Но очень скоро радость сменилась в нем огорчением: «Карпов твердо обещал мне открыть собор, а здешний уполномоченный говорит, что ему ничего не известно». И наконец 10 августа все того же 1944 года: «Собор будет открыт только по ходатайству верующих, но нет до сих пор инициаторов, все боятся». Эти письма написаны в пору самой нежной дружбы Сталина с Церковью. В месяцы, когда и архиепископ Лука – член Синода – кое-что весил в глазах Совета по делам Православной Церкви. Как же объяснить упорство, с которым власти водили за нос Тамбовского архиерея и его паству? Ответить мог только один человек – тогдашний секретарь епархии Иван Петрович Леоферов, о. Иоанн. Но Леоферов давно покинул Тамбов. Рукоположен в епископы и под именем Владыки Иннокентия занимает кафедру в Калинине (Твери). Вернувшись в Москву, звоню по телефону в Калинин. Владыка разрешает приехать. До бывшей Твери электропоездом теперь всего три часа ходу. Улица Софьи Перовской, II. Епархия. Полутораэтажный домик без всякой вывески. Хитро запрятанный дверной звонок. Архиепископ Иннокентий – рыхлый старик, в толстых, скрывающих глаза очках – оказался неожиданно владельцем сильного, волевого голоса и хорошей дикции. Под стать голосу и суждения – четкие, без воды и трусливых уверток. Да, Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов хотел открыть собор в Тамбове, но тогдашний председатель облисполкома Козырьков и первый секретарь обкома партии Волков – комсомольцы двадцатых годов всячески этому сопротивлялись. Козырьков, впрочем, вскоре умер. Владыка Лука диагносцировал у него неоперабельный рак желудка. Но Волков так до конца войны и не допустил, чтобы в городе открыли второй храм. А после войны в Москве об этом больше не заикались. Козырьков Иван Трофимович, кстати сказать, относился к Владыке неплохо, но рассматривал его только как медика, случайно попавшего в «церковный омут». Однажды, еще до болезни, он пригласил Луку к себе в кабинет и, желая выразить ему расположение, спросил: – Чем вас премировать за вашу замечательную работу в госпитале? – Откройте городской собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Алипий (Хотовицкий Антон Антонович; 1901-1977), архиепископ б. Винницкий и Брацлавский Епископ Полтавский и Кременчугский в 1961 г., временно управляющий Биография Архиепископ Алипий (Хотовицкий) В миру Хотовицкий Антон Антонович, родился 17 ноября 1901 года в с. Доросиси Волынской губернии, в семье священника. В семье Хотовицких было 13 детей, из них двое были близнецами: Антон и Владимир, скончавшийся в 1975 году, остальные умерли в детском возрасте. Дядя архиеп. Алипия был главным врачом и ассистировал академику В.П. Филатову, прадед Степан Фомич Хотовицкий - первый русский ученый-педиатр, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины и определил ее цели и задачи. Антон Антонович окончил Мацновское (?) духовное училище, затем Житомирскую духовную семинарию и Житомирское пастырское училище. В 1922 году был рукоположен в сан диакона и священника епископом Волынским Аверкием (Кедровым) и служил на приходах Житомирской епархии. С 1937 году находился на гражданской службе. В 1941 году был благочинным Житомирского округа. С 1947 года - настоятель Никольского собора в г. Бердичеве и благочинный округа. В 1955 году был настоятелем Михайловской церкви в г. Житомире, затем епархиальным ревизором и секретарем архиепископа Житомирского. 10 июня 1958 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре епископом Переяслав-Хмельницким Нестором (Тугай), а 11 июня того же года был возведен в сан архимандрита. 15 июня 1958 года хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. Хиротонию совершали: архиепископы Харьковский Стефан (Проценко), Днепропетровский Гурий (Егоров), Черниговский Андрей (Сухенко) и епископ Кировоградский Иннокентий (Леоферов). С 23 ноября 1960 года было поручено временное управление Харьковской епархией. 16 марта 1961 года освобожден от временного управления Харьковской епархией. С 19 июля 1961 года временно управлял Симферопольской епархией. С 14 августа 1961 года - епископ Днепропетровский и управляющий Крымской епархией. С 14 ноября 1961 года - епископ Полтавский и Кременчугский. С 30 марта 1964 года - епископ Винницкий и Брацлавский. 24 апреля 1966 года возведен в сан архиепископа и назначен временно управляющим Киевской епархией, а 14 мая того же года освобожден от временного управления Киевской епархией. 11 ноября 1975 года уволен на покой по болезни с назначением архиерейской пенсии. Местом жительства определен Одесский Успенский монастырь. В 1976 году здоровье архиеп. Алипия ухудшилось, он ослеп и был прикован к постели. Соборовался, несколько раз причащался Св. Тайн Христовых. В последний раз принял Св. Тайны Христовы за несколько часов до кончины. Скончался 30 мая 1977 года, на 77 году жизни. Отпевание 1 июня совершил митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров) в сослужении монастырской братии, преподавателей и воспитанников семинарии в священном сане, а также клириков Винницкой епархии. Погребен архиепископ Алипий на монастырском кладбище Одесского Успенского монастыря. 22 мая 2024 г.

http://crimea.pravoslavie.ru/160346.html

Студент ЛДА. 1964 год Служил я в Кировоградском соборе при епископе Иннокентии (Леоферове) иподиаконом почти два года. Мне дали справку, что я иподиакон, и я поехал в район получать паспорт. Хотя деревенским жителям паспорта не выдавали, но это было как бы неофициально, ведь нигде в законе не было записано, что кому-то не нужно выдавать паспорта. Поэтому, если человек настаивал, паспорт ему всё же выдавали. Я настоял, и мне выдали. В восемнадцать лет я подал документы в Киевскую духовную семинарию. Ректором в то время был архимандрит (вскоре епископ Подольский) Иоанн (Вендланд), он и принимал экзамены. Инспектором был будущий митрополит Киевский Филарет (Денисенко), который ушел потом в раскол. Три года я проучился в этой семинарии, она находилась в Андреевском соборе, иногда даже иподиаконствовал у владыки Иоанна. Преподавателями в основном были те, кто отсидел за веру. Но началась очередная антирелигиозная кампания, ленинг радский протоиерей Александр Осипов и некоторые другие священники публично отреклись от веры, и из восьми действовавших семинарий пять закрыли: Киевскую, Ставропольскую, Саратовскую, Минскую и Волынскую. Оставили только Московскую, Ленинградскую и Одесскую. Нам сказали: «Если хотите, поступайте в Одесскую семинарию». То есть не перевели, а просто вернули документы. Я поступил в четвертый класс, закончил и подал документы в Ленинградскую духовную академию . Мне долго не отвечали - потом узнал, что в то время она висела на волоске, в газетах развернули кампанию «Гнездо контрреволюции в городе трех революций»... Но потом все-таки ответили. Я приехал и поступил. Первый курс был укомплектован из выпускников семинарий, которые были закрыты. А в Ленинградскую семинарию в том году был такой набор в первый класс, что хотелось плакать. Уполномоченный следил, чтобы брали только тех, кого больше никуда не возьмут, в том числе людей с психическими отклонениями. Надеялись, что это дискредитирует Церковь, но горе-семинаристы принесли уполномоченному так много неприятностей своим поведением, что он от этой политики отказался.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/6/cerko...

В январе именно этого, 1954 года бывший к тому времени наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Пимен (Извеков) вступил в должность наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры. Здесь, в обители преподобного Сергия, сложились глубоко духовные отеческо-сыновние отношения между архимандритом Пименом и священноархимандритом Лавры Святейшим Патриархом Алексием (Симанским). Святейший Алексий отечески полюбил архимандрита Пимена за его безраздельную преданность святой Лавре. Особенно это было заметно, когда на одном из академических вечеров в бытность мою студентом Московских духовных школ Святейший говорил о духовной дружбе митрополита Московского Филарета (Дроздова) с его наместником в Лавре архимандритом Антонием, который был и духовником митрополита. Рассказывая в назидание нам, будущим пастырям, об этих замечательных человеческих отношениях, он напомнил и о высокой дружбе святых учителей Церкви Василия Великого и Григория Богослова. Все присутствующие в зале смотрели на сидящих рядом Патриарха Алексия и его наместника отца Пимена и чувствовали реальность подобных отношений, сплоченных единым стремлением служить духовным нуждам верующего народа и в наши дни, как и на заре христианской истории. 17 ноября 1957 года за Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе града Одессы Святейший Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского, викария Одесской епархии. В хиротонии участвовали архиепископ Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископ Кишиневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), епископ Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов), епископ Переяславль-Хмельницкий Нестор. Полагаю, мои собратия архипастыри согласятся со мной в том, что рукоположение в епископский сан — это событие столь важное и поворотное в жизни монаха, что оно сравнимо третьему рождению в мир — после материнских родов и монашеского пострига. Именно поэтому так важно, на мой взгляд, сказать несколько слов о тех архиереях, которые возложением рук преподали апостольскую благодать будущему Патриарху.

http://patriarchia.ru/db/text/1227641.ht...

Накануне, в субботу, и во вторник 28-го я был в Облисполкоме и виделся с уполномоченным от Совета при Совнаркоме Медведевым Ник[олаем] Дмитр[иевичем] и секретарем Тарабариным Влад[имиром] Вас[ильевичем], которые оба были оч[ень] внимательны и, в частности, Тарабарин обещал всякое содействие в смысле отправки обратно, предлагал гостиницу и т. п. Так как горфининспектор Баяков проявлял много несуразностей в деле взимания налогов с причта и старосты с просфорней, то я обратил на это внимание Уполномоченного и секретаря. Последний сразу же позвонил Завгорфо, а потом оба они вызывали Баякова и приняли меры к обузданию его. Я назначил о. Леоферова благочинным прав[ославных] приходов Тамб[овской] епархии, обсудил с ним вопрос о новых пунктах и поручил переговорить и обсудить вопрос с Уполномоченным. Являлись ко мне староцерковники– Каргашинский, Аристарх Кедров, Добронравов, игумен Антоний Боровков. Ознакомил их с документами и изложил способ и порядок приема. Удовлетворены, обещали служить. Просили открыть второй храм и определить. Являлись также свящ[енник] П. Бузаев, диакон В. Пешков. Приходила жена прот[оиерея] В. Лебедева, служившего в с[еле] Боголюбове Ивановс[кой] обл[асти], которого хорошо знает Патриарх. Он во второй ссылке, и она просила напомнить о нем Патриарху. Уехал я 29 дек[абря] в 5 ч[асов], приехал в Саратов 31-го утром в 7 часов. Вечером служил ночной молебен под Новый год, но о. Борис не предупредил верующих, не желая ночного молебна, и собралось мало. Я сказал слово. Начали за полчаса раньше– часы соборные так показывали. Все это меня крайне удивило, и настроение создалось скверное. Наутро я неожиданно для причта явился в храм и служил молебен, перед которым открыто сказал, что собралось ночью мало, п[отому] ч[то] не были предупреждены. Настоятель почувствовал и посредине молебна «из-за сердца» ушел в алтарь. Вечером служил, но показывал вид больного (лежал с компрессом в сторожке), а утром не служил совсем. Но во время причастия попросил разрешения «побеседовать» в сторожке после литургии. Здесь выложил все свои «обиды», указав на свои заслуги и старания. Я выслушал и ответил спокойно и прямо, что я обижен неисполнением моего предложения, а что вообще, если я и писал ему из Москвы о том, что он выделывал тут с архиерейскими выкличками и прочее, так исключительно в его интересах, потому что все это может дойти до Патриархии через того же архиеп[ископа] Андрея, и тогда его шансы там могут быть поколеблены, а он– человек молодой, вся будущность впереди, и он должен дорожить своей репутацией. Смирение и послушание– наш монашеский лозунг, и его нам обоим надо держаться...

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В ходе взятого курса на ликвидацию обновленческой церкви из ведения обновленческого Московского епархиального управления были изъяты кафедральный собор Воскресения Христова в Сокольниках и кладбищенские храмы Москвы, обеспечивавшие финансовую самостоятельность обновленческого руководства. После возвращения «митрополита» Александра (Введенского) из Ульяновска в его подчинении оставался только храм св. Пимена Великого в Москве Пасха в 1944 г. пришлась на 16 апреля, а 20 апреля патриарх Сергий писал архиепископу Молотовскому Александру (Толстопятову) : «На второй день праздника я служил в Сокольниках, в бывшем гнезде обновленцев. В числе сослужащих был епископ Виталий, их первоиерарх » . Архиепископ Григорий также рассказывает о посещении им этого «бывшего гнезда» – Воскресенского храма в Сокольниках, знакомстве с этим храмом и сослужении с бывшим «митрополитом», почетным настоятелем храма Виталием (Введенским) и протоиереем Расторгуевым (см.: публикацию, 14 мая 1944 г .). Но не все принятые из раскола бывшие обновленческие «архиереи» вели себя смиренно и достойно после покаяния, будучи понижены в сане. О некоторых таких лицах писал патриарху Сергию архиепископ Александр(Толстопятов), в том числе о иеромонахе Сергии (Ларине), знакомом архиепископу Григорию , поведение которого в Перми (Молотове) в 1944 г. свидетельствовало о его архиерейских амбициях и недовольстве скромным саном иеромонаха . Вскореархиепископ Григорий записал в дневнике, что в Патриархии известно, что иеромонах Сергий (Ларин) «нагло требует посвящения в епископы не в Москве», и подобным же образом вел себя первый принятый «епископ» Михаил (Постников), не желавший принимать назначения в епархию, требуя себе викариатства в Москве и юрисконсульства в Патриархии (см. публикацию, 23 марта 1944 г.). 11 декабря 1943 г. архиепископ Григорий получил от протоиерея Н. Колчицкого телеграмму: «Вашему Преосвященству патриарх предлагает выехать Тамбов принять обновленческую Покровскую общину как настоятелю в каноническое общение, указ послан». Архиепископ ответил ему: «Предложение Патриарха выполню по получении указа... Предполагаю выехать после Николина дня… 18 декабря. Суббота… 16 декабря получил телеграмму из Тамбова от свящ[енника] Леоферова о разрешении прибыть в Саратов 20–22 декабря по делам службы. Это хорошо: заранее будет ясно, как и что там надо делать» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Архиепископ Лука, единственный из присутствовавших на Собрании архиереев, предлагал повторить опыт Поместного Собора 1917–1918 гг., когда окончательное избрание патриарха совершилось по жребию из трех кандидатов, выбранных тайным голосованием на Соборе. Был утвержден другой порядок избрания патриарха. Архиепископ Лука не согласился с принятым решением. Преосвященный Лука проявил свой основной жизненный принцип: при принятии важных решений искать волю Божию и полагаться на нее. «Избрание» патриарха из единственной кандидатуры фактически исполняло волю государственной власти. И это, по мнению архиепископа Луки, было неправильно. Поместный Собор открылся в Москве 31 января 1945 года. На него прибыли архиереи со своими клириками и мирянами. В письме от 23 февраля 1945 года на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископ Лука писал: «Большим огорчением для меня была невозможность участвовать в Вашем избрании, и я всячески старался попасть в Москву на самолете, но явно было это неугодно Богу, ибо вслед за почти смертельной болезнью удержали меня жестокие бураны. Пришлось смиренно подчиниться Богу». Сам Преосвященнейший считал свою болезнь случайной, полагая, что он отравился несвежими консервами. Однако позже И. М. Леоферов не исключал, что это могло быть преднамеренное отравление с целью не допустить архиепископа Луку на Собор. Его позиция в отношении порядка выбора патриарха представлялась ведомству Карпова крайне нежелательной. В феврале 1945 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил архиепископа Луку за заслуги перед Русской Православной Церковью высокой наградой – правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Все ближе знакомясь с людьми из разных слоев тамбовского общества, владыка испытывал, по его словам, тоску и скорбь в сердце, когда видел, как сильно советская власть и антирелигиозная пропаганда удалили людей от Бога и Церкви Христовой и как низко вследствие этого опустился нравственный уровень народа. Необходимо было создать в Тамбове «малое, но настоящее, крепкое, стадо Христово», отличающееся благочестием, высокой христианской нравственностью и имеющее в сердцах своих истинную и живую веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вас со старушкой по-братски целую. Неизменно любящий Вас П. Успенский   Последнее письмо П. И. Успенского от 15 января 1936 г[ода] не представляет особенного интереса. В этом письме он уведомляет меня, что обещанную посылку он мне высылает и просит принять ее с любовью.   [Вставка письмо П. Успенского, листы не пронумерованы.]   Л. 1   1936 15/1 Дорогой незабвенный и прелюбезнейший Никифор Александрович. Первый день нового года по ст[арому] с[тилю]. После всех вечерних служб сижу дома за чаем и осмысливаю ответ Вам на Ваше письмо от 5 января. На душе мирно, радостно, немножко тоскливо от одиночества, но и при нем чувствую в душе какой-то восторг. И первый день Рождества, и нынешний новый год служба у меня прошла с каким-то особенным умилением, даже слеза показалась за службой. Была к тому и внешняя причина. До сих пор служение проходило у меня просто, без певчих. С конца года от ктиторши присланы певчие, которые по   Л. 1 об.   праздникам поют теперь за литургиями весьма хорошо. Вот они-то между прочим и растрогали мое сердце. Дорого было особенно то, что не просил я об этом; но сами лично, по своей инициативе хозяйственные распорядители церкви пришли к моему утешению. Дальнейшие моменты рождественских праздников первых двух дней были нелегки для меня. Мои многочисленные соработники разошлись по приходу, а я, не уходя домой после обедни, нес целодневное дежурство по кладбищу на случай появления посетителей по праздничному времени и для различных   Л. 2   возможных треб. Остался при церкви дотемна и закончил в тот и другой день дежурство свое крестинами на дому у верующих поселян. Тяжеленько было, но когда в душе мир, озарение, ничто не кажется трудным и обременительным, а напротив, везде какой-то мир и душевная радость. Размышляя о всех этих переживаниях, благодарю я Господа Бога, что несмотря на мой преклонный возраст, он не отнял у меня еще разум, позволяет служить, утешаться и даже чувствовать в служении некоторый восторг. Ив[ан] Мих[айлович] Леоферов у меня теперь действительно самый близкий по службе друг и собеседник. Папаша его , прежде злейший табакур, а ныне почтенный протоиерей, часто шлет поклоны и благодарит за прежнее руководство.

http://bogoslov.ru/article/6192457

Богородичная церковь В 1905 г. о. Петр был назначен настоятелем Богородичной церкви города Тамбова. С этого времени его деятельность все больше концентрируется вокруг этого храма. Имея агиографические навыки и будучи знакомым с порядком освидетельствования чудесных знамений, он применяет свой опыт на новом месте. Он публикует свидетельства о чудесных событиях по молитвам перед иконой Божией Матери «Тамбовской», главной святыней Богородичной церкви. В конце 1906 — начале 1907 г. появляется журнальная версия , а в конце 1907 г. отдельное издание: «Благодатные знамения от Тамбовской иконы Божией Матери» . Большая часть чудесных случаев была зафиксирована и освидетельствована еще до назначения о. Петра настоятелем, старанием свящ. Александра Шишкова, автора предыдущего подобного сборника . Судя по всему, в храме велся журнал для фиксации заявлений. Среди них — письмо игумении Покровского Балашовского монастыря Марии (Мандрыки)  о решении судебного спора с городскими властями после молитвы перед иконой Божией Матери Тамбовской. Несколько случаев последнего времени о. Петр сопровождает подписанным свидетельством, какие именно факты из произошедшего он подтверждает лично. Далее, в год прославления свт. Питирима Тамбовского, тоже сначала в виде статьи , а затем отдельной брошюрой им издается очерк «Тамбовская чудотворная икона Божией Матери и святитель Христов Питирим» . По свидетельству свящ. Иоанна Леоферова (см. Приложение), прот. Петр был автором акафиста Тамбовской иконе Божией Матери, который торжественно читался по средам в Богородичной церкви. Подтверждение авторства мы находим и в архивных документах . Труды о. Петра по благоустроению Богородичной церкви и особенно по перестройке здания церковно-приходской школы рельефно изображены в статье в «Тамбовских епархиальных ведомостях», напечатанной в 1910 г.: «Два торжества в Богородичной церкви гор. Тамбова, бывшие 8-го сентября сего года» . Характерным штрихом к портрету о. Петра становится факт собственноручного подробного документирования им описываемых торжеств, посвященных 25-летию его служения в священном сане, с вручением золотого креста и оглашением «трогательных по содержанию и чуждых лести и лицемерия» хвалебных адресов. В голосах певчих невольно слышалось «глубокое уважение их к о. Настоятелю». То, что статья писалась самим о. Петром или под его ближайшим руководством, видно из подробного воспроизведения всех его речей, вплоть до библейских цитат, и из характерной витиеватости отдельных выражений.

http://bogoslov.ru/article/6174946

Можно предположить, что Лелюхина «отслеживали» и вели к епископской хиротонии высшие руководители Совета по делам Русской Православной Церкви. Сначала его кандидатуру (как угодную власти) на должность секретаря Днепропетровского епархиального управления могли на месте «порекомендовать» архиепископу Гурию. Не исключено, что о его последующей хиротонии перед Патриархом Алексием мог ходатайствовать лично Г.Г. Карпов. В данной ситуации правящий архиерей Днепропетровской и Запорожской епархии всего лишь исполнял волю Патриарха. Уполномоченный по Днепропетровской области Я.А. Днепровский отмечал, что священник Виталий Лелюхин был хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского «по указанию патриарха Алексия» . По всей видимости, наречение и хиротония Лелюхина состоялись в Днепропетровске по причине болезни митрополита Иоанна . Все произошло довольно быстро: Лелюхин за четыре дня до своей хиротонии был пострижен архиепископом Гурием в монашество в Тихвинском женском монастыре, наречен Иоасафом и возведен в сан архимандрита. Хиротонию возглавил архиепископ Гурий, ему сослужили архиереи из соседних епархий Восточной Украины — епископ Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов) и епископ Полтавский и Кременчугский Алипий (Хотовицкий). Но самое примечательное во всей этой истории то, что в «Журнале Московской Патриархии» не было опубликовано сообщение о хиротонии Лелюхина во епископа Сумского и Ахтырского. Из 11 епископских хиротоний, совершенных в период с июля 1957 г. по декабрь 1958 г., 10 были отмечены в «Журнале Московской Патриархии», и лишь хиротония Лелюхина не удостоилась такой чести . Сохранилось слово, произнесенное архиепископом Гурием в Троицком кафедральном соборе Днепропетровска, но не на самой хиротонии, а вечером этого воскресного дня. Правящий архиерей, не упоминая епископа Иоасафа и не затрагивая его личных качеств, рассказал о таинстве Священства и его значении в Церкви . Протоиерей Сергий Никитин (будущий епископ Стефан —  Д.П. ), сообщая в письме своей сестре об архиерейской хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда), состоявшейся в декабре 1958 г., поделился впечатлением и от посвящения Виталия Лелюхина во епископы: «Владыка [Гурий], отец Михей и мать Ефросиния (Елизавета Николаевна [Вендланд]) срочно выехали в Москву на хиротонию, и теперь нет больше о. Иоанна: есть владыка Иоанн. Хиротонию совершал сам патриарх в Елоховском соборе. Это событие несравненно более приятное, чем подобное, бывшее в августе в нашем городе» .

http://bogoslov.ru/article/6171304

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010