Даниилович Залесский (4.02.1887, с. Фёдоровка Астраханского у. и губ. – 15.02.1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1908 г. окончил Астраханскую ДС, 29 авг. того же года рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в Астрахани. Здесь же в церковноприходской школе преподавал церк. пение. 5 окт. 1916 г. рукоположен во иерея к ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, при Александринском приюте, одновременно был законоучителем при этом приюте. После закрытия храма в 1920 г. В. был снова назначен священником в Рождественскую ц. В 1922 г. В. подписал коллективное заявление с выражением протеста против церковных реформ обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), направленное уклонившемуся в обновленчество еп. Енотаевскому Анатолию (Соколову) . В 1923 г. обновленцы при поддержке ОГПУ захватили Рождественский храм, и В. перешёл в Покровскую ц. В. почитал мученический подвиг сщмч. архиеп. Митрофана (Краснопольского) и еп. Леонтия (Вимпфена), расстрелянных большевиками в 1919 г.: в течение многих лет он служил панихиды на их могиле. 15 июля 1927 г. В. был арестован и обвинён в организации без ведома властей «шествия» на могилы расстрелянных и служении по ним панихиды, что было интерпретировано «как явная политическая демонстрация против рабоче-крестьянской власти»; виновным в политических обвинениях себя не признал. 19 дек. 1927 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам заключения в концлагерь, но в связи с постановлением об амнистии от 6 нояб. 1927 г. срок заключения был сокращён на четверть. 26 февр. 1928 г. В. прибыл в пересыльный лагерь в Кеми, где и был оставлен; с 14 марта 1929 г. работал помощником заведующего складом при универмаге УСЛОН. В начале 1930 г. против работников универмага было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях. В. был обвинён в краже пары ботинок, виновным себя не признал. 20 июня 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 8 годам заключения, считая срок с момента вынесения первого приговора. В. был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, где первое время трудился на общих работах, а затем, окончив курсы счетоводов, работал по новой специальности. В 1934 г. В. был освобождён и вернулся в Астрахань; 6 авг. 1936 г. назначен в ц. во имя св. кн. Владимира, которая в 1937 г. была закрыта. 20 янв. 1938 г. В. был вновь арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Сталинградской обл. от 2 февр. 1938 г. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/545890.html

Материальное мое положение тоже ужасно, т. к. четыре месяца не получаю содержания и имею на попечениии еще больного брата. Усердно прошу: помогите моему устроению в Астрахань. Душевно преданный богомолец Епископ Леонтий. Мой телефон 5-03-62. Л. 61–61 об. Рукопись. Автограф. См. подробнее о нем в статье: Мраморнов А.И. Леонтий (фон Вимпфен Владимир Федорович), еп. Енотаевский//Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 514–515. Начальник канцелярии обер-прокурора Ф. Виноградов был направлен в Саратов с ревизией в апреле 1917 г. по предложению обер-прокурора В. Н. Львова. В отчете о поездке в Саратовскую епархию он принял сторону епископа Палладия (Добронравова), конфликтовавшего с епископом Леонтием ( Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 90. [iv] Предшественник епископа Леонтия по Петровской викарной кафедре (1912–1916) епископ Дионисий (Прозоровский, 1870–1937). [vi] Епископ Досифей (Протопопов, 1866–1942), с 1909 г. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, с августа 1917 г. епископ Саратовский и Царицынский. [vii] В 1915 г. Св. Синод переместил епископа Леонтия с Чебоксарского викариатства Казанской епархии на Ереванское викариатство Грузинского экзархата. [viii] Имеется в виду Сергий (Страгородский), на момент написания этих строк архиепископ Финляндский, единственный член дореволюционного Синода, оставшийся в новом составе высшего органа церковной власти. [x] Говядовский Харитон Федорович (1874–1938), после революции деятель украинского церковного движения, расстрелян. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/5929796

291. Телеграммы епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Духовенство Екатеринославской епархии вместе со мною приветствует Ваше Высокопревосходительство, Славного Екатеринославца, и в вашем лице дорогую Родину с началом новой эры в ее жизни. Уверены, что с Божией помощью новый строй скоро воплотится в жизни и принесет нашей дорогой Родине спокойствие, счастье и радость скорейшей славной победы над жестоким врагом. Я же и все екатеринославское епархиальное духовенство при новых условиях жизни заявляет готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и дорогой Родины в полном подчинении новому Правительству. Агапит, епископ Екатеринославский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 1617. Подлинник; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 106. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновленный строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания. Я и духовенство при новых условиях жизни выражаем готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и Дорогой Родины в полном подчинении Новому Правительству, о чем благоволите довести до сведения Правительства. Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 107. 292. Телеграмма Родзянко епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова), викарных епископов Петровского Леонтия (фон Вимпфен) и Вольского Досифея (Протопопова), духовенства и корпораций духовно-учебных заведений Саратовской епархии 6 марта 1917 г. С теплой молитвой приветствуя обновленный государственный строй дорогой Родины, духовенство и духовно-учебные заведения Саратовской епархии во главе со своим архипастырем и преосвященными викариями выражают в лице Вашего Высокопревосходительства Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, свое полное доверие, в твердом уповании, что обновление государственного строя с победоносным окончанием войны выведет горячо любимую Родину на светлый путь мирного преуспеяния, возродит к новой жизни деятельность Святой Православной Церкви, свободной от темных влияний, и облегчит духовной школе выполнение ее назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личных средств я не имею, а жить в монастыре в числе братии без своей копейки невозможно, особенно при теперешних обстоятельствах дороговизны. Я не получил ответа на свое первое прошение в Синод, поданное в середине мая, и потому на днях отправил второе и прошу о назначении мне пенсии и выдаче прогон, и наконец, в чем моя вина, за которую я обречен на изгнание и ссылку в число братии. Я не знаю за собой на протяжении всей службы никакого преступления, никакой по службе моей тяжкой вины, кот[орая] могла бы караться так жестоко. Я еще полон сил и могу работать. За что же меня ссылать? Я терпел в прошлом за непоклонение Распутину, я умолял не посылать меня к Е[пископу] Палладию, и мои ученики по Духовному Училищу и Семинарии не думаю, что сказали [бы] обо мне что-либо худое. Теперь страдать приходится не мне одному, а со мной лишится куска хлеба и мой неизлечимо больной брат, живший моею помощью. Страдают и питомцы, за кот[орых] я платил и давал образование, и за что же все сие? Усердно прошу заступитесь, назначьте пенсию или восстановите справедливость и дайте назначение. Ваш Богомолец и покорный слуга Епископ Леонтий.   Л. 16–17. Рукопись. Автограф.   3  28/VII 1918 +  Высокопочитаемый Антоний Владимирович! Несмотря на все ничтожество моего голоса, как человека опального, устраненного от активности деятельности и сосланного в число братии захолустного монастыря, не могу отказать себе в выражении одушевляющего меня чувства радости по случаю Вашего назначения на пост Обер-Прокурора Св. Синода. Какое счастие, что это произошло до созыва Ц. Собора и что работа предстоит с Вами! Kριε Ες Πολλα Ваш покорный слуга и Богомолец, б[ывший] Афинянин Епископ Леонтий   Л. 59–60. Рукопись. Автограф.   4  Покрово-Болдинский монастырь, Братский корпус, г. Астрахань   +  Глубокочимый Антоний Владимирович! Мне стало известно, что Астраханский Владыка Митрофан сделал Св. Синоду представление о назначении меня к нему викарием. Усердно прошу Вас, окажите Ваше влиятельное содействие к устроению меня согласно сему представлению викарием в Астрахань.  Я прямо измучился от нависшей надо мной кары, которая является результатом какого-то сплошного недоразумения.

http://bogoslov.ru/article/5929796

26 апр. 1916 г. Д. был хиротонисан в Тифлисе в Сионском соборе епископом Ереванским, викарием Грузинской епархии. 7 июля 1917 г. назначен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Пребывал в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре. Д. столкнулся с последствиями конфликта предшествовавшего викарного Петровского еп. Леонтия (Вимпфена) с правящим Саратовским и Царицынским еп. Палладием (Добронравовым) , разногласия между к-рыми смутили часть священнослужителей и монашествующих. Д. вместе с Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) прилагали много усилий, стремясь вернуть епархиальную жизнь в каноническое русло. После выделения в сент. 1918 г. из Саратовской губ. Царицынской губ. решением Патриарха свт. Тихона и Св. Синода была образована Царицынская епархия РПЦ. Первым правящим архиереем учрежденной епархии стал Д. Организация епархиальной жизни проходила в условиях Гражданской войны, во время ожесточенных боев за обладание Царицыным между красными и белыми войсками. Мн. благочиния остались без священников, арестованных ЧК или бежавших к белым. Расправа со стороны красных угрожала и архиерею. После взятия Царицына войсками ген. А. И. Деникина Д. в авг. 1919 г. созвал собрание епархиального духовенства по вопросам оказания помощи священнослужителям, бежавшим в Царицын от красных. Собрание постановило открыть в Царицыне пастырско-богословское уч-ще. В авг.-окт. 1919 г. из-за угрозы захвата Царицына красными Д. находился в эвакуации в Ставрополе, где им была организована работа Царицынского пастырско-богословского уч-ща. В кон. окт. вернулся в Царицын, но в кон. дек. 1919 г. в связи с общим отступлением войск ген. Деникина выехал в Ростов-на-Дону, а затем в Крым. 8 сент. 1920 г. в Крыму Д. было создано Всероссийское Свято-Владимирское правосл. братство с целью духовной поддержки беженцев. Д. читал публичные лекции в Севастопольском морском офицерском собрании, в госпиталях и лазаретах. В пос. Нов. Херсонес (Туровка) была открыта гимназия смешанного типа, на содержание к-рой шли средства начавшего работу братского кооператива. В нояб. 1920 г., когда в Крым вошла Красная Армия, Д. эвакуировался в К-поль. 1 сент. 1922 г. принимал участие в расширенном заседании Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), на к-ром обсуждалась ситуация в связи с изданием Патриархом св. Тихоном, находившимся под арестом в Москве, указа об упразднении ВЦУЗ.

http://pravenc.ru/text/168778.html

Агитируя против меня на Съезде дух[овенства], Е[пископ] Палладий вел агитацию в мое отсутствие и в монастыре, и всех лиц из братии, не желавших давать ложные показания и подписываться над клеветническим доносом, он уволил из монастыря и лишил должностей. Результатом этого и было прошение братии. Однако с моим возвращением и с вступлением в управление епархией Е[пископа] Досифе [vi] – монастырская братия исповедует чистосердечно, что они клеветали по научению Е[пископа] Палладия и под гнетом обстоятельств. Вот картина всего произошедшего здесь. Я не чувствую себя ни в чем виноватым. Из Казани я был взят обманом в Тифлис [vii] . Об этом знает Пр[еосвященный] Сергий [viii] . А далее я не мог ужиться с распутинц Питиримом [ix] ; в Оренбурге с секретарем к[онсисто]рии взяточником и распущенным Говядовским [x] и наконец с ярким тоже распутинцем Палладием. В чем же моя вина? Я страдал и в прошлом и обречен на страдание и теперь? Я не имею никаких средств и уволен без пенсии. Между тем мне надо неотложно делать операцию, иначе мне грозит рак кишечник . И в такое время лишаюсь службы и за что же? Мой брат [xi] , который совсем больной и живет на мою помощь, – остался тоже без крова и хлеба. За что же все это? После 17-ти лет службы – без суда и следствия – я изгнан. Прошения я никакого не подавал и не се < бя> виноватым. Прошу заступитесь и не откажите в и устроении меня на службу или в назначении пенсии. Ваш Богомолец Е[пископ] Леонт[ий] [P. S.] [xii] Оренбуржцы заполнили канцелярию обер-прокурора просьбами за меня. Прикажите подать Вам все телеграммы. Неужели и это все тщетно?   Л. 14–15 об. Рукопись. Автограф. Имеются карандашные подчеркивания. Авторское подчеркивание передано в тексте.   2  21/VI 1917  Адрес: Рязано-Уральская ж. д., станция Колышлей, С. [Старая] Потловка, е[пископу] Леонтию   + Глубокопочитаемый Антоний Владимирович! Я уже беспокоил Вас письмом и решаюсь еще раз просить Вас, не откажите войти в мое тяжкое положение с увольнением меня в число братии и даже без пенсии и без прогон к месту моей ссылки.

http://bogoslov.ru/article/5929796

Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием, 524 приветствуя вступление вашего сиятельства на должность Председателя Совета министров, просим принять искреннее пожелание, чтобы вы, объединив под своим председательством Правительство, с помощью Божией объединили и все силы Русской земли для защиты от врагов на благо дорогой Родины. Обер-прокурору Св. синода: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием приветствуем вступление вашего высокопревосходительства на служение церкви в должности обер-прокурора Святейшего синода в твердом уповании на ваше содействие скорому обновлению жизни церкви на началах соборности. Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 121. 286. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли) 5 марта 1917 г. 5 марта отслужена литургия и молебен о даровании Временному правительству силы к скорейшему восстановлению государственного и общественного порядка в дорогой отчизне. Да здравствует Временное правительство. 525 Подробности доложу письменно. Епископ Кирион РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 8. Подлинник; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. (47). С. 2. 287. Телеграммы викария Саратовской епархии епископа Петровского Леонтия (фон Вимпфен) 5 марта 1917 г. Председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову: Дорогой, свободной Родине несу горячие молитвенные благопожелания возжечь пред миром яркий светоч православия, раскрыть его богатейшие сокровища, всего, чем Дух светится, в чем слышен сердцу глас небес, в чем жизнь грядущих дней таится, в союзе мира всех сердец. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Во свете истинной христианской свободы и мира да процветает обновленный строй Церковной жизни. Да поможет вам Господь приблизить час соборного возрождения русской церкви, и да узрим в нем царствие Божие, пришедшее в силе. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 267; Саратовский листок. Саратов, 1917. 52. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. активно поддержал Временное правительство, но, невзирая на выражение лояльности по отношению к новой власти, его прошлая деятельность как архиерея стала подвергаться публичной критике за случаи взяточничества в окружении епископа, а также за якобы имевшиеся в дореволюционный период связи с Г. Е. Распутиным. Негативную роль сыграл конфликт П. с его викарием - Петровским еп. Леонтием (Вимпфеном) , обвинявшим правящего архиерея в принадлежности к сторонникам «распутинского строя». Ревизор Синода Ф. И. Виноградов и губ. комиссар Временного правительства Н. И. Семёнов считали виновником конфликта еп. Леонтия. Тем не менее в апр. 1917 г. епархиальный съезд принял решение об удалении с кафедр обоих архиереев. П. не подчинился этому решению, после чего был по требованию представителей саратовского духовенства подвергнут домашнему аресту. 23 апр. 1917 г. его отправили из Саратова в распоряжение обер-прокурора Синода. 6 мая Синод уволил П. на покой с назначением его настоятелем белёвского Спасо-Преображенского мон-ря Тульской епархии. Дело о насильственном смещении П. с Саратовской кафедры рассматривала по его заявлению Судная комиссия при Совещании епископов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 4 авг. 1918 г. архиереи выразили П. «братское соболезнование епископов по поводу перенесенных им тяжких нравственных испытаний». Обвинения, выдвинутые против него, архиереи сочли «или совершенно голословными, или основанными на неточных или преувеличенных данных» и признали его правоспособным кандидатом на вакантные кафедры. С 6 авг. 1918 г. П. являлся членом Поместного Собора как заместитель Тульского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского ; впосл. архиепископ). Посетил 32 пленарных заседания Собора, участвовал в работе Отдела о епархиальном управлении. 5 сент. 1918 г. назначен епископом Сарапульским и Елабужским, но не смог выехать из Москвы к месту служения. Находился в столице, служил, в частности, в московском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре .

http://pravenc.ru/text/2578735.html

Письма обнаружены в составе дела канцелярии обер-прокурора по так называемой «частной переписке обер-прокурора» за 1917 г. . В таких делах откладывались обращения, носившие личный, а не ведомственный характер. Четыре письма написаны и отправлены в мае-сентябре 1917 г. из разных мест: Саратова; села Старая Потловка Сердобского уезда Саратовской епархии (где в ныне возрождаемом автором этой публикации храме св. Аллы иеромонах Леонтий настоятельствовал в первые годы XX в.); Покрово-Болдинского монастыря г. Астрахань; Петрограда. Письма создают образ человека страдающего и желающего активно работать. Нам неизвестно, отвечал ли на эти письма А.В. Карташев. Но ясно, что положительная реакция последовала: в сентябре 1917 г. епископ Леонтий был назначен на Енотаевское викариатство. Нельзя исключать, что возвращение его к служению могло быть не только инициативой Астраханского преосвященного, но и министра исповеданий. Письма публикуются в современной орфографии с сохранением стилистических особенностей подлинника. Дополнения сделаны с помощью квадратных скобок, замены – с помощью угольных.   1  31/V Адрес: г. Саратов, Аничковская, д. 7, епископу Леонтию   +  Глубокопочитаемый Антоний Владимирович! Кую вину принесли Вам на меня и за что постигла меня столь жестокая кара? Ревизия г. Виноградова производилась в мое отсутствие. Обвинительного акта мне не представлено и объяснений от меня не затребовано. Никто из лиц, кот[орые] могли бы дать показания здесь в мою пользу, не допрошен. Евангельский Никодим и тот говорил: «Еда закон наш судит человек, аще не слышит от него прежде, и разумеет, что творит» (Ев. И. гл. 7 ст. 51). Св. Синоду известно, что в Саратове была целая партия приспешников Е[пископа] Палладия, через которых он и вел агитацию и против своего прежнего викария Е[пископ] Дионисия [iv] , и против меня. По благословению Е[пископа] Палладия ректор Семинарии архим[андрит] Борис [v] составил клеветническую брошюру о том, что я «немец» и в отдельных оттисках раздавал эту брошюру на Епарх[иальном] Съезде и рабочим, и солдатским депутатам. Такая агитация и создала известное настроение на Съезде. Но Съезд требовал удаления и Е[пископа] Палладия. Почему же ему дано, все-таки, настоятельство, а я изгнан из числа братии?

http://bogoslov.ru/article/5929796

Революция 1917 года принесла смятение в саратовскую церковную жизнь. Конфликт правящего епископа Палладия и викарного Леонтия (фон Вимпфена) закончился тем, что по постановлению епархиального съезда оба они были удалены со своих кафедр; через некоторое время это решение утвердил Святейший Синод. Вследствие этих событий преосвященный Досифей стал временно управляющим огромной Саратовской епархией. В период конфликта он предпочел остаться от него в стороне, а потому его кандидатура представлялась естественной и всем понятной. 1917-й. Первый епископ-избранник в Саратове. Делегат Всероссийского Собора 11 августа 1917 года Святейший Синод разрешил Саратовскому епархиальному собранию избрать правящего архиерея. Избрание архиерея происходило впервые в истории епархии. 13 августа были проведены первые, пробные выборы, на которых большинство голосов (154) получил епископ Вольский Досифей. 14 августа в Александро-Невском кафедральном соборе после Божественной литургии состоялись уже сами выборы: в основу их церемониала были положены правила для выборов Московской епархии, на которых правящим архиереем был избран митрополит Тихон (Беллавин), в скором будущем Патриарх всея России. У царских врат главного храма Саратова был поставлен стол с урной. У левого придела находился стол, за которым делегатам епархиального собрания выдавали бюллетени и конверты. «Каждый получивший бюллетень выборщик поднимался на солею левого придела храма, здесь на одном из аналоев писал имя кандидата во епископа, запечатывал бюллетень в конверт, затем проходил через левый клирос на солею главного алтаря... Священники-выборщики были в епитрахилях, а диаконы и псаломщики - в стихарях. Все время присутствующие в храме делегаты, хор церковно-народный и хор диаконов и псаломщиков пели поочередно церковные песнопения... Подача бюллетеней протекала в образцовом порядке» 1 . Епископ Вольский Досифей получил 248 из 277 голосов делегатов собрания, о чем был составлен акт. После этого два архиерея - преосвященные Досифей и Дамиан (Говоров) - вышли из алтаря, и владыка Дамиан провозгласил «Аксиос» («Достоин»), а все присутствующие подхватили этот возглас, пропев также гимн «Тебе Бога хвалим». Вскоре Святейший Синод утвердил избрание, а вот ходатайство клира и мирян о «возведении... епископа Досифея в сан архиепископа, ввиду выдающегося положения саратовской архиерейской кафедры» 2 было Синодом отклонено.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/25/skor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010