Непросто складывались отношения К. с церковными иерархами Галлии, среди которых главенствующее положение занял епископ г. Арелат (ныне Арль, Франция). Решением еп. (папы) Римского Зосимы (417-418) Арелатский еп. Патрокл получил широкие полномочия и фактически стал первенствующим иерархом (примасом) Галлии. Папа Бонифаций I хотел ослабить позиции Патрокла и потому сохранил за ним только права митрополита Вьеннской пров. В 426 г. еп. Патрокл, оказывавший значительное влияние не только на церковную, но и на политическую жизнь Галлии, был убит по указанию военачальника Флавия Констанция Феликса. Однако его преемники св. Гонорат и св. Иларий также делали все для возвышения Арелатской кафедры: вмешивались в дела др. церковных провинций, самостоятельно назначали епископов, оказывали покровительство монахам, в основном выходцам из Леринского мон-ря (см. Лерен ). В Галлию бежал некий Даниил, приехавший с Востока, которого обвиняли в осквернении посвященных Богу дев. Узнав об этом, К. направил в Арелат субдиак. Фортуната с требованием представить Даниила в Рим для суда. Однако Арелатский епископ (им скорее всего был св. Гонорат) не только не выдал Даниила, но и возвел его на епископскую кафедру. Тогда К. обратился к епископам Вьеннской и Нарбонской провинций с посланием, призвав галльских иерархов устранить вошедшие в обычай злоупотребления (28 июля 428 - Jaff é . RPR. N 369; PL. 50. Col. 429-436). К. указывал, что на епископские кафедры можно возводить только клириков, в течение долгого времени служивших в определенном диоцезе, имеющих пастырский и адм. опыт (в соответствии с 13-м каноном Сардикийского Собора (343) и распоряжениями предшественников, Римских епископов Сириция, Иннокентия I и Зосимы). Поэтому К. возражал против существовавшей в Галлии практики возводить на кафедры монахов как чужестранцев и мирян (laici; не имевшие священного сана монахи считались мирянами) и не одобрял ношение епископами монашеского одеяния. К. осудил введенный в Галлии запрет на предсмертное покаяние (запрет обосновывали тем, что умирающий не сможет исполнить епитимию), хотя практику причащения на смертном одре одобрил еще папа Иннокентий I в послании к Экзуперию, еп. г. Толоза (ныне Тулуза) ( Innocent. I, papa. Ep. 6//PL. 20. Col. 498-499). К. не удалось преодолеть сопротивление галльских епископов в этом вопросе; впосл. св. Лев I Великий поднял тему предсмертного покаяния в письме Теодору, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс) ( Leo Magn. Ep. 108//PL. 54. Col. 1011-1014). К. запретил митрополитам вторгаться в чужие провинции (эта мера имела цель ограничить влияние Арелатского епископа) и призвал галльских иерархов привлечь к церковному суду Массилийского (Марсельского) епископа, который выразил неумеренную радость при известии об убийстве Патрокла Арелатского (см.: Mathisen. 1989. P. 97-100).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Одной из ключевых фигур, связанных с леринским монашеством, является прп. Иоанн Кассиан, уроженец Востока, переселившийся на Запад и осевший в Массилии (ныне Марсель). Он известен прежде всего фундаментальными трудами «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования», в к-рых систематически изложены аскетические наставления и принципы устроения монастырской жизни. Через него в лат. традицию перешло учение Евагрия Понтийского о молитве, борьбе со страстями и созерцательной жизни (подробнее см. в ст. Иоанн Кассиан Римлянин ). Воплощением предписаний прп. Иоанна Кассиана на практике и своеобразным итогом 1-го этапа развития лат. монашеской традиции стало появление общежительного мон-ря Кондадискон, сведения о котором содержатся в «Житиях Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда». В этом мон-ре впервые на Западе был введен общий дормиторий вместо отдельных келий для каждого монаха (см. в ст. Евгенд ). Несмотря на конфликт леринских монахов с папским престолом, влияние леринской традиции в нач. VI в. было заметно и в Италии. Эннодий, еп. Тицина, написал «Жизнь монаха Антония Леринского». Согласно повествованию, Антоний был учеником странствующего аскета св. Северина, жизнь к-рого описал друг Эннодия Евгиппий . Св. Северин в 3-й четв. V в. основал 2 мон-ря в пров. Норик: в Фавианисе на Дунае (большой мон-рь) и в Бойотро (небольшой мон-рь). Когда монахи бежали от варваров в Италию, мощи Северина были перенесены в поместье Лукуллан под Неаполем, где был основан новый мон-рь, 2-м аббатом к-рого стал Евгиппий. От Леринского мон-ря линия преемственности ведет также к свт. Кесарию Арелатскому, к-рый в юности жил в этой обители, а затем основал женский мон-рь в Арелате для своей сестры Кесарии Старшей. Свт. Кесарий составил «Правила для дев» - один из первых нормативных уставов, которым вводился полный затвор для монахинь (право выхода из мон-ря по необходимости закреплялось только за настоятельницей). Этот устав и зависящие от него «Правила для монахов» впосл. были приняты в ряде мон-рей Галлии, напр. в мон-ре Св. Креста, основанном в Пиктавии св. Радегундой. Эта обитель, один из ранних примеров королевских мон-рей, находилась на попечении королевской фамилии. В меровингскую эпоху мон-ри стали рассматриваться как места, в которых сохраняется память о предках и возносятся молитвы за правящую династию и семьи знатных благотворителей. Мон-ри также стали служить хранилищами родовых богатств и убежищами. В мон-рях стали накапливаться значительные материальные богатства, появились земельные пожертвования. Поэтому в конфликтах между мон-рями и местными епископами правители часто вставали на сторону мон-ря. Вопрос об автономии мон-рей приобрел политическое значение.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

V. В Англию и Ирландию М. пришло неск. путями (через странствующих аскетов и через миссии, отправлявшиеся галльскими епископами и римскими папами). Напр., традиция, восходящая к Леринской обители и прп. Иоанну Кассиану, могла быть принесена в результате миссии святых Германа, еп. г. Автиссиодур, и Лупа, еп. Трикасс. В миссию св. Августина, архиеп. Кентерберийского, отправленную свт. Григорием Великим, входили рим. монахи ( Beda. Hist. eccl. I 23), которых долгое время считали бенедиктинцами. С их помощью, вероятно, св. Августином был основан мон-рь рядом с Кентербери (Ibid. I 33). Однако первым англ. мон-рем, в к-ром несомненно действовал Устав Бенедикта, был мон-рь в Рипоне, к-рый возглавлял св. Вильфрид . При этом в мон-рях Вермут и Ярроу, основанных спутником Вильфрида св. Бенедиктом Бископом , к-рый провел 2 года в качестве монаха в Леринской обители, вероятно, действовал смешанный устав. В Ирландии, где изначально было трудно провести границу между мон-рем, базиликой и приходом, к-рые представляли собой единое «церковное поселение», в VI в. началось формирование крупных монастырских объединений - «общины Колумбы » с центром на о-ве Иона (Айона) и «общины Комгалла » с центром в Беннхоре (ныне Бангор), организованных по типу парухий. Согласно Житию св. Колумбы, составленному св. Адамнаном, аббат старшего мон-ря мог единолично распоряжаться монастырским имуществом, назначать настоятелей в малые мон-ри и т. д. Монастырские должности часто передавались по наследству. Во мн. мон-рях имело место смешение общежительного М. и анахоретства. Кельтские монахи были ориентированы на пастырское попечение и миссионерство. Особенно значительной миссия ирл. монахов оказалась в Нортумбрии, где она вскоре столкнулась с англосаксонской миссией, и на континенте. В Галлии в качестве добровольного изгнанника оказался св. Колумбан . Им и его спутниками были основаны неск. мон-рей в Галлии (Анаграты, Луксовий, Фонтаны) и в Сев. Италии ( Боббио ), отличавшихся суровой дисциплиной, но привлекавших множество паломников и местных жителей, желавших получить духовное наставление. Для колумбановской традиции исключительное значение имели беспрекословное послушание монахов настоятелю, аскетические практики максимально строгого поста, молчания и умерщвления плоти. Сам св. Колумбан конфликтовал как с местными галльскими епископами, так и с королевской властью. Опорой для него и его преемников стали рим. папы. При этом сеть колумбановских монастырей не представляла собой единой конгрегации, но лишь общую традицию. Аббаты не избирались братией, но присылались из Боббио или Луксовия (после этого они ничем не были обязаны «материнской» обители). Устав св. Бенедикта

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Epp. T. 3. P. 45-48). Тогда К. обратился к подчиненным епископам с пространным письмом, в к-ром заявлял о неуместности их милосердия по отношению к Контумелиозу (Ibid. 35//Ibid. P. 47-54). Деятельность по устройству монастырской жизни К. всегда хранил верность аскетическим идеалам своей юности и с любовью и почтением относился к Леринскому монастырю и его насельникам ( Delage. 1971. P. 44). Настоящий гимн Леринскому монастырю находится в одной из проповедей К., обращенной к монахам ( Caes. Arel. Serm. 236. 1). В Арелате К. по примеру блж. Августина организовал полумонашескую общину, состоявшую из клириков, которые разделяли с ним общую трапезу, совершали монастырские службы, а некоторые жили в одном доме с епископом ( Delage. 1971. P. 59-60). В проповедях К. приравнивал клириков к монахам ( Caes. Arel. Serm. 237. 3). Предполагают, что в арелатской общине клириков, в частности, был воспитан Киприан, буд. еп. Телонский и автор Жития К. ( Delage. 2010. P. 20). Аскетическая община клириков не была новым явлением в Арелате: подобную общину организовал свт. Иларий Арелатский, который ранее также был леринским монахом ( Christophe. 1969. P. 49). Церковь мон-ря прор. Иоанна Предтечи в Арелате, Франция. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь мон-ря прор. Иоанна Предтечи в Арелате, Франция. Фотография. Нач. ХХ в. Одним из главных дел жизни К. было устроение в Арелате жен. монастыря (см.: Vita Caesarii. I 28 sqq.) со строгим общежительным уставом. В этом мон-ре К. планировал поселить аскетическую общину во главе со своей сестрой - Кесарией Старшей. Поэтому ранее К. послал сестру в мон-рь Христа Спасителя в Массилии, основанный прп. Иоанном Кассианом, чтобы она могла научиться там монашеской жизни и в дальнейшем руководить сестрами ( Delage. 2010. P. 65). В основании К. жен. мон-ря усматривают сознательное подражание блж. Августину ( Klingshirn. 1994. P. 105). Ок. 506 г., спустя неск. месяцев по возвращении из ссылки в Бурдигалу и, вероятно, после Собора в Агате, К. приступил к строительству монастыря в окрестностях Арелата, предположительно возле одной из главных святынь города - могилы мч.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Это подтверждается решающей ролью Лингонского еп. Григория: он настоял на возвращении И. из Леринского мон-ря и передал ему управление общиной. Сведения Жития о том, что по возвращении из Леринского мон-ря И. ввел в своей обители устав св. Макария, использовались исследователями при выяснении вопроса о Леринском уставе. Мнение Ф. Масаи о тождестве устава прп. Макария с т. н. уставом Учителя (Regula Magistri) было опровергнуто А. де Вогюэ (La Règle du Maître/Éd. A. de Vogüé. P., 1964. T. 1. P. 148-149. (SC; 105)), к-рый издал текст устава прп. Макария (Les Règles des Saints Pères/Éd. A. de Vogüé. P., 1982. T. 1: Trois Règles de Lérins au Ve siècle. P. 372-389. (SC; 297)). Отметив, что агиограф прямо не связывает устав прп. Макария с Леринским мон-рем, де Вогюэ тем не менее предположил, что этот устав был составлен в кон. V в. леринским аббатом Порхарием (Ibid. P. 118-119, 343-347). Не принимая гипотезу об авторстве Порхария, У. Клингширн согласился с мнением о том, что устав прп. Макария действительно был принят в мон-ре не позднее кон. V в. ( Klingshirn W. E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Camb., 1994. P. 25-26). По сведениям Жития И., в кон. V - нач. VI в. Леринский мон-рь оставался крупным духовным центром, привлекавшим монахов из всех частей Галлии (Vita S. Leobini//MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 74). По свидетельству Ионы, мон-рь, основанный И. был устроен по образцу Леринской обители - поселение монахов, соблюдавших общежительный устав (cenobium), было окружено кельями отшельников (monasterium). Аббатство Мутье-Сен-Жан. Фотография. Нач. XXI в. Аббатство Мутье-Сен-Жан. Фотография. Нач. XXI в. Несмотря на ряд указаний агиографа, хронология жизни И. определяется лишь приблизительно. Деятельность И. в качестве аббата монастыря относится к 1-й пол. VI в., святой скончался не ранее 536 г. Некоторые исследователи (Ж. Марилье, Р. Обер) приводят данные о смерти И. ок. 545 г.; Круш полагал, что святой скончался в 543 или 544 г. ( Krusch. Zwei Heiligenleben. 1893. S. 398). Преемник И. Сильвестр был современником св. Германа († 576), еп. г. Паризии (ныне Париж) ( Venantius Fortunatus. Vita S. Germani//MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 19). Более точными являются географические указания агиографа, из которых следует, что монастырь И. находился близ совр. сел. Менетрё-ле-О. Вокруг церкви, построенной над могилой И., образовалось сел. Корсен (франц. Corsaint, от лат. Corpus Sancti - тело святого).

http://pravenc.ru/text/469414.html

Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Помимо августиновских в Сев. Африке существовали и иные мон-ри (напр., возле Карфагена - Aug. Retractat. 2. 47). Однако гонения, начавшиеся после установления власти вандалов, вынудили нек-рых североафриканских монахов бежать в Европу. Нек-рая стабилизация произошла только к кон. V в. при кор. Гунтамунде, что привело к возрождению М. в пров. Бизацена. На Карфагенских Соборах 525 и 536 гг. обсуждался вопрос о власти епископа над мон-рем. Принятое решение отличалось от постановлений IV Вселенского (Халкидонского) Собора: была провозглашена независимость мон-ря от местного епископа, к-рому не разрешалось размещать в мон-ре свою кафедру и вмешиваться в избрание настоятеля; монахи в первую очередь должны следовать уставу, данному основателем мон-ря; за епископом сохранялись только литургические функции и право ординации клириков для мон-ря (CCSL. 249. P. 273-275, 283). Араб. завоевание Сев. Африки постепенно уничтожило местную монашескую традицию. III. В Галлии М. появилось, вероятно, после возвращения из ссылки ок. 360 г. свт. Илария Пиктавийского. Однако «отцом» галльского М. считается свт. Мартин, еп. г. Туроны, основавший в 60-х - нач. 70-х гг. IV в. мон-рь в Локотигиаке (ныне Лигюже, близ Пуатье) и т. н. Большой мон-рь (ныне Мармутье, в черте Тура). Хотя оба мон-ря сохранились и продолжили свое существование в средние века, их первоначальный характер и устройство являются предметом дискуссий (подробнее см. в ст. Мартин , св., еп. г. Туроны, разд. «Монашество Мартина и основанные святым обители»). В нач. V в. крупным центром монашеской традиции на юге Галлии стала островная Леринская обитель, основателями к-рой были святые Гонорат , впосл. еп. Арелатский, Капразий и Евхерий . На о-вах, к-рые занимало это монашеское поселение, сосуществовали разные типы подвижничества: отшельники и общежительные монахи, аристократы с семьями и слугами, жен. монашеская община, всегда было много паломников и гостей. Родственные связи монахов с аристократическими семьями и близость обители к Арелату, ставшему на некоторое время крупным административным центром после перенесения префектуры из Тревер, подняли престиж Леринской обители и сделали ее субъектом церковной политики того времени. Как сами леринские монахи, так и близкие к ним церковные писатели, жившие в соседних регионах, оставили после себя большое количество литературно-богословских сочинений (в т. ч., вероятно, неск. монашеских уставов), составивших впосл. ядро раннесредневекового монашеского корпуса текстов, читавшихся по всей Европе. При этом сама леринская традиция прервалась (хотя монастырь существовал в средние века; подробнее см. в ст. Лерен ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПРАЗИЙ [Капрасий; лат. Caprasius; франц. Caprais] († после 433), св. (пам. зап. 1 июня), отшельник, один из основателей Леринского мон-ря (впосл. аббатство Лерен на о-ве Сент-Онора, архипелаг Лерен, Франция). Наиболее подробные сведения о К. содержатся в «Слове о жизни св. Гонората», составленном св. Иларием , еп. Арелатским (Арльским), вскоре после кончины св. Гонората († 429/30). Согласно св. Иларию, братья Венанций и Гонорат решили вести аскетический образ жизни, оставили родину (Галлию) и отправились на Восток. По пути они встретили старца-подвижника К. и «приняли его как руководителя в Господе и хранителя своей юности», «всегда называли отцом, считая его своим отцом во Христе». Вместе они отплыли на Восток, чтобы подвизаться с прославленными аскетами. Но когда они достигли Греции, Венанций внезапно скончался, после чего Гонорат принял решение вернуться в Галлию. Поселившись на Леринских о-вах, он основал мон-рь. По свидетельству св. Илария, К. также подвизался на Леринских о-вах и вел «ангельский образ жизни», за что «Христос причисляет его к Своим друзьям». Ко времени составления «Слова...» К. был еще жив (Sermo sancti Hilarii de vita sancti Honorati. 11-15). Свт. Евхерий († ок. 450), ученик св. Гонората и впосл. епископ Лугдунский (Лионский), в посвященном св. Иларию соч. «Похвала пустыне» упоминал среди насельников Леринского мон-ря «достопочтенного по своей строгости Капразия, равного древним святым» ( Eucherius. De laude eremi. 42). Сидоний Аполлинарий († ок. 490) называл К. в числе леринских монахов, прославившихся подвигами и святостью ( Sidon. Apoll. Carm. XVI 110-114//MGH. AA. T. 8. P. 241). В Житии Илария Арелатского сообщается о том, что «святой Капразий... вел ангельскую жизнь на островах». Узнав о его тяжелой болезни, Иларий поспешил на Леринские о-ва и бросился к ногам отшельника, умоляя «великого обитателя пустыни» (tanto eremi incolae) помянуть его в Царстве Небесном (Vita sancti Hilarii episcopi Arelatensis. 12). В этот период Иларий занимал епископскую кафедру в Арелате (429/30-449), во время посещения мон-ря его сопровождали епископы Максим из г. Рейи (ныне Рьез) и Теодор из г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), к-рые были возведены на кафедры в 433 г. Т. о., К. скорее всего скончался после 433 г.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

Когда их число существенно увеличилось, было решено создать монашескую общину. «В конце концов, для того чтобы узнать об образе жизни подвижников, он (Иоанн) пришел в Леринский мон-рь, где в то время образ подвижничества досточтимого Гонората многих наставлял и убеждал придерживаться устава (regularis disciplinae normam tenere eos commonebat)». Обитель на о-ве Лерин (ныне Сент-Онора, близ г. Кан), основанная в нач. V в. свт. Гоноратом († 429), была наиболее известным и влиятельным мон-рем в Галлии. Прибыв туда с 2 товарищами, И. под видом простого монаха 1,5 года трудился в полном послушании у монахов, живших в окрестностях обители. Когда И. явился в мон-рь (cenobium), его узнали насельники, наслышанные о его ранних подвигах. Об этом сообщили св. Григорию, еп. Лингонскому (506/7-539/40), к-рый послал И. письмо с требованием вернуться на родину. В др. письме, направленном настоятелю и братии Леринского мон-ря, епископ просил не задерживать подвижника. Вернувшись в свою общину, И. с помощью мон. Филомера ввел в ней устав прп. Макария Великого . Вскоре подвижника навестила мать, но он, памятуя об аскетическом призвании, вышел к ней лишь на короткое время. Иоанн Реомский. Скульптура. Кон. XVI в. (ц. св. Петра в Аньер-ан-Монтань) Иоанн Реомский. Скульптура. Кон. XVI в. (ц. св. Петра в Аньер-ан-Монтань) Дальнейшее повествование Ионы посвящено устроению мон-ря и чудесам святого, к-рый представлен как щедрый благотворитель и обличитель неправедных. Согласно Житию, одно из чудес И. было совершено во время войны кор. франков Теодеберта I с остготами (536). Сведения агиографа о том, что после вторжения в Италию Теодеберт поручил ведение военных действий дуксам Муммолину (Муммолу) и Букцелину, подтверждаются Григорием Турским ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 32) и Павлом Диаконом ( Paul. Diac. Hist. Langobard. II 2). По свидетельству Ионы, слава И. как аскета и чудотворца распространилась по всей державе франков, и в его мон-рь приходили монахи. Святой скончался 28 янв. в возрасте примерно 120 лет и был погребен в указанном им самим месте близ мон-ря (aut procul a cenobio infra terminos monasterii).

http://pravenc.ru/text/469414.html

н. южноитал. редакцию «Правила 4 отцов» (первый и последний памятники сохр. в единственной рукописи). В составе «Правила для дев» свт. Кесария Арелатского есть описание богослужения по чину Леринского мон-ря (Ordo Lirinensis - Caes. Arelat. Reg. ad virg. 66. 2-17). В «Правиле 4 отцов» и во «Втором правиле отцов» службы суточного круга (ordo psallendi) упоминаются, но их содержание практически не раскрывается (Regula sanctorum patrum. II 11; Statuta patrum. 17). В изложении Кесария представлен устав довольно развитых служб суточного круга - 3-й, 6-й, 9-й, часы, lucernarium (вечерня), 12-й час, ноктурны (без утрени), к-рые содержат псалмы, антифоны, чтения из НЗ (Деяния св. апостолов, Откровение Иоанна Богослова, Евангелие) и гимны. Используется специальная литургическая терминология: capitellum (псалмический стих), directaneus (псалом без антифона), antiphonae minores (сокращенные антифоны), missae (чтения). Подробно описываются службы на Светлой седмице начиная с 1-го дня Пасхи, а также указываются бдения в течение всего года. Хотя в уставе трудно отделить элементы, привнесенные свт. Кесарием, от собственно леринских, очевидна его связь с вост. монашеской традицией и трудами прп. Иоанна Кассиана. Вопросы, связанные с устройством и уставом Леринского мон-ря в V-VI вв., остаются открытыми. Нет твердых доказательств принадлежности тех или иных текстов к леринской традиции. В аутентичных сочинениях церковных деятелей и наставников монашества, связанных с мон-рем, жизнь на Лерине, как правило, описана в общих словах. Обычно считается, что на острове существовал общежительный мон-рь (киновия), а вокруг него и на соседних островах находились жилища «отшельников», причем нек-рые занимали их вместе с членами своих семей. Возможно, формы жизни леринских монахов со временем менялись в сторону консолидации общежития (см.: Gioanni S. «Être véritablement moine»: Les représentations de l " identité ascétique dans la pastorale lérinienne (Ve-VIe siècles)//Lérins. 2009. P. 141-165). Высказывалось мнение, что в ранних зап.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

[лат. Virgilius] ( 609/10), свт. (пам. зап. 7 или 10 окт. в Арле, 5 марта на Лерене), еп. г. Арелат (совр. Арль, Юж. Франция). Род. в Аквитании, происходил из знатной семьи, принадлежавшей к консульскому сословию. Получил классическое образование. Отказавшись от брака, принял монашеские обеты и удалился в мон-рь на о-ве Лерин (совр. Лерен), где посвятил себя изучению творений св. отцов. В 575 г. был избран настоятелем Леринского мон-ря. В. приписывается введение на Лерине бенедиктинского устава или, что более вероятно, одной из его разновидностей, адаптированной к более древним правилам мон-ря. Позднее св. Сиагрий, еп. Августодунский, поручил В. управление мон-рем в честь св. Симфориана в Августодуне (совр. Отён). В 588/89 г. при поддержке св. Сиагрия В. был возведен в сан архиепископа Арелатского. В период епископства В. был реконструирован кафедральный собор св. Стефана в Арелате и построена ц. в честь Спасителя. Также В. основал мон-рь в честь свт. Гонората , еп. Арелатского, в к-ром ввел непрерывное богослужение (laus perennis), по образцу к-польского мон-ря акимитов . В. поддерживал активные контакты с папой Григорием Великим, признавшим его первенствующим епископом Галлии и своим викарием в этом регионе ( Gregor. Magn. Ep. 5, 53). Сохранилось неск. посланий папы Григория к В., в одном из к-рых понтифик советует обращать иудеев в христианство средствами убеждения, а не насилием (Ep. 1, 47). В др. посланиях Григорий Великий касается дисциплинарных вопросов, в частности борьбы с симонией, недопустимости рукоположения мирян во епископа без прохождения низших степеней священства (Ep. 5, 53), необходимости проведения ежегодного провинциального Собора (Ep. 9, 106). В. участвовал в рукоположении во епископа Августина Кентерберийского (596), направлявшегося из Рима через Арелат в Британию. Скончался В. в возрасте ок. 100 лет, после 21 года епископского служения. Погребен в построенной им ц. Спасителя, в Арелате. Почитание В. началось сразу после его смерти не только в Арелате, но и на Лерине. Он стал вторым по времени, после свт. Гонората, из леринских монахов, чей культ утвердился в этом мон-ре, в то время как многие его предшественники еще не почитались здесь как святые. Основным источником о жизни В. следует считать письма папы Григория к нему, поскольку Житие В., написанное в 1-й пол. VIII в., не вполне исторически достоверно, т. к., за исключением нек-рых фактов, представляет собой плагиат «Жития св. Максима Регийского», написанного Патрицием Динамием.

http://pravenc.ru/text/158732.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010