Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ предыдущая статья МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ [Греч. Μανουλ, Γεργιος, Πτρος, Λων, Σινιος, Γαβριλ, Ιωννης, Λων, Προδος κα τεροι τριακσιοι βδομκοντα πτ μρτυρες] († вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816). Войско болг. хана Крума после долгой осады захватило Адрианополь (813). Согласно хронике Продолжателя Феофана, все жители города во главе с Адрианопольским митр. Мануилом были переселены в Болгарию, где большинство вынуждено было остаться и после мирного договора 816 г., не имевшего статьи об обмене пленными. «Этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (Омуртаг.- Авт.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти» ( Theoph. Contin. V 4). Мануил занимал Адрианопольскую кафедру долгие годы, впервые он упоминается в источниках в 787 г. как участник VII Вселенского Собора ( Mansi. T. 13. Col. 384). Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в плен было уведено 40 тыс. чел. Из текста сказания следует, что 4 архиерея и др. христиане были казнены не одновременно, а в Синаксарях под датой 22 янв. объединены разные события, происшедшие в 813-816 гг. В сказании сообщается, что через нек-рое время после смерти хана Крума (апр. 814) был казнен митр. Мануил: его распилили надвое и отрубили руки.

http://pravenc.ru/text/2561912.html

Св. Леонтий неапольский: «Ликам, иконам, образам святых мы покланяемся не так, как богам. Ибо если бы бы покланялись, как Богу, иконному дереву, то конечно стали бы покланяться и всякому дереву; и хотя бы лик с какой иконы стерся, мы не предавали бы ее огню, как часто делаем. Как Иаков, приняв окровавленную пеструю одежду Иосифа от братьев, которые его продали, когда, лобызая ее, всю омочил слезами и пред своими глазами положил ее, то не об одежде он плакал, но представлял, что он чрез сие лобызает и держит в объятиях своих самого Иосифа; так и мы христиане, телесными устами целуя образ Христа или апостола, или мученика, душевно думаем лобызать самого Христа, или мученика Его». Св. Иоанн дамаскин: «Если бы делаемые нами изображения мы почитали богами, и как богам служили; то конечно мы были бы нечестивы. Но мы ничего такого не делаем». Св. Афан. в.: хр. чт. ч. 30 с. 13. Св. Григ. д. Пис. к Секундину: воскр. чт. X, 475. Св. Леонт. Прот. иуд. слов. 5: хр. чт. ч. 30 с. 32. 33. Св. Иоан. д. Слов. об икон. 3: там же ч. 11 с. 114. 157 Св. Леонтий неапольский: «Как ты (иудей), почитая книгу закона, не кожу и чернила почитаешь, но слова Божии, которые в ней начертаны: так и я, поклоняясь иконе Христа, не дереву и краскам, – нет, но в сем неодушевленном изображении Христа хочу видеть и покланятися самому Христу». Симеон великий: «(В поклонении иконам) мы не останавливаемся на красках, но, чрез видимое изображение созерцая Невидимого, прославляем Его, как присущего нам; ибо мы веруем в Бога не такого, которого нет, но который истинно существует, также – и во святых не таких, которых нет, но которые существуют и живут у Бога». Св. Леонт. Прот. иуд. слов. 5 и Сим. в. Об иконах: хр. чт. ч. 30 с. 33. 52. 159 Св. Иоан. дам. Слов. об икон. 3: хр. чт. ч. 11 с. 150. 160. 161. 155. Точн. изл. прав. Вер. с. 265. М. 1844. 161 «Ты, как скоро увидишь, что я покланяюсь иконе Христа или пречистой Его Матери, или какого святого, тотчас негодуешь на сие, злословишь, убегаешь меня и называешь меня идолопоклонником, и не стыдишься? и не боишься, не краснеешь, видя меня ежедневно во всей вселенной разрушающего капища идолов и сооружающего храмы мучеников? Если бы я покланялся идолам: то для чего бы мне почитать мучеников, которые истребляли идолов? Если я, как говоришь ты, воздаю славу дереву: то что же значит, что я почитаю святых, которые деревянные статуи демонов сожигали? Если я воздаю славу камню: то как же прославляю апостолов, которые сокрушали каменные истуканы? Если почитаю изображения ложных богов; то зачем же прославляю, восхваляю и торжествую праздник отроков, в Вавилоне подвизавшихся и не поклонившихся золотому идольскому изображению? Велико, поистине, нечестивых ожесточение! велико ослепление! велико твое, иудей, бесстыдство и нечестие! Действительно оскорбляешь ты истину… В Вавилоне халдеи имели всякого рода музыкальные инструменты для служения идолам; и сыны Израиля из Иерусалима имели такие же инструменты, которые они повесили на ивах.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Итак, князь Андрей, по установившемуся на Руси обычаю, просит у Леонта позволения «отъ въскресния Христова до всих святыхъ сти мяса и въ среду и въ пяток. Епископъ же повел ему одину недлю порозную сти мяса въ среду и въ пяток, а прочею добр хранити» 8 . Иными словами, князь хотел разрешения на отмену поста по средам и пятницам на весь период от Пасхи до первого воскресенья по Пятидесятнице, а епископ ограничил это время одной лишь Светлой седмицей. В ответ Андрей изгнал Леонта из Суздаля, и епископ был вынужден искать суда сначала у митрополита, а потом даже у патриарха. И тот, и другой вполне оправдали и одобрили ревность суздальского архиерея, который в 1164 году вернулся на Русь, но Андреем принят всё равно не был. Церковными делами в Ростово-Суздальской епископии управлял ставленник Андрея некий Феодорец. Не следует думать, будто конфликт обозначился с такой остротой из-за сумасбродного упрямства владимиро-суздальского князя. Нет, его позиция имела на Руси достаточно широкую поддержку. По той же причине черниговский князь Святослав Всеволодович, пришедший к власти в 1164 году, прогнал местного епископа Антония, также грека. Что виной тут вовсе не чревоугодие не желавших сносить все строгости церковной дисциплины князей, видно по другому эпизоду разгоревшейся борьбы: митрополит Константин запретил в служении не кого-нибудь, а игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа, который тоже отменял пост по средам и пятницам в Господские праздники. Таким образом, трещина неприятия прошла не просто между церковными и светскими властями, но еще и внутри самой Русской Церкви, причем на стороне князей выступило авторитетное печерское монашество. В чем же здесь дело? Плоды внутрицерковной полемики Всю сложность ситуации можно понять, если учесть, что вспыхнувшая как бы вдруг на Руси распря отражала тлевшую в самой Константинопольской Церкви полемику. Когда епископ Леонт в поисках правды и суда держал путь в Константинополь к Патриарху, ему посчастливилось летом или осенью 1163 года повидать самого императора Мануила, стоявшего лагерем на Дунае (шла война с Венгрией). Принципиальный Леонт возвысил свой голос и здесь, вступив в официальный диспут о постах с дядей императора — Охридским архиепископом Иоанном (в миру — Адрианом) Комнином, а будучи признан проигравшим, дерзнул даже «молвить на цесаря», за что «слуги цесаревы» чуть не утопили его в реке 9 .

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Очевидно, гипотеза отца Владимира Мошина нуждается в усовершенствовании, которое возможно, стоит только отрешиться от представления о враждебности между Андреем Боголюбским и Византией как о лишенном внутренней сложности факте, постоянном и неизменном. Для этого достаточно хотя бы вспомнить об общеизвестном — установлении праздника Святого Спаса 1 августа, который князь Андрей учредил совместно с византийским императором Мануилом I и волею константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга: «Вдти есть о семь намъ, възлюбленая братиа, еже Пантократныи день милости Божии празднуемь благочестивому и врному нашему цесарю и князю Андрю уставльщю се праздновати со царемь Мануиломъ повелниемь патриарха Луки» 6 . Еще важнее принять во внимание, что 1169 год — та самая дата, когда наконец был достигнут компромисс в затянувшемся конфликте Андрея Боголюбского с киевским митрополитом и цареградским Патриархом не только по вопросу об особой Владимирской митрополии (которая теперь Андрею была уже не нужна), но и по куда более деликатному вопросу о постах в среды и пятки по великим праздникам 7 . Посты преткновения Именно спор о постах и его развязка на Руси как раз в 1169 году и дают, на мой взгляд, ключ к пониманию одновременного события на Афоне. В 1158 году в Суздаль к Андрею, который всего лишь годом ранее вокняжился на владимиро-суздальском столе, прибыл новый епископ — грек Леонт. Только что улажен крайне болезненный для Русской Церкви раскол, вызванный избранием в 1147 году на митрополичий престол Климента Смолятича. Оно состоялось по воле тогдашнего киевского князя Изяслава Мстиславича (1146–1154, с перерывами), но без патриаршего благословения. Поэтому как в Патриархии, так и в митрополии (ее с 1156 года возглавил поставленный обычным порядком из Царьграда Митрополит Константин I) с сугубой пристальностью присматривались к тем особенностям в жизни Русской Церкви, которые отличали ее от византийских порядков. Одну из таких особенностей епископ Леонт усмотрел в, казалось бы, незначительном нюансе — практике постов по великим праздникам. Важно уточнить: вся Пятидесятница воспринимается церковным сознанием как единый, непрерывный период празднования воскресения Христова.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Когда же изгнана была ложная вера в кумиры и просияла непорочная и православная христианская вера, Леонт, некий славный муж, управлявший иллирийской епархией, отправился в Дакию, и тяжело заболел, и на носилках был принесен в Селунский град своими рабами, и положен на том честном месте, где под землей покоилось тело святого; и положен как раз над целящим гробом святого. И тотчас выздоровел, так что удивился и сам он и приближенные его скорому пришествию мученика, и воздали хвалу Богу и преславному мученику Димитрию. И тогда , разрушив печи и разломав бассейны для горячей воды, и стены, с бывшими возле городскими воротами, создал между общественной баней и театром всечестный храм во славу великого мученика Христова, всячески его украсив. Собравшись возвращаться в Иллирию, пожелал он взять что-либо от мощей святого, чтобы и там церковь создать в его имя, но преславный страстотерпец Христов Димитрий явился ночью ему, и запретил это делать. Тогда взял он хламиду, обагренную святой кровью его, и часть орария его, и изготовил ковчег серебряный и положил в него. Когда же отправился Леонт в путь, стояла зима, и разлилась река Дунай, так что нельзя было переправиться через нее на лодке, и так как несколько дней не спадала вода и препятствовала дальнейшему пути, в печали пребывал епарх. И увидел во сне славного мученика, возвестившего ему: «Всю печаль и сомнения свои отринь и возьми то, что несешь, и без помехи перейдешь реку». Наутро же сел на коня своего, держа в руках честной ковчег, и без помех переправился через реку. И так, придя в Сермий, положил здесь честной ковчег со святыми реликвиями, находившимися в нем, и возвел здесь честную церковь во имя преславного Христова мученика Димитрия подле честной церкви святой мученицы Анастасии. Многие же чудеса и исцеления Господь сотворил там, где останавливались на пути колесницы и кони, благодатью и щедротами и человеколюбьем единородного Сына Божьего, с ним же Отцу слава со Святым Духом и ныне, всегда и в века! ЧУДО СВЯТОГО ДИМИТРИЯ, КАК ВИДЕЛ СЛУГА ЕГО ПРИШЕДШЕГО К НЕМУ АНГЕЛА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерно на то же время пришелся конфликт А. Ю. Б. с Ростовским еп. Леонтом , к-рый в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леонта (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от визант.) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Вряд ли стоит усматривать здесь антивизант. тенденции в политике А. Ю. Б. (Н. Н. Воронин) - ведь спор о постах отнюдь не ограничивался Ростовской епархией, захватив также ряд др. церковных центров Руси, в т. ч. Киев. Возможно, однако, что особую остроту борьбе князя против «леонтианской ереси» придавала сложившаяся к тому времени церковно-политическая ситуация. Несомненно, Леонт сопротивлялся намерению А. Ю. Б. учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем) , уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, к-рую А. Ю. Б. собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов, а также др. рус. иерархов, в частности еп. Кирилла Туровского , к-рый, по свидетельству его проложного жития, «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа». Категорический отказ К-польского Патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы А. Ю. Б.: хваля князя за усердие к Церкви, Патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору. Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда А. Ю. Б. счел нужным отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был казнен. Видимо, в качестве нек-рой компенсации владимирскому князю вернувшийся на кафедру Леонт был возведен митрополитом в сан титулярного архиепископа, судя по надписи на его недавно найденной булле (В. Л. Янин). Др. следствием попытки А. Ю. Б. вывести свои владения из-под юрисдикции Киевских митрополитов явилась перемена в титуле последних, впервые фиксируемая на печати Константина II († 1169): «митрополит всея Руси» (греч.- τς πσης Ρωσας) вместо прежнего «митрополит Руси».

http://pravenc.ru/text/115338.html

Язычники побили его камнями. Это было в 93 г. В IV веке мощи св. Тимофея перенесены были в Царьград и положены в Церкви свв. апостолов. Церковь причисляет св. Тимофея к числу 70-ти апостолов. Преподобномученик Анастасий персянин был сыном персидского волхва. В его время (в VII веке) Хозрой, царь Персии, овладев Св. Землей, в числе добычи увез с собой в Персию из Иерусалима крест Христов. Анастасией служил воином в столице. Услышав о кресте, он пожелал узнать его историю и – принял христианскую веру. После крещения Анастасий поселился в одном из иерусалимских монастырей, где провел 7 лет. Любил он читать жития святых, особенно мучеников, и в нем возгорелось желание пострадать за Христа. Господь показал ему во сне, что его желание будет исполнено. Однажды проходил он г. Кесарию. Тут увидели его персы и громко закричали: «Вот идет отступник!» – и представили к своему князю. Князь требовал, чтобы Анастасией возвратился к своей прежней вере, и спросил: неужели нравится ему монашеская одежда? Святой отвечал, что эта одежда приятна ему, потому что она ангельская, и дороже, чем княжеский сан. Князь начал грозить ему мучениями, говоря: «Побойся гнева царского; если царь узнает о тебе, то велит распять». – «Зачем бояться тленного человека? Он может убить только тело, а не душу», – отвечал Анастасий. Тогда начали мучить его, но Господь помогал ему переносить все мучения. «Царь повелевает тебе сказать только, что ты не христианин, и ты будешь отпущен», – сказал еще правитель Анастасию. «Ни пред тобой, ни пред другим, ни явно, ни тайно, ни словом, ни мыслью, ни даже во сне не отрекусь я от моего Спасителя», – отвечал св. преподобномученик. Его снова мучили и бросили в темницу. Св. Анастасий предузнал свою кончину накануне ее и объявил о том узникам. Действительно, на другой день, по приказанию царя Хозроя, его удавили. Это было в 627 году. Мощи св. Анастасия находятся в Риме. Мученики: Мануил, Георгий, Петр и Леонтий – епископы, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт и Парод – пресвитеры пострадали в IX веке от болгар, бывших тогда язычниками. Нападая на греков, болгары грабили и разоряли греческие города и селения и предавали пленных жестоким мучениям. Так, св. Мануил был рассечен пополам; Георгия и Петра сначала били палками, а потом усекли мечом; также усекли мечом и Иоанна, Леонтия, Гавриила и Сиония; Леонту разрезали мечом живот, а Парода побили камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Хочешь убедиться в истине Евангелия, в истине и спасительности Православной Церкви, прииди и виждь – мощи убедят тебя в том. Мы приносим в храм смрад греховный – Святая Церковь приносит всегда Господу благоухание кадила и благоухание молитвы и подвиги святых в воню благоухания духовного и в ходатайство за нас. Мы приносим хладные сердца – Церковь горящие пламенники святых Божиих и огнь свечей и лампад. 3 декабря Понедельник. Двукратно Господь сотворил в душе моей чудо милосердия Своего, всеблагий, благопослушливый и вся исполняяй Господь: во-первых, когда я шел от Козлянинова нотариуса с стесненным сердцем от греха и когда служил всенощную у Неустроевых и запят был от врага лукавым помыслом, что Наталия Леонт. живет с Павлом И. Неустроевым в связях запрещенных; лишь я внутренне покаялся и осудил себя, что мне, нечистому и блудному, мерещится все нечистое и блудное, как и помиловал меня Господь, и даровал мне слезы умиления, коими я стал блажен, покоен. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [ Мф. 7, 3 ]. Это ко мне идет, мне сказано. Слава благодати и милости Божией! 5 декабря 1873 г Молоко крайне располагает к сладострастию (щекочет чрево), потому без крайней нужды не должно пить молока, особенно в пост. Я вчера поздно вечером, в двенадцать часов, выпил два стакана после сна с семи часов, а потом лег спать и проспал до семи часов утра и почувствовал во чреслах крайнее сладострастие и тяготу. Нарушающий воздержание и пост, не виноват ли и в блуде? – Да, ибо он делается внутренним прелюбодеянием, если и не наружным вместе. Согрешили мы, беззаконничали, сделали неправду пред Тобою, Господи, не соблюли, не исполнили того, что Тобою заповедано нам; но не предай нас врагу до конца, Боже отцев 33 . 6 декабря Благодарю Господа за великое чудо избавления моего от крайней греховной тесноты и давления бесовского. Чудо сие совершилось многими слезами и трудом молитвенным во время всенощной на Николин день, а теснота появилась у меня, сколько помню, после скоромного, без молитвы обеда у нотариуса Козлянинова в день именин его жены Варвары Дмитриевны 4 декабря, и продолжалась она даже до половины всенощной, ибо я крепким внутренним воплем помолился ко Господу, Богородительнице и святителю Николаю и всем святым о избавлении от тесноты, по грехам моим постигшей и томившей меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В XI–XII в. на Руси появляются отвергнутые Армянской Церковью как еретики и сектанты некоторые группы армянского общества, в Армении и Византии известные как павликиане , в Болгарии и на Руси – как богомилы. В IX–XI вв. светские и церковные власти в Армении и Византии устроили гонения на павликиан и тондракитов, в результате чего они массово стали переселяться в Европу и частично на Русь . Согласно Н. Я. Марру, армяне-павликиане доходили вплоть до Монголии и Китая . В Никоновской летописи есть упоминание о том, что в 6512 г. (1004 г.) «митрополит Леонт посади в темницу инока Андриана, скопца. Укаряше бо сей церковные законы, и епископов, и презвитер, и иноки» . В той же Никоновской летописи далее приведена еще одна интересная информация: «Того же лета («В лето 6631», т. е. в 1123 г.) преосвященный Никита митрополит Киевский и всеа Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злаго еретика Дмитра» . Многие исследователи древнерусских ересей относят учение Андриана и Дмитра к последователям павликиан-богомилов . Об армянском происхождении некоторых прибывших на Русь павликиан может говорить такой памятник, как «Соборное деяние на еретика арменина, на мниха Мартина» . Согласно тексту, монах Мартин из Константинополя в 1147 г. переехал на Русь, где представился родственником патриарха Луки Хрисоверга (1156–1169) и развернул проповедь своего учения, вызвав смуту среди киевлян. По учению Мартина, православная вера пришла на Русь в искаженном виде, поэтому он проповедует «истинное» православие: представленное в 20-и пунктах смешанное вероучение трех конфессий – некоторых традиционных установлений Армянской Церкви (учения о едином естестве во Христе, использование на литургии неразбавленного с водою вина и опресноков, совершение Литургии без Проскомидии и др. ), католических обычаев (использование опресноков, поститься в субботу и др.), собственно павликианских взглядов (более крайней христологии, «Христа Иисуса с небеси плоть снесшаго» , т. е. отвергается Его реальное воплощение от Пресвятой Богородицы и др.). Помимо этих трех смешений, монах Мартин проповедовал и взгляды, ставшие впоследствии отличительной особенностью возникших в XVII в. после реформ патриарха Никона старообрядческих раскольников (при совершении крестного знамения вместо троеперстия использовать двоеперстие, во время крестного хода совершать вокруг храма хождение посолонь, произносить «Аллилуйя» не троекратно, а двоекратно, имя Иисусово говорить и писать с одной буквой «И» и др. ).

http://bogoslov.ru/article/6192720

374-376 «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити 376-377 377-379 МАНУИЛ (Лемешевский Виктор Викторович; 1884 - 1968), митр. Куйбышевский и Сызранский, историк Церкви 379-383 383-384 384-385 385-386 386-387 387-397 397-401 401-402 402-403 403-405 405-407 МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) 407-408 408-409 МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе 409-410 410-413 413-416 416-417 417-418 418-419 МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) 419-421 МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них 425-426 421-424 424-425 426-427 МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия 427-428 428-431 «МАРГАРИТ» некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений 431-433 МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 433-435 МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) 436-440 440-441 МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010