Конечно же, докладами игумена Дамаскина (Орловского) и протоиереев Владислава Цыпина и Георгия Митрофанова далеко не исчерпываются материалы конференции «Прославление и почитание святых». Но и из представленных докладов видно, что основная работа Комиссии по канонизации святых лежит в области дальнейшего изучения материалов жизни новомучеников и исповедников XX века. И если относительно пострадавших в 1920–1930-е годы, вероятно, большая часть материалов уже изучена, то неизученными еще остаются 1940–1960-е годы, когда, быть может, было не так уже много мучеников, но много исповедников, тех, которые, растеряв в тюрьмах и ссылках свое здоровье, окончили свой путь служения Церкви уже на свободе. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 16. Цит. по: Владислав Цыпин, протоиерей. Богословско-канонические основания прославления святых. Дамаскин (Орловский), игумен. Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 3 октября 2013, 06:12 Спасибо за интересную и содержательную статью!Жалко, что совсем немного упомянули о страстотерпцах. Я собираю теоретический материал о страстотерпцах, помогите, пожалуйста, подобрать литературу, если у Вас есть время и возможность! Благодарю! Алексей Спирин, астрахань 5 марта 2009, 10:09 Спасибо большое за статью. Она содержательна и очень интересна. Хотелось бы высказаться по поводу упоминаемого в статье епископа Леонтия Вимпфена. Ряд противоречий в работах исследователей, посвященных жизни этого человека, привел меня к первоисточникам в гос. архив. После чего могу сказать следующее: 1. До сих пор так до конца и не известно за что был запрещен в священнослужении епископ Леонтий. Все " факты " в работах исследователей взяты из светской (точнее, советской) прессы, где присутствует и такая формулировка " за революционный образ мыслей " . А исследователи позволяют себе менять свое мнение, основанное на одних и тех же фактах, на другое и обратно буквально за 2 года.

http://pravoslavie.ru/29507.html

Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием, 524 приветствуя вступление вашего сиятельства на должность Председателя Совета министров, просим принять искреннее пожелание, чтобы вы, объединив под своим председательством Правительство, с помощью Божией объединили и все силы Русской земли для защиты от врагов на благо дорогой Родины. Обер-прокурору Св. синода: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием приветствуем вступление вашего высокопревосходительства на служение церкви в должности обер-прокурора Святейшего синода в твердом уповании на ваше содействие скорому обновлению жизни церкви на началах соборности. Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 121. 286. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли) 5 марта 1917 г. 5 марта отслужена литургия и молебен о даровании Временному правительству силы к скорейшему восстановлению государственного и общественного порядка в дорогой отчизне. Да здравствует Временное правительство. 525 Подробности доложу письменно. Епископ Кирион РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 8. Подлинник; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. (47). С. 2. 287. Телеграммы викария Саратовской епархии епископа Петровского Леонтия (фон Вимпфен) 5 марта 1917 г. Председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову: Дорогой, свободной Родине несу горячие молитвенные благопожелания возжечь пред миром яркий светоч православия, раскрыть его богатейшие сокровища, всего, чем Дух светится, в чем слышен сердцу глас небес, в чем жизнь грядущих дней таится, в союзе мира всех сердец. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Во свете истинной христианской свободы и мира да процветает обновленный строй Церковной жизни. Да поможет вам Господь приблизить час соборного возрождения русской церкви, и да узрим в нем царствие Божие, пришедшее в силе. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 267; Саратовский листок. Саратов, 1917. 52. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

291. Телеграммы епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Духовенство Екатеринославской епархии вместе со мною приветствует Ваше Высокопревосходительство, Славного Екатеринославца, и в вашем лице дорогую Родину с началом новой эры в ее жизни. Уверены, что с Божией помощью новый строй скоро воплотится в жизни и принесет нашей дорогой Родине спокойствие, счастье и радость скорейшей славной победы над жестоким врагом. Я же и все екатеринославское епархиальное духовенство при новых условиях жизни заявляет готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и дорогой Родины в полном подчинении новому Правительству. Агапит, епископ Екатеринославский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 1617. Подлинник; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 106. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновленный строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания. Я и духовенство при новых условиях жизни выражаем готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и Дорогой Родины в полном подчинении Новому Правительству, о чем благоволите довести до сведения Правительства. Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 107. 292. Телеграмма Родзянко епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова), викарных епископов Петровского Леонтия (фон Вимпфен) и Вольского Досифея (Протопопова), духовенства и корпораций духовно-учебных заведений Саратовской епархии 6 марта 1917 г. С теплой молитвой приветствуя обновленный государственный строй дорогой Родины, духовенство и духовно-учебные заведения Саратовской епархии во главе со своим архипастырем и преосвященными викариями выражают в лице Вашего Высокопревосходительства Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, свое полное доверие, в твердом уповании, что обновление государственного строя с победоносным окончанием войны выведет горячо любимую Родину на светлый путь мирного преуспеяния, возродит к новой жизни деятельность Святой Православной Церкви, свободной от темных влияний, и облегчит духовной школе выполнение ее назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сент. 1918 г. в Астрахани возник Епархиальный союз церквей во главе с Царёвским еп. Леонтием (Вимпфеном) , союз провозгласил своей задачей демократизацию Церкви и ограничение власти архиереев. Астраханский архиеп. Митрофан (Краснопольский) прекратил общение со своим викарием. В 1919 г. началась кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе к-рой были расстреляны причт и совет церкви с. Карантинного (11 чел.), староста астраханской Владимирской ц., 23 июня расстреляли архиеп. Митрофана и еп. Леонтия. Епископов обвинили в причастности к контрреволюционной группе «Цианистый калий», к-рая якобы имела цель отравить военное руководство города и часть личного состава воинских частей. До назначения правящего архиерея Патриарх Тихон возложил управление Астраханской епархией на викарного Енотаевского еп. Анатолия (Соколова) . После перевода в марте 1920 г. на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был назначен еп. Царёвским, спустя 3 месяца архиеп. Палладий скончался и еп. Анатолий вновь встал во главе епархии. Проповеди еп. Анатолия, в к-рых архиерей объяснял происходившие в России события как борьбу Бога с антихристом , послужили поводом для обвинения еп. Анатолия в подстрекательстве к беспорядкам в отдельных городах и селениях края. Объезд архиереем епархии в 1920 г. закончился акциями гражданского неповиновения, после чего были проведены массовые аресты священнослужителей. В кон. 1921 г. на Астраханскую кафедру был назначен архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , до апр. 1922 г. остававшийся в Москве, где он был арестован. В нач. мая в Астрахани началось следствие по делу еп. Анатолия (Соколова), ключаря кафедрального собора о. Димитрия Стефановского и др., обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей . В июле 1922 г. еп. Анатолий уклонился в обновленчество и создал раскольнический «епархиальный совет». Обновленцы при поддержке властей заняли часть храмов епархии. В июне 1923 г. общегородское собрание духовенства и мирян постановило считать еп. Анатолия отпавшим от правосл. Церкви и прервать с ним общение, в ответ епископ запретил большинство астраханского духовенства в священнослужении. Осенью 1923 г. церковноприходской совет, в к-рый входили представители всех правосл. общин Астрахани, направил прошение Патриарху Тихону с просьбой назначить др. епископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Личных средств я не имею, а жить в монастыре в числе братии без своей копейки невозможно, особенно при теперешних обстоятельствах дороговизны. Я не получил ответа на свое первое прошение в Синод, поданное в середине мая, и потому на днях отправил второе и прошу о назначении мне пенсии и выдаче прогон, и наконец, в чем моя вина, за которую я обречен на изгнание и ссылку в число братии. Я не знаю за собой на протяжении всей службы никакого преступления, никакой по службе моей тяжкой вины, кот[орая] могла бы караться так жестоко. Я еще полон сил и могу работать. За что же меня ссылать? Я терпел в прошлом за непоклонение Распутину, я умолял не посылать меня к Е[пископу] Палладию, и мои ученики по Духовному Училищу и Семинарии не думаю, что сказали [бы] обо мне что-либо худое. Теперь страдать приходится не мне одному, а со мной лишится куска хлеба и мой неизлечимо больной брат, живший моею помощью. Страдают и питомцы, за кот[орых] я платил и давал образование, и за что же все сие? Усердно прошу заступитесь, назначьте пенсию или восстановите справедливость и дайте назначение. Ваш Богомолец и покорный слуга Епископ Леонтий.   Л. 16–17. Рукопись. Автограф.   3  28/VII 1918 +  Высокопочитаемый Антоний Владимирович! Несмотря на все ничтожество моего голоса, как человека опального, устраненного от активности деятельности и сосланного в число братии захолустного монастыря, не могу отказать себе в выражении одушевляющего меня чувства радости по случаю Вашего назначения на пост Обер-Прокурора Св. Синода. Какое счастие, что это произошло до созыва Ц. Собора и что работа предстоит с Вами! Kριε Ες Πολλα Ваш покорный слуга и Богомолец, б[ывший] Афинянин Епископ Леонтий   Л. 59–60. Рукопись. Автограф.   4  Покрово-Болдинский монастырь, Братский корпус, г. Астрахань   +  Глубокочимый Антоний Владимирович! Мне стало известно, что Астраханский Владыка Митрофан сделал Св. Синоду представление о назначении меня к нему викарием. Усердно прошу Вас, окажите Ваше влиятельное содействие к устроению меня согласно сему представлению викарием в Астрахань.  Я прямо измучился от нависшей надо мной кары, которая является результатом какого-то сплошного недоразумения.

http://bogoslov.ru/article/5929796

Агитируя против меня на Съезде дух[овенства], Е[пископ] Палладий вел агитацию в мое отсутствие и в монастыре, и всех лиц из братии, не желавших давать ложные показания и подписываться над клеветническим доносом, он уволил из монастыря и лишил должностей. Результатом этого и было прошение братии. Однако с моим возвращением и с вступлением в управление епархией Е[пископа] Досифе [vi] – монастырская братия исповедует чистосердечно, что они клеветали по научению Е[пископа] Палладия и под гнетом обстоятельств. Вот картина всего произошедшего здесь. Я не чувствую себя ни в чем виноватым. Из Казани я был взят обманом в Тифлис [vii] . Об этом знает Пр[еосвященный] Сергий [viii] . А далее я не мог ужиться с распутинц Питиримом [ix] ; в Оренбурге с секретарем к[онсисто]рии взяточником и распущенным Говядовским [x] и наконец с ярким тоже распутинцем Палладием. В чем же моя вина? Я страдал и в прошлом и обречен на страдание и теперь? Я не имею никаких средств и уволен без пенсии. Между тем мне надо неотложно делать операцию, иначе мне грозит рак кишечник . И в такое время лишаюсь службы и за что же? Мой брат [xi] , который совсем больной и живет на мою помощь, – остался тоже без крова и хлеба. За что же все это? После 17-ти лет службы – без суда и следствия – я изгнан. Прошения я никакого не подавал и не се < бя> виноватым. Прошу заступитесь и не откажите в и устроении меня на службу или в назначении пенсии. Ваш Богомолец Е[пископ] Леонт[ий] [P. S.] [xii] Оренбуржцы заполнили канцелярию обер-прокурора просьбами за меня. Прикажите подать Вам все телеграммы. Неужели и это все тщетно?   Л. 14–15 об. Рукопись. Автограф. Имеются карандашные подчеркивания. Авторское подчеркивание передано в тексте.   2  21/VI 1917  Адрес: Рязано-Уральская ж. д., станция Колышлей, С. [Старая] Потловка, е[пископу] Леонтию   + Глубокопочитаемый Антоний Владимирович! Я уже беспокоил Вас письмом и решаюсь еще раз просить Вас, не откажите войти в мое тяжкое положение с увольнением меня в число братии и даже без пенсии и без прогон к месту моей ссылки.

http://bogoslov.ru/article/5929796

26 апр. 1916 г. Д. был хиротонисан в Тифлисе в Сионском соборе епископом Ереванским, викарием Грузинской епархии. 7 июля 1917 г. назначен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Пребывал в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре. Д. столкнулся с последствиями конфликта предшествовавшего викарного Петровского еп. Леонтия (Вимпфена) с правящим Саратовским и Царицынским еп. Палладием (Добронравовым) , разногласия между к-рыми смутили часть священнослужителей и монашествующих. Д. вместе с Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) прилагали много усилий, стремясь вернуть епархиальную жизнь в каноническое русло. После выделения в сент. 1918 г. из Саратовской губ. Царицынской губ. решением Патриарха свт. Тихона и Св. Синода была образована Царицынская епархия РПЦ. Первым правящим архиереем учрежденной епархии стал Д. Организация епархиальной жизни проходила в условиях Гражданской войны, во время ожесточенных боев за обладание Царицыным между красными и белыми войсками. Мн. благочиния остались без священников, арестованных ЧК или бежавших к белым. Расправа со стороны красных угрожала и архиерею. После взятия Царицына войсками ген. А. И. Деникина Д. в авг. 1919 г. созвал собрание епархиального духовенства по вопросам оказания помощи священнослужителям, бежавшим в Царицын от красных. Собрание постановило открыть в Царицыне пастырско-богословское уч-ще. В авг.-окт. 1919 г. из-за угрозы захвата Царицына красными Д. находился в эвакуации в Ставрополе, где им была организована работа Царицынского пастырско-богословского уч-ща. В кон. окт. вернулся в Царицын, но в кон. дек. 1919 г. в связи с общим отступлением войск ген. Деникина выехал в Ростов-на-Дону, а затем в Крым. 8 сент. 1920 г. в Крыму Д. было создано Всероссийское Свято-Владимирское правосл. братство с целью духовной поддержки беженцев. Д. читал публичные лекции в Севастопольском морском офицерском собрании, в госпиталях и лазаретах. В пос. Нов. Херсонес (Туровка) была открыта гимназия смешанного типа, на содержание к-рой шли средства начавшего работу братского кооператива. В нояб. 1920 г., когда в Крым вошла Красная Армия, Д. эвакуировался в К-поль. 1 сент. 1922 г. принимал участие в расширенном заседании Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), на к-ром обсуждалась ситуация в связи с изданием Патриархом св. Тихоном, находившимся под арестом в Москве, указа об упразднении ВЦУЗ.

http://pravenc.ru/text/168778.html

Поэтому, когда разного рода демагоги пытаются приписать Церкви экстремизм, они просто скрывают подлинные причины политики советской власти в отношении православной веры, выставляя на обозрение лишь реакцию Церкви, вполне безобидную по нынешним меркам. Фактически, то, что встречается в посланиях святителя Тихона, отражено и в современных документах Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в частности говорится, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям», то Церковь «должна отказать государству в повиновении» и может «обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (ОСК. III.5). В качестве иллюстрации того, как на самом деле относилась новая власть к Церкви и к какому результату в итоге должны были привести её постановления, можно рассмотреть историю епископа Леонтия (Вимпфена). Будучи человеком нестяжательным и милостивым, он отличался искренней ревностью к справедливости, которая превращалась порой у владыки в ревность не по разуму. Будучи епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, епископ Леонтий принял и даже приветствовал декрет об отделении Церкви от государства, что было вызвано не страхом его перед властями или исканием своей выгоды, а следствием заблуждения, по которому «он видел в Советской власти благо и принимал ее постановления с искренней простотой за чистую монету» 42 . В результате такой позиции у него были проблемы во взаимоотношениях с правящим архиереем – архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Желая оказать помощь больным и раненым красноармейцам, а также инвалидам первой мировой войны, которых просто выписывали на улицу из-за нехватки мест в больницах, епископ Леонтий обратился к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам» старой императорской и красной армии. Воззвание было напечатано в местной советской прессе и оканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня (см.: Мф. 25, 43 )». Кроме этого владыка Леонтий участвовал вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским) 24 мая 1919 года в многотысячном крестном ходе, посвящённом памяти святителя Иосифа Астраханского. Данные факты вызвали большое озлобление у местных военных властей. Председатель Астраханского Губчека Г. Атарбеков, с согласия председателя Астраханского Ревкома и любимца И.В. Сталина С.М. Кирова, арестовал архиереев и, предъявив им бредовое обвинение «в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием», приговорил их к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 6 июля 1919 года 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Революция 1917 года принесла смятение в саратовскую церковную жизнь. Конфликт правящего епископа Палладия и викарного Леонтия (фон Вимпфена) закончился тем, что по постановлению епархиального съезда оба они были удалены со своих кафедр; через некоторое время это решение утвердил Святейший Синод. Вследствие этих событий преосвященный Досифей стал временно управляющим огромной Саратовской епархией. В период конфликта он предпочел остаться от него в стороне, а потому его кандидатура представлялась естественной и всем понятной. 1917-й. Первый епископ-избранник в Саратове. Делегат Всероссийского Собора 11 августа 1917 года Святейший Синод разрешил Саратовскому епархиальному собранию избрать правящего архиерея. Избрание архиерея происходило впервые в истории епархии. 13 августа были проведены первые, пробные выборы, на которых большинство голосов (154) получил епископ Вольский Досифей. 14 августа в Александро-Невском кафедральном соборе после Божественной литургии состоялись уже сами выборы: в основу их церемониала были положены правила для выборов Московской епархии, на которых правящим архиереем был избран митрополит Тихон (Беллавин), в скором будущем Патриарх всея России. У царских врат главного храма Саратова был поставлен стол с урной. У левого придела находился стол, за которым делегатам епархиального собрания выдавали бюллетени и конверты. «Каждый получивший бюллетень выборщик поднимался на солею левого придела храма, здесь на одном из аналоев писал имя кандидата во епископа, запечатывал бюллетень в конверт, затем проходил через левый клирос на солею главного алтаря... Священники-выборщики были в епитрахилях, а диаконы и псаломщики - в стихарях. Все время присутствующие в храме делегаты, хор церковно-народный и хор диаконов и псаломщиков пели поочередно церковные песнопения... Подача бюллетеней протекала в образцовом порядке» 1 . Епископ Вольский Досифей получил 248 из 277 голосов делегатов собрания, о чем был составлен акт. После этого два архиерея - преосвященные Досифей и Дамиан (Говоров) - вышли из алтаря, и владыка Дамиан провозгласил «Аксиос» («Достоин»), а все присутствующие подхватили этот возглас, пропев также гимн «Тебе Бога хвалим». Вскоре Святейший Синод утвердил избрание, а вот ходатайство клира и мирян о «возведении... епископа Досифея в сан архиепископа, ввиду выдающегося положения саратовской архиерейской кафедры» 2 было Синодом отклонено.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/25/skor...

Поэтому, когда разного рода демагоги пытаются приписать Церкви экстремизм, они просто скрывают подлинные причины политики советской власти в отношении православной веры, выставляя на обозрение лишь её реакцию, вполне безобидную по нынешним меркам. Фактически, то что встречается в посланиях святителя Тихона отражено и в современных документах Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в частности говорится, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям», то Церковь «должна отказать государству в повиновении» и может «обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (ОСК. III.5). В качестве иллюстрации того, как на самом деле относилась новая власть к Церкви и к какому результату в итоге должны были привести ее постановления можно рассмотреть историю епископа Леонтия (Вимпфена). Будучи человеком нестяжательным и милостивым, он отличался искренней ревностью к справедливости, которая превращалась порой у владыки в ревность не по разуму. Будучи епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, епископ Леонтий принял и даже приветствовал декрет об отделении Церкви от государства, что было вызвано не страхом его перед властями, или исканием своей выгоды, а следствием заблуждения, по которому «он видел в Советской власти благо и принимал её постановления с искренней простотой за чистую монету» 42 . В результате такой позиции у него были проблемы во взаимоотношениях с правящим архиереем – архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Желая оказать помощь больным и раненым красноармейцами, а также инвалидам первой мировой войны, которых просто выписывали на улицу из-за нехватки мест в больницах, епископ Леонтий обратился к православному населению с призывом «оказать помощь раненным и больным воинам» старой императорской и красной армии. Воззвание было напечатано в местной советской прессе и оканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня» (см. Матф.25:43 ). Кроме этого владыка Леонтий участвовал вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским) 24 мая 1919 г. в многотысячном крестном ходе, посвященном памяти святителя Иосифа Астраханского. Данные факты вызвали большое озлобление у местных военных властей. Председатель Астраханского Губчека Атарбеков с согласия председателя Астраханского Ревкома и любимца И.В. Сталина С.М. Кирова арестовал архиереев и предъявив им бредовое обвинение «в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием» приговорил их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 6 июля 1919 года 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010