумении коломенских монастырей, прихожане Богородице-Рождественского монастыря и жители села Старое Бобренево Коломенского района. Перед началом заупокойной службы митрополит Ювеналий обратился ко всем со словами утешения и назидания. Во время чина отпевания слово над гробом игумена Игнатия произнесли епископ Серпуховской Роман и эконом Богородице-Рождественского Бобренева монастыря игумен Пимен (Лесков). Игумен Игнатий был погребен за алтарем Феодоровского храма Богородице-Рождественского монастыря, где до закрытия обители располагалось братское кладбище. Митрополит Ювеналий совершил на могиле литию и возложил к подножию креста корзину белых роз. Игумен Игнатий (в миру — Александр Алексеевич Жидков) родился 9 августа 1954 г. В 1977 г. закончил лечебный факультет Московского медицинского стоматологического института, а в 1990 г. — Московскую духовную академию . Иерейская хиротония была совершена 8 октября 1984 г. епископом Солнечногорским Сергием в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . 20 декабря 1986 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы пострижен в монахи. Был удостоен Патриарших и епархиальных наград: ордена свт. Иннокентия III ст. (2003 г.), ордена прп. Сергия Радонежского III ст. (2005 г.), медали «За усердное служение» I ст. (2011 г.), а также ордена св. Марии Магдалины III ст. Польской Православной Церкви и ордена свв. Кирилла и Мефодия III ст. Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В 1989 г. возведен в сан игумена, в 1998 г. назначен настоятелем Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря (Коломенский район Московской области), где прослужил почти 15 лет. При нем завершилось восстановление летнего Богородице-Рождественского храма, отреставрированы монастырская ограда и келейные корпуса, а также казавшийся не подлежащим восстановлению Феодоровский храм. Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2900789...

478. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония... С. 1035-1037. 479. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 541. 480. Ильин И.А. Т.6, кн.3. М., 1997. С. 473. 481. Зайцев Борис. Т.5. С. 458. 482. Литературное наследство. Т.68. С. 674-675. 483. Там же. С. 675. 484. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 394. 485. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 197. 486. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.1. СПб., 1905. С. 128-129. 487. Литературное наследство. Т.68. С. 675-676. 488. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 649. 489. Булгаков С.Н. Цит. соч. С. 18. 490. Там же. С. 20.   КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ   История всемирной литературы. Т.7. М., 1991; Т.8. М., 1994. История русской литературы. Т.3. Л., 1982; Т.4. Л., 1983. Антоний, архимандрит. Нравственное учение в сочинении Толстого «Царство Божие внутри вас» перед судом учения христианства. М., 1987. Бердников Г . А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984. Бердников Г. Над страницами русской классики. М., 1985. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». М., 1978. Бурба Дмитрий. Толстой и Индия: прикосновение к сокровенному. СПб., 2000. Бухаркин П.Е . Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках (проблема культурного диалога). СПб., 1996. Бялый Г. Чехов и русский реализм: Очерки. Л., 1981. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. Время и судьбы русских писателей. М., 1981. Гейдеко Валерий . А.Чехов и Ив.Бунин. М., 1987. Громов Михаил . Чехов. М., 1993. Гудзий Н.К. Л.Н.Толстой. М., 1960. Другов Б.М. Н.С.Лесков: Очерк творчества. М., 1961. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. Вып. 1-2. Петрозаводск, 1994, 1998. Елеонский Николай, священник. О «новом евангелии» гр. Толстого. М., 1887. Ермилов В.В. Толстой-романист: «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение». М., 1965. Есаулов И.А . Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблема интерпретации. М., 1979.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010